Идеи для дежурства в школе

Обновлено: 03.07.2024

"Окажем школе уваженье, своим примерным поведеньем"

Но я должна проверить, все ли классы пришли на линейку. (Перекличка). Молодцы! Все собрались без опозданий. Слово для отчёта предоставляется дежурным.

1.На прошлой неделе дежурили мы, ученики 2,4 классов. Неделя была насыщена школьными и районными мероприятиями

2.Наша жизнь состоит из постоянной борьбы за удачу, успех, знания, выживание, преодоление. В понедельник в школе проходили соревнования по стрельбе.

1.Лучшие стрелки школы: Инна, Сергей , Алексей

2.В среду, 20 февраля, наши победители принимали участие в районных соревнованиях по стрельбе.

1.Была ожесточённая борьба. И очень приятно, что Наташа, сражаясь с достойной соперницей, получила серебро.

2. В результате, копилка школьных грамот пополнилась ещё одной грамотой за 2-ое место.

1.Всю неделю спортсмены продолжали активно заниматься спортом. Завтра ребята планируют поездку в с. Новокиевский Увал на Фестиваль ГТО.

2.Во вторник во 2,4 классах прошел открытый классный час на тему " Мой путь к доброте".

1. Вся школа готовилась ко Дню открытых дверей. Мероприятие прошло в четверг, 21 февраля.

2.Малыши - дошкольники в четверг приходили на подготовительные занятия. Учиться им очень нравится.

1. Мужчин и мальчиков мы поздравляли с праздником в пятницу.

2. Не можем утаить мы неприятное событие, которое произошло на прошедшей неделе.

1. Во вторник в раздевалке произошло ЧП. Мальчики Юра и Игорь отправились на урок физкультуры, но до спортзала они так и не дошли. Затеяли драку в раздевалке. В результате драки очень пострадал первоклассник.

2. Мы обращаемся ко всем школьникам

1. Ребята, в школе существуют определённые правила поведения, и их стоит придерживаться. Категорически запрещается применять физическую силу: толкать друг друга и драться.

2.Дерутся те, кто не умеет выражать свои мысли и желания.

1. Помните! Вы причиняете боль другому человеку, а за нанесение физического ущерба должны нести ответственность.

2. Послушайте стихи дежурных, и постарайтесь следовать их советам.

1. Если в школе перемена, значит драка непременно! На переменах не дерись, Лучше делом ты займись

2. На перемене всё ж, друзья, Лучше не беситься, О батарею головой можно приложиться.

3. Не дразнись, не зазнавайся, В школе всем помочь старайся! Зря не хмурься, будь смелей. И найдёшь себе друзей!

4. Быть крутым у нас несложно: Не дерись и не дразнись, Младшим другом стань надёжным, Старшим грубо не перечь

5.Ребята, в школе не годится: Кричать и бегать, и носиться, По коридорам не скачите, Свои носы поберегите.

6.Нельзя говорить никому никогда Обидные или плохие слова!

7. Звенит звонок на переменку. С друзьями весело играй. Но драки, толкотню и визги, пожалуйста, не затевай.

8 дежурный: Конечно, школа - дом родной. Для всех ребят, но, как известно, Она еще для нас с тобой, Дружок, общественное место. Здесь существует с давних лет Особый школьный этикет. И помнит каждый школьник пусть: Он должен знать об этикете. А первоклассник наизусть. Заучит пусть законы эти.

Дежурство по школе – традиция не только советских образовательных учреждений, но и японских . В Стране восходящего солнца – как когда-то в СССР – уверены, что любой труд на благо коллектива почетен и уважаем, а приучение к личной ответственности за чистоту и порядок вокруг – основа правильного воспитания. Сейчас необходимость организации дежурства в школе вызывает у некоторых родителей большие сомнения. Что с этим делать и как правильно все оформить, читайте в нашей статье.

Документы для организации дежурства в школе: положение, журнал, график, отчет

Для организации дежурства в школе одной лишь устной договоренности всех участников образовательного процесса недостаточно. Необходим целый ряд документов. Чтобы облегчить вам жизнь, в статье мы дадим в некотором роде справку об организации дежурства по школе.

Когда все формальности улажены, директор издает приказ о дежурстве по школе и знакомит с ним сотрудников.

Каждый класс должен иметь журнал дежурства по школе. Отвечает за него либо староста, либо классный руководитель. В журнале отмечают опоздавших и вовсе не явившихся на занятия учеников (с указанием причины); тех, кто пришел без сменной обуви либо не в школьной форме; фиксируются все происшествия (драка, разбитое окно, пропавшие вещи и т. д.).

Кто входит в дежурную смену

В соответствии с графиком дежурств в школе в данную смену входят (для вашего удобства указываем еще и временные рамки нахождения на посту):

  • представитель администрации учебного заведения – за 30 минут до начала первого урока и до 17.00;
  • технический персонал – за 30 минут до начала первого урока и до 17.00;
  • классный руководитель дежурного класса – за 20 минут до начала первого урока и до 14.00–15.00, в зависимости от школьного расписания;
  • ученический коллектив (привлекаются дети с 5-го по 11-й класс) – за 20 минут перед первым уроком и до момента окончания последнего урока в своем классе;
  • учителя, не являющиеся классными руководителями, – за 20 минут до начала своего первого урока и в течение 20 минут после окончания последнего.

Отметим, что для дежурства в начальной школе тоже привлекаются не только взрослые сотрудники учреждения, но и ученики 2–4-х классов – в общем, все, кроме первоклассников.

Особого внимания заслуживает дежурство в столовой в школе. Здесь ребята не просто следят за порядком в помещении, но и помогают работникам пищеблока накрыть на столы (если на перемене какой-то класс приходит завтракать или обедать), а затем убрать грязную посуду.

Дежурство учащихся и учителей

Кстати, предусмотрены случаи, когда школьников могут освободить от несения вахты:

  • на перемене перед и после контрольной;
  • на перемене перед и после занятий на улице.

Обязанности дежурного администратора:

  • контролировать процесс несения вахты учителями и учениками;
  • совершить обход здания и территории перед началом учебного дня;
  • сообщать директору о чрезвычайных ситуациях;
  • в случае необходимости руководить эвакуацией школьников и педагогов.

Обязанности дежурного классного руководителя:

  • инструктировать учеников перед началом вахты;
  • распределять детей по постам, указанным в положении, и проверять их на переменах;
  • контролировать наличие сменной обуви и пропуска у учеников, все нарушения отмечать в дежурном журнале;
  • следить за рачительным использованием воды, электроэнергии, за проветриванием рекреаций;
  • следить за тем, чтобы ученики без уважительной причины не покидали образовательное учреждение до конца уроков;
  • сообщать дежурному администратору о чрезвычайных ситуациях.

Обязанности дежурных ученико в:

  • во время перемены находиться на посту, следить за чистотой и порядком;
  • дежурные в фойе проверяют наличие у учеников пропуска и сменной обуви, помогают переодеться младшеклассникам;
  • дежурные в столовой накрывают на столы, протирают их, убирают посуду.

Дежурство в школе: за и против

Сначала давайте посмотрим, что говорит закон о дежурстве в школе. Строго говоря, несение подобной вахты не является обязательным ни для кого из участников образовательного процесса. То есть, дежурство учителей в школе может проходить лишь на добровольной основе. То же самое можно сказать и об учениках.

И даже если в уставе образовательной организации есть положение об обязанности учителей и учеников дежурить, то согласитесь, что статус Конституции все-таки выше статуса любой внутришкольной документации. Поэтому действия администрации образовательного учреждения можно обжаловать: сначала в виде письменной жалобы директору, затем в районном управлении образования и, наконец, в суде.

Дежурство в современной школе — вопрос дискуссионный, но нельзя пройти мимо того факта, что оно несет в себе определенный воспитательный аспект. Дети, привлеченные к дежурству, учатся с уважением относиться к общественному пространству, в котором они находятся почти ежедневно. Во-вторых, стоит отметить, что данный процесс культивирует чувство ответственности. Может быть, в этой многолетней традиции, привычной для учеников и учителей, нет ничего предосудительного? И если минусы есть, то вдруг плюсов все-таки больше?

Давайте посмотрим, что по поводу дежурства думают учителя и родители. Мы собрали для вас несколько мнений:

Светлана Шмелева, учительница биологии
Работа учителя очень затратна в плане эмоций. Поэтому важно успеть восстановиться между уроками: перекинуться парой фраз с коллегами, обсудить что-то в учительской, чайку попить с конфеткой. Но обязанность дежурить просто убивает эту возможность! Мы ведь не просто стоим в коридоре – нет, нужен глаз да глаз за детьми. Это тоже выматывает эмоционально. А хочется просто сбросить напряжение и отдохнуть.

Татьяна Новичкова, мама одиннадцатиклассника
Я написала заявление, что запрещаю своему ребенку убираться в классе и на пришкольной территории. Говорят, что это дети так к труду приучаются. Но разве учеба – это вообще не труд? Или работа может быть только физической? Так вот, перемена дана ученику совсем не для труда, а для отдыха. А кто хочет, тот пусть себе и дежурит, и в субботниках участвует.

Ольга Субботина, учительница английского языка
Я за такую практику. Школа – наше общество в миниатюре, а школьная жизнь – это и уроки, и перемены вместе. Как их разделить? Дети к нам приходят не только за знаниями, но и за жизненным опытом, учатся взаимодействовать друг с другом. Они приучаются к ответственности и неравнодушию – в том числе и глядя на учителей, которые на перемене не отдыхают, а следят за тем, чтобы с детьми ничего не случилось плохого. Дежурят по школе дети один-два раза в течение года – это хорошо: и ответственность вырабатывается, и не надоедает. И хорошо, что при этом ребята чувствуют свою причастность к созданию в школе положительной атмосферы.

Наталья Кузнецова, мама двоих сыновей
Младший мой еще в садик ходит. А вот старший учится и, конечно, дежурит. Не знаю, совпадение или нет, но заметила, что в дни школьного дежурства он и дома какой-то более собранный, серьезный. Даже сам себе форму гладит. Ничего предосудительного я в таких дежурствах не вижу. Разве плохо последить за порядком в родной школе, ответственно подойти к своим обязанностям? По-моему, гораздо хуже как раз целиком освободить ребенка от школьных дел, то есть как бы выбросить его за пределы школьной жизни, общей для всех учеников.

Организация дежурства в школе – это непростая задача, которая встаёт перед дежурным классом. Каждая школа её решает по-своему. В нашей школе дежурный класс дежурит неделю, следит за выполнением правил для учащихся, за чистотой, качеством уборки и проводит какое-либо полезное дело.

Мы с ребятами 8 класса в последнюю неделю первой четверти провели в школе акцию. Назвали её: “Праздник, который устроили мы”. Эта акция должна была по нашему замыслу занять ребят полезными делами, снять накопившую за четверть усталость, поднять настроение, а, следовательно, улучшить дисциплину в школе.

  • организовать ребят на полезные дела;
  • воспитывать бережное отношение к школьному имуществу;
  • развивать инициативу и творческие способности;
  • формировать навыки правильного общественного поведения;
  • способствовать повышению успеваемости учащихся и сплочению коллектива.

3. Оформление:

Красочное объявление о проведении акции

Плакат “План акции”

Плакат “Подведение итогов акции”

Большие, яркие, разного цвета лепестки цветика-семицветика.

4. Проведение акции.

Накануне с ребятами мы составили сценарий акции, обсудили порядок проведения, распределили поручения. В понедельник на линейке объявили о проведении акции, объяснили содержание каждого этапа. Предложение всех заинтересовало, и работа закипела.

В объявлении было написано:

3.11.2006 г. “Праздник, который устроили мы”.

30.10.2006 г. День разведчиков.

(Вас ждут в школе полезные дела. Поищите)

31.10.2006 г. День добрых волшебников.

(Нашли полезное дело? Выполните его. Доложите об этом дежурным по школе.)

01.11.2006 г. День “пятёрок”.

(Радостно сообщите о полученных пятёрках родителям и дежурным.)

02.11.2006г. День спасателей.

(Генеральная уборка. Спасём школу от грязи и пыли. Дежурные поставят вам оценку за качество уборки)

03.11.2006г. День поэтов.

Победителей ждут призы!

Итоги работы каждого дня отмечались в плакате дежурного (например):

Дни 5 кл 6 кл 7 кл 8 кл 9 кл 10 кл 11 кл
День добрых волшебников 2 полезных дела – 10 б.
День пятёрок 20 пятёрок –100 б.
День спасателей 5б.
День поэтов 5б.
Итого 120 б.

Наглядные отражения на плакате итогов акции будили дух соревнования: полезные дела делали всю неделю, старались получить больше пятёрок, генеральная уборка обернулась весёлым, увлекательным занятием.

5. Подведение итогов акции.

Итоги акции подводили на линейке. Её ждали. Пришли все. Она превратилась в праздник. Поэты, волнуясь, читали свои стихи. Присутствующие аплодисментами награждали юных поэтов.

Затем каждому классу был вручён большой цветной лепесток, где на белой стороне были отмечены заработанные баллы. После этого представители каждого класса должны были положить свой лепесток цветной стороной на пол в середине зала, где дежурные заранее положили сердцевину цветка – круг с надписью: “Мы”.

Получился большой яркий цветок, на цветной стороне каждого лепестка была написана буква. Получилось слово. Ребята хором прочитали слова: “Мы” “Дружба”.

Дежурному учителю осталось только сказать заключительное слово:

- Посчитайте количество лепестков. Сколько их?

  • Нашим доблестным разведчикам – ура!
  • Нашим добрым волшебникам – ура!
  • Нашим смелым спасателям – ура!
  • Нашим талантливым поэтам – слава! Да здравствует Дружба!

Это и есть главная награда всем, кто потрудился.

Каждый класс получает сладкий приз: в столовой вас ждут румяные сладкие пироги (бесплатно).

Весёлых вам каникул!





6. Заключение.

Проведённая акция ребятам понравилась. Все ученики нашли возможность выразить себя, почувствовать себя нужным обществу. Велики воспитательные возможности мероприятия для формирования положительных качеств личности ученика.

В данный сценарий акции легко внести изменения и провести её можно в классе, в летнем лагере, на детской площадке.

7. Приложения.

Стихи школьных поэтов:

5 класс – коллективное.

Приятель мой – хороший друг.
Один такой он в классе.
Это всем я расскажу,
Так как дружбой дорожу.

6 класс – о школе. Дудник Кристина.

Привет! Всем говорю я в школе:
- Опоздала на урок я что ли?
Это я. Все знают тут меня.
То и дело говорят обо мне учителя.

7 класс – о себе. Юхлимова Вика.

По школе ходят слухи
О том, что я поэт.
Этюды, пьесы, драмы -
Такой вот я поэт.

8 класс – о зиме. Камалетдинова Света.

Просыпается зима,
Очень много снега стало.
Это зимушка пришла.
Так и осень убежала.

Наступает уж мороз,
Очень стало холодно.
Это дед Мороз идёт.
Трудно птицам, голодно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

С чего начать?

Обязательно обсудите этот вопрос на первом же родительском собрании. Если в школьном уставе не прописаны обязанности дежурных, составьте их перечень вместе и соберите письменные согласия на дежурство детей с каждого родителя, уточните, нет ли у учеников аллергии на пыль или химические средства.

Приступаем к организации


Определитесь с формой. Как будет организовано дежурство: по графику или по партам? Сколько человек должно быть в одной группе? Каков срок действия их обязанностей: день или неделя? Практика показывает, что оптимальное количество детей – двое, такого количества людей вполне достаточно для уборки класса, им легче найти общий язык и распределить между собой обязанности. В случае, когда ученики дежурят не по партам, а по графику, лучше составлять пары из ребят, имеющих хорошие отношения и общие интересы, это избавит вас от разрешения конфликтов, возникающих между людьми, вынужденными работать вместе.

Грамотный подход к организации дежурства облегчит этот процесс не только для учеников, но и для вас. Учитывая все тонкост

Читайте также: