Хосе ортега и гассет размышления о технике краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Автор выделяет три значительных этапа в историческом развитии техники:

1.Техника случая — это исторически первая форма существования техники, присущая первобытному обществу и характерная для доисторического человека. Она отличается простотой и скудостью исполнения и крайней ограниченностью технических действий (об этом писали Л. Нуаре, и другие).

2.Техника ремесла — это техника Древней Греции, доимператорского Рима, европейского Средневековья. В этот период существенно расширяется набор технических действий, усвоение которых требует специальной выучки, а занятие технической деятельностью становится профессией и передается по наследству.

3.Техника человека-техника — это машинная техника с техническими устройствами, которая берет свое начало со второй половины XVIII века, когда был изобретен механический ткацкий станок Эдмунда Картрайта (1743).

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

Развитие техники и судьба культуры.docx

Мегамашина несла в себе новый порядок работы и новый стандарт исполнения. Это изобретение стало моделью для всех позднейших машин. По мнению Мамфорда, многие механические триумфы нашей эпохи таились в зачаточном виде в самых ранних мегамашинах. Исторически после II тыс. до н. э. в использовании мегамашины обнаружились перебои: она становится менее производительной, нежели в эпоху строительства пирамид. Однако в Новое время, начиная с ХVI столетия, происходит воскрешение мегамашины на несколько видоизмененной основе: человеческие рабочие звенья машины заменяются механическими элементами, а вера в царя - верой в науку, в прогресс. Мамфорд, как и Хайдеггер, указывает, что перемены произошли сначала в человеческом мышлении и впоследствии были перенесены на различные установления и механизмы.

Современная цивилизация идет по пути монотехники, - констатирует Мамфорд. И путь этот тупиковый. По его мнению, мегамашина несовместима с развитием человеческих способностей, она не есть условие прогресса. Мегамашина породила миф о жизненной необходимости машины, ее непреодолимости. Современное общество живет этим мифом и строит себя по образцу гигантской машины. Мамфорд стремится вскрыть исторические корни этого мифа и призывает разрушить мегамашину через сознательное культивирование тех частей органической среды и человеческой личности, которые были подавлены с целью расширения функций мегамашины.

Таким образом, многочисленные проблемы техногенной цивилизации требуют пересмотра концепции человека. Требования приостановить научно- технический прогресс, очевидно, не соответствуют особенностям жизни современного модернизированного общества. Выход из ситуации связан с формированием новой системы ценностей и новой рациональности, ориентированных на целостное развитие личности, и соответственно в придании научно-техническому прогрессу гуманитарного измерения.

Внутреннее творение, изобретение предшествует, и тем самым оно создает базу для внешнего изобретения. Техника следовательно, может рассматриваться как известный вид человеческого проектирования, но только не на строго естественных или органических основах (как у Эрнеста Каппа или Арнольда Гелена). Ортега считает, что существует, определенный разрыв между человеческим началом и миром.

1) техника случая — это исторически первая форма существования техники, присущая первобытному обществу и характерная для доисторического человека. Она отличается простотой и скудостью исполнения и крайней ограниченностью технических действий (об этом писали Л. Нуаре, и др.);

2) техника ремесла – это техника Древней Греции, доимператорского Рима, европейского Средневековья. В этот период существенно расширяется набор технических действий, усвоение которых требует специальной выучки, а занятие технической деятельностью становится профессией и передается по наследству;

3) техника человека-техника – это машинная техника с техническими устройствами, которая берет свое начало со второй половины XVIII в., когда был изобретен механический ткацкий станок Эдмунда Картрайта (1743).

[3. Первичные исторические отношения, или основные стороны социальной деятельности: производство жизненных средств, порождение новых потребностей, производство людей (семья), общение, сознание]

[3. Первичные исторические отношения, или основные стороны социальной деятельности: производство жизненных средств, порождение новых потребностей, производство людей (семья), общение, сознание] [11][33] Имея дело со свободными от всяких предпосылок немцами, мы должны прежде

Глава VI ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ

Глава VI ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ Основы философии техники были заложены еще несколько веков тому назад, когда техника стала осмысливаться с мировоззренческо-философских позиций. Развертывание же подобных исследований относится ко второй половине XIX столетия, а формирование

Техника

Тема 9. Философия техники и методология технических наук

Тема 14. Социальная оценка техники как прикладная философия техники

Тема 14. Социальная оценка техники как прикладная философия техники 14.1. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом Научный потенциал и его структура. Реальные возможности, которыми обладает общество для осуществления научных

[3. Первичные исторические отношения, или основные стороны социальной деятельности: производство жизненных средств, порождение новых потребностей, производство людей (семья), общение, сознание]

[3. Первичные исторические отношения, или основные стороны социальной деятельности: производство жизненных средств, порождение новых потребностей, производство людей (семья), общение, сознание] [11][26] Имея дело со свободными от всяких предпосылок немцами, мы должны прежде

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ - одно из значимых проблемных полей современной западной философии, основанное на комплексном системном анализе техники как социального феномена в историко-цивилизационном контексте. Вырастает из анализа "материальной культуры" в

Глава 2.7 Философия техники

Глава 2.7 Философия техники Происхождение и природа техникиГреческое "технэ" переводится на русский язык как искусство, мастерство, умение. Понятие техники встречается уже у Платона и Аристотеля в связи с анализом искусственных орудий труда. Техника в отличие от природы

Философия и техника

Философия и техника 1. При всяком подходе к философской мысли, такой странной вещи, звучит ли она в живой речи или окаменела на письме, наша самая старательная — потому что идущая против нас самих — забота, самая сложная, имеющая дело с самой большой опасностью

Что такое философия техники?

Что такое философия техники? На этот вопрос можно ответить двояким образом: во-первых, определив, что особенного изучает философия техники по сравнению с другими дисциплинами, изучающими технику, и, во-вторых, рассмотрев, что представляет собой сама

3. Философия техники

3. Философия техники Понятие техники. Философия труда, только что рассмотренная, находит свое прямое и логическое продолжение в философии техники, а обе эти проблемы органическим образом вписаны человечеством в практику, стало быть, и в теорию, включены в сферу экономики,

2.3 Философия техники

2.3 Философия техники Хотя техника является настолько же древним явлением, как и само человечество, а поэтому так или иначе она попадала в поле зрения философов, как самостоятельная философская дисциплина, философия техники возникла лишь в ХХ столетии.C конца сороковых

Наука и техника

Наука и техника Рациональность не остается постоянной величиной в культуре, а постепенно нарастает. Исходя из типа рациональности, можно греческую и римскую культуру назвать философской, а европейскую – научной.Как Аристотель, уехав из Афин от опасности суда, уже не мог

Читайте также: