Горячий камень краткое содержание

Обновлено: 21.07.2024

Одинокий старик со сложной судьбой поймал однажды у себя в саду Ивашку Кудряшкина, мальчишку, который хотел оборвать его яблоню. Оставшись безнаказанным, ушел мальчик куда глаза глядят, пока не очутился на болоте. Там обнаружил волшебный камень с надписью, призывавшей разбить его и тем самым вернуть молодость. Но Ивашка так и не решился воспользоваться им. Он перенес камень на гору в надежде, что несчастный старик, сжалившийся над ним, начнет новую жизнь. Однако вскоре был удивлен его отказом. Оказалось, что жизнь старика была счастливой и проживать ее сначала он не желал. Камнем этим так никто и не воспользовался.

Вывод: Рассказ А. Гайдара "Горячий камень" учит тому, чтобы мы помнили, как быстротечна наша жизнь. И пока мы растрачиваем силы на бесполезные дела, можем упустить шанс приумножить богатства нашей души путем совершения поистине добрых поступков, проявления сострадания, человечности.

Читать краткое содержание Гайдар Горячий камень

Давным давно, поселившись в одном из сел, жил одинокий, с виду нелюдимый старик. Не понаслышке люди, находящиеся рядом с ним, знали о нелегкой его судьбе: трудолюбивый старик был очень седым, а лицо пересекал шрам, который оставлял впечатление, что человек этот очень несчастный.

Поймал он однажды в своем саду Ивашку Кудряшкина, мальчишку, тщетно пытавшегося оборвать яблоню в его саду. Вместо того, чтобы со всей строгостью проучить воришку, он молча отпустил мальчика, пожалев его. Не получив сурового наказания за свой поступок, сгорая от стыда, испуганный Ивашка отправился в лес, по пути в который набрел на болото. Там он нашел камень и с удивлением обнаружил, что камень этот волшебный. Прочтенная на нем надпись - снести камень на гору, в результате чего вернется молодость, - не давала покоя Ивашке.

После долгих раздумий он так и не решился воспользоваться его волшебными свойствами. Ведь обычное детское желание перепрыгнуть в школе из первого класса в третий - несбыточная мечта, просто фантазия. А повторить еще раз череду неприятных событий первого класса, связанных с отставанием в учебе, он не желал. Огорчившись, что не нашлось повода разбить камень самому, Ивашка, поравнявшись с садом, вдруг вновь повстречал того старика, который смилостивился над ним. Усталый, болезненный вид пожилого человека заставил мальчика обратить на него особое внимание. Ведь человек, в чей сад залез Ивашка, кому мог нанести ущерб и доставить неприятности, не только не наказал его, но отпустил без укора и упрека.

Проявив благородство, мальчик решил отплатить за добро добром. Ведь судя по внешнему виду старика, перенес он в жизни немало бед. Об этом напоминает и шрам на лице, и хромота, и его угрюмый усталый вид. Вернуть молодость и прожить жизнь заново так, как хочется - именно это он и предложил деду. Однако камень необходимо было перенести на гору и разбить его там. С огромным трудом пришлось самому Ивашке сделать это.

Добрые мысли не покидали мальчика. Вспоминая свои жизненные ситуации, он по-детски наивно полагал, что это были действительно лучшие моменты в его жизни. Именно поэтому он желал поделиться счастьем с бедным пожилым человеком.

Но каково же было удивление Ивашки, когда придя на гору, встретив старика с пустыми руками, услышал от него отказ разбить камень. Признание себя самым счастливым на свете ошеломило мальчугана. Вспоминая свое прошлое, он с гордостью восстанавливал в памяти события прошлых лет: военные дни, победы и поражения, болезни и радостные минуты.

Оказалось, что счастье для этого старика заключалось в труде, в участии в великих боях за родную страну. А начать жизнь заново - значит стереть это прошлое, убрать из памяти нескончаемую череду грустных и радостных событий. Ведь благодаря им теперь он может с уверенностью сказать, что прожил жизнь честно и достойно, с пользой для других.

Камень, волшебством которого не воспользовались ни Кудряшкин Ивашка, ни старик, так и остался лежать на горе нетронутым. Никто не решился разбить его, помолодеть и без ошибок прожить свою жизнь с самого начала.

Произведение показывает, что не нежно прожигать свою жизнь впустую.

Читать краткое содержание Горячий камень. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

В одном селе жил старик. Был он хромым и седым, со шрамом на лице. Он сторожил колхозный сад. Также он зарабатывал себе на жизнь плетением и продажей корзин. Восьмилетний Ивашка Кудряшкин захотел своровать яблоки с колхозных яблонь и забрался в сад. Да только порвал штаны, угодил в заросли колючего шиповника и был пойман сторожем. Старик не стал ругать мальчика, а просто отпустил его домой. Пристыженный Ивашка пошёл в лес, да заплутал и вышел на болото.

Решил он передохнуть на камне, что торчал из мха. Но, попытавшись сесть на него, мальчик подскочил. Ему почудилось, что он уселся на пчелу, которая его ужалила. Но оказалось, что сам камень был горячим. Виднелись на нём буквы, что кто затащит горячий камень на высокую гору, разобьёт его, то помолодеет. Решил Ивашка, что нашёл волшебный камень. Да не захотелось мальчику снова становиться маленьким и вновь ходить в первый класс. Тогда пошёл Ивашка домой, увидел старика и рассказал ему всё. Тогда пожилой человек сказал мальчику, чтобы тот снёс камень в гору, а после старик сам придёт, разобьёт его и помолодеет.

Утром следующего дня Ивашка прихватил с собой мешок покрепче и варежки потолще, чтобы не обжёг его камень, и пошёл на болото. Очень тяжело пришлось мальчику, он трудился целый день, но он наконец-то притащил горячий камень на гору. Ивашка сидел на траве и радовался, что старик вновь станет молодым, а жить ему станет гораздо легче. Поздно вечером пришел старик без инструмента. А на вопрос мальчика, чем же он будет разбивать камень, ответил, что не хочет он снова молодеть. Старик сказал, что он счастлив. Как оказалось, пожилой человек прожил прекрасную жизнь. Он боролся за счастье простого народа и получил много житейского опыта за прожитые годы. А на вопрос мальчика, зачем он тащил тяжеленный горячий камень из болота ответил, что пусть камень лежит на виду, вдруг кто-то захочет стать молодым. Много лет прошло с того времени, а камень так никто и не разбил.

Произведение Аркадия Петровича Гайдара учит читателей быть трудолюбивыми, справедливыми и ценить опыт прошлых лет.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гайдар. Все произведения

Горячий камень. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Повествование ведется от первого лица школьника. Я встречал много математиков. Все они были либо людьми с нетвердым характером, либо неаккуратными людьми, либо очень умными. Теорему Пифагора в современных условиях я бы подверг сомнению.

Русский писатель эмигрант получил возможность попасть в будущее в 2042 год. Во время того, как он готовился к поездке, ему посчастливилось встреться со своим бывшим одноклассником Букашаевым.

В рассказе повествуется про собаку по прозвищу Чапка. В детстве автор часто гостил в доме у дяди Владимира. Напротив их дома жил Борис Климентьевич. У Бориса Климентьевича была собачка по прозвищу Чапка.

Произведение для детей повествует о приключениях маленького лилипута по имени Бибигон, случайно появившегося в доме писателя, в котором он живет с двумя внучками.

Сказка повествует о молодом парне, которого считали совсем не умным человеком. Однако ему всегда помогал его верный конь. Как только Ванюша произносил заветные слова, сразу же перед ним являлась Сивка-Бурка.

Ивашка Кудряшкин. Мальчик 8 лет. Озорной, подвижный, проказливый. Обычный мальчик с добрым сердцем. Отзывчивый.

Старик. Сторож. Суровый, седой, в шрамах. Добрый и счастливый. Не желает начинать жизнь заново.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Ивашка нашел волшебный горячий камень, способный вернуть молодость. Он хотел дать разбить его старику, но тот отказался.

Сюжет — краткое содержание

Полез как-то Ивашка в колхозный сад за яблоками, да за гвоздь зацепился, упал, и поймал его сторож.

Отпустил сторож Ивашку и ничего ему не сказал, а Ивашка нашел в болоте горячий камень, который мог вернуть молодость.

Захотел отплатить Ивашка сторожу добром и рассказал ему про горячий камень.

А сторож попросил Ивашку выкатить камень из болота, что Ивашка и сделал, хотя это было не легко.

Но не стал старик разбивать камень, а рассказал Ивашке про свою долгую жизнь.

Никто не захотел разбивать камень. Так и лежит он на горе, ждет своего часа.

Понравившийся эпизод

Мне понравилось, как старик рассказывал Ивашке о своей жизни. О том, что была она трудной и тяжелой, но все равно счастливой. И не захотел старик начинать жизнь заново, потому что, это значило потерять уже прожитое.

План произведения для пересказа

  • Суровый сторож.
  • Пойманный Ивашка.
  • Камень в болоте.
  • Ивашка хочет подарить камень старику.
  • Ивашка затаскивает камень в гору.
  • Старик рассказывает про свою жизнь.
  • Неразбитый камень на горе.

Главная мысль

Какой бы тяжелой не была человеческая жизнь, но в ней всегда есть и счастливые минуты. А потому, никому не хочется начинать жизнь с начала.

Чему учит эта книга

Рассказ учит доброте и умению прощать. Учит ценить свою жизнь и прожитые годы. Учит стремится прожить жизнь так, чтобы никогда о том не жалеть. Учит тому, что каждому дорого все то, что случилось в жизни.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравился этот рассказ и понравился мальчик Ивашка. Он был озорным и шаловливым, но при этом, очень добрым и отзывчивым мальчиком. Но еще больше мне понравился поступок старика, который не захотел становиться молодым и гордился прожитой жизнью.

Новые слова и выражения

Мочальная кисть — вид кисти для побелки стен известью.

Цигарка — скрученная из бумаги трубка.

Пословицы к произведению

Жизнь прожить — не поле перейти.

Жизнь дана на добрые дела.

Жизнь нельзя прожить играючи.

Мои года — мое богатство.

Век долог — всем полон.

Основная тема — размышления о смысле жизни и понятии счастья, взаимоотношениях между разными поколениями, человеческой доброте.


Главные герои

  • Ивашка Кудряшкин – восьмилетний мальчик, добрый, отзывчивый, сострадательный.
  • Старик – сторож в колхозном саду, одинокий старик, переживший немало невзгод на своем веку.

Краткое содержание

Заключение

Произведение Гайдара учит ценить прожитые годы и искренне радоваться всему хорошему, что случается в жизни. И даже грустные, печальные моменты нужны в жизни человека – они формируют личность и закаляют характер.

Старик уверен, что никто не тронет этот камень. Так и вышло. До сих пор он не разбит. Хотел рассказчик сгоряча стукнуть, начать все в своей жизни сначала, да постыдился знакомых. Скажут, дурак, который не сумел в своей жизни увидеть счастья.

Сюжет

Отзыв

Философская сказка о том, что счастье – в спокойной совести за достойно прожитую жизнь. Старик думал о людях больше, чем о себе. Нужно уметь найти счастье и смысл в этой жизни, а не начинать все заново людям на смех. Камень обжигает, чтобы человек не торопился, подумал: надо ли ему вторая жизнь. Сказка учит жить по совести, с пользой не только для себя, но и других, быть патриотом, отзывчивым, благодарным, честным, скромным, бескорыстным, трудолюбивым, судить людей не по внешности, а делам.

Читайте также: