Художественное слово в детском саду уход домой

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Якимова Вера Фёдоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 180"
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Использование речевых игр и художественного слова в режимных моментах дошкольников"
Раздел: дошкольное образование

Консультация для педагогов «Использование

речевых игр и художественного слова в

Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности

дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации,

способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом

общении. Качество речи – показатель уровня интеллектуального и

эмоционального развития ребёнка.

Речь необходима человеку как воздух. С помощью речи люди общаются друг с

другом, понимают друг друга, с помощью речи мы получаем знания, выражаем

свои чувства. С помощью речи развивается всё наше общество.

Уже ни кому не секрет, что речь ребенка формируется по образцу окружающих

его взрослых людей. Поэтому очень важно, чтобы ребенок слышал грамотную,

культурную, эмоционально-окрашенную речь взрослого.

Большую часть дня дети находятся в детском саду, им приходится

контактировать и общаться с

педагогами детского сада.

речевого развития дошкольников

постоянно говорить, общаться с ними. Побуждать желание общаться с

окружающими людьми, будь то сверстники, или

педагоги детского сада.

Речевые игры и использование художественного слова в режимных

моментах используются в качестве приёмов речевого развития детей.

Давно доказано, что стихотворный язык, и поэтическая речь воспринимается

ребенком на слух намного эффективнее и лучше, чем прозаический. Но

постоянно говорить стихами это тоже не вариант, поэтому ребенок должен

слышать разнообразную речь взрослого.

Утро начинается с приёма детей. Иногда ребята упрямятся, капризничают и

родителям приходится уговаривать детей зайти в группу. Можно использовать

такой приём, как чтение стихотворения:

Это что за чудо-дом?

И живут игрушки в нём.

Куклы и мартышки.

Здесь для деток угощенье-

Просто всем на удивленье!

Краски и карандаши,

Здесь рисуют малыши.

И играют, и поют,

Очень весело живут.

В этом доме- детский сад,

Ждёт он в гости всех

Некоторые дети стесняются или забывают сказать волшебные слова:

слова, когда общаетесь с ребятами. Тогда дети будут вынуждены перенять от

вас хорошие манеры.

Не листай ты толстых книг,

Не смотри в учебники.

В мире есть на самом деле

Если с ними подружиться

И про них не забывать,

То волшебником ты тоже

Очень скоро можешь стать.

Есть волшебник До свиданья,

Добрый вечер и Прости.

И они всегда помогут,

Если их произнести.

А Пожалуйста и Здравствуй,

И Спасибо, наконец?

Если с ними подружился,

Ты, конечно, - молодец!

Каждое утро в детском саду дети выполняют утреннюю зарядку. И им было бы

очень интересно, если бы у их группы был девиз, который они сами придумали

бы с воспитателем.

Её мы делаем по утрам,

Она бодрость дарит нам!

В детском саду мы должны воспитывать у детей уважение к труду и желание

помогать взрослым. Утром, ухаживая за комнатными растениями

Про цветочки не забудем,

Поливать их, рыхлить будем.

Для того что бы дети лучше запомнили название комнатных растений, их

внешний вид, можно предложить

Дети знают, что перед каждым приемом пищи, нужно помыть руки. И им будет

интереснее, если этот процесс будет сопровождаться

Свои ручки я люблю –

И сейчас я обе ручки

Я помою их водой

Тёплой и приятной,

А потом я их намылю

Тихо плещется вода,

Будем чистыми всегда –

Я умыл лицо под краном,

Очень долго вытирал,

И теперь я стал румяным,

Словно только что соврал.

Мыло бывает разным-преразным:

Синим, зелёным, оранжевым, красным.

Но не пойму, отчего же всегда

Чёрной- пречёрной бывает вода?

Во время приёма пищи необходимо напоминать детям, чтобы кушали

аккуратно, не играли с едой, не разговаривали. Здесь можно использовать

пословицы и поговорки:

Очень нравятся детям и стихи про обед:

Ну скажите мне, ребята,

Что сегодня на обед?

Суп горячий, борщ со свёклой,

И салат, и винегрет.

А ещё компот со сливой

И пирог с вареньем есть.

Очень вкусно и красиво.

Приглашаем всех поесть

Час обеда подошёл.

Эй, ребята, все за стол!

Только Маша хмурит бровь:

« Есть я борщ не стану!

Ненавижу я морковь,

Что ж, не нравится – не ешь,

Стынет каша на столе,

Борщ стоит холодный.

« Я попробую чуть-чуть,

Смотрим – Маша уж несёт

«Очень вкусно здесь в саду,

Как известно, внимание детей короткое. Они устают даже в то время, когда

самостоятельно играют. Это приводит к тому, что дети начинают баловаться и

бегать по группе. Поэтому их нужно отвлекать и дать им возможность

расслабиться .Для этого с детьми можно провести динамическую паузу, поиграть

в игры малой подвижности, например с мячом :

формируют умение реализовывать коммуникативные навыки в соответствии с

правилами речевого общения.

диалогической речи, умении применять в игре считалки.

способствуют развитию координации речи и мелкой моторики рук.

Во время самостоятельной игровой деятельности детей иногда между детьми

происходят конфликты: кто-то не хочет делиться, отнимает игрушки,

задирается. Вот тогда придут на помощь следующие стихи:

Саша взял мою машинку

И играет целый час.

Мне так грустно и обидно,

Разберусь я с ним сейчас.

- Отдавай мою машинку!

- Отдавай мой паровоз!

- У тебя большие уши!

- У тебя курносый нос!

Я ушёл, сижу в сторонке,

К Саше я не подхожу.

Он – в своём углу тихонько,

Я – в своём углу сижу.

Только грустно стало мне,

Что-то не играется.

Самолётик не летит,

Поезд не катается.

Веселей играть всем вместе,

Знаю я, что говорю.

Вот возьму свои игрушки

И все Саше подарю!

Знают все, что я дерусь,

Обзываюсь и плююсь,

И царапаю людей.

Вот такой я забияка,

Там где я, там сразу драка,

Сразу слёзы, синяки,

В ход пускаю кулаки.

Очень- очень я отважный,

Нет сильнее и смелей.

Ну скажите, почему же

Нету у меня друзей?

Во время примирения можно использовать мирилочки.

Больше не дерись.

Если будешь драться,

Я буду кусаться.

А кусаться нам нельзя,

Потому что мы друзья!

Не дерись, не дерись,

Ну-ка быстро помирись!

Давай с тобой мириться

И во всём делиться.

А кто не будет мириться,

С тем не будем водиться!

Не дерись, не дерись,

Ну-ка быстро помирись!

Помогают в организации режимных моментов и пословицы о дружбе:

После того как дети поиграли, они начинают наводить порядок в групповой

комнате. И как правило для большинство детей это занятие, им не по душе. В этот

процесс также можно включить

Что такое? Что случилось?

В нашей комнате беда-

Разбежались кто куда.

Мишки все играют в прятки

И рассыпались лошадки.

Куклы - в умывальнике,

Слон - в пододеяльнике.

А матрёшки раскатились

И назад не воротились.

Мы их не ругаем,

Книжки любим мы читать!

Но их нужно убирать!

Книжки мы не рвем! Жалеем!

Убирать мы их умеем!

Кубики в коробочку.

Машинки все на полочку!

Красота! Построим дом!

Пусть живут игрушки в нем!

Будет в группе красота!

Все разложим на места!

Уместны здесь будут и пословицы про порядок:

При одевании детей на прогулку часто возникает такая ситуация, что ребёнок

не хочет сам одеваться, можно предложить соревнование: «Кто быстрее оденется

По дороге я шёл,

Две дороги нашёл.

Да и в обе вошёл. ( Штаны, брюки)

Две дороги пришло –

В обе и пошёл. (Сапоги)

В петельку ударился. (Пуговка) и др.

Помогут в процессе одевания и стихи:

Я сейчас пойду гулять,

Что мне надо надевать?

Надо мне надеть носки,

А потом уж сапоги.

Чтоб не мёрзли ножки.

Тёплый шарф и рукавички ,

Я совсем готова

Прогулка для детей – это пожалуй самый любимый

режимный момент в

И конечно же самое благоприятное время , в которое можно

развитию речевой активности, умению связно высказывать свои мысли.

Во время прогулок дети часто ведут наблюдение за явлениями и объектами

природы. Перед этим занятием можно загадать загадки, прочитать стихотворение.

Для того, что бы дети сами догадались за кем, или за чем будет вестись

Без рук, без ног,

А ворота отворяет.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадает.

И никуда я не иду,

Покуда не пускают.

Расцвели в саду цветы небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветочки, пять волшебных лепесточков.

На ладонь посадим птичку, кормим милую синичку.

Птичка зернышки клюет, деткам песенку поет.

Также на прогулке очень весело для детей проводить подвижные игры

"У медведя во бору","Гуси-гуси", "Караси и щука","Кот и мыши", "Карусели",

"Два мороза" и многие другие игры.

Очень нравятся ребятам игры с мячом: "Съедобное – несъедобное","Скажи

наоборот", "Назови ласково", "Подскажи

После окончания прогулки, когда дети заходят в группу и начинают

раздеваться, можно также сопроводить этот процесс

Любит шкафчик мой прядок!

Все лежит в шкафу как надо!

Вся одежда по местам!

Все в шкафу убрал я сам!

Во время укладывания детей на дневной сон можно включить приятную,

спокойную музыку, прочитать стихи:

Дальний лес стоит стеной.

А в лесу, в глуши лесной,

На суку сидит сова.

Там растёт усни -трава.

Говорят, усни - трава

Как шепнёт свои

Сразу никнет голова.

Я сегодня у совы

Попрошу такой травы.

Пусть тебе усни – трава

И, наконец, каждому ребенку поднимем настроение, если разбудить

Вы спокойно отдыхали,

Сном волшебным крепко спали,

Но уже звенит звоночек,

Ты вставай скорей дружочек,

Одеяло убери и зарядочку начни.

Вторая половина дня – это наиболее благоприятное время для развития

детской игровой и речевой деятельности. Так как дети постепенно уходят домой,

можно проводить игры с небольшими подгруппами и индивидуальную работу с

Таким образом, обычная повседневная деятельность в

для детей может стать намного интереснее и веселее с помощью речевых игр и

художественного слова. Чтобы ребёнок мог реализовать свои способности, ему

Вы здесь: Главная Методическая копилка Художественное слово в режимных моментах в детском саду

дошкольное образовательное учреждение

Верхотурова А.Ю., воспитатель

высшая квалификационная категория

Карпенко М.А., воспитатель,

высшая квалификационная категория

Художественное слово в режимных моментах в детском саду.

Художественное слово – мощное педагогическое средство, которое может быть уместным в процессе общения с детьми буквально везде. Конечно, чтобы удачно его применить, желательно, чтобы взрослый читал его наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребенком.

Примеры использования художественного слова в режимных моментах:

Утром создать хорошее настроение и облегчить расставание ребенка с мамой.

Вместе с солнышком встаём,

Вместе с птицами поём.

Вот как весело живём.

Если ребенок тяжело переносит расставание с родными, можно успокоить его следующими строками:

Мама белого Котенка
В детский садик привела.
Но пушистого ребенка
Успокоить не могла.

Стал мяукать он, цепляться
Лапкой за ее подол,
Не хотел в саду остаться,
В группу он никак не шел.

Мама-Кошка торопилась
И, сказав печально: ,
От Котенка отцепилась
И сама ушла в слезах.

Нет, не стоит так, ребята,
Громко плакать и кричать:
Мама ведь спешит куда-то,
Мама может опоздать.

Мамы вас всех очень любят,
Долгожданной встречи ждут,
О детишках не забудут -
Обязательно придут!

На зарядку веселее собираться, читая строки.

Вышли на площадку,

На зарядку! На зарядку!

Просыпайтесь по порядку,

Руки, ноги, голова!

На зарядку! На зарядку!

Достаём ладошкой пятку!

Каждый день, что мы встречаем,

Мы с зарядки начинаем!

Гигиенические процедуры проходят слаженней под прибаутки и стихи.

Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

Ай, лады, ай, лады,

Не боимся мы воды,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

Мышка плохо лапки мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась -

И на лапках грязь осталась.

Полотенце - в черных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот -

Может заболеть живот.

Так что, дети, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо теплою водой

Руки мыть перед едой!

Перед завтраком, обедом и ужином полезно напомнить об аккуратности за столом, правильном использовании столовых приборов.

А у нас есть ложки

Вот — тарелка, вот — еда.

Не осталось и следа.

На моей тарелочке

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна.

Час обеда подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За обедом не сори,

Насорил — так убери.

На того кто ест опрятно,

И смотреть всегда приятно,

Мы едим всегда красиво,

Глубоко и мелко,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот.

Посадим на ложку

Капустку, картошку — и спрячем!

Не видно на ложке

И нет на тарелке — гляди!

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

На прогулку собираемся, приговаривая.

Раз, два, три, четыре, пять —

Наденем на ножки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Нужно быстро одеваться

Ине нужно отвлекаться.

Не смотри по сторонам,

Раз, два, три, четыре, пять собираемся гулять!
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
По порядку одевай.

Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми
Точно так же натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки одевай.
Посмотри, на улице
Стало холодать.
Пришло время кофточку
Деткам одевать.
Тушки-тутушки
Где твои ушки?
Ушки в шапке,
Не достанут лапки

Чтобы ушки не болели
Быстро шапочку одели.
А потом и куртку
Для длительной прогулки.

Солнышко, не заходи,
На дворе нас подожди!
Мы сейчас идём гулять
И родителей встречать.
Я соскучилась по маме,
Не могу дождаться прямо!
Пусть она скорей придёт
И домой меня возьмёт!

Группа вышла одеваться,
На прогулку собираться,
Дожидаться пап и мам.
А потом – и по домам.

Дневной сон.

Мы гуляли, мы играли

И немножечко устали.

Чтобы сил еще набрать,

Надо нам чуть – чуть поспать.

Ты закроешь глазки –

И приснится сказка:

Про кота – мурлыку,

Про жужжалку мушку,

Про шмеля – гуделку,

Про сластену – мишку.

Спи моя малышка!

Поиграли Звери дружно,

После спать ложиться нужно.

Наступает тихий час,

Тишина нужна сейчас.

Даже если вы не спите,

То лежите, не шумите,

Не мешайте другу спать

И спокойно отдыхать!

Просыпаться после сладкого сна не всегда легко, опять на помощь приходят стихи:

Просыпайся, глазок! Просыпайся, другой!

Поздороваться Солнышко вышло с тобой!

Посмотри, как оно улыбается!

Новый день, новый день начинается!

Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся?

От носочков до макушечки.

Мы потянемся - потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растём, растём, растём!

На исходе тихий час,
Крепкий сон ушел от вас.
Если вам уже не спится,
Все ж не стоит веселиться,
И не надо баловаться
И подушками кидаться.

По кроватям прыгать лихо.
Полежите лучше тихо.
Чтобы перья не летели,
Как февральские метели.
Полежите, помолчите
И подъема подождите.

Приводим себя в порядок, расчесываемся после сна, приговаривая:

Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Деткам делаем прическу.

Хоть с тобой я ссорюсь часто,
Гребешок зубастый,
Здравствуй!
Без тебя нельзя сестричке
Заплести свои косички.
Без тебя пришлось бы брагу
Целый день ходить лохматым

Режим дня подразумевает гармоничное всестороннее развитие детей. Он представляет собой систему , которая помогает распределить время сна и бодрствования, гигиенических процедур, принятия пищи, игр, образовательных занятий и прочей деятельности.

Режим дня в детском саду организован в соответствии с нормами СанПиНа, стандартный график рассчитывается на 12 часов, которые ребенок проводит в дошкольном учреждении.

Если режим дня в садике соответствует возрастным характеристикам ребенка, то он поможет укрепить здоровье , а также гарантирует его хорошую работоспособность. Вместе с этим он обеспечивает смену деятельности детей и защищает их от переутомления. Ребенок, который привыкает к режиму, заранее настраивается на новую деятельность, в результате чего она проходит более плодотворно и эффективно. Дети, которые соблюдают режим дня, имеют более устойчивую психику и меньше склонны к вирусным заболеваниям.

При составлении расписания в первую очередь учитывается тот факт, что активность и работоспособность ребенка на протяжении дня разная. Наиболее активны дети с восьми часов утра до двенадцати часов дня и с четырех часов дня до шести часов вечера. Самая минимальная работоспособность у детей – это приблизительно с двух часов до четырех часов дня. Поэтому развивающим занятиям отводится первая половина дня, учитывая тот факт, что дети в это время могут активно включаться в развивающую деятельность.

Распорядок дня в садике составлен соответственно: начиная с семи утра - прием детей, заканчивая их уходом домой в семь часов вечера.

Для теплого и холодного сезонов существуют два отдельных режима, основное различие которых в том, что в теплое время года детей воспитатели встречают на улице, а не в помещении, большая часть времени бодрствования и физической активности также проходит на свежем воздухе.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ОДНОГО ДНЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В утренние часы воспитатель принимает детей, проводит с ними зарядку и организованную образовательную деятельность (занятия). Также дети утром завтракают, а в свободное время они могут поиграть или пообщаться с другими ребятами.

1. Прием детей.

День начинается с того, что воспитатель принимает детей у родителей. Здесь важно создать положительный эмоциональный настрой у ребят всей группы. Когда педагог принимает ребенка, он интересуется состоянием его здоровья, а также может ответить на некоторые вопросы родителей, впрочем, не оставляя без внимания уже прибывших детей.

2. Утренняя зарядка.

Для того, чтобы дать заряд бодрости детям на весь день, с утра в расписание детского сада включена зарядка, которая предполагает ряд определенных физических упражнений. Ежедневные упражнения помогают укрепить опорно-двигательный аппарат малышей, делают их более выносливыми и здоровыми. Зарядку может проводить как сам воспитатель, так и работник по физической культуре. Обычно утреннюю зарядку выполняют под музыкальное сопровождение в зале для занятий по физкультуре (кроме ясельных и младших групп).

3. Завтрак.

Режим дня в ДОУ строго регламентирует время приема пищи детьми, в частности, завтрака.

4. Занятия (образовательная деятельность).

С 9 часов начинается непосредственно организованная деятельность – занятия, на которых малыши познают окружающий мир, знакомятся с основами математики, развивают речь. Кроме занятий в группе, за организацию которых отвечает воспитатель, с ребятами занимается музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре. В логопедических группах (старших и подготовительных) дополнительно организовываются речевые занятия, которые проводит учитель-логопед. В зависимости от возраста продолжительность и количество занятий меняется: у младших дошкольников педагог проводит одно занятие в первую половину дня и одно – после сна. В средней группе ребята занимаются примерно до 10 часов (не более двух занятий в день). Количество занятий в старшем дошкольном возрасте может увеличиваться до трех в день, соответственно возрастает и длительность самого занятия. Между организованной деятельностью обязательно предусматриваются перерывы, во время которых дети могут отдохнуть и подвигаться.

В режим дня детского сада включены следующие виды занятий:

- ознакомление с художественной литературой,

- продуктивная деятельность (лепка, конструирование, аппликация),

День.

Дневное расписание детского сада включает в себя прогулку, обед и дневной сон.

1. Дневная прогулка.

Непременно в режим детского сада входит дневная прогулка для детей, которая способствует оздоровлению детей, закаливанию, развитию движений и их общему познавательному развитию. Обычно в детском саду прогулки проводят в любую погоду. Поводом для ее отмены являются – сильные порывы ветра, проливной дождь, обильный снегопад и метель, сильный мороз и т.д. При моросящем дожде и не сильном снегопаде дети гуляют на верандах, которые специально для этого предусмотрены. В разных возрастных группах прогулка длится свое определенное время.

2. Обед.

Для того, чтобы восстановить энергию после познавательной и активной деятельности, ребенку предлагают съесть полноценный обед, который состоит из салата, первого, второго и третьего блюд. Время обеда – серьезный этап. Здесь дети ведут себя по-разному. Помимо того, что могут отличаться их вкусовые пристрастия, некоторые из них могут хотеть спать и начинают капризничать. Если дети совсем маленькие, они просто могут не уметь кушать самостоятельно, потому нянечка или воспитатель помогает им.

3. Дневной сон.

Детям дошкольного возраста просто необходим дневной сон, поэтому его обязательно включают в режим дня в детском саду. Продолжительность сна зависит от возраста детей. Обычно дневной сон длится от полутора до трех часов.

Вечерним считается время после сна и до ухода детей домой. В эти часы у ребят появляется больше времени для самостоятельной игрой деятельности, а педагог может выкроить несколько минут для индивидуальной работы с тем или иным ребенком.

1. Полдник.

После того, как дети проснулись, они идут полдничать. Это легкий перекус, который поможет ребенку не испытать чувство голода до ужина.

2. Игровая и образовательная деятельность.

Для ребят старшего возраста (старшая и подготовительная группы) после полдника в расписание в детском саду включена дополнительная прогулка.

Предусмотрена в вечернее время и образовательная деятельность. Занятия проходят в группах младшего и среднего возраста. Это может быть лепка или рисование, музыка или физкультура. В вечернее время детям отводится больше времени для самостоятельной деятельности, сюжетно-ролевых или настольно-печатных игр.

3. Ужин.

Около пяти часов вечера дети садятся ужинать.

4. Прогулка. Уход домой.

Если позволяет время и погода, дети отправляются на вечернюю прогулку, откуда их и забирают родители.

Таким образом, примерный распорядок дня в дошкольном детском учреждении построен примерно в таких временных рамках:

7.00 – 8.00 – Сбор детей

9.00 – 10.00 – Развивающие занятия

10.00 – 11.30 – Игры на свежем воздухе

12.00 – 12.30 – Обеденное время

12.30 – 15.00 – Тихий час

16.00 -17.00 — Развивающие занятия

17.30 – Игры на территории, прогулка

Распорядок дня в детском саду для младших и старших детей : особенности режимных моментов.

Режим дня в садике имеет свои отличия для младших и старших детей. Педагоги младших групп больше уделяют внимание развитию культурно-гигиенических навыков, чем непосредственно образовательной деятельности. Сами занятия здесь короче, длятся они по 10-15 минут. Воспитатель проводит занятие по подгруппам. Прогулка у малышей короче по продолжительности, потому что много времени уходит на процесс одевания-раздевания. Из-за этого в вечернее время прогулку для маленьких ребяток не проводят.

С возрастом детей увеличивается не только сложность занятия, но и его продолжительность. Поэтому на дневной сон остается меньше времени, а прогулка, наоборот, увеличивается.

Организация распорядка дня имеет важное значение для детей. Родители должны знать, как спланирован день в детском саду у ребенка, и стараться придерживаться этого режима и дома.

Я считаю целесообразным использовать в режимных моментах , в обучающих и совместных играх с детьми раннего возраста речевой материал. Фольклор обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет большую роль в нравственном и речевом развитии.

Художественное слово помогает:

развивать у ребёнка представления о том, что полезно и вредно для его здоровья

развивать у детей первоначальное представление о частях своего тела и элементарных способах обеспечения сохранности своего организма

формировать умение самостоятельно устранять непорядок в одежде

развивать культурно – гигиенические навыки и т. д.

Чтобы удачно применять художественное слово необходимо, чтобы взрослый читал его наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребёнком.

Малыша не просто научить культуре самообслуживания и навыкам ухода за своим телом. В детском саду во время режимных моментов и выполнения гигиенических процедур важное внимание уделяют педагоги воспитанию аккуратности и культуре гигиенических навыков. Ребенок ,владеющий правилами содержания в чистоте и в порядке личных вещей и приученный к выполнению гигиенических процедур, легче адаптируется в коллективе сверстников, активен в игровой деятельности, легко выполняет общепринятые правила этикета. Для повышения эффективности овладения детьми различными правилами и нормами, удачно использовать небольшие потешки, стихи, песенки, загадки, поговорки. При проведении режимных моментов использую художественное слово, игровые приемы

Приведу примеры использования художественного слова в режимных моментах:

1. Утром создать хорошее настроение и облегчить расставание ребенка с мамой. Вместе с детьми читаем попевки.

Вместе с солнышком встаём,

Вместе с птицами поём.

Вот как весело живём.

Если ребенок тяжело переносит расставание с родными, можно успокоить его следующими строками:

Мама белого Котенка
В детский садик привела.
Но пушистого ребенка
Успокоить не могла.

Стал мяукать он, цепляться
Лапкой за ее подол,
Не хотел в саду остаться,
В группу он никак не шел.

Мама-Кошка торопилась
И, сказав печально: ,
От Котенка отцепилась
И сама ушла в слезах.

Нет, не стоит так, ребята,
Громко плакать и кричать:
Мама ведь спешит куда-то,
Мама может опоздать.

Мамы вас всех очень любят,
Долгожданной встречи ждут,
О детишках не забудут -
Обязательно придут!

2. На зарядку веселее собираться , читая строки:

Мы пришли, не опоздали,

Прямо на зарядку.

С веток мы бананы рвали

И капусту с грядки.

И ещё, как самолёты,

В небе мы кружились!

Вышли на площадку,

На зарядку! На зарядку!

Просыпайтесь по порядку,

Руки, ноги, голова!

На зарядку! На зарядку!

Достаём ладошкой пятку!

Каждый день, что мы встречаем ,

Мы с зарядки начинаем!

Вышли на зарядку!

2. Гигиенические процедуры проходят слаженней под прибаутки и стихи.

1. Чище умойся, воды не жалей.

Будут ладошки снега белей.

2. Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

3. Что такое чистым быть?

Руки чаще с мылом мыть,

Грязь убрать из-под ногтей,

Да постричь их поскорей.

Умываться по утрам

И еще по вечерам.

Чисто вымою я уши —

Будут уши лучше слушать.

Отчего блестят глаза?

С мылом умывался я.

Мне еще нужна сноровка,

Чтобы зубы чистить ловко.

Дружат волосы с расческой,

Хороша моя прическа.

Ай, лады, ай, лады,

Не боимся мы воды,

4. Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

6. Мышка плохо лапки мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась -

И на лапках грязь осталась.

Полотенце - в черных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот -

Может заболеть живот.

Так что, дети, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо теплою водой

Руки мыть перед едой!

4. Перед завтраком , обедом и ужином полезно напомнить об аккуратности за столом, правильном использовании столовых приборов.

1. А у нас есть ложки

Вот — тарелка, вот — еда.

Не осталось и следа.

2. На моей тарелочке

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна.

Пей, дружок, томатный сок,

Будешь строен и высок.

3. Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За обедом не сори,

Насорил — так убери.

4. На того кто ест опрятно,

И смотреть всегда приятно,

Мы едим всегда красиво,

5. Глубоко и мелко,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот.

6. Посадим на ложку

Капустку, картошку — и спрячем!

Не видно на ложке

И нет на тарелке — гляди!

7. Сначала он в поле большом колосится,

Потом в амбаре крестьянском хранится.

Затем он в пекарне печется

И мягким, душистым на стол подается.

8. Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

9. Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

5. На прогулку собираемся , приговаривая:

1. Вот они, сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

2. Раз, два, три, четыре, пять —

Наденем на ножки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

6. Отход к дневному сну должен проходить как можно позитивнее, настраивать на расслабление, убаюкивать.

1. Если хохотателям

Не хочется в кровать,

Нужно группу болтунов

Превратить в бормотунов.

И сразу спать захочется.

2. Мы гуляли, мы играли

И немножечко устали.

Чтобы сил еще набрать,

Надо нам чуть – чуть поспать.

Ты закроешь глазки –

И приснится сказка:

Про кота – мурлыку,

Про жужжалку мушку,

Про шмеля – гуделку,

Про сластену – мишку.

Спи моя малышка!

Засыпайте, мои милые!

3. Нельзя шуметь,

Нельзя шептаться и смеяться,

Потому что у нас

4. Поиграли Звери дружно,

После спать ложиться нужно.

Наступает тихий час,

Тишина нужна сейчас.

Даже если вы не спите,

То лежите, не шумите,

Не мешайте другу спать

И спокойно отдыхать!

7. Просыпаться после сладкого сна не всегда легко, опять на помощь приходят стихи:

Просыпайся, глазок! Просыпайся, другой!

Поздороваться Солнышко вышло с тобой!

Посмотри, как оно улыбается!

Новый день, новый день начинается!

Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся?

От носочков до макушечки.

Мы потянемся - потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растём, растём, растём!

Для детей, которые просыпаются раньше положенного времени, можно прочитать стихотворение:

На исходе тихий час,
Крепкий сон ушел от вас.
Если вам уже не спится,
Все ж не стоит веселиться,
И не надо баловаться
И подушками кидаться.

По кроватям прыгать лихо.
Полежите лучше тихо.
Чтобы перья не летели,
Как февральские метели.
Полежите, помолчите
И подъема подождите.

8. Приводим себя в порядок, расчесываемся после сна, приговаривая:

Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Деткам делаем прическу.

Хоть с тобой я ссорюсь часто,
Гребешок зубастый,
Здравствуй!
Без тебя нельзя сестричке
Заплести свои косички.
Без тебя пришлось бы брагу
Целый день ходить лохматым

9. Вот и прошел день в детском саду. Ребята ждут родителей, с нетерпением смотрят на двери. Уместно прочитать с ними следующие стихотворения:

Солнышко, не заходи,
На дворе нас подожди!
Мы сейчас идём гулять
И родителей встречать.
Я соскучилась по маме,
Не могу дождаться прямо!
Пусть она скорей придёт
И домой меня возьмёт!

Группа вышла одеваться,
На прогулку собираться,
Дожидаться пап и мам.
А потом – и по домам.

Я кряхтел, сопел, старался,
Чтоб успеть быстрее всех,
Самым первым оказался.
Но раздался дружный смех!

Только тут и я заметил,
Что надел совсем не то:
Ведь на мне ботинки Пети
И Наташино пальто!

Долго б папа удивлялся
И растерянно гадал:
Ну куда ж я подевался.
Он меня бы – не узнал!

Также напоминаем о вежливости и необходимости отпроситься у воспитателя:

Вот и вечер на подходе.
За зверюшками приходят
Мамы, папы, дяди, тети,
Вы сейчас домой пойдете.

Воспитатель должен знать:
Вас пришли уже забрать?
Сообщили? Хорошо.
До свиданья! День прошел.

Конечно, это далеко не полный перечень всех примеров использования художественного слова в режимных моментах, например, убирать игрушки, помогать помощнику воспитателя накрывать на столы, соблюдать чистоту в группе также можно сопровождать рифмованными, легко запоминающимися строчками. Удобно заготовить карточки со стихами и потешками на каждый случай, ведь не все можно запомнить, да и не лишним будет вносить новые забавки для деток в картотеку. Можно сделать их с картинками и показывая детям, просить их угадать, что мы сейчас будем делать: мыть ручки, собираться на прогулку и т.д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.

Записная книжка с художественным словом для организации режимных моментов.

Режимный момент

Поэтическое слово

Малые фольклорные формы

Методические указания

Утренний приём детей.

Кто с улыбкой вас встречает,

На вопросы отвечает,

Учит вас считать, лепить

И поделки мастерить?

Нам друзья, приятели.

Здравствуйте, вам говорим

Мы учиться все хотим!

Ладушки-лудошки,
Хлопали в ладошки
Хлопали в ладошки

Наша деточка в саду,
Словно яблочко в меду!

В светлом теремочке
Выросла Лизуша!
Люди ее любят,
Все ее голубят.

В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.

«Мы зарядкой заниматься

Каждый день по утрам

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать, руки поднимать

Приседать и вставать

Прыгать и скакать!

Ножки, ножки, где вы были?
- За грибами в лес ходили.
- А вы, ручки, помогали?
- Мы грибочки собирали.
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали да смотрели,
все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком.

Использовать как речёвку во время построения на зарядку.

Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки.

Кран, откройся! Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь смывайся! Грязь смывайся!

С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!

Использовать как упражнение на координацию речи с движением во время принятия водных процедур.

В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем.

«Я возьму расчёски,

Я расчёсываю Анечку,

Я причёсываю Танечку,

Серёжку и Ванюшку.

(Андрюшу и Катюшу,

Машеньку и Дашеньку).

Мы причешем волосы, Мы причешем длинные,

Заплетём в косички их,

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коснька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.

Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
Ты расти,расти, коса,
Всему городу краса

Для режимных моментов подбираются потешки, которые, не только понятны детям по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра

Подготовка к принятию пищи.

Чищу овощи для щей,

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки,

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок

Да капустный кочешок.

Потеснись-ка ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо!

Топ-топ по земле –

Ведь земля-то наша,

И для нас на ней растут

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку -на донышко!

Ждут меня котята, Малые ребята.

Дай им сливок ложечку,

Всем дает здоровье

Желание матушек, нянюшек вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребенка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком.

Дежурство в уголке природы.

В нашей группе на окне,

Во зелёной во стране,

В расписных горшочках

Вот розан, герань, толстянка,

Вся цветочная семья,

Мы польём их спозаранку,

Я и все мои друзья.

Выгляни в окошечко,

Ждут тебя детки,

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.

Использовать во время дежурства в уголке природы.

Можно попробовать напевать потешки. Звуки песенки завораживают малышей, помогают в общении.

Подготовка к прогулке.

«На прогулку собирайся,

Я умею обуваться,

Если только захочу.

Я и маленького братца

Вот они, сапожки.

Этот- с левой ножки.

Этот- с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Эта-с правой ножки.

Эта-с левой ножки.

У сыночка в гостях
два цыпленка в лаптях,
Петушок в сапожках,
Курочка в сережках,
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане,
А корова в юбке,
В теплом полушубке

Использовать во время подготовки к прогулке.

Подбирать материал на каждый сезон (одежда, обувь, головной убор)

«Очень весело гулять,

Мы по улице идём,

Дружно песенку поём.

Всё хотим мы повидать,

Обо всём хотим узнать!

Осень листья золотит,

Ветер ими шелестит:

И с деревьев их разносит.

Поиграет. Снова бросит.

Вверх поднимет, закружит

И на месте завертит.

Соберёт в большую кучу,

Убежит и сядет в тучу.

(Для наблюдений осенью)

Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!

Дождик, дождик, посильней -
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.

Использовать во время прогулок, наблюдений, экскурсий.

Материал для наблюдений подбирать на каждый сезон.

Потешки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни природы. Это прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития маленького ребенка: в игровой, занимательной форме малыш получает представления о мире.

Подготовка ко сну.

«Мы учились и играли

И немножко все устали

Нам пора уж отдохнуть –

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Баю-баю, надо спать,

Все придут тебя качать:

Приди, конь, успокой,

Приди, щука, убаюкай,

Приди сом, дай нам сон,

Приди, несушка, дай подушку.

Все придут тебя качать,

Будет Коля засыпать.

Где люлька висит?

В высоком терему,

А подушка у него — Лебединое перо,

Использовать во время подготовки ко сну. Этот материал способствует успокоению и расслаблению детей, более быстрому засыпанию.

Конечно, до года-двух малыш не понимает сюжета колыбельных песен. Но примерно с двухлетнего возраста ситуация меняется. Ребенок уже осознаёт, о чем ему поют. В колыбельных песнях, весь окружающий мир участвует в укачивании и сбережении ребенка. Его баюкают и голуби, и коты, и зайцы и другие существа.

Кто спит в постельке сладко?

Уже пора вставать.

Сейчас пришла зарядка,

И прямо к нам в кровать.

Ночь прошла, темноту увела,

Замолчал сверчок, запел петушок.

Встала маменька, отрыла ставенку:

Звучные эпитеты и динамичные образы - все наполнено светом и радужным многоцветием, помогает радостному и спокойному пробуждению

Станешь сильным, ловким, смелым,

Позабудешь путь к врачу,

И тебе любое дело

Сразу станет по плечу.

Топики, топики,
По водичке хлопики,
Хлопики ладошками,
Да босыми ножками

Потешки дают ребенку возможность настроится на нужный лад, понять что от него хотят взрослые, и в игровой форме сделать то, что необходимо.

«Любим мы играть всегда,

Мы сегодня занимались

Много нового узнали

Отдохнуть пришла пора

Улетел комар, как ветер.

Хорошо нам жить на свете!

Как на птичьем на дворе,

Ходят куры по траве,

Дети гуляют по кругу, высоко поднимая колени, махая руками.

Зерна, крошечки клюют

И цыплят к себе зовут.

К нам лисичка не ходи,

Кур из дома не кради!

Ай-люли, ай-люли. Грозят пальцем лисе.

Лиса: Я вас не послушаю, все равно всех скушаю.

Догоняет курочек, дети - куры убегают на стульчики – домики.

Использовать подобранный материал, как подготовку к играм всех видов, а также в качестве сопровождения пальчиковых игр и игр на координацию речи с движением.

Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность.

За всё, что делают для нас.

.И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали сколько раз.

- Добрый день!- тебе сказали,

- Добрый день!- ответил ты.

Как две ниточки связали-

Теплоты и доброты.

На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,

У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку.

Использовать в беседах по нравственному воспитанию, а так же в соответствующих режимных моментах.

Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным.

Вечерний уход детей домой

Детский сад наш всем хорош!

Лучше сада не найдёшь!

Здесь мы весело живём

И танцуем, и поём

Учимся читать, считать,

Бегать, прыгать и играть

Вечером идём домой

И прощаемся с тобой

Ты умница, разумница
Ты умница, разумница,
Про то знает вся улица,
Петух да кошка,
Да я немножко.

Использовать как ритуал ежедневного прощания. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от тех, кто их окружает, внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только хорошо относиться к малышу, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство.

Читайте также: