Груз 200 краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Содержание

Сюжет

Пожалуйста, отредактируйте статью, чтобы в ней описывалось произведение, а не просто пересказывался сюжет.

Действие происходит летом 1984-го в двух вымышленных провинциальных городках СССР — Нижнем Волоке и Ленинске. Страной руководит старый и тяжелобольной К. У. Черненко, в разгаре война в Афганистане. До перестройки осталось менее года. Ленинградский профессор научного атеизма Артём по дороге к матери заезжает к своему брату — военкому Михаилу, которому жалуется на нигилизм своего сына и любовь того к тусовкам. Здесь же он знакомится с женихом своей племянницы Лизы — фарцовщиком Валерием.

Затем на хутор прибывают Валера с Анжеликой, у которых закончился алкоголь. Парень оставляет спутницу в машине, обещая вскоре вернуться. Одинокую девушку примечает тот же молчащий человек, который пристально разглядывает её сквозь стекло и пропадает в темноте. Напуганная Анжелика спешит за дружком и застаёт его с хозяином сильно выпившими. На её глазах фарцовщик падает на пол без чувств. Разгорячённый Алексей желает заполучить девушку, его супруга Антонина прячет Анжелику за печкой, потом в хлеву и, наконец, запирает в бане.

Суть происходящего понимает Журов и, улучив момент, велит Суньке отпереть баню. Анжелика встречает непрошеных гостей с ружьём в руках, но Журов без сопротивления отнимает оружие. Из него он убивает Суньку, который, увидев домогательства, вступается за девушку. Журов насилует Анжелику горлышком водочной бутылки, лишая ее девственности. Очнувшийся утром Валера видит, как Анжелику забирает Журов, и, дождавшись их отъезда, тут же уезжает сам. По дороге домой Журов из телефонного автомата сообщает, что на хуторе есть труп. Анжелика пытается напугать насильника, то отцом — партийным боссом, то женихом, который служит в Афганистане в составе десантной группы, но тут же срывается и обещает ничего не говорить, если он её отпустит. Журов игнорирует все эти реплики и оставляет Анжелику, прикованную наручниками к изголовью кровати, под надзором матери-алкоголички.

По делу об убийстве вьетнамца задерживают Алексея. Напоминая ему о некоем старом долге, Журов заставляет Алексея оговорить себя. Артём, увидевший арест на обратном пути, не может остаться в стороне и встречает Антонину у дверей прокураторы. Однако свидетелем он быть отказывается, поскольку это испортит профессорскую репутацию. Заступиться за Алексея некому, и его приговаривают к смертной казни с конфискацией. Впоследствии осуждённого выводят якобы на встречу и в коридоре убивают выстрелом в затылок.

После случившегося Артём не может успокоиться, пропускает занятия и, наконец, приходит в храм, где изъявляет желание креститься. Валера же на концерте Виктора Цоя знакомится с сыном Артёма, предлагая стать его напарником, и говорит, что наступает время больших заработков. По ленинградской улице они вдвоём уходят вдаль.

Художественный анализ

Через весь фильм идет линия угнетения и беспросветности. Музыка имеет весомую роль в этом, как и многих других фильмах Балабанова: через неё раскрываются характеры героев, которые появляются во время её звучания.

Реакция

Съёмки фильма

Главные роли писались специально под Евгения Миронова и Сергея Маковецкого. Оба актёра отказались от съёмок после прочтения сценария [2] . Сергей Маковецкий посоветовал Алексею Балабанову вообще отказаться от съёмок этого фильма. Также от съёмок в фильме воздержался Кирилл Пирогов [2] .

Съёмки осуществлялись в Череповце (в эпизоде, где милиционер увозит девушку к себе домой, можно видеть панораму Череповецкого металлургического завода Северсталь). А также в ряде городов Ленинградской области: Новой Ладоге (дискотека), Гатчине, Выборге [9] .

В фильме Груз 200 упоминается город Сергач.

В ролях

В эпизодах

    Лиза
  • Ляля Миропольская
  • Людмила Егорова — мать Артёмаалкашка
  • Дмитрий Карпов
  • Олег Корытин
  • Александр Устинов — пьяный мужик в квартире алкашей
  • Юлия Глазунова — прапорщик
  • Сергей Александров — майор Дуев
  • Павел Юлку — капитан милиции
  • Александр Новичков
  • Вячеслав Суткино-Турилин
  • Евгений Краморов
  • Константин Балакирев — Коля Горбунов
  • Марина Королькова — жена Набоева
  • Дмитрий Кубасов — Славик
  • Тамара Екимова
  • Мария Никифорова — судья
  • Игорь Малухин — первый исполнитель
  • Евгений Чернышёв
  • Марк Гаврилов
  • Михаил Соколов
  • Сергей Данильченко
  • Илья Пляцковский — диджей

Съёмочная группа

  • Режиссёр-постановщик: Алексей Балабанов
  • Cценарий: Алексей Балабанов
  • Продюсер: Сергей Сельянов
  • Оператор-постановщик: Александр Симонов
  • Художник-постановщик: Павел Пархоменко
  • Звукорежиссёр: Михаил Николаев
  • Монтаж: Татьяна Кузьмичёва
  • Художник по костюмам: Надежда Васильева
  • Художник по гриму: Ксения Яхнина

Саундтрек

В фильме, для создания атмосферы используются песни 1970-80-х годов:

Награды

Примечания

Ссылки

  • Фильмы по алфавиту
  • Фильмы 2007 года
  • Фильмы-триллеры России
  • Фильмы-драмы России
  • Фильмы Алексея Балабанова
  • Фильмы о милиционерах
  • Действие происходит в 1984 году
  • Фильмы России 2007 года
  • Фильмы СТВ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Груз 200 (фильм)" в других словарях:

Груз 300 (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Груз 300. Не следует путать с Груз 200 (фильм). Груз 300 … Википедия

Груз 200 — Груз 200 многозначный термин: Груз 200 (обозначение) обозначение в советской и российской армии цинкового гроба с телом погибшего солдата, в широком смысле погибшего. Груз 200 (фильм) фильм режиссёра Алексея Балабанова … Википедия

Груз 200 (обозначение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Груз 200. Груз 200 военный термин, обозначающий транспортировку убитых или умерших людей в специальном герметичном контейнере (запаянный цинковый гроб) до места захоронения. Название вошло в … Википедия

груз 200 — Эвфемизм, появившийся во время Афганской войны; фильм Алексея Балабанова. Действие не по здешнему жестокой картины о милиционере маньяке помещено в 1984 год, и по распространенной трактовке выстраивает параллель между частным зверством и… … Словарь 2007 года

200 (число) — 200 двести 197 · 198 · 199 · 200 · 201 · 202 · 203 170 · 180 · 190 · 200 · 210 · 220 · 230 100 · 0 · 100 · 200 · 300 · 400 · 500 … Википедия

Груз 300 (обозначение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Груз 300. Груз 300 военный термин, обозначающий транспортировку раненого солдата, вывозимого из мест боевых действий. Название вошло в обиход после войны в Афганистане. При перевозке… … Википедия

Кочегар (фильм) — Кочегар … Википедия

Счастье моё (фильм, 2010) — У этого термина существуют и другие значения, см. Счастье моё. Счастье моё Жанр … Википедия

Асса (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Асса. Асса Асса … Википедия

Война (фильм, 2002) — Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Война (фильм). Война … Википедия

фильм Груз 200 Балабанова

Смысл фильма

Серафима Вишняк

Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

Страна: Россия

Жанр: триллер, драма

Год производства: 2007

Режиссер: Алексей Балабанов

Актеры: Агния Кузнецова, Алексей Полуян, Леонид Громов, Алексей Серебряков, Леонид Бичевин

История, основанная на реальных событиях

Фильм “Груз 200” во многом символичен. Режиссер Алексей Балабанов вплетал в содержание картины реальные события, которые собирал на протяжении всей жизни.

Балабанов признавался, что переживал милицейский беспредел на себе. Также он был знаком с людьми, которых похищали и насиловали. Знал Балабанов и тех, кого убивали сотрудники правоохранительных органов. В картине режиссер просто собрал концентрат этих историй.

маньяк-милиционер

Алексей Полуян в роли Журова, и Анжелика, которую сыграла Агния Кузнецова. Кадр из фильма.

По сути, режиссер создал картину из “паззлов” — из нескольких жутких историй, произошедших в реальности с ним или с его знакомыми. Затем он завернул эту начинку в детективную обертку с разными персонажами. Он был уверен в том, что его искреннюю откровенность поддержат.

У милиционера-маньяка Журова был прототип – Чикатило. И была реальная история девушки – его жертвы, и не одной. Как и его прототип, помогавший милиции, Журов активно искал самого себя. Ближе к финалу режиссер осознанно делает ставку на усиление схожести двух нелюдей, в том числе и на внешней.

Во всех рецензиях и разборах картины отмечается тот факт, что еще на стадии подготовки к съемкам она вызывала горячие споры.

Главные роли были “заточены” под Сергея Маковецкого и Евгения Миронова. По замыслу режиссера, Миронов должен был выступить в роли капитана Журова, а Маковецкому предназначалась роль профессора научного атеизма.

Прочитав сценарий, оба актера настолько впечатлились его содержанием, что отказались сниматься. Маковецкий вообще порекомендовал Балабанову отказаться от идеи съемок “Груза 200”, хотя в итоге озвучил героя, созданного специально для него. От участия в ленте отказывались и другие актеры, но Балабанов не сдавался.

Когда картина вышла в прокат, она вызвала еще более ожесточенные споры. “Груз 200” пытались заклеймить, присвоив ему ярлык “чернуха”, но российский зритель, тем не менее, фильм Балабанова увидел.

В центре сюжета фильма “Груз 200” находятся события в российской провинции – в двух вымышленных городах Ленинградской области.

На дворе стоит 1984 год, в Афганистане разворачиваются военные действия. Профессор научного коммунизма Артем заезжает в гости к матери, и по пути навещает брата Михаила, военного. В гостях у Михаила его племянница и ее жених Валера.

Юноша хочет попасть на дискотеку и пытается уговорить Лизу поехать вместе с ним. Девушка упирается, молодые люди ссорятся, Валера едет один и знакомится на дискотеке с яркой Анжеликой, дочерью крупного чиновника.

Погуляв на дискотеке, Валера решает отвезти Анжелику домой, а по пути заезжает на окраину к знакомому, бывшему сидельцу Алексею, который живет тем, что гонит самогон. В это время в этом же месте оказывается милиционер Журов, который замечает сидящую в машине Анжелику и, убив своего напарника, похищает ее. В убийстве Журов обвиняет столь некстати оказавшихся рядом Валеру и Алексея.

похищение Анжелики

Кадр из фильма.

Анжелика — девушка не робкого десятка. И она представительница “золотой молодежи”. Пытаясь напугать до жути спокойного похитителя, неприглядного и очень вежливого мужчину средних лет, она говорит, что ее отец — секретарь райкома КПСС, а жених служит в Афганистане.

В этот момент из Афгана привозят тела погибших солдат. Жених Анжелики тоже погиб. Узнав об этом, Журов привозит его тело к себе домой, где и держит Анжелику. Вскоре в небольшой квартире появляется еще одно тело…

Смысл фильма

Художественное произведение может собирать в себе определенные события. Это необходимо, чтобы иметь под рукой инструментарий для создания системы художественных образов.

Это — экстракт боли режиссера, это — то, на что мы привыкли закрывать глаза, пытаясь спасти собственную психику. Это то, о чем молчит государство, создавая при этом образ “сказочных далей”.

В фильме “Груз 200” имеется определенное государство — не только реальный СССР во главе с Черненко, но и аллегоричное. Помимо государства, в картине есть и другие образы. Разобравшись с ними, можно понять скрытый смысл фильма.

Так, маньяк Журов олицетворяет беспредельную поместную власть, упивающуюся собственным положением. Она совершает действия в своих интересах, не испытывая при этом страха. Журов не боится везти похищенную Анжелику в открытой мотоциклетной коляске и держать ее дома.

Также он не боится стрелять в человека при свидетелях. Не страшится маньяк и привезти себе в квартиру настоящий “груз 200”.

Журов — импотент, что указывает на несостоятельность поместной власти. Смысл этого заключается в том, что сексуальные действия, которые он хотел бы предпринять по отношению к Анжелике, не реализуемы.

Следующий образ картины — государство, воплощенное в образах беспомощных, несчастных родителей Анжелики. Государство в их лице спокойно доверяется маньяку в милицейской форме, а сами при этом ничего не могут сделать — просто страдают.

Также в фильме есть образ коммуниста в лице Артема, который идеологически сталкивается лбами с Алексеем, олицетворяющим религиозный монархизм, и мечтающим построить утопический “Город солнца”.

Артем – городской человек и уважаемый профессор. Алексей живет на отшибе и торгует самогоном. Такое положение вещей на тот момент было вполне реальным. Власть в лице Журова уничтожила Алексея, что также отразило реальный идеологический конфликт.

Алексей торгует самогоном

Кадр из фильма.

Жертвенность Алексея в виде признания в убийствах на хуторе вдохновила Артема, и тот в конце пересмотрел свою позицию. Таким образом, произошедшее в финале фильма “Груз 200” зеркалит трансформацию идеологического сознания людей, живших в то время.

Фарцовщик Валера олицетворяет собой молодое поколение. В конце картины (вторая половина 1984 года) он ушел в никуда с новым знакомым — с сыном Артема. Объяснение этому такое: ребята, вместе олицетворяющие рынок, уходят строить капиталистическое (и даже олигархическое) будущее.

Слабоумная мама Журова олицетворяет образ народа. Уткнувшись в телевизор, она проживает замкнутую жизнь и ничего не замечает вокруг. Она никак не реагирует на груз 200 в квартире, не обращает внимания на выстрелы на стенкой. Убийство (точнее, уничтожение) сына ближе к финалу фильма также проходит мимо нее. Смысл создания этого образа заключается в том, что народ, “обработанный” СМИ, в общем-то, пассивен.

Фоном ко всем страшным событиям картины “Груз 200” звучит веселая, жизнерадостная музыка. Это нагоняет дополнительной жути, а объяснение этому такое: в воображаемой “заэкранной” жизни все прекрасно. А реальность тем временем кардинально отличается от этой сказки…

Согласно задумке Балабанова, фигура, вокруг которой вьется кровавый вихрь, юная Анжелика, олицетворяет собой страну Россию (не путать с государством). На этом фоне все нити системы персонажей сплетаются и становится понятно, что хочет сказать режиссер.

То есть он показывает, как поместная власть издевается над страной, как государственное правительство ничего не может с этим сделать, как капиталистическая молодежь бросает ее на произвол судьбы, и как народ не замечает действий власти, а только одобряет издевательства.

Эта система работает в контексте истории как часы. В это нужно всматриваться и вчитываться: это лежит на поверхности.

На протяжении картины зрителя постепенно окутывает страх. Но, учитывая смысл вышеизложенного и то, что история Журова и Анжелики — далеко не единственная, этот страх имеет совершенно иную природу.

Журов приковал Анжелику

Кадр из фильма.

Смысл концовки

Ближе к финалу Журов подкладывает в кровать к Анжелике тело ее жениха, прибывшее из Афганистана. Кстати, многим критикам она показалась чересчур жестокой и неуместной. Но режиссер циничен. Аллегория уместна, как минимум потому, что подобная сцена не могла появиться ради самой сцены.

Согласно задумке Балабанова, сама страна оказалась в грузе 200. Она была оставлена даже врагами власти в виде жены Журова — за ненадобностью.

Концовка у картины, с одной стороны, осторожно оптимистичная (атеист Артем приходит в церковь), а с другой — очень двоякая: молодежь под песню Цоя “Мы ждем перемен” уходит в неизвестность, и только несколько лет спустя станет ясно, что представляло собой это будущее. А могло ли быть иначе.

Объяснение концовки такое: стране нужны перемены, но не бездумные. Потому что никто не даст гарантии того, что перемены будут обязательно хорошие.

Смысл названия

Смысл фразы “Груз 200” тесно переплетается со скрытым смыслом всего фильма Алексея Балабанова.

Груз 200 — это оцинкованный гроб, в которых “пачками” перевозили тела солдат, погибших в Афганистане. Эта работа режиссера Балабанова — большая боль о стране, которая стала таковой по причине выпавших испытаний и обстоятельств. Речь идет о стране, которую буквально завалили телами из “груза 200”…

Фильм Балабанова тяжел не только из-за своих образов и даже не из-за сконцентрированных в нем реальных событий. Картина страшна именно из-за своего подтекста, который повествует о глобальном ужасном отношении, и о безразличии людей к собственной стране.

Осознавать это страшно, но нужно. Только так можно обезопасить себя от тех же граблей.

унылый город Ленинск

Выбралась ли Анжелика?

Жена Журова не помогла девушке. С одной стороны, здесь все понятно: Анжелика — дочь представителя власти, той самой, из-за попустительства которой народ мучают бесчисленные журовы.

Но с другой – не все так однозначно. И здесь два варианта: учитывая, что Анжелика – это Россия, то она, конечно, выбралась, но в ее сердце навсегда сохранился отпечаток пережитого ужаса. Ее восприятие искажено, и прежней она уже никогда не будет.

Второй вариант: Анжелика до сих пор там. И выберется ли она — зависит только от нас.

В эпицентре повествования оказывается молодая девушка по имени Анжелика. Во время ночной вечеринки она в компании Валеры, жениха своей подружки, отправляется в поисках алкоголя. Так дорога заводит парочку на ближайший хуторок.

Валерий оказывается в доме Алексея, где напивается и благополучно забывает про Анжелику. Через определенный промежуток времени девушка устает ждать и приходит в дом. Там она сталкивается с Антониной, которая прячет героиню в бане прекрасно понимая, что пьяный Алексей может начать домогаться.

Вскоре на горизонте появляется фигура милиционера Журова, который вместо того, чтобы спасти Анжелику от Алексея, совершает чудовищное злодеяние. Он жестокого расправляется с Сунькой — единственным человеком, вставшим на пути милиционера. После Журов насилует бедняжку бутылкой и похищает.

Он привозит ее к себе, заявив умалишенной матери, что Анжелика теперь его невеста. Поначалу девушка сопротивлялась, пытаясь напугать Журова своим женихом-десантником. Тем временем гроб с телом того самого десантника-афганца попадает в руки милиционера-психопата, который вместо захоронения кладет разложившееся тело рядом с прикованной Анжеликой.

Так в чем же смысл фильма и концовки в целом?

Анжелика воплощала собой образ обыкновенного народа, который смирился с действительностью и прекратил борьбу. Милиционер Журов сопоставлялся с людьми, обязанными охранять закон. Но вместо этого они активно пользуются положением и творят беззаконие.

Однако Балабанов не хотел всецело посвящать фильм прогнившей системе — он преследовал более глубокий мотив, который к великому сожалению сумели увидеть далеко не все.

Он учит нас избавляться от равнодушия и безразличия, которые в свою очередь плавно перетекают в безнаказанность и вседозволенность.


Ее и хвалили, и ругали. Кому-то она понравилась за искренность и прямоту, а кого-то коробил ее неприкрытый реализм. Что бы об этом фильме не говорили, но его смыл так и остался спорным.

Бытует мнение, что картина снята на основе реально происходивших событий. Якобы эта история из жизни самого Балабанова, а именно его бывшей девушки.

Действие киноленты происходит в 1984 году. Для людей, живущих в СССР, это было довольно сложное время. Многие советские семьи затронула своим скорбным крылом афганская война.

В центре повествования судьба молодой девушки Анжелики. Однажды она идет на танцы. Ее сопровождает молодой человек по имени Валерий. Изрядно выпив, ребята отправляются на поиски дополнительной порции спиртного.

Добравшись до хутора, Валера оставляет девушку в машине, а сам заходит в дом алкоголика Алексея. Забыв обо всем, он напивается до потери сознания. Анжелика продолжает ждать кавалера в машине, но она уже сильно напугана.

В это время, на ее беду, девушку видит милиционер по фамилии Журов. Понимая, что положение у девчонки шаткое, мужчина задумывает самое страшное.

Его супруга, зная нрав мужа, прячет Анжелику в хлеву. Одержимому Журову не страшны любые преграды, найдя девушку, он жестоко ее насилует. У жертвы был шанс спастись, ей хотел помочь вьетнамец Сунька, но милиционер его убил.

Привезя Анжелику к себе домой, Журов бросает ее на кровать и приковывает наручниками. К растерзанной, испуганной девушке частенько заглядывает мать Журова, старая полоумная алкоголичка.

Случилось так, что тело Николая попадает к маньяку. Он привозит его к себе домой и затаскивает на кровать к измученной невесте. Девушка в ужасе.

Милиционеру удается накрыть компанию алкашей. Он решает одного забрать к себе и везет домой. Там он заставляет перепуганного насмерть алкоголика изнасиловать Анжелику, а после избавляется от ненужного свидетеля.

Положение девушки ужасно. Ей приходиться быть прикованной к кровати, на которой лежат два трупа. Ее нервы напряжены, силы на исходе и она медленно сходит с ума.

Чтобы скрыть свои преступления, Журов обвиняет в убийстве Суньки алкоголика Алексея. Мужчина попадет в тюрьму, где вскоре погибает. Его жена Антонина берет ружье и идет убивать Журова.

Ей удается исполнить задуманное, но затуманенное сознание не позволило женщине заметить девушку, находящуюся в страшной беде. В итоге Анжелика остается одна в комнате в жуткой компании из мертвых тел.

Отрицательный герой картины милиционер Журов – убийца и насильник, хотя именно в его обязанности входит защищать людей. Пользуясь своей властью, он творит все, что вздумается. При этом прекрасно осознает, что никакое наказание ему не грозит, и поэтому продолжает бесчинствовать.

Ситуация, в которую совершенно случайно попадает юная, не успевшая нормально пожить, девушка, полностью перекраивает ее жизнь. Спасти юное создание уже никто не сможет.

Мертвые тела, которые по сюжету фильма окружают несчастную жертву – олицетворение гниющего мерзкого общества, долг которого спасать и защищать. Но что может сделать тот, чьи силы полностью иссякли?

Режиссер стремился обратить внимание на то, что в насквозь прогнившем социуме выживает тот, кому безразлична судьба других людей, кто может шагать по их головам, даже не задумываясь о причиняемой боли. Для Милиции, как показано в фильме, ничего не стоит избить и убить простого беззащитного смертного.

Безвольные люди, показанные в образе алкоголика Алексея, были, есть и будут разменной монетой. Их легко уничтожают, не давая даже малейшего шанса на защиту и спасение.

Во времена, описанные в фильме, в СССР не было принято снимать покров с существующих проблем. Картина Балабанова – своеобразный скальпель, вскрывающий гнойник, созревший на теле советского общества.

Тяжелый осадок остается от сцены, в которой показан самолет, привезший гробы с телами погибших парней, и тут же отправляющийся в новый рейс в Афганистан с юными новобранцами.

Финал картины показывает безразличие людей, их заботу о собственной жизни. Как мог Валера, парень, которому Анжелика нравилась, и который вырвался с ней погулять, даже не подумать о ее дальнейшей судьбе?

Ему все равно, где она, и что с ней происходит. А на самом деле происходит страшное – девушке суждено погибнуть ужасной смертью в пустой квартире среди разлагающихся трупов.

Реакция на фильм

Современного зрителя сложно удивить горами мертвых тел или жестокими, извращенными изнасилованиями, например, с использованием бутылки. Но именно эта картина стала для зрителя приоткрывшейся дверью в ад.

Какие бы события ни происходили в фильме, зритель находится на самом пике переживаний, потому что на него постоянно давит ужас от того, что вот-вот произойдет еще одна страшная беда. Во время просмотра фильма не покидает ощущение, что вороны-предвестники смерти где-то совсем рядом.

То, что картина обещает быть сложной и спорной, стало понятно еще на этапе ее создания. Не все актеры, которым предлагались роли, соглашались в нем сыграть, особенно после прочтения сценария.

Например, А.Балабанов видел в роли Журова Евгения Миронова, но последний отказался от предложения. Также не согласился играть профессора Артема Сергей Маковецкий. Хотя позже он занимался озвучкой этого персонажа.

Читайте также: