Хрустальная гора краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
Однажды на охоте довелось Ивану-царевичу разрешить странный спор между разными представителями животного мира. За его мудрость и справедливость получил он в награду волшебные способности: мог превращаться в муравья и сокола. Обернувшись соколом, полетел герой в тридесятое царство добрые дела вершить. Там хрустальная гора поглотила полцарства, а царская дочка оказалась в середине той горы в плену у чудища с двенадцатью головами. В муравья превратился Иван-царевич, заполз в хрустальную гору, нашел там царевну и узнал тайну: в чреве самого страшного змея есть семечко, которое нужно уничтожить, чтобы заклятие хрустальной горы исчезло. Переодевшись стариком, нанялся царевич пастухом, чтобы трех змеев убить, которые ежедневно за данью прилетали – коров из стада забирали. Одолел всех чудищ. Распорол он брюхо двенадцатиглавого змея, семечко уничтожил – хрустальная гора растаяла. Вместе с царевной вернулся Иван-царевич к царю. На радостях царь женил Ивана-царевича на своей дочери.
Сказка Хрустальная гора читать:
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, у царя было три сына. Вот дети и говорят ему:
— Милостивый государь-батюшка! Благослови нас, мы на охоту поедем.
Отец благословил, и они поехали в разные стороны.
Младший сын ездил, ездил и запутался; выезжает на поляну, на поляне лежит палая лошадь, около этой падали собралось много всяких зверей, птиц и гадов.
Поднялся сокол, прилетел к царевичу, сел ему на плечо и говорит:
— Иван-царевич, раздели нам эту лошадь: лежит она здесь тридцать три года, а мы все спорим, а как поделить — не придумаем.
Царевич слез со своего доброго коня и разделил падаль: зверям — кости, птицам — мясо, кожа — гадам, а голова — муравьям.
— Спасибо, Иван-царевич! — сказал сокол. — За эту услугу можешь ты обращаться ясным соколом и муравьем всякий раз, как захочешь.
Иван-царевич ударился о сырую землю, сделался ясным соколом, взвился и полетел в тридесятое государство; а того государства больше чем наполовину втянуло в хрустальную гору.
Прилетел прямо во дворец, оборотился добрым молодцем и спрашивает придворную стражу.
— Не возьмет ли ваш государь меня на службу к себе?
— Отчего не взять такого молодца? Вот он поступил к тому царю на службу и живет у него неделю, другую и третью. Стала просить царевна:
— Государь мой батюшка! Позволь мне с Иваном-царевичем на хрустальной горе погулять.
Царь позволил. Сели они на добрых коней и поехали.
Подъезжают к хрустальной горе, вдруг, откуда ни возьмись, выскочила золотая коза.
Царевич погнал за ней; скакал, скакал, козы не добыл, а воротился назад — и царевны нету! Что делать? Как к царю на глаза показаться?
Нарядился он таким древним старичком, что и признать нельзя, пришел во дворец и говорит царю:
— Ваше величество! Найми меня стадо пасти.
— Хорошо, будь пастухом; коли прилетит змей о трех головах — дай ему три коровы, коли о шести головах — дай шесть коров, а коли о двенадцати головах — то отсчитывай двенадцать коров.
Иван-царевич погнал стадо по горам, по долам; вдруг летит с озера змей о трех головах:
— Эх, Иван-царевич, за какое ты дело взялся? Где бы сражаться доброму молодцу, а он стадо пасет! Ну-ка, — говорит, — отгони мне трех коров.
— Не жирно ли будет? — отвечает царевич. — Я сам в суточки ем по одной уточке, а ты трех коров захотел… Нет тебе ни одной!
Змей осерчал и вместо трех захватил шесть коров; Иван-царевич тотчас обернулся ясным соколом, снял у змея три головы и погнал стадо домой.
— Что, дедушка, — спрашивает царь, — прилетал ли трехглавый змей, дал ли ему трех коров?
— Нет, ваше величество, ни одной не дал!
На другой день гонит царевич стадо по горам, по долам; прилетает с озера змей о шести головах и требует шесть коров.
— Ах ты, чудо-юдо обжорливое! Я сам в суточки ем по одной уточке, а ты чего захотел! Не дам тебе ни единой!
Змей осерчал, вместо шести захватил двенадцать коров; а царевич обратился ясным соколом, бросился на змея и снял у него шесть голов.
Пригнал домой стадо, царь и спрашивает:
— Что, дедушка, прилетал ли шестиглавый змей, много ли мое стадо поубавилось?
— Прилетать-то прилетал, но ничего не взял!
Поздним вечером оборотился Иван-царевич в муравья и сквозь малую трещинку заполз в хрустальную гору, смотрит — в хрустальной горе сидит царевна.
— Здравствуй, — говорит Иван-царевич, — как ты сюда попала?
— Меня унес змей о двенадцати головах, живет он на батюшкином озере. В том змее сундук таится, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яичко, в яичке — семечко; коли ты убьешь его да достанешь это семечко, в те поры можно хрустальную гору извести и меня избавить.
Иван-царевич вылез из той горы, снарядился пастухом и погнал стадо.
Вдруг прилетает змей о двенадцати головах:
— Эх, Иван-царевич! Не за свое ты дело взялся: чем бы тебе, доброму молодцу, сражаться, а ты стадо пасешь… Ну-ка отсчитай мне двенадцать коров!
— Жирно будет! Я сам в суточки ем по одной уточке, а ты чего захотел!
Начали они сражаться, и долго ли, коротко ли сражались — Иван-царевич победил змея о двенадцати головах, разрезал, его туловище и на правой стороне нашел сундук: в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — семечко.
Взял он семечко, зажег и поднес к хрустальной горе — гора растаяла.
Иван-царевич вывел оттуда царевну и привез ее к отцу, отец возрадовался и говорит царевичу:
— Будь ты моим зятем!
Тут их и обвенчали; на той свадьбе и я был, мед-пиво пил, по бороде текло, в рот не попало.
Русская народная сказка – народное творчество, фольклорная проза. В них всегда присутствуют приключения, наставления, житейская мудрость, описание древнего быта, порядков и обычаев. Самые ранние упоминания о сказках отнесены к двенадцатому веку.
Краткое содержание
- Иван царевич, отправившись на охоту, помог зверям поделить падаль, за что его наградили способностью превращаться в муравьишку и птицу-сокола.
- Улетел он соколом в царство, в котором полцарства в хрустальной горе было, и попросился служить царю.
- Прогуливался он с принцессой по хрустальной горе, отвлекся, а девушка пропала, пришлось ему замаскироваться и вернуться к царю, работу просить.
- Дали ему работу коров пасти, а отдавать змеям Горынычам столько коров, сколько у змея голов, но Иван коров не давал, а победил змея трехголового и шестиголового.
- Превратился Иван в маленького муравьишку, залез под гору, нашел принцессу, рассказала она ему как освободить королевство от хрустальной горы, убив двенадцатиголового змея.
- Сделал он все как сказала принцесса, освободил королевство от хрустальной горы, за что царь ему в жены принцессу отдал.
Главные герои
1) Иван-царевич – умный, сообразительный, добрый, смекалистый.
Главная мысль
Добро всегда побеждает зло.
Читайте по теме:
Чему учит?
Сказка учит видеть добро и зло, помогать окружающим, быть умным, сообразительным, смекалистым.
Пословицы
1) Догадка и смекалка не хуже разума.
2) Доброму человеку помощь не убыток.
3) Ум силу дает, сила смелостью наделяет.
Отзыв
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 3 класса.
Crystal Mountain ( русская : Хрустальная гора , Khrustalnaïa гора) является восточнославянской народной сказкой собранного Александра Афанасьевым и опубликовано в его русских народных сказок под номером 97 (оригинальное издание, 162 в 1958 году издания).
Основная тема горы из хрусталя или стекла относительно необычна в восточнославянских сказках (для этой сказки Афанасьев выделил только одну русскую версию, 3 украинских и 3 белорусских), но появляется в нескольких сказках Гримма и в фольклоре. других народов Западной Европы. С другой стороны, в сказке смешаны различные мотивы, встречающиеся в других восточнославянских сказках и, в частности, в русских сказках.
Резюме
Краткое содержание сказки
Принимая человеческий облик, ему удается поступить на службу к царю этого царства, и вскоре он отправляется с дочерью на прогулку на хрустальную гору. Но, внезапно увидев золотого козла , он безуспешно пускается в погоню, при этом теряя принцессу из виду. Затем он переоделся маленьким старичком и был нанят царем присматривать за скотом ; царь предупреждает его об угрозе драконов и рекомендует в случае необходимости отдать им несколько коров .
Иван действительно последовательно встречает дракона с тремя головами, затем другого дракона с шестью головами, но он убивает их обоих. Затем он превращается в муравья и таким образом проникает внутрь кристальной горы, где находит принцессу, которая велит ему держаться там драконом с двенадцатью головами. Внутри дракона заперты друг в друге последовательно сундук , заяц , утка , яйцо и, наконец, семя , которое должно позволить Ивану разрушить гору и спасти принцессу.
Цесаревич появляется с горы, как муравей, затем принимает облик пастуха и противостоит двенадцатиглавому дракону, которого он рвет, пока не находит объявленное семя. Он поджигает ее, что плавит гору кристаллов и освобождает принцессу, которую он возвращает своему отцу. В своей радости, царь дает ему свою дочь в браке .
Классификация и аналогии
Примирение с типичными сказками
Сказку можно частично связать с типичными сказками AT 554 (Благодарные животные) и AT 302 (Яйцо Кохчей) по классификации Аарне-Томпсона . Эпизоды, в которых Иван ведет пастушеский образ жизни, напоминают сказку В 321.
Сказочное изображение горы из хрусталя или стекла, связанное с идеей восхождения в царство мертвых, встречается во многих западноевропейских сказках, а также украинских и белорусских сказках типа АТ.530 ( Сивко- Бурко ) и AT 301 (Три подземных царства). Некоторые западные вариации типичных сказок AT 314 (Волшебный полет молодого человека, превратившегося в лошадь), 400 (Человек, ищущий пропавшую жену) или 502 (Дикарь) также включают эпизоды путешествия на гору кристалл, как отмечает шведский фольклорист Вальдемар Люнгман (1883–1978). Эта тема появляется в различных произведениях европейского средневековья .
Хорватский фольклор
Афанасьев указал на сходство между нетипичным русским мотивом царства, наполовину охваченного кристальной горой, и хорватской сказкой, собранной Матией Валявец (1890), напоминающей о царстве, похороненном в хрустальных глубинах.
Польские сказки
Другие русские сказки
Сказки Гримма
Фольклор из других стран
Исследования и комментарии
Анализ Владимира Проппа
Он отмечает, что в русской сказке кристалл связан с драконом (или со змеем), как это имеет место в мифах разных культур, и напоминает, что в некоторых обрядах инициации фрагменты горного хрусталя вводились в тела неофитов. . Он заключает, что это очень старая примитивная тема.
Анализ Наташи Римассон-Фертин
Сказки – это жанр литературы, который берет свое начало задолго до нашей эпохи. Издревле все люди во все времена очень любили сказки. И это совсем не удивительно. Любое произведение этого жанра несет в себе глубокий смысл, учит слушателя добру и почитанию старших. Русский писатель А.Н.Афанасьев пересказал много русских сказок и тем самым смог донести и сохранить их для многих поколений.
Описание произведения
В каждой сказке есть противостояние добра и зла. "Хрустальная гора" - сказка, которая является подтверждением этому. Это произведение, являясь русской народной сказкой, несет в себе глубокий смысл. Сила зла предстает перед читателем в разных образах и всегда встает на пути добра и счастья. В "Хрустальной горе" дорога к счастью устлана многими трудностями, и лишь обладая верой в чудо и совершая добрые дела, Иван Царевич достигнет желаемого, погубит злодеев и спасет мир.
"Хрустальная гора" - сказка с красивым названием
Такое название не является случайным. В сюжете присутствует настоящая Хрустальная гора. В сказке она напоминает некую клетку, в которую была заточена прекрасная царевна. Красивая, но вместе с тем безжизненная гора накрывала замок царевны все больше и больше. Это олицетворение зла, подобно тому, как в наше время распространяется негатив в душе людей, с каждым днем наполняя их сердца ненавистью и злобой. Напоминание об алчности и жестокости людей на пути к желаемому. Порой бывает нелегко разрушить такие чары, но добро и настоящая любовь обладают небывалой силой.
"Хрустальная гора". Герои сюжета
Краткое содержание
Как Иван Царевич победил зло
Обернувшись соколом, Иван полетел в другое царство и увидел, что его наполовину втянула Хрустальная гора. Заинтересовавшись этой картиной, герой решает обратиться к царю с просьбой взять его на службу. Как и полагается сюжету сказки, дочь царя влюбляется в Ивана и просит разрешения пойти с ним погулять на Хрустальную гору. Подъехав к горе, молодые люди приметили золотую козу. Погнавшись за ней, Иван потерял принцессу. Не смог он вернуться во дворец без дочери, не смог в глаза ее отцу посмотреть. Тогда царевич решает обратиться в старика и напроситься к царю пастухом. Поручая пасти стадо, царь дает наказ пастуху. Что если прилетит трёхголовый змей, то надо отдать три коровы, если шестиглавый то шесть коров, а двенадцатиглавому змею – двенадцать голов. Но Иван Царевич не отдал ни одной коровы, ни одному злодею. Проявив ум и смелость, он смог сразиться со злодеями.
Обернувшись муравьем, царевич смог сквозь трещину проползти внутрь Хрустальной горы. Как оказалось, там находилась царевна, которая и поведала ему тайну смерти Кощея. Она представляла собой семечко (а находилось семечко в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук в туловище самого страшного змея). Победив в этой схватке, царевич смог не только выйти победителем, но и жениться на царевне.
Чему учит сказка?
"Хрустальная гора" - произведение, которое несет в себе глубокий смысл и учит своих читателей многому. А именно:
- Смелости. Каждый человек в любой ситуации подвергается испытаниям. Сама судьба проверяет его на прочность, и если не проявить смелость, то можно просто сломаться.
- Уважению старших. Сама сказка начинается с просьбы благословения отца. Прогулка царевича и принцессы тоже происходит только с согласия родителя. И появиться перед глазами царя без царевны Иван не смог. В сознании молодежи должно быть воспитано чувство ответственности перед старшим поколением.
Актуальность русских народных сказок в наши дни не потеряна. Сейчас в бурно развивающемся мире так не хватает простого уважения старших, умения и терпения. Людям зачастую некогда просто поздороваться друг с другом, прислушаться к мнению окружающих. Такие сказки, как "Хрустальная гора", читать подрастающему поколению просто необходимо.
Читайте также: