Хорни наши внутренние конфликты краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Фактически во всех отношениях выдающаяся пионерская работа Фрейда чрезвычайно близка к формулировке понятия структуры характера невротика, хотя его генетический подход не позволил ему точно его сформулировать. Но те, кто продолжил и развил вклад Фрейда - в особенности Франц Александер, Отто Ранк, Вильгельм Райх и Гарольд Шульц-Хенке, - определили данное понятие более четко. Однако между ними нет согласия относительно точной природы и динамики структуры характера невротика.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ПСИХОЛОГУ

Форум психологической помощи

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност. Я помогаю проанализировать ситуацию, которая доставляет беспокойство, причиняет боль, выяснить причины её возникновения и найти наиболее подходящий вариант решения.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик. Задавайте свои вопросы на любые темы в разделах: любовные отношения между полами; семейные отношения; внутриличностные затруднения.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт. Отвечаю на вопросы на проблемам: семьи; детско-родительских отношений; взаимоотношений с противоположным полом; самооценки; профессиональной сферы, самореализации и личностного роста и др.

Моя личная отправная точка была другой. Утверждения Фрейда о женской психологии побудили меня к размышлению о роли культурных факторов. Их влияние на наши представления о мужском и женском было очевидным, но точно так же как было очевидным для меня, что Фрейд пришел и к ошибочным выводам, потому что не придал культурным факторам никакого значения. Мой интерес к этой теме формировался в течение пятнадцати лет. Частично этому способствовал Эрих Фромм, который благодаря своему глубокому знанию как социологии, так и психоанализа сделал более ясным мое понимание значения той роли социальных факторов, которую они играют помимо женской психологии. Мои впечатления подтвердились, когда я прибыла в 1932 г. в Соединенные Штаты Америки. Я увидела, что личностные аттитюды и неврозы отличаются в этой стране во многих отношениях от тех, которые я наблюдала в европейских странах, и что только различием образа жизни можно это объяснить. В итоге мои выводы нашли свое выражение в Невротической личности нашего времени. Главным тезисом этой книги было утверждение, что неврозы порождаются культурными факторами или, более точно, что неврозы возникают из-за расстройств в человеческих отношениях.

В течение многих лет, еще до того как я начала работу над Невротической личностью, я отстаивала иную исследовательскую позицию, которая следовала логически из моей более ранней гипотезы. Эта гипотеза была связана с вопросом о движущих силах невроза. Фрейд был первым, кто указал на то, что этими силами являются компульсивные влечения. Он считал их инстинктивными по своей природе, направленными на достижение удовлетворения и нетерпимыми к фрустрации. Следовательно, он был убежден, что они не имеют отношения к неврозам, а действуют во всех человеческих существах. Однако если неврозы представляли следствие нарушений человеческих отношений, то утверждение Фрейда не могло быть истинным. Кратко говоря, достигнутые мною результаты в этот период были таковы. Компульсивные влечения являются специфически невротическими; они порождаются чувствами изоляции, беспомощности, страха, враждебности и представляют способы противостояния миру вопреки содержанию этих чувств; они направлены в первую очередь не на удовлетворение, а на достижение состояния безопасности; их компульсивный характер вызван тревогой, скрытно прячущейся за ними. Два из этих влечений - невротически страстные желания любви и власти - резко выделялись по способности приносить облегчение и были детально проанализированы в Невротической личности.

Сохраняя то, что я считала принципиальным в учении Фрейда, в то же время я понимала, что мой поиск лучшего объяснения увел меня в направлении, отличающемся от фрейдовского. Если столько факторов, которые Фрейд считал инстинктивными, культурно обусловлены, если так много того, что Фрейд считал либидным, было невротической потребностью в любви, спровоцированной тревогой и стремящейся к чувству безопасности с другими, тогда теория либидо больше не казалась незыблемой. Детский опыт оставался важным фактором, но влияние, которое он оказывал на нашу жизнь, предстало в новом свете. Другие теоретические отличия также были неотвратимыми. В результате возникла необходимость разобраться, в каком отношении к Фрейду я нахожусь. Результатом этого прояснения стали Новые пути психоанализа.

Повышенное внимание к наблюдению открыло мне глаза на значение таких конфликтов. То, что меня поразило с самого начала, так это слепота пациентов в отношении своих внутренних противоречий, очевидных для всех окружающих. Когда я указывала на такие противоречия, пациенты становились уклончивыми и, казалось, теряли интерес к продолжению анализа. После неоднократных экспериментов подобного рода я поняла, что уклончивость выражает глубокую неприязнь к признанию этих противоречий. Наконец, панические реакции на внезапное осознание конфликтов показали мне, что я работаю с динамитом. Пациенты имели хорошее основание всеми способами избегать подобных конфликтов: они боялись той силы, которая разрывала их на части.

Я остановилась на этих четырех способах решения конфликта частично от того, что они, как можно заметить, регулярно наблюдаются во всех неврозах, хотя и в разной степени, и частично потому, что они порождают резкие изменения личности. Но эти способы никоим образом не являются единственными. Менее важными оказываются такие стратегии, как деспотическая справедливость, чьей главной функцией является подавление всех внутренних сомнений; жесткий самоконтроль, который посредством невероятной силы воли сдерживает разрываемую личность от полного распада; и цинизм, который, пренебрежительно относясь ко всем ценностям, исключает все конфликты, порожденные несовместимостью идеалов.

Между тем для меня становились все более ясными следствия всех этих неразрешенных конфликтов. Я наблюдала разнообразные страхи, которые порождались на совершенно пустом месте якобы из-за неотвратимого падения моральных устоев; глубокую беспомощность как следствие чувства безысходной запутанности.

Только после того, как я уяснила значение невротической беспомощности, стало, наконец, проясняться значение садистских наклонностей. Теперь я понимала, что они представляют попытку невротика, отчаявшегося когда-либо быть самим собой, восстановить целостность своей личности, начав жить жизнью другого. И всепожирающая страсть, которую часто можно наблюдать в садистских действиях, также вырастает из ненасытной потребности невротика в мстительном триумфе. Мне стало ясно тогда, что потребность в деструктивной эксплуатации фактически была не отдельной невротической наклонностью, а исключительно никогда не исчезающим выражением той всеобъемлющей целостности, которую за отсутствием более подходящего термина мы называем садизмом.

Карен Хорни (1885–1952) — немецко-американский психоаналитик и психолог, основательница Ассоциации содействия развитию психоанализа, одна из ключевых фигур в неофрейдизме.

Психоаналитики, а также все, кто хочет научиться справляться с внутренними конфликтами и проблемами, осознать мотивы личных и чужих поступков.

Книга основана на личном опыте аналитической работы автора с пациентами и с самой собой.

Человек, который подвержен влиянию внутренних конфликтов и противоречий, нередко становится жертвой психического расстройства. Неврозы независимо от их симптоматики можно считать расстройствами личностного характера, поэтому терапия должна быть направлена на более глубокое понимание природы невротика.

Автор приводит четыре попытки решения конфликта:

Конфликтам подвержены не только невротики — наши интересы и убеждения часто сталкиваются с чужими, и эти столкновения, носящие повседневный характер, делают внутренние конфликты неотъемлемой частью нашей жизни. Может возникать конфликт между обязательствами и желаниями, убеждениями и желанием соответствовать оценкам окружающих, между множествами ценностей. Интенсивность и вид этих конфликтов соответствуют той цивилизации, в которой мы существуем.

Автор выделяет четыре предпосылки осознания противоречащих друг другу элементов духовной жизни людей и принятия решения в этих условиях:

  1. Осознание объекта желаний и чувств.
  2. Признание конфликтов как развития индивидуальной системы ценностей.
  3. Способность отказаться от одного из противоречащих убеждений даже в случае признания существования конфликта.
  4. Принятие ответственности за решение с риском того, что оно может быть неправильным и его последствия должны быть разделены без перекладывания вины на других.

Конфликты невротиков и обычных людей отличаются, невротические обладают следующими признаками: несовместимой природой, бессознательностью и рационализированностью эмоциональных факторов, компульсивным характером. В поведении нормального человека конфликтующие направления расходятся на 90 градусов, а невротика — на все 180.

Базисный конфликт, согласно Фрейду, является универсальным и неразрешимым, в нем возможен только компромисс или мощный контроль, но автор полагает, что если пациента подвергнуть лишениям, то конфликт возможно разрешить. Она анализирует три основных стиля поведения (аттитюда): движение к людям, против людей и от людей. Главенствующим аттитюдом выступает тот, который определяет истинное поведение, и, если все три выражены слишком сильно, невротик оказывается в водовороте серьезных конфликтов. Несовместимые аттитюды образуют в конфликте ядро неврозов, по этой причине он называется базисным.

2. Движение против людей производит агрессивный невротический тип, который всех вокруг считает врагами и не допускает мысли, что это не так. Жизнь для него является полем битвы, где каждый отвечает за себя, а сам он занимает командирское положение и склонен демонстрировать силу. Такой тип невротика нуждается в признании превосходства, престижа, одобрения, он жаждет эксплуатировать и обманывать других. Он только кажется свободной личностью, защищая себя и добиваясь исполнения желаний, а на деле имеет запретов ничуть не меньше, чем первый подчиненный тип. Аттитюд этого индивида сформирован на основе особого понимания честности, он всячески стремится избавиться от страхов, но совершенно негибок.

3. Движение от людей направлено на установление эмоциональной дистанции между собой и другими, невротик испытывает осознанную или бессознательную решимость не вовлекаться в любовную, конкурентную связь или сотрудничество. Такие люди стремятся к самодостаточности, выражающейся в сообразительности, но они не любят соперничества и борьбы за что-либо. Невротик обособленного типа обожает уединение, необходимое для удовлетворения потребности в независимости. Обособленная личность считает себя как минимум неповторимой, ее цели негативны: она не желает быть включенной либо нуждаться в ком-то, также не позволяет чужого вторжения в жизнь или оказания воздействия на нее.

У невротика следствиями неразрешенных конфликтов выступают страхи: страх стать безумным, перед разоблачением, перед пренебрежением, унижением и насмешкой, перед любым изменением самого себя. При любом течении невроза его фактором остаются бессознательные претензии: на любовь, на неэгоистичность, на честность и справедливость, на интерес ко всему и знание всего, на страдание. Конфликты можно разрешить только через изменение внутренних условий индивида, из-за которых они возникли.

Аналитическая работа с неврозами делится на две части: подробное исследование бессознательных попыток разрешить базисный конфликт и работа с самими конфликтами, то есть помощь в понимании их действия и каким образом аттитюды противоборствуют в определенных обстоятельствах.

Терапевтический анализ направлен на принятие пациентом ответственности за то, что он является активной силой жизни, которая умеет принимать решения и отвечать за последствия. Ему следует стать внутренне независимым и научиться дружить и любить.

Чему учит книга

— Участвуя во внутренних конфликтах и исследуя их с успешным разрешением, мы приобретаем внутреннюю свободу и силу.

— Ответственность означает способность бороться за нечто справедливое, принимать следствия в случае неверных действий. Если невротик изнутри расколот конфликтами, сделать это затруднительно.

— Безнадежность является итогом неразрешенных конфликтов, к ней приводит ряд невротических проблем, при которых возникает ощущение запутанности без возможности освобождения.

— В каждом из трех аттитюдов одна из составляющих базисной тревоги доминирует над другими: в первом случае это беспомощность, во втором — враждебность, в третьем — изоляция.

— Цель терапии состоит в изменении условий, чтобы невротик смог обрести себя, осознал истинные желания и чувства, привел отношения с другими в соответствие с личными чувствами и убеждениями.

Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза, Хорни Карен

Правообладателям

Данная книга завершает серию работ по теории невроза и дает первое в мировой практике систематическое изложение теории невроза — причин невротических конфликтов, их развития и лечения. Развитая К. Хорни конструктивная теория невроза до сих пор остается непревзойденной по широте и глубине объяснения невротических конфликтов. Она включает исчерпывающую классификацию невротических типов личности; основных невротических влечений и их связь с базисным конфликтом; содержит анализ всех основных способов защиты и методов подлинного разрешения невротических конфликтов.

Оглавление

Обложка книги

Читайте еще:

Читательницы писали мне, что после прочтения первой моей книги у многих появилось искушение немедленно поменять все в своей жизни, вызвать любимого на встречу и срочно начать мириться или прощаться, резать правду-матку. Вот этого делать не стоит. В состоянии эмоционального накала можно наломать.

Эта иллюзия породила на земле множество практических инструментов, судящих человека. Это юриспруденция, все суды, отправляющие человека даже на смерть. Иллюзия проникла и в религии, и вот уже церковь осуждает инакомыслящих, предает их анафеме и даже уничтожает физически.

Для женщины результатом воспитания, которое преувеличивает наиболее примитивные стереотипы культуры относительно взаимоотношения полов (мужчины сильны, но нарциссичны и опасны; женщины мягки и радушны, но слабы и беспомощны), является стремление к поиску безопасности и самоуважению посредством.

Последний пример наглядно демонстрирует нам сын Александра Руцкого – Александр Александрович Руцкой. Любопытно, что эта фотография сделана в суде, где он проходил обвиняемым по делу о незаконном вывозе валютных средств. Как видите, согласно его жестам, он нисколько не взволнован происходящим и.

Эта структура пространственности сложна, и она сильно отличается у разных индивидов. Феноменологический анализ ориентированного пространства должен изучить его составляющие элементы, а именно: его границы, расстояния вправо и влево, направления и вертикальную ось.

Теперь представьте, что времени нет. Вы пребываете в пространстве без времени где вы и книга неизменны, потому что изменения попросту невозможны. Вы и книга всегда были и будете такими же, как и сейчас.

Семейная система развивается согласно стадиям жизненного цикла, на каждой из которых происходит расширение, преобразование возможностей членов семьи, меняются семейная иерархия, границы семьи, полоролевые функции и области ответственности. Происходит изменения качественных, а часто и.

Разве это его беда, а не вина? Наверное, он достоин сочувствия. Ведь потрепанные нервы и неумение сдерживаться, так же как и злобность, — проявление психологического нездоровья (не путать с психическим!). А вы больного человека да еще булыжником по голове! Фи, как негуманно!

Обозначив четыре словоформы, вошедшие в состав анализируемой фразы, как А, В, С и D, можно схематически представить отношение между исходными КФ и получившимся выражением следующим образом

Позовите соседей и друзей, чем больше народу – тем лучше, чем дальше дорога – тем веселей; а главное – больше шуму! Возможно, что ваша компания начнёт увеличиваться по дороге, к ней примкнут отдыхающие, особенно детвора.

Сама Хорни так определяет отличие своей позиции от взглядов основателя пси­хоанализа: «Описанная мной структура неврозов не противоречит в принципе тео­рии Фрейда, согласно которой неврозы в своей сущности являются результатом конфликта между инстинктивными влечениями и социальными требованиями или тем, как они представлены в Супер-Эго. Но хотя я согласна, что конфликт между побуждением человека и социальным давлением составляет необходимое условие для возникновения всякого невроза, я не считаю это условие достаточным. Столк­новение между желаниями человека и социальными требованиями не обязательно приводит к неврозам, но может также вести к фактическим ограничениям в жизни, т. е. к простому подавлению или вытеснению желаний или, в самом общем виде, к действительному страданию. Невроз возникает лишь в том случае, если этот конф­ликт порождает тревожность и если попытки уменьшить тревожность приводят в свою очередь к защитным тенденциям, которые, хотя и являются в равной мере настоя­тельными, тем не менее несовместимы друг с другом* (Хорни, 1993, с, 80).

Нормальный конфликт предполагает выбор между различными возможностями, позициями, убеждениями и т.д., осуществляя который, человек и разрешает конф­ликт. Невротический конфликт всегда бессознателен: внутренние противоречия

поглощают человека, не оставляют ему выбора, делают его беспомощным. Хорни описывает этот конфликт следующим образом: «. Конфликтная -ситуация невротичного человека проистекает из отчаянного навязчивого желания быть первым и из столь же сильного навязчивого побуждения сдерживать себя. Если он что-либо сделал ус­пешно, то в следующий раз вынужден сделать это плохо. За хорошим уроком следует плохой, за улучшением в ходе лечения следует рецидив, хо-

Невротик не просто теряет способность разобраться в себе и своих желаниях, он становится не способным к решению своих внутренних проблем, что и оказыва­ется, по Хорни, главным источником конфликта.

Читайте также: