Ханна арендт о деятельной жизни краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
Ханна Арендт в нашей стране известна, к сожалению, лишь ограниченному кругу: специалистам в сфере социологии и политологии, просто увлекающимся подобного рода проблематикой.
Арендт организовывает книгу последовательно: здесь шесть глав, при этом каждый из названных выше видов деятельности рассматривается в рамках обособленной части.
Автор анализирует аспект, который и сегодня не имеет некоторого единственного прочтения: кто есть Человек — общественное или политическое живое существо.
Нужна помощь в написании эссе?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
То есть имеет место корреляция: Labor — Work — Action или Arbeit — Herstellen — Han-deln.
Определить эти понятия единообразно представляется мне затруднительным, даже прочитав книгу вдумчиво и последовательно; вместе с тем, деятельность труда — согласно Арендт — есть деятельность, отвечающая биологическому процессу человеческого тела.
Человек — как трактует его Арендт — есть субъект политический, то есть общественный по природе своей.
Так было и во времена греческих городов полисов, и в период средневековой Европы, когда католическая церковь являлась фактически политическим институтом, который осуществлял функции общественного управления и контроля.
Нужна помощь в написании эссе?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Человеческая способность к самоорганизации детерминирована стремлением к функционированию домохозяйств, детерминирована природным общежитием.
арендт философ труд
1. Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни / Ханна Арендт; пер. с нем. и англ. В.В. Бибихина; [под ред. Д.М. Носова]. — СПб.: Алетейя, 2000.
Арендт считала, что нужно жить максимально активно и что самые важные действия — публичные. В этой части узнаем об идее деятельной жизни.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике
Поговорим о том, как Ханна Арендт рассуждала о деятельной жизни, роли человека в обществе, власти и насилии.
Ханна Арендт различает три способа активной деятельности 👇
1️⃣ Работа — обмен веществами между природой и человеком, физические действия, например, пахать землю, съедать пищу. В работе человека можно заменить машиной.
2️⃣ Производство — это нечто большее чем физический процесс. Это создание чего-то нового, чего в мире еще не было, как материальных, так и нематериальных ценностей. Но все же это достаточно запрограммированный и алгоритмический процесс, в котором человеческая уникальность не проявляется по-настоящему.
3️⃣ Собственно действие — способность выступить вперед, совершить поступок с большой буквы. Это и есть настоящее проявление человеческой активности, именно действия делают человека человеком.
Девизом Ханны Арендт была vita activa — деятельная жизнь. Почему в современном мире ее так мало?
👀 Античные философы настаивали на превосходстве vita contemplativa, жизни созерцательной, они считали, что vita activa просто служила удовлетворению потребностей.
🏛 По мнению Арендт, деятельная жизнь может разворачиваться только в публичной сфере — идеальным местом для этого служит греческий полис.
💒 С падением Римской империи церковь взяла на себя роль публичной сферы, а частная сфера отошла феодалам, которые имели право в границах своих владений вершить суд.
🌍 Начало Нового времени знаменуют три великих события: открытие Америки, Реформация и изобретение телескопа. По мнению Арендт, они породили явление отчуждения от мира. Мир из уютного и обжитого мироздания с Землей в центре превратился в бесконечно распахнутый холодный космос. Земля из дома превратилась в геополитический ресурс, который надо осваивать и заселять. Появляются колониальные империи, наступает эра капитализма и промышленного производства, эра отчужденного труда и массового потребления.
➡️ Все это, считает Ханна Арендт, способствовало постепенной утрате смысла активной и созерцательной жизни. Созерцание стало бессмысленной деятельностью. Сама мысль стала функцией, характерной не только для человека, но и для электронных инструментов.
🏭 Работа стала все более автоматизированным процессом. Способность действовать стала исключительной прерогативой ученых, которые всегда считались наименее политическими членами общества. Результатом стала деполитизация дел и передача политической власти в руки немногих.
💥 Арендт критикует современное общество за то, что оно отдает предпочтение экономическому действию. Она утверждает, что политический характер действия, который связывает людей друг с другом и освещает человеческое существование, должен быть восстановлен. В Новое время возникла социальная сфера, которая нарушила границу между публичным и приватным. В массовом обществе социальность достигла такой точки, когда все люди одинаково скованны и находятся под контролем. Поэтому важно снова определить границы человеческих дел, определить места, где они предпринимаются.
Если деятельная жизнь в полной мере проявляется только в публичной сфере, то что такое власть?
🩸 Политические философы 19–20 веков единодушно признавали насилие сутью власти, ее самым прямым и непосредственным выражением 👇
🗳 Арендт убеждена, что власть всегда нуждается во множестве, в то время как насилие может осуществляться одним. Власть всегда основывается на согласованном действии людей, на гармонии их волеизъявлений. А насилие есть чистое выражение грубого физического господства, не нуждающегося ни в каком согласии.
⚡️ Немецкая мыслительница утверждает, что насилие проявляется в обществе тогда, когда власть перестает действовать👇
Как и понятие любви, Ханна Арендт пытается осмыслить понятие власти через призму человеческого существования. Она задается вопросом: какой способ проживания жизни, какой способ смысловой ориентации человеческого бытия соответствует феномену власти?
🤯 Отделение мысли от действия. Но именно в Греции произошло постепенное отделение мысли от действия, проявившееся в возникновении философии. Исторический парадокс, с точки зрения Арендт, заключается в том, что философия, рожденная для осмысления жизни полиса, заняла позицию отстраненного наблюдателя за жизнью и тем самым подорвала единство мысли и действия. Любое философское учение, противопоставляющее мысль и действие, по мнению Арендт, всегда губительно для людей.
Ханна Арендт - Vita Activa, или О деятельной жизни краткое содержание
Не служат ли повседневный труд, планирующе-изготовительная деятельность, наукотехника и даже отчасти художественное творчество бегству от политического действия, из открытого публичного мира? Ханна Арендт склонна отвечать на этот вопрос положительно. Ее тревожит состояние современного социума, замкнувшегося в деловитости производства и потребления. Незатребованными остаются исторические возможности свободного личного поступка. Широкому систематическому анализу в книге подвергнуты исходные нужды и условия человеческого существования, основные виды человеческой деятельности и прежде всего поворот человеческой истории, связанный с переносом центра тяжести на науку и вторжением человечества в космос. Эта книга является главным трудом по политической теории, заложившим фундамент этой науки в XX веке. Одно из редких философских произведений современности, способное увлечь любого образованного читателя.
Vita Activa, или О деятельной жизни - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок
Vita Activa, или О деятельной жизни - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Ханна Арендт
Vita Activa, или О деятельной жизни
Vita Activa Oder Vom Tätigen leben
В публикации сохранены орфография и пунктуация переводчика.
Перевод с немецкого и английского – В.В. Бибихина
The Human Condition: Second Edition by Hannah Arendt
Licensed by The University of Chicago Press, Chicago, Illinois, U.S.A.
© 1958 by The University of Chicago
© В.В. Бибихин, наследники, 2017
Когда в лоне материнском рос Ваал,
Свод небес, уже велик и тих и вял,
Юн и наг, в красе предивной цвел.
Как любил его Ваал, когда пришел.
. . . . .
Когда в темном земном лоне гнил Ваал,
Свод небес, всё так же тих, велик и вял,
Юн и наг, в красе предивной плыл,
Как тогда, когда Ваал его любил.
Люди, мир, земля и вселенная – о них в этой книге специально речи нет. Нет и о том, как устроенный людьми мир простирается от Земли далеко под небеса, из поднебесья замахивается на вселенную, соседствуя с Солнцем, Луной и звездами. Кто осмелится начать уже говорить о том, о чём мы непрестанно думаем с того дня как впервые изготовленная человеком вещь полетела в космос, чтобы там какое-то время странствовать по тем же гравитацией прочерченным орбитам, какие от века размечают пути и размашистый бег небесным телам. С тех пор один искусственный спутник за другим поднимается в космическое пространство, облетает Луну, и что еще десять лет назад высилось на бесконечном отдалении, в молчаливых областях неприступной тайны, должно теперь волей-неволей делить с человечески-земными предметами космические пространства за пределами небосвода, обнимающего Землю.
Этот будущий человек, о котором естественники полагают, что он будет населять Землю не более как через сто лет, возникни он когда-нибудь на деле, окажется обязан своим существованием бунту человека против своего собственного существа, а именно против того, что было ему при рождении подарено как вольный дар и что он сейчас хочет обменять на условия, создаваемые им самим. Что подобный обмен лежит в области возможного, в том мы не имеем никаких причин сомневаться, равно как мы ведь к сожалению не имеем оснований сомневаться и в том, что способны уничтожить всю органическую жизнь на планете. Вопрос может быть только в том, хотим ли мы задействовать в этом направлении наше новое научное знание и наши чудовищные технические способности; а этот вопрос в рамках наук абсолютно не может быть решен, да он в их рамках даже еще разумно и не поставлен, ибо в существе науки заложено идти до последнего конца в каждом из однажды наметившихся направлений. Во всяком случае здесь политический вопрос первого порядка, и уже на этом основании он не может быть предоставлен решению специалистов, будь то профессиональные ученые или профессиональные политики.
СоцЛаб (библиотека и др.) запись закреплена
Арендт X.
Vita activa, или О деятельной жизни / Пер. с нем. и англ. В.В. Бибихина; Под ред. Д.М. Носова. — СПб.: Алетейя, 2000 г. — 437 с.
ISBN 5-89329-230-8
Не служат ли повседневный труд, планирующе-изготовительная деятельность, наукотехника и даже отчасти художественное творчество бегству от политического действия, из открытого публичного мира? Ханна Арендт склонна отвечать на этот вопрос положительно. Ее тревожит состояние современного социума, замкнувшегося в деловитости производства и потребления. Незатребованными остаются исторические возможности свободного личного поступка. Широкому систематическому анализу в книге подвергнуты исходные нужды и условия человеческого существования, основные виды человеческой деятельности и прежде всего поворот человеческой истории, связанный с переносом центра тяжести на науку и вторжением человечества в космос.
Одно из редких философских произведений современности, способное увлечь любого образованного читателя.
Вводные замечания 7
Первая глава: Человеческая обусловленность 14
§ 1 Vita activa и condition humaine 14
§ 2 Понятие vita activa 20
§ 3 Вечность и бессмертие 27
Вторая глава: Пространство публичного и сфера частного 32
§ 4 Человек, общественное или политическое живое существо 32
§ 5 Полис и домашнее хозяйство 38
§ 6 Возникновение общества 50
§ 7 Публичное пространство: общность 65
§ 8 Приватная сфера: собственность и владение 76
§ 9 Общественное и частное 88
§ 10 Локализация деятельностей 95
Третья глава: Труд 103
§ 11 „Труд наших тел и создание наших рук“ 104
§ 12 Вещественность мира 120
§ 13 Труд и жизнь 123
§ 14 Плодовитость труда в отличие от его мнимой „производительности“ 130
§ 15 Отмена „мертвой“ собственности в пользу „живого“ присвоения 140
§ 16 Орудие (инструмент) и разделение труда 151
§ 17 Общество потребителей 161
Четвертая глава: Создание 175
§ 18 Долговечность мира 175
§ 19 Овеществление 178
§ 20 Роль инструментального в труде 185
§ 21 Роль инструментального при создании (изготовлении) 197
§ 22 Рынок обмена 204
§ 23 Постоянство мира и художественное произведение 216
Пятая глава: Действие 228
§ 24 Раскрытие личности в действии (поступке) и слове 228
§ 25 Ткань общечеловеческой связи и представленные в ней истории 237
§ 26 Хрупкость дел человеческих 248
§ 27 Греческий выход из апорий поступка 254
§ 28 Пространство явления и феномен власти 264
§ 29 Homo faber и пространство явления 275
§ 30 Рабочее движение 281
§ 31 Традиционные усилия заменить действие изготовлением и сделать его излишним 291
§ 32 Процессуальный характер действия 305
§ 33 Неотменимость содеянного и власть прощать 313
§ 34 Непредвидимость деяний и власть обещания 323
Шестая глава: Vita activa и Новое время 329
§ 35 Начало отчуждения мира 329
§ 36 Открытие Архимедовой точки 340
§ 37 Космическая универсальная наука в отличие от науки о природе 353
§ 38 Сомнение Декарта 359
§ 39 Саморефлексия и утрата здравого смысла 367
§ 40 Мыслительно-познавательная способность и новоевропейская картина мира 373
§41 Опрокидывание теории в практику 379
§ 42 Переворот внутри vita activa и победа homo faber’a 386
§ 43 Провал homo faber’a и калькуляция счастья 398
§ 44 Жизнь как высшее благо 409
§ 45 Animal laborans побеждает 417
Послесловие переводчика 424
Индекс 431
Читайте также: