Храм буддизма в россии краткое содержание
Обновлено: 07.07.2024
Возрождение буддизма в России после долгих политических гонений ознаменовалось созданием группы буддологии в БИОН СО РАН, в дальнейшем переименованном Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской Академии наук (ИМБТ СО РАН).
С этого момента в России началось восстановление уцелевших буддийских храмов и постройка новых.
В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы. В последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и некоторых других наиболее крупных российских городах, не связанных с традиционными регионами буддизма.
По всей России насчитывается свыше 30 храмов и монастырей, поражающих своей невероятной красотой, к которым так и тянет поломников и туристов со всего света.
Рассмотрим основные из них.
Датой основания дацана считается 1909 год, именно тогда был разработан архитектурный проект и началось строительство храма. В отличие от возводившихся в то время в России деревянных и кирпичных храмов, дацан в Санкт-Петербурге был построен из колотого гранита с витражами, разрисованными самим Николаем Рерихом.
Из-за антирелигиозных гонений ХХ века дацан, как и многие другие был закрыт и здание использовалось на нужды города. Это были долгие и тяжелые годы репрессий и только в 1990 году храм снова открыл свои двери последователям буддизма в России.
Сегодня дацан является крупнейшей буддистской достопримечательностью в Санкт-Петербурге. Здесь проводятся лекции и семинары по буддийской философии, медитативные ретриты, молебены. Многие тибетские и западные учителя приезжают в дацан с целью поделиться своими знаниями, провести учения и ознакомиться с культурой буддизма в России.
Кроме того, храм следует посетить хотя бы для того, чтобы своими глазами увидеть всю красоту восточного колорита, привлечь счастье, покрутив буддийский барабан или познакомиться с астрологами и врачом-тибетологом.
Золотая обитель Будды Шакьямуни
Один из крупнейших храмов в Европе поражает своей красотой и роскошью. Находится он в Калмыкии в центре Элисты.
Здание храма является довольно молодым, датой основания считается 2004 год, хотя официальное открытие состоялось только в конце 2005 года.
В здании хурула расположена девятиметровая статуя Будды, которая является самой большой не только в России, но и в Европе. Внутрь статуи заложены священные предметы — мантры, благовония, драгоценности, пригоршни земли из всех районов республики, растущие на территории Калмыкии растения и злаки. Сама статуя покрыта сусальным золотом и инкрустирована бриллиантами.
Высота этого величественного здания целых 63 метра! Здесь совершаются молебены, праздничные богослужения и ритуалы. Всего здание имеет 7 уровней, на которых расположены музей, библиотека, конференц-залы, молельный зал, комнаты для приема прихожан монахами, врачами тибетской медицины и астрологами, а также резиденция главы буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьятцо.
Но не только внутреннее убранство достойно восхищения. Вокруг здания через каждые 5 метров, в ограде, расположены 108 белоснежных ступ, а на территории храма находятся 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда.
Сякюсн-сюме
На окраине Элисты расположился еще один прекрасный храм, который являлся крупнейшим буддийским храмом республики до постройки хурула Золотая обитель Будды Шакьямуни.
Сякюсн-сюме был торжественно открыт в 1996 году, а освящен Его Святейшеством Далай-ламой XIV 1 декабря 2004 года.
Храм построен в тибетском стиле и дополнен скульптурами, резьбой по дереву и культовой символикой. Фронтон фасадной части храма украшен скульптурой Дхармачакры. По бокам две лани. На территории храма расположены молитвенные барабаны, сюме, домик для лам и 3 ступы.
Интерьер здания выполнен в соответствии с традиционными буддийскими канонами. В молельном зале расположена большая статуя Будды Шакьямуни высотой – 3,5 м и покрытая сусальным золотом. Вокруг статуи находятся панно с изображениями божеств и монахов.
Также в здании имеются залы для индивидуального приема, комнаты для медитации и библиотека.
Дацан был основан в Забайкальском крае в 1811 году и уже в конце XIX он был известен далеко за пределами края своей медицинской, философской и астрологической школами.
Тогда дацан представлял собой крупный монастырско-образовательный комплекс, в нем существовало 8 храмов, а также были созданы издательство и четыре факультета.
В настоящее время в дацане действует 1 храм, где живут около 20 лам и действует Агинская Буддийская Академия.
Ламы дацана - высококвалифицированные специалисты, прошедшие длительное обучение в известных буддийских образовательных учреждениях традиции Гелуг в Монголии, Тибете и Индии.
В России три основных региона распространения буддизма, и лежат они весьма далеко друг от друга: Бурятия, Республика Тыва и Калмыкия. Впрочем, есть и другие места. Рассказываем обо всех.
Самый северный буддийский храм в мире, дацан Гунзэчойнэй, находится в Санкт-Петербурге, хотя и располагается вдали от центра города, на Приморском проспекте. Он был закончен за несколько лет до Октябрьской революции, с перерывами работал в качестве храма до 30-х годов, витражи в нем изготавливались по эскизам Николая Рериха. Здание возвращено религиозной общине в перестройку, и сегодня там проходит множество богослужений. На главном алтаре храма установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, покрытый сусальным золотом, вместе с троном он достигает пятиметровой высоты.
Посещение дацана можно совместить с походом на Елагин остров, популярное место отдыха петербуржцев: буддистская обитель располагается через дорогу от его северного выхода. Кроме религиозных практик здесь можно отведать позы — типичную бурятскую еду, вариацию на тему мантов. Ни здесь, ни в иных местах российские буддисты не сильно заботятся на практике о счастье всех живущих существ: традиционно позы начинены говядиной или бараниной.
Калмыкия
Огромная Золотая обитель Будды Шакьямуни возвышается над Элистой, весьма малоэтажным и довольно обычным городом. Храм освятили в 2005 году, его окружают более сотни белоснежных ступ и 17 пагод со статуями великих буддийских учителей. Обойдите все и почитайте об этих великих мудрецах. Главная достопримечательность хурула — самая большая в России и Европе статуя Будды (9 м).
Байкал
Куда как проще увидеть одну из буддистских святынь туристам, посещающим Байкал. На небольшом острове Огой посреди байкальского Малого моря стоит буддийская ступа просветления. Ее полное название — Ступа просветления, покорения демонов, содержащая статую Женской Формы, Матери всех Будд, Единственной Матери Трома Нагмо. Строили святыню летом 2005 года за счет частных пожертвований волонтеры из многих российских городов: стройматериалы везли по воде на катерах, потом вручную поднимали на вершину. Здесь впервые в России в одном месте собрали и вложили в ступу для потомков обширную библиотеку (ее вес составил 750 кг) оригинальных буддийских текстов: полного собрания канонических текстов Ганджура — поучений, составленных из слов самого Будды, и Данджура — комментариев индийских буддийских учителей к сутрам и тантрам, были заложены и неизвестные ранее западной науке тексты на тибетском языке и санскрите. Кроме старинных манускриптов в ступу вложены мантры и священные буддийские реликвии, в том числе частицы волос и крови Будды Шакьямуни.
Столь удаленная республика, возможно, самое нетронутое место в России — в состав СССР она вошла самой последней, оставаясь формально независимой до 1944 года. Так что добравшиеся сюда смогут не только прикоснуться к буддизму, но и познакомиться с горной природой, древними обычаями или продолжить свое путешествие в Монголии, до границы с которой от столицы региона чуть меньше 300 км.
Алтай
Важным центром распространения буддизма является Алтай. Местное население издавна использовало элементы буддизма в своих культах, впрочем, не так сильно укоренившихся. Но вот энергетика местных гор сегодня привлекает ищущих духовного просветления.
Сейчас Республика Алтай является сосредоточием трех основных мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Здесь есть храмы, мечеть, но главный дацан пока не построен. Первый камень под строительство буддийского монастыря-университета заложили в 2015 году в селе Майма под Горно-Алтайском.
Бурятия
Наконец, Бурятия — главный центр буддизма в России. Именно местные буддисты добились в XVIII веке у императрицы Елизаветы Петровны официального признания своей религии. Сегодня здесь, а также в соседней Читинской области действуют 23 дацана (монастыря). Добраться до Улан-Удэ относительно просто: через город проходит Транссиб, а в аэропорту — множество дальних (Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск) и местных рейсов. Если вы выберите самолет, то первый барабан со священными мантрами встретит вас на выходе из аэропорта.
Главная буддистская обитель, она же резиденция главы российского буддизма, — Иволгинский дацан, из города до него около часа на автомобиле. В монастырском комплексе с десятком храмов и статуй для приезжих проводятся экскурсии, можно принять участие в обрядах и ритуалах. Для этого надо подготовиться: прибыть в нужное строение дацана (или какую-то точку рядом с ним) в строго обозначенное время и иметь с собой определенные продукты (молоко, водка, мясо) или вещи. В одном из храмов дацана — Благословенном дворце хамбо-ламы Итигэлова хранится тело ламы буддистов Восточной Сибири. В 1927 году он умер и обрел нетленное тело: его останки пролежали до 2002 года в специальном саркофаге и не разложились, сейчас они хранятся в дацане и почитаются как святыня.
Из бонусов приехавшим в Улан-Удэ — огромная голова Ленина со слегка азиатским разрезом глаз посреди города, близость восточного, менее популярного и более дикого берега Байкала, а также железная и автомобильная дорога до столицы Монголии Улан-Батора.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Буддийские монахи Иволгинского дацана, где прошел один из этапов эстафеты Олимпийского огня, в Бурятии.
Наряду с православием и исламом, буддизм – это одна из самых распространенных исконных религий в России. Есть целые регионы, где большинство жителей придерживаются этой веры.
1. Бурятия – духовная столица российского буддизма
Величественный Иволгинский дацан – главное место паломничества всех буддистов России и резиденция Пандито хамбо-ламы. Храм был открыт в 1945 году в 30 км от столицы региона Улан-Удэ. При дацане есть огромная библиотека и Буддийский университет, где готовят послушников. В монастыре хранится нетленное тело XII хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова, жившего в начале 20 века. Как гласят легенды, в 1927 году он сел в позу лотоса и медитировал до тех пор, пока не перестал подавать признаки жизни. В таком положении его и похоронили в специальном кедровом кубе. В 2002 году тело обнаружили: оно было нетленным. Паломники верят, что Итигэлов может исполнить самое заветное желание.
В 90 км от Иволгинского расположен Ацагатский дацан, построенный в 1825 году. Он один из старейших в России: отсюда вышли многие буддийские духовные лидеры. Ацагатский дацан известен как крупный центр тибетской медицины. В начале 20 века в лечебницу завозили медицинские препараты из Китая и Монголии, сюда приглашали зарубежных преподавателей. В 1936-м советские власти закрыли дацан, разместив в его помещениях интернат для беспризорников. Верующим вернули храм только в 1991 году.
Еще одно сакральное для буддистов место в Бурятии - Нилова Пустынь, находится у самого подножья Саянских гор, в 500 км от Улан-Удэ. Местные жители верят, что здесь живет дух гор, и просят у него семейного счастья.
У бурят с горами связано много традиций: например, гора Уран-Душэ считается покровителем небесных драконов, которые спускаются на землю, чтобы заниматься кузнечным делом, и тот, кто увидит красноватое свечение, будет счастлив всю жизнь.
2. Тыва – родина шаманов
"Цеченлинг" ( Храм безграничной любви).
Коренные жители этой восточносибирской республики были кочевниками. Они исповедовали тибетский буддизм еще в средние века, когда территория современной Тывы была частью Монгольской империи. Интересно, что у тувинцев буддизм сочетается с местными традициями шаманизма. В зависимости от ситуации, люди обращаются то к шаманам, то к ламам.
К началу 20 века в республике действовало два десятка храмов, но все они были закрыты в советские годы, и пока что восстановлена только малая часть.
3. Иркутская область – буддисты на Байкале
Иркутская область граничит с Бурятией, и многие местные жители здесь также исповедуют буддизм. Как и в других регионах, в советские годы дацаны были уничтожены властями, и только в конце 20 века их начали возрождать. Большинство храмов находились в Усть-Ордынском районе недалеко от Иркутска. Старейший из них - Аларский дацан, построенный в 1814 году.
Кстати, посреди Байкала, на острове Ольхон есть особенное место - скала Шаманка, ее еще называют мысом Бурхан. Местные считают, что там живет главное божество Байкала. Ранее здесь проходили шаманские обряды, как говорят, с жестокими жертвоприношениями. Теперь здесь установлен алтарь Будды.
4. Калмыкия – буддистский регион в Европе
Золотая обитель Будды Шакьямуни.
Этот регион на юге России - единственное буддистское место в Европе. Предки калмыков пришли сюда из монгольских степей в начале 17 века, захватив с собой буддистские традиции. Храмы в Калмыкии называются хурулами. Самый известный находится в столице региона Элисте.
Золотая обитель Будды Шакьямуни, построенная в 2005 году, - одна из главных достопримечательностей города. В этом величественном белом здании, декорированном золотом, находится самая большая в России и Европе девятиметровая статуя Будды. Войти в хурул может любой, главное - снять обувь и двигаться строго по часовой стрелке, чтобы сохранить циркуляцию энергии.
5. Алтай – край добрых обычаев
Также большое внимание уделяется соблюдению определенных правил поведения: не курить табак, не рубить сырой лес, носить на шапках белый и желтый цвет и другие.
Пока что единственный бурхаистский дацан Ак Бурхан находится в Горно-Алтайске.
6. Санкт-Петербург – самый северный буддистский храм
Санкт-Петербург, буддистский дацан.
Дацан Гунзэчойнэй на окраине города был построен в начале 20 века. Витражи в нем делали по эскизам известного русского художника Николая Рериха. Сегодня храм считается самым северным буддистским дацаном в мире.
Здесь проходит множество богослужений. В центре храма установлена пятиметровая статуя Будды, покрытая золотом. Ну, а для тех, кто хочет накормить не только свой дух, при храме работает кафе, где можно попробовать традиционные бурятские блюда.
По некоторым подсчётам, в настоящее время количество буддийских храмов здесь оценивается следующим образом:
- Бурятия – 17,
- Калмыкия — 16,
- Тува — 17,
- Забайкальский край — 4,
- Иркутская область — 1.
В этот список не входят крупные города России, где они тоже есть. Русских, исповедующих буддизм, около 500 тысяч. А этнических буддистов почти в два раза больше – 900 тысяч.
Почти все они приверженцы северной тибетской ветви учения – Махаяны и одной из её школ Гэлуг.
Путь буддийского учения в России
Как известно, буддизм принесли на российские просторы в XVII-XVIII столетиях народы монгольского происхождения: калмыки и буряты. Позже, в начале XX века, к ним присоединились и тувинцы.
Самыми первыми храмами – сумэ – у бурят были кочевые юрты, которые перемещались вслед за своей паствой с места на место.
В конце XVIII века в Бурятии возникают первые деревянные храмы – дацаны Цонгольский (Хилгантуйский) и Гусиноозерский.
А в Забайкалье выходца из Тибета Лувсана Шираба в 1752 году назначили управлять 33-мя ламами Хоринского района. Он был главой всех хоринских дацанов.
Но в конце XVIII столетия оно было уничтожено, а тринадцать тысяч калмыцких семей расселены по берегам Урала, Терека и Кумы. У калмыков тоже были передвижные храмы – хурулы: несколько кибиток, объединённых для этих целей.
Но и стационарные монастыри у них имелись. К концу XVIII века их было порядка четырнадцати.
Хошеутовский хурул
У всех трёх вышеназванных народов – тувинцев, калмыков и бурятов – кроме буддийских верований процветал и шаманизм. Монгольские и ойратские правители, нойоны, даже собрали съезд в 1640 году в попытках его искоренить. Принятыми на съезде законами шаманизм официально запретили.
Но в реальной жизни он продолжал благополучно существовать, иногда сливаясь в необыкновенный симбиоз с махаянскими культовыми службами.
На рубеже XIX-XX веков в Бурятии по инициативе царского правительства был проведен ряд реформ, в результате чего бурятское буддийское сообщество раскололось на их сторонников и противников.
В это же время к российским землям присоединяются тувинцы. На территории их проживания было 22 хурэ (так у тувинцев называются храмы). Верующих обслуживали 4000 лам. При этом обряды проводили и 2000 шаманов.
Ламы и шаманы у тувинцев вполне мирно уживались. Например, шаманка могла быть женой ламы. Или и лама, и шаман могли быть в одном лице.
Царская власть хотела упрочить связь с религиозными правительствами Тибета и Монголии. В рамках укрепления политических позиций на востоке страны в Петербурге закладывают буддийский храм.
Дацан Гунзэчойнэй
Гунзэчойнэй – это первый дацан, который был построен в европейской части России, в городе Санкт-Петербург. Николай II принял решение о его возведении на встрече с посланником Далай-ламы XIII – выдающимся бурятским ламой Агваном Доржиевым, который позже руководил строительством храма и его деятельностью.
Строительство этого культового сооружения происходило в период с 1910 по 1915 год, в котором храм был освящён. Средства на его постройку поступили из нескольких источников:
- от буддийского главы из Тибета Далай-ламы XIII;
- из личных пожертвований бурятских и калмыцких верующих;
- от Богдо-гегена, лидера монгольских буддистов.
В годы революции и гражданской войны храм разграбили, и он не работал. В 1924 годы его внутренний интерьер был восстановлен, и теперь уже Ленинградский дацан функционировал ещё одиннадцать лет.
Затем буддийские монахи подверглись репрессиям, и храм прекратил свою деятельность. Тремя годами позже его имущество было передано в местный Музей истории религии и атеизма, а само здание национализировали.
И только в 1989 году верующие буддисты дождались возобновления его работы. С этого времени храм называют Дацан Гунзэчойнэй – так, как его назвали при освящении.
В 1992 году в дацане установили статую Большого Будды, которую изготовили монгольские мастера. Она выполнена из папье-маше и сверху покрыта сусальным золотом. Голову Учителя окружает нефритовый нимб с изображениями представителей животного мира и существ из мифологии.
Этот буддийский храм – одно из тех культовых сооружений, при которых можно жить ламам. Его ламы получили образование в буддийском институте при Иволгинском дацане в Бурятии, о котором и пойдёт речь дальше в нашем рассказе.
Иволгинский дацан
Находится он чуть более чем в трёх десятках километров от Улан-Удэ, в селе Верхняя Иволга, в Бурятии.
Говоря об его открытии, следует заметить, что с конца 20-х годов буддизм в России переживал очень непростой период. Само его существование было под угрозой.
На учение совершались идеологические нападки, дацаны захватывали и громили, лам ссылали в лагеря, многие из них спасались бегством. В этот период в Бурятии в трети дацанов некому было работать.
Но бурятские буддисты-патриоты смогли доказать свою преданность Родине во время Великой Отечественной войны. Ими был пополнен Фонд обороны на более чем 350000 рублей.
Первым главой российских буддистов стал Лобсан-Нима Дармаев, а с 1995 г. и до сих пор ими руководит Дамба Аюшеев.
Иволгинский храмовый комплекс состоит из:
Скульптор Даши Намдаков создал для этого монастыря скульптуру Маленький Будда.
Храм Зеленой Тары
Вышеупомянутый буддийский университет работает с 1999 года и в настоящее время имеет около 100 студентов (хувараков). Это единственный университет такого рода в России. Учебное заведение располагает четырьмя факультетами:
- философским, на котором преподаётся учение школы Гэлуг;
- тантрическим;
- иконографическим;
- медицинским.
В список учебных предметов включены:
- информатика,
- тибетский язык,
- английский язык,
- бурятский язык,
- русский язык,
- история, этнография, культура и искусство Центральной Азии.
Все здания комплекса окружает вымощенная дорожка, по которой паломники могут вслед за солнцем неторопливо обходить территорию, останавливаясь и вращая молитвенные барабаны. Среди зданий, расположенных на территории, верующих неизменно привлекает Дворец, в котором находится главная святыня Иволгинского дацана – Хамбо-лама Итигэлов.
Хамбо-лама Итигэлов
15 июня 1927 года этот монах добровольно ушёл в нирвану. Его поместили в позе лотоса в саркофаг и захоронили. Лама завещал периодически проверять его захоронение.
Просьба была исполнена, два раза тело проверили, но оно не изменялось. В сентябре 2002 года саркофаг вскрыли и, совершив необходимые ритуалы, перевезли ламу в Иволгинский дацан. Тело его по-прежнему неизменно.
Никто не может объяснить этот феномен: ни духовенство, ни учёные. Толпы страждущих собираются здесь восемь раз в году, чтобы поклониться великому ламе. И исцеления происходят, и желания сбываются.
В 2018 году приехать и поклониться нетленному телу Хамбо-ламы Итигэлова можно 15 февраля, 26 марта, 29 апреля, 29 мая, 16 июля, 13 сентября, 31 октября, 2 декабря, 4 февраля 2019 года.
Буддисты, прикоснувшиеся к этой великой тайне, сходятся в одном: Итигэлов явился миру, чтобы доказать, что учение Будды живо, и оно действует.
Недавно ламами была найдена одна книга, написанная Итигэловым иносказательно. Большая часть написана на старомонгольском, а также использован санскрит и тибетский язык.
Два года расшифровывали ее маленькую часть. Лама ещё при жизни предсказал совершение Октябрьской революции и засилие воинствующего атеизма. Возможно, по окончании расшифровки его творения мир узнает ответы на многие волнующие человечество вопросы.
Заключение
Вот такое чудо есть в Иволгинском дацане. На этом мы прощаемся с вами, но продолжение следует.
Друзья, делитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях и обязательно заходите на наш блог еще, чтобы почитать новые интересные статьи про буддизм и восточную культуру!
Читайте также: