Хайдеггер бытие и время краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Что дает повод назвать время и бытие вместе? С самого начала западноевропейского мышления и до сегодняшнего дня бытие означает то же, что и присутствие. Из присутствия, присутствования говорит настоящее. Согласно привычным представлениям, настоящее вместе с прошлым и будущим образует характеристику времени. Бытие как присутствие определяется через время. Этого уже достаточно, чтобы постоянно производить в мышлении беспорядки. Эти беспорядки усиливаются, как только мы начинаем размышлять о том, каким образом дано это определение бытия через время.

Каким образом? — это вопрос о том, каким образом, почему и отчего в бытии говорит нечто такое, как время. Любая попытка помыслить отношение между бытием и временем с помощью распространенных и приблизительных представлений о бытии и времени сейчас же запутывается в путаном сплетении слабо продуманных отношений.

Мы называем время, когда говорим: всему — свое время. Это означает, что все, все сущее, приходит и уходит вовремя, в свое время и остается в течение отмеренного ему времени. Каждой вещи — свое время.

Время — некий предмет, вероятно, предмет мышления, раз в бытии как присутствии говорит нечто такое, как время. Бытие ивремя, время и бытие называют такое положение дел, такое взаимное отношение обоих предметов, которые несет оба предмета друг к другу и выносит их отношение. Следовать мыслью за этим положением дел, за этим отношением предметов — вот что задано мышлению, при условии, что оно по-прежнему готово стойко ждать свои предметы.

Бытие — некий предмет, но никакое не сущее.

Время — некий предмет, но никакое не временное.

Сначала мы последуем мыслью за бытием, чтобы помыслить его самого в его собственном.

Затем мы последуем мыслью за временем, чтобы помыслить его самого в его собственном.

Через это должен показаться способ, которым дано бытие, которым дано время. В этом давании станет видно, как должно определяться то дающее, которое как отношение прежде всего несет их друг другу и их выдает.

Бытие, благодаря которому все сущее отчеканено как именно такое сущее, бытие означает присутствие. В отношении помысленного присутствующего присутствие обнаруживает себя как позволение присутствовать. Но теперь-то речь идет о том, чтобы специально помыслить само это позволение присутствовать, поскольку присутствие позволено. Позволение присутствовать проявляет свое собственное в том, что оно выводит в несокрытое. Позволить присутствовать означает — раскрыть, ввести в открытое. В раскрытии играет давание, а именно то самое давание, которое в позволении присутствовать дает присутствие, т.е. бытие.

При этом для нас по-прежнему остается неясным как названное давание, так и это названное здесь Es, которое дает.

Бытие, если мыслить его само, собственное его, требует, чтобы мы отказались от того бытия, которое исследуется и истолковывается всей метафизикой из сущего и для сущего в качестве основы сущего. Чтобы мыслить собственное бытие, требуется оставить его как основу сущего в пользу играющего давания, скрытого в раскрытии, т.е. дано. Бытие принадлежит этому дано в давании как дар. Бытие как дар не откалывается от давания. Бытие, присутствие лишь преображается. В качестве позволения присутствовать оно принадлежит раскрытию и, будучи даром раскрытия, удерживается в давании. Бытие не есть. Бытие дано, дано как раскрытие присутствия.

Попытка помыслить богатство изменений находит первую опору, которая в то же время указует нам дальнейший путь, в том, что мы мыслим бытие в смысле присутствия.

Раскрытие богатства изменений бытия выглядит прежде всего как история бытия. Но у бытия нет истории, такой, как у города или народа. То, что есть исторического в истории бытия, очевидно, определяет себя из того и только из того, как бытие происходит, а это означает, в соответствии с вышеизложенным, из того способа, которым бытие дано.

Бездомность становится судьбой мира. Надо поэтому мыслить это событие бытийно-исторически. То, что Маркс в сущностном и весомом смысле опознал вслед за Гегелем как отчуждение человека, уходит своими корнями в бездомность новоевропейского человека. Последняя вызвана судьбой бытия в образе метафизики, упрочена этой последней и одновременно ею же в качестве бездомности скрыта. Поскольку Маркс, осмысливая отчуждение, проникает в сущностное измерение истории, постольку марксистский взгляд на историю превосходит другие исторические теории.

Поскольку, наоборот, ни Гуссерль, ни, насколько я пока вижу, Сартр не признает существенности исторического аспекта в бытии, постольку ни феноменология, ни экзистенциализм не достигают того измерения, внутри которого впервые оказывается возможным продуктивный диалог с марксизмом.

В положении о том, что существо человека покоится на бытии-в-мире, не содержится также и никакого решения относительно того, является ли человек в теологически-метафизическом смысле исключительно посюстороннним или же потусторонним существом.

Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993. С. 197 – 198, 201 – 205, 207 – 208, 212 – 213.


Николай Гартман (1882 — 1950) — нем. философ, основоположник критической (или новой) онтологии. Окончил гимназию в Петербурге. Проф. философии в ун-тах Марбурга, Кёльна, Берлина (1920 — 1945), Гёттингена (1945 — 1950).

Гост

ГОСТ

Хайдеггер Мартин По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Мартина Хайдеггера подробнее ($1889 1976$) крупнейший немецкий философ 20 века, основоположник нового направления немецкой и мировой философии, немецкого экзистенциализма, создатель учения о Бытии, которое раскрыл как основополагающую и неопределимую, но причастную всему стихию мироздания.

Бытие и время – фундаментальная философская работа Хайдеггера По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Фундаментальная онтология М. Хайдеггера подробнее , опубликованная в $1927$ году, которая оказала огромное воздействие на всю философию $20$ века, особенно на философию экзистенциализма, герменевтику, деконструкцию.

Своё исследование бытия Хайдеггер По данной теме мы уже выполнили реферат Эстетика Хайдеггера подробнее ведет сквозь интерпретацию бытия человека, или в терминологии самого Хайдеггера – тут-бытия, бытия-сознания, dasein.

Непроницаемость бытия

Работа посвящена феноменологическому исследованию бытия, при помощи нового онтологического метода, выступая с критикой ложного подхода, который берет своё начало с древности и присутствует в наши дни. В работе Хайдеггер устанавливает время, которое становится условием возможности бытия.

Готовые работы на аналогичную тему

Анализ работы и постановка вопросов

Хайдеггер начинает свою работу с вопроса:

Ответ на этот вопрос таков – таким сущим является человек:

Понимание бытия полагает открытость тут-бытия, что позволяет Dasein не только существовать в мире, но самому стать бытием-в-мире. Мир по Хайдеггеру это вовсе не нечто внешнее тут-бытию. Следуя в этом смысле за Гуссерлем и его феноменологическим пониманием мира, который представлен в качестве горизонта трансцендентальной субъективности.

Что есть бытие сущего? Хайдеггер посвящает две первые главы для ответа на поставленный вопрос. Он обсуждает его значение с точки зрения единственно возможного начала – бытия-сознания и с точки зрения феноменологического подхода. Хайдеггер приводит решение поставленного вопроса следующими словами:

Dasein наделяется новыми онтологическими характеристиками:

Читайте также: