Диагностика детей соп в доу

Обновлено: 06.07.2024

Дата исследования: Сентябрь-октябрь 20__г.

Методы исследования: Наблюдение, опрос, работа с документацией.

Диагност: Педагог-психолог Панкратова Н.Н.

Данные анализа результатов представлены в таблице «Мониторинг (сведения о детях) (приложение 1).

Анализ по группам здоровья показал, что в данный момент ДОУ посещают 101 человек с I группой здоровья, что составляет 41% воспитанников, со II группой – 140 детей (56,5%), с III группой – 4 человека (2%), так же были выявлены дети с IV группой здоровья в количестве 2 человека (0,5%).

В ходе мониторинга было выявлено, что на начало 20__-20__ учебного года в ДОУ имеются дети с медицинскими, социальными, а также с психолого-педагогическими проблемами.

Значительные медицинские проблемы есть у 8 детей: у 2 детей (0,5%) выявлены заболевания органов дыхания, у 2 детей (0,5%) – проблемы с органами зрения (1 ребенок-инвалид), у 2 детей – заболевания ЦНС (1 ребенок-инвалид), у 2 детей (0,5%) - плоскостопие. Так же были отмечены дети ЧДБ – 5 человек (2%) и дети туб.инфицированные – 5 человек (2%). Выявлено 5 человек со значительными речевыми нарушениями (2%), из них 1 ребенок-инвалид. Все выявленные дети наблюдаются специалистами. С детьми – инвалидами проводятся мероприятия, рекомендованные индивидуальной программой реабилитации.

Социальные проблемы отмечены у 51 человек. Из них 18 детей из многодетных семей (7%), 19 детей – из неполных семей (7%), 3 воспитанника (0,5%) перенесли смену места жительства, переход из другого детского сада, 11 (4%) детей перенесли стресс ввиду развода родителей.

Дети из неполных и многодетных семей находятся на контроле. Воспитателям рекомендовано отслеживать кто, когда и в каком виде забирает ребенка, в каком виде приводят ребенка. С родителями ведется просветительская деятельность в рамках индивидуальных бесед и консультаций. Акцент в развитии ребенка ставится не только на интеллектуальном, волевом развитии, но и на развитии социальной компетентности (адекватная самооценка, умение приемлемыми способами выражать свои чувства, умение принимать и уважать позицию другого человека, формирование правильного отношения к общественным нормам и правилам и др.).

С детьми, перенесшим стресс необходима психологическая работа во взаимодействии с семьей, педагогами. К ним, рекомендовано проявлять больше терпимости, создавать обстановку, в которой они чувствовал бы себя защищенными, принятыми и понятыми.

Психолого-педагогические проблемы наблюдаются у 37 воспитанников, у 10 из них проблемы связаны с частым нарушением поведения, что влечет за собой трудности взаимоотношений с педагогами, родителями, сверстниками. Здесь необходимо выявление причин такого поведения и дальнейшая его коррекция как на индивидуальных, подгрупповых занятиях педагога-психолога, так и в группе (рекомендации для воспитателя, групповые занятия). У 14 детей наблюдается стойкое не освоение программы, из них 2 – дети-инвалиды, остальным рекомендовано проконсультироваться у специалиста (невролога). Выявлены дети в количестве 5 человек длительно не посещающие детский сад. По ним необходимо выяснить причины непосещения, провести беседы с педагогами и родителями данных детей.

Выводы и рекомендации:

Исходя из результатов исследований, можно сделать следующие выводы:

III и IV группу здоровья имеют 2% и 0,5% воспитанников соответственно

Значительные медицинские проблемы отмечены у 3% детей

Социальные проблемы выявлены у 21% воспитанников

Психолого-педагогические проблемы наблюдаются у 15% детей.

По результатам проведенного исследования сформулированы основные рекомендации:

Дать информацию и рекомендации родителям и воспитателям групп, администрации ДОУ (индивидуально, фронтально).

Оказать необходимую помощь воспитателям групп и родителям воспитанников выявленных детей.

Ведение протокола диагностики - обязательная часть психологического обследования. Педагогу-психологу следует заранее позаботиться о подготовке бланка протокола и вписать данные о ребенке, дату обследования, все планируемые к проведению методики, задаваемые вопросы. Вся информация, полученная в ходе обследования должна быть как можно более полно отражена в протоколе. Необходимо помнить, что бланк протокола - это важный документ. Он должен быть систематизирован и аккуратно заполнен.

Любой протокол диагностического обследования должен включать следующую информацию:

  • Фамилию, имя ребенка
  • Возраст, дату рождения
  • Группу ДОУ
  • Дату проведения обследования
  • Особенности поведения ребенка в ходе диагностики
  • Эмоциональные реакции
  • Характер общения со взрослым
  • Принятие инструкции
  • Характеристику работоспособности
  • Названия всех используемых методик
  • Все данные, полученные в ходе обследования
  • Ответы ребенка на все вопросы психолога
  • Подпись специалиста

Вы можете составить бланки протоколов самостоятельно или воспользоваться готовыми образцами. У нас вы можете скачать бесплатно готовые протоколы психологического обследования.

Важно!Если протокол в браузере или на компьютере отображается некорректно (съезжают поля или таблицы) отредактируйте его уменьшая или увеличивая шрифт, поля или отступы.

. находящегося в СОП 1.1Понятие, причины и признаки социально опасного положения несовершеннолетнего социальный несовершеннолетний опасный тревожность Социально опасное положение несовершеннолетнего (СОП) - обстановка в семье ребёнка, . в государственной защите (постановление Министерства образования от 28.07.2004 г. №47) к несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся .

1.3.4 Всесторонний анализ положения ребенка и семьи……………………………..22

1.3.5 Стрессовые и кризисные ситуации в семье………………………………………..25

это банально не прозвучит, начинается со слова: семья, что в свою очередь означает основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. В семье ребенок усваивает нормы поведения в обществе, формирует мировоззрение, отношение к социуму. В рассмотрении большим масштабом семья обеспечивает такие функции, как поддержание биологической непрерывности; создание культурной непрерывности; стабилизация социальной структуры, обеспечение ее непрерывного развития. Последнее гарантирует также следующие функции:

— создание эмоционального комфорта и безопасности для своих членов, предотвращение дезинтеграции личности;

— социальное контролирование поведения (в том числе и сексуального), которое способствует введению новых членов семьи в механизмы конформизма;

— назначение воспитательной функции аналогично культурной функции и функции социального контроля, рассматриваемых в их единстве.

В своем единстве перечисленные функции представляют собой систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т.е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено или нарушено, а их существование как семей находится под угрозой, характеризуются как семьи социального риска.

К семьям социального риска относят: малообеспеченных, беженцев, многодетных, с детьми-инвалидами, асоциальных. Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, разнообразны:

— асоциальные (алкоголизм, наркомания и т.д.);

— психологические (жестокость, грубость и т.д.);

— медицинские (хронические инфекционные, венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения).

Техническое задание по проведению качественного социально-психологического .

. еще 5 дней – анализ и составление отчета. Итого 19 дней. Предмет исследования: Внутрисетевая информация, информация, слухи, циркулирующие среди элит (экспертный интервью) и среди населения . оперативных рабочих пометок Добрый день. В целях написания диссертационной работы я порвожу исследование по различным аспектам социально-экономического развития основных отраслей области. Наша беседа будет иметь .

Цель исследования: изучить психологическое состояния детей в социально опасном положении(СОП), виды СОП, практические советы специалистов применительно к психокоррекции и нюансам выявления достоверности СОП.

Сопутствующие теме исследования задачи:

— изучить правовую базу по данной тематике;

— отметить типичные ошибки, которые возникают на практике.

Объект исследования: СОП, дети находящиеся в СОП, их психокоррекция.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

1.1 Внешние признаки ребенка в СОП

Первый, самый явный признак СОП ребенка заключается в том, что данный объект находится в остром эмоциональном состоянии. В его поведенческих особенностях можно выделить высокие степени:

— тревоги и страхов (страхи несоответствия, одиночества, смерти и др.);

— чувства вины и обиды.

Как следствие приведенных расстройств выступают:

Часто такие дети на первом этапе психокоррекции нуждаются в помощи врача, так как имеют психические расстройства, множество серьезных хронических заболеваний, у них могут выявиться последствия физического или сексуального насилия в семье. [17,20]

Определить ребенка, находящегося в социально находящихся в социально-опасном положении">опасном положении, можно, наблюдая следующие поступки с его стороны, а также некоторые внешние обстоятельства, связанные с появлением в школе его родственников:

• Систематические опоздания в школу.

• Ребенок надолго задерживается в школе после уроков (иногда до позднего вечера).

• Боится идти домой.

• Убегает из дома.

• Часто беспричинно отсутствует в школе.

• Жалуется на голод (на недосыпание, дискомфорт в семье или другое).

• Совершает самоповреждающие действия (режет руки лезвием, щиплет, выдергивает волосы, бьется головой о стену и др.).

• Замкнут (или депрессивен).

• Избегает физического контакта.

• Имеет следы побоев.

• Носит скрывающую тело одежду, не подходящую по погоде (отсутствие у ребёнка необходимой сезонной одежды, обуви).

• Имеет неопрятный внешний вид.

• Демонстрирует вызывающее (соблазняющее) поведение.

• Демонстрирует исключительно хорошие знания о сексе.

• Со сверстниками имеет плохие взаимоотношения.

• Характерно резкое изменение веса (его снижение или увеличение).

• Истерическая, эмоциональная неуравновешенность.

Проблема многодетной семьи в контакте социальной работы

. детям лишенным нормального семейного воспитания лицам с психическими расстройствами алкоголикам наркоманам больным СПИДом семьям из групп риска лицам с девиантным поведением и др. Социальная работа - универсальный социальный . концепцию социальной работы с многодетными семьями разработать социальные технологии понятные и убедительные приемы организации и проведения социальной работы. Как .

На что обращать внимание при анализе психодиагностических материалов (маркеры СОП):

• отставание в развитии (социальном, эмоциональном, интеллектуальном и личностном);

• высокая тревожность, страхи;

• наличие невротических состояний (грызет ногти, качается, есть тики, заикание, наматывает волосы на палец во время диагностики и т.п.);

• неудовлетворенность базовых потребностей: ребенок голодный (в ответах все сводится к еде), уставший (в ответах много астении, многие вопросы пропускаются, нет сил), запущенный внешний вид (ребенок грязный, одежда не соответствует сезону, размеру и пр.);

• проявления агрессии (аутоагрессии);

• проявление в ответах темы насилия (психического, физического, сексуального) и др.

• Родители приходят в школу (на собрание или по приглашению классного руководителя) в нетрезвом состоянии (эпизодически / систематически).

• В начальной школе за ребенком приходят дальние родственники, знакомые, соседи.

1.2 Диагностическое обследование

Анализируя психодиагностическую информацию, считается полезным проводить дополнительное диагностическое обследование, которое представляет собой:

• карту социальных связей;

• для подростков тест на выявление акцентуации характера (Личко или Леонгард);

Разумеется, в целях отслеживания результативности и динамики процессов коррекционной работы с выделенной группой психодиагностическую батарею целесообразно проводить по окончании коррекционной программы.

В рамках реабилитации важной для подростков в СОП является профдиагностика, которая позволяет оказать ребенку помощь в выборе профессии, сориентировать педагогов на усиление подготовки по определенным предметам, спланировать шаги для реализации задуманного.

2. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

2.1 Основные действия: профилактика, просвещение, методическая работа, консультирование

Здесь, во избежание тавтологии и повторов, последовательность и содержание нижеизложенного материала будет изложено согласно подзаголовку.

? Профилактика в отношении СОП по определению предполагает раннее выявление проблемы, также просвещение педагогов, родителей, детей в СОП. Сюда входят мероприятия, преследующие следующие цели:

Осужденные как объект социальной работы

. социальную группу рассматривали в своих работах Антонян А.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. [1], Васильченко О.В. [3], Давлятова С.В. [5], Косиченко И.Ф., Кичалюк О.Н. [4] и др. Проблема . характер для самого субъекта. Объектами социально–полезных связей заключенного могут быть члены семьи, близкие родственники, а так же члены бывшего трудового или учебного коллектива, общественных .

— сплочение детских коллективов и поддержание психологического комфорта в них (устранение конфликтных ситуаций, не прибегая к разного рода наказаниям, психологическому давлению);

— ранняя профилизация путем организации тематических акций, психологических игр, которые носят профилактический характер.

? Просвещение педагогов психологами включает:

— информирование о том, какие существуют признаки, п……..

14. Искусство общения с детьми — старшеклассниками (сценарий родительского собрания) // Социальная педагогика. — 2005. — № 1.

Социальные и психологические причины конфликтов в семье. Социальная .

. и лечении, получении квартиры и т.д. Важнейшей социальной проблемой является взаимопонимание в семье, ее сплоченность, умение преодолевать трудности. Социальные проблемы семьи в современных условиях обостряются в связи . усложняют семейную жизнь: частое отсутствие одного из супругов дома в связи с работой – 26,6%, нехватка денег – 16,5%, плохие жилищные условия – 15,2%, вмешательство родителей – .

26. Проблемы социального сиротства под ред. Л.И. Смагиной. Минск 1999

28. Shneidman, E. S. The Suicidal Mind. — N.Y. : Oxford University Press, 1996.

29. Underwad, S. William, Nardy Richard E. The relationship of vocational adjustment to personal adjustment// Psychology. — 1985. — № 2. — P. 24 — 30.

30. Национальный правовой интернет портал РБ, режим доступа 12.04.2013

Примеры похожих учебных работ

Работа социального педагога с детьми, подвергавшимися насилию в семье

. обращению в семье; 3. разработать рекомендации для социальных педагогов по работе с детьми, подвергавшимися насилию в семье. Объект исследования: насилие в семье. Предмет исследования: работа социального педагога с детьми, подвергавшимися насилию .

Ребенок с синдромом Дауна в семье.Психолого- педагогический портрет семьи ребенка .

. ОПФР. 3. Выявить особенности воспитания в семье детей с синдромом Дауна. 4. Описать основные формы работы с родителями, которые имеют детей с синдромом Дауна. Методы исследования: библиографический поиск, .

Социально-психологический портрет несовершеннолетних находящихся в социально-опасном .

. ситуации. Задачей подобных учреждений является целенаправленная работа по социальной реабилитации несовершеннолетних. В помощь таким детям и семьям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в апреле 2013 года в .

Особенности работы социального педагога в ДОУ

. - моральные и нравственные. Для успеха работы с семьёй социальному педагогу часто требуется взаимодействовать со специалистами других социальных служб, которые способны помочь семье, ребёнку. Ему необходимы навыки эффективного администратора, .

Методика работы социального педагога в конфессиях

. принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный . запретом. В ходе истории положение с религией в одной . XX в. довольно распространенным и опасным явлением – источником общественной напряженности. .

Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития .

. ребёнка, реализуются эмоциональные предпочтения. Семья способствует самоутверждению ребёнка, стимулирует его социальную, . деятельностный подход А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна; базовые положения о роли родительских установок, позиций и родительского .

На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении - Приложение 2 Сводная таблица для проведения социальной диагностики

Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении - Приложение 2 Сводная таблица для проведения социальной диагностики
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении
Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении
Практическая работа по преодолению проблем семей, находящихся в социально опасном положении
Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности работы с семьей
Приложение 1 Примерная схема первой беседы
Приложение 2 Сводная таблица для проведения социальной диагностики
Приложение 3 Акт материально-бытового обследования неблагополучной семьи
Приложение 4 Признаки социального неблагополучия семьи. Виды возможной помощи
Приложение 5 Виды помощи несовершеннолетним, которые находятся в социально опасном положении, и их семьям
Приложение 6 Формы и методы работы, используемые в социально-педагогической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и их семьями
Приложение 7. Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучной семьи
Все страницы

Приложение 2

Сводная таблица для проведения социальной диагностики

Социальная дезадаптация семьи

- среднедушевой доход ниже прожиточного минимума

Анализ документов (справка с места работы о зарплате)

Безработица трудоспособных членов семьи

Анализ документов (копия трудовой книжки, справка из центра занятости населения)

Неоформленность социальных пособий и льгот

Анализ документов (справка о з/плате, копии свидетельства о рождении детей, справка о смерти, справка МСЭ)

- инвалидность;
- хронические заболевания;
-часто болеющие
дети

Врожденная патология или приобретенные болезни

Анализ документов (справка медицинского учреждения о болезни, копил справки МСЭ)

Анализ документов (акт жилищно-бытовых условий, сведения от лечащего врача); наблюдение

Несоблюдение санитарно-гигиенических норм и условий

Анализ документов (акт жилищно-бытовых условий)

Неблагоприятная экология среды жизнедеятельности

Анализ документов (акт ЖЭУ, справка из мед. учреждения, характеристика с места работы, учебы, справка КДН, УВД, характеристика с места работы, учебы); беседа (с родственниками, соседями, сослуживцами)

Алкоголизм, токсикомания и наркомания взрослых членов семьи

- состоит на учете в наркологическом диспансере;
- зависимость от употребления ПАВ

Неудовлетворительные жилищные условия

- отсутствие жилья; несоответствие жилой площади установленным нормам;
- несоответствие условий санитар-ным нормам

Нарушение жилищных прав несовершеннолетних и взрослых членов семьи

Анализ документов (справка органов опеки, заявление одного из членов семьи, ходатайство образовательного учреждения)

Отсутствие материальных средств для ремонта жилья

Анализ документов (акт жилищно-бытовых условий, справка о заработной плате, справка о составе семьи)

Несоблюдение санитарно-гигиенических норм

Анализ документов (справка из ЖЭУ, социально-бытовая характеристика на семью); наблюдение; беседа (с соседями, мед. работниками и др.)

- отсутствие постоянного источника дохода

Анализ документов (копия трудовой книжки)

Невостребованность профессии на рынке труда (в т.ч. физические или возрастные ограничения)

Анализ документов (справка из центра занятости населения)

Отсутствие профессионального образования

Анализ документов (копия диплома, др. документа об образовании); беседа

Отсутствие мотивации на трудоустройство

Анализ документов (характеристика с места работы); беседа; психологическая диагностика

- постоянные деструктивные конфликты;
-отсутствие взаимопонимания

Различие в жизненных установках и статусе

Опрос родственников; беседа (со всеми членами семьи); психологическая диагностика

Неумение конструктивно решать конфликты

Беседа (с членами семьи, классным руководителем, соседями); психологическая диагностика

Неопределенность гражданского статуса

Утеря, порча документа

Анализ документов (заявление члена семьи, справка из паспортно-визовой службы); беседа

- неудовлетворенность членов семьи существующими отношениями;
- нарушение детско-родительских отношений

Неполное удовлетворение личностных потребностей

Беседа (с членами семьи, родственниками); психологическая диагностика

Завышение требований к другим членам семьи

Низкий уровень педагогической компетенции

Беседа (со взрослыми членами семьи, педагогами школы); социально-педагогическая диагностика

Личностные психологические особенности

Беседа; психологическая диагностика

Социальная дезадаптация несовершеннолетних

Школьная дезадаптация ребенка

- девиантное поведение;
- низкая успеваемость;
- нарушение взаимоотношений со сверстниками, учителями:
- пропуск занятий в школе

Отсутствие или низкая мотивация на получение
знаний

Беседа (с учеником,
классным руководителем, учителями); психологическая диагностика

Возрастные и индивидуальные психологические особенности

Беседа (с классным руководителем, со сверстниками, учителями);
психологическая диагностика

Низкий уровень педагогической компетенции

Социально-
педагогическая диагностика; беседа (с педагогами школы, с несовершеннолетним, с родителями)

- неудовлетворен-
ность собой (положением и т.д.)

Низкий уровень самооценки

Беседа; анализ документов (характеристика
классного руководителя); психологическая
диагностика

Нарушение детско-родительских отношений

- конфликты между родителями и детьми;
- отсутствие взаимопонимания между ними

Высокий уровень тревожности

Анкетирование; беседа;
Опрос

Низкий уровень самооценки

Беседа; психологическая диагностика

Низкий уровень педагогической компетенции

Беседа; социально-педагогическая диагностика

Личностные психологические особенности

Беседа; психологическая диагностика

Возрастные психологические особенности

Неполное удовлетворение личностных потребностей, в т.ч. недостаточность внимания

Беседа (с членами семьи, классным руководителем); анкетирование; тестипование

Завышение требований к другим членам семьи

Анализ документации (характеристика классного руководителя); беседа (с ребенком)

- незанятость подростка во внеурочное время

Неинформирован-ность подростка о возможностях и местах проведения досуга

Беседа; психологическая диагностика

Возрастные психологические особенности

Отсутствие материальных средств (для органи- зации досуга ребенка)

Анализ документов (акт жилищно-бытовых условий. справка о доходах); беседа

Читайте также: