Готовность учащихся 4 класса к переходу в среднее звено школы

Обновлено: 05.07.2024

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в 4 классе :

“Готовность младших школьников к обучению в среднем звене школы”

Цель: Осознание родителями сложности перехода детей в среднюю школу и необходимости помощи младшим школьникам в этот период.

-Раскрыть особенности младшего школьного возраста

-Обсудить трудности, возникающие при переходе младших школьников в среднее звено

-Дать представление о готовности к обучению в среднем звене

-Познакомить с результатами диагностики

Вступительное слово психолога:

Дорогие родители! Вспомните 1 сентября, когда 4 года назад вы привели своих малышей в 1-й класс. Какими они были робкими, несмышлеными. Как вы старались их подбодрить, помочь в первые трудные дни и недели в школе. Потом дети взрослели, переходили из класса в класс, привыкли к школе и втянулись в учебный процесс. Но не забывайте, что в течение школьной жизни будет ещё немало подводных камней. Один из таких трудных периодов – переход из начальной школы в среднее звено.

Особенности младшего школьника :

Прежде чем мы остановимся на основных компонентах готовности к переходу в среднее звено школы, я хочу обратить внимание на особенности младшего школьника, которые должны сформироваться к 10 годам.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения.

Формируются навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции.

Развиваются навыки общения со сверстниками, что способствует установлению прочных дружеских контактов.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее, что потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

Трудности, возникающие при переходе младших школьников в среднее звено школы :

Любые переходные периоды выдвигают проблемы, которые требуют особого внимания родителей. Не составляет исключения и переход учащихся из начальной школы в среднюю. Успешная учеба в 5-м, да и в следующих классах школы во многом зависит от того, насколько хорошо пройдет адаптация пятиклассника. Каковы же основные трудности, которые могут возникнуть в 5 классе :

Ребенку предстоит привыкнуть к новой школьной обстановке, ему придется принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их последствия, устанавливать новые отношения со сверстниками и учителями, занять свое место в новой структуре класса и т. п.

Готовность к обучению в средней школе :

По каким же показателям можно судить о том, насколько учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю? Можно выделить следующие составляющие понятия “готовность к обучению в средней школе” :

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.

2. Новообразования младшего школьного возраста – произвольность, самостоятельность, ответственности, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах, положительное отношение к школе и обучению, т. е. сформированность учебной мотивации.

3. Качественно иной, более “взрослый” тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Не каждый ребёнок безболезненно может преодолеть этот рубеж. Как же узнать, будут ли проблемы именно у вашего ребёнка, возникнут ли у него трудности? Для этого мы проводили диагностику готовности к переходу в среднее звено школы. Знакомство с результатами диагностики.

Что можно сделать летом для подготовки ребенка к 5 классу

(задание на лето для родителей)

1. Развивать социальные навыки: самостоятельность, ответственность, инициативность. Для этого ребенок должен:

• иметь постоянные домашние обязанности, которые никто вместо него никогда не выполняет (убирать в своей комнате, следить, чтобы одежда была чистой и не порванной, содержать в порядке личные вещи, поливать цветы, выполнять какие-то поручения в отношении младших братьев и сестер или бабушки, в конце концов, напоминать родителям о чем-либо и т. п.);

• иметь возможность самостоятельно принимать некоторые решения (как провести досуг, с кем из друзей встретиться, в каком порядке выполнять свои обязанности и т. п., видеть и анализировать последствия своих действий или бездействия;

• проявлять собственную инициативу в типовых жизненных ситуациях для решения возникающих трудностей (например, спросить у прохожих, как пройти куда-либо, позвонить по справочному телефону и т. п.).

• отношения с ребенком должны строиться на основе доверия и равноправия (в пределах, которые приняты в семье, он должен чувствовать, что с ним считаются, что есть вопросы, в которых он компетентен и его мнение не подвергается сомнению и перепроверке, что его действия не дублируются никем из взрослых;

• ребенок должен иметь возможность проявлять свою фантазию, например, в выборе подарка кому-то из близких, оформлении своей комнаты, в других касающихся его вопросах;

• жизнь ребенка должна предоставлять ему шансы лучше узнать самого себя, свои возможности, применить на практике свои способности (лето – прекрасное время для того, чтобы научиться плавать, кататься на велосипеде; поехав в лагерь, научиться самому решать житейские проблемы и устанавливать отношения с ребятами и взрослыми) – все это будет способствовать развитию реалистической самооценки.

3. Способствовать формированию недостаточно развитых навыков, необходимых для успешной учебы. Для этого:

• обязательно читать книги и обсуждать с родителями прочитанное (анализировать, делать выводы, высказывать умозаключения, отстаивать свою точку зрения, видеть причины поступков различных персонажей, то же касается просмотренных фильмов или спектаклей;

• заниматься творчеством, рисовать, слушать музыку, обсуждать с близкими свои ощущения от красоты природы, впечатления от просмотренных фильмов, каких-то жизненных событий и т. п. ;

• принимать участие в общей работе (с родителями, родственниками, сверстниками, проявлять гибкость, идти на уступки ради общего блага, уметь подчинять свои интересы общим целям, учитывать другие точки зрения и интересы других людей и т. п.

В детских журналах, развивающей литературе вы можете найди много различных игр, помогающих развивать память, внимание, мышление. Особенно полезно использовать их тем детям, у кого психические процессы недостаточно сформированы для обучения в среднем звене школы.

Может быть, переход из начальной школы в среднее звено для ваших детей не будет лёгким. Причин этому может быть много: недостаточное развитие логического мышления, особенности темперамента, может быть возникнут трудности с учителями.

Но главное, помните, что дети нуждаются в нашей поддержке, понимании, доброте и заботе. Не забывайте об этом в следующем, очень важном для вашего сына или дочери, году. В заключение хочу сказать всем родителям : обязательно поддерживайте и помогайте своим детям, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте им взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу. Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит их уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных жизненных ситуациях.

Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников Опыт работы по данной теме был представлен на VI образовательных Региональных Рождественских чтениях. В 2011 году была спроектирована в.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Аналитическая справка

по результатам диагностики учащихся 4 – х классов

готовности перехода в среднее звено

(2020-2021 учебный год)

1. Изучить эмоциональное и функциональное состояние учащихся 4-х классов.

2. Исследовать уровень развития основных мыслительных процессов учащихся (словесно-логическое мышление).

3. Выявить отношение детей; определить уровень школьной мотивации, отражающей отношение детей к школе, к учебному процессу, их эмоциональные реакции на школьную ситуацию.

4. Выявление учащихся 4-х классов с низкими показателями готовности перехода в среднее звено школы.

5. Предоставить рекомендации педагогам и родителям по оказанию помощи детям с низкими показателями готовности перехода в среднее звено школы.

Методы сбора информации:

Время проведения: апрель-май 2021 года.

Число учащихся: 117 человек.

школьная мотивация, уровень школьной тревожности, уровень развития основных мыслительных процессов (словесно-логическое мышление, память, внимание, работоспособность), уровень развития самооценки учащихся.

Переход учащихся из начальной школы на II ступень обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определённых учебных знаний и учебных действий, к уровню развития произвольности психических процессов и способности к саморегуляции.

Однако этот уровень развития учащихся 10 - 11 лет далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других не достигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у педагогов.

Выявление уровня сформированности психологических новообразований у четвероклассников позволит индивидуализировать или дифференцировать процесс обучения в средней школе и оказать учащемуся необходимую психолого-педагогическую поддержку.

Диагностика проведена во втором полугодии 2020-2021 учебного года среди учащихся 4А, 4Б, 4В, 4Г и 4Д классов.

В результате проведенной диагностики получены следующие результаты:

1. Анкета для оценки уровня школьной мотивации (Лусканова Н.Г.).

Оценка школьной мотивации показала, что учащихся 4-х классов имеют 23 учащихся (26%) высокую школьную мотивацию, 47 учащихся (52%) хорошую мотивацию. У этих детей развиты познавательные мотивы, они стремятся выполнять все требования школы.

19 учащихся (21%) имеют низкую мотивацию. Они не всегда охотно посещают школу, испытывают трудности в учебной деятельности, имеют проблемы в общении с одноклассниками, могут находиться в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

Уровень школьной мотивации

2. Восьмицветовой тест М.Люшера (модификация Вольнефера).

Исследование эмоционального и функционального состояния учащихся позволяет сделать следующие выводы:

5 обучающихся 4-х классов (4%) испытывают напряжение , 5 человек (4%) - стресс, 31 человека (27%) – утомление , 16 человек (14%) – тревогу , 66 учащихся (56%) имеют аутогенную норму .

Эмоциональное и функциональное состояние:

Аутогенная норма

3. Методика изучения словесно - логического мышления Э. Ф. Замбацявичене.

Исследование основного мыслительного процесса позволяет сделать следующий вывод: р азвитие словесно – логического мышления учащихся 4-ых классов развито удовлетворительно.

По результатам исследования сформированности операций словесно – логического мышления наиболее сформированной является способность исключать лишнее понятие.

Методика изучения словесно - логического мышления Э. Ф. Замбацявичене:

развития словесно-логического мышления

Оперируя понятиями по аналогии, обобщая, исключая существенные и несущественные признаки, классифицируя и исключая лишнее, 17 учащихся ( 15% ) легко справляются с заданиями , 72 человека (62%) - допускают неточности в выполнении заданий. Не справились с заданиями 36 (31%) учащихся 4-х классов.

Развитие самооценки:

Завышенная самооценка у учащихся 4-х классов выявлена у 37% ( 43 человека ). Адекватная самооценка – 74 ( 63% ) учащихся 4-х классов. Заниженная самооценка не выявлена у учащихся 4-х классов.

Результаты изучения школьной мотивация, уровня школьной тревожности, уровня развития основных мыслительных процессов (словесно-логическое мышление, память, внимание, работоспособность), уровня развития самооценки учащихся 4-х классов позволяют выделить общий уровень готовности четвероклассников к переходу в среднее звено:

Общий уровень готовности четвероклассников к переходу в среднее звено:

Выше среднего уровень (%)

Ниже среднего уровень (%)

Анализ результатов изучения школьной мотивация, уровня школьной тревожности, уровня развития основных мыслительных процессов (словесно-логическое мышление, память, внимание, работоспособность), уровня развития самооценки учащихся 4-х классов показал, что общий уровень готовности к переходу в среднее звено у большинства учащихся средний ( 40 чел . - 34% ). Высокий уровень готовности к переходу в среднее звено выявлен у 7 человек ( 6% ).

Однако, выявлена группа детей с низким уровнем уровнем готовности к обучению в среднем звене – 9 человек (8%).

Таким образом, учащиеся 4-ых классов подготовлены удовлетворительно к обучению в среднем звене.

Рекомендации:

1. При переходе в среднее звено оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер, поэтому необходимо подробно объяснять учащимся за что они получили ту или иную оценку, тем самым стимулируя повышение уровня школьной мотивации, учебной деятельности.

2. Педагогам, работающим в четвертых, а затем в пятых классах необходимо по возможности проводить занятия на классных часах на сплочение коллектива, формирование навыка психологической поддержки одноклассников, развитие умения самопрезентации, публичного выступления.

  1. Способствовать снижению общего уровня тревожности, страха самовыражения, страха ситуации проверки знаний, страха не соответствовать ожиданиям окружающих, страха и проблем в отношении с учителями.

4. Учителям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности – учебе – приходит новая ведущая деятельность – общение.

5. Классным руководителям и педагогам уже 5-х классов продолжать работу по формированию учебной мотивации, комфортной среды на уроках, учитывая негативные переживания детей в ситуации проверки знаний и в ситуациях, сопряженных с самовыражением и самораскрытием.

Соблюдение предложенных рекомендаций и учет выявленных в ходе диагностического исследования проблем позволит создать более благоприятные условия для полноценного обучения и развития учащихся 4 класса в среднем звене.

Успешная адаптация будущих пятиклассников зависит в конечном итоге от благоприятных условий и содержания деятельности и обучения ребенка в школе и в семье.

Сформированность познавательных процессов, достаточный уровень социально-психологического развития, поддержка со стороны родителей и педагогов составят надежную основу для быстрой адаптации пятиклассника.

Материалы для психологов от Кристины Гунтовой

Материалы для психологов от Кристины Гунтовой

Материалы для психологов от Кристины Гунтовой запись закреплена

ДИАГНОСТИКА 4 класс - переход в среднее звено

Переход учащихся из начальной школы на II ступень обучения предъявляет высокие требования школьника к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определённых учебных знаний, к уровню развития произвольности психических процессов и способности к саморегуляции

‼

Поэтому ниже я подобрала для вас комплекс методик психологической диагностики готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю ступень

Материалы в форматах .docx и .pdf
Ставь лайк и сохраняй к себе на страницу

Доклад на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

В данном материале содержатся примерные характеристики учеников 4 класса при переходе к обучению в среднем звене основной школы.Поэтому его можно смело использовать при подготовке к докладу в конце учебного года.Доклад интересный, описывает учеников со всех сторон, не занимает много времени

Читайте также: