Говорящие стены в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, но развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.

При реализации этих требований мы выбрали такую форму работы, которая затрагивает развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей.

История говорящих стен.

С появлением печати, ростом вербальной коммуникации и глобализацией информационного контента возникла необходимость уже не просто фиксировать всю новую и потенциально полезную информацию, но осуществлять ее смысловую (тематическую, по адресату и по степени важности, долгосрочности) фильтрацию, канализировать ее потоки. Так появились объявления (срочные), вывески (долгосрочные), мемориальные доски (не имеющие срока давности и оттого возвращающиеся к камню как носителю.

Новизна. Любое новшество представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиального нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Для этого мы в нашем детском саду применяем отличающиеся от других дошкольных учреждений интересные модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Развивающая среда в ДОУ должна соответствовать современным условиям. Перед воспитателями стоит задача - как оформить групповую комнату, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям. Так как воспитанники проводят в ДОУ большую часть своего времени, важно, чтобы они хотели приходить сюда снова. Каждый день дети должны себя чувствовать себя здесь комфортно и узнавать много нового. Можно приобрести новомодные игрушки, гаджеты и пособия, но воспитателю необходимо соблюдать принципы построения развивающей среды (согласно ФГОС ДО), поэтому желательно пересмотреть взгляды не только на привычный интерьер группы, но и на детскую активность.

Во ФГОС ДО перечислены девять видов детской активности, и воспитателю нужно создать условия для их обеспечения.

Основная проблема нехватка пространства (воспитатели хотят разместить в группе зоны для всех видов детской деятельности, но не имеют для этого нужного помещения).

Эту проблему они решили путем частичного переноса образовательного пространства из горизонтали в вертикаль.

Говорящая стена – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, своеобразный живой экран.

Говорящая стена - это:

- центр познавательного развития,

- центр художественно-эстетического развития.

Какие задачи решает интерактивная стена

Интерактивная стена решает важные задачи:

• создает условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;

• позволяет изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации;

• развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;

• обеспечивает эмоциональный комфорт для детей.

Интерактивная стена дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.

Цель: Создать условия для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС .

Развивать познавательную активность детей

Развивать самостоятельность, инициативу при выборе содержания деятельности, наглядных средств.

Развивать коммуникативные навыки.

Основные виды детской деятельности: познавательная, совместная со взрослыми, игровая, коммуникативная.

Формы, методы и приемы работы:

При работе со стеной педагог может делить детей по группам. Например, детям этой группы необходимо закрепить навыки счёта до 10. Для детей предлагаются задания по теме. Дети могут самостоятельно их выполнять.

Работа со стеной может проводиться индивидуально. Например, ребёнок не усвоил названия дней недели. Ему предлагается в игровой форме посадить в вагончики игрушки в соответствии с очерёдностью дней недели.

На уровне глаз детей размещается разнообразная информация об их исследованиях и продуктах творчества, этапах работы над проектом. Информация представлена в доступной для детей форме, фотографии, выставки рисунков, поделок, схемы и карты, созданные вместе с педагогом.

. Вокруг доски на стене можно закрепить прищепки, что увеличит развивающее пространство группы и повысило его вариативность. Наприщепки воспитатели подвешивают картинки и схемы к занятиям, работы воспитанников, фотографии игр и экспериментов, детских достижений. Такой способ организации пространства стены позволяет педагогу разместить больше информации, что повышает развивающий потенциал игр и занятий.

Дети рассматривают фотографии своих игр, занятий, рисунков, и это побуждает их возвращаться к ним снова и снова. Таким образом, инициатива исходит не от взрослого, а от ребенка. Например, девочка видит себя на фотографии во время игры в магазин, вспоминает, как ей было интересно, и возвращается к этой игре.

Кроме того, осознание того, что твою работу разместят на выставке, дает ребенку дополнительную мотивацию. Чтобы его рисунок был достойным, он будет стараться сделать работу аккуратно и красиво.

Такой подход позволяет дошкольникам постоянно находиться в проекте, вспоминать все его этапы, возвращаться к ним, углублять и расширять тему. Этому помогают и стены с кармашками .

Важная и понятная информация способствует поддержке детской активности, инициативы; сменяемость информации делает развивающую среду вариативной. А использование работ и фотографий позволяет ребенку почувствовать свою важность и побудить его к дальнейшей исследовательской и продуктивной деятельности.

Не навязывать темп выполнения, не предлагать способов решения, не оценивать шаги к его выполнению, не подталкивать к правильному решению, не предлагать его в случае затруднения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Использование технологии ''Говорящие стены''
в работе с детьми раннего возраста.

Любое новшество представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиального нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приёмов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Для этого мы применяем интересные модели по воспитанию и интеллектуальному развитию детей раннего возраста, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Перед воспитателями стоит задача - как оформить групповую комнату, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям. Так как воспитанники проводят в ДОУ большую часть своего времени, важно, чтобы они хотели приходить сюда снова и снова. Каждый день дети должны чувствовать себя в образовательном учреждении комфортно и узнавать много нового. Основная проблема - нехватка пространства (воспитатели хотят разместить в группе зоны для всех видов детской деятельности, но не имеют для этого нужного помещения, точнее необходимой площади). Эту проблему мы решили путём частичного переноса образовательного пространства из горизонтали в вертикаль.


Говорящая стена – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно - пространственную среду ДОУ в своеобразный живой экран.

Говорящая стена (интерактивная)- это:

· центр познавательного развития,

· социально - коммуникативный центр,

· центр художественно - эстетического развития.

Интерактивная стена решает важные воспитательно - образовательные задачи:

· создаёт условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;

· позволяет изменять предметно - пространственную среду с учётом образовательной ситуации;

· развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;

· обеспечивает эмоциональный комфорт для детей.

Интерактивная стена даёт возможность взрослому и ребёнку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.




Результативность данной технологии очевидна всем и имеет только положительные аспекты. У детей развивается внимание, память, мелкая моторика, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие. Дети становятся более инициативными, самостоятельными, общительными, как в игровой, так и в познавательной видах деятельности.

Автор: Северинова Людмила Владимировна

Населенный пункт: Белгородская область, Ракитянский р-н, с. Центральное

Автор: Чумак Мария Александровна

Населенный пункт: Белгородская область, Ракитянский р-н, с. Центральное

Широкое использование данной технологии связано с активным использованием в конце XX начале XXI века сети Интернет. Большое количество людей стали использовать виртуальные стены(в т.ч. соцсети, по сути своей такжеявляющиеся своеобразными стенами, привлекающимивнимание к тексту фотографиями и иллюстрациями) [3].Вонлайн-формат перешли доски объявлений, инфо-стенды, что даловозможность не только более массовых прочтений, но и ускоренной реакциицелевой аудитории[3].

Так, некоторый иллюстративный материал, расположенный в коридоре, спальне, подсобных помещенияхносит только информативный характер и меняется очень редко. К примеру списки к маркировке мебели, памятки, напоминания. Данный материал относится к одной из форм развивающей предметно-пространственной среды и не несет, в основном, никакой образовательной нагрузки.

В данной работе используется определение, указанное в исследованииИ.В. Чумаковой, С.А. Гайдуковойи Е.Г. Свистуновой: «Образовательная технология - целостный проект образовательного процесса, системно определяющий структуру и содержание деятельности обеих сторон этого процесса (педагога и воспитанника), имеющий целью достижение планируемых результатов (минимальных) с поправкой на индивидуальные особенности его участников и воплощение этого проекта на практике [8].

Опыт использования образовательной технологии показал, что на стенах желательно располагать экспозиции по всем образовательным областям, указанным в стандарте дошкольного образования [7] (Таблица 1).


– создать условия для проявления познавательной активности детей

– создать условия для творческого самовыражения

– создать атмосферу эмоционального комфорта

В детском саду, всем известно, дети проводят большую часть времени. Здесь они общаются, играют, исследуют и познают. Развивающая среда — это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить групповое помещение дошкольного учреждения, своеобразный живой экран. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда в моей группе организована таким образом, чтобы отвечать потребностям и интересам детей, предоставлять им свободу для получения опыта и знаний.

Уголок настроения учит детей понимать свое настроение, свои эмоции и чувства.

C:\Users\User\Desktop\3.jpg

У детей старшего дошкольного возраста возникает желание участвовать в трудовой деятельности. В уголке дежурства дети сами писали на магнитной доске, кто дежурит сегодня. Также дежурный заполнял какое сегодня число, месяц, год, день недели.

C:\Users\User\Desktop\пг.jpg

C:\Users\User\Desktop\бд.jpg

Дети с удовольствием участвуют в оформлении интерьера группы к праздникам:

C:\Users\User\Desktop\ро.jpg

C:\Users\User\Desktop\юж.jpg

Дети самостоятельно обозначали центры активности:

C:\Users\User\Desktop\2.jpg

C:\Users\User\Desktop\шл.jpg

Оформляли стенгазеты по проектам:

C:\Users\User\Desktop\ир.jpg

C:\Users\User\Desktop\ва.jpg

C:\Users\User\Desktop\лорп.jpg

C:\Users\User\Desktop\ьл.jpg

Дети с удовольствием готовили сюрпризы друг другу, поздравляли с днем рождения.

C:\Users\User\Desktop\уцкеп.jpg

C:\Users\User\Desktop\щшдло.jpg

Ребята подписывали свои шкафчики в раздевалке, рисовали автопортрет или портрет своего друга.

C:\Users\User\Desktop\тл.jpg

C:\Users\User\Desktop\апт.jpg

Все вместе мои воспитанники учились шить и вышивать и даже вышили платочки в подарок мамам!

Ребята самостоятельно организовали выставку своих работ:

C:\Users\User\Desktop\жд.jpg

C:\Users\User\Desktop\смит.jpg

Дети придумали и изготовили с помощью брошюратора (помощь воспитателя) тематические книжки-малышки…

C:\Users\User\Desktop\56гшдл.jpg

C:\Users\User\Desktop\мит.jpg

C:\Users\User\Desktop\енголб.jpg

C:\Users\User\Desktop\65нгшл.jpg

В подготовительной группе дети весь год создавали и заполняли личные портфолио. Сами рисовали, раскрашивали, вырезали, клеили, заполняя все рубрики, которые они, кстати, и придумали.

C:\Users\User\Desktop\вапроь.jpg

C:\Users\User\Desktop\чсаапщ.jpg

Читайте также: