Ханский огонь булгаков краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Источник: . Не вернется ничего. Все кончено. Лгать не к чему. Ну так унесем же с собой все это, мой дорогой Этрус

Трагедия в том, что та Россия, символом которой стала эта усадьба, погибла, а тому, кто как призрак, вернулся из небытия вовсе не жаль имущества, богатства, прежних владений, нет, он просто не может иначе отомстить за поруганную честь, историю своего родового гнезда. Торжество хама олицетворено в одном из гостей -экскурсантов, Антонове, который полуголым ходит среди гостей и пренебрежительно рассказывает всякие гнусности о хозяевах усадьбы, изображённых на портретах. Именно эту пошлость и хамство, пренебрежение и ненависть к "бывшим" можно пресечь только одним способом, а именно: сжечь усадьбу и вместе с ней память о прошлом. Тогда уже ничто не осквернит хотя бы память. Что будет дальше с бывшим князем? Скорее всего погибнет в будущем, потому как не будет ему места в этой "новой" России, царстве хама.

Булгаков. Ханский огонь. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу

Это – группа молодёжи, вместе с которой приехал почти голый человек лет сорока и крайне неприятного вида. На нём – лишь коротенькие штанишки выше колен, открывающие узловатые, вспухшие вены на обеих голенях и спину с коричневой застарелой сыпью. Однако на носу у голого – пенсне, склеенное сургучом, и держит он себя с претензиями на образованность. Сзади всех идут пятеро приличных посетителей – дама с девочкой, чинная супружеская пара и представительный иностранец с тростью, в золотых очках.

Иона рад, когда экскурсия наконец заканчивается. Ему всегда больно видеть, как вереницы чужих и в большинстве пустых людей проходят тут по роскошному паркету и коврам, шаря равнодушными глазами.

Князь суёт Ионе деньги и усылает его, говоря, что сам пока останется в кабинете, а в два ночи уедет поездом в Москву.

В ящиках стола он находит несколько бумаг и кладёт в карман пальто. Потом рвёт тетрадь Эртуса, кладёт её клочки посреди кабинета с другими бумагами, поджигает свечой и глядит, как пламя поднимается по портрету Александра I.

Князь так же поджигает зал, потом и другие комнаты. Взглянув в последний раз на бушующее пламя, он быстро выходит на террасу и незабытыми тайными тропами ныряет во тьму.

Читателю представлен особняк. Его посещают разные люди, среди которых преобладает наплевательское настроение. Посетителям желается посмотреть, как жили дворяне. И будь их воля – не стоять сему музею. Всякий первым бы бросил огонь, позволь ему совершить такой поступок. Но есть среди присутствующих сочувствующее лицо – им является экскурсовод, старый слуга прежнего хозяина. Ему больно видеть неуважение к прошлому. И ещё больнее осознавать, насколько безразлична людям стала их история. Что же, мечты футуристов осуществились: те в той же мере желали уничтожить старый мир, воплотив на его обломках государство новых форм.

Но почему помогать мечтам взялись дворяне? Булгаков ввёл в повествование хозяина особняка, прибывшего специально посмотреть, какой судьбы удостоилось имущество его предков. Не сумев сохранить, оставив другим, хозяин покинул страну. Утеряв право на владение, он чувствует крепкую связь с прошлым, не собираясь с ним расставаться или кому-то отдавать. Ему безразличны и чувства слуг, продолжающих проявлять заботу о вверенном на их попечение имуществе.

Читателю становится понятным поведение прежнего хозяина, решившего не просто посмотреть, а уничтожить отнятое у него. Он ни о чём не думает, кроме себя, тем наглядно демонстрируя, как правильно поступило Советское государство, забрав столь важное с исторической точки зрения здание. Ведь не поступи оно так в малом, отняв, какой бы участи подвергли дворяне в большем, удостоив забвения? Но не только это нужно учесть.

Одно дело – забыть историю. Другое – заставить забыть историю. Не случились революции, не отрекись император от власти, быть Империи разваленной дворянами, чьё чувство собственности вступало в противоречие с нуждами народа. Такого могло и не быть. Тогда зачем Булгакову показывать поступок прежнего хозяина особняка? В глазах сего дворянина горел огонь ханских предков, который он желал распространять вокруг себя, не способствуя созиданию, а разрушая доставшееся ему по праву рождения. В том-то и урок людям, умеющим сдерживать порывы, несмотря на достающиеся им обиды.

Не следует разрушать, бороться с системой и заявлять о своём праве на лучшую жизнь. Всему этому предстоит случиться, ибо иного не дано. Когда некто начинает брать на себя сверх меры, тем он пробуждает недовольство огромной массы людей, чьи порывы в поисках справедливости обязательно примут разрушительный вид. Уничтожать же собственные достижения придётся прежним хозяевам, не способным преодолеть чувство обиды, так сильно им мешавшее осуществиться идее социального равенства.

История многолика. Ежели человеку важно здесь и сейчас, то его имя растает в прошлом, либо удостоится негативных оттенков. Ежели важно будущее, и всё будет делаться во имя лучшей жизни в сей данный момент, тогда такого человека возвысят, придав его личности сверх положенного лоска. Но сжигать прошлое определённо не стоит, кем бы ты для него не являлся. Лучше забудь и постоянно двигайся вперёд. Как Михаил Булгаков!

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Михаил Булгаков Ханский огонь

Ханский огонь: краткое содержание, описание и аннотация

Михаил Булгаков: другие книги автора

Кто написал Ханский огонь? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Михаил Булгаков: Морфий

Морфий

Михаил Булгаков: Роковые яйца

Роковые яйца

Михаил Булгаков: Банщица Иван

Банщица Иван

Михаил Булгаков: Записки покойника. Театральный роман

Записки покойника. Театральный роман

Михаил Булгаков: Стальное горло

Стальное горло

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Борис Изюмский: Ханский ярлык

Ханский ярлык

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Борис Соколов: Михаил Булгаков: загадки судьбы

Михаил Булгаков: загадки судьбы

Варлен Стронгин: Михаил Булгаков. Три женщины Мастера

Михаил Булгаков. Три женщины Мастера

Борис Изюмский: Тимофей с Холопьей улицы. Ханский ярлык

Тимофей с Холопьей улицы. Ханский ярлык

Сергей Мосияш: Ханский ярлык

Ханский ярлык

Ханский огонь — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Михаил Афанасьевич Булгаков

Когда солнце начало садиться за орешневские сосны и Бог Аполлон Печальный перед дворцом ушел в тень, из флигеля смотрительницы Татьяны Михайловны прибежала уборщица Дунька и закричала:

— Иона Васильич! А, Иона Васильич! Идите, Татьяна Михайловна вас кличут. Насчет экскурсий. Хворая она. Во щека!

Розовая Дунька колоколом вздула юбку, показала голые икры и понеслась обратно.

Дряхлый камердинер Иона бросил метлу и поплелся мимо заросших бурьяном пожарищ конюшен к Татьяне Михайловне.

Ставни во флигельке были прикрыты, и уже в сенцах сильно пахло йодом и камфарным маслом. Иона потыкался в полутьме и вошел на тихий стон. На кровати во мгле смутно виднелась кошка Мумка и белое заячье с громадными ушами, а в нем страдальческий глаз.

— Аль зубы? — сострадательно прошамкал Иона.

— Зу-убы. — вздохнуло белое.

— У. у. у. вот она, история, — пособолезновал Иона, — беда! То-то Цезарь воет, воет. Я говорю: чего, дурак, воешь среди бела дня? А? Ведь это к покойннку. Так ли я говорю? Молчи, дурак. На свою голову воешь. Куриный помет нужно прикладывать к щеке — как рукой снимет.

— Иона. Иона Васильич, — слабо сказала Татьяна Михайловна, — день-то показательный — среда. А я выйти не могу. Вот горе-то. Вы уж сами пройдите тогда с экскурсантами. Покажите им все. Я вам Дуньку дам, пусть с вами походит.

— Ну, что ж. Велика мудрость. Пущай. И сами управимся. Присмотрим. Самое главное — чашки. Чашки самое главное. Ходят, ходят разные. Долго ли ее. Возьмет какой-нибудь в карман, и поминай как звали. А отвечать — кому? Нам. Картину — ее в карман не спрячешь. Так ли я говорю?

— Дуняша с вами пойдет — сзади присмотрит. А если объяснений будут спрашивать, скажите, смотрительница заболела.

— Ладно, ладно. А вы — пометом. Доктора — у них сейчас рвать, щеку резать. Одному так-то вот вырвали, Федору орешневскому, а он возьми да и умри. Это вас еще когда не было. У него тоже собака выла во дворе.

Татьяна Михайловна коротко простонала и сказала:

— Идите, идите, Иона Васильич, а то, может, кто-нибудь и приехал уже.

Иона отпер чугунную тяжелую калитку с белым плакатом:


УСАДЬБА-МУЗЕЙХ А Н С К А Я С Т А В К А
Осмотр по средам, пятницами воскресеньям от 6 до 8 час. веч.

И в половине седьмого из Москвы на дачном поезде приехали экскурсанты. Во-первых, целая группа молодых смеющихся людей человек в двадцать. Были среди них подростки в рубашках хаки, были девушки без шляп, кто в белой матросской блузке, кто в пестрой кофте. Были в сандалиях на босу ногу, в черных стоптанных туфлях; юноши в тупоносых высоких сапогах.

Молодые люди и девицы держались так, словно ничего изумительного не было в том, что голый человек разъезжает в поезде и осматривает усадьбы, но старого скорбного Иону голый поразил и удивил.

Голый между девушек, задрав голову, шел от ворот ко дворцу, и один ус у него был лихо закручен и бородка подстрижена, как у образованного человека. Молодые, окружив Иону, лопотали, как птицы, и все время смеялись, так что Иона совсем запутался и расстроился, тоскливо думал о чашках и многозначительно подмигивал Дуньке на голого. У той щеки готовы были лопнуть при виде разноногого. А тут еще Цезарь, как на грех, явился откуда-то и всех пропустил беспрепятственно, а на голого залаял с особенной хриплой, старческой злобой, давясь и кашляя. Потом завыл — истошно, мучительно.

Пришлось Цезаря съездить по ребрам ключами, потому что вслед за толпой шли отдельно пятеро хороших посетителей. Дама с толстым животом, раздраженная и красная из-за голого. При ней девочка-подросток с заплетенными длинными косами. Бритый высокий господин с дамой красивой и подкрашенной и пожилой богатый господин иностранец, в золотых очках колесами, широком светлом пальто, с тростью. Цезарь с голого перекинулся на хороших посетителей и с тоской в мутных старческих глазах сперва залаял на зеленый зонтик дамы, а потом взвыл на иностранца так, что тот побледнел, попятился и проворчал что-то на не известном никому языке.

Читайте также: