Химия когда появилась в школе

Обновлено: 05.07.2024

Химия как учебный предмет появилась в школах сравнительно недавно. Первые примерные программы по химии были разработаны в 1920 году, исходя из принятого тогда учебного плана, по которому на изучение химии в то время отводилось по 3 часа в неделю на седьмом и восьмом году обучения. За прошедшее время распределение часов по годам обучения неоднократно менялось. Так, в 1923 г. I Всероссийский съезд педагогов-естественников принял резолюцию, в которой говорилось о том, что курс химии должен изучаться в течение трех лет по два часа в неделю в каждом классе. В 1927 году химия изучалась в 6 и 7 классах по 55 часов. В этом же году была опубликована программа для семилетних школ, согласно которой на химию отводилось 170 часов: в 5 классе — 1 час в неделю, в 6 классе — 2 часа и в 7 классе — 2 часа. В 8 и 9 классах на изучение химии было отведено всего 9 часов в неделю на два года обучения.

Наибольшее число часов на изучение химии отводилось в программах 1929 года, когда общеобразовательная школа из девятилетней была преобразована в десятилетнюю. Изучение химии начиналось с 5 класса, при этом во всех профилях обучения (экономическом, чертежном, педагогическом, транспортном и т.д.) на предмет было отведено по 2 часа в неделю. В профилях, связанных с химическими производствами, число часов было еще больше. Так, в классах химико-лабораторного профиля общее число часов в 8 – 10 класса составляло 41, в лесохимическом профиле — 40.

По первому стабильному учебному плану средней школы 1932/33 учебного года химия изучалась пять лет с 6 по 10 класс по два часа в шестидневке; общее число часов, отводимых на химию, составляло 384. По учебному плану 1936/37 учебного года химия в 6 классе не изучалась, хотя общее число часов осталось примерно таким же. Одновременно курс химии был представлен в двух вариантах: для городской и для сельской школы (табл.1).

Таблица 1. Число часов, отводимых на изучение химии
по учебному плану 1936/37 уч. г.

часов в
шестидневке

Начиная с этого учебного года, химия в отечественной средней общеобразовательной школе изучается на протяжении 4 лет. Хотя время изучения химии несколько раз изменялось, оно никогда не было меньше 2 часов в неделю.

Современный базисный учебный план основной школы отводит на изучение химии 4 часа в неделю за два года. В средней (полной) школе число часов колеблется от 0 до 6 (табл. 2).

Таблица 2. Число часов, отводимых на изучение химии
в средней (полной) школе

Число недельных часов за два года обучения

Субъекты Федерации используют часы регионального (национально-регионального) компонента как на введение дополнительных учебных курсов, так и для увеличения числа часов на предметы, входящие в Федеральный компонент. Второй вариант реализован в Нижегородской области.

Таблица 3. Фрагмент базисного учебного плана
Нижегородской области

Количество часов
в неделю (10 / 11 кл.)

В результате в тех классах, в которых химия не является профильным предметом, естествознание представлено отдельными традиционными курсами биологии, химии и физики. Два дополнительных часа (по сравнению с БУП) взяты из регионального (национально-регионального) компонента.

Увеличение числа часов, отводимых на химию, происходит и за счет компонента образовательного учреждения. Приведем в качестве примеров фрагменты учебных планов некоторых образовательных учреждений г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области (табл. 4).

Таблица 4. Число часов, отводимых на изучение химии
в некоторых школах г. Нижнего Новгорода
(числитель — 10 класс, знаменатель — 11 класс)

Школа № 47 Советского района г. Нижнего Новгорода: общеобразовательные классы

Школа № 47 Советского района г. Нижнего Новгорода: социально-экономический профиль

Школа № 23 Советского района г. Нижнего Новгорода: общеобразовательные классы

Приблизительно такое же положение с химией в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (табл. 5 и 6).

Распределение учебных занятий по семестрам (1сем./ 2 сем.)

Распределение учебных занятий по семестрам (1сем./ 2 сем.)

Сравнение учебных планов общеобразовательных учреждений разных лет позволяет выявить две противоположные тенденции. В первой трети XX века происходит постепенное увеличение числа часов, отводимых на изучение химии, что явилось следствием осознания роли химии как науки и как области практической деятельности человека в современном обществе. Затем наступает период стабилизации на уровне 10 недельных часов за 4 года обучения. Учитывая длительность этого периода (около 50 лет), можно утверждать, что такое время изучения химии являлось оптимальным в конкретных исторических условиях, которые в нашей стране характеризуются как период построения социализма. С введением Базисного учебного плана число часов на химию резко сокращается, что объясняется изменением приоритетов в школьном образовании и соответствующим изменением содержания образования.

С другой стороны, в условиях конкретных учебных заведений число уроков химии в средней (полной) школе остается примерно на том же уровне, что и до введения Базисного учебного плана. Это можно объяснить разными причинами, однако на первый план выходит экономический фактор: от учебной нагрузки напрямую зависит заработная плата учителя.

В первые годы существования химии в качестве самостоятельного учебного предмета единой программы, определяющей содержание и объем обучения, не было. Программы по всем предметам, а не только по химии, составлялись на местах губернскими, уездными, волостными отделами народного образования и даже отдельными учителями. Первая единая для всей страны и стабильная программа по химии появилась в середине 30-х годов XX в. Она предусматривала изучение следующих вопросов.

7 класс: вещества и их превращения; вода; кислород и водород; первое понятие о химическом элементе; закон сохранения веса веществ; воздух; закон постоянства состава; атомно-молекулярное учение; окисление и восстановление; основные классы неорганических соединений (оксиды, основания, кислоты, соли).

8 класс: основные классы неорганических соединений (повторение и продолжение изучения); галогены; растворы; сера; азот и фосфор.

9 класс: углерод и кремний; понятие о дисперсных системах; периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и понятие о строении веществ; общие свойства металлов; щелочные и щелочноземельные металлы; медь; алюминия; хром и марганец; железо.

10 класс: атомно-молекулярное учение; периодический закон и строение атомов; обзор главных подгрупп VII – IV групп периодической системы; растворы, теория электролитической диссоциации; примеры качественного анализа; количественные задачи.

В течение долгого времени основное содержание курса оставалось неизменным, в то время как его структура претерпевала значительные изменения. Изменение содержания обучения химии произошло практически через год после введения единой программы: в 1937 г. были исключены элементы аналитической химии (из-за отсутствия в большинстве средних школ аналитических весов, чистых реактивов и другого оборудования) и введен в 10 классе курс органической химии, который включал в себя следующие разделы:

1. Предмет органической химии.

2. Молекулярные формулы и формулы строения.

4. Спирты и фенолы. Простые эфиры.

5. Альдегиды и кетоны.

6. Сложные эфиры. Жиры.

8. Нитросоединения. Красители.

9. Белковые вещества.

Наиболее значительно содержание и структура курса химии изменились в конце 60-х годов. Была значительно усилена теоретическая составляющая курса: введены представления об электронной орбитали, электронных конфигурациях не только элементов малых, но и больших периодов. Курс органической химии обогатился сведениями о гибридизации электронных орбиталей, пространственном строении молекул органических веществ, некоторых механизмах химических реакций.

Современное состояние содержания и структуры среднего химического образования можно сравнить с хаосом. Хотя минимум содержания образования регламентирован федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, учебные программы и, соответственно, учебники разных авторов значительно различаются и по содержанию, и по структуре (табл. 7).

Автор: Быкова Елена Юрьевна

Организация: МБОУ Школа №49 г.Уфа РБ

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

Глава 1. Знакомство с химией

Из истории химии с.3

Что такое химия с.4

Химические явления в природе и жизни человека с.4

Глава 2 Химия вокруг нас

2.1. Химия и вещества с.6

2.2 Химия на кухне и в быту с.7

2.3 Интересные факты с.8

Глава 3. Практическая часть. Опыты дома

3.1. Шутки и фокусы с.9

3.2. Опыт " Извержение вулкана" с. 9

3.3. Опыт "Самонадувающийся шарик" с.10

3.4. Опыт "Секретное послание" с.10

3.5. Опыт "Йод - индикатор содержания крахмала" с.10

3.6. Опыт "Фараоновы змеи" с.11

3.7. Опыт "Лавовая лампа" с.11

3.8. Опыт "Седой шоколад" с. 11

Список литературы с.13

Все мы читали сказки о добрых феях и волшебниках, но в жизни нет ни тех, ни других. А вот чудеса – они и в самом деле бывают, хотя совершают их вовсе не джинны, а люди, вооружённые знаниями. Наука вот истинная волшебница. Химия – наука старая и вместе с тем молодая. Старая потому, что ещё в Древнем Египте люди умели осуществлять разные превращения веществ. Ведь уже тогда они научились добывать огонь, лепить и обжигать посуду из глины, окрашивать ткани, печь хлеб… А ведь всё это – химические явления. Химия – наука молодая, потому что, в подлинном смысле наукой, со своими законами, она стала всего два с лишним века назад, правда, за эти два столетия она достигла значительных успехов, чем в предыдущие тысячелетия. С помощью химии человек раскрыл немало природных тайн.

Актуальность: химия – наука чудес и превращений. Она интересна как сама наша жизнь, ведь всё что происходит с нами можно рассматривать с точки зрения химии.

Цель работы: Познакомить детей младшего школьного возраста с химией, доказать, что химия доступна всем и каждому. Привить интерес к этой науке.

Задачи:

Изучить литературу по теме исследования.

Собрать материал о химических явлениях в природе и в жизни.

Исследовать, как и в каких целях используются продукты химической промышленности.

Составить текст исследовательской работы.

Проделать опыты и доказать, что в домашних условиях реально можно творить чудеса.

Гипотеза: предполагается, что в условиях высокого уровня развития цивилизации, человек не может обходиться без химии.

Объект исследования: связь человека с химическими продуктами и явлениями.

Предмет исследования: химические опыты.

Методы исследования: изучение научной литературы, эксперимент, наблюдение, анализ полученных результатов.

Практическая значимость заключается в том что, повсюду, куда бы ни обратили свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических заводах и фабриках. Кроме того, в повседневной жизни, сами того не подозревая, каждый человек осуществляет химические реакции. Например, умывание с мылом, стирка с использованием моющих средств и многое другое.

Глава 1. Знакомство с химией

1.1 История химии

Химия – очень древняя наука. Химическое производство существовало уже за 3-4 тыс. лет до н.э. В древнем Египте умели выплавлять из руд металлы, применяли золото, серебро, производили стекло, керамику, краски, духи. Первыми учеными-химиками были египетские жрецы (бальзамирование и изготовление стойких красок).

Развитие химии в России связано с работами М .В. Ломоносова. В 1748 г. он сформулировал важнейший закон химии – закон сохранения массы. Значительный вклад в развитие химии внесли выдающиеся русские ученые – А.М. Бутлеров и Д.И. Менделеев. А.М. Бутлеров в 1861 г. создал теорию строения органических веществ. Д. И. Менделеев в 1869 г. открыл Периодический закон и на его основе создал Периодическую систему.

Учение Аристотеля явилось идейной основой развития отдельной эпохи в истории химии – АЛХИМИИ. Алхимия – это темная, дьявольская наука. В средние века жили люди, которые много времени проводили в небольших лабораториях, получая различные вещества. Это были алхимики. Алхимики пытались превратить металлы в золото. Цари и короли держали их при своих дворах. Но им не повезло - они не научились превращать металлы в золото и алхимию запретили, а алхимиков обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах.

Развитие химии продолжается и в настоящее время.

1.2. Что такое химия.

Химия – одна из наук о природе, об изменениях, происходящих в ней. Она изучает из каких веществ состоит тот или иной предмет. Химия – наука удивительная! Как только человек рождается, он попадает в мир химических веществ.

Первый вздох и вот уже в лёгких смесь газов, первый глоток материнского молока и самый главный шедевр биохимической эволюции – белок начинает работать в организме малыша.

1.3. Химические явления в природе и в жизни человека

Окружающий нас мир состоит из химических элементов: мебель, одежда, книги, краски. О некоторых химических элементах мы уже слышали: железо, золото, серебро, йод, водород, кислород, кальций и другие.

На нашей планете больше всего кислорода (О). Одних элементов в природе очень много, других совсем мало. Больше всего на свете водорода (Н) и гелия (Не). Из этих химических элементов почти целиком состоит Солнце, далёкие звёзды, кометы…

А почему трава зелёная? Потому, что в каждой травинке есть химическое соединение – хлорофилл, благодаря которому растения дышат и растут.

Почему соль солёная? Потому, что в ней есть натрий (Na) и хлор (Cl), который попадая на слюну образуют раствор с особым привкусом.

А химический элемент железо (Fе) есть не только в гвозде или машине, но и в воде, в земле, в деревьях и даже в организме человека. В крови человека есть частички железа (Fе), но они так малы, что увидеть их можно при помощи микроскопа.

А если хочется скорее вырасти – потреблять нужно химический элемент кальций (Са). Его много в молоке и в молочных продуктах. Даже настроение человека, его здоровье, во многом зависят от присутствия некоторых химических элементов в организме. Химический элемент магний (Mg) влияет на работу сердца. Он содержится в абрикосах и персиках.

Химическое явление в природе – это процесс, в результате которого из одних веществ образуются другие. При химических реакциях исходные вещества превращаются в другие вещества, обладающие другими свойствами.

В мире ежедневно происходит множество удивительных, прекрасных, а также опасных и пугающих химических явлений. Из многих человек научился извлекать пользу: создает строительные материалы, готовит пищу, заставляет транспорт перемещаться на огромные расстояния и многое другое.

Без многих химических явлений не было бы возможным существование жизни на земле: без озонового слоя люди, животные, растения не выжили бы из-за ультрафиолетовых лучей. Без фотосинтеза растений животным и людям нечем было бы дышать, а без химических реакций дыхания этот вопрос вообще не был бы актуальным.

На кухне можно рассмотреть еще несколько любопытных химических явлений например,образование накипи в чайнике. А без другого химического явления не было бы вкусных маминых пирогов и булочек: речь о гашении соды уксусом.

Свечение ночного моря. Голубой свет газовой горелки. Слабое белесое свечение гнилого дерева в лесу. Светящийся фосфор. Во всех этих случаях свечение возникает за счет энергии химической реакции. Отсюда — название явления: хемилюминесценция, т. е. химическое свечение.

Глава 2. Химия вокруг нас.

2.1. Химия и вещества

Что такое вещество? Любой предмет, существо или явление состоят из маленьких частиц -молекул. А множество молекул образуют вещество.

В твердом веществе молекулы плотно прижаты друг к другу, между ними существует сильное притяжение.

Жидкость - это состояние вещества, при котором молекулы чувствуют себя более свободными, могут двигаться с места на место.

Газообразное вещество - это вещество, в котором частицы движутся свободно, хаотично.

Вокруг нас громадное количество полезных и вредных веществ! Например, в природе есть природные вещества, то есть те, которые были созданы без участия человека. Это – вода, кислород, углекислый газ, камень, древесина и другие.

Есть вещества, созданные человеком. Они называются искусственными веществами. Это – пластмасса, резина, стекло и другие.

Хотя я ещё не изучаю химию в школе, но мне уже известно такое распространённое вещество в природе, как вода (H2O). Это вещество может иметь три агрегатных состояния – жидкое, твёрдое, газообразное. На кухне я и проследила за всеми ее состояниями.

Разобраться с бесчисленными полезными и вредными веществами, узнать их строение, свойства, роль в природе – одна из задач химии. Она нужна всем людям – строителю, фермеру, врачу, домохозяйке, повару и врачу.

2.2 Химия на кухне и в быту

У нас дома химические препараты и вещества! Эти препараты и вещества есть и в большом количестве в каждом доме. Они выпускаются нашей промышленностью в твёрдом, жидком, порошкообразном и других видах. Без них современный человек не представляет своей жизни, так как они помогают ему.

Химия на кухне необходима, прежде всего, для здоровья человека т.к. именно на кухне мы проводим половину жизни.

На кухне все нужно содержать в чистоте и порядке, потому что в антисанитарных условиях можно получить кожные заболевания и даже привести к отравлению. Поэтому здесь нужно постоянно наводить порядок:

· Кухонный стол нужно протирать перед и после каждого приема пищи;

· Протирать поверхность стола лучше всего тряпкой, предварительно смоченной в мыльной воде с добавлением уксусной кислоты;

· Для мытья посуды наиболее эффективны жидкие средства для мытья посуды, такие как AOS, Sorti и т.д., обладающие высокой мылкостью;

Химия в ванной тоже подразумевает чистоту т.к. в ванне мы наводим гигиену тела.

Для того чтобы отчистить ванную необходимо использовать хлорсодержащие вещества, очищающие порошки (Пемо-люкс, Сода эффект и т.д.). Для того чтобы навести гигиену тела, человек использует множество химических веществ — это всевозможные шампуни, гели для душа, туалетные мыла, крема для тела, всевозможные лосьоны и т.д. Для стирки также используются химические вещества, это порошки (Тайд, Ариэль, Миф и т.д.).

Особое внимание хотелось бы обратить на косметику. Ведь косметика – это тоже химия, которой люди пользуются ежедневно. К химической косметике относят помады, пудру, тени, туши, карандаши для подвода глаз, губ, тональный крем и многое другое.

Раскрыв кухонный шкаф, мы увидим уксус, пищевую соду, растительное масло, сахар, муку, соль, молоко, крахмал.

Ничего химического, скажите вы, здесь нет. Обычные продукты питания.

Но не тут – было! Это настоящие химические вещества, с помощью которых на нашем столе появляются вкусные, питательные и полезные блюда. У этих веществ даже есть химические названия.

соль – это хлорид натрия;

пищевая сода – гидрокарбонат натрия;

уксус – уксусная кислота;

А также к химическим препаратам можно отнести: кислоты ( щавелевая, лимонная и т. д.), щелочи (гашеная известь, нашатырный спирт), соли (поваренная, питьевая сода, марганцево-кислый калий), растворы и растворители (бензин, ацетон, глицерин), минералы (мел, гипс, известняк), полимерные материалы (пластмассы, полиэтилен, полипропилен), волокнистые материалы (капрон; лавсан).

Таким образом, химия повсюду. И в предметах, которые нас окружают, и в производимых в повседневной жизни действиях (например, приготовление пищи или мытье волос), и, наконец, внутри самих людей.

2.3 Интересные факты

Порох был изобретен в Китае и долгое время использовался только в мирных целях — для салютов и фейерверков. Спички были созданы случайно: в 1827 году аптекарь Джон Уокер забыл палочку, покрытую химической смесью, которая засохла. Пытаясь отчистить палочку, английский химик провел ей по полу, в результате вспыхнул огонь. Практичный англичанин тут же понял, как можно применить свое изобретение. К случайным открытиям также можно отнести: антибиотики (Александр Флеминг), небьющееся стекло (Эдуард Бенедиктус), фосфор (алхимик Бранд Хенниг пытался получить золото из… человеческой мочи). Также случайно были открыты: вулканизированная резина (Чарлзом Гудьиром), йод (кот фармацевта Бернара Куртуа разбил приготовленные для опыта бутылки, в результате реакции на полу остался кристаллизованный йод). Заменитель сахара сукралоза: студент Шашикант Пхаднис плохо понял команду профессора и попробовал вещество, приготовленное для опыта (анг. test и taste звучат почти одинаково, но имеют абсолютно разные значения). И таких примеров немало.

Глава 3. Опыты дома

3.1. Шутки и фокусы

Даже маленькие дети знают, что если втянуть воздух из шара с гелием, то изменится голос.

Существует металл, очень похожий на алюминий – галлий. Но только при температуре ниже 28 градусов – иначе он начинает плавиться. Химики часто шутят над своими друзьями с помощью растворяющихся ложек. Такая ложка сделана из галлия, и, попадая в горячий чай, она начинает плавиться.

Чтобы создать большое количество пены, можно в водный раствор соды добавить хлорной извести.

Цвет лепестков белых роз можно изменить при помощи нашатыря: нужно опустить в него стебли.

Провести фокус можно и с мармеладными червячками. Если их пропитать содовым раствором, а затем опустить в уксус, червячки начнут дергаться и шевелиться.

3.2. Опыт "Извержение вулкана"

Нам понадобится: сода, красная или оранжевая краска, вода, моющее средство, уксус.

3.3.Опыт "Самонадувающийся шарик"

Нам понадобится: воздушный шарик, пластиковая бутылка, бытовая воронка, уксус, пищевая сода.

Заполняем бутылку уксусом на 1/3. Ставим воронку и засыпаем в бутылку 3-4 чайных ложки пищевой соды. Теперь быстро натягиваем воздушный шарик на горлышко и наблюдаем, как он надувается без чьей-либо помощи! После того, как шарик надуется, снимаем его с бутылки, завязываем и потираем о синтетическую ткань. Благодаря этому шарик поднимется к потолку и держится там несколько часов! (приложение рис.2)

3.4. Опыт "Секретное послание"

Нам понадобится: молоко, ватные палочки, лист бумаги.

Наливаем молоко в небольшую мисочку, мокаем в него ватную палочку и пишем ею на листе бумаги. Молоко высохнет и на бумаге ничего не будет видно, но с помощью духовки или утюга ее можно будет проявить! Для этого достаточно прогладить лист или подержать в тепле некоторое время. (приложение рис.3)

3.5. Опыт "Йод - индикатор содержания крахмала"

Нам понадобится: свежая картошка, кусочки, яблока, хлеба, стакан с разведенным крахмалом, стакан с разведённым йодом, пипетка.

Разрезаем картофель на две части и капаем на него разведенный йод – картошка синеет. Затем капаем несколько капель йода в стакан с разведенным крахмалом. Жидкость тоже синеет. Капаем с помощью пипетки растворенный в воде йод на яблоко, хлеб, по очереди.

Наблюдаем: Яблоко — не посинело вообще. Хлеб – посинел очень сильно. Эта часть опыта показывает наличие крахмала в различных продуктах.Крахмал, вступая в реакцию с йодом, дает синюю окраску. Это свойство дает нам возможность выявить наличие крахмала в различных продуктах. (приложение рис.4,5)

3.6 Опыт "Фараоновы змеи"

Для опыта понадобятся: таблетки глюконата кальция, пламя свечи.

Подносим таблетку глюконата кальция к пламени свечи, нагреваем. . Из таблетки поползет серая змея. (приложение рис.6)

3.7. Опыт "Лавовая лампа"

Нам понадобится: соль (или шипучая таблетка), водопроводная вода, растительное масло, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан.

Заполняем на 2/3 стакан водой. Выливаем масло в стакан. Масло будет плавать на поверхности воды. Добавляем несколько капель различных красителей к воде и маслу. Медленно высыпаем 1 чайную ложку соли (или шипучую таблетку) в стакан с водой и маслом. Наблюдаем, что происходит с масляной и водной смесью. (приложение рис.7,8,9)

3.8. Опыт "Седой шоколад"

Нам понадобится: стакан с водой, кисточка, плитка шоколада.

Кистью наносим на шоколад воду. Затем заворачиваем шоколад в фольгу и помещаем в холодильник. Через неделю достаем шоколад из холодильника. На поверхности шоколада появился седой налет. Это выступили кристаллики сахарозы, т.к. вода их притягивает. (приложение рис.10,11)

Заключение.

Изучив литературу, проделав опыты, мы убедились в том, что химия очень интересная наука о веществах, которую необходимо знать каждому. Многие процессы, происходящие на нашей кухне и в быту – это химические явления. Химические опыты разнообразны и интересны и можно сразу увидеть химическую реакцию. Но нужно всегда помнить, что все опыты с химическими веществами должны проводиться в присутствии взрослых и с соблюдением правил безопасности. Понимание того, какие вещества опасны, а какие безопасны, поможет в обычной жизни.

Знание основ химии полезны и в начальной школе. Они помогают понять взаимосвязь веществ в природе. А знакомство с яркими, эффективными химическими опытами имеет важное познавательное значение и оказывает большое эмоциональное воздействие на нас, во многом способствует формированию у нас интереса к химии – очень интересной и важной науки.

Таким образом, гипотеза подтвердилась – в условиях современного развития цивилизации, человек не может обходиться без химии. Химия действительно важный помощник и друг человека, за нею будущее.

В процессе данного проекта, с поставленными целями и задачами мы успешно справились.

И в заключении, хотелось бы сказать: верьте в чудеса, знайте, что весь мир состоит из чудес и всё живое – уже великое чудо. В своём проекте нам удалось познать малую часть того, что может совершать наука, но жизнь непременно ещё много раз будет сталкивать нас с такими волшебными явлениями как химия.

Химия действительно удивительная наука!

Список литературы

1). В.А. Крицман , В.В. Станцо Энциклопедический словарь юного химика., испр. М: Педагогика 1990г.

2). О.Ольгин Давайте похимичим! : Занимательные опыты по химии. М.: Дет. Лит. 2002 – 175 с.: ил.-(Знай и умей).


В федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253) включены учебники следующих завершенных предметных линий по химии для основной школы:

Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.).

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Федерального государственного образовательного стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

Рис. В.Солдатенко

На этом этапе истории развития российской методики преподавания химии нельзя обойти вниманием роль Вадима Никандровича Верховского (1873–1947) – ученого, педагога, выдающегося химика-экспериментатора. До сих пор в школьном химическом обиходе можно услышать: штатив Верховского, эвдиометр Верховского, озонатор Верховского и т. д. С его именем связано становление в российских школах химии как самостоятельного учебного предмета.

Однако лишь одним превращением химии в самостоятельную школьную дисциплину задача обучения химии школьников еще не могла быть выполнена. У нового школьного предмета должны были появиться принципы построения. Нужно было определить его содержание, объем учебного материала и распределение этого материала по годам обучения.

В 1932 г. по поручению Наркомпроса вместе с С.А.Балезиным, Л.М.Сморгонским и другими своими последователями Верховский разрабатывает первую российскую программу систематического курса основ химии для средней школы с учетом начала изучения химии в 7-м классе. Авторы этой программы получили премию Наркомпроса. В связи с этим следует отметить, что в принятии решения участвовала Н.К.Крупская. Несмотря на то что Надежда Константиновна ранее поддерживала московский проект, программа, представленная Верховским с соавторами, ей понравилась, и она ее одобрила.

После 1932 г. парадигмой российской средней школы стал предметоцентризм. Как основной принцип организации учебного процесса он и сегодня остается в силе. С этого времени для России стало традиционным строить обучение на предметной основе.

Что же было нового в предложенной Верховским с соавторами методике преподавания химии, что можно использовать и сегодня? Оставляя в стороне вопрос о длительности обучения (10- или 12-летнем), обратим свое внимание на само содержание школьной педагогики, на те ее основы и принципы, заложенные более полувека назад, которые, будучи востребованы, способны качественно изменить облик школы в XXI в.

Работы коллектива, возглавляемого Вадимом Никандровичем, немало способствовали превращению методики преподавания химии в самостоятельную научную область. Кроме вопросов частной методики рассмотрены и в значительной степени решены глобальные методологические проблемы. Так был поднят вопрос о связи методики обучения химии с историей химии, который при дальнейшем анализе перерос в проблему логического и исторического в обучении.

В стенах Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена получила свое развитие проблема политехнического образования, которой Верховский усиленно занимался в середине 1920-х гг. и дал в результате проделанной работы прекрасные образцы дидактической обработки схем технологических процессов и аппаратов, вошедших затем в учебники и различные пособия.

Вместе с ним работали и проводили исследования его соратники, сотрудники и аспиранты. Наряду с уже упоминавшимися выше соавторами Верховского в ряде последующих работ, развивающих представления Вадима Никандровича и имеющих принципиальное значение для методики преподавания химии, участвовали Ю.В.Ходаков, С.Г.Шаповаленко, Д.А.Эпштейн, В.П.Гаркунов, Л.А.Глориозов, Д.М.Кирюшкин, А.Д.Смирнов, В.С.Полосин, Г.И.Шелинский и многие другие. С их именами связан новый этап развития методической мысли в химическом образовании школьников.

Завершая этот очерк событиями середины нашего столетия и подводя итоги, можно утверждать, что в истории развития отечественной методической школы преподавания химии в ряду выдающихся методистов по праву стоит имя профессора В.Н.Верховского. Им была создана, апробирована, отработана и внедрена система химического образования в средней школе, основанная на обучающем эксперименте, подтверждающем важнейшие теоретические идеи.

Методическое наследие Верховского не является уделом только истории преподавания химии. Сейчас, когда решается вопрос о перестройке среднего образования, главное внимание должно уделяться не длительности обучения, а его содержанию и методике внедрения этого содержания в сознание ученика-школьника. Образование не есть механическая сумма знаний, как можно подумать, если судить по некоторым современным школьным учебникам. Поэтому методические идеи Верховского по-прежнему нужны нашей отечественной школе и глубокое их изучение весьма важно для поиска путей развития среднего образования в России.

Читайте также: