Идея школы в природе

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Лекция 6 ПЕДАГОГИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Педагогика эпохи Возрождения План 1. Развитие западноевропейской школы в XIV–XVI вв. 2. Средневековые университеты." — Транскрипт:

1 Лекция 6 ПЕДАГОГИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

2 Педагогика эпохи Возрождения План 1. Развитие западноевропейской школы в XIV–XVI вв. 2. Средневековые университеты. 3. Прогрессивные педагогические взгляды гуманистов эпохи Возрождения.

3 Литература для самостоятельного изучения

4 Новые направления в развитии педагогики в эпоху Возрождения Педагогическая триада эпохи Возрождения Классическое образование Духовно- гражданское воспитание Физическое развитие

5 Новые направления в развитии педагогики в эпоху Возрождения Всестороннее и гармоничное развитие личности Провозглашение принципа уважения к личности ребенка Выдвижение на первый план нравственного воспитания Понимание процесса обучения как добровольного, сознательного и радост- ного, развивающего активность учащихся Обогащение программы классического образования (греческий, латинский и родной языки, античная литература, география, физика, астрономия) Осознание важной роли личности учителя в обучении и воспитании детей

7 Западноевропейские школы в эпоху Возрождения Городские (латинские) школы. Носили светский характер и подчинялись местным и общегосударственным властям. В школах господствовали вербальность и заучивание. В старших классах использовались монологи, диспуты на латыни, лекции. Были распространены театральные представления (мистерии), которые содействовали расширению культуры, эстетическому развитию учащихся.

8 Западноевропейские школы в эпоху Возрождения Гимназии (в Германии) Афинская школа Наваррский коллеж, колыбель раннего французского гуманизма (XV в.) Дворцовые школы (в Германии и Италии) Коллежи (во Франции)

10 Оксвордский университет (Англия, 1117) Падуанский университет (Италия, 1222)

11 Средневековые университеты Сорбонна (Парижский университет, Франция, 1215) Ягеллонский университет (Польша, Краков, 1364)

12 Средневековые университеты Гейдельбергский университет, (Германия, 1386) Кембридский университет (Великобритания, 1209)

14 Средневековые университеты Артистический факультет Богословский факультет Юридический факультет Медицинский факультет

18 Гуманисты эпохи Возрождения Франсуа Рабле (1494–1553 гг.) – французский писатель, был священником, врачом, профессором анатомии

21 Гуманисты эпохи Возрождения Томмазо Кампанелла (1568–1639 гг.) – итальянский философ и писатель Родился я, чтоб поразить порок – Софизмы, лицемерие, тиранство, Я оценил Фемиды постоянство, Мощь, Разум и Любовь – ее урок. В открытиях философских высший прок, Где истина преподана без чванства, – Бальзам от лжи тройной, от окаянства, Под коим мир стенящий изнемог. Т. Кампанелла

22 Тестовые задания 1. В перечень факультетов средневековых университетов не входил: а) богословский; б) математический; в) медицинский; г) юридический. 2. Одной из основных форм обучения в средневековых университетах был(а): а) самостоятельная работа; б) лекция; в) беседа; г) практикум. 3. Основным учебным заведением в Западной Европе XVII в., дававшим классическое образование, стала: а) реальная школа; б) бюргерская школа; в) гимназия; г) кафедральная школы.

Гуманисты эпохи Возрождения об образовании и воспитании

Гуманисты эпохи Возрождения выдвигали на первое место культ человека.

Человек в гуманистических трактатах о воспитании представляет со­бой личность деятельную, социально и граждански ориентированную, высоконравственную, обладающую чувством собственного достоинства, мужеством, физической и душевной стойкостью, способную быть за­щитником Отечества; ей присуще стремление к похвале, славе и боль­шим делам; ее отличают всестороннее образование и культура.

Всестороннее развитие личности как величайшая ценность.

Приверженность античной культуре.

Уважение личности ребенка, против схоластического обучения и суро­вой дисциплины.

Нравственность — прежде всего. Способность к выполнению долга граж­данина.

Физическое воспитание и труд как важные средства формирования лич­ности при главенствующей роли образования. Физическое воспитание осуществляется с помощью упражнений, соединяющих античное пятибо­рье с элементами физического воспитания рыцаря, закаливания (холо­дом, длительным бодрствованием, трудом), подвижных игр на воздухе, прогулок, танцев, правильного питания и сна.

Особенностью гуманистического воспитания этого периода является клас­сический характер образования, в основе которого — древние языки (латин­ский и греческий) и античная литература. Из христианской литературы - Библия и отцы церкви. Основные предметы изучения: история, мораль­ная философия, поэзия, риторика, грамматика и диалектика (последней был предан служебный характер), имеющие прежде всего воспитатель­ный характер. Естественный цикл был представлен: квадривиумом (ариф­метика, геометрия, музыка и астрономия); в отдельных школах итальянс­ких гуманистов преподавали географию и астрологию. У гуманистов других стран шире, чем у итальянских, представлен в образовании естественный цикл знаний: физика как наука о природе, в математике выделяются оптика и архитектура, изучаются труды натуралистов и медиков.

Новшество в воспитании: развитие эстетического вкуса путем занятий живописью, музыкой, поэзией; введение в образование родного языка.

Утверждали доступность образования для всех, но обучение в их шко­лах в основном было платным.

Против физических наказаний. В своей школе ввел самоуправление.

Способные бедные дети только в его школе учились бесплатно.

Трактаты: О методе обучения, Об изучении языков, О способе занятий с детьми, О воспитании женщины-христианки, Путеводитель к премудрости.

Педагогические взгляды исходят из представления о природе как образце для воспитания. Автор первого в истории педагогики трактата о воспитании женщины.

Выступает против схоластического обучения. В ученике необходимо развивать способность наблюдать явления природы и окружающей жизни и размышлять о них. Придавал большое значение естественным наукам, древним языкам, класси­ческой литературе и истории. Ценными являются мысли о психологическом подходе к детям и его понимание психологии. Говорил о гигиенических требова­ниях к школьному зданию и его местоположении.

Учитель, по его мнению, должен быть примером нравственности и дисциплины, трудолюбивым, доброжелательным, тщательно подготовлен­ным к занятиям, сторонником мягкой дисциплины.

ФРАНСУА РАБЛЕ (1494—1553) — французский писатель-гуманист, был священником, профессором анатомии.

Труд: Гаргантюа и Пантагрюэль.

К педагогам-гуманистам эпохи Возрождения относились также: П. Вержерио (1350—1444), М. Веджо (1406—1456), Э. Пикколомини (1405—1464), Л. Бруни (1369-1444) — Италия; Р. Агрикола (1443-1485), И. Рейхин (1455— 1522) — Германия; М. Монтенъ (1533—1592) — Франция; Т. Мор (1478—1535) - Англия; Эразм Роттердамский (1467—1536) — Нидерланды и др.

ПЕДАГОГИКА ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО (1467—1536)

Основные работы: О раннем и достойном воспитании детей; О методе обучения; Воспитание христианского государя; Книжица о приличии детских нравов; Цицеронианец; Похвала глупости; Разговоры запросто; Оружие хри­стианского воина; Экклезиаст, или Евангельский проповедник; Диатриба, или Рассуждение о свободе воли; О двойном изобилии — слов и предметов; Книжица о соединении восьми частей речи; Параболы или сравнения, выбран­ные из некоторых лучших авторов.

Эразм Роттердамский творил в самых разных областях: от теологии до педагогики. В педагогике и философии он выступает как христианский гуманист. Основополагающие идеи, на которых построена педагогика Эразма:

человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его
моральная и юридическая ответственность;

выступал против всякого насилия и войн.

Впервые в мировой педагогике показал воспитание как универсальное явление, как форму становления и развития человека. Вне воспитания раз­витие ребенка невозможно. Вся дальнейшая жизнь человека определяет­ся воспитанием, полученным в раннем детстве.

Вновь открыл для мировой педагогики такое явление, как Мир ребен­ка, Мир детства. В средние века фактически не знали мира детства! Все педагогические сочинения Эразма написаны с учетом детского возраста.

Ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя и пригласить его в дом.

Надо помнить и о физическом развитии ребенка, заботиться о правиль­ном режиме, умеренном питании, специальных занятиях и играх, но все должно быть в меру, без излишеств.

Факторы, учитываемые в процессе воспитания ребенка:

возраст — не допускать ничего такого, что превосходит силы ребенка, даже игры;

склонности и способности ребенка воспитатель должен как можно
раньше распознать, опираться на них, потому что человек легче схватывает то, к чему предрасположена его природа.

Выступил на защиту ребенка, на защиту детства, что явилось принципиально новым в понимании детства и роли воспитания, новым в педагогике. Считал, что ребенок имеет право на правильное воспитание. Внутренний мир ребенка – это божественный мир, и к нему нельзя относиться с той жестокостью, которая царила по отношению к нему всюду.

Его протест против жестокости по отношению к детям был величайшим актом гуманизма, положившим начало поиску форм воспитания, исклю­чающих насилие.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Воспитание является целью, обучение — средством, но главным в воспи­тании выступает правильно поставленное образование. Правильно по­ставленным образованием является классическое, в основе которого лежат латинский и древнегреческий языки и античная культура.

Ребенку надо дать раннее научное образование. Начинать нужно с трех лет. Обучать сначала языкам, к которым малый ребенок очень восприимчив. Но учить надо играя. Эразм предлагает различные игры для обучения чтению, пись­му, но предупреждает, чтобы игры не были излишне сложными.

Особое внимание при обучении детей нужно уделять тренировке памяти, т. к. от нее зависят все дальнейшие успехи ребенка в обучении. Требо­вал учитывать собственную активность и деятельность ребенка.

Религиозные произведения отличаются единством как религиозного, так и философского содержания. Им разработаны пути совершенствования каждого человека в христианской вере.

Выступал за домашнее образование не только для королевского сына, но и для детей простых граждан из-за суровости и жестокости средневе­кового школьного обучения.

Постоянно напоминал учителям, что профессия воспитателя — наибо­лее важная в обществе, поскольку от труда учителя зависит его будущее. Поэтому сами воспитатели и учителя должны быть по-настоящему вос­питанны, образованны и подготовлены к своему делу.

Педагоги-гуманисты ставили задачей воспитать здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами. Они уделяли большое внимание физическому и умственному воспитанию детей, которое содействовало бы развитию в них творческой активности, самодеятельности, вооружало их реальными светскими знаниями. Гуманисты считали, что обучение должно быть основано на наглядности и обеспечивать сознательное усвоение знаний учащимися. Они осуждали характерную для средневековья палочную дисциплину, призывали бережно и внимательно подходить к ребенку, уважать его как личность. Протестуя против феодальной системы воспитания, против догматизма и подавления умственных сил ребенка, педагоги-гуманисты выдвигали, безусловно, передовые для своего времени педагогические требования. Влияние идей гуманистов распространялось только в школах, где учились дети знатных и состоятельных родителей.

Педагогика эпохи Возрождения большое значение придавала стимулированию живого интереса учащихся к знаниям, развитию их практических умений и навыков. Появлялись школы, где создавалась такая атмосфера учения, которая превращала процесс познания в радостную и интересную деятельность самого ребенка. В этот период широко использовались экскурсии, наглядность всех видов, игры, уроки среди живой природы.

Большое значение Мор придавал физическому воспитанию, он придерживался афинской системы физического воспитания; развития путем гимнастики и военных упражнений здорового, сильного и красивого тела.

Интересными и прогрессивными, намного опередившими свое время, были идеи Мора об использовании наглядности при обучении и постоянном самообразовании всех взрослых граждан, независимо от рода их основных занятий. Для этого, считал Мор, необходимо устраивать публичные чтения, лекции и т. д.

Педагогические идеи Томаса Мора имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового образования для мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, подчеркнул огромную роль трудового воспитания, впервые высказал идею о возможности уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом. Он требовал обучения на родном языке учащихся, наметил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание.

С двух лет, считал Кампанелла, следует начинать общественное воспитание детей, а с трехлетнего возраста учить их правильной речи и азбуке, широко используя наглядные изображения, которыми покрыты буквально все стены домов и городских стен. С этого же возраста должно вестись усиленное физическое воспитание детей, а с восьми лет нужно уже начинать систематическое обучение различным наукам. Изучение наук следует сочетать с регулярным посещением различных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии. С двенадцати лет нужно начинать военную подготовку граждан, независимо от пола, чтобы в случае войны женщины могли участвовать в ней вместе со своими детьми-подростками.

Школа располагалась на лоне природы. В отличие от средневековых школ в новой школе было много света и воздуха. Особенно большое внимание уделялось физическому воспитанию учащихся. Основными предметами обучения были классические языки и классическая литература, воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии на природу. Большое значение придавалось играм, развитию физических и духовных сил человека.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Учиться на природе или у природы — значит связывать отвлечённое знание с собственным опытом, переживаниями и наблюдениями. Какие практики внеклассного обучения мы можем использовать для этого сейчас?

Ребёнок должен познавать природу, наблюдать за ней и учиться у неё — эта идея преследует педагогическую теорию и практику начиная с Руссо и заканчивая современными движениями в защиту окружающей среды. Меняются смыслы и методы воспитания, но ключевая мысль остается всё той же: полноценное обучение не сводится к книжной теории и регламентированным занятиям в четырёх стенах школьного класса.

Лес, поле, городской парк или водоём в некоторых случаях могут дать для обучения и познания больше, чем целая полка с учебниками. Как же сделать природу местом и контекстом обучения, и к какому опыту мы здесь можем обратиться?


Юные натуралисты исследуют ежа — советская открытка 1962 года

Юный натуралист — исследователь природы

В России сейчас хотят возродить массовое движение юных натуралистов — правда, это пока всего лишь очередная государственная инициатива с неопределённой судьбой.

О возрождении юннатских организаций ещё в ноябре 2014 года объявил Сергей Шойгу на съезде Русского географического общества. Затем стало известно о запуске тематических программ для детских лагерей, где дети будут изучать экосистемы, наблюдать за животными и учиться ориентироваться на местности.

На самом деле, кружки юннатов и сейчас существуют во многих регионах страны, но в СССР это было действительно массовым и очень заметным движением. Через кружки и станции юных натуралистов прошли миллионы детей.

Это были внешкольные учреждения, попасть в которые можно было начиная с 6-го класса: ребята отправлялись в экскурсии и походы, выращивали растения в парниках и оранжереях, проводили собственные опыты и исследования. Императивом движения было изучение естественных наук через наблюдение и эксперимент.

Документальная программа Самуила Лурье об истории и смысле движения юных натуралистов

Кружки юннатов помогали советским школьникам лучше понять природу, ощутить и увидеть собственными глазами то, как работают законы естественных наук. Этим оно интересно и полезно до сих пор.

Иностранный опыт: экология и командная работа


Примерно с конца 1970-х годов в школах Европы и Северной Америки защита окружающей среды постепенно становится одним из главных вопросов образовательной политики, что сильно влияет и на содержание внеклассной активности.

Школьники средних и старших классов разрабатывают самостоятельные проекты по изучению экосистем, участвуют в ролевых играх и полевых работах. Во многих странах школы тесно связаны с фермами и центрами экологического воспитания; ученики проходят курсы экологической теории в заповедниках и экоцентрах.

— Из Манифеста внеклассного обучения, выпущенного Министерством образования Великобритании в 2011 году

Впрочем, не всё обучение на природе как-то связано с экологией. В одних только США, судя по интернет-каталогу, есть более 550 открытых программ внеклассного обучения. На природе можно изучать всё что угодно: от истории искусства до компьютерных технологий.

Значительная часть проектов по внеклассному обучению направлена на развитие социальных навыков, умение работать в команде, преодолевать препятствия, действовать в условиях риска и неопределённости.

В нашей стране нет чёткого курса экологического воспитания и наработанного опыта внеклассной активности — но, как всегда, есть свои возможности.

Обучение на природе: 5 рецептов для родителей и преподавателей

2. Записаться в летнюю школу или научный лагерь.
Летние школы проводятся не только летом: есть также зимние и весенние проекты для школьников и студентов. Школы бывают как многопрофильными, так и тематическими. Знания о природе ребенок может получить, например, на Летней Экологической Школе, где есть отделение Лабораторно-полевой биологии, или научно-образовательной школе при МПГУ. Часть занятий составляют традиционные лекции и семинары, в остальное время школьники проводят лабораторные практикумы и полевые исследования.


3. Провести обычное занятие на природе.

Если вы преподаватель и можете договориться с администрацией — попробуйте перенести один из своих уроков в парк или за город. Это может быть занятие по биологии, а может быть — и по литературе. Зимой вместо планового занятия в спортзале можно устроить лыжную прогулку. Наблюдайте за природой, птицами и разными видами растений вместе с детьми, попросите их описать различные объекты, которые они видят вокруг. Запаситесь едой, играми и придумайте детям интересные занятия в зависимости от их возраста и увлечений. Такие уроки особенно полезно проводить в начальной школе.

4. Создать выделенную зону для обучения.
Загородные и сельские школы могут организовать отдельные учебные места на открытом воздухе. Так, например, поступили в одной из школ Белгородской области. Рядом с ней находится парк, разбитый ещё в 19 веке, в котором теперь есть спортплощадка и клумбы с растениями. В специальной зоне проводятся уроки и внеучебные занятия с экспериментальными классами.


Занятия на природе предоставляют больше возможностей для активного действия и переживания — но это не значит, что они должны превращаться во что-то неконтролируемое. Скорее наоборот — вылазку на природу необходимо тщательно планировать заранее, чтобы иметь в виду все возможные опасности и неудобства, а также внимательно следить за всей группой во время занятия.

Это может быть интересно :

Конечно, обучение на природе гораздо сложнее организовать, чем обычный школьный урок — но и результат может быть гораздо более впечатляющим. Занятия на природе могут не только дать какие-то знания об экологии и способствовать развитию социальных навыков, но и сделать само обучение более эффективным.

Закон Архимеда и уравнение плавучести проще понять, если ты не только посмотрел на формулу в учебнике, но и пару раз своими руками протащил лодку вдоль берега.

Здесь срабатывает естественная цепная реакция: наблюдение за природой пробуждает любопытство, которое ведет к самостоятельному исследованию и кончается новыми открытиями.

Читайте также: