Храбрый клоун краткое содержание
Обновлено: 07.07.2024
Однажды в мастерскую, где чинили детские игрушки, пришла женщина и сказала мастеру:
- Пожалуйста, почините мне куклу. Когда-то это был солдат, но меч у него сломался, мундир, как видите, весь изодран. Пусть он теперь будет клоуном.
- Сделаем! - весело ответил мастер и тут же стал шить колпак.
- Что вы делаете? - закричала кукла. - Я не хочу быть клоуном! Я солдат! Я воин!
Но мастер не слышал, он напевал весёлую песню и шил туфли со смешным помпоном.
- Зачем мне эти дурацкие туфли?
Но мастер уже натягивал на солдата пёстрый костюм.
- Что он делает! Что он делает! - в отчаянье кричал солдат.
- А теперь клоун готов, - сказал мастер и дал ему в руки медные тарелки.
Потом мастер посмотрел на часы, увидал, что пора идти домой, и ушёл.
Когда магазин закрылся и в нём, кроме игрушек, никого не осталось, солдат осмотрел себя и с досады хлопнул тарелками. По всей мастерской разнёсся весёлый звон.
- Кто это так играет? - донёсся сверху нежный голос. - Это вы, клоун, так играете?
Солдат посмотрел вверх и увидел на полке куклу Светлану. Она глядела на него большими синими глазами. Таких глаз он ни у кого ещё не видел, хотя на своём веку многое успел повидать.
- Да, это я так играю. Вам нравится?
- Тогда спускайтесь. Будем танцевать!
Светлана спустилась, и по мастерской снова разнёсся весёлый звон.
С полок на Светлану смотрели медведи, зайчики, пупсы, резиновые жирафы - и все были в восторге от того, как она легко и красиво танцует.
- Клоун, а почему вы не танцуете? - спросила Светлана.
- Потому, что я солдат. Зато я умею воевать с врагами.
- Какой вы солдат, вы клоун! - засмеялась Светлана и тут же вскрикнула от страха.
На неё из угла, скаля длинные зубы, глядела большая рыжая крыса.
Эта крыса каждую ночь вылезала из своей норы и грызла всё, что ей попадалось на пути: столярный клей, крахмал, бумагу. Грызла книги. Грызла игрушки. Теперь она хотела добраться до Светланы.
- Спасайтесь! - крикнул солдат Светлане, а сам, выставив вперёд медные тарелки, преградил крысе дорогу.
"Как жаль, что у меня нет меча! - подумал он. - Если бы у меня был меч, я бы сразу убил её!" - Я спаслась. Бегите! - крикнула Светлана с полки.
- Прекрасно! - ответил солдат. - Но я не уйду до тех пор, пока не погибнет враг! - И он тут же бросился вперёд.
Все игрушки с волнением следили за страшным боем и тряслись от страха. Даже медведи тряслись, а зайцы закрыли глаза ушами.
- Победа! - крикнул солдат.
По всей мастерской разнёсся ликующий звон, и под его звуки истерзанный, покрытый глубокими ранами солдат в шутовской одежде клоуна упал и затих.
Он не слышал, как восхищались его храбростью игрушки, не слышал, как плакала Светлана, как звала его. Утром пришёл мастер.
- Ах, проклятая крыса, что она сделала! - воскликнул он, поднимая истерзанного клоуна, и тут же увидел мёртвую крысу. - Э, да тут был настоящий бой! И победил клоун. Впрочем, он ведь раньше был солдатом. Пусть он солдатом и будет!
И мастер, весело напевая, принялся за работу. Он сшил солдату мундир, дал ему в руки меч и поставил на полку рядом со Светланой.
Воронин Сергей Алексеевич
Сергей Алексеевич Воронин
Однажды в мастерскую, где чинили детские игрушки, пришла женщина и сказала мастеру:
- Пожалуйста, почините мне куклу. Когда-то это был солдат, но меч у него сломался, мундир, как видите, весь изодран. Пусть он теперь будет клоуном.
- Сделаем! - весело ответил мастер и тут же стал шить колпак.
- Что вы делаете? - закричала кукла. - Я не хочу быть клоуном! Я солдат! Я воин!
Но мастер не слышал, он напевал весёлую песню и шил туфли со смешным помпоном.
- Зачем мне эти дурацкие туфли?
Но мастер уже натягивал на солдата пёстрый костюм.
- Что он делает! Что он делает! - в отчаянье кричал солдат.
- А теперь клоун готов, - сказал мастер и дал ему в руки медные тарелки.
Потом мастер посмотрел на часы, увидал, что пора идти домой, и ушёл.
Когда магазин закрылся и в нём, кроме игрушек, никого не осталось, солдат осмотрел себя и с досады хлопнул тарелками. По всей мастерской разнёсся весёлый звон.
- Кто это так играет? - донёсся сверху нежный голос. - Это вы, клоун, так играете?
Солдат посмотрел вверх и увидел на полке куклу Светлану. Она глядела на него большими синими глазами. Таких глаз он ни у кого ещё не видел, хотя на своём веку многое успел повидать.
- Да, это я так играю. Вам нравится?
- Тогда спускайтесь. Будем танцевать!
Светлана спустилась, и по мастерской снова разнёсся весёлый звон.
С полок на Светлану смотрели медведи, зайчики, пупсы, резиновые жирафы - и все были в восторге от того, как она легко и красиво танцует.
- Клоун, а почему вы не танцуете? - спросила Светлана.
- Потому, что я солдат. Зато я умею воевать с врагами.
- Какой вы солдат, вы клоун! - засмеялась Светлана и тут же вскрикнула от страха.
На неё из угла, скаля длинные зубы, глядела большая рыжая крыса.
Эта крыса каждую ночь вылезала из своей норы и грызла всё, что ей попадалось на пути: столярный клей, крахмал, бумагу. Грызла книги. Грызла игрушки. Теперь она хотела добраться до Светланы.
- Спасайтесь! - крикнул солдат Светлане, а сам, выставив вперёд медные тарелки, преградил крысе дорогу.
"Как жаль, что у меня нет меча! - подумал он. - Если бы у меня был меч, я бы сразу убил её!"
- Я спаслась. Бегите! - крикнула Светлана с полки.
- Прекрасно! - ответил солдат. - Но я не уйду до тех пор, пока не погибнет враг! - И он тут же бросился вперёд.
Все игрушки с волнением следили за страшным боем и тряслись от страха. Даже медведи тряслись, а зайцы закрыли глаза ушами.
- Победа! - крикнул солдат.
По всей мастерской разнёсся ликующий звон, и под его звуки истерзанный, покрытый глубокими ранами солдат в шутовской одежде клоуна упал и затих.
Он не слышал, как восхищались его храбростью игрушки, не слышал, как плакала Светлана, как звала его. Утром пришёл мастер.
- Ах, проклятая крыса, что она сделала! - воскликнул он, поднимая истерзанного клоуна, и тут же увидел мёртвую крысу. - Э, да тут был настоящий бой! И победил клоун. Впрочем, он ведь раньше был солдатом. Пусть он солдатом и будет!
И мастер, весело напевая, принялся за работу. Он сшил солдату мундир, дал ему в руки меч и поставил на полку рядом со Светланой.
Мастер согласился отремонтировать куклу и принялся шить для неё клоунский колпак. Кукла пробовала возмущаться и говорила, что она не хочет быть клоуном, но мастер не замечал ее криков.
Через некоторое время солдат был переодет в клоуна, а в руках у него появились медные тарелки. Когда мастер закрыл мастерскую и ушел домой, все куклы ожили. Солдат-клоун осмотрел себя и хлопнул тарелки. На громкий звук откликнулась кукла по имени Светлана, и солдат пригласил ее танцевать.
Кукла весело танцевала, пока в комнате не появилась ужасная крыса. Солдат-клоун бесстрашно вступил в бой с крысой, используя медные тарелки, как оружие. Бой был тяжелым, крыса была убита, но и солдат от полученных ранений тоже скончался.
Утром мастер пришел в мастерскую и увидел изорванную куклу клоуна. Потом он заметил рядом мертвую крысу и понял, что в мастерской прошел настоящий бой. Он помнил, что раньше клоун был солдатом и решил, что пусть он солдатом и остается. Мастер сшил для храброго клоуна новый солдатский мундир, изготовил для него меч и поставил обновленного солдата на полку рядом с куклой Светланой.
Таково краткое содержание сказки.
В сказке мне понравился главный герой, храбрый солдат, который, волею судеб став клоуном, не утратил бойцовский характер и победил сильного врага, будучи практически безоружным.
Солдатское дело — воевать умело.
Солдату честь дороже жизни.
Храброму смерть не страшна.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок литературного чтения во 2 классе
познакомить детей с творчеством С. Воронина;
развивать грамотную, связную речь учащихся;
формировать навык выразительного чтения;
учить находить нужный отрывок в тексте;
воспитывать нравственные качества;
способствовать развитию внимания, памяти, речи учащихся;
Воспитывать благородство, смелость, умение постоять не только за себя, но и за своих близких;
1.Орг. момент: (создание эмоционального настроя)
-Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнем урок.
2. Речевая разминка. Работа со скороговоркой
У клоуна колпак с помпоном.
-Дети, что написано на доске? (скороговорка).
-А для чего мы работаем со скороговоркой? (чтобы лучше произносить слова, говорить чётко, улучшить память).
- Прочитайте чётко скороговорку и скажите, какой звук повторяется? (п,к).
-Что такое помпон, колпак? ( помпон - шарообразное украшение из ниток; колпак - головной убор округлой формы).
-Прочитаем скороговорку с увеличением скорости;
-Прочитаем скороговорку, выражая голосом разные чувства: восхищение, равнодушие, … ( У клоуна колпак с помпоном! );
- А теперь прочитаем с вопросительной интонацией, выделяя голосом подчеркнутые слова:
-У клоуна колпак с помпоном ?;
-У клоуна колпак с помпоном?;
-У клоуна колпак с помпоном?;
- Сравните, в чем разница? (Изменяется смысл вопроса.)
Вывод (может сделать учитель): Чтобы тебя понимали, нужно учиться владеть своим голосом.
3.Постановка проблемы урока.
-Ребята, как вы думаете, как связана скороговорка с темой нашего урока, о ком мы будем говорить сегодня на уроке? (о клоуне).
4.Актуализация знаний учащихся.
- Где работают клоуны? (в цирке). Какая у них работа? (интересная, весёлая…)
- А какой он на арене цирка? (обаятельный, смешной, весёлый, задорный).
- А может клоун быть храбрым? (ответы детей).
- Попробуйте предположить: в какой ситуации клоун мог проявить такое качество, как храбрость? (ответы детей).
-Вас заинтересовало, о чём это произведение?
-А кто же придумал это произведение? (С.А.Воронин)
5.Постановка темы урока.
Сергей Алексеевич Воронин родился 30.6(13.7).1913-20.10.2002 , городе с очень интересным названием Любим. Мама, папа и бабушка прививали ему любовь к народным сказкам. И, когда он стал писателем, он очень любил писать о людях, врачах, учителях и художниках, писателях и рыбаках. Сергей Алексеевич также очень любил писать сказки для маленьких читателей.
6.Словарная работа.
-В тексте встретятся незнакомые слова, объясните их значение:
мундир- верхняя часть военной или гражданской форменной одежды ,
в отчаяние- состояние крайней безнадежности, упадка духа вследствие горя, неприятности ,
с досады- чувство раздражения, неудовольствия вследствие неудачи, обиды ,
истерзанный- израненный, изувеченный , растрепанный; исстрадавшийся, измученный, в полном беспорядке;
звенят литавры- ударный музыкальный инструмент в виде двух полушарий, обтянутых кожей .
7.Знакомство с произведением. Первичное восприятие.
- Чтение текста учителем (весь текст).
-Какие мысли, впечатления возникли у вас во время чтения?
-Совпали ли ваши предположения по определению содержания текста?
-Жанр произведения: сказка или рассказ? Докажите.
8. Анализ сказки. Работа над образом главного героя.
- Кто главный герой сказки?
- Меняются ли чувства главного героя на протяжении сказки?
-Ребята, какое чувство испытывает наш герой, когда его принесли в мастерскую? (тревогу, но у него ещё есть надежда, что его услышат и не переоденут в клоуна).
Найти в тексте доказательство
-Каким цветом можно передать чувство героя? (красным, можно добавить тёмных тонов, надежду показать проблесками белого)…(на доске белый лист бумаги) один из учеников выходит к доске и закрашивает одну полоску в красный цвет.
- Что происходит дальше?
- Что испытывает солдат, когда его переодели в костюм клоуна? (он в отчаянии, раздосадован).
-Он принимает себя в новом образе? (нет, он не принимает, он не знает, что теперь делать, кажется, что выхода нет).
-Каким цветом можно выразить его настроение? (чёрным цветом)…другой ученик выходит к доске и закрашивает вторую полоску чёрным цветом.
-Ребята, кто меняет ситуацию, кого он встретил? (куклу Светлану). Благодаря Светлане он на время забывает о своем горе. Как вы думаете случайно ли автор назвал куклу Светланой?
-В любой ситуации на смену темной полосе приходит светлая.
-Каким цветом закрасим этот момент его жизни? (светлым – голубым цветом)…ещё один ученик закрашивает третью полоску…
Давайте и мы сделаем перерыв в нашей работе.
-Теперь вы переключились, поняли, как клоун отвлёкся от своих переживаний.
И вдруг все в один миг меняется.
-Дети, какой переломный момент настал? (встреча с крысой)
-Какие чувства испытывает клоун? (буйство чувств:… )
-Какими красками изобразим его настроение? (смешанными цветами)…ученик выходит и смешивает краски на полоске бумаги…
-Ребята, автор не зря не заканчивает историю клоуна. Он даёт нам возможность порассуждать о чувствах, которые испытывает солдат.
-Каким цветом вы предлагаете закрасить эту часть истории солдата? (ответы детей)… один из детей закрашивает последнюю полоску на листе бумаги у доски.
8.Работа над пословицами.
-На доске написана пословица, прочитайте её.
Где смелость, там и победа.
-Как эта пословица подходит к теме нашего урока и как вы понимаете её смысл?
-Ребята, а кого победил наш герой? (крысу).
-А кто был внимательным слушателем, какую победу он одержал? (он победил всех тех, кто видел в нём клоуна).
-В итоге, кем он остался? (он остался солдатом, не позволил себя переделать).
9. Итог урока.
- Ребята, ещё раз посмотрите на палитру цветов, где мы попробовали показать чувства героя, а теперь давайте изобразим клоуна рисунком
-У вас на партах картинка клоуна, я предлагаю поработать в паре.
- Как менялось выражение лица клоуна, когда ему было тревожно?
Попробуйте, ребята, первого ряда это показать.
-Второй ряд, изобразите отчаяние клоуна.
-Третий ряд, изобразите чувство, которое испытывал клоун, когда мастер вернул ему прежний вид. Это чувство гордости.
-Постарайтесь договориться в паре и передать настроение клоуна.
-Дети выполняют работу в течение 5 минут.
Проверка работы (по 5 представителей от ряда).
-Посмотрите, удалось ли этому ряду передать состояние клоуна? Какой образ вам ближе, совпал с вашим представлением?
10.Рефлексия (у детей на парте маски с разной мимикой) .
-С каким настроением вы работали на уроке?
-Кому было интересно и всё понятно, о чём мы говорили на уроке (выбирают маску с улыбкой);
-Кому было что то непонятно, были затруднения (выбирают маску с прямым ротиком);
Читайте также: