Хамелеон чехов краткое содержание смешные моменты

Обновлено: 03.07.2024

Вспомните как зовут чеховских героев и помогают ли их имена лучше понять их характеры?

Ответ или решение 1

В рассказе А.П. Чехова "Хамелеон" смешным мне показалось то, как полицейский надзиратель меняет своё мнение о произошедшем в зависимости от того, кому принадлежит собака. Когда ему говорят, что собака принадлежит генералу, он заступается за неё, называет "собачкой" и "нежной тварью", а когда говорят, что бродячая, считает, что её нужно "истребить", что она наверняка бешеная, называет её "подлостью", у которой "ни шерсти, ни вида". Грустным мне кажется то, что судьба несчастной собаки зависит от таких людей, перед которыми она беспомощна, в её слезящихся глазах "выражение тоски и ужаса". Фамилия полицейского надзирателя — Очумелов, она словно говорит о том, что он мечется, как очумелый, не знает, какое решение ему принять. Фамилия золотых дел мастера — Хрюкин, она указывает на его сходство со свиньёй.

Перемещаясь по площади города, полицейский надзиратель Очумелов и городовой Елдырин наблюдают картину, как пьяный ювелир Хрюкин догоняет маленькую собаку, при этом вопя на всю площадь.

Заинтересовавшись, что происходит, представители власти выяснили, что собака укусила Хрюкина за палец. Определить, чья собака, было тяжело.

Несколько раз прозвучала версия, что собака принадлежит генералу – в эти моменты Очумелов яростно защищал животное. В то время, когда высказывали мнение, что собака не принадлежит генералу, надзиратель говорил.

Что собаку нужно истребить. В итоге оказалось, что собака принадлежит брату генерала. Животное отводят к владельцу, а надзиратель отправляется по своим делам.

Главные персонажи и их характеристика:

К второстепенным героям относятся генерал Жигалов – довольно уважаемое лицо, его брат Владимир Иванович и генеральский повар Прохор , который рассказывает всё спокойно и без лжи.

Антон Павлович Чехов

Автор: Антон Павлович Чехов

XIX век. Надзиратель полиции Очумелов проходит через базарную площадь города вместе с городовым Елдыриным. Вдруг они видят, как местный мастер ювелир Хрюкин в нетрезвом виде с воплями и визгом гонится за какой-то собакой.

Вокруг собирается толпа зевак, которая жаждет узнать, что же произошло. Хрюкин жалуется, что он, золотых дел мастер, потерпел травму от какой-то жалкой собаки.

Изначально Очумелов убеждён в том, что собаку нужно истребить, а хозяина оштрафовать. Однако когда надзиратель узнаёт, что собака принадлежит генералу Жигалову, он сразу же изменяет своё мнение на противоположное.

Ситуация меняется несколько раз – столько же изменяет своё мнение Очумелов. В конечном итоге надзиратель велит Елдырину доставить собаку генералу Жигалову и отметить, что именно Очумелов её отыскал.

В это же время мимо проходит генеральский повар Прохор. Он замечает, что эта собака не живёт у генерала. Услышав эти слова, Очумелов снова меняет мнение, решая, что собаку нужно истребить. Однако повар говорит, что хозяин собаки – брат генерала, Владимир Иванович.

Кратко об истории создания рассказа.

Он ярко проявляет свои раболепие и трусость. Более того, автор практически не даёт описаний внешности своих героев, давая им проявить только свои не самые лучшие моральные качества.

Содержание

Полный текст и аудиокнига

Через рыночную площадь в сопровождении городового шагает полицейский надзиратель Очумелов. Вдруг он слышит собачий визг: это борзой щенок до крови цапнул за палец золотых дел мастера Хрюкина.


Иллюстрация Сергея Герасимова

Однако городовой начинает сомневаться в собственных словах: может, собака и генеральская, недавно похожую он видел у Жигалова во дворе. Очумелов опять говорит про пса с почтением: велит отвести к генералу и узнать, не его ли это щенок.

Мимо идет генеральский повар Прохор. Он сообщает, что это не их собака. Очумелов в очередной раз меняет указание: собаку истребить. Но повар продолжает: собака не генерала, а его брата.

Повар уводит борзого щенка, а толпа смеется над Хрюкиным. Погрозив мастеру напоследок, полицейский надзиратель уходит.


Иллюстрация Дмитрия Кардовского

Анализ произведения

Тема рассказа

Смысл названия

Создается впечатление, что в Очумелове нет ничего постоянного — только желание ненароком не обидеть генерала.

Герои

Чехов традиционно не раздает героям авторских оценок и даже не приводит подробных описаний. Он показывает небольшой эпизод из жизни, позволяющий читателям самим составить мнение о персонажах по их словам и действиям.

Главный герой рассказа — полицейский надзиратель Очумелов, человек необразованный и косноязычный. С лавочниками он демонстрирует строгость, ведет себя как самодовольный начальник. Но при словах о генерале он резко становится подобострастным и скромным. Очумелов то и дело говорит о порядке, но вместо стремления разобраться в ситуации демонстрирует отсутствие принципов и желание выслужиться перед генералом.

Хрюкин — полупьяный мастер, которому прокусил палец борзой щенок. Сначала он врет полицейскому, что собака укусила его просто так, но потом выясняется, что Хрюкин дразнил щенка, тыкая ему сигаркой в морду.

Городовой Елдырин — безликий подчиненный Очумелова. О нем известно лишь то, что он рыжий. В рассказе работа полицейского сводится к тому, что он несет сито с конфискованным крыжовником и помогает надзирателю снять пальто. Он то говорит, что собака не похожа на генеральскую, то вдруг соглашается, что она может принадлежать Жигалову.

Повар Прохор не описывается вообще. Он лишь сообщает толпе, что собака принадлежит не генералу, а его брату. Благодаря этому Очумелов успевает еще дважды сменить тон и отношение к делу.


Иллюстрация Кукрыниксов

В чем идея рассказа


В рассказе А.П. Чехова "Хамелеон" можно смешным можно назвать поведение полицейского Очумелова с его манерой поведения и быстрой сменой настроения, от волнения правильности принятого решения его бросает то в жар, то в холод. Тонкий юмор у Антона Павловича можно усмотреть даже в его "говорящих фамилиях" - Очумелов, Хрюкин, Елдырин, благодаря им чтение становится легким и понятным для восприятия, потому что с легкостью представляешь главных героев и личностные качества, которыми их наделил автор.

Мне кажется смешным, что Хрюкин пытается максимум выжать из сложившейся ситуации, а Очумелов, в меняет свои решения в зависимости генеральская это собака или нет, при чем мгновенно меняются и его решения, и высказывания.

С грустью я задумываюсь о том, что настолько повседневными стали приспособленчество, ложь и в наше время не переводятся Хрюкины и Очумеловы. Чиноугодники на каждом шагу, несправедливость­ , открытая лесть и подхалимство

Составить мнение о персонаже можно по многим признакам, и автор произведения выбирает, какой именно творческий приём использовать:

  • дать ему говорящую фамилию (сразу задаёт тон для восприятия);
  • показать особенности речи (использует ли диалектные или просторечные слова, сыплет ли профессиональной терминологией, выражается витиевато или просто);
  • показать героя в действии (зарубил ли он старушку топором или донёс ей из магазина тяжёлые сумки - большая разница);
  • описать внешность;
  • поместить жизнеописание (как это сделал Гоголь в 11, последней главе I тома "Мёртвых душ").

А теперь посмотрим, что из перечисленного использовано А. П. Чеховым в рассказе "Хирургия". Проще сказать, чего в нём нет - биографии фельлдшера, потому что для короткого рассказа эта информация просто избыточна.

Обладает ли персонаж говорящей фамилией? На первый взгляд - нет, ведь его зовут отнюдь не Фамусовым или Простаковым, но совсем ничего не значащей её назвать тоже нельзя. Курятин - сразу видно, что не высоких кровей. Сам Чехов был тоже не из графов, но, пройдя полный курс и заслужив университетский диплом, он получил право на личное дворянство, что означало его принципиально иное положение на социальной лестнице в тогдашнем обществе. Звали бы Курятиным доктора, можно было бы предположить, что человек из народа выбился в люди тяжёлым трудом и многими лишениями, как это сделал писатель, но это явно не про фельдшера сказано. "Смешная фамилия" (ведь автор мог назвать героя просто "Петровым", но придумал фамилию от слова "курятина") в юмористическом рассказе призвана показать, что перед нами объект насмешки, а не нейтральный персонаж.

Речь героя показательна тем, что в ней виден переход от бахвальства и снисходительности до неприкрытой злости за свою неумелость, но переадрессованной на бедного пациента. Фельдшер сел не в свои сани (как говорится в пословице), накосячил (выражаясь простонародно), но вину за собственную некомпетентность переложил на пострадавшего. Характеризует такое поведение не с лучшей стороны.

С действиями ещё проще: мы видим, что Курятин взялся не за своё дело, причинил пациенту боль и наорал на него.

Описание, как всегда у Чехова, краткое, но ёмкое:

Y0Ed9g60h9wBc1czABqoY0zfEdaItiD.jpg

Из описания мы видим: жизнь у персонажа не удалась. Это уже сложившийся характер, который завтра нас не удивит, решительно изменив привычки. На дворе стоял XIX век (рассказ написан в 1884 г.), в сорок лет тогда жизнь заново не начинали. Одежда его изначально очень дешёвая, не очень подходящая для приёма посетителей и уже заношенная. Жилетка из самого дешёвого шёлка (фактически из несортового сырья, поэтому совсем не "шелковистая", а матовая), а брюки из породы тех, что народ в наше время называет "трениками". Впечатления человека на своём месте (даже на законном фельдшерском) совершенно не производит.

Читайте также: