Готовность учащихся 4 класса к переходу в среднее звено школы
Обновлено: 05.07.2024
Выступление педагога-психолога на родительском собрании в 4 классе :
“Готовность младших школьников к обучению в среднем звене школы”
Цель: Осознание родителями сложности перехода детей в среднюю школу и необходимости помощи младшим школьникам в этот период.
-Раскрыть особенности младшего школьного возраста
-Обсудить трудности, возникающие при переходе младших школьников в среднее звено
-Дать представление о готовности к обучению в среднем звене
-Познакомить с результатами диагностики
Вступительное слово психолога:
Дорогие родители! Вспомните 1 сентября, когда 4 года назад вы привели своих малышей в 1-й класс. Какими они были робкими, несмышлеными. Как вы старались их подбодрить, помочь в первые трудные дни и недели в школе. Потом дети взрослели, переходили из класса в класс, привыкли к школе и втянулись в учебный процесс. Но не забывайте, что в течение школьной жизни будет ещё немало подводных камней. Один из таких трудных периодов – переход из начальной школы в среднее звено.
Особенности младшего школьника :
Прежде чем мы остановимся на основных компонентах готовности к переходу в среднее звено школы, я хочу обратить внимание на особенности младшего школьника, которые должны сформироваться к 10 годам.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения.
Формируются навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции.
Развиваются навыки общения со сверстниками, что способствует установлению прочных дружеских контактов.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее, что потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
Трудности, возникающие при переходе младших школьников в среднее звено школы :
Любые переходные периоды выдвигают проблемы, которые требуют особого внимания родителей. Не составляет исключения и переход учащихся из начальной школы в среднюю. Успешная учеба в 5-м, да и в следующих классах школы во многом зависит от того, насколько хорошо пройдет адаптация пятиклассника. Каковы же основные трудности, которые могут возникнуть в 5 классе :
Ребенку предстоит привыкнуть к новой школьной обстановке, ему придется принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их последствия, устанавливать новые отношения со сверстниками и учителями, занять свое место в новой структуре класса и т. п.
Готовность к обучению в средней школе :
По каким же показателям можно судить о том, насколько учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю? Можно выделить следующие составляющие понятия “готовность к обучению в средней школе” :
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2. Новообразования младшего школьного возраста – произвольность, самостоятельность, ответственности, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах, положительное отношение к школе и обучению, т. е. сформированность учебной мотивации.
3. Качественно иной, более “взрослый” тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Не каждый ребёнок безболезненно может преодолеть этот рубеж. Как же узнать, будут ли проблемы именно у вашего ребёнка, возникнут ли у него трудности? Для этого мы проводили диагностику готовности к переходу в среднее звено школы. Знакомство с результатами диагностики.
Что можно сделать летом для подготовки ребенка к 5 классу
(задание на лето для родителей)
1. Развивать социальные навыки: самостоятельность, ответственность, инициативность. Для этого ребенок должен:
• иметь постоянные домашние обязанности, которые никто вместо него никогда не выполняет (убирать в своей комнате, следить, чтобы одежда была чистой и не порванной, содержать в порядке личные вещи, поливать цветы, выполнять какие-то поручения в отношении младших братьев и сестер или бабушки, в конце концов, напоминать родителям о чем-либо и т. п.);
• иметь возможность самостоятельно принимать некоторые решения (как провести досуг, с кем из друзей встретиться, в каком порядке выполнять свои обязанности и т. п., видеть и анализировать последствия своих действий или бездействия;
• проявлять собственную инициативу в типовых жизненных ситуациях для решения возникающих трудностей (например, спросить у прохожих, как пройти куда-либо, позвонить по справочному телефону и т. п.).
• отношения с ребенком должны строиться на основе доверия и равноправия (в пределах, которые приняты в семье, он должен чувствовать, что с ним считаются, что есть вопросы, в которых он компетентен и его мнение не подвергается сомнению и перепроверке, что его действия не дублируются никем из взрослых;
• ребенок должен иметь возможность проявлять свою фантазию, например, в выборе подарка кому-то из близких, оформлении своей комнаты, в других касающихся его вопросах;
• жизнь ребенка должна предоставлять ему шансы лучше узнать самого себя, свои возможности, применить на практике свои способности (лето – прекрасное время для того, чтобы научиться плавать, кататься на велосипеде; поехав в лагерь, научиться самому решать житейские проблемы и устанавливать отношения с ребятами и взрослыми) – все это будет способствовать развитию реалистической самооценки.
3. Способствовать формированию недостаточно развитых навыков, необходимых для успешной учебы. Для этого:
• обязательно читать книги и обсуждать с родителями прочитанное (анализировать, делать выводы, высказывать умозаключения, отстаивать свою точку зрения, видеть причины поступков различных персонажей, то же касается просмотренных фильмов или спектаклей;
• заниматься творчеством, рисовать, слушать музыку, обсуждать с близкими свои ощущения от красоты природы, впечатления от просмотренных фильмов, каких-то жизненных событий и т. п. ;
• принимать участие в общей работе (с родителями, родственниками, сверстниками, проявлять гибкость, идти на уступки ради общего блага, уметь подчинять свои интересы общим целям, учитывать другие точки зрения и интересы других людей и т. п.
В детских журналах, развивающей литературе вы можете найди много различных игр, помогающих развивать память, внимание, мышление. Особенно полезно использовать их тем детям, у кого психические процессы недостаточно сформированы для обучения в среднем звене школы.
Может быть, переход из начальной школы в среднее звено для ваших детей не будет лёгким. Причин этому может быть много: недостаточное развитие логического мышления, особенности темперамента, может быть возникнут трудности с учителями.
Но главное, помните, что дети нуждаются в нашей поддержке, понимании, доброте и заботе. Не забывайте об этом в следующем, очень важном для вашего сына или дочери, году. В заключение хочу сказать всем родителям : обязательно поддерживайте и помогайте своим детям, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте им взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу. Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит их уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных жизненных ситуациях.
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников Опыт работы по данной теме был представлен на VI образовательных Региональных Рождественских чтениях. В 2011 году была спроектирована в.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Аналитическая справка
по результатам диагностики учащихся 4 – х классов
готовности перехода в среднее звено
(2020-2021 учебный год)
1. Изучить эмоциональное и функциональное состояние учащихся 4-х классов.
2. Исследовать уровень развития основных мыслительных процессов учащихся (словесно-логическое мышление).
3. Выявить отношение детей; определить уровень школьной мотивации, отражающей отношение детей к школе, к учебному процессу, их эмоциональные реакции на школьную ситуацию.
4. Выявление учащихся 4-х классов с низкими показателями готовности перехода в среднее звено школы.
5. Предоставить рекомендации педагогам и родителям по оказанию помощи детям с низкими показателями готовности перехода в среднее звено школы.
Методы сбора информации:
Время проведения: апрель-май 2021 года.
Число учащихся: 117 человек.
школьная мотивация, уровень школьной тревожности, уровень развития основных мыслительных процессов (словесно-логическое мышление, память, внимание, работоспособность), уровень развития самооценки учащихся.
Переход учащихся из начальной школы на II ступень обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определённых учебных знаний и учебных действий, к уровню развития произвольности психических процессов и способности к саморегуляции.
Однако этот уровень развития учащихся 10 - 11 лет далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других не достигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у педагогов.
Выявление уровня сформированности психологических новообразований у четвероклассников позволит индивидуализировать или дифференцировать процесс обучения в средней школе и оказать учащемуся необходимую психолого-педагогическую поддержку.
Диагностика проведена во втором полугодии 2020-2021 учебного года среди учащихся 4А, 4Б, 4В, 4Г и 4Д классов.
В результате проведенной диагностики получены следующие результаты:
1. Анкета для оценки уровня школьной мотивации (Лусканова Н.Г.).
Оценка школьной мотивации показала, что учащихся 4-х классов имеют 23 учащихся (26%) высокую школьную мотивацию, 47 учащихся (52%) хорошую мотивацию. У этих детей развиты познавательные мотивы, они стремятся выполнять все требования школы.
19 учащихся (21%) имеют низкую мотивацию. Они не всегда охотно посещают школу, испытывают трудности в учебной деятельности, имеют проблемы в общении с одноклассниками, могут находиться в состоянии неустойчивой адаптации в школе.
Уровень школьной мотивации
2. Восьмицветовой тест М.Люшера (модификация Вольнефера).
Исследование эмоционального и функционального состояния учащихся позволяет сделать следующие выводы:
5 обучающихся 4-х классов (4%) испытывают напряжение , 5 человек (4%) - стресс, 31 человека (27%) – утомление , 16 человек (14%) – тревогу , 66 учащихся (56%) имеют аутогенную норму .
Эмоциональное и функциональное состояние:
Аутогенная норма
3. Методика изучения словесно - логического мышления Э. Ф. Замбацявичене.
Исследование основного мыслительного процесса позволяет сделать следующий вывод: р азвитие словесно – логического мышления учащихся 4-ых классов развито удовлетворительно.
По результатам исследования сформированности операций словесно – логического мышления наиболее сформированной является способность исключать лишнее понятие.
Методика изучения словесно - логического мышления Э. Ф. Замбацявичене:
развития словесно-логического мышления
Оперируя понятиями по аналогии, обобщая, исключая существенные и несущественные признаки, классифицируя и исключая лишнее, 17 учащихся ( 15% ) легко справляются с заданиями , 72 человека (62%) - допускают неточности в выполнении заданий. Не справились с заданиями 36 (31%) учащихся 4-х классов.
Развитие самооценки:
Завышенная самооценка у учащихся 4-х классов выявлена у 37% ( 43 человека ). Адекватная самооценка – 74 ( 63% ) учащихся 4-х классов. Заниженная самооценка не выявлена у учащихся 4-х классов.
Результаты изучения школьной мотивация, уровня школьной тревожности, уровня развития основных мыслительных процессов (словесно-логическое мышление, память, внимание, работоспособность), уровня развития самооценки учащихся 4-х классов позволяют выделить общий уровень готовности четвероклассников к переходу в среднее звено:
Общий уровень готовности четвероклассников к переходу в среднее звено:
Выше среднего уровень (%)
Ниже среднего уровень (%)
Анализ результатов изучения школьной мотивация, уровня школьной тревожности, уровня развития основных мыслительных процессов (словесно-логическое мышление, память, внимание, работоспособность), уровня развития самооценки учащихся 4-х классов показал, что общий уровень готовности к переходу в среднее звено у большинства учащихся средний ( 40 чел . - 34% ). Высокий уровень готовности к переходу в среднее звено выявлен у 7 человек ( 6% ).
Однако, выявлена группа детей с низким уровнем уровнем готовности к обучению в среднем звене – 9 человек (8%).
Таким образом, учащиеся 4-ых классов подготовлены удовлетворительно к обучению в среднем звене.
Рекомендации:
1. При переходе в среднее звено оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер, поэтому необходимо подробно объяснять учащимся за что они получили ту или иную оценку, тем самым стимулируя повышение уровня школьной мотивации, учебной деятельности.
2. Педагогам, работающим в четвертых, а затем в пятых классах необходимо по возможности проводить занятия на классных часах на сплочение коллектива, формирование навыка психологической поддержки одноклассников, развитие умения самопрезентации, публичного выступления.
- Способствовать снижению общего уровня тревожности, страха самовыражения, страха ситуации проверки знаний, страха не соответствовать ожиданиям окружающих, страха и проблем в отношении с учителями.
4. Учителям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности – учебе – приходит новая ведущая деятельность – общение.
5. Классным руководителям и педагогам уже 5-х классов продолжать работу по формированию учебной мотивации, комфортной среды на уроках, учитывая негативные переживания детей в ситуации проверки знаний и в ситуациях, сопряженных с самовыражением и самораскрытием.
Соблюдение предложенных рекомендаций и учет выявленных в ходе диагностического исследования проблем позволит создать более благоприятные условия для полноценного обучения и развития учащихся 4 класса в среднем звене.
Успешная адаптация будущих пятиклассников зависит в конечном итоге от благоприятных условий и содержания деятельности и обучения ребенка в школе и в семье.
Сформированность познавательных процессов, достаточный уровень социально-психологического развития, поддержка со стороны родителей и педагогов составят надежную основу для быстрой адаптации пятиклассника.
Материалы для психологов от Кристины Гунтовой запись закреплена
ДИАГНОСТИКА 4 класс - переход в среднее звено
Переход учащихся из начальной школы на II ступень обучения предъявляет высокие требования школьника к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определённых учебных знаний, к уровню развития произвольности психических процессов и способности к саморегуляции
Поэтому ниже я подобрала для вас комплекс методик психологической диагностики готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю ступень
Материалы в форматах .docx и .pdf
Ставь лайк и сохраняй к себе на страницу
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
В данном материале содержатся примерные характеристики учеников 4 класса при переходе к обучению в среднем звене основной школы.Поэтому его можно смело использовать при подготовке к докладу в конце учебного года.Доклад интересный, описывает учеников со всех сторон, не занимает много времени
Читайте также: