Графическое моделирование в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

НАЧАЛА ГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Каримов М.Ф., канд. физ.-мат. наук, профессор

г. Бирск, ФГБОУ ВПО Бирский филиал БашГУ

Султанаева А.С., студ. педфака

г. Бирск, ФГБОУ ВПО Бирский филиал БашГУ

Учебное и научное моделирование объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности имеет исходным пунктом детский сад, где дошкольники приобретают начальные знания, умения и навыки в области познания окружающего нас мира.

Отметим, что зачатки графического моделирования действительности появились еще в Древнем мире в виде наскальных или пещерных рисунков первобытных людей.

Графическое моделирование объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности востребовано на высоком уровне исполнения и в двадцать первом веке для обеспечения научно-технического и социально-экономического прогресса каждой страны [1,2].

Графическое общение, как универсальный язык письменности, в настоящее время общепринято и понятно всем людям.

Графическая модель фрагмента действительности позволяет избежать недостатки и ограничения словесной модели, заключающиеся в длинных, запутанных и неполных описаниях объектов, процессов и явлений окружающего нас мира.

Для графического моделирования с дошкольниками фрагментов окружающего нас мира в детском саду проектируются и реализуются познавательные сюжетно-ролевые игры, в которых объектами моделирования выделяются животные, рыбы, птицы, машины и т.д.

Задачами, исходящими из данной дидактической цели, выделяются:

1) способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в детской группе;

3) развивать у детей зрительное восприятие объектов, процессов и явлений природной действительности;

4) развивать необходимую для успешного графического моделирования действительности мелкую моторику у детей;

5) развивать на примере графических моделей объектов зрительную память, внимание, речь у воспитанников;

6) вызвать познавательный интерес детей к нетрадиционной форме рисования (например, ладошкой);

7) сочетать в течение одного занятия несколько приемов рисования (ладошкой, кисточкой и т.д.).

Наш дидактический опыт в подготовительной к школе группе детского сада [3] выявил наличие у детей знаний, умений и навыков компьютерного графического моделирования в среде ряда графических редакторов персональных компьютеров.

Разновидностью графических моделей, создаваемых в детском саду, являются простейшие схемы, графики и рисунки, усваиваемые детьми, начиная со второй младшей группы.

Воспитанники детского сада с удовольствием моделируют с помощью различных знаков процесс изменения погодных условий во дворе дошкольного учреждения.

Если в первый день начала новой недели светит солнце, то дошкольники рисуют на бумаге графическую модель погоды - солнышко, если во дворе дождливо, то дети рисуют в продолжении модели капельки.

Последовательность клеточек графической модели с различным содержимым позволяет судить воспитателю и дошкольникам о процессе изменения погодных условий в данной местности в течение недели, месяца или квартала.

Более сложная объемная с графическими элементами модель представляется с помощью классического глобуса.

Приклеивая на глобус рисунки морей, континентов, государств и городов, можно создать пространственную графическую модель земного шара.

Наш дидактический опыт показывает, что в построении графической объемной модели земного шара активно участвует большинство дошкольников.

Описанная выше методика графического моделирования позволяет развивать творческое мышление детей дошкольного возраста и помогает в познании окружающего их мира.

Выводом, следующим из приведенного выше краткого материала о началах графического моделирования в детском саду, является положение о том, что успешное построение и использование моделей объектов, процессов и явлений возможно со второй младшей группы детского сада, и оно способствует повышению уровня творческого потенциала дошкольников.

1. Каримов М.Ф. Политехническое содержание школьного и вузовского курсов информатики и вычислительной техники // Подготовка учителя в условиях непрерывного образования ( Сборник научных статей ). – Уфа: Изд-во Башкирского госпединститута, 1989. - С. 193-200.

2. Каримов М.Ф. Подготовка будущих учителей-исследователей в информационном обществе. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. - 612 с.

Цель занятия: учить детей правильно называть игрушки, их качество. Расширить представление о свойстве игрушек. Формировать умение проявлять интерес и любознательность при наблюдении и исследовании предметов. Передавать информацию из наблюдений. Развивать познавательные процессы: слухоречевую память, логическое мышление, зрительное внимание. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительным. Активизировать речь детей в процессе экспериментирования. Развивть тонкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию .Воспитывать бережное отношение к игрушкам, дружеские взаимоотношения.

Оборудование : коробочка с игрушками, клубок ниток, игрушки из разного материала: резины, дерева, железа, пластмассы, два стакана: один из стекла, другой из пластмассы, емкость с водой,бросовый материал, природный материал, цветной картон, пластелин.

Предварительная работа: опыт с игрушками, изготовление игрушек из разного материала, беседа об игрушках.

Словарная работа: резиновая, пластмассовая, деревянная, железная

Ход занятия

Дети входят в зал приветствуют гостей.

От всей души
С большой любовью,
Желаем всем здоровья.

Ч тоб дорожку нам найти
Чтобы мимо не пройти.
Чтоб на станцию попасть
Ты клубочек покатись.

Посмотрите, дети куда нас клубочек привел ?

А хотите посмотреть, что в ней лежит? Игрушки.

Цель: назвать игрушку, согласовать прилагательное с существительным. Например: это мячик, он резиновый.

Цель: с помощью стакана определить свойства предметов, сделать выводы

Воспитатель: А сейчас мы проделаем опыт. На столе стоят два стакана: как вы думаете, из одного материала они сделаны? (ответы детей). (Рассматривают каждый стакан). Предлагаю вам поразмышлять: если опустить в стаканы игрушки, в котором будет видно? (ответы детей). Дети проделывают опыт со стаканами. (опускают игрушки в оба стакана, делают выводы).

Цель: с помощью воды, определить свойства предметов.

Воспитатель: А сейчас мы проделаем другую работу. На столе лежат игрушки из разного материала: как вы думаете, какая из этих игрушек утонет? (ответы детей). А теперь проделаем опыт с игрушками (дети бросают игрушки в емкость с водой, делают выводы).

Посмотрите машет
Желтою косынкой
Куколка Маша
На лесной тропинке
Машут провожают
Желтые окошки
А вокруг березки
Желтые сережки
За спиной у Маши
Желтое лукошко
На ногах у Маши
Новые сапожки
Праздничный передник
Вышит желтым шелком
И бежит за Машей
Шарик желтый, желтый.

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю за столы.

Скажите, что мы будем делать?

Сегодня вы будете делать игрушку из разного материала.

Дети самостоятельно выбирают матералы, приступают к выполнению игрушки. Воспитатаель оказывает индивидуальную помощь в ходе работы. После выполнения работы, дети с помощью схемы, рассказывают о своей игрушке.

Схема описания игрушек


Воспитатель: На этом наше путешествие закончилось. О чем мы сегодня говорили на занятии? Что вам больше всего понравилось ? Что у вас получилось легко? А какие были затруднения?Что вы узнали нового? (Ответы детей). Все ваши игрушки получились разные и очень красивые, вы все хорошо поработали. Молодцы.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Цель: пополнить знания детей о том какие бывают игрушки ( деревянные, мягкие, резиновые, пластмассовые), ввести понятие бумажной игрушки, на примере экспериментального опыта познакомить со свойством бумаги ( бумага бывает: тонкая, прозрачная, толстая, плотная).

Задачи: учить детей составлять описательный рассказ об игрушке по схеме графического моделирования и с помощью вопросов воспитателя ( какого цвета, какого размера, с какой геометрической формой схожа, из какого материала сделана, из каких частей состоит, как с ней играют, кто с ней играет, твоё отношение к игрушкам). Развивать мышление, память, связную речь, прививать дошкольникам бережное отношение к игрушкам.

Ход занятия

- Ребята, я вам всем желаю здоровья и много улыбок! А вы, что друг другу хотите пожелать!

- Это моя мама. Она когда была маленькой играла в куклы.

- Это мой папа. Он любил играть в солдатиков.

- Это моя сестра. Она уже большая. Её игрушки до сих пор лежат в её комнате. Она иногда даёт с ними поиграть.

- А это я. У меня дома много игрушек.

Пролетает другой бумажный самолётик, на борту которого дети замечают задание к игре.


Детям предлагаются схемы, по которым они должны узнать какая игрушка лежит в корзине накрытая цветным платком. Такого же цвета у каждого из них схема-карточка.
Например: Это игрушка. Она бывает разных цветов. У неё есть кузов и кабина. С ней играют мальчики.

Пролетает цветной бумажный самолётик с заданием. Воспитатель предлагает детям выполнить его.


Дети с угаданной игрушкой садятся за столы и начинают в парах друг другу описывать её.

Называют игрушку. Какого она цвета, какой формы, большая или маленькая, из какого материала сделана. После прослушивания нескольких рассказов воспитатель изменяет либо добавляет элементы описания признаков игрушки. К примеру: как с ней играют, кто с ней играет (мальчики или девочки), как нужно относиться к игрушке, твоё отношение к этой игрушке.

- Это кукла. Платье у неё красного цвета, туфли жёлтые. Голова круглая. Ноги, руки, туловище овальной формы. Она большая. Кукла сделана из пластмассы.

После изменения схемы получается такой рассказ:

- Это кукла. Платье у неё красного цвета, туфли жёлтые. Я её катаю на коляске. Укачиваю, кормлю. Я очень люблю с ней играть. Её нельзя ломать, ведь ей будет больно.

Бумажный голубой самолётик с фотографией плачущего клоуна. Воспитатель предлагает детям идти дальше.

На столе сидит клоун, рядом с ним таз с водой. В воде лежат промокшие насквозь кораблики из салфеток.

- Здравствуй клоун! Что случилось? Почему ты плачешь?

- Я сделал много корабликов. Решил их запустить. А они не плывут совсем. Насквозь промокли.

- Не переживай мы тебе с ребятами поможем. Салфетка очень тонкая и если мы с вами посмотрим на свет она даже просвечивается и ещё очень легко рвётся.

Смотрят через неё на свет и рвут. Делают выводы.

- А если мы, к примеру, возьмём картон. Это ведь тоже бумага, но в сравнении с салфеткой толще и из неё сделаем кораблик нашему клоуну. То он обязательно поплывёт. Картонный кораблик тоже намокнет, но произойдёт это гораздо позже, чем с салфеткой.

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека, когда закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Детям приходится решать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

Известно, что ребенок, использующий разнообразные средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения жизненно необходимой информации.

Для становления ребенка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию соответствующую поставленной цели, познавать и использовать освоенные способы действий.

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является моделирование (наглядно-практический метод обучения).

Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними, т. к. дошкольники мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. А использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки машин и т. п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

Для активизации умственной работы детей можно использовать различные виды моделей, придерживаясь ряда требований к ним:

- аналогичность модели предмету познания в знакомых ребёнку признаках;

- доступность для познания;

- расчленённость элементов объекта;

Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности:

- замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);

- использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет);

- построение моделей : по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет).

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Преимущества использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоят в том, что:

- дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, данный метод вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

- использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

- применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В дидактике выделены три вида моделей :

Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции, предмета или предметов, закономерно связанных друг с другом. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие связи, конструктивные особенности.

Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель показывает связи в изолированном и обобщенном виде.

Третий вид - графические модели, обобщенно передающие разные виды отношений, представляет собой графики, формулы, схемы и т. д.

Приемами наглядного моделирования являются :

Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т. к. замещение основывается на каком-либо различии между персонажами.

Условными заместителями могут выступать символы разнообразного характера:

геометрические фигуры или полоски;

символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

планы и условные обозначения, используемые в них;

контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;

как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;

как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций;

как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.

как средство, помогающее изложить мысли в устной форме.

Мнемотаблицы — это схемы, в которые заложена определенная информация.

Схемы – модели с успехом могут использоваться в процессе освоения детьми речи, в формировании природоведческих знаний, конструирования, в изобразительной деятельности, а также в трудовой и игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Дошкольники с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы дошкольного образования, так и в дальнейшем программы обучения общеобразовательной школы. Работая с детьми, педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. В работе наглядное моделирование, позволяет предотвратить быструю утомляемость, создать интерес к занятиям, научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Так, старшие дошкольники даже при однократном объяснении могут понять, что такое план помещения, и, пользуясь отметкой в плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они узнают схематические изображения предметов, пользуясь схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, и т. п.

Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений. Так, в процессе формирования математических представлений у дошкольников обнаружено, что чрезвычайно трудно ознакомить детей с отношениями части и целого. Словесные объяснения дети не всегда понимают, но при помощи схематического изображения дети легко начали понимать, что любой целый предмет может быть разделен и восстановлен из частей.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

В сюжетно- ролевых играх, дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, выполняют игровые действия в соответствии с задуманным сюжетом.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста различные навыки и умения, в детских садах широко используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями, что заметно облегчает детям запоминание последовательности выполняемых действий.

Моделирование в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношения, существующих между ними

Структура трудового процесса является сложным объектом и поэтому применяется сложная модель. В такой модели должно быть представлено общее поступательное движение трудового процесса (от замысла к результату, которое представлено пятью компонентами:

1. Постановка цели и мотивация трудового процесса.

2. Отбор предметов труда.

3. Трудовое оборудование.

4. Порядок трудовых действий.

5. Результат труда.

Если какой-либо компонент выпадает, то результат не может, быть достигнут.

Еще более явно выступает момент наглядного моделирования в детской конструктивной деятельности. Создаваемые детьми конструкции из строительного материала и различных конструкторов представляют собой объемные модели предметов и ситуаций и затем используются в качестве таковых в процессе сюжетно-ролевых игр.

Однако следует заметить то, что в самых разных видах деятельности дети не просто "символизируют" или обозначают предметы и ситуации, но создают их наглядные модели, устанавливая между отдельными заместителями отношения, адекватные отношениям замещаемых объектов.

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями.

Использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность. Дети учатся связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни, преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Использование наглядного моделирования в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью.

Метод наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми "Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Формирование связной речи посредством наглядного моделирования Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного.

Конспект занятия по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования во второй младшей группе Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования. Автор: Воспитатель Согрина.

Прогулки в детском саду

Прогулки в детском саду Прогулка на улице имеет особое значение для ребенка. На прогулке дети активно двигаются, дышат свежим воздухом, познают окружающий мир,.

Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования. Несомненно, связная речь очень важна в общении ребёнка со взрослыми и сверстниками. Это развёрнутое изложение определённого содержания,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Авторское методическое пособие

Актуальность методического пособия определяется его направленностью на реализацию развивающей функции образования, что является ключевой задачей современной образовательной ситуации в целом и в дошкольном образовании в частности.

Методическое пособие призвано расширить представления о содержании, сферах использования и образовательных эффектах метода графического моделирования для развития логического мышления детей дошкольного возраста.

Содержание включает в себя:

- Описание метода наглядного моделирования с помощью кругов Эйлера.

- Этапы овладения действием наглядного моделирования с помощью кругов Эйлера.

- Методические советы по организации образовательной деятельности детей.

Практическая значимость данного пособия для педагогов связана с включением в их содержание конкретных примеров работы с использованием метода наглядного моделирования с помощью кругов Эйлера.

В современных условиях от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен быть более наглядным и динамичным. Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское познание, может стать моделирование .

Приемы моделирования особенно эффективны для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия научиться работать с ними.

В работе наглядное моделирование , позволяет предотвратить быструю утомляемость, создать интерес к занятиям, научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими.

Одну практичную и удобную модель для решения логических задач предлагает выдающийся ученый Леонард Эйлер.

Используя круги Эйлера, ребенок овладевает следующими элементами логических действий:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез - составление целого из частей;

- выбор критериев для сравнения, классификации объектов;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений.

Метод наглядного моделирования с помощью кругов Эйлера чаще всего используется для познавательного развития дошкольников.

Начиная с 4-5 лет детям доступно решение простейших задач с кругами Эйлера, сначала с разъяснениями взрослых, а потом и самостоятельно. С детьми этого возраста уместны простые игры и упражнения, цель которых – закрепление представлений о свойствах предметов и геометрических фигур, тренировка в сравнении предметы по цвету, форме, размеру.

Овладение действием наглядного моделирования с помощью кругов Эйлера по формированию элементарных математических представлений лучше начать со сравнения предметов, у которых присутствует один общий признак (например, форма, цвет, размер, толщина), позже можно брать два и более признака, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Воспитатель кладет на пол обруч, обводит указкой то место, которое находится внутри обруча и рассказывает, что вся остальная часть пола находится вне обруча. Цель работы с одним кругом - учить классифицировать предметы по одному признаку, понимать и применять логическую операцию отрицания НЕ , не называя её.

У каждого ребенка в руке один предмет. Дети по очереди располагают предметы в соответствии с заданием воспитателя. Расположите внутри обруча – все игрушки, а вне обруча – все остальные предметы. Затем проводится беседа по следующим вопросам:

Какие предметы лежат внутри обруча? (игрушки)

Какие предметы оказались вне обруча?

Неправильно, если дети начинают перечислять все предметы вне обруча.

- Выразите свойство всех фигур, лежащих вне круга, одним словом. (Не игрушки)

Важно то, что внутри обруча лежат игрушки, и никаких других предметов там нет.

Затем мы приступаем к распределению предметов на два круга.

Дети выполняют эти простые задания:

- Положите внутрь красного круга треугольные фигуры.

- Положите внутрь синего круга красные фигуры.

После того как все фигуры размещены, воспитатель задает два новых вопроса:

- Какие геометрические фигуры лежат внутри красного круга? (Внутри круга лежат треугольные фигуры).

- Какие геометрические фигуры лежат внутри синего круга? (Внутри круга лежат красные фигуры).

Этот ответ содержится в самом условии только что решенной задачи и формулируется обычно без особого труда. Правильного ответа на второй вопрос приходится ждать дольше.

- Какие геометрические фигуры лежат вне круга? Выразите свойство всех фигур, лежащих вне круга, одним словом. (Вне круга лежат НЕ треугольные, НЕ красные фигуры).

Наша цель в данном случае - охарактеризовать свойство фигур, лежащих вне круга, через свойство фигур внутри круга.

С дошкольниками можно использовать несколько моделей кругов :

а) Непересекающиеся круги ;

б) Пересекающиеся круги ;

в) Один круг вложен в другой.

Цель работы над задачами с двумя кругами - развить умение классифицировать предметы по двум свойствам, понимать и применять логическую операцию конъюнкции.

Теперь дети будут работать с двумя кругами или обручами разных цветов (синий , красный) с пересекающимися областями.

Перед решением задач необходимо выполнить ряд упражнений. Лучше всего такие упражнения проводить на групповых занятиях с использованием обручей.

- Обведите границу области внутри синего, но вне красного круга.

- Обведите границу области внутри красного, но вне синего круга.

- Обведите границу области внутри синего и внутри красного кругов.

- Обведите границу области вне синего и вне красного кругов.

После успешного выполнения подготовительных упражнений можно приступить к решению задач.

После задачи с расположением фигур дети отвечают на четыре вопроса:

Какие фигуры лежат:

- внутри обоих кругов;

- внутри синего, но вне красного круга;

- внутри красного, но вне синего круга;

- вне обоих кругов?

Фигуры надо называть, опираясь на два свойства - цвет и форму.

Наряду с логическими задачами можно ставить и задачи подсчета фигур.

Сколько фигур лежит:

- внутри обоих кругов;

- внутри синего, но вне красного круга;

- внутри красного, но вне синего круга;

- вне обоих кругов?

Можно усложнить вопрос, добавив к подсчету фигур их признак:

Сколько зеленых фигур лежит вне обоих кругов?

Дети работают с двумя кругами или обручами разных цветов (синий , красный), и размера (большой, маленький) вместо пересечения двух кругов, когда можно положить маленький круг в большой. В один из кругов дети кладут картинки с неживыми предметами, в пересечении кругов находятся карточки с транспортом. Обращаю внимание детей на то, что транспорт не может быть живым, он всегда будет находиться в круге с неживыми предметами. Поэтому вместо пересечения двух кругов, можно положить маленький круг в большой.

Выполняя упражнение дети задумываются: если все объекты первого множества входят и во второе множество, то модель будет представлять собой вложенные круги.

Формирование умения понимать отношения между числами в пределах 5 с помощью кругов Эйлера лучше начинать рассматривать со средней группы, постепенно усложняя их в старшей и подготовительной группе.

Для наиболее способных детей существуют сложные задачи.

Метод наглядного моделирования с помощью кругов Эйлера можно использовать и в речевом развитии дошкольников.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Дошкольники с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении как программы дошкольного образования, так и в дальнейшем программы обучения общеобразовательной школы. Работая с детьми, педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала.

Такими средствами являются графические модели с использованием кругов Эйлера.

Элементами описательного рассказа являются качественные характеристики объекта:

• принадлежность к родовидовому понятию;

• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

• как он используется (какую пользу приносит)

• за что нравится (не нравится)

Сначала ребенок составляет модель описания предметов по плану. При этом символы описания (пиктограммы) выкладываются в обручи.

Затем в пересечении кругов выделяются одинаковые признаки предметов. Теперь можно составлять описательный рассказ по данной схеме, определяя сначала сходство, а затем различия предметов.

Например, сравнительное описание собаки и кошки.

hello_html_28575c19.jpg

Метод наглядного моделирования с помощью кругов Эйлера можно использовать при ознакомлении дошкольников с окружающим миром.

Детям предлагается набор карточек для решения задач. Например:

1. Разложить карточки так, чтобы в одном круге лежало все съедобное, а в другом – фрукты (один круг вложен в другой). Дети определяют предметы, подходящий под описания кругов. Важно обратить внимание ребенка на те, качества, которые присущи объекту всегда.

2. Разложить карточки так, чтобы в одном круге были фрукты, а другом – овощи (непересекающиеся круги). Дети определяют предметы, подходящий под описания кругов.

3. Разложить карточки так, чтобы в одном круге были все фрукты, а в другом – все красные предметы (пересекающиеся круги, в пересечении – карточка с яблоком). Сначала дети определяют предмет, подходящий под описания кругов. Каждой из пересекающихся окружностей присваивается какое-либо качество. Затем необходимо найти объект, подходящий под описание тех кругов, которые имеют общее пересечение.

Во время следующих занятий детям можно предлагать и более сложные задачи, когда в пересечении двух кругов может оказаться не одна, а несколько карточек.

Итак, в данной методической разработке были рассмотрены основные действия, которые можно производить с множествами, изучены возможности их применения для решения задач, получены методические советы по организации образовательной деятельности детей .

Используя в работе с детьми данную технологию, мы способствуем развитию у них умений анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять анализ и синтез, то есть составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая множества недостающими компонентами, умений сравнивать и классифицировать, обобщать, делать выводы и умозаключения, строить логические цепочки, рассуждать.

Это означает, что мы вооружаем детей необходимыми инструментами для дальнейшего успешного обучения в школе. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Метод - наглядное моделирование, использование в совместноой и непосредственной образовательной деятельности.

ВложениеРазмер
modelirovanie.docx 30.28 КБ

Предварительный просмотр:

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Моделирование – как способ познания в детском саду.

Подготовил: воспитатель Мартемьянова О.В.

Моделирование – наглядно-практический метод обучения.

Виды и приемы наглядного моделирования.

3. Моделирование в экологическом воспитании детей;

4. Моделирование в изобразительной деятельности;

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является моделирование ( наглядно-практический метод обучения ) .

Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст) научиться работать с ними, т. к. дошкольники мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. А использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами : вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки машин и т. п).

Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

Для активизации умственной работы детей можно использовать различные виды моделей , придерживаясь ряда требований к ним:

- аналогичность модели предмету познания в знакомых ребёнку признаках;

- доступность для познания;

- расчленённость элементов объекта;

Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности:

- замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);

- использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет) ;

- построение моделей : по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет) .

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Преимущества использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоят в том, что:

- дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, данный метод вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

- использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

- применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Метод моделирования , разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей , которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В дидактике выделены три вида моделей :

Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции, предмета или предметов , закономерно связанных друг с другом. В этом случае модель аналогична предмету , воспроизводит его главнейшие связи, конструктивные особенности.

Второй вид - предметно-схематическая модель . Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов -заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель показывает связи в изолированном и обобщенном виде.

Третий вид - графические модели , обобщенно передающие разные виды отношений, представляет собой графики, формулы, схемы и т. д.

Приемами наглядного моделирования являются:

  • заместители,
  • пиктограммы,
  • мнемотаблицы.

Замещение – это вид моделирования , при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т. к. замещение основывается на каком-либо различии между персонажами.

Условными заместителями могут выступать символы разнообразного характера:

символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) ;

планы и условные обозначения, используемые в них;

контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;

как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;

как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций;

как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.

как средство, помогающее изложить мысли в устной форме.

Схемы – модели с успехом могут использоваться в процессе освоения детьми речи, в формировании природоведческих знаний, конструирования, в изобразительной деятельности, а также в трудовой и игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Дошкольники с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы дошкольного образования, так и в дальнейшем программы обучения общеобразовательной школы. Работая с детьми, педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. В работе наглядное моделирование , позволяет предотвратить быструю утомляемость, создать интерес к занятиям, научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Так, старшие дошкольники даже при однократном объяснении могут понять, что такое план помещения, и, пользуясь отметкой в плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они узнают схематические изображения предметов , пользуясь схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, и т. п.

Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями , отображающими существенные черты изучаемых явлений. Так, в процессе формирования математических представлений у дошкольников обнаружено, что чрезвычайно трудно ознакомить детей с отношениями части и целого. Словесные объяснения дети не всегда понимают, но при помощи схематического изображения дети легко начали понимать, что любой целый предмет может быть разделен и восстановлен из частей.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

В сюжетно - ролевых играх, дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, выполняют игровые действия в соответствии с задуманным сюжетом.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста различные навыки и умения, в детских садах широко используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями, что заметно облегчает детям запоминание последовательности выполняемых действий.

Моделирование в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношения, существующих между ними.

Структура трудового процесса является сложным объектом и поэтому применяется сложная модель . В такой модели должно быть представлено общее поступательное движение трудового процесса (от замысла к результату) которое представлено пятью компонентами:

Постановка цели и мотивация трудового процесса.

Отбор предметов труда.

Порядок трудовых действий.

Если какой-либо компонент выпадает, то результат не может, быть достигнут.

Еще более явно выступает момент наглядного моделирования в детской конструктивной деятельности. Создаваемые детьми конструкции из строительного материала и различных конструкторов представляют собой объемные модели предметов и ситуаций и затем используются в качестве таковых в процессе сюжетно-ролевых игр.

Однако следует заметить то, что в самых разных видах деятельности дети не просто "символизируют" или обозначают предметы и ситуации, но создают их наглядные модели , устанавливая между отдельными заместителями отношения, адекватные отношениям замещаемых объектов. Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями.

Использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность. Дети учатся связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни, преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

3. Моделирование в экологическом воспитании детей.
а) Наблюдая за животными и растениями, воспитатель с детьми обследует объект, и вычленяют на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы, можно использовать карточки-символы.
б) Можно использовать карточки-модели, отражающие признаки, общие для целой
в) Можно выделить функции живых организмов: дышит, двигается, и обозначить их схематическими моделями
г) С помощью картинок-моделей можно обозначать выделенные признаки (цвет, форму, численность частей и др.)
д) Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.).
е) С помощью картинок-моделей можно обозначать условия жизни, потребности живых организмов.

4. Моделирование в изобразительной деятельности.
Моделирование в этом виде деятельности проявляется больше всего в использовании технологических карт. Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке коллективной поделки, рисовании коллективного предмета или сюжета. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений.

Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Работу по введению символов, опорных схем, мнемотаблицы целесообразно начинать в средней группе. В полном объёме эта работа должна разворачиваться в подготовительной группе.

1. Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005

2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М., 2004

3. Давыдова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 № 1

4. Кудрова Т. И. 2.Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с.51 -54

5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2007 6. Расторгуева Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед 2002 № 2 с.50–53

7. Смышляева Т. 3.Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед 2005 № 1 с. 7–12

8. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит — СПб., 1997

9. Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи — СПб., 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс .


Развитие связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством картины и наглядного моделирования.

Дети, воспитывающиеся в детском доме, как правило, имеют задержки психического развития, в том числе и речи. Выбор данной темы обусловлен тем,что формирование связной речи.


Использование наглядного моделирования при формировании временных представлений у дошкольников с интеллектуальными ограничениями

Формирование и развитие восприятия, представления и понятия времени в процессе обучения умственно отсталых детей – одна из важ важнейших и сложных проблем коррекционно – развивающей работы в спец.

Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников средствами наглядного моделирования

Обобщение опыта логопедической работы.

Формирование высших психических функций дошкольников посредством наглядного моделирования

Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни каждого человека, в значительной мере определяющей все его последующее развитие. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности.


Метод наглядного наглядного моделирования в процессе автоматизации фонем

Работа на логопункте, где коррекционно- образовательная деятельность введется согласно теории и методики развития речи детей дошкольного возраста с учетом специфики башкирского языка.


Наглядное моделирование (наглядно-практический метод обучения).

В сфере коррекционно-развивающей работы процесс обучения неизбежно должен стать более наглядным, динамичным и доступным для ребёнка. Это особенно важно в обучении детей с тяжелыми на.

Читайте также: