Мамардашвили необходимость себя краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Книга Мераба Константиновича Мамардашвили (1930-1990) включает три раздела: цикл лекций "Введение в философию"; заметки дневникового характера; доклады, статьи. Разножанровость разделов не противоречит смысловой целостности книги, а скорее подчеркивает неканоническое единство взгляда мыслителя.
Мамардашвилили умел видеть сложное в простом и просто говорить о сложном, поэтому диапазон его читательской аудитории потенциально неограничен: от профессиональных философов, ученых гуманитарных и негуманитарных специальностей до школьников, только начинающих самостоятельно мыслить.
Рекомендуется как учебное пособие для студентов университетов.



"Что Вы собственно имеете в виду, когда говорите, что занимаетесь философией?" – вот вопрос, и все, что последует ниже, будет своего рода объяснением с читателем по этому поводу. С одной предваряющей оговоркой: это лишь попытка передать путем рассуждения вслух некую манеру или угол зрения, своего рода устройство моего глаза, относительно видения вещей." Мераб Мамардашвили

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

Необходимость себя. Введение в философию: краткое содержание, описание и аннотация

Мераб Мамардашвили: другие книги автора

Кто написал Необходимость себя. Введение в философию? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Мераб Мамардашвили: Лекции по античной философии

Лекции по античной философии

Мераб Мамардашвили: Философские чтения

Философские чтения

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Мераб Мамардашвили: Лекции по античной философии

Лекции по античной философии

Мераб Мамардашвили: Современная европейская философия (XX век), беседы 1-2

Современная европейская философия (XX век), беседы 1-2

Мераб Мамардашвили: Философские чтения

Философские чтения

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Необходимость себя. Введение в философию — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

И тем самым мы стоим на пороге философии. Теперь я могу сформулировать вам основной вопрос философии. Очевидно, знакомый вам оборот, но формулировка его будет совсем другая. С акта задавания этого вопроса и датируется рождение философии и мысли — не мифа, не ритуала, а именно мысли. Вопрос следующий: почему в мире есть нечто, а не — ничто. Кстати, этот вопрос фигурирует и в академических формулировках, скажем, в античной философии. Я имею в виду тексты. Но пока я текстами не пользуюсь, иду по смыслу. Так вот, повторяю: почему есть нечто, а не ничто. Иди переформулируем немного этот вопрос:

Философия начинается с удивления, и это настоящее удивление не тому, что чего-то нет. Скажем, нет справедливости, нет мира, нет любви, нет чести, нет совести и т. д. Не этому удивляется философ. Философ удивляется тому, что вообще что-то есть. Ведь удивительно, что есть хоть где-то, хоть когдато, хоть у кого-то, например, совесть. Удивляет не ее отсутствие, а то, что она есть. Не отсутствие чести удивительно, а то, что она есть. Или не отсутствие морали. То есть удивительно то, что есть нечто. Что под этим понимается? — Порядок. Нечто упорядоченное. Удивительно, что есть нечто, а не хаос. Потому что должен был бы быть хаос.

Итак, какое бы ни было основание — сверхъестественное, вневременное и т. д… — мы символом зафиксировали факт нашей принадлежности (в той мере, в какой мы люди) к вневременному и божественному. Как бы то ни было, мысльто ведь все равно материальна, природна. Посмотрите, как устроен мир, и древние так смотрели. Вот есть островки космоса, а человек бессмысленно воюет, предает, убивает, умирает. Не может собрать свою жизнь, вообще не понимает ничего. Варвар, одичал. Это хаос. Удивительно, что что-то есть? Ведь вообще ничего не должно было бы быть, потому что человек есть человек. Природа! А все-таки что-то есть. Вот откуда начинается мысль. Она в мифе — что-то само собой разумелось и делалось через формальные знаковые механизмы культуры. Но проследить, каким образом сама мысль о том, что это гак, стала орудием теории и философствования, очень трудно. И даже если бы я попытался это выполнить, это ввело бы меня в очень сложное рассуждение, которое невозможно было бы удержать на слух. Поэтому я оставлю это в стороне и беру просто как факт. Просто датирую, что философия или мысль появляется с задавания одного вопроса: почему, собственно, есть нечто, а не — ничто. Удивительно, повторяю, не то, что люди бессовестны, так должно быть, а вот — совесть — удивительно!

Это и есть первый основной и последний вопрос философии. Все остальное организуется вокруг него. Теперь, я надеюсь, вы понимаете, что, говоря о философии, мы имеем дело с самой мыслью, с работой мысли, что ею выполняется нечто, без чего человека не было бы. То есть философия тоже оказывается способом его самосозидания. Это одно из орудий самоконструирования человеческого существа в его личностном аспекте.

Скажем, фраза Сократа, которая якобы принадлежала и дельфийскому оракулу, гласит: познай самого себя. Разумеется, это не значит — познай свои свойства, каков ты есть, к чему склонен, к чему не склонен и т. д. в эмпирическом, психологическом смысле слова. Отнюдь. Познай самого себя на самом деле означает, что звезды, например, мы можем тоже, конечно, познавать, но это очень далеко от нас. И поэтому то же самое, столь же существенное, что вытекает из познания звезд, можно извлечь, углубившись в близкое, в себя. В каком смысле? В том, что мы можем стать людьми. Ведь это невозможно — быть человеком, а бывает.

Основные проблемы, которые автор поднимает в главе, следующие: как возникла философия и что есть человек.

Как родилась философия?

Мамардашвили говорит о том, что философия возникла в разных частях света и везде она выросла из мифа. Основные отличия философии от мифа: философия - это самостоятельный акт мышления, лишенный ритуальной или священной окраски, у которого есть имя и дата, миф – это многотысячелетняя коллективная и безымянная традиция.

Философия начинается с вопроса: почему в мире есть нечто, а не – ничто? Философия есть удивление тем, что в мире вообще существует некий порядок.

Что такое человек?

То, что мы называем человеческим в человеке не от природы, он сам в себе развивает эти качества. Если животному дан некий саморегулирующий механизм (ему не надо ничего решать, не надо познавать различие между полами, постигать истину, потому что для него нет истины и не-истины и пр.), то человеку природа чего-то не додала, и эту пустоту он заполняет сам, вводит некое неприродное основание, что порождает в нем человеческий эффект. Привязанность и память — отличие человека от животного. В этом устанавливается связь человека с чем-то вневременным, или сверхприродным, или сверхъестественным, так возникает идея Бога, символ Бога. Человек от Бога, поскольку то, что мы называем человеческим, неприродно.

Философия есть учение о философии

Философия есть учение о бытии

Философия есть наука или учение о мышлении

Кроме того, Мамардашвили добавляет к первому вопросу философии (почему есть многое, а не одно?) второй: почему есть многое, а не одно?


Мысль, которую повторяет Мамардашвили из статьи в статью — о том, что язык философии не следует понимать буквально, его нужно изучать, почти как иностранный язык, поскольку слова, используемые философами, приобретают иные смыслы в их концепциях. Чтобы понять значение используемых ими терминов, нужно пройти путь философствования с каждым из них.

Мамардашвили М.К. - Необходимость себя. Лекции. Статьи. Философские заметки

Мамардашвили М.К.

Под общей редакцией Ю.П.Сенокосова.
Москва: Издательство "Лабиринт”, — 1996 г. — 432 с.
ISBN 5-87604-124-6
Формат: DJVU, PDF

Книга Мераба Константиновича Мамардашвили (1930-1990) включает три раздела: цикл лекций "Введение в философию ; заметки дневникового характера; доклады, статьи. Разножанровость разделов не противоречит смысловой целостности книги, а скорее подчеркивает неканоническое единство взгляда мыслителя. Мамардашвилили умел видеть сложное в простом и просто говорить о сложном, поэтому диапазон его читательской аудитории потенциально неограничен: от профессиональных философов, ученых гуманитарных и негуманитарных специальностей до школьников, только начинающих самостоятельно мыслить.
Рекомендуется как учебное пособие для студентов университетов.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
Предварительные замечания 7
Появление философии на фоне мифа 11
Трансценденция и бытие 24
Полнота бытия и собранный субъект 40
Пространство мысли и язык философии 57
Философия и наука 71
Сознание-бытие 86
Неизбежность метафизики 101
Проблема мира 115
Техника понимания 127
Социальная физика 140

ФИЛОСОФСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ЗАМЕТКИ
Записи в ежедневнике (1968 - 1970 гг.) 155
Записи в ежедневнике (начало и середина 80-х гг.) 179
Записи в ежедневнике (1989 г.) 209

ДОКЛАДЫ, СТАТЬИ, ИНТЕРВЬЮ
О сознании 214
Классический и неклассический идеал рациональности 229
О возможном метаописании сознания 250
Сознание как философская проблема 263
Органы онтологии 285
Язык осуществившейся утопии 303
Из лекций по социальной философии 317
О психоанализе 335
Проблема человека в философии 351
Философ может не быть пророком 360
Классическая и современная буржуазная философия (соавторы: Э.Ю.Соловьев, В.С.Швырев) 372

IN STATU NASCENDI, или явление поступка на фоне философии (И.В.Пешков) 416

Читайте также: