И с тургенев два четверостишия краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Существовал некогда город, жители которого до того страстно любили поэзию, что если проходило несколько недель и не появлялось новых прекрасных стихов, – они считали такой поэтический неурожай общественным бедствием.

Они надевали тогда свои худшие одежды, посыпали пеплом головы – и, собираясь толпами на площадях, проливали слёзы, горько роптали на музу, покинувшую их.

В один подобный злополучный день молодой поэт Юний появился на площади, переполненной скорбевшим народом.

Проворными шагами взобрался он на особенно устроенный амвон – и подал знак, что желает произнести стихотворение.

Все обращённые к нему лица пылали негодованием, все глаза сверкали злобой, все руки поднимались, угрожали, сжимались в кулаки!

— Чем вздумал удивить! – ревели сердитые голоса. — Долой с амвона бездарного рифмоплёта! Вон дурака! Гнилыми яблоками, тухлыми яйцами шута горохового! Подайте камней! Камней сюда!

Кубарем скатился с амвона Юний… но он ещё не успел прибежать к себе домой, как до слуха его долетели раскаты восторженных рукоплесканий, хвалебных возгласов и кликов.

Исполненный недоуменья, стараясь, однако, не быть замеченным (ибо опасно раздражать залютевшего зверя), возвратился Юний на площадь.

Высоко над толпою, над её плечами, на золотом плоском щите, облечённый пурпурной хламидой, с лавровым венком на взвившихся кудрях, стоял его соперник, молодой поэт Юлий… А народ вопил кругом:

— Слава! Слава! Слава бессмертному Юлию! Он утешил нас в нашей печали, в нашем горе великом! Он одарил нас стихами слаще мёду, звучнее кимвала, душистее розы, чище небесной лазури! Несите его с торжеством, обдавайте его вдохновенную голову мягкой волной фимиама, прохлаждайте его чело мерным колебанием пальмовых ветвей, расточайте у ног его все благовония аравийских мирр! Слава!

— Поведай мне, о мой согражданин! какими стихами осчастливил вас Юлий? Увы! меня не было на площади, когда он произнёс их! Повтори их, если ты их запомнил, сделай милость!

— Такие стихи – да не запомнить? – ретиво ответствовал вопрошённый. — За кого ж ты меня принимаешь? Слушай – и ликуй, ликуй вместе с нами!

— Помилуй! – возопил Юний, – да это мои стихи! Юлий, должно быть, находился в толпе, когда я произнёс их, – он услышал и повторил их, едва изменив, – и уж, конечно, не к лучшему, – несколько выражений!

Юний благоразумно умолк, а слышавший его разговор с гражданином седовласый старец подошёл к бедному поэту и, положив ему руку на плечо, промолвил:

— Юний! Ты сказал своё – да не вовремя; а тот не своё сказал – да вовремя. Следовательно, он прав – а тебе остаются утешения собственной твоей совести.

Но пока совесть – как могла и как умела… довольно плохо, правду сказать – утешала прижавшегося к сторонке Юния, – вдали, среди грома и плеска ликований, в золотой пыли всепобедного солнца, блистая пурпуром, темнея лавром сквозь волнистые струи обильного фимиама, с величественной медленностью, подобно царю, шествующему на царство, плавно двигалась гордо выпрямленная фигура Юлия… и длинные ветви пальм поочередно склонялись перед ним, как бы выражая своим тихим вздыманьем, своим покорным наклоном – то непрестанно возобновлявшееся обожание, которое переполняло сердца очарованных им сограждан!

Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, – и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект элективного занятия.doc

Элективное занятие.

Анализ художественного текста

при подготовке к олимпиаде по литературе в 10 классе

Цель занятия: развитие речевых и аналитических навыков в процессе анализа художественного произведения.

углубить знания по теории литературы, закрепить владение литературоведческими понятиями;

научить учащихся воспринимать и анализировать художественный текст в единстве содержания и формы;

познакомить с одной из методик анализа текста.

Ход занятия.

Вступительное слово учителя.

Читая художественную литературу, работая с текстами на уроках и на олимпиадах по литературе, вы не раз убеждались, что глубоко и всесторонне понять замысел автора, те мысли, которые он вложил в своё произведение, выразить собственное отношение к прочитанному и связно изложить то, что вы продумали и прочувствовали, - дело очень непростое. Сегодняшний урок – ещё одна ступенька на пути к овладению этим искусством.

Работа над текстом.

Задача этой стадии урока - заинтересовать, мотивировать на дальнейшую деятельность, создать ассоциации, являющиеся сильным активизирующим фактором .

Автор. Что вы знаете об И.С. Тургеневе? (Эпоха, произведения)

Знаком вам этот романс? А ведь он написан на стихи Тургенева. Т.о., Тургенев-прозаик не был чужд поэзии.

Биографический комментарий (подготовленный ученик, см. Приложение)

Заглавие. Сразу, конечно, о нём сказать что-то трудно, но можно определить жанр произведения – стихотворение в прозе.

С литературоведческим словарём у нас работала Посохова А.

Терминологический комментарий (см. Приложение)

Как вы поняли, не во всех стихотворениях в прозе есть сюжет, но в нашем случае стихотворение сюжетное.

Слайд 4 (сюжет, его отличие от фабулы)

Кратко расскажите сюжет миниатюры. (Учащиеся рассказывают).

Какова же тема произведения? (тема творчества, взаимоотношения художника и публики.)

Дома вы должны были составить план текста (учащиеся зачитывают свои варианты, обсуждают). Сопоставим его с планом на слайде.

Слайд 5. План текста.

1. Юний – реакция толпы.

2. Юлий – реакция толпы.

III . Разговор Юния с отдельными людьми в попытке понять происходящее.

1. С одним из славословящих.

2. С седовласым старцем.

IV . Печальный итог.

План позволяет нам видеть композицию текста, основные сюжетные элементы.

Найдите экспозицию. О чём в ней идёт речь?

Найдите завязку, кульминацию, развязку. Что можно сказать о развитии действия? (Действие динамично, события сменяют одно другое; этого требует небольшой объём стихотворения в прозе).

Слайды 9, 10, 11

противоположная реакция толпы

В системе образов

Юний – Юлий (происхождение имён)

Гражданин – седовласый старец

В характеристике главных героев

В стихах, написанных Юнием и Юлием

Контраст усиливается похожестью

В реакции толпы на два выступления:

2) чувства и действия толпы.

В изображении отдельных представителей публики:

1) один из славословящих;

2) седовласый старец.

Что же даёт использование приёма антитезы для понимания смысла произведения?

(вспомним тему стихотворения).

Антитеза помогает читателю остро, отчётливо почувствовать нелогичность, абсурдность ситуации, когда практически на одно и то же произведение искусства публика реагирует столь противоположным образом, понять несправедливость такой оценки.

Как язык стихотворения помогает понять взгляды, поступки, характеры героев?

Прежде всего, все ли слова и выражения вам понятны?

Слайды 6, 7, 8 (Словарь, см. Приложение)

Давайте попробуем хотя бы частично проанализировать лексику и синтаксис произведения. Работают две группы, анализирующие лексику каждого героя). Затем – выступление групп с результатами работы.

Стихотворение Юния.

- С чего оно начинается? (С обращения к единомышленникам – тёплого, дружелюбного).

- Желание утешить в печали, вселить надежду и оптимизм.

Как это характеризует Юния? (Он человек искренний, открытый людям, стремящийся к единению с ними)

Реакция толпы на выступление Юния.

- Какие части речи использует Тургенев? (См. таблицу: глаголы, существительные со значением действия – короткие, хлёсткие; всё это передаёт агрессию толпы; для этого же служат восклицательные предложения).

- Оценочная лексика (см. таблицу) – грубая, вульгарная, просторечная – имеет целью как можно сильнее оскорбить поэта, унизить его.

- Как автор характеризует эту разъярённую массу людей? (сравнивает с залютевшим зверем).

Реакция толпы на выступление Юлия.

- Возвышенная лексика и фразеология, цветистые метафоры, восклицательные предложения передают неумеренное восхваление поэта, и это контрастно его украденным стихам.

Всё это передаёт отношение автора к изображаемому.

В чём ещё проявляется авторская позиция?

Что звучит уважительно, а что иронически? Чья позиция ближе автору?

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспоривай глупца.

О том же думаешь, когда анализируешь судьбы русских поэтов и писателей XX века: если бы слушали мнения толпы Анна Ахматова, Борис Пастернак, Иосиф Бродский и многие другие, мы бы сейчас не имели возможности читать их замечательные творения.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна…

Стадия рефлексии.

Устная рефлексия.

Биографический комментарий.

Что из него нам оказалось необходимым?

Особенности жанра стихотворения в прозе.

Что можно будет использовать в письменной работе?

Сюжет, его элементы.

Герои, средства их характеристики.

Язык, в т.ч. анализ имён собственных.

Авторская позиция, способы её выявления.

Свои впечатления и ассоциации.

Письменная рефлексия.

Слайды 13, 14, 15

Работа с заранее подготовленным текстом, в котором пропущены некоторые термины, цитаты, названия изобразительно-выразительных средств и т.п.

В основе произведения – (жанр фольклора)…, время действия в которой … . Думается, что это не случайно: так писатель даёт понять, что … .

Но стихотворение подталкивает и к другой мысли: как бы больно ни было для творца непонимание публики, важнее всего …. Об этом замечательно сказал А.С. Пушкин в стихотворении…:

Домашнее задание.

Теперь вы должны дома, опираясь на материалы урока, самостоятельно написать комплексный анализ текста.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Биографический комментарий

“Стихотворения в прозе”- это сборник оригинальных философских высказываний, жизненных выводов. Это своеобразный итог, который Тургенев подводит в конце своей жизни. Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна. Это размышления, о быстротечности жизни и неизбежности смерти, о человеческих слабостях и пороках, о любви и, наконец, о творчестве.

Терминологический комментарий

Одним из характеризующих признаков стихотворения в прозе служит его небольшой размер. Небольшие размеры, естественно, влекут за собою более тщательную отделку словесной формы. Художественная отделка — необходимый признак этого жанра.

Стихотворения в прозе собственно стиховыми признаками (ритм, рифма, особая графическая форма и пр.) не обладают. Однако для них характерно всё то, что отличает поэтическую лирику: субъективное описание действительности, повышенная экспрессивность, изобилующий риторическими приёмами (в частности – лексико-синтаксическими повторами) язык, афористичность и лаконизм выражений.

От миниатюры стихотворение в прозе отличается более лирическим характером. Даже в том случае, когда в основе лежит эпический сюжет, на него накладываются лирические тона. Не случайно у Тургенева большинство эпических сюжетов фантастично: это дает больше возможностей для их лирической окраски. Вот почему Тургенев пользуется формой видения, сна, легенды. Та же близость к стихотворению — в особенностях формальной композиции. Строфическому делению здесь соответствует — всегда внимательное и ритмически обоснованное деление на абзацы. От стихотворных строф подобные абзацы отличаются меньшим единообразием, что, конечно же, находится в связи с более свободным ритмическим построением.

Композиционная близость к стихотворению подчеркнута бывает и тогда, когда одно и то же выражение дано в начале пьесы и в конце, как бы замыкает ее с двух сторон.

Стихотворение в прозе близко к стихотворной речи еще и фонетическим строем своим.

С Л О В А Р Ь Т Е Р М И Н О В

Сюжет - (от франц. sujet - предмет) - событие или совокупность событий в эпических и драматических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев суть изображаемых явлений

в соответствии с авторским замыслом.

ФАБУЛА - (от лат. fabula - рассказ, повествование) - цепь, череда событий в эпическом или драматическом произведении, положенная в основу сюжета. В отличие от сюжета Ф. можно кратко пересказать. "Ф. - это то, что было на самом деле, сюжет - то, как узнал об этом читатель" (Б.М. Томашевский).

Хронотоппространство и время в художественном произведении.

СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ

Амво́н (от греч. άμβων — возвышение) — специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей.

Кимва́л (греч. κύμβαλον, лат. Cymbălum) — парный ударный музыкальный инструмент, предшественник современных тарелок. Известен с глубокой древности.

Фимиам ( др.-греч. θυμίαμα, от θυμιάω — жгу, курю; аналогично церк. ладан — ароматическая смола, благовоние; вещества, сжигаемые при богослужениях.

Посыпать головы пеплом – предаваться глубокой скорби

Лавровый венок - символ победы, триумфа, славы

Роптать - высказывать недовольство кем-либо или чем- либо, обиду на кого-либо или на что-либо

Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой

Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева








Государственный мемориальный и природный
­ ­ музей-заповедник И.С. Тургенева

ке

1

2

4

Стено одинок, он не может любить и жаждет смерти. В него влюбляется сестра рыбака Джулиа, но он ее отвергает. Она умирает, Стено стреляется, а ее брат Джакопо по ошибке убивает друга Риензи.

За минуту

Первая поэма Тургенева. Действие происходит в Риме. Главный герой Стено размышляет о жизни, смерти и иллюзорности человеческих устремлений и падает в обморок у Колизея.

Его находят рыбак Джакопо и его сестра Джулиа и и относят к себе домой. Джулиа влюбляется в Стено. Но Стено говорит, что он любить не может, и уже испытал несчастную любовь.

Стено в церкви разговаривает с монахом Антонио. Тот предлагает ему постриг, чтобы смирить дух. Тот отказывается, но после разговора ему становится легче.

Джакопо приходит к Стено и угрожает ему местью, если из-за него что-то случится с Джулией. Джулиа в поисках Джакопо приходит и снова объясняется Стено в любви. Джакопо ее забирает.

Стено признается Антонио, что его влечет демон, и он жаждет смерти. Джулиа умирает от любви. Джакопо впадает в безумие и убивает аптекаря Риензи, принимая его за Стено. Стено стреляется.

Немного об авторе

Тургенев происходил из знатного дворянского рода, получил блестящее образование, обучаясь сначала на словесном факультете Московского университета, а затем на философском отделении в Петербурге. В этот период у писателя завязываются дружеские отношения с А. Герценом, В. Белинским, Т. Грановским.

Иван Сергеевич Тургенев

Писатель знаменит и своей драматургической деятельностью. Творческим наследием автора стали такие театральные пьесы, как:

Тургенев вел активную жизнь, путешествовал, взаимодействовал с соратниками по литературному цеху, являлся видным деятелем искусства и человеком с активной гражданской позицией. Увы, в последние годы жизни классик не отличался крепким здоровьем. Из-за комплекса заболеваний Иван Сергеевич не мог обходиться без обезболивающего действия морфия.

Несмотря на успешное положение в обществе и проживание заграницей, писатель не смог побороть болезнь и скончался в возрасте 64 лет.

История создания

Средства выразительности

Произведение является достаточно коротким по своему объему, оно не разделено на привычные четверостишия, однако этот лаконичный рассказ полностью выражает в себе основную мысль и смысловой посыл автора. Композиционно стихотворение состоит из двух частей — зачина и кульминации, в финале которой заключена мораль опуса. Произведение включает в себя всего лишь пять предложений. Сочинение Ивана Сергеевича написано в прозе и представляет собой свободный стих. В качестве средств художественной выразительности Тургеневым применяются эпитеты:

Убогое крестьянское семейство

Использованные литературные приемы помогают ярче противопоставить контрастные образы зажиточного американца-благотворителя и бедной русской семьи — антогонистами в произведении выступают убогое крестьянское семейство и знаменитый заморский богач и меценат Ротшильд.

Краткое содержание текста сводится к тому, что нищие, по сути, люди готовы приютить осиротевшую племянницу, несмотря на то, что им самим практически нечего есть. И если хозяйка еще сомневается, брать ли в свой дом на проживание дочь брата или сестры, то муж ее, не задумываясь, соглашается дать кров девочке.

Идейное содержание

Смысл сравнения обычного деревенского мужика и финансовых мировых магнатов, приведенный в стихотворении Тургенева, сводится к разнице в последствиях для благодетеля — Ротшильды отдают лишь то, что является для них излишним с целью приумножить капитал за счет доброты напоказ. Поступок же крестьянина незрим и скромен, но он отдает последнее и от всей души. Именно в этом и состоит огромная разница между приведенными в стихе образами.

Отзывы современников и читателей

Произведения Тургенева полны оригинальными идеями, свежими мыслями, отражениями самых разнохарактерных теорий.

Читайте также: