Представителями школы психоанализа являются а в м бехтерев б зигмунд фрейд в карл юнг

Обновлено: 08.07.2024

Однажды возникнув, любое явление развивается. Этот закон природы применим ко всему, в том числе и к психоанализу. Поэтому не стоит удивляться, что вскоре после основания школы психоанализа Зигмунда Фрейда его последователи стали одну за другой открывать свои, разрабатывая все новые и новые направления. Каковы же они?

Откуда есть пошла.

Психоанализ — это не только не вся психотерапия, но даже не единственная из ее школ. Тем не менее, направлений в самом психоанализе великое множество. Зигмунд Фрейд разработал теоретический базис, опробовал его практическое применение, а также подвел философское обоснование и создал метод лечения. Все ближайшие соратники Фрейда признавали наличие бессознательного, были согласны с тем, что конфликт в психике приводит к ее расстройству, а при осознании бессознательного (влечения, страха, потребности) человек уменьшает внутреннее напряжение, а иногда и снимает сам внутренний конфликт. Терапия, основанная на классическом психоанализе, занимает долгие годы и требует регулярных и достаточно частых встреч пациента с врачом.

Однако этот базис, хоть и стал неоспоримой основой, оказался для многих категорически недостаточным. Мы уже говорили о направлениях, которые разрабатывали ближайшие соратники и последователи Фрейда — Адлер, Юнг и Фромм. Но число тех, кого интересовали все более широкие — или, напротив, узкие и глубокие — аспекты психоанализа, постоянно и неуклонно росло.

Зигмунд Фрейд выдвинул ряд идей, но, увы, не попытался свести их в единую систему, сосредоточив внимание на понятии Оно и эдиповом комплексе и упуская вопрос объектных отношений. А именно это понятие в психоанализе становится ключевым в 1940-х годах.

Эгоисты

Одним из первых значительных ответвлений от классического психоанализа стала так называемая эго-психология (или персонологическая психотерапия). Такое название данная школа получила потому, что главный упор в изучении был смещен с Оно, которое больше всего интересовало самого Фрейда, на Эго. Основными представителями этого направления стали дочь Зигмунда Анна Фрейд, а также Хайнц Хартманн и Эрик Эриксон.

Еще один нео

Салливан считал, что на формирование психического расстройства оказывает влияние огромное количество социокультурных факторов. А само развитие индивидуума происходит в процессе взаимодействия человека с эмоционально значимыми для него людьми. Именно эта идея и легла в основу теории интерперсональных отношений.

Основной задачей для Гарри Салливана стало сближение психиатрии и социальных наук, потому что развитие человеческого Я он мыслил только в рамках взаимодействия этого Я с социумом и усвоения им социальных оценок и ролей. Очень многое для своей теории Салливан взял у Фрейда, кроме того, среди своих вдохновителей он называл Джорджа Герберта Мида, Джона Дьюи, Чарльза Кули, а также Рут Бенедикт и Эдварда Шапиро.

Согласно воззрениям Салливана, человек представляет собой сложнейшую биосоциальную систему. Развитие индивидуума он представлял как процесс непрекращающегося обмена информацией между личностью и окружающим миром. Только родившись, каждый из нас испытывает потребность в контакте с другими людьми, и эта потребность биологическая. Отсутствие такого контакта не только нарушает процесс развития, но и ведет к психопатологическим нарушениям.

Ситуации взаимодействия с миром, в которые мы попадаем на протяжении всей жизни, с момента рождения и до смерти, являются повторяющимися. И каждый усваивает определенный алгоритм действий — реакции на определенную ситуацию.

Большое внимание Салливан уделял вопросу защитных механизмов, в частности сновидениям, мифам и мифологемам, причем как общим для всего человечества, так и личным мифам, которые, согласно его воззрениям, являются персональной защитой для каждого из нас.

Салливан намного опередил свое время, его идеи лежат в основе групповой и семейной терапии, которая начала развиваться только в конце ХХ века.

Из материнских рук

Возможно, для человечества было счастьем, что долгие века официально миром правили мужчины! Ведь схватки между женщинами порой выходят куда более свирепыми, нежели между самыми доминантными представителями сильного пола. Одно из таких сражений произошло и на полях психоанализа, когда в непримиримой борьбе идей сошлись две представительницы пола прекрасного и, как принято считать, слабого — Анна Фрейд и Мелани Кляйн.

Анна Фрейд

Мелани Кляйн первой из психоаналитиков высказала идею о том, что основным фактором развития личности являются отношения младенца с матерью, а также конфликт между инстинктами жизни и смерти. Влечение к жизни порождает способность любить и проявление либидо, влечение к смерти — деструктивные импульсы и агрессию.

Взгляды Кляйн были не просто революционными — для большинства ее современников, даже тех, кто сам был психоаналитиком, они были шокирующими. Она стала фактически создательницей детского психоанализа. С детьми работала и Анна Фрейд, но и она полагала, что до семилетнего возраста психоаналитическая работа с ними невозможна. Кляйн же создала методику и технику для проведения анализа состояния детей всех возрастов.

Аналогом метода свободных ассоциаций для детей стала игра. Именно в ней, по мнению Кляйн, дети выражали свои желания, фантазии, проблемы и опыт. Игрушки становились для малышей символом внешних и внутренних объектов, ассоциируясь у них как с теми, кто представляет угрозу или несет агрессию, так и с теми, кто дает им защиту и убежище.

Мелани Кляйн

Кляйн дала возможность психотерапевтам работать с пациентами совсем юного возраста, ввела понятия проективной идентификации, проекции и интроекции, доказала существование у ребенка в доэдиповом периоде мощного и агрессивного Супер-Эго. Но особое значение для дальнейшего развития психоанализа имело то, что она фактически заложила основы теории объектных отношений.

Главней объекта зверя нет!

Теоретические построения Мелани Кляйн настолько сильно потрясли мир психоанализа, что стали основой для зарождения целой школы, получившей потом название британской, так как все ученые, работавшие в этом направлении, проживали в Великобритании. Их имена теперь известны всему медицинскому миру: Винникотт, Спитц, Боулби, Балинт, Фейрбейрн, Гантрип и другие.

Представители британской школы полагали, что не влечения играют главную роль в формировании психики, а характер отношений с матерью и другими значимыми фигурами в окружении ребенка — объектами. А потому это направление получило название теории объектных отношений.

Внутренняя реальность не существует изначально, она формируется в три этапа: интеграция, персонализация и реализация. Младенец не интегрирован в реальность, и при определенных условиях он может так и остаться не включенным в окружающий мир или снова вернуться в состояние неинтегрированности.

В существование врожденных фантазий и интрапсихических структур Винникотт не верил. Самым важным с его точки зрения был контакт ребенка и матери. Мать — главный объект для младенца и его проводник в реальный мир, единственная, кто дает ему возможность приобрести качества личности.

Ребенок проходит несколько стадий зависимости: абсолютная (когда он не контролирует то, что происходит, а только принимает заботу и защиту), относительная (выражает потребности и осознает связь между требованием и его удовлетворением) и путь к независимости (у ребенка возникает возможность обходиться без реальной заботы, накапливаются воспоминания о заботе и развивается доверие к внешнему миру). Если мать отсутствует, ребенок сначала переносит потребности на переходный объект, потом отказывается и от него, обретая самостоятельность.

Теория самости разрабатывалась в процессе работы Кохута с пациентами, страдающими нарциссическими расстройствами. И это наложило определенный отпечаток на его концепцию. Основной проблемой у людей с нарциссическими расстройствами Кохут полагал глубокую неудовлетворенность потребности в уважении, одобрении и причастности к другим людям. В связи с этим он рассматривал Я как рефлексивную структуру, выполняющую функцию самоотображения и самоотношения. На одном полюсе Я находятся его претензии (потребность в достижениях, признании, господстве), а на другом — идеализированный образ родителей.

Опираясь на этот опыт работы, Кохут вывел теорию дефицита, отличающуюся от фрейдовской теории конфликта. И целью психотерапии он считал не проработку конфликта, а оказание помощи по формированию новой психической структуры пациента.

Помимо изучения объектных отношений Кохут много времени уделял и изучению девиантного поведения у детей, считая его реакцией на лишения.

Отдельную нишу занимает в этом направлении один из наиболее известных и авторитетных психоаналитиков современности — Отто Кернберг (1928 г. р.). В свое время он был большим приверженцем теории Мелани Кляйн, но за много лет сумел объединить ее постулаты с идеями Малер, Эриксона и ряда других исследователей, назвав в итоге собственную теорию эго-психологией. Но по сути он создал интегрированную теорию объектных отношений, адаптировав ее к лечению психических расстройств.

худ. Берта Моризо. Колыбель. 1872

Британская школа психоанализа поставила на первое место взаимоотношения матери и ребенка (худ. Берта Моризо. Колыбель. 1872)

Кернберг выделяет три структурные организации личности: невротическую, пограничную и психотическую. Организация личности зависит от того, насколько человек воспринимает собственную идентичность, насколько развит механизм защитных реакций и насколько высока способность индивидуума воспринимать и осознавать реальность.

В настоящее время Отто Кернберг является одним из самых авторитетных и влиятельных психоаналитиков в мире.

Разумеется, это далеко не все направления современного психоанализа, но основные его тенденции. О некоторых школах — экзистенциальный психоанализ (Ж. П. Сартр, Л. Бинсвангер), структурный психоанализ (Ж. Лакан) и других — мы еще поговорим ниже, в отдельных главах.

Тест по истории психологии, 42 вопроса с ответами

1. Бихевиористы показали, как в результате научения могут развиваться:
а) фобии;
б) антисоциальные формы поведения;
в) чувство поражения и бессилия;
г) все ответы верны.

2. Первая лаборатория психологии была основана в Вундте в …
а) 1879 году
б) 1914 году
в) 1889 году
г) 1867 году

3. Принцип отечественной психологии, согласно которому всё в природе, в том числе и психические явления объясняется действием материальных причин и законов – это принцип:
а) единство сознания и деятельности;
б) детерминизма;
в) развития;
г) активности;
д) преформизма.

4. Древние греки считали, что за мысли и поступки людей ответственны ….
а) люди
б) боги
в) жрецы

5. Кто считал ведущими силами развития личности стремление к превосходству (успеху, совершенству), порождаемое врождённым ощущением недостаточности, и социальный интерес как готовность к сотрудничеству с другими людьми:
а) А. Адлер;
б) З. Фрейд;
в) К. Хорни.

6. Эдипов комплекс, который имел в виду З. Фрейд, развивается:
а) на оральной стадии;
б) на анальной стадии;
в) на фаллической стадии;
г) на генитальной стадии.

8. Научное исследование взаимосвязи между психическими и физическими процессами называется:
а) психофизикой;
б) психометрией;
в) эмпиризмом;
г) механицизмом.

9. Какой метод не относится к методам истории психологии:
а) Историко-генетический метод;
б) Историко-функциональный метод;
в) Метод категориального анализа;
г) Тестирование.

11. Кого нельзя отнести к течению, получившему название необихевиоризм:
а) Д. Уотсон;
б) Э. Толмен;
в) Б. Скиннер;
г) А. Бандура.

12. Верными являются утверждения о том, что:
а) по мнению бихевиористов, только поведение, поддающееся наблюдению, может быть объективно описано;
б) гипотезы, выдвинутые в теории З. Фрейда, давали истолкование важнейшей сфере человеческой жизни — сексуальной;
в) когнитивная психология фактически сводит сложный мир человека к целостным структурам.

13. Автор учения о высшей нервной деятельности:
а) И.П. Павлов;
б) А.Р. Лурия;
в) И.М. Сеченов;
г) М.Бехтерев.

14. Основоположником русской педагогической психологии является:
а) К.Д. Ушинский;
б) А.П. Нечаев;
в) К.П. Каптерев;
г) А.Ф. Лазурский.

15. Базовые психологические потребности концепции А.Маслоу — это потребности:
а) в любви;
б) в уважении;
в) в безопасности;
г) в получении удовольствия;
д) физиологические.

17. Согласно теории З. Фрейда, такие черты личности, как чрезмерная чистоплотность, аккуратность, скупость или упрямство формируются в результате фиксации человека:
а) на оральной стадии;
б) на анальной стадии;
в) на фаллической стадии;
г) на генитальной стадии.

18. Бихевиоризм – направление в психологии:
а) считающее движущими силами развития личности инстиктивные влечения (сексуальные, агрессивные);
б) отрицающее сознание как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций;
в) изучающее проблемы личности, ее активности, самоактуализации;
г) объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации.

19. Направление в Западной психологии, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – это:
а) бихевиоризм;
б) фрейдизм;
в) гештальтпсихология;
г) гуманистическая психология;
д) когнитивная психология.

21. Направление в психологии, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистичными сознанию психическими факторами — это:
а) бихевиоризм;
б) ассоционизм;
в) интеракционизм;
г) персонализм;
д) фрейдизм.

24. Основателем культурно-исторической теории развития поведения и психики человека является:
а) С.Л. Рубинштейн;
б) А.Н. Леонтьев;
в) П.Я. Гальперин;
г) Л.С. Выготский.

25. Основными представителями гештальтпсихологии являются:
а) К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни;
б) Дж. Уотсон, К. Лешли, У. Хантер;
в) Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс;
г) М. Вертгеймер, В. Келлер.

27. Автором общепризнанной в нашей стране концепции периодизации психического развития ребенка является:
а) А.Н. Леонтьев;
б) Д.Б. Эльконин;
в) П.Я. Гальперин;
г) П.П. .лонский.

28. Какой детерминизм возник под влиянием теории Ч.Дарвина:
а) гилозоизм;
б) механицизм;
в) биодетерминизм;
г) психодерминизм.

29. Когнитивный подход настаивает на том, что:
а) индивидуум реагирует подобно машине;
б) разум человека обладает больше информацией, чем та, которую он полагает извне;
в) нашим поведением управляют подавленные влечения;
г) мозг функционирует путём ассоциаций идей.

32. Основными представителями когнитивной психологии являются:
а) Дж. Уотсон, К. Халл;
б) З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг;
в) Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу;
г) У. Найссер, Г. Саймон.

34. По мнению Б. Зейгарник, мы дольше помним о ..
а) незавершенной работе;
б) упущенной выгоде;
в) радостном событии;
г) оскорблении

35. По А. Адлеру, большинство таких особенностей, как склонность опаздывать на свидания или потребность любой ценой вызвать восхищение, бывают следствием:
а) чувством неполноценности;
б) комплекса неполноценности;
в) комплекса превосходства;
г) неадекватно разрешившегося Эдипова комплекса.

37. Как называется психологическая система К. Левина (гештальтпсихолога):
а) индивидуальная психология;
б) теория рекапитуляции психологического развития;
в) персонология;
г) теория поля.

39. Иерархия потребностей по А. Маслоу состоит из:
а) 3 потребностей;
б) 4 потребностей;
в) 5 потребностей;
г) 6 потребностей.

40. Когнитивная психология это:
а) психологическая концепция, основное внимание уделяющая изучению сознательного опыта человека, а также целостности характера природы и поведения человека;
б) психологическая концепция, уделяющая основное внимание процессу познания и активности сознания;
в) психологическая система, использующая концепцию силового поля для объяснения поведения личности в терминах влияния на него поля общественного воздействия.

41. В период методологического кризиса (10 — середина 30-х годов) .. века возникли новые психологические направления, это:
а) естественнонаучное направление, эмпирическая психология;
б) психофизика, психометрия;
в) генетическая психология, концепция психического развития, межкультурные исследования, гуманистическая психология, когнитивная психология;
г) бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология.

42. Задачи истории психологии:
а) анализ возникновения и динамического развития научных знаний о психике;
б) изучить психологические вопросы управления процессом обучения, исследовать формирование познавательных процессов, отыскать надежные критерии умственного развития;
в) исследование профессиональных особенностей человека, закономерности развития трудовых навыков, выяснение влияния

3. Предмет изучения какого вида психологии являются: факты, закономерности и механизмы психики?
а) когнитивной психологии
б) гештальт-психологии
в) бихевиоризме
г) отечественной психологии +

4. Автор концепции периодизации психического развития ребенка:
а) А.Н. Леонтьев;
б) Д.Б. Эльконин; +
в) П.Я. Гальперин;
г) П.П. Лонский.

5. Кого принято считать основоположником направления психологии, считающим источником активности личности неосознаваемые влечения и инстинкты:
а) З. Фрейд +
б) К. Левин
в) Дж. Уотсон
г) И. М. Сеченов

6. Под влиянием Ч.Дарвина возник:
а) гилозоизм;
б) механицизм;
в) биодетерминизм; +
г) психодерминизм.

7. На чем настаивает когнитивный подход?
а) индивидуум реагирует подобно машине;
б) разум человека обладает больше информацией, чем та, которую он полагает извне; +
в) нашим поведением управляют подавленные влечения;
г) мозг функционирует путём ассоциаций идей.

8. Результатом чего бихевиористский подход рассматривает человека?
а) постижения им последствий своего поведения; +
б) когнитивной интерпретации различных ситуаций;
в) взаимодействий между людьми.

9. Направление в психологии, отрицающее сознание и сводящее психику к различным формам поведения называется:
а) психоанализ
б) гештальт-психология
в) структурализм
г) бихевиоризм +

11. Представители когнитивной психологии:
а) Дж. Уотсон, К. Халл;
б) З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг;
в) Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу;
г) У. Найссер, Г. Саймон. +

12. Как называется содержание психики, которое ни при каких условиях не может выйти в сферу сознания, согласно теории З. Фрейда?
а) вытесненным
б) бессознательным +
в) сопротивляющимся
г) предсознанием

14. О чем мы дольше всего сохраняем воспоминание, по мнению Б. Зейгарник?
а) о незавершенной работе; +
б) о упущенной выгоде;
в) о радостном событии;
г) о оскорблении

3. Предмет изучения какого вида психологии являются: факты, закономерности и механизмы психики?
а) когнитивной психологии
б) гештальт-психологии
в) бихевиоризме
г) отечественной психологии +

4. Автор концепции периодизации психического развития ребенка:
а) А.Н. Леонтьев;
б) Д.Б. Эльконин; +
в) П.Я. Гальперин;
г) П.П. Лонский.

5. Кого принято считать основоположником направления психологии, считающим источником активности личности неосознаваемые влечения и инстинкты:
а) З. Фрейд +
б) К. Левин
в) Дж. Уотсон
г) И. М. Сеченов

6. Под влиянием Ч.Дарвина возник:
а) гилозоизм;
б) механицизм;
в) биодетерминизм; +
г) психодерминизм.

7. На чем настаивает когнитивный подход?
а) индивидуум реагирует подобно машине;
б) разум человека обладает больше информацией, чем та, которую он полагает извне; +
в) нашим поведением управляют подавленные влечения;
г) мозг функционирует путём ассоциаций идей.

8. Результатом чего бихевиористский подход рассматривает человека?
а) постижения им последствий своего поведения; +
б) когнитивной интерпретации различных ситуаций;
в) взаимодействий между людьми.

9. Направление в психологии, отрицающее сознание и сводящее психику к различным формам поведения называется:
а) психоанализ
б) гештальт-психология
в) структурализм
г) бихевиоризм +

11. Представители когнитивной психологии:
а) Дж. Уотсон, К. Халл;
б) З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг;
в) Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу;
г) У. Найссер, Г. Саймон. +

12. Как называется содержание психики, которое ни при каких условиях не может выйти в сферу сознания, согласно теории З. Фрейда?
а) вытесненным
б) бессознательным +
в) сопротивляющимся
г) предсознанием

14. О чем мы дольше всего сохраняем воспоминание, по мнению Б. Зейгарник?
а) о незавершенной работе; +
б) о упущенной выгоде;
в) о радостном событии;
г) о оскорблении

Читайте также: