И крылов лебедь рак и щука 2 класс школа россии технологическая карта

Обновлено: 04.07.2024

Название ТКУ: Литературное чтение_Крылов_Лебедь, щука и рак"

Название УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тема: И. А. Крылов " Лебедь, щука и рак"

Цель урока: Познакомиться с басней И. А. Крылова "Лебедь, щука и рак".

Планируемые результаты:

Предметные:

- чтение текста осознанно, выразительно и без ошибок; - умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения; - Умение работать с толковым словарем. - Умение работать с пословицами; - Читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в учебнике - Научится отличать басню от стихотворения; - Познакомиться с басней И. А. Крылова; - Видеть структуру басни;

Личностные:

Метапредметные:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Создать условия для ознакомления обучающихся с произведением И.А. Крылова.

Развивающая – развивать устную монологическую речь; образное мышление; умение слушать и слышать других обучающихся.

Воспитательная – расширять читательский кругозор детей; воспитывать умение работать в команде.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, проектор, экран, компьютер (презентация)

Планируемые результаты:

Личностные – проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов;

Предметные – знать особенности басни, определять, что высмеивает басня И.А. Крылова; характеризовать героев;

Метапредметные – находить необходимую информацию; участвовать в работе класса.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент (1-3 мин)

1. Концентрация внимания.

2. Проверка готовности к уроку.

1.- Ребята, какой сегодня прекрасный день. Я рада всех вас видеть. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение.

- Мы начинаем с вами урок литературного чтения.

- Проверим готовность к уроку (наличие учебника, тетради, дневника)

- Проверяют готовность урока.

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем, соблюдение правил поведения.

I этап до чтения (5-10 мин)

1.Актуализация знаний, появление темы и цели урока.

2.Знакомство с писателем.

3. Работа с текстом учебника.

4. Работа с жанром – басня.

5. Работа с иллюстрацией.

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

- Это произведение Пушкина относится к какому жанру?

- Ребята, какие ещё жанры в литературе вы знаете?

- Сегодня мы познакомимся с новым литературным жанром, расшифровав ряд букв. (на слайде)

- А кто знает имя русского писателя, который писал басни? (на слайде портрет)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Сформулируйте цель урока.

2. Слово учителя (сопровождается слайдами)

- Сегодня, мы познакомимся с этим жанром, баснописцем И.А. Крыловым.

И.А. Крылов (1769 – 1844) родился в семье армейского офицера. Ваня Крылов грамоте он учился дома. Ему удавалось учить русский, французский языки и арифметику.

Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни ценностей, только сундучок с книгами.

Семья Крыловых и раньше была небогата, а теперь лишилась и последних средств к существованию. В 11 лет Ване пришлось поступить на службу.

На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да еще потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи.
Так родилась его любовь к литературе, а затем и к литературному труду.

И.А. Крылов прожил долгую жизнь и написал много произведений, самые известные из них – это басни.

- Что бы продолжить разговор о Крылове, давайте откроем учебник на с.102 и прочитаем текст (чтение по абзацам)

- Как вы думаете, каким должен быть писатель, который смог бы написать хорошие басни?

- Расскажите об этом и найдите слова из текста, подтверждающие ваше мнение.

Басня – это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. (слайд)

- Из каких частей состоит басня?

- Что такое повествование (слайд)?

- Что такое мораль? (слайд)

- В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали заключается основной смысл басни.

- Посмотрите на иллюстрации в учебнике на с.103. Вспомните названия басен. Расскажи, что перепутал художник.

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

- работать с художественным и научно-популярным текстом и использовать полученную информацию в практической деятельности;

- использовать простейшие приемы анализа различных видов текста: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения;

- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу, о существлять самоконтроль взаимоконтроль.

Формируемые способы деятельности

Формируемые способы деятельности

Формируемые способы деятельности

Настраивает детей к предстоящему уроку.

Самоконтроль своих действий. Проверка готовности к уроку.

Постановка цели, задач урока

2. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.

3.Организует работу по планированию деятельности учащихся.

4.Совместно с учащимися определяет критерии оценивания.

Выдвигают предположения о теме урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Совместно с учителем составляет план работы:

1.вспомним, что такое басня

2.Продолжим знакомство с И.А.Крыловым.

4.Попытаемся понять басню (узнаем значение новых слов, научимся правильно читать басню, ответим на вопросы)

Выделять существенную информацию из текста.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Строить понятные для собеседника высказывания.

Совместно с учителем составляю план работы.

В диалоге с учителем учится вырабатывать критерии оценки.

Учится обнаруживать и определять цель. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Учится планировать свою деятельность.

Отвечает на вопросы учителя.

Умение ориентироваться в своей системе знаний. Умение оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание.

Корректируют свою работу и дополняют/исправляют ответы одноклассников.

Строить понятные для собеседника высказывания.

Обнаруживать отклонения и отличия от эталона.

Первичное восприятие и усвоение нового материала

Организует работу по первичному чтению и прослушиванию басни.

Работа осуществляется с целью:

- пониманияобучающимися содержания текста;

-понимания незнакомых слов;

- отработки приемов выразительного чтения;

- выделения художественных приемов.

Знакомится с басней, выделяет незнакомые слова и трудные для понимания словосочетания.

Работает с толковым словарем. Находит мораль басни. Выделяет в тексте паузы, главные слова, повышение/понижение голоса.

Уметь осуществлять анализ объектов поэтического произведения с выделением:

- художественных приемов, использованных для характеристики героев произведения;

-роли и значения каждого из персонажей.

Весь класс во фронтальном режиме слушает тест басни.

Работают с толковым словарем в парах.

Понимать на слух текст басни.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Выявлять отклонения от эталона.

Организует обсуждение содержания поэтического произведения, задает вопросы:

Почему героям басни не удалось сдвинуть воз? Чему хотел научить нас автор?

Какая мораль басни?

Участвуют в беседе по сюжету басни.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Выстраивает диалог с учителем.

Понимать на слух ответы обучающихся.

Уметь формулировать собственное мнение и аргументировать собственную позицию.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Организует чтение басни с целью:

-отработки выразительного чтения;

- полного понимания детьми роли каждого из персонажей;

-развития интереса к чтению и желания читать.

Осознанно и выразительно читает текст.

Умение выразительно читать, используя при чтении логические ударения и паузы, выделять голосом ключевые слова.

Оценивает свою деятельность и деятельность одноклассников с точки зрения правильности чтения.

Выполнять самоконтроль и взаимоконтроль.

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

Предлагает найти решение проблемы и предложить свой вариант передвижения воза. Организует работу в группах.

Работают с художественным текстом и научно-популярным текстом. Извлекают информацию. Сравнивают, классифицируют.

Обобщаю полученную информацию в виде таблицы.

Осуществлять анализ, синтез, делать умозаключения.

В группах обсуждают прочитанное, доказывают собственное мнение, опираясь на текст.

Умение слушать, принимать иную точку зрения, аргументировать свой ответ. Умение работать в команде.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Учащиеся образуют пары. Выполняют задание.

Взаимодействует с партнером. Обсуждают трудности, с которыми столкнулись в ходе работы.

Определяют степень успеха. Анализ результатов работы.

Анализировать результат работы.

Обобщение усвоенного материала. Рефлексия.

Организует беседу по пройденному материалу. Задает вопросы.

Отвечает на вопросы учителя.

Осуществлять анализ работы.

Выстраивает диалог с учителем.

Понимать на слух ответы обучающихся.

Уметь формулировать собственное мнение.

Совместно с учителем возвращаются к плану работы на уроке. Отмечают все ли удалось выполнить.

Осуществлять контроль, самоконтроль.

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников.

Учащиеся определяют степень успешности выполнения своей работы по заданным критериям. Осуществляют самооценку, взаимооценку, оценку работы в группе. Учитель ставит отметку после анализа листов самооценки.

При разработке урока я ориентировалась на требования к современному уроку в соответствии с ФГОС и поэтому использовала следующие дидактические принципы:

-субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);

-метапредметность(формируются универсальные учебные действия);

-деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и практической деятельности);

-рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);

-импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции хода урока в процессе его проведения);

Урок включает 3 основных этапа :мотивационно-целевой ,содержательный, рефлексивный.1.Общая характеристика урока

Тип урока: урок открытия нового

2. Содержательно – целевой аспект урока:

Цель урока: определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении

-формировать умение ставить , уточнять и согласовывать тему урока;

-способствовать развитию навыка выразительного чтения;

-формировать интерес к творчеству И.А.Крылова;

3.Процессуально-деятельностный аспект урока

При разработке урока я ориентировалась на требования к современному уроку в соответствии с ФГОС и поэтому использовала следующие дидактические принципы:

-субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);

-метапредметность(формируются универсальные учебные действия);

-деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и практической деятельности);

-рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);

-импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции хода урока в процессе его проведения);

Урок включает 3 основных этапа :мотивационно-целевой ,содержательный, рефлексивный.

Автор: Чиина Анна Александровна

Технологическая карта урока литературного чтения

учителя начальных классов

Чииной Анны Александровны

УМК: Школа России

Тип урока :открытие нового знания

Организационный момент -1 мин.

Речевая разминка-1 мин.

Постановка учебной задачи-6 мин.

Домашнее задание -2мин.

Цель урока : определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.

-формировать умение ставить, уточнять и согласовывать тему урока;

-создать условия для формирования умения анализировать, делать выводы;

-способствовать развитию навыка выразительного чтения;

-формировать интерес к творчеству И.А.Крылова

-отличать басню от стихотворения и сказки;

-видеть структуру басни, понимать нравственный смысл басни;

Регулятивные УУД :понимать,принимать и сохранять учебную задачу,осуществлять решение учебной задачи.

Познавательные УУД: анализировать факты, делать выводы и обобщения;

Коммуникативные УУД:слушать собеседника,вести диалог:взаимодествовать с учителем и одноклассниками.

- проявлять интерес к литературе;

-осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке,взаимодействия с учителем и учениками;

-проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний;

Межпредметные связи : окружающий мир

Включить детей в учебную деятельность

Проверка готовности обучающихся к уроку.

2.Мотивация к учебной деятельности (речевая разминка)

Создать положительный эмоциональный настрой, обогатить речевую интонацию

-Ребята, сегодня для речевой разминки я приготовила следующие скороговорки:

Летели лебеди с лебедями.

Раки-раки –забияки, не боятся раки драки.

Щуку я тащу, тащу

Щуку я не отпущу.

Учитель проектирует на экран скороговорки и задает темп хлопками

Дети читают по рядам скороговорки.

(сначала в медленном темпе, затем в быстром)

Воспроизвести опорные знания

Дать информацию, чтобы на ее основе выполнять практические задания

-Ребята, а где мы можем еще встретить героев –животных?

Фронтальные ответы детей( в сказках о животных ,в стихах)

-осуществлять актуалтзациюличностного жизненного опыта

-осуществлять действия потобразцу

-слушать и понимать речь других

-дополнять ,уточнять высказанные мнения

4.Постановка учебной задачи

Сформировать учебную задачу и тему урока. Выявить представление обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

-А может кто-нибудь из вас знает в каком еще жанре литературы можно встретить главных героев–животных?( если обучающиеся ответят, то можно оттолкнуться от их ответа)

-В литературе есть еще один жанр, где почти всегда героями бывают животные.

-Ребята, тогда возникает вопрос : во всех трех жанрах герои – животные, а называются они по- разному.

-Тогда какая перед нами возникла задача?

-В течение урока мы составим сравнительную таблицу

( учитель прикрепляет к доске карточки со словами

сказка, стихотворение, басня, герои, выводы)

Что мы уже можем сравнить?

Формулируют тему и цель урока :

- Узнать что такое басня.

-Сравнить ее со стихами и сказками.

-Героев сказки , стихов и басен.

-1 ребенок прикрепляет карточку

Ко всем трем жанрам.

- понимают, принимают и сохраняют учебную задачу

-при выполнении упражнений принимают инструкцию учителя и четко следуют ей.

5. Решение учебной задачи

а) работа с текстом до чтения

Работать над решением учебной задачи

- Мы можем обратиться к толковому словарю.

-Какое новое слово мы услышали в определении?( Мораль)

Учитель выводит на экран определение морали.(Мораль — поучение , нставление)

-Тогда чем же отличаются эти жанры ?

Какой самый главный отличительный признак басни?

Давайте вспомним , кто был героем наших скороговорок.

-Тогда может вы попробуете угадать названия басни?

- Верно . Это и есть название басни. Написал эту басню великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов.

Учитель демонстрирует слайды .

-В городе С-Петербурге есть переулок Крылова, так как этот переулок выходит к зданию Публичной библиотеки ,в котором Иван Андреевич Крылов прослужил 30 лет библиотекарем.

А в Летнем саду стоит памятник Ивану Андреевичу Крылову, в котором он любил гулять часами. Обязательно посетите эти места .Постамент –это как ,видите, герои разных басен Ивана Андреевича . Вот и мы возвращаемся к нашим героям.

-Как вы думаете, ребята, что объединяет этих героев? Птицу, рыбу и

-Рассмотрите иллюстрацию на странице 104.

-Чем заняты герои басни?

- Я думаю, что раз они связаны с водой, они дружные и быстро сдвинут воз.

А как вы думаете?

- А давайте проверим.

-Можно узнать из словаря.

Один из обучающихся читает определение басни.

Басня-это короткий рассказ, чаще всего в стихах, в которых существуют звери или птицы. В баснях высмеиваются недостатки людей. В басне есть поучение или мораль, совет.

Обучающиеся читают определение моралипро себя,затем 1 ученик читает вслух.

-Мораль-это поучение, наставление.

-В сказках и стихах нет морали , а в басни есть.

-Лебедь , рак и щука.

Дети пробуют различные варианты.

Работа с учебником. Чтение про себя.

Ребята рассказывают ,что им больше всего запомнилось в статье.

Отвечают, аргументируют свой ответ.

-Их объединяет то, что они все связаны с водой.

Работают по учебнику.

- Дети отвечают, аргументируя свой ответ.

-осуществлять решение учебной задачи

-взаимодействовать с учителем и одноклассниками

-Проявляют трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей

-оргументировать свое предположение

-находить в иллюстрации ответы на вопросы

Вот и мы сегодня побудем веселыми мартышками.

Мы — веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем.

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг дружке даже

Шире рот откроем ,Гримасы все состроим .

Как скажу я слово три, Все с гримасами замри.

а) проверка первичного восприятия

б)повторное чтение и анализ текста

в)работа над выразительным чтением

г)определение жанровых особенностей

Проверить степень усвоения учебного материала

- Так мы были правы?

-Давайте попробуем , используя слова из басни дать характеристику каждому герою.

-Теперь попробуйте прочитать эти строки в басне, чтобы с помощью интонации передать характер каждого героя.

- Ребята , вернемся к нашей таблице. Мы указали , что басня отличается от всех остальных жанров наличием морали.

-Прочитайте басню еще раз и найдите мораль этой басни.

-Какой вывод мы можем сделать ?

А ведь у народа есть тоже есть предложения,в которых выражена мудрость в поучительной форме.

Как называется такое предложение?

Прочитайте пословицу на с.104

Дружно -не грузно, а врозь хоть брось.

Почему эту пословицу авторы учебника пометили после басни?

- Нет, оказалось ,что животные совсем недружные.

-Читают басню про себя, затем отвечают,аргументируя свой ответ.

Читают, находят строчки и дают характеристику.

Обучающиеся по желанию читают.

Дети находят строчки , в которых заключена мораль басни и зачитывают.

-Героям не удалось сдвинуть поклажу, потому что каждый тянул в свою сторону.

-В любом деле нужно действовать сообща.

- Мораль басни и смысл пословицы совпадают.

-формировать навыки поисковой деятельности

-извлекать необходимую информацию из текста

-понимать цель чтения

-формировать эмоциональный отклик на прочитанное произведение

-самостоятельно делать выводы в результате

-учиться оформлять свои мысли в устной форме

-отвечать на итоговые вопросы

-соотносить поведение героев с нравственными нормами

-уметь соотносить содержание произведения с пословицей

Организовать рефлексию деятельности на уроке, умение соотносить цели и результаты собственной деятельности. Организовать процесс самооценки обучающихся собственной деятельности.

Учитель дает задание в парах.

(Каждая пара получает набор карточек , которые надо правильно соединить)

- Прежде чем выполнить задание что нужно сделать ,чтобы не получилось как в басне?

Читайте также: