Хрустальная гора краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Однажды на охоте довелось Ивану-царевичу разрешить странный спор между разными представителями животного мира. За его мудрость и справедливость получил он в награду волшебные способности: мог превращаться в муравья и сокола. Обернувшись соколом, полетел герой в тридесятое царство добрые дела вершить. Там хрустальная гора поглотила полцарства, а царская дочка оказалась в середине той горы в плену у чудища с двенадцатью головами. В муравья превратился Иван-царевич, заполз в хрустальную гору, нашел там царевну и узнал тайну: в чреве самого страшного змея есть семечко, которое нужно уничтожить, чтобы заклятие хрустальной горы исчезло. Переодевшись стариком, нанялся царевич пастухом, чтобы трех змеев убить, которые ежедневно за данью прилетали – коров из стада забирали. Одолел всех чудищ. Распорол он брюхо двенадцатиглавого змея, семечко уничтожил – хрустальная гора растаяла. Вместе с царевной вернулся Иван-царевич к царю. На радостях царь женил Ивана-царевича на своей дочери.

Сказка Хрустальная гора читать:

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, у царя было три сына. Вот дети и говорят ему:

— Милостивый государь-батюшка! Благослови нас, мы на охоту поедем.

Отец благословил, и они поехали в разные стороны.

Младший сын ездил, ездил и запутался; выезжает на поляну, на поляне лежит палая лошадь, около этой падали собралось много всяких зверей, птиц и гадов.

Поднялся сокол, прилетел к царевичу, сел ему на плечо и говорит:

— Иван-царевич, раздели нам эту лошадь: лежит она здесь тридцать три года, а мы все спорим, а как поделить — не придумаем.

Царевич слез со своего доброго коня и разделил падаль: зверям — кости, птицам — мясо, кожа — гадам, а голова — муравьям.

— Спасибо, Иван-царевич! — сказал сокол. — За эту услугу можешь ты обращаться ясным соколом и муравьем всякий раз, как захочешь.

Иван-царевич ударился о сырую землю, сделался ясным соколом, взвился и полетел в тридесятое государство; а того государства больше чем наполовину втянуло в хрустальную гору.

Прилетел прямо во дворец, оборотился добрым молодцем и спрашивает придворную стражу.

— Не возьмет ли ваш государь меня на службу к себе?

— Отчего не взять такого молодца? Вот он поступил к тому царю на службу и живет у него неделю, другую и третью. Стала просить царевна:

— Государь мой батюшка! Позволь мне с Иваном-царевичем на хрустальной горе погулять.

Царь позволил. Сели они на добрых коней и поехали.

Подъезжают к хрустальной горе, вдруг, откуда ни возьмись, выскочила золотая коза.

Царевич погнал за ней; скакал, скакал, козы не добыл, а воротился назад — и царевны нету! Что делать? Как к царю на глаза показаться?

Нарядился он таким древним старичком, что и признать нельзя, пришел во дворец и говорит царю:

— Ваше величество! Найми меня стадо пасти.

— Хорошо, будь пастухом; коли прилетит змей о трех головах — дай ему три коровы, коли о шести головах — дай шесть коров, а коли о двенадцати головах — то отсчитывай двенадцать коров.

Иван-царевич погнал стадо по горам, по долам; вдруг летит с озера змей о трех головах:

— Эх, Иван-царевич, за какое ты дело взялся? Где бы сражаться доброму молодцу, а он стадо пасет! Ну-ка, — говорит, — отгони мне трех коров.

— Не жирно ли будет? — отвечает царевич. — Я сам в суточки ем по одной уточке, а ты трех коров захотел… Нет тебе ни одной!

Змей осерчал и вместо трех захватил шесть коров; Иван-царевич тотчас обернулся ясным соколом, снял у змея три головы и погнал стадо домой.

— Что, дедушка, — спрашивает царь, — прилетал ли трехглавый змей, дал ли ему трех коров?

— Нет, ваше величество, ни одной не дал!

На другой день гонит царевич стадо по горам, по долам; прилетает с озера змей о шести головах и требует шесть коров.

— Ах ты, чудо-юдо обжорливое! Я сам в суточки ем по одной уточке, а ты чего захотел! Не дам тебе ни единой!

Змей осерчал, вместо шести захватил двенадцать коров; а царевич обратился ясным соколом, бросился на змея и снял у него шесть голов.

Пригнал домой стадо, царь и спрашивает:

— Что, дедушка, прилетал ли шестиглавый змей, много ли мое стадо поубавилось?

— Прилетать-то прилетал, но ничего не взял!

Поздним вечером оборотился Иван-царевич в муравья и сквозь малую трещинку заполз в хрустальную гору, смотрит — в хрустальной горе сидит царевна.

— Здравствуй, — говорит Иван-царевич, — как ты сюда попала?

— Меня унес змей о двенадцати головах, живет он на батюшкином озере. В том змее сундук таится, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яичко, в яичке — семечко; коли ты убьешь его да достанешь это семечко, в те поры можно хрустальную гору извести и меня избавить.

Иван-царевич вылез из той горы, снарядился пастухом и погнал стадо.

Вдруг прилетает змей о двенадцати головах:

— Эх, Иван-царевич! Не за свое ты дело взялся: чем бы тебе, доброму молодцу, сражаться, а ты стадо пасешь… Ну-ка отсчитай мне двенадцать коров!

— Жирно будет! Я сам в суточки ем по одной уточке, а ты чего захотел!

Начали они сражаться, и долго ли, коротко ли сражались — Иван-царевич победил змея о двенадцати головах, разрезал, его туловище и на правой стороне нашел сундук: в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — семечко.

Взял он семечко, зажег и поднес к хрустальной горе — гора растаяла.

Иван-царевич вывел оттуда царевну и привез ее к отцу, отец возрадовался и говорит царевичу:

— Будь ты моим зятем!

Тут их и обвенчали; на той свадьбе и я был, мед-пиво пил, по бороде текло, в рот не попало.

Русская народная сказка – народное творчество, фольклорная проза. В них всегда присутствуют приключения, наставления, житейская мудрость, описание древнего быта, порядков и обычаев. Самые ранние упоминания о сказках отнесены к двенадцатому веку.

Краткое содержание

  1. Иван царевич, отправившись на охоту, помог зверям поделить падаль, за что его наградили способностью превращаться в муравьишку и птицу-сокола.
  2. Улетел он соколом в царство, в котором полцарства в хрустальной горе было, и попросился служить царю.
  3. Прогуливался он с принцессой по хрустальной горе, отвлекся, а девушка пропала, пришлось ему замаскироваться и вернуться к царю, работу просить.
  4. Дали ему работу коров пасти, а отдавать змеям Горынычам столько коров, сколько у змея голов, но Иван коров не давал, а победил змея трехголового и шестиголового.
  5. Превратился Иван в маленького муравьишку, залез под гору, нашел принцессу, рассказала она ему как освободить королевство от хрустальной горы, убив двенадцатиголового змея.
  6. Сделал он все как сказала принцесса, освободил королевство от хрустальной горы, за что царь ему в жены принцессу отдал.

Главные герои

1) Иван-царевич – умный, сообразительный, добрый, смекалистый.

Главная мысль

Добро всегда побеждает зло.

Читайте по теме:

Чему учит?

Сказка учит видеть добро и зло, помогать окружающим, быть умным, сообразительным, смекалистым.

Пословицы

1) Догадка и смекалка не хуже разума.

2) Доброму человеку помощь не убыток.

3) Ум силу дает, сила смелостью наделяет.

Отзыв

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 3 класса.


Crystal Mountain ( русская : Хрустальная гора , Khrustalnaïa гора) является восточнославянской народной сказкой собранного Александра Афанасьевым и опубликовано в его русских народных сказок под номером 97 (оригинальное издание, 162 в 1958 году издания).

Основная тема горы из хрусталя или стекла относительно необычна в восточнославянских сказках (для этой сказки Афанасьев выделил только одну русскую версию, 3 украинских и 3 белорусских), но появляется в нескольких сказках Гримма и в фольклоре. других народов Западной Европы. С другой стороны, в сказке смешаны различные мотивы, встречающиеся в других восточнославянских сказках и, в частности, в русских сказках.

Резюме

Краткое содержание сказки


Принимая человеческий облик, ему удается поступить на службу к царю этого царства, и вскоре он отправляется с дочерью на прогулку на хрустальную гору. Но, внезапно увидев золотого козла , он безуспешно пускается в погоню, при этом теряя принцессу из виду. Затем он переоделся маленьким старичком и был нанят царем присматривать за скотом ; царь предупреждает его об угрозе драконов и рекомендует в случае необходимости отдать им несколько коров .

Иван действительно последовательно встречает дракона с тремя головами, затем другого дракона с шестью головами, но он убивает их обоих. Затем он превращается в муравья и таким образом проникает внутрь кристальной горы, где находит принцессу, которая велит ему держаться там драконом с двенадцатью головами. Внутри дракона заперты друг в друге последовательно сундук , заяц , утка , яйцо и, наконец, семя , которое должно позволить Ивану разрушить гору и спасти принцессу.

Цесаревич появляется с горы, как муравей, затем принимает облик пастуха и противостоит двенадцатиглавому дракону, которого он рвет, пока не находит объявленное семя. Он поджигает ее, что плавит гору кристаллов и освобождает принцессу, которую он возвращает своему отцу. В своей радости, царь дает ему свою дочь в браке .

Классификация и аналогии

Примирение с типичными сказками

Сказку можно частично связать с типичными сказками AT 554 (Благодарные животные) и AT 302 (Яйцо Кохчей) по классификации Аарне-Томпсона . Эпизоды, в которых Иван ведет пастушеский образ жизни, напоминают сказку В 321.

Сказочное изображение горы из хрусталя или стекла, связанное с идеей восхождения в царство мертвых, встречается во многих западноевропейских сказках, а также украинских и белорусских сказках типа АТ.530 ( Сивко- Бурко ) и AT 301 (Три подземных царства). Некоторые западные вариации типичных сказок AT 314 (Волшебный полет молодого человека, превратившегося в лошадь), 400 (Человек, ищущий пропавшую жену) или 502 (Дикарь) также включают эпизоды путешествия на гору кристалл, как отмечает шведский фольклорист Вальдемар Люнгман (1883–1978). Эта тема появляется в различных произведениях европейского средневековья .

Хорватский фольклор

Афанасьев указал на сходство между нетипичным русским мотивом царства, наполовину охваченного кристальной горой, и хорватской сказкой, собранной Матией Валявец (1890), напоминающей о царстве, похороненном в хрустальных глубинах.

Польские сказки

Другие русские сказки

Сказки Гримма

Фольклор из других стран

Исследования и комментарии

Анализ Владимира Проппа


Он отмечает, что в русской сказке кристалл связан с драконом (или со змеем), как это имеет место в мифах разных культур, и напоминает, что в некоторых обрядах инициации фрагменты горного хрусталя вводились в тела неофитов. . Он заключает, что это очень старая примитивная тема.

Анализ Наташи Римассон-Фертин

Сказки – это жанр литературы, который берет свое начало задолго до нашей эпохи. Издревле все люди во все времена очень любили сказки. И это совсем не удивительно. Любое произведение этого жанра несет в себе глубокий смысл, учит слушателя добру и почитанию старших. Русский писатель А.Н.Афанасьев пересказал много русских сказок и тем самым смог донести и сохранить их для многих поколений.

хрустальная гора

Описание произведения

В каждой сказке есть противостояние добра и зла. "Хрустальная гора" - сказка, которая является подтверждением этому. Это произведение, являясь русской народной сказкой, несет в себе глубокий смысл. Сила зла предстает перед читателем в разных образах и всегда встает на пути добра и счастья. В "Хрустальной горе" дорога к счастью устлана многими трудностями, и лишь обладая верой в чудо и совершая добрые дела, Иван Царевич достигнет желаемого, погубит злодеев и спасет мир.

хрустальная гора сказка

"Хрустальная гора" - сказка с красивым названием

Такое название не является случайным. В сюжете присутствует настоящая Хрустальная гора. В сказке она напоминает некую клетку, в которую была заточена прекрасная царевна. Красивая, но вместе с тем безжизненная гора накрывала замок царевны все больше и больше. Это олицетворение зла, подобно тому, как в наше время распространяется негатив в душе людей, с каждым днем наполняя их сердца ненавистью и злобой. Напоминание об алчности и жестокости людей на пути к желаемому. Порой бывает нелегко разрушить такие чары, но добро и настоящая любовь обладают небывалой силой.

"Хрустальная гора". Герои сюжета

хрустальная гора герои

Краткое содержание

хрустальная гора краткое содержание

Как Иван Царевич победил зло

Обернувшись соколом, Иван полетел в другое царство и увидел, что его наполовину втянула Хрустальная гора. Заинтересовавшись этой картиной, герой решает обратиться к царю с просьбой взять его на службу. Как и полагается сюжету сказки, дочь царя влюбляется в Ивана и просит разрешения пойти с ним погулять на Хрустальную гору. Подъехав к горе, молодые люди приметили золотую козу. Погнавшись за ней, Иван потерял принцессу. Не смог он вернуться во дворец без дочери, не смог в глаза ее отцу посмотреть. Тогда царевич решает обратиться в старика и напроситься к царю пастухом. Поручая пасти стадо, царь дает наказ пастуху. Что если прилетит трёхголовый змей, то надо отдать три коровы, если шестиглавый то шесть коров, а двенадцатиглавому змею – двенадцать голов. Но Иван Царевич не отдал ни одной коровы, ни одному злодею. Проявив ум и смелость, он смог сразиться со злодеями.

Обернувшись муравьем, царевич смог сквозь трещину проползти внутрь Хрустальной горы. Как оказалось, там находилась царевна, которая и поведала ему тайну смерти Кощея. Она представляла собой семечко (а находилось семечко в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук в туловище самого страшного змея). Победив в этой схватке, царевич смог не только выйти победителем, но и жениться на царевне.

Чему учит сказка?

в сказке хрустальная гора есть кощей

"Хрустальная гора" - произведение, которое несет в себе глубокий смысл и учит своих читателей многому. А именно:

- Смелости. Каждый человек в любой ситуации подвергается испытаниям. Сама судьба проверяет его на прочность, и если не проявить смелость, то можно просто сломаться.

- Уважению старших. Сама сказка начинается с просьбы благословения отца. Прогулка царевича и принцессы тоже происходит только с согласия родителя. И появиться перед глазами царя без царевны Иван не смог. В сознании молодежи должно быть воспитано чувство ответственности перед старшим поколением.

Актуальность русских народных сказок в наши дни не потеряна. Сейчас в бурно развивающемся мире так не хватает простого уважения старших, умения и терпения. Людям зачастую некогда просто поздороваться друг с другом, прислушаться к мнению окружающих. Такие сказки, как "Хрустальная гора", читать подрастающему поколению просто необходимо.

Читайте также: