Храбрый клоун краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Однажды в мастерскую, где чинили детские игрушки, пришла женщина и сказала мастеру:

- Пожалуйста, почините мне куклу. Когда-то это был солдат, но меч у него сломался, мундир, как видите, весь изодран. Пусть он теперь будет клоуном.

- Сделаем! - весело ответил мастер и тут же стал шить колпак.

- Что вы делаете? - закричала кукла. - Я не хочу быть клоуном! Я солдат! Я воин!

Но мастер не слышал, он напевал весёлую песню и шил туфли со смешным помпоном.

- Зачем мне эти дурацкие туфли?

Но мастер уже натягивал на солдата пёстрый костюм.

- Что он делает! Что он делает! - в отчаянье кричал солдат.

- А теперь клоун готов, - сказал мастер и дал ему в руки медные тарелки.

Потом мастер посмотрел на часы, увидал, что пора идти домой, и ушёл.

Когда магазин закрылся и в нём, кроме игрушек, никого не осталось, солдат осмотрел себя и с досады хлопнул тарелками. По всей мастерской разнёсся весёлый звон.

- Кто это так играет? - донёсся сверху нежный голос. - Это вы, клоун, так играете?

Солдат посмотрел вверх и увидел на полке куклу Светлану. Она глядела на него большими синими глазами. Таких глаз он ни у кого ещё не видел, хотя на своём веку многое успел повидать.

- Да, это я так играю. Вам нравится?

- Тогда спускайтесь. Будем танцевать!

Светлана спустилась, и по мастерской снова разнёсся весёлый звон.

С полок на Светлану смотрели медведи, зайчики, пупсы, резиновые жирафы - и все были в восторге от того, как она легко и красиво танцует.

- Клоун, а почему вы не танцуете? - спросила Светлана.

- Потому, что я солдат. Зато я умею воевать с врагами.

- Какой вы солдат, вы клоун! - засмеялась Светлана и тут же вскрикнула от страха.

На неё из угла, скаля длинные зубы, глядела большая рыжая крыса.

Эта крыса каждую ночь вылезала из своей норы и грызла всё, что ей попадалось на пути: столярный клей, крахмал, бумагу. Грызла книги. Грызла игрушки. Теперь она хотела добраться до Светланы.

- Спасайтесь! - крикнул солдат Светлане, а сам, выставив вперёд медные тарелки, преградил крысе дорогу.

"Как жаль, что у меня нет меча! - подумал он. - Если бы у меня был меч, я бы сразу убил её!" - Я спаслась. Бегите! - крикнула Светлана с полки.

- Прекрасно! - ответил солдат. - Но я не уйду до тех пор, пока не погибнет враг! - И он тут же бросился вперёд.

Все игрушки с волнением следили за страшным боем и тряслись от страха. Даже медведи тряслись, а зайцы закрыли глаза ушами.

- Победа! - крикнул солдат.

По всей мастерской разнёсся ликующий звон, и под его звуки истерзанный, покрытый глубокими ранами солдат в шутовской одежде клоуна упал и затих.

Он не слышал, как восхищались его храбростью игрушки, не слышал, как плакала Светлана, как звала его. Утром пришёл мастер.

- Ах, проклятая крыса, что она сделала! - воскликнул он, поднимая истерзанного клоуна, и тут же увидел мёртвую крысу. - Э, да тут был настоящий бой! И победил клоун. Впрочем, он ведь раньше был солдатом. Пусть он солдатом и будет!

И мастер, весело напевая, принялся за работу. Он сшил солдату мундир, дал ему в руки меч и поставил на полку рядом со Светланой.

Воронин Сергей Алексеевич

Сергей Алексеевич Воронин

Однажды в мастерскую, где чинили детские игрушки, пришла женщина и сказала мастеру:

- Пожалуйста, почините мне куклу. Когда-то это был солдат, но меч у него сломался, мундир, как видите, весь изодран. Пусть он теперь будет клоуном.

- Сделаем! - весело ответил мастер и тут же стал шить колпак.

- Что вы делаете? - закричала кукла. - Я не хочу быть клоуном! Я солдат! Я воин!

Но мастер не слышал, он напевал весёлую песню и шил туфли со смешным помпоном.

- Зачем мне эти дурацкие туфли?

Но мастер уже натягивал на солдата пёстрый костюм.

- Что он делает! Что он делает! - в отчаянье кричал солдат.

- А теперь клоун готов, - сказал мастер и дал ему в руки медные тарелки.

Потом мастер посмотрел на часы, увидал, что пора идти домой, и ушёл.

Когда магазин закрылся и в нём, кроме игрушек, никого не осталось, солдат осмотрел себя и с досады хлопнул тарелками. По всей мастерской разнёсся весёлый звон.

- Кто это так играет? - донёсся сверху нежный голос. - Это вы, клоун, так играете?

Солдат посмотрел вверх и увидел на полке куклу Светлану. Она глядела на него большими синими глазами. Таких глаз он ни у кого ещё не видел, хотя на своём веку многое успел повидать.

- Да, это я так играю. Вам нравится?

- Тогда спускайтесь. Будем танцевать!

Светлана спустилась, и по мастерской снова разнёсся весёлый звон.

С полок на Светлану смотрели медведи, зайчики, пупсы, резиновые жирафы - и все были в восторге от того, как она легко и красиво танцует.

- Клоун, а почему вы не танцуете? - спросила Светлана.

- Потому, что я солдат. Зато я умею воевать с врагами.

- Какой вы солдат, вы клоун! - засмеялась Светлана и тут же вскрикнула от страха.

На неё из угла, скаля длинные зубы, глядела большая рыжая крыса.

Эта крыса каждую ночь вылезала из своей норы и грызла всё, что ей попадалось на пути: столярный клей, крахмал, бумагу. Грызла книги. Грызла игрушки. Теперь она хотела добраться до Светланы.

- Спасайтесь! - крикнул солдат Светлане, а сам, выставив вперёд медные тарелки, преградил крысе дорогу.

"Как жаль, что у меня нет меча! - подумал он. - Если бы у меня был меч, я бы сразу убил её!"

- Я спаслась. Бегите! - крикнула Светлана с полки.

- Прекрасно! - ответил солдат. - Но я не уйду до тех пор, пока не погибнет враг! - И он тут же бросился вперёд.

Все игрушки с волнением следили за страшным боем и тряслись от страха. Даже медведи тряслись, а зайцы закрыли глаза ушами.

- Победа! - крикнул солдат.

По всей мастерской разнёсся ликующий звон, и под его звуки истерзанный, покрытый глубокими ранами солдат в шутовской одежде клоуна упал и затих.

Он не слышал, как восхищались его храбростью игрушки, не слышал, как плакала Светлана, как звала его. Утром пришёл мастер.

- Ах, проклятая крыса, что она сделала! - воскликнул он, поднимая истерзанного клоуна, и тут же увидел мёртвую крысу. - Э, да тут был настоящий бой! И победил клоун. Впрочем, он ведь раньше был солдатом. Пусть он солдатом и будет!

И мастер, весело напевая, принялся за работу. Он сшил солдату мундир, дал ему в руки меч и поставил на полку рядом со Светланой.


Мастер согласился отремонтировать куклу и принялся шить для неё клоунский колпак. Кукла пробовала возмущаться и говорила, что она не хочет быть клоуном, но мастер не замечал ее криков.

Через некоторое время солдат был переодет в клоуна, а в руках у него появились медные тарелки. Когда мастер закрыл мастерскую и ушел домой, все куклы ожили. Солдат-клоун осмотрел себя и хлопнул тарелки. На громкий звук откликнулась кукла по имени Светлана, и солдат пригласил ее танцевать.

Кукла весело танцевала, пока в комнате не появилась ужасная крыса. Солдат-клоун бесстрашно вступил в бой с крысой, используя медные тарелки, как оружие. Бой был тяжелым, крыса была убита, но и солдат от полученных ранений тоже скончался.

Утром мастер пришел в мастерскую и увидел изорванную куклу клоуна. Потом он заметил рядом мертвую крысу и понял, что в мастерской прошел настоящий бой. Он помнил, что раньше клоун был солдатом и решил, что пусть он солдатом и остается. Мастер сшил для храброго клоуна новый солдатский мундир, изготовил для него меч и поставил обновленного солдата на полку рядом с куклой Светланой.

Таково краткое содержание сказки.

В сказке мне понравился главный герой, храбрый солдат, который, волею судеб став клоуном, не утратил бойцовский характер и победил сильного врага, будучи практически безоружным.

Солдатское дело — воевать умело.
Солдату честь дороже жизни.
Храброму смерть не страшна.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения во 2 классе

познакомить детей с творчеством С. Воронина;

развивать грамотную, связную речь учащихся;

формировать навык выразительного чтения;

учить находить нужный отрывок в тексте;

воспитывать нравственные качества;

способствовать развитию внимания, памяти, речи учащихся;

Воспитывать благородство, смелость, умение постоять не только за себя, но и за своих близких;

1.Орг. момент: (создание эмоционального настроя)

-Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнем урок.

2. Речевая разминка. Работа со скороговоркой

У клоуна колпак с помпоном.

-Дети, что написано на доске? (скороговорка).

-А для чего мы работаем со скороговоркой? (чтобы лучше произносить слова, говорить чётко, улучшить память).

- Прочитайте чётко скороговорку и скажите, какой звук повторяется? (п,к).

-Что такое помпон, колпак? ( помпон - шарообразное украшение из ниток; колпак - головной убор округлой формы).

-Прочитаем скороговорку с увеличением скорости;

-Прочитаем скороговорку, выражая голосом разные чувства: восхищение, равнодушие, … ( У клоуна колпак с помпоном! );

- А теперь прочитаем с вопросительной интонацией, выделяя голосом подчеркнутые слова:

-У клоуна колпак с помпоном ?;

-У клоуна колпак с помпоном?;

клоуна колпак с помпоном?;

- Сравните, в чем разница? (Изменяется смысл вопроса.)

Вывод (может сделать учитель): Чтобы тебя понимали, нужно учиться владеть своим голосом.

3.Постановка проблемы урока.

-Ребята, как вы думаете, как связана скороговорка с темой нашего урока, о ком мы будем говорить сегодня на уроке? (о клоуне).

4.Актуализация знаний учащихся.

- Где работают клоуны? (в цирке). Какая у них работа? (интересная, весёлая…)

- А какой он на арене цирка? (обаятельный, смешной, весёлый, задорный).

- А может клоун быть храбрым? (ответы детей).

- Попробуйте предположить: в какой ситуации клоун мог проявить такое качество, как храбрость? (ответы детей).

-Вас заинтересовало, о чём это произведение?

-А кто же придумал это произведение? (С.А.Воронин)

5.Постановка темы урока.

Сергей Алексеевич Воронин родился 30.6(13.7).1913-20.10.2002 , городе с очень интересным названием Любим. Мама, папа и бабушка прививали ему любовь к народным сказкам. И, когда он стал писателем, он очень любил писать о людях, врачах, учителях и художниках, писателях и рыбаках. Сергей Алексеевич также очень любил писать сказки для маленьких читателей.

6.Словарная работа.

-В тексте встретятся незнакомые слова, объясните их значение:

мундир- верхняя часть военной или гражданской форменной одежды ,

в отчаяние- состояние крайней безнадежности, упадка духа вследствие горя, неприятности ,

с досады- чувство раздражения, неудовольствия вследствие неудачи, обиды ,

истерзанный- израненный, изувеченный , растрепанный; исстрадавшийся, измученный, в полном беспорядке;

звенят литавры- ударный музыкальный инструмент в виде двух полушарий, обтянутых кожей .

7.Знакомство с произведением. Первичное восприятие.

- Чтение текста учителем (весь текст).

-Какие мысли, впечатления возникли у вас во время чтения?

-Совпали ли ваши предположения по определению содержания текста?

-Жанр произведения: сказка или рассказ? Докажите.

8. Анализ сказки. Работа над образом главного героя.

- Кто главный герой сказки?

- Меняются ли чувства главного героя на протяжении сказки?

-Ребята, какое чувство испытывает наш герой, когда его принесли в мастерскую? (тревогу, но у него ещё есть надежда, что его услышат и не переоденут в клоуна).

Найти в тексте доказательство

-Каким цветом можно передать чувство героя? (красным, можно добавить тёмных тонов, надежду показать проблесками белого)…(на доске белый лист бумаги) один из учеников выходит к доске и закрашивает одну полоску в красный цвет.

- Что происходит дальше?

- Что испытывает солдат, когда его переодели в костюм клоуна? (он в отчаянии, раздосадован).

-Он принимает себя в новом образе? (нет, он не принимает, он не знает, что теперь делать, кажется, что выхода нет).

-Каким цветом можно выразить его настроение? (чёрным цветом)…другой ученик выходит к доске и закрашивает вторую полоску чёрным цветом.

-Ребята, кто меняет ситуацию, кого он встретил? (куклу Светлану). Благодаря Светлане он на время забывает о своем горе. Как вы думаете случайно ли автор назвал куклу Светланой?

-В любой ситуации на смену темной полосе приходит светлая.

-Каким цветом закрасим этот момент его жизни? (светлым – голубым цветом)…ещё один ученик закрашивает третью полоску…

Давайте и мы сделаем перерыв в нашей работе.

-Теперь вы переключились, поняли, как клоун отвлёкся от своих переживаний.

И вдруг все в один миг меняется.

-Дети, какой переломный момент настал? (встреча с крысой)

-Какие чувства испытывает клоун? (буйство чувств:… )

-Какими красками изобразим его настроение? (смешанными цветами)…ученик выходит и смешивает краски на полоске бумаги…

-Ребята, автор не зря не заканчивает историю клоуна. Он даёт нам возможность порассуждать о чувствах, которые испытывает солдат.

-Каким цветом вы предлагаете закрасить эту часть истории солдата? (ответы детей)… один из детей закрашивает последнюю полоску на листе бумаги у доски.

8.Работа над пословицами.

-На доске написана пословица, прочитайте её.

Где смелость, там и победа.

-Как эта пословица подходит к теме нашего урока и как вы понимаете её смысл?

-Ребята, а кого победил наш герой? (крысу).

-А кто был внимательным слушателем, какую победу он одержал? (он победил всех тех, кто видел в нём клоуна).

-В итоге, кем он остался? (он остался солдатом, не позволил себя переделать).

9. Итог урока.

- Ребята, ещё раз посмотрите на палитру цветов, где мы попробовали показать чувства героя, а теперь давайте изобразим клоуна рисунком

-У вас на партах картинка клоуна, я предлагаю поработать в паре.

- Как менялось выражение лица клоуна, когда ему было тревожно?

Попробуйте, ребята, первого ряда это показать.

-Второй ряд, изобразите отчаяние клоуна.

-Третий ряд, изобразите чувство, которое испытывал клоун, когда мастер вернул ему прежний вид. Это чувство гордости.

-Постарайтесь договориться в паре и передать настроение клоуна.

-Дети выполняют работу в течение 5 минут.

Проверка работы (по 5 представителей от ряда).

-Посмотрите, удалось ли этому ряду передать состояние клоуна? Какой образ вам ближе, совпал с вашим представлением?

10.Рефлексия (у детей на парте маски с разной мимикой) .

-С каким настроением вы работали на уроке?

-Кому было интересно и всё понятно, о чём мы говорили на уроке (выбирают маску с улыбкой);

-Кому было что то непонятно, были затруднения (выбирают маску с прямым ротиком);

Читайте также: