Хождение босиком закаливание в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Селиванова Анна Сергеевна

Организация: МКДОУ № 509

Населенный пункт: г. Новосибирск

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Одна из актуальных проблем детских образовательных учреждений - это высокая заболеваемость дошкольников острыми респираторными инфекциями. В связи с этим, перед каждым дошкольным учреждением в условиях реализации ФГОС стоит задача создания условий для полноценного физического и психического развития детей, сохранения и укрепления здоровья детей.

Организация профилактической, оздоровительной деятельности с дошкольниками проводится ежедневно в течение всего года. Программу реализуют воспитатели всех возрастных групп с использованием традиционных оздоровительных мероприятий и нестандартных закаливающих процедур.

Мероприятия проводятся во время режимных моментов, в совместной деятельности, как в помещениях (в холодное время года), так и на оборудованной территории учреждения (в теплое время года).

Подробнее остановимся на таком виде закаливания, как босохождение.

Босохождение выступает в качестве своеобразного точечного массажа, проверенного тысячелетиями, оно тонизирует организм, оказывает общеукрепляющее воздействие, тренирует мышцы стоп, предохраняя их от плоскостопия. Оздоровительным босохождением можно заниматься с раннего возраста. Как и любой вид закаливания, босохождение должно быть постепенным и систематическим. Эти принципы и легли в основу босохождения в нашем детском саду.

В холодный период года в детском саду босохождение проводится с помощью массажных ковриков, которые изготавливаются силами педагогов и родителей. В детском саду проводятся конкурсы-смотры среди всех возрастных групп на лучшую наполняемость дорожками для босохождения. При изготовлении таких дорожек проявляется творческая фантазия и воображение. Воспитатели изготавливают тематические дорожки, например, по временам года, по правилам дорожного движения, которые позволяют одновременно решать и образовательные задачи.

Ежегодный анализ посещаемости воспитанников показывает положительную динамику, воспитанники стали меньше болеть респираторными вирусными инфекциями. Следовательно, босохождение является действенным методом закаливания в дошкольном образовательном учреждении.

Укрепление и стимулирование здоровья детей является одним из приоритетных направлений деятельности воспитателя с детьми. Важную роль в укреплении здоровья детей является закаливание.

Сегодня я хочу Вам рассказать о том методе закаливания, который мы используем на своей группе- это босохождение.

Босохождение- это хождение босиком с лечебной или профилактической целью.

С давних времен босохождение практиковалось врачами Древнего Египта и Древней Греции с целью укрепления иммунитета, профилактики многих заболеваний и даже развития умственных способностей. Известно, что в те далекие времена дети, не достигшие 18 лет, ходили босиком. Современные ученые пришли к выводу, что постоянная изоляция человека (резиновая подошва, синтетические ткани) приводят к тому, что в теле накапливается значительный электрический заряд, что приводит к хронической усталости, неврозам, бессоннице.

Чем полезно босохождение? (ответы педагогов)

На коже стоп находится большое количество рецепторов, реагирующих на тепло и холод. Очень важно закалять стопы, чтобы они были менее чувствительны к температурным колебаниям. Это повышает иммунитет.

Помимо закаливающего эффекта, ходьба босиком способствует укреплению связок, костей и мышц стопы, а у детей – их правильному формированию, что является отличной профилактикой и лечением плоскостопия, а также любых ортопедических нарушений.

Кроме того, босохождение способствует улучшению эластичности кровеносных сосудов нижних конечностей и кровообращения в ногах. Дозированное систематическое босохождение стимулирует кровообращение организма ребенка, активизирует работу внутренних органов и мышц, способствует коррекции и профилактике плоскостопия, оказывает закаливающее и тонизирующее воздействие, улучшает умственную деятельность.

Существуют различные виды дорожек, которые можно сделать самостоятельно, используя старые фломастеры, пробки, различные зерновые культуры и др.

Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка. Здесь используется принцип смены различных видов поверхности для воздействия на все биологически активные точки ступней ног.

На начальном этапе закаливания дети ходят по дорожке 7-10 мин., постепенно увеличивается время занятий до 15 минут. Ходьба по дорожке проводится в медленном темпе: дети идут друг за другом мелкими шагами, постепенно переходя из сектора в сектор, ощущая стопами ног различные поверхности. Это формирует тактильное восприятие стоп, что благоприятно воздействует не только на оздоровление, но и на активное познание окружающего мира и развитие интеллектуальных способностей детей.

Данный метод можно сочетать с другими методами и использовать самостоятельно.

Также существуют другие методы босохождения, такие как:

Остановимся на каждом отдельно.

1. Рижский метод

Для данного метода закаливания используется три дорожки: резиновый коврик с шипами или морские камушки, накрытые пеленкой, смоченной 10% раствором поваренной соли. Другая пеленка смочена в чистой воде такой же температуры. Третья дорожка остается сухой.

Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение можно повторить 2-3 раза.

2. Хождение босиком.

-технически самый простой нетрадиционный метод закаливая, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинать хождение босиком при t пола (земли) не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течении 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличивается ежедневно на 1 минуту и доводится до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста.

Основные принципы закаливания:

-осуществляется закаливание при условии, что ребенок здоров

-недопустимо проведение закаливания при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций

-интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным

Здоровьесберегающие технологии. Босохождение





Прикреплённые файлы:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Презентация инструктора по физической культуре на тему "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ" Здоровьесберегающие технологии в дошкольном.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Мастер-класс Тема: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Педагог: Минина Валентина Анатольевна Место проведения: аудитория Целевая аудитория:.

Здоровьесберегающие технологии Педагогическая технология - это целостный научно - обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла.

Здоровьесберегающие технологии дома

Здоровьесберегающие технологии дома Формы и методы оздоровления детей. 1. Обеспечение здорового ритма жизни -щадящий режим (адаптационный период); -гибкий режим; -организация.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровье человека всегда будет актуальной темой. Его невозможно удержать лекарствами. Есть более действенное средство - движение. Физические.


Ножные ванны — очень действенное средство закаливания, поскольку ноги, особенно стопы, наиболее чувствительны к охлаждению. Летом лучше всего мыть ноги на воздухе-это усиливает закаливающее действие.


Общее обливание — прекрасное средство закаливания, простое и доступное. Первоначально температура воды должна быть 30—32°,через каждые 3 дня ее снижают на один градус. Можно довести ее до 22—20°(2-4 года) и до 18° ( 6—7-лет).


Прогулки на свежем воздухе — отличное закаливание ребенка. Приучитегулять его в любую погоду, ежедневно быватьна свежем воздухе. Не забывайте брать с собойна улицу игрушки, велосипед и т. п., чтобы малыш двигался, бегал.

Физические упражнения в комплексе повышают эффективность закаливающих процедур.


В детском саду для этого используются:

  • Утренняя гимнастика
  • Физкультурные занятия
  • Ритмическая гимнастика
  • Дыхательная гимнастика (логоритмические упражнения)
  • Спортивные развлечения
  • Подвижные игры
  • Спортивные упражнения на прогулке

Занимайтесь спортом всей семьей!


Хождение босиком — широко практикуемый прием закаливания. Происходит тренировка мышц стопы, предохраняя от плоскостопия. Рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, опавшей хвое в лесу и т. п. Начинать хождение босиком надо сначала по 1 минуте и прибавляя каждые 5—7дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10минут ежедневно.


Хождение по массажной дорожке. В основе этого метода положено раздражение рефлексогенной зоны стопы путем хождения по массажной дорожке. Ноги являются распределительным щитом. Стопа имеет 72 тысячи нервных окончаний, через которые идут импульсы к любой части тела. По массажной дорожке дети проходят босиком 3-5 кругов, выполняя специальные упражнения.


Купание в реке, озере и море. Это из лучших способов закаливания, сочетаниевоздействия воздуха, солнечного света,воды и движений. Начинайте при установившейся температуре воды в водоеме не ниже 22—23°,воздуха —25—26°.Наилучшее время длякупания от 10 до 12 часов утра. Ребенкуразрешается купаться 1 раз в день.


Солнечные ванны — оказывают общее укрепляющее действие. Ребенок ложится на сухую подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова покрыта панамой. 1я процедура- 4 мин. (ребенок постоянно меняет положение, подставляя солнцу спину) .

Через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте. Постепенно солнечною ванну можно довести до 25—30минут.

Через 2—3минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26—28°и устроить на полчаса отдыхать в тени.

IMG_0450

Закаливание детей дошкольного возраста рекомендуют для общего укрепления организма, профилактики простуд и повышения иммунитета.

Осуществлять закаливание следует только при полном физическом здоровье детей, соблюдая основные правила закаливания ребенка:

1. Приступать к закаливанию можно в любое время года.

2. Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.

3. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.

4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.

5. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

Необходимо постоянно обеспечивать рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.

Закаливающие процедуры должны стать органичной частью содержания каждого физкультурного занятия. Во время занятия дети принимают воздушные ванны, ходят босиком по различным дорожкам и т. п.

Ходьба босиком – одно из самых древних средств закаливания, отличное средство массажа физиологически активных точек человеческого организма. Современные медики признают пользу хождения босиком и рекомендуют делать это регулярно, в утренние и вечерние часы (перед сном) при температуре пола 17 – 18 С (время не ограниченно).

Босоножье полезно для профилактики плоскостопия. Многочисленные рецепторы, расположенные на подошве, посылают огромное количество нервных импульсов в головной мозг. В дальнейшем эта энергия насыщает нервную, эндокринную, сердечно – сосудистую, дыхательную, выделительную и другие системы организма. При ходьбе босиком, поверхности с разнообразными различными раздражителями: колкими, мягкими, шершавыми, мокрыми, холодными и т. п., избирательно воздействуют на физиологические функции, тренируя их, предупреждая болезни.

К ходьбе босиком по различным поверхностям нужно привыкать постепенно и систематически. Так ходьбу по твердому грунту и мелким сухим камешкам способствует укреплению кожи стоп и снижению болевых и холодовых ощущений. Ходьба по воде, мокрой траве, холодным крупным мокрым камням – производит мощный закаливающий эффект. Босоножье дает ощутимый приток энергии в организм. Тело закаливается, укрепляется иммунная система, происходит рефлекторное оживление внутренних органов. При ходьбе через босые ноги происходит сброс накопленного статического электричества, которое неблагоприятно действует на организм.

Приступая к ходьбе босиком, необходимо учитывать следующее:

• ходьба по горячему песку, асфальту, снегу, острым камням, хвойным иглам, шишкам оказывают возбуждающее действие на нервную систему;

• ходьба босиком по теплому песку, мягкой траве, дорожной пыли, комнатному ковру – успокаивающее;

• средним между этими действиями обладает ходьба босиком по асфальту нейтральной температуры, неровной земле, комнатному полу, мокрой траве, которые умеренно тонизируют нервную систему.

Помимо профилактики ортопедических заболеваний подобные процедуры полезны для нервной системы: чрезмерно возбудимого малыша успокаивают, а переутомившемуся помогают восстановиться.

В возрасте до одного года закаливание рекомендуется начинать с обмывания ног теплой водой (+ 37 — 40°), постепенно снижая температуру до +26-30°. Уже в этом возрасте не следует постоянно надевать детям колготки, туфельки и носки. Нужно приучать ребенка к пребыванию сначала небольшое время босиком на ковре, одеяле, а в теплые летние дни на траве или нагретом песке. Однако при этом надо соблюдать осторожность, избегать резких охлаждений ног (холодный песок, пол, сквозняки, ветер и т. п.).

Детям в возрасте от одного года и старше, прошедшим такой курс закаливания, можно смело разрешить побегать босиком даже по крашеному и паркетному полу в теплой комнате, а летом — по теплому асфальту.

Вначале время пребывания ребенка босиком не должно превышать 30-40 минут в день, а затем оно постепенно увеличивается. Закаленный ребенок дошкольного возраста может с несомненной пользой для здоровья круглый год дома, а в теплое время года и во дворе ходить без обуви.

Для повышения эффективности закаливания одновременно с ходьбой босиком следует продолжать ежедневные ножные ванны. Маленьким детям надо давать возможность поплескать ногами в тазу, ванне, а летом, если вы живете у водоема, побегать по мелководью. По мере повышения закаленности и с возрастом температура воды ножных ванн постепенно понижается. Учитывая рефлекторную связь стоп с верхними дыхательными путями, детям, как и взрослым, одновременно с закаливанием ног рекомендуется полоскание горла и носа с постепенным понижением температуры воды (от 20до 8°).

Все эти рекомендации подойдут для детей младшего и даже старшего школьного возраста. Старшим школьницам, закаленным с раннего возраста, можно усилить средства закаливания вплоть до проведения физзарядки или ее части босиком на снегу. Эту процедуру, безусловно, нужно начинать с минимальной продолжительности (не более 1-2 минут). При этом движения, особенно для ног, должны быть интенсивными, по окончании процедуры следует массаж и упражнения, разогревающие стопы до покраснения и ощущения легкого жжения.

Школьники старших возрастов должны сами понимать огромную пользу, приносимую ходьбой босиком, полюбить ее и пропагандировать среди сверстников.

Если почему-либо такое закаливание не проводилось с младенческих лет, то к нему можно приступить в любом возрасте, соблюдая ту же последовательность и систематичность.

Закаливающие процедуры, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию привычек здорового образа жизни

Читайте также: