Графиня рудольштадт краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Дилогия о Консуэло по праву считается вершиной в литературном наследии Жорж Санд, легендарной французской писательницы. Ее образ жизни: стремление к независимости, утверждение права женщины выбирать возлюбленного, свободные манеры, мужское имя в качестве псевдонима и мужской костюм - делает ее предтечей феминизма XX века. Творчество писательницы, вызвавшее бурные восторги современников, стало одним из самых значительных явлений европейской литературы XIX века. В основе повествования - мотивы трагического столкновения артиста и общества, нелегкого выбора между карьерой, успехом и тихой семейной заводью. Прототипом героини романа послужила знаменитая французская певица Полина Виардо, бывшая музой И. С. Тургенева.

Вскоре непостижимым для самой себя образом девушка оказывается участницей дворцовых заговоров. Неожиданно её вовлекают в виде посредницы в переписку опального барона Тренка с принцессой Амалией, сестрой короля, который сам начинает живо интересоваться певицей. В то же время в жизни Порпорины происходят таинственные случаи, пошатнувшие её душевный покой. Во время одного из выступлений она узнаёт среди зрителей своего усопшего около года назад мужа Альберта. Случай становится тяжёлым ударом для её психики. Консуэло склонна воспринимать явление графа из мира мёртвых как укор в свой адрес, так как она не успела предотвратить его безвременный конец.

Спустя какое-то время девушка повторно встречает Альберта или кого-то, очень похожего на него, во дворце. Её чувство вины только усугубляется, и в лихорадочном бреду Консуэло видит Альберта разгневанным на неё. Девушку убеждают, что случайное внешнее сходство покойника со здравствующим авантюристом — придворным чародеем Трисмегистом — способно объяснить оба случая. Однако за полгода до того произошла ещё одна странная встреча, вкупе с новыми убедившая девушку в воскрешении Рудольштадта. Тогда маг Калиостро тайно под покровом тьмы показал ей Альберта на заседании какого-то тайного ордена, причём молодой граф выглядел приятно здоровым и бодрым.

Одержимая мыслью встретить Альберта во плоти, Консуэло ищет встречи с Трисмегистом. Но это не так просто: оказалось, что ежегодные посещения чародеем Берлина ограничиваются парой дней и он уже уехал в Варшаву. Консуэло вынуждена признать, что теперь ею владеет только одна страсть: а именно поздно проснувшаяся любовь к опочившему супругу Подебраду.

Через какое-то время на маскараде певицу таинственно предостерегают быть осторожной. Более того, она узнаёт о существовании сразу нескольких заговоров при дворе. Так, принц Генрих не прочь свергнуть Фридриха Великого. Неназванное тайное общество в лице предсказателя Сен-Жермена не только в курсе всех событий в жизни Порпорины, но и уже вовлекло девушку в свою деятельность. А ещё Сен-Жермен поощряет её продолжать хранить верность Подебраду, слухи о кончине которого могут оказаться довольно преувеличенными.

« Так вот, вы любите, любите впервые в жизни, любите по-настоящему, всем сердцем. И тот, кого вы любите так сильно, со слезами раскаяния, ибо год назад вы ещё не любили его, тот, чьё отсутствие для вас мучительно, чьё исчезновение обесцветило вашу жизнь и отняло у вас будущее, — это тот, кого вы видели лежащим на смертном ложе в пышном облачении, в каком знатные семьи с гордостью опускают в могилу своих усопших, это Альберт Рудольштадт.

Но до короля Фридриха, натуры недоверчивой и авторитарной, дошли сведения о контактах Порпорины. Заранее считая всех окружающих потенциальными предателями, монарх преступницей высылает Консуэло в крепость Шпандау. Простудившись во время прогулок под конвоем, девушка в горячке слышит скрипку любимого Альберта.

В карете между ними обнаруживается необъяснимый мощный магнетизм. Этому не препятствует даже упорное таинственное молчание её спасителя. Эротическое напряжение достигает апогея, и руки молодых людей соприкасаются.

« Незнакомец прижал Консуэло к себе, и жар его груди чудодейственным образом воспламенил её, отняв силу и желание отстраниться. И, однако, в нежном и жгучем объятии этого человека не было ничего чувственного, ничего грубого. Его ласка не испугала и не осквернила целомудренной чистоты Консуэло; словно под влиянием каких-то чар, она забыла свою сдержанность, забыла девственную холодность, которая не покидала её даже в объятиях неистового Андзолето, и ответила на восторженный, жаркий поцелуй незнакомца, приникшего к её губам.

Консуэло пытается найти схожесть между своим спасителем и Альбертом. Действительно, общими являются высокий рост и величественная осанка. Обоим около тридцати. Но против гипотезы о воскрешении Рудольштадта говорит, во-первых, отличная физическая форма рыцаря, тогда как Альберт запомнился девушке измождённым и хрупким сомнабулой. Во-вторых, Консуэло никогда не видела в графе предмет для волнительных фантазий, а рыцарь-маска просто-таки выбивал её из привычной колеи.

« — Он очень красив, синьора. Я никогда не видел никого красивее. Настоящий король.

— Неужели, Карл? Он ещё молод?

Интрига достигает высшей точки, когда рыцарь доставляет Консуэло в штаб-квартиру тайного общества Невидимых, которым руководит никто иной, как мать графа Альберта.

После смерти мужа главная героиня, известная оперная певица, попадает в немилость короля. Её спасает неизвестный рыцарь, который оказывается её мужем.

В оперном театре Берлина блистает певица, которую все называют Порпориной, по имени её учителя, знаменитого композитора Порпоры. На самом деле это цыганка Консуэло. Как-то во время спектакля девушка падает в обморок. Присутствующий в зрительном зале король Фридрих Великий проявляет беспокойство. Внимание короля к оперной диве не остаётся незамеченным, придворные обсуждают его новое увлечение.

Певцы рассказывают, как в опере побывал знаменитый чародей Калиостро. Актёры попросили его продемонстрировать своё искусство. Порпорина заявила, что поверит в колдовство, если Калиостро назовёт имя человека, о котором она думает.

Девушку провели в тёмную комнату с призраками. Проведя там некоторое время, она заявила, что Калиостро не настоящий чародей. Она думала о своём учителе Порпоре, а он ей показал её покойного друга, выдавая его за живого. Король считает, что обморок певицы — следствие этого случая, ведь после него девушка всё время плачет. Он отвергает все предположения о любви к ней, просто когда-то она спасла ему жизнь, и он беспокоится за неё.

Сестра короля, принцесса Амалия, заинтересована увлечением брата. Её камеристку, госпожу фон Клейст, беспокоит, что во дворце появился призрак — Белая женщина с метлой. Принцесса считает, что это глупости, главное - не допустить связи певицы с братом. Она посылает госпожу фон Клейст к Порпорине с целью пригласить певицу к себе.

Девушка хочет попросить принцессу, чтоб та помогла её учителю, единственному близкому ей человеку, у которого возникла проблема с документами на границе. Также Порпорина получила письмо, которое должна передать принцессе.

Получив письмо, принцесса чуть не сходит с ума от радости: её возлюбленный барон Тренк бежал из заключения. Из-за связи с принцессой король посадил барона посадил в тюрьму, ложно обвинив его в государственной измене.

В замке Порпорина видит чародея принцессы Трисмегиста и чуть не падает в обморок, так он напоминает ей покойного мужа.

Принцесса Амалия проникается любовью к Порпорине и просит рассказать о своей жизни. Девушка рассказывает, что она с детства бродяжничала с матерью, зарабатывая себе на хлеб пением. Однажды девочку услышал знаменитый маэстро Порпора, взял её в свою школу и после смерти матери заменил ей отца. Консуэло с детства дружила с сиротой Андзолетто, красивым юношей, обладающим прекрасным голосом.

Из-за интриг в театре и измены Андзолетто Консуэло разорвала с ним отношения и отправилась в Чехию, в замок семьи Рудольштадт, чтобы давать уроки юной баронессе Амалии, племяннице хозяина замка графа, Рудольштадт. Сын владельца, граф Альберт, странный молодой человек, который исчезал на несколько недель, а потом появлялся как ни в чём не бывало, влюбился в девушку.

Несмотря на то, что семья Альберта одобрила его отношения с бедной цыганкой, Консуэло растерялась: она не любила Альберта, хотя благоговела перед ним. Услышав об отношениях Консуэло и Альберта, в замке неожиданно появился Андзолетто. Консуэло сбежала в Вену, где теперь жил Порпора. По дороге она встретила юного музыканта Иосифа Гайдна, который также направлялся к знаменитому маэстро, чтобы брать у него уроки музыки.

Молодые люди решили путешествовать вместе. Соблюдая предосторожность, девушка переоделась в мужской костюм. По дороге они познакомились с бароном фон Тренком. Также Консуэло встретила короля Фридриха и помогла ему избежать смерти от рук фанатика. Далее Консуэло встретилась с родственником графа Альберта, который привёз девушку в замок семьи Рудольштадт, так как Альберт умирал от чахотки. На смертном одре они обвенчались.

Консуэло признаётся, что любит умершего мужа. Амалия проникается к девушке симпатией и просит не выдавать королю её тайну.

Порпорина рассказывает Амалии о поразительном внешнем сходстве Альберта и Трисмегиста. Амалия давно знает Трисмегиста, он не может быть графом Альбертом. Порпорина хочет встретиться с чародеем, но он уже уехал и будет не скоро.

Амалия посмеивается над призраком Белой дамы, но все три женщины слышат стук метлы и чьи-то шаги.

Порпорина встречает одного из приближённых короля, который знает, кто на самом деле певица, и говорит ей про призрак Альберта.

Консуэло получает записку, в которой ей предлагают помощь, но она отказывается. В тюрьму по разрешению короля приносят клавесин, и Консуэло может заниматься пением. Ей кажется, что она слышит звуки скрипки. Так играть мог только Альберт.

Девушку посещает один из придворных и рассказывает о заговорах против короля, считая, что она в них тоже участвует, но Консуэло всё отрицает. Ей разрешают выступить в театре. К попавшей в немилость певице боятся подойти коллеги, ей не аплодируют зрители, но вдруг на сцену летит букет цветов.

Видя, что от девушки нельзя ничего добиться, король по окончании театрального сезона забирает у неё клавесин. Принцесса Амалия тяжело заболевает, а Трисмесгист и призрак Женщины с метлой исчезают из дворца.

Неожиданно Консуэло находит в камере тайник и получает таинственные записки с предложением помощи. Она хочет узнать, кто заключён в соседней темнице, и спрашивает об этом у сына тюремщика, уродливого душевнобольного Готлиба. Тут же девушка получает записку, в которой сообщается, что она вскоре всё узнает. С удивлением Консуэло открывает автора записок - это Готлиб, рассуждающий как нормальный человек.

Консуэло получает через Готлиба записку от общества Невидимых, в которой сообщается, что ей готовят побег. Готлиб объясняет, что Невидимые — тайное общество, помогающее нуждающимся и наказывающее зло. Этих людей никто никогда не видел.

С помощью стражников Консуэло удаётся бежать. На свободе девушку поддерживает таинственный незнакомец в маске, к которому она начинает испытывать сильное чувство. У стражника Консуэло узнаёт, что незнакомец одевает маску только при ней. Чем-то он напоминает ей Альберта.

Беглецы добираются до границы и попадают под сильный ливень. Незнакомцу становится плохо, но он не даёт снять с себя маску. В отчаянии Консуэло признаётся ему в любви.

Беглецы находят приют в доме, принадлежащем Невидимым. Окружающие девушку люди тоже носят маски и не выпускают её за ограду. Незнакомец выздоравливает и покидает Консуэло передав ей записку с признанием в любви.

Консуэло получает письма от незнакомца - тот предлагает ей вступить в общество Невидимых. Вскоре девушка узнаёт, что рыцаря зовут Ливерани и он арестован за общение с ней.

Как-то упражняясь в пении, Консуэло снова слышит звуки скрипки. Так играть мог только Альберт.

На церемонии вступления Консуэло в общество Невидимых неизвестный человек, закрыв девушке глаза, приводит её в зал, похожий на суд. Сидящие там судьи и их окружение одеты в маски и напоминают призраки. Судья спрашивает Консуэло, как её зовут. Она называет своё имя. У неё есть ещё одно, которое она никому не открывает. Присутствующие покидают зал, и девушка остаётся одна с судьёй, которому она его называет — графиня Рудольштадт. Судья спрашивает Консуэло, действительно ли она считает Альберта мёртвым. Если это так, то Невидимые, спасшие её, покинут девушку. Растерянная Консуэло просит время подумать и интересуется: разве простая цыганка не может просить у них помощи?

Консуэло просит пощадить рыцаря, но судья уверяет, что ей не нужно о нём беспокоиться.

К заболевшей Консуэло приходит доктор. Им оказывается тот же врач, что присутствовал при смерти Альберта. Доктор считает, что Консуэло попала в руки мошенников, которые хотят убедить её, что Альберт жив, и завладеть состоянием семьи Рудольштадт. Девушка в растерянности: она знает, что у Альберта была летаргия, но как доктор этого не заметил?

Консуэло снова предстаёт перед судьёй. Судья спрашивает: правда ли, что она испытывает любовь к одному из их рыцарей, и как девушка поступит, если окажется, что она не вдова. Консуэло отвечает, что страсть её сильна, но она поборет её из чувства долга. Судья объявляет, что Альберт жив. Ему известно мнение доктора, но он говорит это, чтобы оправдать себя.

Консуэло получает записки от рыцаря Ливерани, который умоляет о встрече. Растерянная девушка решается на свидание. Она выбирается из своего заточения и попадает в заброшенный дом, где встречает барона Тренка и Альберта. Консуэло слышит, как Альберт признаётся, что он разыгрывал роль Трисмегиста при дворе, находился в тюрьме рядом с Консуэло и помог её освобождению. Он любит Консуэло, но не хочет принуждать к отношениям с ним. Альберт знает, что она любит Ливерани, и счастлив этим.

Вернувшись, Консуэло пишет Ливерани письмо, в котором отказывается от него. Но рыцарь упорствует в своих чувствах, и вскоре они встречаются. Рыцарь приводит девушку в суд Невидимых. Она с честью выдерживает испытание и вступает в общество Невидимых.

Консуэло посещает судья, которому она признаётся в своих чувствах к Ливерани и нелюбви к Альберту. Судья открывается девушке: она женщина, мать Альберта Ванда, графиня Рудольштадт.

Молодая красивая женщина вышла замуж без любви за отца Альберта. Увядая в доме мужа, она заболела. Положение ухудшилось, когда она полюбила семейного доктора. Как-то в его отсутствие у неё начался припадок, присутствующий врач принял это за смерть и похоронил её заживо.

Любимый графини, вернувшись, тайно вытащил тела из склепа, чтобы забальзамировать его, понял, что она жива, и решил увезти. Воспитанная в религиозных принципах, будучи ещё замужем, она не смогла стать женой доктора, они живут как брат с сестрой. Чтобы забыться, они вступили в общество Невидимых.

Все мысли Ванды всегда были о сыне Альберте. Под видом подруги его матери она познакомилась с Альбертом, а потом призналась, что она его мать. Ванда видела, что Альберт подвержен каталепсии.

Путешествуя, Альберт познакомился с бароном Тренком. Вступив в общество Невидимых, Альберт под чужим именем бывал во дворце прусского короля, куда так же под видом гадалки заходила Ванда. Они создали призрак Женщины с метлой.

Когда Альберта похоронили, Ванда со своим другом доктором извлекла сына из могилы и привезла его в этот дом. Постепенно Альберт выздоровел. Он всегда думал о Консуэло. До него дошли слухи о связи девушки с прусским королём. Альберт приехал во дворец и узнал правду. Он всегда был рядом с Консуэло и тоже попал в тюрьму. Он безумно любит жену, но не примет её жертвы. Консуэло должна сделать выбор. В спальне она найдёт два наряда: подвенечный и траурный. Выбор за ней.

Консуэло выбирает подвенечное платье. За ней приходят и увозят на лодке по реке. По дороге к ним присоединяется Ливерани. Консуэло слышит арию в исполнении Андзолетто. Ей предлагают встретиться с ним, но девушка отказывается.

Консуэло предстоит последнее испытание: она спускается в подземелье, где видит погибших от пыток, но не отрёкшихся от своей веры. Дойдя до конца, Консуэло падает в обморок. Ливерани подхватывает её. Консуэло отказывается от своей любви и называет себя графиней Рудольштадт, женой Альберта. Ливерани снимает маску: это Альберт Рудольштадт.

Консуэло продолжает карьеру оперной певицы, гастролируя по театрам Европы. Альберт преданно сопровождает жену. С ними также едут дети.

Узнав, что его тётя умирает, Альберт приезжает в Прагу под видом доктора. Но его узнают и арестовывают. Консуэло от переживаний теряет голос. После нескольких лет процесса Альберта отпускают. Они с Консуэло странствуют, давая уроки музыки.

Жорж Санд - Графиня Рудольштадт

Жорж Санд - Графиня Рудольштадт краткое содержание

Дилогия о Консуэло принадлежит к самым известным и популярным произведениям французской писательницы Жорж Санд. Темпераментная и романтичная женщина, Жорж Санд щедро поделилась со своей героиней воспоминаниями и плодами вдохновенных раздумий… Новая встреча со смуглянкой Консуэло — это прекрасная возможность погрузиться в полную опасностей и подлинной страсти атмосферу галантной эпохи, когда люди умели жить в полную силу и умирать с улыбкой на устах.

Графиня Рудольштадт - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Позади этих господ находились два ряда лож, откуда зрители ничего не видели и не слышали, но где они неизменно присутствовали, ибо приличия ради вынуждены были регулярно посещать спектакли, которые столь щедро преподносил им его величество король. Сам же король не пропускал ни одного спектакля. То был отличный способ всегда держать на виду многочисленных членов своей семьи и беспокойный муравейник придворных. Фридрих следовал примеру отца, Вильгельма Толстого, который делал то же, но в плохо сколоченной зале, где, слушая плохих немецких комедиантов, королевское семейство и его двор умирали со скуки в зимние вечера и терпеливо мокли под дождем, пока сам король спал. Фридрих долго страдал от этой домашней тирании, он проклинал ее, он вынужден был ее выносить, но, едва успев стать властелином, восстановил этот обычай, как и многие другие, более деспотические и более жестокие, всю прелесть которых он, оценил теперь, когда сделался единственным человеком в королевстве, переставшим от них страдать.

Однако сетовать никто не смел. Здание оперного театра было великолепно, отделка роскошна, артисты пели превосходно, и король, почти всегда стоявший у рампы, подле оркестра, с наведенным на сцену лорнетом, являл собой образец неутомимого меломана.

Однако в тот период, когда мы вновь начинаем наш рассказ (чтобы не утомлять память наших читательниц, скажем сразу, что со времени последних приключений Консуэло прошел почти год), зима оказалась в Берлине весьма суровой, великий король слегка приоткрыл свою истинную сущность, и Вольтер успел порядком разочароваться в Пруссии. Он сидел в своей ложе между д'Аржансом и Ламетри, уже не притворяясь, будто любит музыку, которую никогда не чувствовал так сильно, как истинную поэзию. У него болел живот, и он с грустью вспоминал неблагодарную, но пылкую публику парижских театров, чье неодобрение причиняло ему столько горя, чьи аплодисменты доставляли столько радости, — публику, соприкосновение с которой так сильно волновало его, что он поклялся никогда больше ее не видеть, хотя не мог помешать себе беспрестанно о ней думать и трудиться для нее не покладая рук.

Если наши читательницы соблаговолят слегка напрячь память, они припомнят, что эти два действующих лица не являлись мужем и женой, как это можно было бы предположить по их псевдонимам. Нет, первый был синьор Уберти, обладатель изумительного контральто, а вторая Zingarella Консуэло, замечательная певица, причем оба являлись учениками профессора Порпоры, который, по итальянскому обычаю того времени, позволил им носить славное имя их учителя.

Надо сознаться, что синьора Порпорина пела в Пруссии далеко не с тем подъемом, на какой она чувствовала себя способной в прежние, лучшие времена. В то время как чистое контральто ее партнера звонко раздавалось во всех уголках берлинской Оперы, оберегаемое всеми благами обеспеченной жизни, привычкой к неизменным успехам и постоянным жалованьем в пятнадцать тысяч ливров за два месяца работы, бедная цыганочка, быть может более пылкая и, уж конечно, более бескорыстная и менее приспособленная к ледяному холоду севера и прусских капралов, не чувствовала сейчас особого воодушевления и пела в той добросовестной, безупречной манере, которая не дает повода для порицания, но и не вызывает энтузиазма. Энтузиазм артистки и энтузиазм публики не могут не быть взаимны. Так вот, в дни славного царствования Фридриха Великого энтузиазма в Берлине не было. Пунктуальность, повиновение и то, что в восемнадцатом столетии, и особенно при дворе Фридриха, называли разумом, — таковы были единственные добродетели, какие могли расцветать в этой атмосфере, температуру которой устанавливал король. Никто из собравшихся в этой зале не имел права вздохнуть или пошевелиться, если на то не было его высочайшего соизволения. Среди всего этого множества зрителей только один из них мог свободно отдаваться своим впечатлениям, и то был король. Публику олицетворял он один, и хоть он был хорошим музыкантом, хоть он любил музыку, все его способности, все склонности были подчинены такой холодной логике, что королевский лорнет, словно прикованный ко всем жестам и ко всем переливам голоса певицы, не только не воодушевлял, а, напротив, совершенно парализовал ее.

вот я и думаю, стоит ли читать.. .
хм, а оьбясняется, откуда мертвый зденко появился у кровати альберта в конце первой части? он что, воскрес или не умирал? да и вроде бы мать альберта тоже умерла! О_о

Первая часть намного ярче, а "Графиня Рудольштадт" как-то выдавлено и размазано. Альберт то появляется, то исчезает, но она выходит за него замуж, теряет голос, уходит навсегда со сцены, у них потом будет много детей, они продадут имение Альберта, станут бедными бродячими артистами и будут воспевать прекрасную богиню бедности.

в конце она навсегда потеряет голос, будет женой альберта, сына назовут зденко, в тюрьме она там сидит, из которой её вытащат "невидимые" - глава которых альберт и его мать. короче! проще тебе прочитать))

читала-не понравилось, сюжет рассказывать -просто смешно, какой же тогда кайф от книги, да и довольно слабенько, совершенно не романтично и просто жаль портить этим продолжением впечатление от Консуэло.

Читайте также: