Крупнейший представитель московской школы живописи иконописец 16 века

Обновлено: 06.07.2024

Московская иконописная школа сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Московского княжества. С середины XIV в. с возвышением Москвы — некогда окраинного города Владимиро-Суздальских земель — Владимир стал утрачивать свою роль.

В XIV в. борьбу за Владимирский великокняжеский престол вели московские и тверские князья. К концу XIV в. преимущество Москвы уже не вызывало сомнений, и московские князья получили титул великих. Дмитрий Донской передал великокняжеский титул по наследству сыну Василию, не считаясь с мнением хана.

Дмитрий Донской был последним, кто носил титул великого князя Владимирского. Постепенно Москва подчинила себе окрестные княжества. Это означало, что теперь русское государство достаточно окрепло, чтобы суметь изгнать татар и положить конец их владычеству на южных территориях.

Икона Христа

  • Икона Христа написана ок. 1399 г. для иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.
  • Феофан Грек придал изображению более мистическое звучание, нежели это было характерно для икон деисусного чина того времени.
  • Спаситель представлен в синей мандорле, где его окружают Силы Небесные в виде херувимов, серафимов и престолов.
  • Земная сфера изображена в виде красного ромба, четыре луча которого несут символы четырех евангелистов, а также символизируют четыре стороны света, по которым распространяется учение Христа.
  • Икона простым способом передает богочеловеческую сущность Иисуса — используется сочетание цветов: красного (земного) и синего (небесного).
  • Москва, ок. 1399 г., 210x141 см.

В XVI в. Московское княжество превратилось в сильнейшее средневековое Русское царство. К этому времени Византийская империя уже пала после захвата турками Константинополя. В 1589 г. в Москве было учреждено патриаршество, что позволило русскому православию достичь полной самостоятельности и отойти от константинопольского влияния.

В сан патриарха Московского и Всея Руси был возведен Иов — человек авторитетный, заслуженный, обладавший, по свидетельству современников, видной наружностью, огромной памятью, начитанностью и редким искусством благолепного служения. По мере того как росло и крепло государство, оно привлекало все больше художников как из отдаленных уголков Руси, так и из-за рубежа.

В Москве работали многие греческие мастера и лучшие живописцы из Новгорода, Пскова и других городов Русского царства, приезжавшие в столицу для участия в росписи новых церквей и соборов. Это отчасти привело к смешению различных стилей иконописи.

Икона Преображения Господня

  • Эта икона Преображения Господня написана в 1403 г. Феофаном Греком или одним из его учеников. Иконописец ввел в известный сюжет новое измерение, связав исихастическую молитву с идеей неземного света из Евангельского повествования о Божественном Преображении Иисуса.
  • Спаситель изображен в белых одеждах в ярком сиянии. Согласно тексту Евангелия, ученики видят Христа в лучах белого света - того, который был до начала времен, - и одновременно слышат голос: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5)
  • Сзади видно сияние призрачного голубого цвета, символизирующего неземной мир.
  • Небесные голубые лучи падают на объятых страхом учеников, распростершихся на земле с ее характерными красными и зелеными тонами.
  • Блики небесных лучей лежат и на пророках Илии и Моисее, стоящих поодаль Христа.
  • Небольшие облака над головами пророков являют образ небесной сферы, где Илия и Моисей общаются с ангелами. Тем самым подчеркивается краткость их пребывания на земле.
  • Москва, ок. 1403 г., 184 х 134 см.

По благословению Высокопреосвященнейшего Тихона,
архиепископа Новосибирского и Бердского

Более 2000 икон Пресвятой Богородицы

Иконы Пресвятой Богородицы

Поиск икон осуществляется по алфавиту, а для упомянутых в месяцеслове – дополнительно по датам празднования.

Автор-составитель: Валерий Мельников
Куратор: протоиерей Димитрий Сальников



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Московская школа иконописи. Знаменный распев"


Рост и усиление Москвы были обусловлены удобным географическим положением. После кровопролитных нашествий Москва смогла сравнительно быстро восстановиться. Сюда хлынул поток беженцев, что способствовало возрождению ремёсел и торговли. Уже к началу XIV века Москва стала одним из самых крупных городов Северо-Восточной Руси.

С XIV века, когда отчётливо проявилось стремление Москвы к государственному и духовному лидерству, на художественную жизнь Московского княжества большое влияние начали оказывать князь и митрополит. Так как Москва провозглашала себя преемницей властных институтов Владимиро-Суздальского княжества, то и в иконописи это привело к последовательной ориентации на владимирские традиции.

Ко второй половине XIV века относится расцвет московской школы иконописи. Наиболее известным живописцем стал Андрей Рублёв. Его творческая манера отличалась мягкостью и обобщённостью силуэтов; гармоничностью колорита и уравновешенностью композиции.

Для византийской иконописи было характерно восприятие Судного дня как беспощадного возмездия за грехи. На русских землях Деисус толковали как надежду на всепрощение. Рублёву удалось оттенить в образе мессии в первую очередь его земное начало. Вера в Бога была путеводной нитью, которая могла вывести в царство вечное.

Рассмотрим Звенигородский чин, написанный Андреем Рублёвым. Так называют несколько икон Деисуса.


Спасителя Рублёв изобразил любящим, сострадающим и снисходительным. Его взгляд утешает, а не устрашает. Образ Бога стал очеловечен. Иисус изображён с высоким открытым лбом, тонким прямым носом и близко посаженными глазами. Всё это создаёт впечатление благожелательности и доброты. От византийского канона изображения Спасителя Рублёв сохранил выразительность лика и глаз.

Рублёву удавалось наслаивать тона таким образом, что яркие цвета просвечивали через верхний слой охры. Благодаря этому, его иконы словно излучают мягкий свет.

В русской православной традиции над Деисусом размещается праздничный ряд – иконы, отражающие земной путь Иисуса, и пророческий ряд – иконы ветхозаветных пророков. Вместе с Деисусом эти ряды составляют высокий русский иконостас.


Местным рядом иконостаса называют алтарную преграду с Царскими вратами. Его украшают различные иконы, но обязательными считаются иконы Иисуса Христа и Богородицы. Икона Богородицы размещается слева от центрального входа в алтарь, а икона Христа – справа. Рядом ставится храмовая икона, которая даёт название храму.

Все бытовые подробности ветхозаветного рассказа Андрей Рублёв опустил. Он оставил только ангелов, трапезу и чашу с головой жертвенного тельца. Эта чаша символ предстоящей жертвы. За спинами ангелов видны дуб, дом и скала.

Центр композиции – чаша с головой жертвенного тельца. Левый ангел является воплощением Бога Отца. Он благословляет чашу, демонстрируя величайшую любовь к людям. Ведь он обрекает своего сына на искупительную жертву.

Ангел посередине – это Бог Сын. Он также благословляет чашу, показывая тем самым, что согласен с волей отца. Это акт послушания и готовности принести себя в жертву.

Справа находится Святой Дух Утешитель – это символ грядущего Воскресения.

Форма чаши встречается в композиции не единожды. Чашу образуют линии подножий и стола. Также она заметна в расположении фигур ангелов.

Гармоническое согласие трёх душ Рублёв показал через очертания круга, который является символом неба и любви. Этот круг образован линией плеч ангелов, слегка вытянутыми к центру ногами и склонёнными головами.

Особое значение Рублёв придавал линиям. Они закруглённые и прямые, диагональные и образующие острые углы. Линиями живописец прекрасно расставлял необходимые акценты. Например, каскад линий плаща среднего ангела привлекает внимание к чаше.

Центральное место в творчестве Дионисия занимает образ Богородицы. В процессе объединения русских земель под эгидой Москвы получила распространение идея о Московском государстве как новом Царстве Богоматери.


Богородица очень почиталась на русских землях. Христианское учение о триедином Боге было сложным для понимания. В то время как образ матери, горюющей по сыну, стал понятен и близок каждому.

Дионисий создал прекрасный фресковый цикл в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря. Сюжеты росписи размещены по традиционной схеме. Купол, барабан и паруса храма украшены изображениями Вседержителя, архангелов, пророков и евангелистов. Эти образы мягкие и безмятежные. Создаётся впечатление, что в небе парят бесплотные создания.

Своды собора украшены евангельскими сюжетами, связанными с Богородицей и чудесами Христа. Верхняя зона стан посвящена теме Акафиста. Так называют религиозные хвалебные гимны. Дионисий посвятил Акафист Богородице.

Нижняя часть стен отражает тему Вселенских соборов. На столбах Дионисий изобразил воинов-мучеников. Западную стену собора занимает Страшный суд. В центральной алтарной апсиде изображена Богоматерь с младенцем.

Фигуры очерчены плавными линиями, которые придают воздушность образам. В них не чувствуется объёма или веса. Несмотря на обилие сюжетов росписи, они объединены светлой радостью по случаю прихода в мир Богородицы.

Три женщины у ложа Анны совершают поклонение маленькой Марии. На фреске слева две служанки склоняются к колыбели Марии. А рядом изображены родители Марии. Девочка трогательно касается руки отца.

Дионисий с помощью разных цветов создал ощущение глубокого покоя и умиротворения. Радость обретения небесной заступницы пронизывает весь цикл фресок на евангельские сюжеты и тему Акафиста. Например, фреска, изображающая первое чуда Иисуса, совершённое на свадьбе в Кане Галилейской. Согласно Евангелию, во время брачного пира закончилось вино. Тогда Мария попросила Иисуса о помощи. Иисус велел наполнить сосуды водой и превратил её в вино.

Приподнятое настроение в изображении Богородицы проявляется как тихое молитвенное предстояние. Оно исполнено духовности и достигается композицией и выбором цвета. Дионисий многократно воспроизводит фигуру Марии в разных сценах, плавно перетекающих одна в другую.

Также живописец сдвинул фигуры Богоматери и Иисуса в сторону от центра, разместив их среди второстепенных персонажей. Атмосфера молитвенного предстояния создана высветленной палитрой цветовых сочетаний. Смотрящий на фреску человек воспринимает сначала нежные розовые, светло-жёлтые и дымчато-фиолетовые тона. Только затем из этого многообразия цвета выделяются отдельные сцены и фигуры.

Особенностью живописи Дионисия стало то, что заменял красный цвет на рябиновый или бледно-малиновый; зелёный – на салатовый, а синий – на бирюзовый.

Атмосферу в соборах, созданную фресками, дополняла музыка, уводящая душу в заоблачные выси. Монодия – одноголосое церковное пение с ярко выраженным мелодическим началом. Оно словно пересекалось с плавными линиями фрескового декора.

Давайте подведём итоги. Ко второй половине XIV века относится расцвет московской школы иконописи. Наиболее известным живописцем московской школы стал Андрей Рублёв. Идею торжества единого Русского государства воплощает живопись Дионисия. Центральное место в творчестве Дионисия занимает образ Богородицы. Основным видом древнерусского богослужебного пения был знаменный распев.

Православие в искусстве

Православие в искусстве

Православие в искусстве запись закреплена

ИКОНОПИСЕЦ ДИОНИСИЙ, УЧЕНИК АНДРЕЯ РУБЛЕВА.

Творчество иконописца Дионисия - ликующая светлая песнь в красках гениального русского художника, прославляющая добро и красоту, - явилось ярким выражением созидания Святой Руси, расцвета православной культуры и искусства эпохи XV-XVI вв. когда Московское государство утверждало свое могущество.

[1] Никоновская летопись. Святыни московского Кремля. Сост. Костикова Р.С.- М.,2001,- 127 с.,илл,с. 12-13.

[2] Живопись конца XV-начала XVI века. Дионисий.. Русское искусство: под ред. М.М.Раковой, И.В.Рязанцева. - М.,1991,с.70-73.

[4] Плугин В.А. Дионисий. Изобразительное искусство Москвы второй половины XV- начала XVI века. С.75-79.-История русского и советского искусства.- М.,1979, 448 с..илл.

[5] Святая Русь. Шедевры русского искусства IX-XIX веков. М.,2011.- каталог выставки ГТГ 26 мая-14 августа 2011 г., с.75.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Московская школа иконописи. Знаменный распев"


Рост и усиление Москвы были обусловлены удобным географическим положением. После кровопролитных нашествий Москва смогла сравнительно быстро восстановиться. Сюда хлынул поток беженцев, что способствовало возрождению ремёсел и торговли. Уже к началу XIV века Москва стала одним из самых крупных городов Северо-Восточной Руси.

С XIV века, когда отчётливо проявилось стремление Москвы к государственному и духовному лидерству, на художественную жизнь Московского княжества большое влияние начали оказывать князь и митрополит. Так как Москва провозглашала себя преемницей властных институтов Владимиро-Суздальского княжества, то и в иконописи это привело к последовательной ориентации на владимирские традиции.

Ко второй половине XIV века относится расцвет московской школы иконописи. Наиболее известным живописцем стал Андрей Рублёв. Его творческая манера отличалась мягкостью и обобщённостью силуэтов; гармоничностью колорита и уравновешенностью композиции.

Для византийской иконописи было характерно восприятие Судного дня как беспощадного возмездия за грехи. На русских землях Деисус толковали как надежду на всепрощение. Рублёву удалось оттенить в образе мессии в первую очередь его земное начало. Вера в Бога была путеводной нитью, которая могла вывести в царство вечное.

Рассмотрим Звенигородский чин, написанный Андреем Рублёвым. Так называют несколько икон Деисуса.


Спасителя Рублёв изобразил любящим, сострадающим и снисходительным. Его взгляд утешает, а не устрашает. Образ Бога стал очеловечен. Иисус изображён с высоким открытым лбом, тонким прямым носом и близко посаженными глазами. Всё это создаёт впечатление благожелательности и доброты. От византийского канона изображения Спасителя Рублёв сохранил выразительность лика и глаз.

Рублёву удавалось наслаивать тона таким образом, что яркие цвета просвечивали через верхний слой охры. Благодаря этому, его иконы словно излучают мягкий свет.

В русской православной традиции над Деисусом размещается праздничный ряд – иконы, отражающие земной путь Иисуса, и пророческий ряд – иконы ветхозаветных пророков. Вместе с Деисусом эти ряды составляют высокий русский иконостас.


Местным рядом иконостаса называют алтарную преграду с Царскими вратами. Его украшают различные иконы, но обязательными считаются иконы Иисуса Христа и Богородицы. Икона Богородицы размещается слева от центрального входа в алтарь, а икона Христа – справа. Рядом ставится храмовая икона, которая даёт название храму.

Все бытовые подробности ветхозаветного рассказа Андрей Рублёв опустил. Он оставил только ангелов, трапезу и чашу с головой жертвенного тельца. Эта чаша символ предстоящей жертвы. За спинами ангелов видны дуб, дом и скала.

Центр композиции – чаша с головой жертвенного тельца. Левый ангел является воплощением Бога Отца. Он благословляет чашу, демонстрируя величайшую любовь к людям. Ведь он обрекает своего сына на искупительную жертву.

Ангел посередине – это Бог Сын. Он также благословляет чашу, показывая тем самым, что согласен с волей отца. Это акт послушания и готовности принести себя в жертву.

Справа находится Святой Дух Утешитель – это символ грядущего Воскресения.

Форма чаши встречается в композиции не единожды. Чашу образуют линии подножий и стола. Также она заметна в расположении фигур ангелов.

Гармоническое согласие трёх душ Рублёв показал через очертания круга, который является символом неба и любви. Этот круг образован линией плеч ангелов, слегка вытянутыми к центру ногами и склонёнными головами.

Особое значение Рублёв придавал линиям. Они закруглённые и прямые, диагональные и образующие острые углы. Линиями живописец прекрасно расставлял необходимые акценты. Например, каскад линий плаща среднего ангела привлекает внимание к чаше.

Центральное место в творчестве Дионисия занимает образ Богородицы. В процессе объединения русских земель под эгидой Москвы получила распространение идея о Московском государстве как новом Царстве Богоматери.


Богородица очень почиталась на русских землях. Христианское учение о триедином Боге было сложным для понимания. В то время как образ матери, горюющей по сыну, стал понятен и близок каждому.

Дионисий создал прекрасный фресковый цикл в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря. Сюжеты росписи размещены по традиционной схеме. Купол, барабан и паруса храма украшены изображениями Вседержителя, архангелов, пророков и евангелистов. Эти образы мягкие и безмятежные. Создаётся впечатление, что в небе парят бесплотные создания.

Своды собора украшены евангельскими сюжетами, связанными с Богородицей и чудесами Христа. Верхняя зона стан посвящена теме Акафиста. Так называют религиозные хвалебные гимны. Дионисий посвятил Акафист Богородице.

Нижняя часть стен отражает тему Вселенских соборов. На столбах Дионисий изобразил воинов-мучеников. Западную стену собора занимает Страшный суд. В центральной алтарной апсиде изображена Богоматерь с младенцем.

Фигуры очерчены плавными линиями, которые придают воздушность образам. В них не чувствуется объёма или веса. Несмотря на обилие сюжетов росписи, они объединены светлой радостью по случаю прихода в мир Богородицы.

Три женщины у ложа Анны совершают поклонение маленькой Марии. На фреске слева две служанки склоняются к колыбели Марии. А рядом изображены родители Марии. Девочка трогательно касается руки отца.

Дионисий с помощью разных цветов создал ощущение глубокого покоя и умиротворения. Радость обретения небесной заступницы пронизывает весь цикл фресок на евангельские сюжеты и тему Акафиста. Например, фреска, изображающая первое чуда Иисуса, совершённое на свадьбе в Кане Галилейской. Согласно Евангелию, во время брачного пира закончилось вино. Тогда Мария попросила Иисуса о помощи. Иисус велел наполнить сосуды водой и превратил её в вино.

Приподнятое настроение в изображении Богородицы проявляется как тихое молитвенное предстояние. Оно исполнено духовности и достигается композицией и выбором цвета. Дионисий многократно воспроизводит фигуру Марии в разных сценах, плавно перетекающих одна в другую.

Также живописец сдвинул фигуры Богоматери и Иисуса в сторону от центра, разместив их среди второстепенных персонажей. Атмосфера молитвенного предстояния создана высветленной палитрой цветовых сочетаний. Смотрящий на фреску человек воспринимает сначала нежные розовые, светло-жёлтые и дымчато-фиолетовые тона. Только затем из этого многообразия цвета выделяются отдельные сцены и фигуры.

Особенностью живописи Дионисия стало то, что заменял красный цвет на рябиновый или бледно-малиновый; зелёный – на салатовый, а синий – на бирюзовый.

Атмосферу в соборах, созданную фресками, дополняла музыка, уводящая душу в заоблачные выси. Монодия – одноголосое церковное пение с ярко выраженным мелодическим началом. Оно словно пересекалось с плавными линиями фрескового декора.

Давайте подведём итоги. Ко второй половине XIV века относится расцвет московской школы иконописи. Наиболее известным живописцем московской школы стал Андрей Рублёв. Идею торжества единого Русского государства воплощает живопись Дионисия. Центральное место в творчестве Дионисия занимает образ Богородицы. Основным видом древнерусского богослужебного пения был знаменный распев.

Читайте также: