Хунгы солок краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Пожалуйста мне нужно краткое содержание Майкова "Емшан", именно Майкова а не Симашко. Спасибо за внимание.

Майков А. Н. - Емшан
Степной травы пучок сухой,
Он и сухой благоухает! И разом степи надо мнойВсё обаянье воскрешает.
Когда в степях, за станом стан,
Бродили орды кочевые,
Был хан Отрок и хан Сырчан,
Два брата, батыри (1) лихие.
И раз у них шел пир горой Велик полон был взят из Руси! Певец им славу пел, рекойЛился кумыс (2) во всем улусе (3).
Вдруг шум и крик, и стук мечей,
И кровь, и смерть, и нет пощады! Всё врозь бежит, что лебедейЛовцами спугнутое стадо.
То с русской силой МономахВсесокрушающий явился;
Сырчан в донских залег мелях,
Отрок в горах кавказских скрылся.
И шли года. Гулял в степяхЛишь буйный ветер на просторе.
Но вот - скончался Мономах,
И по Руси - туга (4) и горе.
Зовет к себе певца СырчанИ к брату шлет его с наказом:
"Он там богат, он царь тех стран,
Владыка надо всем Кавказом, Скажи ему, чтоб бросил всё,
Что умер враг, что спали цепи,
Чтоб шел в наследие свое,
В благоухающие степи! Ему ты песен наших спой, Когда ж на песнь не отзовется,
Свяжи в пучок емшан степнойИ дай ему - и он вернется".
Отрок сидит в златом шатре,
Вкруг - рой абхазянок прекрасных;
На золоте и серебреКнязей он чествует подвластных.
Введен певец. Он говорит,
Чтоб в степи шел Отрок без страха,
Что путь на Русь кругом открыт,
Что нет уж больше Мономаха! Отрок молчит, на братнин зовОдной усмешкой отвечает, И пир идет, и хор рабовЕго что солнце величает.
Встает певец, и песни онПоет о былях половецких,
Про славу дедовских временИ их набегов молодецких, Отрок угрюмый принял видИ, на певца не глядя, знаком,
Чтоб увели его, велитСвоим послушливым кунакам (5).
И взял пучок травы степнойТогда певец, и подал хану И смотрит хан - и, сам не свой,
Как бы почуя в сердце рану,
За грудь схватился. Все глядят:
Он - грозный хан, что ж это значит? Он, пред которым все дрожат, Пучок травы целуя, плачет! И вдруг, взмахнувши кулаком:
"Не царь я больше вам отныне! Воскликнул. - Смерть в краю родномМилей, чем слава на чужбине! "
Наутро, чуть осел туманИ озлатились гор вершины,
В горах идет уж караван Отрок с немногою дружиной.
Минуя гору за горой,
Всё ждет он - скоро ль степь родная,
И вдаль глядит, травы степнойПучок из рук не выпуская.
(1) Батырь - богатырь.
(2) Кумыс - напиток из кислого кобыльего молока.
(3) Улус - временный поселок из юрт у кочевников.
(4) Туга - печаль, скорбь, тоска.
(5) Кунак - друг, приятель.
Рассказ этот взят из Волынской летописи. Емшан - название душистой травы, растущей в наших степях, вероятно полынок.
См. также:
Другой Автор - Повесть Временных Лет, И С Тургенев - Записки Охотника, Уильям Шекспир - Король Лир, Бредбери Рей - Каникулы, Александр Володин - Старшая Сестра, Раймон Кено - Зази В Метро

Два брата (хан Отрок и хан Сырчан) на пиру слушали песни певца. Но пришёл с войском Мономах и бежали ханы. Сырчан - в донские мели, а Отрок в горы Кавказа. Умер Мономах. Тогда Сырчан шлёт к брату певца с наказом вернуться в степь и напасть на Русь. Но Отрок не хочет лишиться богатства и покоя. Лишь пучок травы емшан своим запахом напомнил ему Родину, заставив изменить решение и вернуться к свободной жизни.

Регина Валитова

Гульфия Мухаметдинова

"Ногман Мусиндын хикэлэрендэ конфликт" тигэн темага диплом яззым, хэм якланым. Ботон эсэрзэрен укып сыктым. 90сы йылдарза язылган хикэйэлэре ис киткес.

Розалия Мусина

Ильдар Юлдыбаев

Розалия Мусина

Гульсясак Аширова

DELETED

Зульфия Гарипова

Гюзель Рахматуллина

Ильгам Аккужин

Физалия Алсынбаева

Ә миңә диплом эше яҙырға кәрәк. Н. Мусин әҫәрҙәоендә урмансылыҡ лексикаһы. Уның төп семантик үҙенсәлектәре тигән темаға.

Әминә Мусина

"hунгы солок" асарен кYз йаштарhез укыу момкин тYгел. Бигерак та тетрандергес язмыштар. Ахрызаман еткан. Уянайык! Уйланайык! Укыкыз!

DELETED

Дилә Солтанбәкова

"Зангар тауза-ак болан"ды 5-се класта укыган сагымда укыгайным беренсе тапкыр,азак кат-кат укып сыктым. узебеззен як тураhында булгас бигерэк якын. гомуман,ботэ эсерзэре лэ нык окшай.

Дина Аккужина

Башкорт азабиатенен ин асыл языусыларынын берехе. Юкка гына халык языусыхы исемен бирмагандар. Тимак уны халык ярата. Ысынлап та асарзаре бик матур. Кутарган проблемалары актуаль, хар кешенен кунелена утеп инерлек.

Тут можно читать бесплатно Владимир Санги - Тынграй. Жанр: Советская классическая проза издательство неизвестно, год неизвестен. Так же Вы можете читать полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и SMS на сайте knigi-for.me (knigi for me) или прочесть краткое содержание, предисловие (аннотацию), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Владимир Санги - Тынграй

Владимир Санги - Тынграй краткое содержание

Владимир Санги - Тынграй - описание и краткое содержание, автор Владимир Санги , читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Kniga-for.me

Владимир Санги - Тынграй читать онлайн бесплатно

От кого я впервые услышал о легенде — уже не помню. Услышал во время одной из многочисленных ночёвок на охоте и рыбной ловле. Тогда попался ничем не примечательный рассказчик. Он отделался лишь тем, что сказал: вот-де раньше были собаки! Куда сегодняшним до них. И только назвал имя легендарной собаки, добавив, что упряжки во главе с Тынграем не знали поражений.

Второй раз услышал через несколько лет зимой, и вот при каких обстоятельствах.

Я приехал в свой родной посёлок Ноглики на Праздник народов Севера. В районном центре собрались рыбаки, оленеводы и охотники за десятки и сотни километров, чтобы посостязаться в стрельбе из лука, гонках на собаках и оленях, нивхской борьбе и других видах спорта.

Гонки на собаках выиграл каюр из Пильтуна, самого северного селения на восточном побережье. Упряжка у него выделялась среди других: собаки высоконогие, поджарые, с развитой мускулатурой, красивой аккуратной головой. В беге они нестомчивы и резвы.

После гонок я встретился с каюром. Мы знали друг друга: были школьными приятелями. Разговорились. Он расспрашивал меня о жизни в городах на материке. Мой приятель ни разу не бывал дальше районного центра. Но это не мешало ему быть хорошим рыбаком и отличным каюром.

Когда зашла речь о соревнованиях, мы тут же заговорили об упряжках. Говорили с интересом. Мой приятель большой знаток ездовых собак. Он отметил, что собаки из разных селений отличаются друг от друга: мастью, размерами, экстерьером… И даже характером.

О своей упряжке только сказал, что выводил её долго, строго отбирая производителей. Мой друг признался, что не любит угрюмых собак: угрюмые и в работе не резвые. Особенно трудно давалось ему изменить характер своры. И тут он сказал, что его любимцы — далёкие потомки того легендарного Тынграя, о котором и по сей день рассказывают предания. А Тынграй был угрюмым псом…

Второй раз услышав это имя, я уже не мог не записать легенду о Тынграе. Но мой приятель не унаследовал от своих предков дар рассказчика, да и относился к легендам и преданиям как к не стоящим внимания пустякам.

И всё-таки помог мне мой приятель. Сказал, что, если верить преданиям, Тынграй был родом с побережья Лунского залива. Эту версию подтвердили и другие каюры. А тут мне ещё сообщили, что с недели на неделю в стойбище на берегу Лунского залива состоится медвежий праздник. Весть привёз охотник-соболятник. Он приезжал в райцентр сдавать пушнину.

Через день меня уже мчали быстроногие собаки. Предстоял путь более чем за сотню километров через залив, соболиную тайгу и перевал.

Через три дня мы приехали в стойбище Миях-во. Стойбище — в нескольких километрах от оголённого берега. Оно защищено от ветров низкорослыми рощами корявой лиственницы. В двух-трёх километрах в глубь острова — отроги хребта, изрезанные распадками и покрытые хвойным густолесьем, — излюбленные места соболя. В стойбище (в нём четыре дома) жил род Сакквонгун — таёжные охотники. Мы приехали за несколько дней до праздника.

В один из вечеров я сказал, что видел на Празднике народов Севера упряжку, которая состоит из потомков легендарного Тынграя. Искра попала в цель. В эту ночь я услышал тылгур о Тынграе от человека из рода Сакквонгун. Именно люди Сакквонгун воспитали Тынграя и были его первыми хозяевами.

И в то время род Сакквонгун не был многочисленным. В стойбище Миях-во стояло несколько то-рафов — зимних жилищ, покрытых корьем и землёй.

В одном из то-рафов жила семья: хромоногий мужчина, который мог кормить только одну жену и их десятилетнего сына. Несколько родов предлагали красивой женщине, когда она была незамужем, перейти к ним, но её родители свято хранили обычаи — отдали свою дочь в род ымхи.

Хромоногий был старательный кормилец. Но не всегда удачей заканчивались его старания. А долго преследовать добычу он не мог.

Зимой хромоногий ловил пушного дверя. Он не мог ходить далеко и ставил ловушку сразу за стойбищем. Потому не часто приносил домой добычу.

Весной он ездил вместе с сородичами в море, во льды бить нерпу. Охота на нерпу требует сноровки. Но откуда быть сноровке, если охотник хромоногий? И сородичи брали его гребцом. При дележе добычи хромоногого не баловали вниманием.

Только летом он мог промышлять один. Он вместе с женой сплетал из тонких ветвей тальника тёкко — ловушки на рыбу — и ставил их в горных речках. Много ли, мало ли добывали они рыбы, но делали кой-какой запас юколы и как-то тянули до весны.

А если весна затягивалась — первой начинала голодать семья хромоногого.

У хромоногого было всего три кобеля и одна сука. Он не мог держать целую упряжку — собаки требуют много корма. И, когда нужно было заготовить дрова, хромоногий запрягал в лёгкую нарту трёх своих тощих кобелей и медленно исчезал в ближайшей роще. А потом люди видели: из рощи выходила странная упряжка — те же три тощих кобеля, и вместе с ними тянул нарту сам хромоногий.

У него была одна радость — сын. Мальчик рос смышлёный. И отец делал всё, чтобы передать сыну свои нехитрые секреты рыболовства и охоты.

В свои десять лет мальчик уже умел точить наконечники гарпуна, умел различать следы лесных зверей и узнавать птиц по их голосам.

Мальчик любил собак, и те отвечали ему взаимностью. В сытые вечера в начале осени он помогал матери варить на костре похлёбку для собак. Когда выпадал первый снег, он запрягал всех трёх кобелей в упряжку и с весёлым криком носился вверх и вниз по-над берегом реки. Об одном мечтал мальчик: когда станет юношей, заимеет свою упряжку. И не какую-нибудь, а самую отборную. Чтобы она возила с весенней охоты тяжёлую нарту, гружённую жирными нерпами и лахтаками, которых добудет удачливый охотник; чтобы она возила хозяина по весеннему насту в отдалённые стойбища в гости; чтобы она не знала поражений в гонках.

Однажды весной кто-то заметил: один из нё [1] ограблен. По следам определили: нё ограбила собака. Следы собаки были крупные, но аккуратные. Они вели в лес.

И с тех пор неизвестная собака стала каждую ночь проникать в закрытые нё и пожирать юколу и скудные запасы нерпичьего жира.

Люди, чтобы поймать пса-грабителя, выставили ловушки с приманками. Но собака будто обладала человеческим умом: она ловко обходила настороженные ловушки и безнаказанно брала приманку.

Тогда жители стойбища решили травить дикого пса домашней сворой. Отобрали несколько крупных и злобных кобелей и стали караулить.

Но он не появился ни в ту ночь, ни в следующую. Он будто знал, что его ждёт. Люди сменяли друг друга и продолжали караулить. И вот на шестую ночь он явился. По-видимому, голод выгнал его из леса. Нет, люди не видели его. Но откормленные кобели вокруг яростно залаяли и один за другим помчались к крайнему нё. При сильной луне было видно: от нё к лесу стрелой метнулась длинная тень. Кто-то утверждал, что заметил, как луна высеребрила его рыжеватый загривок и сделала пса каким-то неземным.

Когда рассвело, хозяева увидели: у одного кобеля разорвано ухо, у другого прокушена лапа, у третьего на загривке зияет рваная рана, а четвёртого, самого могучего, не узнать: морда разбита, будто колотили по ней обухом топора. И подивились люди, какой же силой и ловкостью надо обладать собаке, чтобы отбиться от целой своры ездовых кобелей!

Прошло несколько спокойных ночей. И так уж случилось, что мальчик, сын хромоногого, выйдя поздно вечером за дровами, увидел: огромный пёс жёлтой масти воинственно прохаживался среди привязанных к кольям трёх тощих кобелей, а те покорно прижимали уши и водили куцыми отрубленными хвостами.

Когда вышли взрослые, пса уже не было. Только три тощих кобеля пристально глядели куда-то в ночь.

Наутро жена хромоногого вынесла объедки от скудного завтрака, чтобы покормить непривязанную суку. Обычно сука поджидала у порога, когда ей вынесут объедки. Но на этот раз её не было.

Женщина громко звала её, но той нигде не было. И объедки пришлось отдать кобелям-бездельникам, от которых летом нет никакого проку.

Сука объявилась через четыре дня. Стелющимся шагом подошла она к хозяйке, лизнула ей ногу. Она была какая-то другая: шерсть на ней лоснилась, будто её долго откармливали. Она теперь подолгу лежала на солнцепёке, старательно вылизывала себя и не отвечала на ласковый зов мальчика.

Сироп корня солодки представляет собой растительный препарат, получаемый из корневищ солодки голой (Glycyrrhiza glabra). Корни солодки содержат глицирризиновую кислоту и глицирризин, которые и обуславливают их терапевтический эффект. Содержание глицирризиновой кислоты и глицирризина в корнях солодки достигает от 2 до 15 % от общей массы. Другую важную группу биологически активных веществ в солодковом корне составляют 27 флавоноидных соединений, представленных Солодка голая Glycyrrhiza glabraфлавоноидами, халконами и их изоформами. Количество флавоноидов может достигать 1-2%. Кроме того, корни солодки содержат полисахариды, кумарины и эфирные масла. Из корневищ корня солодки, помимо сиропа корня солодки, также производят спрей эпиген интим и эпиген гель, но только глицирризиновая кислота в них активированная за счет молекулярной активации. За счет содержания глицирризиновой кислоты и глицирризина сироп корня солодки обладает следующими свойствами: -Отхаркивающее действие -Противовоспалительное действие -Иммуностимулирующее действие -Регенерирующее действие -Спазмолитическое действие -Противовирусное действие Помимо противовирусной активности, у корня солодки выявлено подавляющее воздействие на других патогенных микроорганизмов, таких как стафилококки, микобактерии и другие. Также выявлено противоопухолевое действие экстракта корня солодки.

Показания

-Острый и хронический бронхит, -трахеит, -ателектаз при закупорке бронхов слизистой пробкой, -бронхоэктатическая болезнь, -пневмония, -бронхиальная астма, -санация бронхиального дерева в пред- и послеоперационный период.

Противопоказания

-Гиперчувствительность (в т.ч. к отдельным составляющим), -гастрит, -язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в стадии обострения.

Способ применения и дозы

Солодки корня сироп принимают внутрь, взрослым взрослым по 1 десертной ложке в 1/2 стакана воды 3 раза в день. Детям до 2-х лет — столько капель, сколько ребенку лет несколько раз в день, 2–12 лет — по 1/2 ч.ложки в 1/4 стакана воды, старше 12 лет — по 1 чайной ложке 3 раза в день, продолжительность курса 7–10 дней.

Побочные действия

Взаимодействие с другими препаратами

Не рекомендуется одновременное применение с солодкой тиазидных диуретиков из-за риска развития гипокалиемии. Гипокалиемия, обусловленная длительным применением солодки, может потенцировать токсическое действие сердечных гликозидов. При одновременном применении солодки и ГКС возможно увеличение периода полужизни кортизола.

Особые указания

При назначении больным с бронхиальной астмой требуется постоянное наблюдение (возможны реакции непереносимости).

Читайте также: