Авторы по изо в детском саду в соответствии с фгос
Обновлено: 05.07.2024
Цели и задачи реализации программы
Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития.Возрастные особенности детей
Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы
Целевые ориентиры образования по окончанию учебного года
II
Содержательный раздел
Комплексно-тематический план на учебный год
Циклограмма непосредственно образовательной деятельности по изо в группах
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
План взаимодействия с семьями воспитанников
III
Организационный раздел
Обеспечение методическими рекомендациями и средствамиобучения и воспитания
Организация образовательного пространства изостудии.
Система педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы
IV
Краткая презентация образовательной программы для родителей
ВВЕДЕНИЕ
При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:
Рабочая программа по изобразительной деятельности обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте 5 – 7лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Рабочая программа построена на методологических принципах:
1)полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Основными принципами рабочей программы ДОУ являются:
- принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка;
- принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- решение поставленные цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности детей;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников;
- принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой образовательных областей;
- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.
3.В основе реализации рабочей программы лежит культурно-исторический и системнодеятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, который предполагает: в каждом возрасте существует своя ведущая деятельность внутри, которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.
Основные принципы:
- Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка.
- Деятельность является движущей силой развития ребенка.
- Принцип амплификации развития (А.В.Запорожец).
Учет механизма (процесс) интериоризации( от фр. intériorisation — переход извне внутрь и лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта)
В программе сформулированы и конкретизированы задачи художественно-эстетического развития для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста (младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы). Большое внимание в программе уделено экспериментированию с различными изобразительными материалами.
Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует развитию личности подрастающего ребенка. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавая и приумножая ее дары, не нанося ей вреда.
Парциальная программа включена в методический комплект «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет) Н. В. Нищевой, представленной на сайте Федерального института развития образования.
Реценция на парциальную программу "Цвет творчества. Художественно-эстетическое развитие дошкольников", автор Наталия Владимировна Дубровская (рецензент Н.В. Дружинина, ГАУ ДПО НСО "Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования")
Пояснительная записка
Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определенный продукт.
Цель: всестороннее развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности.
Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи.
Образовательные:
- формировать навыки работы с различными материалами;
- способствовать овладению разными технологическими приемами.
Развивающие:
- развивать фантазию, внимание, воображение;
- знакомить с сенсорными эталонами;
- развивать мелкую моторику рук;
- активизировать словарь.
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус;
- воспитывать чувство ответственности, коллективизма;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность;
- вызывать положительные эмоции.
Актуальность разработки и осуществление данной программы определяются необходимостью способствовать развитию и саморазвитию подрастающей личности ребенка. Способность к творчеству — отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавая, преумножать ее дары, не нанося ей вреда.
Цвет — одно из наиболее ярких выразительных средств в дошкольном возрасте. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он и использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею.
На взгляд взрослого это ненужные вещи и предметы, а для ребенка они ценнее и значимее, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти необычные материалы не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятнее ребенку, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь — открытие, каждый новый навык — достижение и предмет гордости.
Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и должна включать в себя и другие изобразительные материалы. Данная программа — пособие для воспитателей дошкольных учреждений и руководителей кружков, изостудий, на практике осваивающих новые виды работы с детьми дошкольного возраста и стремящихся как можно полнее ознакомить их с прекрасным и удивительным миром искусства, приобщить к художественной деятельности, развить их творческие способности. Представленный материал будет интересен и для начинающего педагога, который на практике сталкивается с различными программами и педагогическими позициями в области изобразительной деятельности. Новые знания помогут выработать свою творческую линию на основе теоретических и практических подходов, которые рассматривает автор.
Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах его проявления. В период дошкольного детства именно изобразительная деятельность наиболее ярко способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию умения творчески передавать свои впечатления в художественной форме. В связи с этим перед педагогом сегодня стоит важная задача: заложить основы развития личности, его творческого потенциала, реализоваться которой предстоит в будущем. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
Совершенствование творческого процесса и повышение развивающего эффекта в изобразительной деятельности, образовательной работе с детьми не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные разработки; социокультурная среда — потребность дошкольных образовательных учреждений в новых изобразительных системах; творческая вариативность педагогов; заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в художественном развитии детей. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в изобразительной практике, ориентированные на личность ребенка, развитие его способностей.
В статье рассматриваются принципы организации изобразительной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) дошкольного образования, предполагающими как ее главную задачу общее и эстетическое развитие личности. Данная проблема связана с высокой степенью значимости формирования художественно-эстетической культуры дошкольников — условия вхождения ребёнка в мир социальных отношений, своеобразного творческого самораскрытия — с одной стороны и трудностью её решения в практике — с другой.
Ключевые слова: изобразительная деятельность, художественно-эстетическое восприятие, интеграция искусств
Известно, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для художественно-эстетического развития ребенка. Впечатления детства, как правило, очень ярки и их человек может пронести через всю жизнь. Приобщая дошкольника к богатейшему опыту человечества, накопленному в разных видах искусства и художественного творчества, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека. Использование в эстетическом развитии ребенка взаимодействия искусств — литературы, театра, музыки и живописи — дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект.
Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха. Однако в настоящее время в этой области обозначен более широкий круг задач:
‒ развитие творческого потенциала ребенка;
‒ развитие образного, ассоциативного мышления;
‒ развитие самостоятельности и творческой активности.
Художественно-эстетическому воспитанию детей посвящены многие исследования, в том числе таких авторов, как А. Н. Бурова, Б. Т. Лихачева, Л. П. Печко, П. М. Якобсона, Б. П. Юсова. Изучением особенностей художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Т. Н. Доронова, Р. М. Чумичева и другие.
Возникает вопрос: готов ли современный педагог дошкольного образования к осуществлению этих сложных задач? Дело в том, что без осмысления педагогом природы искусства в единстве и взаимодействии разных его видов, невозможно осуществлять эстетическое воспитание в принципе, цель которого — воспитывая и обучая детей на примерах и основах искусства, приобщать к культуре, добиваясь того, чтобы дети стали сами частицей культуры, частицей искусства, продолжателями культуры, её носителями.
Нами было проведен опрос педагогов-практиков с целью выявления готовности педагога к осуществлению поставленных задач и уровня осознания тех задач, которые призван выполнить воспитатель в свете новых подходов к организации изобразительной деятельности, обозначенных во ФГОС ДО. В опросе приняли участие 52 педагога дошкольных образовательных учреждений рес. Хакасия. Было заданы следующие вопросы.
В начале занятия говорим с детьми о том, что помимо того, что у каждого цвета и множества его оттенков есть свое название, у него есть настроение, свой характер. Выясняем, какой у каждой из красок характер, группируя на радостные и печальные (для этого используем лоскутки и наборы гуаши).
Давайте и мы тоже сегодня сделаем коврики, да не простые, а волшебные. В этом нам помогут краски и косточки. Нужно сделать такой коврик, чтобы сразу было ясно, чей он, Доброй Волшебницы или Злой. (Здесь воспитатель должен показать, как нужно изображать коврик: можно приемом примакивания, можно составить коврик из разноцветных полосок, а можно сначала сделать фон, подсушить, а потом нанести рисунок (например, нарисовать цветы). Задание для детей: изобразить волшебный коврик настроения.
Таким образом, отказавших от привычных стереотипов понимания смысла детской изобразительной деятельности и подходов к ее организации, ориентируясь на ряд принципиальных положений, а именно: развитие художественно-эстетического восприятия детей в интеграции различных видов художественной деятельности, обогащении предметной среды произведениями изобразительного искусства, создавая условия для проявления творчества детей, могут решаться важные задачи их художественно-эстетического развития.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, детская изобразительная деятельность, ребенок, дошкольное образование, злая Фея, вид искусства, предметная среда, традиционный подход, художественно-эстетическое развитие, художественное восприятие.
Читайте также: