Гуго мюнстерберг представитель школы

Обновлено: 05.07.2024

БЛЕСТЯЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТАТОР

Гуго Мюнстерберг родился 1 июня 1863 года в Данциге, Восточная Пруссия (ныне польский город Гданьск). С юного возраста он мечтал посвятить себя медицинской карьере и с этой целью в 19 лет покинул родной город и направился в Лейпциг, где собирался изучать медицину. Посещение нескольких лекций Вильгельма Вундта настолько воодушевило юношу, что заставило изменить профессиональные планы.

Медицинских интересов он не оставил и продолжил подготовку в этой области; в 1887 году в Гейдельбергском университете получил степень доктора медицины. Но этому предшествовало получение докторской степени по психологии (1885). Диссертацию Мюнстерберг подготовил под руководством Вундта, у которого обучался на протяжении трех лет.

Еще в студенческие годы он также увлекся философией, причем весьма серьезно, что впоследствии дало основание относить его также и к философам. В своих философских воззрениях он был близок к идеям Фихте, развивал учение о ценностях.

В 1891 году Мюнстерберг получил должность профессора во Фрейбургском университете, где на свои средства организовал экспериментально-психологическую лабораторию. Последний шаг был продиктован даже не столько личным бескорыстием, сколько банальным отсутствием средств у администрации университета. Как видим, проблема эта вечная. Так же как и недостаток помещений, из-за чего лабораторию профессору пришлось разместить у себя дома.

Он быстро заслужил репутацию блестящего экспериментатора и этим привлек внимание У. Джемса, мечтавшего стимулировать развитие молодой американской психологии притоком перспективных европейских кадров. По приглашению Джемса Мюнстерберг в 1892 году перебрался в США, получил профессорскую должность в Гарвардском университете.

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "Здоровье и Болезни". На сайте Вы найдёте информацию и статьи на такие темы, как правильное питание, беременность и роды, справочник заболеваний, профилактика простудных заболеваний, как побороть лень, как избавиться от ранней седины и многое другое. Подробнее смотрите здесь.

В том же 1892 году Джемс и Мюнстерберг организовали в Гарварде психологическую лабораторию, которую последний и возглавил. Весь американский период работы Мюнстерберга связан с Гарвардским университетом, для руководства которого он поначалу выступал предметом гордости, постепенно сменявшейся раздражением и недовольством. Но так или иначе Мюнстерберг до конца жизни оставался гарвардским профессором и умер в буквальном смысле слова на кафедре — во время чтения лекции.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ

Общественное же признание было ошеломляющим. Мюнстерберг был частым гостем Белого дома, накоротке знаком с Теодором Рузвельтом и Уильямом Тафтом, дружбой с ним дорожили сталелитейный магнат Энрю Карнеги, философ Бертран Рассел, звезды молодого американского кино; получить его консультацию стремились многие представители деловой элиты. Не говоря уже о том, что многочисленные щедрые гонорары позволили забыть о скудости академического жалованья.

Первой прикладной областью, к которой обратился Мюнстерберг, была судебная психология. Он много писал по таким темам, как профилактика преступности, использование гипноза в практике допроса подозреваемых, психологическое тестирование с целью определения виновности. Попытки решения им последней проблемы видятся далеко не бесспорными, да и современниками в итоге они были оценены негативно.

Мюнстерберг был привлечен в качестве эксперта к громкому судебному процессу над профессиональным киллером. Тот обвинялся ни много ни мало в 18 убийствах, но вину пытался переложить на заказчика злодеяний — некоего профсоюзного деятеля. Последний также был привлечен к суду, хотя его виновность представлялась крайне сомнительной.

Мюнстерберг провел над киллером около ста различных тестов и по их результатам вынес заключение об истинности его показаний, то есть о виновности профсоюзного босса. Когда же суд в результате подробнейшего рассмотрения всех показаний и улик признал того невиновным, это совершенно подорвало репутацию Мюнстерберга как судебного эксперта.

В ОБЛАСТИ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Один из аспектов его изысканий в области судебной экспертизы и по прошествии лет заслуживает самой позитивной оценки. Особым вниманием Мюнстерберга пользовалась проблема достоверности свидетельских показаний. Он поставил задачу экспериментально проверить, какова вероятность ошибочного воспроизведения свидетелями деталей преступления.

Эти наблюдения были обобщены Мюнстербергом в книге о психологии свидетельских показаний, вышедшей в 1908 году. (Всего же им было написано свыше дюжины книг, пользовавшихся ввиду привлекательности тематики и доходчивого стиля огромным читательским спросом.) Впоследствии эта проблема изучалась в самых разных аспектах многими психологами, о чем, в частности, свидетельствуют обширные главы в современных учебниках по социальной психологии.

Имя Мюнстерберга в них упоминается редко. И когда в 1976 году его книга была переиздана, для многих это явилось настоящим откровением. Оказалось, что многие вопросы судебной психологии, изучавшиеся на протяжении ХХ века, много лет назад были поставлены и даже отчасти решены Мюнстербергом.

ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

Смысл психотерапии Мюнстерберг видел в том, чтобы помочь пациенту забыть негативные переживания, устранить неприятные мысли, избавить его от привычек, мешающих жить. С этой целью им, в частности, применялся гипноз, который в ту пору вызывал крайне настороженное отношение со стороны ревнителей морали (с этим в свое время столкнулся еще Месмер).

Чтобы избежать сплетен и наветов, Мюнстерберг в конце концов от гипноза отказался. Однако в целом его опыт свидетельствует — опробованные им приемы в ряде случаев продемонстрировали высокую эффективность, в частности при лечении алкогольной и наркотической зависимости, фобий и сексуальных расстройств. Это лишний раз заставляет убедиться, что в психотерапии не существует единственно верной системы (каковой, например, многие пытаются представить психоанализ) и позитивные результаты в разных случаях могут быть достигнуты самыми разными методами.

АКТУАЛЬНОСТЬ СТАРЫХ ИСТИН

Поразительно, но даже сегодня рассуждения Мюнстерберга о психологии учебного процесса звучат актуально. Но, с другой стороны, это свидетельствует и о том, что все новым поколениям педагогов приходится сталкиваться все с теми же психологическими проблемами, которые не могут быть решены раз и навсегда. И психологическое знание тут необходимо — и сто лет назад, и сегодня.

ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ

ЗАТРАВЛЕННЫЙ УЧЕНЫЙ

Впрочем, для самого Мюнстерберга эта ситуация оказалась не однозначно позитивной. Его стремление объять все актуальные проблемы порой ставило его, как в случае с судебной психологией, в неловкое положение.

Так, накануне введения сухого закона он принял участие в дискуссии о целесообразности этого шага. Вопреки официальной политике он осмелился утверждать, что умеренное потребление спиртного, особенно пива, не может принести вреда и к тому же выгодно с коммерческой точки зрения, а вот всяческие запреты — это лишь стимул к злоупотреблениям (впоследствии вся история сухого закона в США подтвердила его правоту).

Такая позиция привела в восторг немецких пивных магнатов, поставлявших свою продукцию в Америку, и побудила их пожертвовать крупные средства, с помощью которых Мюнстерберг мог бы и далее способствовать, как они полагали, пропаганде германских ценностей в Америке.

Однако в атмосфере шпиономании, сгустившейся накануне Первой мировой войны, этот шаг был воспринят общественностью крайне подозрительно. Мюнстерберг, который и после начала войны продолжал придерживаться активной прогерманской позиции, подвергся общественному остракизму.

Школа человеческих отношений связана с именем немецкого психолога Гуго Мюнстербер- га (1863—1916) , переехавшего в 1892 г. в США и преподававшего в Гарвардском университете. Мюнстерберг Гуго "отец индустриальной психологии", автор книги "Психология и эффективность промышленности", сторонник научного менеджмента.

"Отцом индустриальной психологии" его называют потому, что большую часть своих исследований он посвятил выработке научных методов отбора "правильных людей на правильные рабочие места". Его новаторский подход к научному отбору водителей трамвая, а затем к обучению солдат во время первой мировой войны стал началом применения научных методов профессиональной ориентации и подготовки профессиональных кадров в США.

Мюнстерберг был одним из основателей научной дисциплины - психотехники (отбор кадров, их совместимость, тестирование способностей и т.д.) . Сегодня используются разработанные Мюнстербергом специально разработанные профессиограммы (карты профессий), на основании которых фирмы производят подбор кадров. Карты содержат конкретные требования, которые предъявляет данная профессия к работнику. Обычно выделяется шесть критериев: время подготовки работника, способности, характер нервного напряжения, склонности, физические и сенсорные усилия, условия труда. Проводятся тестовые испытания и их результаты сопоставляются с нормативами, записанными в профессиограммах. При этом используется даже графология, т. е. определение характера человека по почерку. У графологов консультируется 1000 амери-

канских компаний при найме персонала .

Он провел массу экспериментов и создал множество психологических тестов, с помощью которых изучал способности и склонности испытуемых к различным профессиям, должностям, совместимость работников друг с другом, проблемы утомляемости, несчастных случаев на производстве. Мюнстерберг первым осознал важность гуманизации процесса управления, так как менеджер обязан управлять прежде всего людьми, а не машинами. Заслуга Мюнстерберга состоит также в том, что его школа подготавливала первых в мире промышленных психологов по заявкам предприятий и организаций.

Хьюго Мюнстерберг (1863-1916), немецкий психолог и философ, заложил многие основы психологии в различных областях, таких как право, медицина, образование, клиника, организации и другие.

то мы увидим биографию Уго Мюнстерберга а также некоторые его основные вклады в психологию.

Хьюго Мюнстерберг: жизнь и работа этого важного психолога

Уго Мюнстерберг родился 1 июня 1836 года в нынешнем городе Гданьск в Польше (который раньше был Данцигом в Пруссии). Сын торговца пиломатериалами и художник, который постоянно совмещал свою профессию с заботой о детях, Мюнстерберг рос в окружении музыки и поэзии. Вскоре он научился играть на виолончели и писать стихи.

В 1882 году Уго Мюнстерберг окончил среднюю школу, а в 1882 году он начал учебу в университете в Лейпциге, где Он познакомился с одним из самых признанных психологов того времени, Вильгельмом Вундтом. , Последний пригласил Мюнстерберга обучаться в своей психологической лаборатории, и с этого момента он начал докторскую диссертацию в этой области.

В 1885 году, благодаря исследованию естественной адаптации, Хьюго Мюнстерберг получил степень доктора психологии.

Три года спустя Он также окончил как врач из университета Гейдельберга и с этого он начал свою карьеру в качестве одного из самых важных исследователей и ученых для научного консолидации психологии.

Обучение североамериканской психологии и немецкой психологии

В 1891 году во время одного из самых престижных конгрессов по психологии в Париже Хьюго Мюнстерберг встретился с Уильямом Джеймсом, который уже был одним из самых важных философов и ученых того времени.

Джеймс пригласил Уго Мюнстерберга сотрудничать в качестве исследователя в Гарвардском университете в Соединенных Штатах. Приняв приглашение, также под влиянием низкого признания его исследований в Германии, Мюнстерберг провел три года в этом учреждении.

Последнее позволило закрепить важную связь между американской психологией и немецкой психологией, что нашло свое отражение в постоянном обмене психологами и психологами в процессе обучения, особенно из Соединенных Штатов, в наиболее важные лаборатории в разных городах Германии.

Признание и нерешенные задачи

Хьюго Мюнстерберг Он был наконец назначен президентом Американской Психологической Ассоциации в 1898 году, а через 12 лет он был назначен Гарвардским университетом профессором по обмену в Берлинском университете.

Кроме того, Мюнстерберг занимал неоднозначные позиции в отношении участия женщин в университетах. Хотя он считает, что существует различие в интеллектуальных способностях между женщинами и мужчинами, что мешает им участвовать в равных условиях в университете; Мюнстерберг поддержал разных американских психологов в их заявлениях о поступлении в Гарвардский университет.

Этот вопрос был спорным, поскольку он открыл возможность уменьшения сексуальной сегрегации в университетском образовании в Соединенных Штатах.

С другой стороны, профессиональная связь Мюнстерберга с американской психологией и немецкой психологией было проблематично отражено в его политических взглядах после Первой мировой войны , С одной стороны, Мюнстерберг сохранял чувство лояльности по отношению к Соединенным Штатам, а с другой - он испытывал определенную симпатию к действиям Германии.

Фактически, он разработал проект по улучшению имиджа Германии в Соединенных Штатах, и этот вопрос частично финансировался различными пивоваренными компаниями, который Мюнстерберг поддерживал, выступая против запрещения потребления алкоголя.

Хьюго Мюнстерберг продолжал работать в Соединенных Штатах, работая профессором в Гарвардском университете, где он внезапно умер, преподавая в 1916 году.

Основные вклады в психологию

Уго Мюнстерберг учился в разных областях психологии. главным образом Работал в области клинической психологии, педагогической психологии, организационной психологии и судебной психологии , Ему также приписывают развитие исследований в области психологии и кино.Вкратце мы увидим ниже его основные вклады в психологию.

1. В клинической психологии

Верный своему обучению экспериментальной психологии, а также привлеченный для консолидации прикладной психологии, Мюнстерберг работал клиническим психологом в своей лаборатории.

Для него психологические процессы всегда имели физический коррелят, расположенный в мозге , с помощью которого можно наблюдать психопатологию через нейронные, а также через поведенческие наблюдения.

2. В организационной психологии

Мюнстерберг изучал новаторские темы прикладной психологии в таких организациях, как усталость, психологические и социальные влияния рабочей нагрузки, эффекты рекламы , процессы внимания, однообразие и, наконец, прикладная психология в экономике.

Я также разрабатываю некоторые теории о том, как повысить эффективность в организациях, учитывая эмоциональные, умственные и мотивационные элементы работников.

3. В юридической и судебной психологии

Мюнстерберг сосредоточился на изучении свидетельских показаний очевидцев, анализе того, как люди видят или думают, что они видели определенные вещи.

Это неизбежно привело его к изучение памяти, воспоминаний, процессов индивидуальной интерпретации и основы социального влияния этого. Мюнстерберг был одним из первых психологов, изучивших процессы внушения, которым подвергаются люди, призванные к признанию в правовых условиях.

Гост

ГОСТ

Краткая биография

Гуго Мюнстерберг ($1863 г-1916г$) родился в городе Данциг, Пруссия в семье немецкого купца. Отец, Мориц, занимался древесиной. Мать, Анна, не смотря на рождение четверых детей, не оставляла своего любимого занятия, она была художницей. Гуго был разносторонне развит, писал стихи, играл на виолончели.

Вначале он обучался в частной гимназии, а потом в гимназии Данцинга. Смерть матери ранила двенадцатилетнего мальчика, он замкнулся, стал задумчивым и серьезным. Еще, будучи учеником, занимался самообразованием: принимал попытки составить словарь иностранных слов, которые использовались в Германии, изучал санскрит и арабский язык, археологию. Успешно сдав выпускные экзамены, Гуго поступает в $1882$ году в Женевский университет, где изучал литературу и французский язык. Проучился лишь один семестр.

В 19 лет он решает заняться медициной и переезжает в Лейпциг. Побывав на лекциях Вундта, Мюнстерберг решает серьезно заниматься психологией, и в $1885$ году получил докторскую степень по психологии, защитив диссертацию, которую подготовил под руководством лектора, обучаясь у него в течение трех лет. Степень доктора медицины получает через два года в Гейдельбергском университете. С $1887$ по $1892$ год работал профессором Фрейбургского университета, создал экспериментально-психологическую лабораторию на собственные деньги.

В $1891$ году Мюнстерберг побывал на первом международном конгрессе по психологии, познакомился с Уильямом Джемсом. В $1892$ году Джеймс приглашает Гуго работать профессором, директором психологической лаборатории Гарвардского университета. В $1895$ году Гуго ненадолго возвращается во Фрайбург, но в $1897$ году переезжает в США навсегда.

Готовые работы на аналогичную тему

Вклад в развитие психологии

Период с $1905$ по $1916$ год был самым плодотворным в его практической психологии. Исследовал проблемы руководства предприятиями, разработал основы психотехники профотбора, профориентации, основы производственного обучения. Искал способы повысить производительность труда и доход предприятий за счет приспособления техники к различным психическим возможностям человека, изучал судебную психологию и свидетельских показаний, занимался клинической психологией, интересовался психологией оценки искусства, образования. Разрабатывал стратегии и методы исследования трудовых процессов. Писал работы на темы, как использование гипноза при допросе подозреваемых, профилактика преступности, применение психологического тестирование для определения виновности.

Особенно Гуго интересовала проблема достоверности свидетельских показаний. Он хотел опытным путем определить, как часто свидетели допускают неточность в воспроизведении деталей преступления. Даже непосредственно после происшествия свидетельства рознились, а что говорить о показаниях в суде через несколько месяцев, насколько они были достоверными?

Он рассматривал применение психодиагностических процедур в профориентации, решал проблемы связанные с управлением персонала, разрабатывал методы повышения мотивации, производственной дисциплины, искал способы преодолеть отрицательное влияния монотонного труда. Мюнстерберг считал, что для повышения работоспособности нужно подбирать должности согласно индивидуально-психологическим особенностям работников, учитывая их характерологические и интеллектуальные показатели.

Мюнстерберг выступал против концепции Фрейда, считая, что нет ничего бессознательного. Он помогал пациентам избавиться от негативных переживаний, привычек, мешающих жить. Он одним из первых применял для этих целей гипноз, но ему пришлось отказаться от этого метода из-за ревнителей морали. Применяемые методы были высокоэффективны при лечении наркотической и алкогольной зависимости, различных фобий, сексуальных расстройств.

Был последователем идей Фихте, считая философию научным самонаблюдением творческой деятельности человека, создал теорию волюнтаристического идеализма, рассматривая связь априорных ценностях с целями, а не причинами. Его экспериментальная психология положила начало психотехнике и психологии экономики в Америке. Его практическая работа принесла ему небывалый успех, он был близко знаком с Уильямом Тафтом, Теодором Рузвельтом, строительным магнатом Эндрю Карнеги, философом Бертраном Расселом, звездами американского кино. Многие хотели получить его консультацию. Он разоблачал мистиков и оккультистов, внедрял психологию для решения задач повседневной жизни.

Читайте также: