Гражданин уклейкин краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

Маль­чишки бро­сали бабки, соби­рали змеи и бежали на улицу. Поли­цей­ский, кидав­ший в рот семечки у окна пра­чеш­ной, выдви­гался на мосто­вую. В само­вар­ном заве­де­нии Косо­ры­лова сти­хал лязг, и чума­зые мед­ники высы­пали к воро­там. Порт­нихи вытя­ги­ва­лись из окон, роняя горшки герани.

— Идет. Твердо идет нонеча.

Головы пово­ра­чи­ва­ются к посту.

— А што твой Ладуш­кин. Мах­нет про­ул­ком… Как намедни в одной опорке-то стеганул.

— Ужли не про­рвется, а?

Всем хочется, чтобы Уклей­кин про­рвался на Золо­тую улицу, в пуб­лику. За ним ринутся, и будет скандал.

Уклей­кин нач­нет отка­лы­вать, про­хва­ты­вать и печа­тать, начи­ная с головы и кон­чая под­час­ком. Пока захва­тят и погру­зят на извоз­чика, он высып­лет много кое-чего, о чем не гово­рят громко, а раз­но­сят из дома в дом так, что сей­час же узнают на задвор­ках; что каза­лось забы­тым и вдруг всплы­вает; что было даже одоб­рено про себя, но чего в откры­тую еще сты­дятся; что шмыг­нуло мимо порт­фе­лей сле­до­ва­теля и про­ку­рора, ловко избегло удара печат­ного станка и вдруг непо­нят­ным путем встрях­ну­лось в помра­чен­ных моз­гах и гулко выка­ти­лось на улицу из сип­лой глотки полу­пья­ного сапожника.

— Чего гля­дите-то. Уклей­кин, что ли-ча, идет? — спра­ши­вают сверху портнихи.

— Мчит! Спу­щай­тесь, Танечка!

— А ну вас… Нам и здесь хорошо.

— Им не годится середь пуб­лики в откры­том виде.

— Варька-то, Варька-то рас­полз­лась! ровно как мягкая…

— Со щико­ладу. Ее кажин­ный вечер мухин­ский кон­тор­щик щико­ла­дом удовлетворяет.

Уклей­кин идет реши­тельно, высоко поды­мая тощие, узло­ва­тые ноги, словно выдер­ги­вает их из мосто­вой. Как гре­му­чая змея хво­стом, шму­ры­гает он опор­ками, под­тя­ги­вая на ходу остатки порван­ных шта­нов. Испи­тое, зеле­но­ва­тое лицо сосре­до­то­ченно-мрачно, а глаза водя­ни­сты и тусклы. Он уже поте­рял кар­туз и сле­дит за опор­ками. Маль­чишки весе­лым роем кру­жат и жалят.

Он выди­рает слова из нутра, и они падают толч­ками, как малень­кие частые пули. Худая рука под­нята и гро­зит паль­цем, а глаза видят какую-то никому не ведо­мую точку.

— Уклей­кину почет-ува­же­ние! Ото­шел. Клади им.

— Пре­да­лись. Шпана. Дар-рмоед!

— Сыпь! Жарь! Качай их! Во-от.

Толпа подви­га­ется вме­сте с Уклей­ки­ным к посту.

— Достигну. Сыщу. Што. Душ-ши. Брюш­ники. Ман­жет­ники, черти. Што‑о? Пропущай!

Поли­цей­ский стоит, рас­ста­вив руки, и сле­дит за Уклей­ки­ным, словно играет в коршуны.

— Ты лутче не шкан­даль. Гуляй себе и не шкандаль!

— Про­пу­щай. Слово хочу!

— Нет тебе ходу дальше!

— В‑вы… так што… поли­цей­ский? Рази я допу­щаю, што…

Уклей­кин тара­щит остек­лев­шие глаза, пыта­ется гово­рить отчет­ливо и казаться веж­ли­вым и трез­вым, и голос его играет.

— Та-ак… А п‑позвольте вас спро­сить… Вы… госпо-дин поли­цей­ский? Пр-равильно я говорю. Хо-рош-шо… Вы тут поста­нов­лены… для чего? Для пор-ряд­ков? Хо-рро-шо‑о. Для поряд­ков вы тут поста­нов­лены? Вас тут уста­но­вили? Та-ак… А вы, какое такое пра­вило, што вы… не хочете никого про­пу­щать. А? Ежели я житель… и все такое… Могу я гулять по воз­духу… и при пуб­лике, а? Могу я выра­жать, штобы…

— Вот тебе пуб­лика, и гуляй!

— А я в раз­ные сто­роны хочу. Вить я житель… и все жители… А мне пуб­лику надо… пу-бли-ку. Шпана! Шка­лики. Слово хочу ска­зать. Пропущай!

И он выпя­чи­вает грудь, накры­тую затер­тым фартуком.

— Раз ты наме­рен без­об­ра­зить, я чичас тебя…

— За-чем, без­об­ра­зий нет… Вы не про­пу­ща­ете жите­лев… и я… А поз­вольте вас спро­сить: тебе кто жало­ва­нье пла­тит, а? Не-ет, ты не засло­няй… Я вот негра­мот­ный и ничего не знаю, а вы зна­ете все законы… и хочу вас спро­сить… Вы не жела­ете ска­зать? Та-ак, хор-ро-шо. А ежели я город­ской голове слово хочу ска­зать. Ж‑жулик! Всех жите­лев обо­крал! Шкалик.

— В‑во-от чисти-ит. Н‑ну‑у…

— Ты не без­об­разь! За такие слова тебя…

— Пово­ло­кешь? Н‑на‑а. Я го-спо-ди-ну… при­ставу слово хочу сказать.

— Ты до началь­ства не при­ка­сайся… Ты не…

— Треш­ник сло­пал! В сапо­гах ходить любит… Где такое пра­вило? Предались!

— Пра­вильно! Он вить хочь пьян, а понимает.

— Дак ты што ж это.

Поли­цей­ский колеб­лется, — взять или допу­стить. Но народ все свой.

— Не тре­вожь его, гос­по­дин поли­цей­ский… пусть его.

— Уклей­кин, стих скажи! Здо­рово у него сла­жено… Вон и барышни желают.

Уклей­кин огля­ды­ва­ется на окна. Розо­вые лица моло­день­ких порт­них задорно смеются.

— У‑ух ты! Мам­зели! Весе­лые барышни. Не намните грудки, оставьте маненько для Мишутки.

— Ах шут эда­кой, загнул.

Взвиз­ги­вают соч­ные моло­дые голоски. Сме­ются все, даже поли­цей­ский. Уклей­кин пере­ме­нил тон, а это обе­щает зре­лище захватывающее.

— Эх, подо­бью каб­лучки-набойки, ходи с угла до помойки!

Весе­лым гулом отзы­ва­ется все­гда сон­ный пере­улок. При­се­дают, хло­пают Уклей­кина по — Уважь еще, Уклей­кин. Про кома­ри­ков-то… Вот продернет.

И‑эх и блошки мои, комарики,

Не горят наши фона­рики!! А отчево?

То-то! Оттово, што город­ская управа

Тащит налево и направо…

— Ну, про­пу­щай. Правду хочу изложить.

— Нальют тебе, брат, за правду.

И‑эх и каб­лучки мои подметки!

И охот­ник я до водки!

Пью пор­тейн я и мадер

И шин­пан­скую партер!

— И наби­рает, шут его возьми…

— Про­пу­щай! Тебе говорят!

— Уклей­кин, про поли­цию вали!

— Про при­става! Гы-гы-гы… Гладко у его про при­става… Да не бойсь!

— Боюсь? Я?! Супро­тив хочь кого!

Поли­цей­ский тре­во­жится, — можно ли. Но он не слы­хал еще про пристава.

— Здесь могешь все, а туда не допущено.

— Достигну! Я их во как изу­важу. Жулье!

— Ну-ка, про несчаст­ного-то… Вклей.

— Л‑ладно… Я ему про­пою… широ­ко­ры­лому черту… Давай его сюды. Н‑ну.

Уж и Ива­нов… наш при­став частный…

Ужасть чело­век несчастный!

— Во-во… как сей­час реза­нет… Ну-ка!

Ни попить ему, ни съесть, —

Все бы как в кар­ман залезть…

— А то в морду сла­зить… Он ма-астер…

И чистит зубы ломовым,

Однако часто… и городовым!

Уклей­кин щурит глаз и делает пояс­ни­тель­ный жест.

— Ну, уж это ты… Ломо­вым это так, а…

Поли­цей­ский не совсем доволен.

— А Мит­реву-то? — воз­ра­жает медник.

— Ну, дак это на пожаре… Дело горячее…

Поли­цей­ский кла­дет на плечо Уклей­кину руку и гово­рит примирительно:

— Ну, вот што, Уклей­кин… сту­пай ты теперь к Мат­рене и не шкандаль.

— Ты меня Мат­ре­ной? Ма-тре-на. Тьфу!

Шкура! Пони­маю я себя ай нет? Про­пу­щай! На пуб­лику хочу. Н‑ну!

— Пущай! Я житель… житель я ай нет? Не можешь меня… Пу-усти!

Уклей­кин напи­рает лицо к лицу, выпя­чи­вает грудь и отки­ды­вает голову.

— Што ж не про­пу­ща­ешь-то его, в сам­деле… Дай ему душу-то отве­сти… Может он гулять-то!

— Рас­хо­дись, ежели без­об­ра­зить. Не скоп­ляйси! Боле как троим не при­ка­зано… Н‑ну‑у!

А из-за толпы уже подо­бра­лась рос­лая, румя­ная баба и пере­хва­ты­вает Уклей­кина за пиджак.

— Шки­лет ты ока­ян­ный, а! Долго мыта­рить-то ты меня будешь, гнида ты несчаст­ная, а?

Теория и методика обучения и воспитания

Мамедова С.И., старший преподаватель Бакинского славянского университета, Азербайджан

1 Михайлов О. Об Иване Шмелеве // Шмелев И.С. Сочинения в двух томах. - М.: Худож. лит., 1989. -Т. 1. - С. 15.

2 Шмелев И.С. Гражданин Уклейкин // Шмелев И.С. Сочинения в двух томах. - М.: Худож. лит., 1989. - Т. 1. - С. 104 (В дальнейшем ссылки на данное издание будут даваться в тексте с указанием тома и страницы - I, 104).

В характере Уклейкина было два начала: внешнее и внутреннее и, как было сказано, больший упор делает автор именно на внутреннем человеке. Но вместе с тем изображается и внешняя сторона его жизни. Более того, она в некотором смысле имеет власть и над внутренней его жизнью, в каком-то смысле формирует, точнее, деформирует ее. «Как и во всяком человеке, в Уклейкине были одно в другом таившиеся два существа. Одно - глубоко внутри, не сознаваемое, а лишь чувствуемое. Оно-то всегда-всегда ныло в нем, билось мучительно, точно хотело вырваться из него и умчаться, а последнее время росло и бродило.

3 Михайлов О. Об Иване Шмелеве, С. 15.

4 Осьминина Е.С. Проблема творческой эволюции И.С. Шмелева. Канд. дисс. - М.: Лит. Ин-т. им. М. Горького, 1993. - С. 35.

С появлением у них нового жильца - наборщика Синицы - в жизни Уклейкина появляются новые понятия, новые мысли, не всегда понятные, но выводящие его из однообразной и избитой жизненной колеи. Уклейкину верилось, что близится что-то грозное, что все переменится. Возникла н

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

Гражданин Уклейкин: краткое содержание, описание и аннотация

Иван Шмелев: другие книги автора

Кто написал Гражданин Уклейкин? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Иван Шмелев: Том 1. Солнце мертвых

Том 1. Солнце мертвых

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Иван Шмелев: История любовная

История любовная

Иван Шмелев: Том 6. История любовная

Том 6. История любовная

Иван Шмелев: Неупиваемая чаша

Неупиваемая чаша

Иван Шмелев: Солнце мертвых

Солнце мертвых

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Гражданин Уклейкин — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Иван Сергеевич Шмелев

— Уклейкин идет! Уклейкин идет.

Мальчишки бросали бабки, собирали змеи и бежали на улицу. Полицейский, кидавший в рот семечки у окна прачешной, выдвигался на мостовую. В самоварном заведении Косорылова стихал лязг, и чумазые медники высыпали к воротам. Портнихи вытягивались из окон, роняя горшки герани.

— Идет. Твердо идет нонеча.

Головы поворачиваются к посту.

— А што твой Ладушкин. Махнет проулком… Как намедни в одной опорке-то стеганул.

— Ужли не прорвется, а?

Всем хочется, чтобы Уклейкин прорвался на Золотую улицу, в публику. За ним ринутся, и будет скандал.

Уклейкин начнет откалывать, прохватывать и печатать, начиная с головы и кончая подчаском. Пока захватят и погрузят на извозчика, он высыплет много кое-чего, о чем не говорят

громко, а разносят из дома в дом так, что сейчас же узнают на задворках; что казалось забытым и вдруг всплывает; что было даже одобрено про себя, но чего в открытую еще стыдятся; что шмыгнуло мимо портфелей следователя и прокурора, ловко избегло удара печатного станка и вдруг непонятным путем встряхнулось в помраченных мозгах и гулко выкатилось на улицу из сиплой глотки полупьяного сапожника.

— Чего глядите-то. Уклейкин, что ли-ча, идет? — спрашивают сверху портнихи.

— Мчит! Спущайтесь, Танечка!

— А ну вас… Нам и здесь хорошо.

— Им не годится середь публики в открытом виде.

— Варька-то, Варька-то расползлась! ровно как мягкая…

— Со щиколаду. Ее кажинный вечер мухинский конторщик щиколадом удовлетворяет.

Уклейкин идет решительно, высоко подымая тощие, узловатые ноги, словно выдергивает их из мостовой. Как гремучая змея хвостом, шмурыгает он опорками, подтягивая на ходу остатки порванных штанов. Испитое, зеленоватое лицо сосредоточенно-мрачно, а глаза водянисты и тусклы. Он уже потерял картуз и следит за опорками. Мальчишки веселым роем кружат и жалят.

Он выдирает слова из нутра, и они падают толчками, как маленькие частые пули. Худая рука поднята и грозит пальцем, а глаза видят какую-то никому не ведомую точку.

— Уклейкину почет-уважение! Отошел. Клади им.

— Предались. Шпана. Дар-рмоед!

— Сыпь! Жарь! Качай их! Во-от.

Толпа подвигается вместе с Уклейкиным к посту.

— Достигну. Сыщу. Што. Душ-ши. Брюшники. Манжетники, черти. Што-о? Пропущай!

Полицейский стоит, расставив руки, и следит за Уклейкиным, словно играет в коршуны.

— Ты лутче не шкандаль. Гуляй себе и не шкандаль!

— Пропущай. Слово хочу!

— Нет тебе ходу дальше!

— В-вы… так што… полицейский? Рази я допущаю, што…

Уклейкин таращит остеклевшие глаза, пытается говорить отчетливо и казаться вежливым и трезвым, и голос его играет.

— Та-ак… А п-позвольте вас спросить… Вы… госпо-дин полицейский? Пр-равильно я говорю. Хо-рош-шо… Вы тут постановлены… для чего? Для пор-рядков? Хо-рро-шо-о. Для порядков вы тут постановлены? Вас тут установили? Та-ак… А вы, какое такое правило, што вы… не хочете никого пропущать. А? Ежели я житель… и все такое… Могу я гулять по воздуху… и при публике, а? Могу я выражать, штобы…

— Вот тебе публика, и гуляй!

— А я в разные стороны хочу. Вить я житель… и все жители… А мне публику надо… пу-бли-ку. Шпана! Шкалики. Слово хочу сказать. Пропущай!

И он выпячивает грудь, накрытую затертым фартуком.

— Раз ты намерен безобразить, я чичас тебя…

— За-чем, безобразий нет… Вы не пропущаете жителев… и я… А позвольте вас спросить: тебе кто жалованье платит, а? Не-ет, ты не заслоняй… Я вот неграмотный и ничего не знаю, а вы знаете все законы… и хочу вас спросить… Вы не желаете сказать? Та-ак, хор-ро-шо. А ежели я городской голове слово хочу сказать. Ж-жулик! Всех жителев обокрал! Шкалик.

Иван Шмелев - Гражданин Уклейкин

Иван Шмелев - Гражданин Уклейкин краткое содержание

Иван Шмелев - Гражданин Уклейкин читать онлайн бесплатно

Иван Сергеевич Шмелев

— Уклейкин идет! Уклейкин идет.

Мальчишки бросали бабки, собирали змеи и бежали на улицу. Полицейский, кидавший в рот семечки у окна прачешной, выдвигался на мостовую. В самоварном заведении Косорылова стихал лязг, и чумазые медники высыпали к воротам. Портнихи вытягивались из окон, роняя горшки герани.

— Идет. Твердо идет нонеча.

Головы поворачиваются к посту.

— А што твой Ладушкин. Махнет проулком… Как намедни в одной опорке-то стеганул.

— Ужли не прорвется, а?

Всем хочется, чтобы Уклейкин прорвался на Золотую улицу, в публику. За ним ринутся, и будет скандал.

Уклейкин начнет откалывать, прохватывать и печатать, начиная с головы и кончая подчаском. Пока захватят и погрузят на извозчика, он высыплет много кое-чего, о чем не говорят

громко, а разносят из дома в дом так, что сейчас же узнают на задворках; что казалось забытым и вдруг всплывает; что было даже одобрено про себя, но чего в открытую еще стыдятся; что шмыгнуло мимо портфелей следователя и прокурора, ловко избегло удара печатного станка и вдруг непонятным путем встряхнулось в помраченных мозгах и гулко выкатилось на улицу из сиплой глотки полупьяного сапожника.

— Чего глядите-то. Уклейкин, что ли-ча, идет? — спрашивают сверху портнихи.

— Мчит! Спущайтесь, Танечка!

— А ну вас… Нам и здесь хорошо.

— Им не годится середь публики в открытом виде.

— Варька-то, Варька-то расползлась! ровно как мягкая…

— Со щиколаду. Ее кажинный вечер мухинский конторщик щиколадом удовлетворяет.

Уклейкин идет решительно, высоко подымая тощие, узловатые ноги, словно выдергивает их из мостовой. Как гремучая змея хвостом, шмурыгает он опорками, подтягивая на ходу остатки порванных штанов. Испитое, зеленоватое лицо сосредоточенно-мрачно, а глаза водянисты и тусклы. Он уже потерял картуз и следит за опорками. Мальчишки веселым роем кружат и жалят.

Он выдирает слова из нутра, и они падают толчками, как маленькие частые пули. Худая рука поднята и грозит пальцем, а глаза видят какую-то никому не ведомую точку.

— Уклейкину почет-уважение! Отошел. Клади им.

— Предались. Шпана. Дар-рмоед!

— Сыпь! Жарь! Качай их! Во-от.

Толпа подвигается вместе с Уклейкиным к посту.

— Достигну. Сыщу. Што. Душ-ши. Брюшники. Манжетники, черти. Што-о? Пропущай!

Полицейский стоит, расставив руки, и следит за Уклейкиным, словно играет в коршуны.

— Ты лутче не шкандаль. Гуляй себе и не шкандаль!

— Пропущай. Слово хочу!

— Нет тебе ходу дальше!

— В-вы… так што… полицейский? Рази я допущаю, што…

Уклейкин таращит остеклевшие глаза, пытается говорить отчетливо и казаться вежливым и трезвым, и голос его играет.

— Та-ак… А п-позвольте вас спросить… Вы… госпо-дин полицейский? Пр-равильно я говорю. Хо-рош-шо… Вы тут постановлены… для чего? Для пор-рядков? Хо-рро-шо-о. Для порядков вы тут постановлены? Вас тут установили? Та-ак… А вы, какое такое правило, што вы… не хочете никого пропущать. А? Ежели я житель… и все такое… Могу я гулять по воздуху… и при публике, а? Могу я выражать, штобы…

— Вот тебе публика, и гуляй!

— А я в разные стороны хочу. Вить я житель… и все жители… А мне публику надо… пу-бли-ку. Шпана! Шкалики. Слово хочу сказать. Пропущай!

И он выпячивает грудь, накрытую затертым фартуком.

— Раз ты намерен безобразить, я чичас тебя…

— За-чем, безобразий нет… Вы не пропущаете жителев… и я… А позвольте вас спросить: тебе кто жалованье платит, а? Не-ет, ты не заслоняй… Я вот неграмотный и ничего не знаю, а вы знаете все законы… и хочу вас спросить… Вы не желаете сказать? Та-ак, хор-ро-шо. А ежели я городской голове слово хочу сказать. Ж-жулик! Всех жителев обокрал! Шкалик.

— В-во-от чисти-ит. Н-ну-у…

— Ты не безобразь! За такие слова тебя…

— Поволокешь? Н-на-а. Я го-спо-ди-ну… приставу слово хочу сказать.

— Ты до начальства не прикасайся… Ты не…

— Трешник слопал! В сапогах ходить любит… Где такое правило? Предались!

— Правильно! Он вить хочь пьян, а понимает.

— Дак ты што ж это.

Полицейский колеблется, — взять или допустить. Но народ все свой.

— Не тревожь его, господин полицейский… пусть его.

— Уклейкин, стих скажи! Здорово у него слажено… Вон и барышни желают.

Уклейкин оглядывается на окна. Розовые лица молоденьких портних задорно смеются.

— У-ух ты! Мамзели! Веселые барышни. Не намните грудки, оставьте маненько для Мишутки.

— Ах шут эдакой, загнул.

Взвизгивают сочные молодые голоски. Смеются все, даже полицейский. Уклейкин переменил тон, а это обещает зрелище захватывающее.

— Эх, подобью каблучки-набойки, ходи с угла до помойки!

Веселым гулом отзывается всегда сонный переулок. Приседают, хлопают Уклейкина по — Уважь еще, Уклейкин. Про комариков-то… Вот продернет.

И-эх и блошки мои, комарики,Не горят наши фонарики!! А отчево?То-то! Оттово, што городская управаТащит налево и направо…

— Ну, пропущай. Правду хочу изложить.

— Нальют тебе, брат, за правду.

И-эх и каблучки мои подметки!И охотник я до водки!Пью портейн я и мадерИ шинпанскую партер!

— И набирает, шут его возьми…

— Пропущай! Тебе говорят!

— Уклейкин, про полицию вали!

— Про пристава! Гы-гы-гы… Гладко у его про пристава… Да не бойсь!

— Боюсь? Я?! Супротив хочь кого!

Полицейский тревожится, — можно ли. Но он не слыхал еще про пристава.

— Здесь могешь все, а туда не допущено.

— Достигну! Я их во как изуважу. Жулье!

— Ну-ка, про несчастного-то… Вклей.

— Л-ладно… Я ему пропою… широкорылому черту… Давай его сюды. Н-ну.

Уж и Иванов… наш пристав частный…Ужасть человек несчастный!Страсть.

— Во-во… как сейчас резанет… Ну-ка!

Ни попить ему, ни съесть, —Все бы как в карман залезть…

— А то в морду слазить… Он ма-астер…

И чистит зубы ломовым,Однако часто… и городовым!

Уклейкин щурит глаз и делает пояснительный жест.

— Ну, уж это ты… Ломовым это так, а…

Полицейский не совсем доволен.

— А Митреву-то? — возражает медник.

— Ну, дак это на пожаре… Дело горячее…

Полицейский кладет на плечо Уклейкину руку и говорит примирительно:

— Ну, вот што, Уклейкин… ступай ты теперь к Матрене и не шкандаль.

— Ты меня Матреной? Ма-тре-на. Тьфу!

Шкура! Понимаю я себя ай нет? Пропущай! На публику хочу. Н-ну!

— Пущай! Я житель… житель я ай нет? Не можешь меня… Пу-усти!

Уклейкин напирает лицо к лицу, выпячивает грудь и откидывает голову.

— Што ж не пропущаешь-то его, в самделе… Дай ему душу-то отвести… Может он гулять-то!

— Расходись, ежели безобразить. Не скопляйси! Боле как троим не приказано… Н-ну-у!

А из-за толпы уже подобралась рослая, румяная баба и перехватывает Уклейкина за пиджак.

— Шкилет ты окаянный, а! Долго мытарить-то ты меня будешь, гнида ты несчастная, а?

Уклейкин сразу вянет, заслоняется рукой и бормочет:

— Не трожь… Сам, сам пойду… Ты не…

— У, несыть, кабашник! Ишь дармоеды, го-го-го! Лупоносы!

Она тащит Уклейкина за плечо, тычет в спину, и он идет толчками, откидываясь назад и на ходу вскакивая в опорки.

— Дай ей леща! Опоркой-то по башке! Э, зеваный черт!

Все еще не расходятся: сочувствуют Уклейкину и ругают Матрену.

— На меня б ее, печенки бы заиграли! — говорит кузнец.

— Уж и намылит она его, нашкипидарит. Чичас он еще в чувстве, а вот когда врастяжку, уж и лупит она его. Полсапожками по грудям, куда влезет.

— Баба могучая, д-д-а-а…

— Прямо клей! Все соки из его выбрала… Вот какая баба — груда!

— У ей крови много… путаная. С отцом дьяконом допрежь она все… Да вот у Власия-то на Стрижах, кудластый-то был… Стирала она у него, а он…

— М-да-а… Баба невредная…

— Хи-хи-хи! — заливались портнихи.

— А вы не слушайте, мы тут про деликатное толкуем.

— А мы и не знаем.

— А не знаете, так спущайтесь вечерком, узнаете…

Застучали медники. Застрочили машинки. Ударили к вечерням.

Когда случалось, в запой, попасть на Золотую улицу, Уклейкин первым делом направлялся к дому городского головы.

— Ага! Городская голова! Л-ловко! В три етажа загнул… Чи-исто. С миру по нитке — голому рубаха.

Мчался, брызгая грязью, рысак с окаменелым чудом на передке, и Уклейкин раскланивался вслед.

— Благодетели гуляют… От-лич-но!

Перед колоннадой депутатского собрания он брал картуз в обе руки, прижимал к груди и поднимал глаза к небу.

Читайте также: