Гуз контроль и руководство в доу

Обновлено: 07.07.2024

Управление дошкольным образовательным учреждением – это целенаправленная деятельность всех субъектов, направленная на становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательного учреждения. Его основная цель-достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований. А чтобы этого достичь, управленческая деятельность должна быть направлена на преодоление разрыва между существующим и необходимым состоянием педпроцесса, достигнутыми и требуемыми результатами. Для преодоления несоответствия необходимо четко знать положение дел в ДОУ. А это возможно только на основе глубокого всестороннего анализа информации, полученного в результате контроля. Значит, контроль является одной из важнейших составляющих процесса управления, служащей основанием для осуществления обратной связи, дающей возможность руководителю прогнозировать пути развития ДОУ, правильно ставить цели на будущее. Контроль является базой для принятия решений, позволяет установить отклонения в работе, причины и пути их устранения. О.А. Скоролупова, обобщая разные точки зрения, дает следующее определение:

Контроль в дошкольном учреждении - это система наблюдений и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.

Вопросами организации контроля в ДОУ занимаются Васильева А.И., Поздняк Л.В., Денякина Л.М., Белая К.Ю., Троян А.Н., Шамова Т.И., Скоролупова О.А. и другие. По мнению авторов, задачи контроля следующие:

  • Сравнение результатов работы с нормативными требованиями;
  • Оказание своевременной практической помощи сотрудникам ДОУ;
  • Сбор, систематизация и хранение информации о том, как изменилось состояние системы после того или иного управленческого решения, т.е. выполнение функции обратной связи;
  • Сбор информации о том, как выполняются рекомендации, решения, т.е. контроль исполнения;
  • Выявление и обобщение передового педагогического опыта.

Для того чтобы контроль стал инструментом мотивирования труда сотрудников ДОУ, он должен быть целесообразным, систематическим, объективным, гласным, носить диагностический, аналитический, обучающий и поддерживающий характер.

Он состоит из ряда взаимосвязанных этапов:

  • Постановка цели:;
  • Выбор объекта контроля;
  • Планирование контроля;
  • Определение субъекта (кто проверяет);
  • Сбор и обработка информации;
  • Подведение итогов контроля, выработка рекомендаций и предложений;
  • Проверка исполнения рекомендаций.

Виды контроля

Исследователи вопросов управления неоднозначны в подходах к классификации видов контроля. Н.В. Корепанова, И.А. Липчанская убеждены, что контроль за функционированием и развитием ДОУ можно представить в виде внешнего и внутрисадовского контроля. Внешний контроль включает в себя маркетинговое исследование микрорайона, социальную образовательную защиту дошкольников, не посещающих детский сад, социологическое исследование семей микрорайона. Осуществление внешнего контроля позволяет корректировать деятельность коллектива в соответствии с ситуацией, прогнозировать развитие ДОУ, обеспечивая ему устойчивое положение на рынке образовательных услуг.

Внутренний контроль многогранен, он включает в себя контроль содержания различных аспектов деятельности дошкольного учреждения: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, методической, медицинской и т.д. Но главный объект контроля в ДОУ – педагогический процесс, его содержание и результаты.

По времени В.П. Симонов предлагает разделить контроль на предварительный, текущий, отсроченный и последующий (вторичный).

По содержанию разные авторы выделяют фронтальный, тематический, оперативный, сравнительный, самоконтроль и т.д.

Текущий контроль проводится на этапе осуществления педагогического процесса. Его цель – выявление возможных отклонений промежуточных результатов от запланированных, соответствие достигнутых результатов с установленными стандартами и нормами.

Содержание текущего контроля:

  • Сравнение уровня развития детей в усвоении программы с нормативными критериями;
  • Изменение результатов – достижений детей;
  • Выявление проблем, влияющих на усвоение программы;
  • Эффективное информирование педагогов о результатах контроля, выработка управленческого решения, рекомендации, регулирование педпроцесса в изменении темпов и сроков прохождения программы, коррекция средств, форм и методов организации детей.

В современной практике существуют разнообразные виды текущего контроля. Самые распространенные из них: тематический, оперативный, фронтальный, сравнительный.

Тематический контроль проводится с целью выявления уровня и системы работы дошкольного учреждения по задачам, намеченным в годовом плане. Это может быть педагогическая работа с детьми по одному из разделов программы, выполнение требований нормативно-правовых документов, эффективность использования воспитателями рекомендаций методических объединений, консультаций, семинаров, исполнение сметы расходов и т.д.

При подготовке к изучению состояния работы по конкретному вопросу составляется план проверки, где отражаются следующие параметры: цель, задачи, сроки, возрастные группы, ответственные, содержание и методы контроля. С планом педагогический коллектив знакомится заранее. Выделяются вопросы, которые выносятся на самооценку, подготавливаются схемы, диагностические карты, определяется участие специалистов (медсестры, музыкального руководителя, психолога и других) и родителей, для чего разрабатываются анкеты. В ходе тематического контроля устанавливается, насколько уровень знаний детей по данному разделу соответствует государственному образовательному стандарту и конкретной программе, реализуемой в ДОУ, какие умения и навыки у них сформированы в данном виде деятельности, владеют ли педагоги методикой организации деятельности детей по данному разделу, соответствует ли требованиям предметно-развивающая среда в группе. По результатам тематического контроля составляется справка, эти результаты обсуждаются на педсовете, а некоторые вопросы выносятся на производственное совещание или заседание профсоюзной группы.

Некоторые авторы разновидностью тематического контроля считают обзорный персональный и итоговый. Обзорный контроль. дает представление о работе коллектива на каком-то определенном этапе, в какой-то момент по какому-то конкретному вопросу. Персональный контроль проводят с целью изучения системы работы и распространения передового педагогического опыта воспитателей, имеющих высокий уровень профессионального мастерства. А также для анализа состояния работы по выявлению недочетов в воспитательно-образовательной работе по определенной теме. Итоговый контроль дает возможность подвести итоги работы за определенный период времени: квартал, полугодие, год, лето и т.д. Он направлен на изучение всего комплекса основных факторов, влияющих на конечные результаты работы коллектива.

Оперативный контроль направлен на выявление состояния работы коллектива и отдельных сотрудников на определенном этапе, в какой-то момент, а также на решение срочных вопросов. С его помощью можно устранить незначительные сбои в работе, оказать конкретную действенную помощь, сделав определенный анализ ситуации. Этот вид контроля осуществляется ежедневно. Н.В. Корепанова, И.А. Липчанская к разновидностям данного вида контроля относят экспресс-диагностику, предупредительный и выборочный контроль, а К.Ю. Белая считает разновидностью оперативного контроля день диагностики, регулирования и коррекции. ДРК - это микроисследование, в котором принимает участие весь педагогический коллектив. Она предлагает ежемесячно планировать 5-7 вопросов для более детального эпизодического анализа (отдельных занятий, режимных моментов) и заранее знакомить с ними коллектив. Но не всегда с помощью оперативного контроля можно определить причины того или иного процесса.

Фронтальный контроль предусматривает всестороннюю глубокую проверку деятельности, как отдельного воспитателя, так и ДОУ в целом.

Сравнительный контроль проводится с целью сопоставления результатов работы воспитателей параллельных групп или двух воспитателей одной группы при проверке уровня проведения занятий, режимных моментов, игр, качества знаний, умений и навыков детей. Разновидностью сравнительного контроля отдельные авторы считают взаимоконтроль, который позволяет педагогам критиковать друг друга откровенно, без предвзятости, вносить необходимые коррективы, давать советы и обязательно выделять интересные находки и все положительное в увиденном. Эта форма контроля учит педагогов анализировать работу коллег.

Сравнительный контроль дает возможность при совместном анализе найти наиболее эффективные приемы работы и распространить передовой опыт, улучшить состояние педпроцесса и способствует повышению общепедагогического опыта воспитателей всех групп.

Самоконтроль – это особая форма доверия коллектива, которая предполагает самооценку, самоанализ, само коррекцию. Эта форма контроля позволяет развивать у сотрудников ДОУ умение объективно оценивать свою деятельность и намечать пути исправления недочетов.

Но перевод воспитателя на режим доверия вовсе не означает отказ от посещения администрацией данной группы. Посещения могут быть связаны с обобщением опыта работающих в группе специалистов с тем, чтобы сделать его достоянием коллектива.

Кроме перечисленных выше, некоторые авторы выделяют такие виды контроля, как опережающий, результирующий, поисковый, исполнительный и т.д..

Осуществление целенаправленного контроля должно сочетаться с ежедневным обходом ДОУ в начале рабочего дня. Цель ежедневного обхода – проверить создание гигиенических, педагогических условий в группах, настроение детского коллектива и сотрудников, подготовку воспитателей к рабочему дню.

Одна из задач контроля – это проверка выполнения предписаний нормативно-правовых документов, предложений инспектирующих лиц, администрации ДОУ, выполнение решений педсоветов, собраний и т.д. Поэтому, последующий или вторичный контроль является необходимым в работе руководителя, без него все остальные виды контроля малоэффективны. Этот вид контроля позволяет сделать выводы об отношении исполнителей к замечаниям, их умении организовать свою работу, повышает ответственность сотрудников за порученное дело. Последующий контроль становится более действенным, если его проводить в строго намеченные сроки.

Если все виды контроля дополняют друг друга и дают объективную оценку состояния дел в учреждении, то можно говорить о системе. Практика показывает, что построение системной концепции внутрисадовского контроля – одна из основных задач руководителя. От этого зависит эффективность и результативность контроля. Качество контроля зависит и от того, насколько субъект контроля серьезно и тщательно к нему готовится.

Методы контроля

Эффективность проведения любого вида контроля зависит от умелого использования разнообразных методов контроля.

Основным методом является наблюдение за ходом работы контролируемого. Этот метод позволяет изучить состояние педпроцесса, эффективность применяемых педагогом методических приемов, вникнуть в суть наблюдаемого и дать объективную оценку происходящему. Информация, полученная в процессе наблюдения, должна быть тщательно проанализирована. Важно разобраться в причинах и следствиях контролируемых явлений. Для фиксации наблюдаемого полезно использовать тех средства: магнитофон, видео магнитофон, кинокамеру, что способствует точности наблюдений. Для удобства можно разработать схемы наблюдений, которые позволяют детально изучить определенный участок работы или всю работу, ничего не упустив.

Важным является такой метод, как беседа. Она позволяет выявить уровень знаний и у воспитанников и у педагогов, проблемы, имеющиеся в работе, степень благополучия ребенка. В процессе беседы у воспитателей развивается речь, умение отстаивать свою точку зрения, способность к рефлексии и т.д. Руководителю беседа позволяет установить доверительные и вместе с тем деловые и принципиальные отношения. Полезно проводить беседу по анализу просмотренного режимного момента с двумя воспитателями, а иногда пригласить и младшего воспитателя, т.к. единство требований к детям – необходимое условие правильного воспитания.

В практике используют такие методы контроля как опрос, анкетирование, тестирование. Но, по мнению врача-психолога Домана Глена, тест – это попытка обнаружить, чего не знает ваш ребенок. Вместо тестирования он предлагает использовать метод выявления способностей. Его цель – предоставить ребенку возможность продемонстрировать свои знания лишь в том случае, если он сам этого захочет. А для этого необходимо создать ситуацию. Такой метод можно назвать срезовым наблюдением.

Нельзя сегодня забывать и о проведении итоговых занятий. Они позволяют выявить уровень тех или иных знаний, умений и навыков детей.

Уровень владения техническими навыками позволяет проконтролировать изучение результатов продуктивной деятельности детей (рисунков, лепки и т.д.).

При организации контроля широко используется педагогическая диагностика. Проведенная в начале года, она имеет цель изучение исходного уровня знаний детей, а в конце квартала, года – составление плана корректирующих воздействий. Л.В. Поздняк предлагает фиксировать результаты диагностики уровня и качества знаний детей в диагностических таблицах, которые дают возможность выделить существенное положительное и отрицательное, выявить резервы и наметить пути их использования. Педагогические таблицы или карты разрабатываются педагогическим коллективом с учетом требований государственного образовательного стандарта и выбранной программы.

Важным методом контроля является изучение документации, регламентирующей весь процесс жизнедеятельности детей. Так анализ медицинских документов позволяет понять, почему тот или иной ребенок трудно усваивает программу. А получить информацию о ходе выполнения программы руководителю помогает проверка календарных планов.

Такой метод контроля, как хронометраж, позволяет измерить продолжительность трудовых процессов и сопоставить результаты с требованиями методик.

Статистический метод - это сопоставление количественных изменений, выраженных в числах, с качественной их оценкой. Результаты статистического метода нагляднее всего выражаются графически – иллюстрациями, таблицами, схемами.

В практике управления популярен такой метод контроля, как заслушивание отчетов воспитателей. Он дает возможность получить представление о положении дел по одному из вопросов воспитания и обучения в конкретной группе.

Одним из методов контроля процесса деятельности является педагогический мониторинг – процесс непрерывного научно-прогностического слежения за состоянием, развитием педпроцесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения. Это формирующий контроль, поскольку в его процессе происходит коррекция и координация деятельности.

Контроль может осуществляться в разных формах. Самая распространенная – это административный контроль, осуществляемый членами административно-управленческого аппарата. Он проводится по плану, утвержденному руководителем в начале учебного года. Очень важно создать единую систему контроля всех направлений работы ДОУ. Эффективность зависит от четкого распределения обязанностей между всеми членами административно-управленческого аппарата единых подходов и полной согласованности действий в руководстве ДОУ. Четко организованная система контроля позволяет планомерно и оперативно управлять дошкольным образовательным учреждением.

Широкое использование современными руководителями делегирования полномочий позволяет привлекать к контролю органы коллективного управления: совет педагогов, профгруппу, совет учреждения и т.д. Сюда же можно отнести и контроль родителей. Хотя их оценка непрофессиональная, больше она носит эмоциональный характер, но, тем не менее, родители - наши заказчики и с их мнением необходимо считаться.

В управлении дошкольным учреждением необходимо использовать все виды, формы и методы контроля. Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального управления. Он повышает ответственность каждого сотрудника, дает возможность своевременно скорректировать работу и увидеть положительный опыт.

297300, Республика Крым, Кировский р-н, пгт. Кировское, ул. Розы Люксембург,39 – А

Банеры


.


Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера, из-за чего страницы сайта могут отображаться некорректно. Рекомендуем обновить ваш браузер или установить офицально бесплатный браузер Google Chrome.

Одним из самых важных и сложных разделов методической работы является организация контроля в дошкольном образовательном уч-реждении. Представленные ниже схемы контроля воспитательно - образовательного процесса помогут старшему воспитателю быстрее сориентироваться в отборе приемлемой для каждого раздела программы формы заполнения документально оформляемого материала контроля. А уже готовые набранные схемы помогут сэкономить время. Воспитателям стоит ознакомиться с данными материалами, чтобы иметь представление о том, на что важно обратить внимание при подготовке к проверке пед. процесса администрацией ДОУ или другим контролирующим органом.

Я в своей работе применяю все виды контроля:

Виды и цели контроля

Тематический- привлечь внимание коллектива к определенным задачам:

-Итоговый – подвести итоги работы педколлектива за определенный промежуток времени;

-Персональный – изучить систему работы для ППО, выявление состояния работы по устранению недочетов по теме;

Фронтальный- всесторонняя, глубокая проверка деятельности воспитателей и ДОУ в целом:

-Предварительный – первичное представление о состоянии деятельности ДОУ;

-Текущий – получить общее представление о работе педагога; -Итоговый – комплексная оценка деятельности ДОУ;Выявление готовности детей к обучению в школе.

Самоконтроль- изучение и обобщение опыта, оказание методической поддержки и помощи:

-Работа на доверии.

-Частичный контроль с коррекцией деятельности.

Оперативный- выявление состояния работы педколлектива, воспитателей на определенном этапе:

-Предупредительный – предупреждение недостатков, отбор рациональных методов работы.

-Экспресс-диагностика – информационный сбор данных (анкетирование, тестирование, срезы).

-Выборочный – состояние работы по разделам программы, отдельным задачам.

Сравнительный- сопоставление результатов работы воспитателей по различным направлениям:

-Работа воспитателей в 2-х параллельных группах;

-Работа воспитателей одной группы;

-Взаимоконтроль – анализ и оценка пед. процесса воспитателя параллельной группы или др. группы.

[u]План контроля воспитательно-образовательного процесса

на 2013 – 2014 учебный год. [/u]

Сентябрь

Оперативный контроль

1. Готовность кабинетов и групп к учебному году.

-проверить состояние предметно-развивающей среды и определить ее соответствие требованиям ФГТ, Образовательной программе, санитарным требованиям.

-изучить документацию работников детского сада и определить готовность сотрудников к новому учебному году.

-определить соответствие окружающей среды требованиям охраны труда и техники безопасности, охраны жизни и здоровья детей.

Вопросы для контроля:

1. Организация игровой развивающей среды.

2. Наличие зон учебной деятельности.

3. Наличие наглядной агитации для родителей.

4. Организация предметно-развивающей среды в кабинетах, залах.

5. Соблюдение требований по охране труда и технике безопасности, противопожарного состояния. Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей.

Октябрь

-культурно-гигиенические навыки детей во время умывания в младших

(сравнительный контроль параллельных групп)

-соблюдение норм охраны труда, техники безопасности, противопожарного состояния;

подготовка и проведение родительских собраний;

-календарное планирование работы в группах.

Выполнение требований ФГТ к оборудованию групповых помещений логопедических групп.

Состояние работы коллектива по формированию единого здоровьесберегающего пространства

семьи, детского сада, социума. Контроль состояния коррекционно-развивающей работы в ДОУ.

за работой молодых специалистов:

- подготовка и проведение совместной деятельности

Вопросы для контроля:

1. Соответствие содержания возрастным особенностям детей.

2. Использование атрибутов.

3. Эстетика атрибутов.

4. Роль воспитателя.

5. Привлечение к игре малоактивных детей.

6. Результативность проведения.

Ноябрь

-индивидуальный подход к детям.

-культурно-гигиенические навыки детей во время приема пищи (сравнительный контроль параллельных групп)

-соблюдение норм охраны труда, техники безопасности, противопожарного состояния;

подготовка и проведение режимных моментов.

-календарное планирование работы в группах.

за работой медицинской сестры:

-Осмотр и прием детей

- осуществление контроля за соблюдением норм и качества продуктов.

-контроль заболеваемости. Проведение анализа заболеваемости.

За работой помощников воспитателей:

-Помощь в подготовке и проведении занятий

-сбор детей на прогулку.

работа воспитателей двух параллельных групп во время проведения прогулки.

- проведение подвижных игр и физических упражнений на воздухе в подготовительных группах.

Состояние работы п формированию навыков личной безопасности через обучение ОБЖ. Развитие новых форм дошкольного образования., кружковая работа в детском саду.

Декабрь

-Подготовка и проведение рождественских и крещенских праздников с детьми.

-соблюдение норм охраны труда, техники безопасности, противопожарного состояния на пищеблоке.

- перспективное и календарное планирование работы в группах.

За работой помощников воспитателей:

-Помощь в подготовке и проведении занятий

-сбор детей на прогулку.

Состояние работы по развитию познавательно-речевого развития детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности.

- проведение подвижных игр и физических упражнений на воздухе.

Январь

-культурно-гигиенические навыки детей во

время приема пищи (средние, старшие группы)

-Оформление родительских уголков, стендов, папок-передвижек и т. д.

-анализ причин отсутствия детей.

-культурно-гигиенические навыки детей во время умывания в младших и средних группах)

-тематическое и календарное планирование.

-реализации образовательной программы.

- За работой пищеблока. Контроль закладки блюд и выдачи готовой продукции. Ведение бракеражного журнала. Проверка наличия примерного меню. Соблюдение сроков реализации.

-за работой членов ПМПк детского сада за отбором и подготовкой документации для обучения детей в логопедических группах.

Состояние работы по сотрудничеству детского сада, семьи и школы, других организаций с целью формирования у детей интегративных качеств.

Февраль

- за соблюдением режима дня.

-подготовка и проведение родительских собраний;

-календарное планирование работы по патриотическому воспитанию.

- оформление участков, материал для прогулки зимой.

- Состояние работы по развитию творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности. Кружковая работа.

Март

- за подбором материала и оформлением уголков патриотического воспитания.

- за соответствием мебели росту и индивидуальным особенностям детей;

-подготовка и проведение дня открытых дверей.

-календарное планирование работы в группах.

- За работой пищеблока. Контроль закладки блюд и выдачи готовой продукции. Ведение бракеражного журнала. Проверка наличия примерного меню. Соблюдение сроков реализации продуктов.

-выносной материал для прогулки.

- Состояние работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Апрель

- за выполнением утренней и коррегирующей гимнастики.

- соблюдение санитарных требований при проведении непосредственно образовательной деятельности.

-подготовка и проведение родительских собраний;

- работа воспитателей двух параллельных групп во время проведения прогулки.

- проведение подвижных игр и физических упражнений на воздухе в младших группах.

- За содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.

За работой помощников воспитателей:

-Помощь в подготовке и проведении занятий;

-сбор и сопровождение детей на прогулку.

Май

индивидуальный подход к детям;

-соблюдение норм охраны труда, техники безопасности, противопожарного состояния;

подготовка и проведение режимных моментов.

- Проведение анализа результативности освоения программных знаний.

- -культурно-гигиенические навыки детей во время приема пищи (сравнительный контроль параллельных групп).

- Результаты выполнение программ по возрастным группам и детскому саду.

За работой помощников воспитателей:

-помощь в подготовке и проведении НОД

-сбор детей на прогулку.

Организация системы контроля в ДОУ

Контрольная деятельность является одним из действенных регуляторов качества работы ДОУ. Вопрос контроля был, есть и сейчас не снимается с повестки дня. Подтверждением тому, что контроль – важная функция управления являются следующие документы Министерства образования и науки РФ, представленные на

¢ Рекомендации об инспектировании в системе образования Российской Федерации (приложение к инструктивному письму Минобразования России от 11.06.98 № 33).

Контроль в ДОУ – это система наблюдения и проверки соответствия работы ДОУ целям и задачам образовательной программы, Устава, Программы развития ДОУ, целям и задачам федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, планам и приказам вышестоящих органов.

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля с последующим его анализом, является основой для принятия управленческих решений.

Система контроля в сфере дошкольного образования делиться на:

1.Государственный контроль качества образования (внешний контроль за деятельностью ДОУ):

-Лицензирование образовательной деятельности ДОУ

- Государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования

2. Организация системы (внутреннего) контроля в ДОУ (административный, методический, медицинский, общественный).

Основная цель контроля состояния воспитательно-образовательной работы состоит в совершенствовании педагогического процесса в целом в ДОУ во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи.

В зависимости от поставленных задач объектами контроля могут быть:

ü учебно-воспитательный процесс;

ü физкультурно-оздоровительная работа;

ü работа методической службы;

ü санитарно-гигиенический режим;

ü организация питания;

ü профессиональная деятельность педагогов;

ü работа с родителями и общественностью;

ü финансово-хозяйственная деятельность;

ü организация работы по технике безопасности и др.

Методы контроля:

ü наблюдение (исследование и изучение наблюдаемого объек­та);

ü анализ (разбор с выявлением причин недостатков и опреде­ ление тенденции развития);

ü беседа (обязательно с обменом мнениями);

ü анкетирование (опрос по заранее составленным вопросам);

ü хронометраж (измерение педагогического процесса во вре­ мени);

ü изучение документации (с целью ознакомления или выяв­ ления системы планирования и организации педагогиче­ ского процесса или для получения иной информации);

К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:

• проверяющему важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений работы ДОУ;

• контроль необходимо планировать: тщательно намечать цели, рассматривая работу по воспитанию целостно;

• в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение;

• контроль будет иметь действенный характер в том случае, если он осуществляется своевременно;

• необходимо вскрыть и проанализировать обстоятельства, которые привели к недостаткам воспитательно-образовательной работы с детьми, оценить всю педагогическую деятельность коллектива, а не ограничиваться отдельными негативными фактами;

• после контроля должно происходить гласное подведение итогов;

• контроль должен выявить достоинства и педагогическую эффективность труда воспитателей, работы коллектива.

Эффективным будет любой вид контроля только в том случае, если проверяющий очень серьезно и тщательно к нему готовится. И чтобы контроль был действительным и результативным, необходимо следовать этапам проведения контроля

Любой контроль организуется и проводится в определенной последовательности.

Каковы же основные принципы контроля?

1. Актуальность, подчинение контроля целям, задачам, стоящим перед ДОУ в конкретный период его деятельности.

2. Обеспечение гласности: т.е. своевременное информирование коллектива как о конкретных направлениях, объектах, субъектах, целях и задачах, формах, сроках, так и о результатах, выводах и предложениях.

3. Уважение прав и обязанностей участников контроля.

Основные виды контроля:

а) Оперативный контроль, в который входят систематический, предупредительный, внезапный.

б) Тематический контроль

в) Фронтальный контроль

Остановимся подробнее на формах контроля

Оперативный контроль и его виды направлены на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его , на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных воспитателей на определенном этапе в какой-то момент.

Ежемесячно планируют 5-7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив.

Особенность оперативного контроля заключается в том, что с его помощью можно устранить незначительные сбои в работе, отрегулировать деятельность отдельных педагогов или коллектива с помощью рекомендаций, советов, т.е. он нужен для выяснения текущих, но срочных вопросов. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.

1. Вопросы, требующие постоянного контроля.

- выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей;

- осуществление образовательного процесса, уровень развития детей;

- результаты медицинского осмотра детей;

- проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня;

- выполнение режима дня;

- вопросы преемственности в работе ДОУ и школы;

- повышение профессиональной квалификации и педагогического мастерства педагогов ДОУ;

- работа с молодыми воспитателями, наставничество;

- соблюдение здорового психологического климата в коллективе;

- работа с неблагополучными семьями;

- соблюдение правил внутреннего распорядка;

- укрепление материальной базы;

Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц.

- выполнение натуральных норм питания;

- выполнение плана по детодням;

- проведение физкультурных досугов и развлечений;

- состояние документации в группах;

- документация и отчетность подотчетных лиц;

- снятие остатков продуктов питания;

- проведение дней методической учебы педагогических кадров;

- уровень педагогического мастерства и состояние образовательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году;

- подведение итогов смотров и конкурсов.

Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал.

- участие педагогов в работе методических объединений;

- анализ детской заболеваемости;

- проведение дней здоровья;

- уровень проведения родительский собраний во всех возрастных группах;

- выполнение ООП ДО за квартал (по решению педагогического коллектива);

- выполнение воспитателями рекомендаций аттестации и самообразования.

По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность.

Чтобы правильно планировать свою деятельность, каждый старший воспитатель может составить и применить в своей работе примерную циклограмму деятельности, где четко может указать количество вопросов к оперативному контролю.

Например, в нашем саду это происходит следующим образом

На первом этапе разрабатывается примерный план оперативного контроля на весь учебный год. Такой план наглядно покажет, сколько вопросов запланировано на год, и позволит равномерно распре­делить их по месяцам .

Далее составляем план на месяц с точным указанием тематики вопросов на проверке. Все вопросы, выносимые на контроль в текущем месяце, сообщаются педагогам заранее, на педагогическом совещании или планерке, которая проводится в конце каждого месяца. Таблица с вопросами мероприятий в том числе и контроля вывешиваются на педагогический стенд. Таким образом, все педагоги оповещены о том, на какие направления работы им следует обратить особое внимание. Этим обеспечивается гласность контроля.

Далее, происходит наблюдение и занесение результатов проверок в подробную, мак­ симально расширенную таблицу с критериями по каждому вопросу контроля, в соответствии с выбранной системой условных обозначений (например: 3б. - высокий уровень, 2б. - допусти­мый уровень, 1б. - низкий уровень). Напротив каждого пункта в этих таблицах проставляются баллы, согласно выявленному уровню. Как таковых подробных записей по этому контролю не ведется, даются сразу рекомендации, под которыми расписывается педагог их получивший.

В конце учебного года, используя такие сводные таблицы, можно проанализировать результаты оперативного контроля и от­ метить, какие стороны воспитательно-образовательной работы с детьми удавались больше, а какие меньше и почему и соответственно в какой возрастной группе.

Показать тетрадь наблюдений

Все записи рационально осуществлять непосредственно в процессе наблюдения или сразу после него.

Отличительной особенностью предупредительного контроля, входящего в оперативный, является оказание своевременной помощи воспитателям по тем вопросам, которые затрудняют их в работе, в целях предупреждения ошибок. Такой контроль проводится в форме наблюдений за педагогическим процессом, беседы с воспитателем, анализе педагогической документации. Н-р: при подготовке к занятию старший воспитатель прорабатывает с воспитателем различные способы преподнесения нового материала, что составляет для воспитателя трудность; или же накануне проведения экскурсии с детьми беседует с воспитателем о цели, содержании экскурсии, об организации детей, дает советы, как лучше провести наблюдение, на что особо обратить внимание, как обеспечить охрану жизни здоровья детей.

Предупредительный контроль в основном применяется по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам), а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых образовательных программ, педагогических технологий, передового педагогического опыта работы). Руководитель (старший воспитатель), наблюдая работу сотрудника, помогает ему освоиться в новых условиях. О своем приходе в группу наблюдающий предупреждает воспитателя заранее.

Оперативный внезапный контроль проводится по сложившейся какой-либо ситуации, например: произошел несчастный случай, поступила жалоба от родителей и т.п.

Материалы оперативного контроля хранятся один год.

Если выявлены недочеты и нарушения в работе одного педагога, то проводится с ним собеседование.

По результатам оперативного контроля принимается одно из следующих решений:

- проведение повторного контроля, т.е. проверить исполнение замечаний данных при предыдущем контроле;

- привлечение к дисциплинарной ответственности, если педагог не исправляет выявленные нарушения после повторного контроля;

- проведение инструктажа, в целях повторения инструкций по охране жизни и здоровья детей

Итоги оперативного контроля выносятся, как правило, на педагогический час, в отдельных случаях рассматриваются на педагогическом совете или производственном совещании.

Тематический контроль.

Тематический контроль – это система изучения педагогической работы с детьми как правило, по проблемам, намеченным в годовом плане работы ДОУ на текущий учебный год.

Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления работы дошкольного учреждения в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, целью тематического контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологий сохранения здоровья детей

В зависимости от целей контроля тематическая проверка может быть проведена в одной, в нескольких или во всех возрастных группах. План тематической проверки доводится до сведения воспитателей за 1месяц. Это побуждает их к самоанализу и самооценке своей деятельности.

Итак, раз тематический контроль отражает систему работы по годовым задачам детского сада и является обязательной формой подготовки к педагогическому совету, он планируется в годовом плане с указанием тематики проверки, объекта проверки, сроков и ответственных

С целью развития творческого потенциала педагогов целесообразно привлекать их к участию в тематических проверках в качестве экспертов, поручая осуществить отдельные методы контроля, - например, анализ или самоанализ календарно- тематического планирования по данной проблеме, анализ взаимодействия в работе воспитателя со специалистами. Очень важно дать возможность педагогу самостоятельно сделать вывод об уровне работы, для чего предоставить ему необходимые вопросники для анализа и т. п.

Заведующий не позднее чем за 2 недели издает приказ по ДОУ о сроках, теме предстоящего контроля, утверждении комиссии и плана-задания проведения тематической проверки, например:

Исходя из задач годового плана, в год может проводиться до 3 тематических проверок.

Продолжительность тематической проверки не должна превышать 5-6 дней. Но чтобы тематический контроль был результативным, необходима тщательная подготовка к нему. Подготовка состоит из нескольких важных этапов:

1. Постановка цели тематического контроля, сроков, возрастной группы.

2. Составление самого плана тематического контроля с определением содержания и методики проведения контроля.

Существует вот такая удобная форма планирования тематического контроля, где учитываются все разделы контроля.

1. Оценка создания условий.

2. Методическое обеспечение (программа, технологии, дидактический материал и т.п.).

3. Оценка планирования работы.

4. Оценка профессиональных умений воспитателя.

5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

Общие итоги тематической проверки могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой впоследствии на педсовете. В любом случае основные вопросы выступления должны быть занесены в протокол педсовета. Основным содержанием справки или выступления на педсовете по итогам тематической проверки должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.

На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть до пяти. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета.

По итогам тематической проверки издается приказ.

В котором указывается на основании чего была проведена проверка, и даны рекомендации к применению в работе воспитателей, старшего воспитателя.

Фронтальная (комплексная) проверка.

Фронтальный контроль проводится с целью изучения состояния воспитательно - образовательной работы по всем видам деятельности в одной возрастной группе и позволяет установить взаимосвязь всех многообразных сторон работы воспитателей и младших воспитателей, выявить причины существующих недостатков.

Комплексная проверка проводится 1 раз в 5 лет, продолжительностью 3-7 дней. В годовом плане она фиксируется с указанием сроков и ответственного, чаще это все таки заведующий ДОУ.

Он в свою очередь пишет приказ – распоряжение о создании комиссии по комплексной проверке с определением направлений, которые наблюдаются, проверяют отдельные члены комиссии (старший воспитатель, старшая медсестра, может быть воспитатель другой группы с высшей категорией.)

Этот вид контроля предполагает посещение группы в течение целого дня или даже нескольких дней – такая проверка дает возможность видеть, как работает воспитатель с группой в целом и с каждым ребенком в отдельности. Т.е. идет наблюдение всего педагогического процесса со всеми режимными моментами.

Результаты проверки обсуждаются с воспитателями и младшими воспитателями, а затем каждый член комиссии составляет свою аналитическую справку, в которой должны найти отражение основные вопросы работы с детьми, сделан глубокий анализ работы воспитателя по обучению и воспитанию детей, даны объективные выводы о состоянии работы воспитателя, отмечены успехи и вскрыты недостатки.

В конце справки пишутся рекомендации по устранению вскрытых при проверке недостатков. Рекомендации должны быть четкими, конкретными, с указанием сроков выполнения. После этого старший воспитатель должен систематизировать весь материал проверки, проанализировать и главное внести в итоговую справку. Затем предварительно собираются все члены комиссии, зачитывают и обсуждают итоговую справку с предложениями и рекомендациями, определяют, что нужно вынести на обсуждение всего педагогического коллектива.

Итоговая справка зачитывается на педагогическом совете.

В решении педсовета итоговую справку не утверждают, ее принимают к сведению.

По итогам комплексной проверки обязательно пишется приказ, в который выборочно вносятся рекомендации из справки.

Читайте также: