Авторы по изо в детском саду в соответствии с фгос

Обновлено: 05.07.2024

Цели и задачи реализации программы

Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития.Возрастные особенности детей

Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы

Целевые ориентиры образования по окончанию учебного года

II

Содержательный раздел

Комплексно-тематический план на учебный год

Циклограмма непосредственно образовательной деятельности по изо в группах

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

План взаимодействия с семьями воспитанников

III

Организационный раздел

Обеспечение методическими рекомендациями и средствамиобучения и воспитания

Организация образовательного пространства изостудии.

Система педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы

IV

Краткая презентация образовательной программы для родителей

ВВЕДЕНИЕ

При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:

Рабочая программа по изобразительной деятельности обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте 5 – 7лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Рабочая программа построена на методологических принципах:

1)полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Основными принципами рабочей программы ДОУ являются:

  1. принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка;
  2. принципы научной обоснованности и практи­ческой применимости, основывается на базовых положени­ях возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  3. решение по­ставленные цели и задачи на разумном минимально необ­ходимом и достаточном материале, не допуская перегру­женности детей;
  4. единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников;
  5. принципа интеграции образователь­ных областей в соответствии с возрастными возможностя­ми и особенностями детей, а также спецификой образовательных облас­тей;
  6. принцип комплексно-тематического построения образо­вательного процесса. Данный под­ход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольни­ка — игру как основу организации жизнедеятельности дет­ского сообщества.

3.В основе реализации рабочей программы лежит культурно-исторический и системно­деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, который предполагает: в каждом возрасте существует своя ведущая деятельность внутри, которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.

Основные принципы:

  • Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка.
  • Деятельность является движущей силой развития ребенка.
  • Принцип амплификации развития (А.В.Запорожец).

Учет механизма (процесс) интериоризации( от фр. intériorisation — переход извне внутрь и лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта)

В программе сформулированы и конкретизированы задачи художественно-эстетического развития для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста (младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы). Большое внимание в программе уделено экспериментированию с различными изобразительными материалами.

Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует развитию личности подрастающего ребенка. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавая и приумножая ее дары, не нанося ей вреда.

Парциальная программа включена в методический комплект «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет) Н. В. Нищевой, представленной на сайте Федерального института развития образования.

Реценция на парциальную программу "Цвет творчества. Художественно-эстетическое развитие дошкольников", автор Наталия Владимировна Дубровская (рецензент Н.В. Дружинина, ГАУ ДПО НСО "Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования")

Пояснительная записка

Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определенный продукт.

Цель: всестороннее развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи.

Образовательные:

  • формировать навыки работы с различными материалами;
  • способствовать овладению разными технологическими приемами.

Развивающие:

  • развивать фантазию, внимание, воображение;
  • знакомить с сенсорными эталонами;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • активизировать словарь.

Воспитательные:

  • воспитывать художественный вкус;
  • воспитывать чувство ответственности, коллективизма;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность;
  • вызывать положительные эмоции.

Актуальность разработки и осуществление данной программы определяются необходимостью способствовать развитию и саморазвитию подрастающей личности ребенка. Способность к творчеству — отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавая, преумножать ее дары, не нанося ей вреда.

Цвет — одно из наиболее ярких выразительных средств в дошкольном возрасте. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он и использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею.

На взгляд взрослого это ненужные вещи и предметы, а для ребенка они ценнее и значимее, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти необычные материалы не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятнее ребенку, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь — открытие, каждый новый навык — достижение и предмет гордости.

Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и должна включать в себя и другие изобразительные материалы. Данная программа — пособие для воспитателей дошкольных учреждений и руководителей кружков, изостудий, на практике осваивающих новые виды работы с детьми дошкольного возраста и стремящихся как можно полнее ознакомить их с прекрасным и удивительным миром искусства, приобщить к художественной деятельности, развить их творческие способности. Представленный материал будет интересен и для начинающего педагога, который на практике сталкивается с различными программами и педагогическими позициями в области изобразительной деятельности. Новые знания помогут выработать свою творческую линию на основе теоретических и практических подходов, которые рассматривает автор.

Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах его проявления. В период дошкольного детства именно изобразительная деятельность наиболее ярко способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию умения творчески передавать свои впечатления в художественной форме. В связи с этим перед педагогом сегодня стоит важная задача: заложить основы развития личности, его творческого потенциала, реализоваться которой предстоит в будущем. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Совершенствование творческого процесса и повышение развивающего эффекта в изобразительной деятельности, образовательной работе с детьми не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные разработки; социокультурная среда — потребность дошкольных образовательных учреждений в новых изобразительных системах; творческая вариативность педагогов; заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в художественном развитии детей. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в изобразительной практике, ориентированные на личность ребенка, развитие его способностей.


В статье рассматриваются принципы организации изобразительной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) дошкольного образования, предполагающими как ее главную задачу общее и эстетическое развитие личности. Данная проблема связана с высокой степенью значимости формирования художественно-эстетической культуры дошкольников — условия вхождения ребёнка в мир социальных отношений, своеобразного творческого самораскрытия — с одной стороны и трудностью её решения в практике — с другой.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, художественно-эстетическое восприятие, интеграция искусств

Известно, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для художественно-эстетического развития ребенка. Впечатления детства, как правило, очень ярки и их человек может пронести через всю жизнь. Приобщая дошкольника к богатейшему опыту человечества, накопленному в разных видах искусства и художественного творчества, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека. Использование в эстетическом развитии ребенка взаимодействия искусств — литературы, театра, музыки и живописи — дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект.

Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха. Однако в настоящее время в этой области обозначен более широкий круг задач:

‒ развитие творческого потенциала ребенка;

‒ развитие образного, ассоциативного мышления;

‒ развитие самостоятельности и творческой активности.

Художественно-эстетическому воспитанию детей посвящены многие исследования, в том числе таких авторов, как А. Н. Бурова, Б. Т. Лихачева, Л. П. Печко, П. М. Якобсона, Б. П. Юсова. Изучением особенностей художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Т. Н. Доронова, Р. М. Чумичева и другие.

Возникает вопрос: готов ли современный педагог дошкольного образования к осуществлению этих сложных задач? Дело в том, что без осмысления педагогом природы искусства в единстве и взаимодействии разных его видов, невозможно осуществлять эстетическое воспитание в принципе, цель которого — воспитывая и обучая детей на примерах и основах искусства, приобщать к культуре, добиваясь того, чтобы дети стали сами частицей культуры, частицей искусства, продолжателями культуры, её носителями.

Нами было проведен опрос педагогов-практиков с целью выявления готовности педагога к осуществлению поставленных задач и уровня осознания тех задач, которые призван выполнить воспитатель в свете новых подходов к организации изобразительной деятельности, обозначенных во ФГОС ДО. В опросе приняли участие 52 педагога дошкольных образовательных учреждений рес. Хакасия. Было заданы следующие вопросы.

В начале занятия говорим с детьми о том, что помимо того, что у каждого цвета и множества его оттенков есть свое название, у него есть настроение, свой характер. Выясняем, какой у каждой из красок характер, группируя на радостные и печальные (для этого используем лоскутки и наборы гуаши).

Давайте и мы тоже сегодня сделаем коврики, да не простые, а волшебные. В этом нам помогут краски и косточки. Нужно сделать такой коврик, чтобы сразу было ясно, чей он, Доброй Волшебницы или Злой. (Здесь воспитатель должен показать, как нужно изображать коврик: можно приемом примакивания, можно составить коврик из разноцветных полосок, а можно сначала сделать фон, подсушить, а потом нанести рисунок (например, нарисовать цветы). Задание для детей: изобразить волшебный коврик настроения.

Таким образом, отказавших от привычных стереотипов понимания смысла детской изобразительной деятельности и подходов к ее организации, ориентируясь на ряд принципиальных положений, а именно: развитие художественно-эстетического восприятия детей в интеграции различных видов художественной деятельности, обогащении предметной среды произведениями изобразительного искусства, создавая условия для проявления творчества детей, могут решаться важные задачи их художественно-эстетического развития.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, детская изобразительная деятельность, ребенок, дошкольное образование, злая Фея, вид искусства, предметная среда, традиционный подход, художественно-эстетическое развитие, художественное восприятие.

Читайте также: