Храм буддизма в россии краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024


Возрождение буддизма в России после долгих политических гонений ознаменовалось созданием группы буддологии в БИОН СО РАН, в дальнейшем переименованном Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской Академии наук (ИМБТ СО РАН).

С этого момента в России началось восстановление уцелевших буддийских храмов и постройка новых.

В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы. В последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и некоторых других наиболее крупных российских городах, не связанных с традиционными регионами буддизма.

По всей России насчитывается свыше 30 храмов и монастырей, поражающих своей невероятной красотой, к которым так и тянет поломников и туристов со всего света.

Рассмотрим основные из них.

Датой основания дацана считается 1909 год, именно тогда был разработан архитектурный проект и началось строительство храма. В отличие от возводившихся в то время в России деревянных и кирпичных храмов, дацан в Санкт-Петербурге был построен из колотого гранита с витражами, разрисованными самим Николаем Рерихом.

Из-за антирелигиозных гонений ХХ века дацан, как и многие другие был закрыт и здание использовалось на нужды города. Это были долгие и тяжелые годы репрессий и только в 1990 году храм снова открыл свои двери последователям буддизма в России.

Сегодня дацан является крупнейшей буддистской достопримечательностью в Санкт-Петербурге. Здесь проводятся лекции и семинары по буддийской философии, медитативные ретриты, молебены. Многие тибетские и западные учителя приезжают в дацан с целью поделиться своими знаниями, провести учения и ознакомиться с культурой буддизма в России.

Кроме того, храм следует посетить хотя бы для того, чтобы своими глазами увидеть всю красоту восточного колорита, привлечь счастье, покрутив буддийский барабан или познакомиться с астрологами и врачом-тибетологом.


Золотая обитель Будды Шакьямуни


Один из крупнейших храмов в Европе поражает своей красотой и роскошью. Находится он в Калмыкии в центре Элисты.

Здание храма является довольно молодым, датой основания считается 2004 год, хотя официальное открытие состоялось только в конце 2005 года.

В здании хурула расположена девятиметровая статуя Будды, которая является самой большой не только в России, но и в Европе. Внутрь статуи заложены священные предметы — мантры, благовония, драгоценности, пригоршни земли из всех районов республики, растущие на территории Калмыкии растения и злаки. Сама статуя покрыта сусальным золотом и инкрустирована бриллиантами.


Высота этого величественного здания целых 63 метра! Здесь совершаются молебены, праздничные богослужения и ритуалы. Всего здание имеет 7 уровней, на которых расположены музей, библиотека, конференц-залы, молельный зал, комнаты для приема прихожан монахами, врачами тибетской медицины и астрологами, а также резиденция главы буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьятцо.

Но не только внутреннее убранство достойно восхищения. Вокруг здания через каждые 5 метров, в ограде, расположены 108 белоснежных ступ, а на территории храма находятся 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда.

Сякюсн-сюме


На окраине Элисты расположился еще один прекрасный храм, который являлся крупнейшим буддийским храмом республики до постройки хурула Золотая обитель Будды Шакьямуни.

Сякюсн-сюме был торжественно открыт в 1996 году, а освящен Его Святейшеством Далай-ламой XIV 1 декабря 2004 года.

Храм построен в тибетском стиле и дополнен скульптурами, резьбой по дереву и культовой символикой. Фронтон фасадной части храма украшен скульптурой Дхармачакры. По бокам две лани. На территории храма расположены молитвенные барабаны, сюме, домик для лам и 3 ступы.

Интерьер здания выполнен в соответствии с традиционными буддийскими канонами. В молельном зале расположена большая статуя Будды Шакьямуни высотой – 3,5 м и покрытая сусальным золотом. Вокруг статуи находятся панно с изображениями божеств и монахов.

Также в здании имеются залы для индивидуального приема, комнаты для медитации и библиотека.


Дацан был основан в Забайкальском крае в 1811 году и уже в конце XIX он был известен далеко за пределами края своей медицинской, философской и астрологической школами.

Тогда дацан представлял собой крупный монастырско-образовательный комплекс, в нем существовало 8 храмов, а также были созданы издательство и четыре факультета.

В настоящее время в дацане действует 1 храм, где живут около 20 лам и действует Агинская Буддийская Академия.

Ламы дацана - высококвалифицированные специалисты, прошедшие длительное обучение в известных буддийских образовательных учреждениях традиции Гелуг в Монголии, Тибете и Индии.

В России три основных региона распространения буддизма, и лежат они весьма далеко друг от друга: Бурятия, Республика Тыва и Калмыкия. Впрочем, есть и другие места. Рассказываем обо всех.

Буддийские святыни в России

Буддийские святыни в России

Самый северный буддийский храм в мире, дацан Гунзэчойнэй, находится в Санкт-Петербурге, хотя и располагается вдали от центра города, на Приморском проспекте. Он был закончен за несколько лет до Октябрьской революции, с перерывами работал в качестве храма до 30-х годов, витражи в нем изготавливались по эскизам Николая Рериха. Здание возвращено религиозной общине в перестройку, и сегодня там проходит множество богослужений. На главном алтаре храма установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, покрытый сусальным золотом, вместе с троном он достигает пятиметровой высоты.

Буддийские святыни в России

Посещение дацана можно совместить с походом на Елагин остров, популярное место отдыха петербуржцев: буддистская обитель располагается через дорогу от его северного выхода. Кроме религиозных практик здесь можно отведать позы — типичную бурятскую еду, вариацию на тему мантов. Ни здесь, ни в иных местах российские буддисты не сильно заботятся на практике о счастье всех живущих существ: традиционно позы начинены говядиной или бараниной.

Калмыкия

Буддийские святыни в России

Огромная Золотая обитель Будды Шакьямуни возвышается над Элистой, весьма малоэтажным и довольно обычным городом. Храм освятили в 2005 году, его окружают более сотни белоснежных ступ и 17 пагод со статуями великих буддийских учителей. Обойдите все и почитайте об этих великих мудрецах. Главная достопримечательность хурула — самая большая в России и Европе статуя Будды (9 м).

Байкал

Буддийские святыни в России

Куда как проще увидеть одну из буддистских святынь туристам, посещающим Байкал. На небольшом острове Огой посреди байкальского Малого моря стоит буддийская ступа просветления. Ее полное название — Ступа просветления, покорения демонов, содержащая статую Женской Формы, Матери всех Будд, Единственной Матери Трома Нагмо. Строили святыню летом 2005 года за счет частных пожертвований волонтеры из многих российских городов: стройматериалы везли по воде на катерах, потом вручную поднимали на вершину. Здесь впервые в России в одном месте собрали и вложили в ступу для потомков обширную библиотеку (ее вес составил 750 кг) оригинальных буддийских текстов: полного собрания канонических текстов Ганджура — поучений, составленных из слов самого Будды, и Данджура — комментариев индийских буддийских учителей к сутрам и тантрам, были заложены и неизвестные ранее западной науке тексты на тибетском языке и санскрите. Кроме старинных манускриптов в ступу вложены мантры и священные буддийские реликвии, в том числе частицы волос и крови Будды Шакьямуни.

Буддийские святыни в России

Столь удаленная республика, возможно, самое нетронутое место в России — в состав СССР она вошла самой последней, оставаясь формально независимой до 1944 года. Так что добравшиеся сюда смогут не только прикоснуться к буддизму, но и познакомиться с горной природой, древними обычаями или продолжить свое путешествие в Монголии, до границы с которой от столицы региона чуть меньше 300 км.

Алтай

Буддийские святыни в России

Важным центром распространения буддизма является Алтай. Местное население издавна использовало элементы буддизма в своих культах, впрочем, не так сильно укоренившихся. Но вот энергетика местных гор сегодня привлекает ищущих духовного просветления.

Сейчас Республика Алтай является сосредоточием трех основных мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Здесь есть храмы, мечеть, но главный дацан пока не построен. Первый камень под строительство буддийского монастыря-университета заложили в 2015 году в селе Майма под Горно-Алтайском.

Бурятия

Буддийские святыни в России

Наконец, Бурятия — главный центр буддизма в России. Именно местные буддисты добились в XVIII веке у императрицы Елизаветы Петровны официального признания своей религии. Сегодня здесь, а также в соседней Читинской области действуют 23 дацана (монастыря). Добраться до Улан-Удэ относительно просто: через город проходит Транссиб, а в аэропорту — множество дальних (Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск) и местных рейсов. Если вы выберите самолет, то первый барабан со священными мантрами встретит вас на выходе из аэропорта.

Главная буддистская обитель, она же резиденция главы российского буддизма, — Иволгинский дацан, из города до него около часа на автомобиле. В монастырском комплексе с десятком храмов и статуй для приезжих проводятся экскурсии, можно принять участие в обрядах и ритуалах. Для этого надо подготовиться: прибыть в нужное строение дацана (или какую-то точку рядом с ним) в строго обозначенное время и иметь с собой определенные продукты (молоко, водка, мясо) или вещи. В одном из храмов дацана — Благословенном дворце хамбо-ламы Итигэлова хранится тело ламы буддистов Восточной Сибири. В 1927 году он умер и обрел нетленное тело: его останки пролежали до 2002 года в специальном саркофаге и не разложились, сейчас они хранятся в дацане и почитаются как святыня.

Буддийские святыни в России

Из бонусов приехавшим в Улан-Удэ — огромная голова Ленина со слегка азиатским разрезом глаз посреди города, близость восточного, менее популярного и более дикого берега Байкала, а также железная и автомобильная дорога до столицы Монголии Улан-Батора.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Буддийские монахи Иволгинского дацана, где прошел один из этапов эстафеты Олимпийского огня, в Бурятии.

Буддийские монахи Иволгинского дацана, где прошел один из этапов эстафеты Олимпийского огня, в Бурятии.

Наряду с православием и исламом, буддизм – это одна из самых распространенных исконных религий в России. Есть целые регионы, где большинство жителей придерживаются этой веры.

1. Бурятия – духовная столица российского буддизма

Иволгинский дацан.

Величественный Иволгинский дацан – главное место паломничества всех буддистов России и резиденция Пандито хамбо-ламы. Храм был открыт в 1945 году в 30 км от столицы региона Улан-Удэ. При дацане есть огромная библиотека и Буддийский университет, где готовят послушников. В монастыре хранится нетленное тело XII хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова, жившего в начале 20 века. Как гласят легенды, в 1927 году он сел в позу лотоса и медитировал до тех пор, пока не перестал подавать признаки жизни. В таком положении его и похоронили в специальном кедровом кубе. В 2002 году тело обнаружили: оно было нетленным. Паломники верят, что Итигэлов может исполнить самое заветное желание.

В 90 км от Иволгинского расположен Ацагатский дацан, построенный в 1825 году. Он один из старейших в России: отсюда вышли многие буддийские духовные лидеры. Ацагатский дацан известен как крупный центр тибетской медицины. В начале 20 века в лечебницу завозили медицинские препараты из Китая и Монголии, сюда приглашали зарубежных преподавателей. В 1936-м советские власти закрыли дацан, разместив в его помещениях интернат для беспризорников. Верующим вернули храм только в 1991 году.

Еще одно сакральное для буддистов место в Бурятии - Нилова Пустынь, находится у самого подножья Саянских гор, в 500 км от Улан-Удэ. Местные жители верят, что здесь живет дух гор, и просят у него семейного счастья.

У бурят с горами связано много традиций: например, гора Уран-Душэ считается покровителем небесных драконов, которые спускаются на землю, чтобы заниматься кузнечным делом, и тот, кто увидит красноватое свечение, будет счастлив всю жизнь.

2. Тыва – родина шаманов


"Цеченлинг" ( Храм безграничной любви).

Коренные жители этой восточносибирской республики были кочевниками. Они исповедовали тибетский буддизм еще в средние века, когда территория современной Тывы была частью Монгольской империи. Интересно, что у тувинцев буддизм сочетается с местными традициями шаманизма. В зависимости от ситуации, люди обращаются то к шаманам, то к ламам.

К началу 20 века в республике действовало два десятка храмов, но все они были закрыты в советские годы, и пока что восстановлена только малая часть.

3. Иркутская область – буддисты на Байкале

Тубдэн Даржелин.

Иркутская область граничит с Бурятией, и многие местные жители здесь также исповедуют буддизм. Как и в других регионах, в советские годы дацаны были уничтожены властями, и только в конце 20 века их начали возрождать. Большинство храмов находились в Усть-Ордынском районе недалеко от Иркутска. Старейший из них - Аларский дацан, построенный в 1814 году.

Кстати, посреди Байкала, на острове Ольхон есть особенное место - скала Шаманка, ее еще называют мысом Бурхан. Местные считают, что там живет главное божество Байкала. Ранее здесь проходили шаманские обряды, как говорят, с жестокими жертвоприношениями. Теперь здесь установлен алтарь Будды.

4. Калмыкия – буддистский регион в Европе

Золотая обитель Будды Шакьямуни.

Золотая обитель Будды Шакьямуни.

Этот регион на юге России - единственное буддистское место в Европе. Предки калмыков пришли сюда из монгольских степей в начале 17 века, захватив с собой буддистские традиции. Храмы в Калмыкии называются хурулами. Самый известный находится в столице региона Элисте.

Золотая обитель Будды Шакьямуни, построенная в 2005 году, - одна из главных достопримечательностей города. В этом величественном белом здании, декорированном золотом, находится самая большая в России и Европе девятиметровая статуя Будды. Войти в хурул может любой, главное - снять обувь и двигаться строго по часовой стрелке, чтобы сохранить циркуляцию энергии.

5. Алтай – край добрых обычаев

Ак-Бурхан.

Также большое внимание уделяется соблюдению определенных правил поведения: не курить табак, не рубить сырой лес, носить на шапках белый и желтый цвет и другие.

Пока что единственный бурхаистский дацан Ак Бурхан находится в Горно-Алтайске.

6. Санкт-Петербург – самый северный буддистский храм

Санкт-Петербург, буддистский дацан.

Санкт-Петербург, буддистский дацан.

Дацан Гунзэчойнэй на окраине города был построен в начале 20 века. Витражи в нем делали по эскизам известного русского художника Николая Рериха. Сегодня храм считается самым северным буддистским дацаном в мире.

Здесь проходит множество богослужений. В центре храма установлена пятиметровая статуя Будды, покрытая золотом. Ну, а для тех, кто хочет накормить не только свой дух, при храме работает кафе, где можно попробовать традиционные бурятские блюда.

в Бурятии

По некоторым подсчётам, в настоящее время количество буддийских храмов здесь оценивается следующим образом:

  • Бурятия – 17,
  • Калмыкия — 16,
  • Тува — 17,
  • Забайкальский край — 4,
  • Иркутская область — 1.

В этот список не входят крупные города России, где они тоже есть. Русских, исповедующих буддизм, около 500 тысяч. А этнических буддистов почти в два раза больше – 900 тысяч.

Почти все они приверженцы северной тибетской ветви учения – Махаяны и одной из её школ Гэлуг.

Путь буддийского учения в России

Как известно, буддизм принесли на российские просторы в XVII-XVIII столетиях народы монгольского происхождения: калмыки и буряты. Позже, в начале XX века, к ним присоединились и тувинцы.

Самыми первыми храмами – сумэ – у бурят были кочевые юрты, которые перемещались вслед за своей паствой с места на место.

статуя будды

В конце XVIII века в Бурятии возникают первые деревянные храмы – дацаны Цонгольский (Хилгантуйский) и Гусиноозерский.

А в Забайкалье выходца из Тибета Лувсана Шираба в 1752 году назначили управлять 33-мя ламами Хоринского района. Он был главой всех хоринских дацанов.

Но в конце XVIII столетия оно было уничтожено, а тринадцать тысяч калмыцких семей расселены по берегам Урала, Терека и Кумы. У калмыков тоже были передвижные храмы – хурулы: несколько кибиток, объединённых для этих целей.

Но и стационарные монастыри у них имелись. К концу XVIII века их было порядка четырнадцати.

вид с Волги

Хошеутовский хурул

У всех трёх вышеназванных народов – тувинцев, калмыков и бурятов – кроме буддийских верований процветал и шаманизм. Монгольские и ойратские правители, нойоны, даже собрали съезд в 1640 году в попытках его искоренить. Принятыми на съезде законами шаманизм официально запретили.

Но в реальной жизни он продолжал благополучно существовать, иногда сливаясь в необыкновенный симбиоз с махаянскими культовыми службами.

На рубеже XIX-XX веков в Бурятии по инициативе царского правительства был проведен ряд реформ, в результате чего бурятское буддийское сообщество раскололось на их сторонников и противников.

В это же время к российским землям присоединяются тувинцы. На территории их проживания было 22 хурэ (так у тувинцев называются храмы). Верующих обслуживали 4000 лам. При этом обряды проводили и 2000 шаманов.

Ламы и шаманы у тувинцев вполне мирно уживались. Например, шаманка могла быть женой ламы. Или и лама, и шаман могли быть в одном лице.

Царская власть хотела упрочить связь с религиозными правительствами Тибета и Монголии. В рамках укрепления политических позиций на востоке страны в Петербурге закладывают буддийский храм.

Дацан Гунзэчойнэй

Гунзэчойнэй – это первый дацан, который был построен в европейской части России, в городе Санкт-Петербург. Николай II принял решение о его возведении на встрече с посланником Далай-ламы XIII – выдающимся бурятским ламой Агваном Доржиевым, который позже руководил строительством храма и его деятельностью.

Строительство этого культового сооружения происходило в период с 1910 по 1915 год, в котором храм был освящён. Средства на его постройку поступили из нескольких источников:

  • от буддийского главы из Тибета Далай-ламы XIII;
  • из личных пожертвований бурятских и калмыцких верующих;
  • от Богдо-гегена, лидера монгольских буддистов.

В годы революции и гражданской войны храм разграбили, и он не работал. В 1924 годы его внутренний интерьер был восстановлен, и теперь уже Ленинградский дацан функционировал ещё одиннадцать лет.

Затем буддийские монахи подверглись репрессиям, и храм прекратил свою деятельность. Тремя годами позже его имущество было передано в местный Музей истории религии и атеизма, а само здание национализировали.

И только в 1989 году верующие буддисты дождались возобновления его работы. С этого времени храм называют Дацан Гунзэчойнэй – так, как его назвали при освящении.

В 1992 году в дацане установили статую Большого Будды, которую изготовили монгольские мастера. Она выполнена из папье-маше и сверху покрыта сусальным золотом. Голову Учителя окружает нефритовый нимб с изображениями представителей животного мира и существ из мифологии.

Этот буддийский храм – одно из тех культовых сооружений, при которых можно жить ламам. Его ламы получили образование в буддийском институте при Иволгинском дацане в Бурятии, о котором и пойдёт речь дальше в нашем рассказе.

Иволгинский дацан

Находится он чуть более чем в трёх десятках километров от Улан-Удэ, в селе Верхняя Иволга, в Бурятии.

в Бурятии

Говоря об его открытии, следует заметить, что с конца 20-х годов буддизм в России переживал очень непростой период. Само его существование было под угрозой.

На учение совершались идеологические нападки, дацаны захватывали и громили, лам ссылали в лагеря, многие из них спасались бегством. В этот период в Бурятии в трети дацанов некому было работать.

Но бурятские буддисты-патриоты смогли доказать свою преданность Родине во время Великой Отечественной войны. Ими был пополнен Фонд обороны на более чем 350000 рублей.

Первым главой российских буддистов стал Лобсан-Нима Дармаев, а с 1995 г. и до сих пор ими руководит Дамба Аюшеев.

в храмовом комплексе

Иволгинский храмовый комплекс состоит из:

Скульптор Даши Намдаков создал для этого монастыря скульптуру Маленький Будда.

в Иволгинском комплексе

Храм Зеленой Тары

Вышеупомянутый буддийский университет работает с 1999 года и в настоящее время имеет около 100 студентов (хувараков). Это единственный университет такого рода в России. Учебное заведение располагает четырьмя факультетами:

  • философским, на котором преподаётся учение школы Гэлуг;
  • тантрическим;
  • иконографическим;
  • медицинским.

В список учебных предметов включены:

  • информатика,
  • тибетский язык,
  • английский язык,
  • бурятский язык,
  • русский язык,
  • история, этнография, культура и искусство Центральной Азии.

Все здания комплекса окружает вымощенная дорожка, по которой паломники могут вслед за солнцем неторопливо обходить территорию, останавливаясь и вращая молитвенные барабаны. Среди зданий, расположенных на территории, верующих неизменно привлекает Дворец, в котором находится главная святыня Иволгинского дацана – Хамбо-лама Итигэлов.

Хамбо-лама Итигэлов

15 июня 1927 года этот монах добровольно ушёл в нирвану. Его поместили в позе лотоса в саркофаг и захоронили. Лама завещал периодически проверять его захоронение.

Просьба была исполнена, два раза тело проверили, но оно не изменялось. В сентябре 2002 года саркофаг вскрыли и, совершив необходимые ритуалы, перевезли ламу в Иволгинский дацан. Тело его по-прежнему неизменно.

в дацане

Никто не может объяснить этот феномен: ни духовенство, ни учёные. Толпы страждущих собираются здесь восемь раз в году, чтобы поклониться великому ламе. И исцеления происходят, и желания сбываются.

В 2018 году приехать и поклониться нетленному телу Хамбо-ламы Итигэлова можно 15 февраля, 26 марта, 29 апреля, 29 мая, 16 июля, 13 сентября, 31 октября, 2 декабря, 4 февраля 2019 года.

Буддисты, прикоснувшиеся к этой великой тайне, сходятся в одном: Итигэлов явился миру, чтобы доказать, что учение Будды живо, и оно действует.

Недавно ламами была найдена одна книга, написанная Итигэловым иносказательно. Большая часть написана на старомонгольском, а также использован санскрит и тибетский язык.

Два года расшифровывали ее маленькую часть. Лама ещё при жизни предсказал совершение Октябрьской революции и засилие воинствующего атеизма. Возможно, по окончании расшифровки его творения мир узнает ответы на многие волнующие человечество вопросы.

Заключение

Вот такое чудо есть в Иволгинском дацане. На этом мы прощаемся с вами, но продолжение следует.

Друзья, делитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях и обязательно заходите на наш блог еще, чтобы почитать новые интересные статьи про буддизм и восточную культуру!

Читайте также: