Голландская школа живописи особенности

Обновлено: 08.07.2024

Пробуждение сознания или электронно-цифровой концлагерь? Нет ничего сильнее идеи, время кот.

Купленный за 172 000 долларов портрет может стоить миллионы Открыта новая картина РембрантаПочему.

ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2) Шатровый зал .

Замки Бельгии:Стеркхоф В XVI веке жил в Антверпене могущественный род Стер.

Дом князя Оболенского на Новинском бульваре На Новинском бульваре стоит ореставрированный в совет.

-Музыка

-Метки

-Рубрики

  • Живопись (1188)
  • нидерландская и фламандская живопись (854)
  • голландская, бельгийская живопись ХIХ-ХХI века (220)
  • сюжеты в живописи (104)
  • английская живопись (11)
  • российская живопись (10)
  • Династии России (512)
  • Трубецкие (66)
  • Строгановы (39)
  • Юсуповы (33)
  • Нарышкины (33)
  • Голицыны (28)
  • Шереметевы (27)
  • Демидовы (26)
  • Чернышевы (25)
  • Орловы (25)
  • Толстые (23)
  • Воронцовы (23)
  • Волконские (21)
  • Куракины (21)
  • Шуваловы (21)
  • Барятинские (18)
  • Оболенские (14)
  • Бенкендорфы (14)
  • Анненковы (13)
  • Румянцевы (10)
  • Мусины-Пушкины (9)
  • Бакунины (9)
  • Сухово-Кобылины (7)
  • Муравьевы (4)
  • Бестужевы (4)
  • Головкины (4)
  • Бобринские (3)
  • Бестужевы-Рюмины (2)
  • музыка (430)
  • города и страны (295)
  • о Голландии (169)
  • о Бельгии (100)
  • Муром (25)
  • история (274)
  • декабристы (143)
  • Голландия (44)
  • Голландия. Немного истории. (27)
  • Бельгия (25)
  • российско-голландские связи (18)
  • Приключения голландцев в России (7)
  • Испания (6)
  • Муром (5)
  • Россия (3)
  • ЖЗЛ (191)
  • Пушкин и вокруг (90)
  • Россия (34)
  • Голландия, Бельгия (18)
  • Блумсбери (14)
  • Англия (10)
  • Муром (8)
  • Франция (8)
  • Америка (6)
  • разное (71)
  • видео (26)
  • тесты, астрология (18)
  • для дневника (5)
  • культура, искусство (4)
  • для детей (4)
  • праздники (27)
  • праздники голландии (13)
  • праздники России (5)
  • Космонавтика, Байконур (25)
  • Мятлевский (14)
  • Скульптура (9)
  • голландия (6)

-Ссылки

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика

Голландская жанровая живопись XVII века

В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Именно здесь, впервые в истории мирового искусства, объекты окружающей действительности оказались источником творческого вдохновения, и художественного замысла. В голландском искусстве этого времени завершилось формирование целой системы жанров, которое началось еще в эпоху Возрождения. В портретах, бытовых картинах, пейзажах и натюрмортах художники с редким мастерством и теплотой передавали свои впечатления от окружающей природы и незатейливого быта. В них нашел отражение собирательный облик Голландии — молодой республики, отстоявшей независимость в войне с Испанией.

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/2_1.jpg

Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, пове­дения и общения людей, принадлежащих к различным со­словиям голландского общества. Предназначенные для укра­шения интерьеров домов купцов, ремесленников или зажиточных крестьян, картины голландских художников были невелики по размерам. Художники зарабатывали продажей картин, которые писались с учетом возможности детального просмотра с близкого расстояния. Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма.

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/1_2.jpg

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/3_2.jpg

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/1_4.jpg

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/1_1.jpg

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/2_3.jpg

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/3_1.jpg

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/1_3.jpg

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/2_2.jpg

Предметный мир начинает играть большую роль в жанровых картинах этого периода. Он уже не только характеризует материальную и эмоциональную среду жизни человека, но и выражает многообразие взаимосвязей человека с окружающим миром. Набор предметов, их расположение, сложная система символов, а также жесты персонажей — все играет свою роль в создании образного строя картины.

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/2_4.jpg

Голландская жанровая живопись не отличалась широким разнообразием сюжетов. Художники огра­ничивались изображением лишь определенного круга персонажей и их занятий. Но, с их помощью, голландская жанровая живопись смогла передать достоверный образ нравов, обычаев, и представлений о жизни человека XVII века.

При подготовке публикации были использованы материалы из открытых источников.

Золотой век голландской живописи — общепринятое название великой эпохи в нидерландском изобразительном искусстве, на протяжении которой местные мастера создали множество уникальных шедевров. Золотой век голландской живописи пришелся на XVII столетие, он затронул практически все известные в те времена жанры и оказал огромное влияние на дальнейшее развитие европейского изобразительного искусства.

Золотой век подарил миру гигантское количество работ талантливых художников. По самым скромным оценкам современных искусствоведов в течение столетия голландскими живописцами было создано около миллиона картин, а сегодня живопись того периода является важнейшей культурной ценностью Нидерландов.

Особенности золотого века голландской живописи

Золотой век голландской живописи — уникальный феномен в истории мирового изобразительного искусства. В отличие от большинства других западноевропейских стран, в этом регионе в 1600-1700 годах сформировался собственный стиль живописи, объединивший черты барокко и реализма. В картинах местных мастеров также широко использовались символические и аллегорические образы, а вместо единого художественного центра были образованы несколько оригинальных региональных школ в разных городах:

  • Лейдене;
  • Утрехте; ;
  • Алкмааре;
  • Харлеме;
  • Гааге;
  • Амстердаме.

Особое место среди художников Золотого века занимают фигуры трех самых знаменитых голландских живописцев:

Утрехтские караваджисты в своем творчестве развивали идеи гениального итальянского живописца Караваджо (Caravaggio). Большинство из них значительную часть жизни провели в Риме, но добились признания у себя на Родине, вернувшись из длительных поездок в Вечный город. Среди них наиболее известны имена:

  • Геррита ван Хонтхорста (Gerrit van Honthorst);
  • Хендрика Тербрюггена (Hendrick Terbrugghen);
  • Дирка ван Бабюрена (Dirck van Baburen);
  • Маттиаса Стома (Matthias Stom);
  • Паулюса Бора (Paulus Bor).

Голландская живопись XVII века была на удивление многогранной. В то же время, ее важной отличительной особенностью можно назвать узкую специализацию большинства художников, работавших всю жизнь в одном или максимум двух жанрах. Основной причиной этого была огромная конкуренция, из-за которой авторам всю жизнь приходилось ожесточенно бороться за заказчиков и постоянно оттачивать мастерство в выбранной сфере искусства.

Голландская живопись Золотого века включает бесчисленное количество работ, написанных по всех популярных жанрах той эпохи:

Наряду с традиционными одиночными портретами и автопортретами голландские художники также часто писали групповые изображения людей. Кроме того, именно в те времена появилась особая жанровая разновидность портрета — трони (tronie), в которых персонажи были запечатлены с необычным выражением лица.

Благодаря голландским мастерам в мировом искусстве достойное место занял натюрморт. Более того, местные художники создали огромное количество разнообразных поджанров: от цветочного до философского. А знаменитые морские, сельские и городские пейзажи и сегодня поражают зрителей великолепными видами.

История Золотого века голландской живописи

История Золотого века голландской живописи является наглядным отображением череды событий, произошедших в ту пору в небольшой европейской стране. В конце XVI века семь северных голландских провинций в войне с могущественной Испанией обрели независимость и образовали самостоятельное государство. Молодая республика стала центром европейского прогресса в сфере торговли, мореплавания, полиграфии и текстильной промышленности.

Кроме того, в Нидерландах протестантизм окончательно утвердился в форме господствующей религии. Это привело к упадку религиозного жанра в живописи, но поспособствовало развитию других направлений. Благосостояние жителей нидерландских городов благодаря успешной торговле начало стремительно улучшаться, и многие бюргеры стали приобретать работы художников для украшения интерьера своих домов.

Уже к 1625 году в Нидерландах сформировался мощнейший арт-рынок, богатые люди покупали картины десятками, коллекционирование произведений искусства стало модной тенденцией. Бешеный спрос способствовал появлению огромного количества художников и развитию разных жанров, сформировались идеальные условия для расцвета живописи.

В последующие 50 лет нидерландское изобразительное искусство пережило небывалый подъем. Государственные служащие, купцы, учителя, мелкие торговцы и ремесленники стали активными покупателями картин, а профессия художника стала престижной и хорошо оплачиваемой.

Так продолжалось вплоть до середины 1670-х годов, когда после череды войн с Англией и Францией Нидерланды утратили господство в мировой экономике, а благосостояние жителей страны стало быстро ухудшаться. В новых условиях большинство художников осталось без работы и к началу XVIII столетия Золотой век голландской живописи завершился.

Самые известные художники золотого века голландской живописи

Среди огромного количества талантливых нидерландских мастеров изобразительного искусства XVII столетия есть немало достойных имен. И все же, к самым известным художникам золотого века голландской живописи относятся:

  • Рембрандт — величайший живописец Нидерландов той эпохи. Его имя знакомо даже весьма далеким от искусства людям, а работы отличаются колоссальным динамическим напряжением и детальностью прорисовки персонажей.
  • Франс Халс — непревзойденный нидерландский портретист, в работах которого всегда преобладал черный цвет. Его пятеро сыновей также стали художниками, хотя и не смогли превзойти по уровню мастерства своего отца.
  • Ян Вермеер — художник, чье творческое наследие по достоинству оценили потомки только спустя 250 лет после его смерти. Вермеер прославился своими жанровыми картинами и портретами, а пик популярности его работ пришелся на вторую половину XIX века.
  • Якоб ван Рёйсдал (Jacob van Ruisdael) — самый известный представитель пейзажного жанра Золотого века. Большинство картин Рёйсдала посвящены тематике величия природы родной страны, а его творческое наследие насчитывает около 450 произведений.
  • Ян Стен (Jan Steen) — уникальный мастер юмористического одиночного и группового портрета, чьи работы знакомят зрителей с веселым образом жизни простых голландцев той поры. Стен также написал много произведений религиозного и мифологического жанра, но предпочитал с иронией смотреть на жизнь.

Золотой век голландской живописи навсегда останется в памяти потомков благодаря прекрасным работам гениальных художников той эпохи. К счастью, огромное количество уникальных произведений сохранилось до наших дней в экспозициях лучших музеев и частных коллекциях меценатов.

Сравнение голландской и фламандской живописи

В конце XVI века некогда единые Нидерланды были поделены на две части. Одна из них стала протестантской Голландией с запретом на изображение святых.

А Фландрия (южная часть Нидерландов) осталась под управлением Испании. И в этой части остался католицизм и любовь к религиозным сюжетам.

Выставка образовательная, то есть она даёт возможность сравнить картины голландских и фламандских художников и найти сходства и различия в их работах.

Кстати, это разделение страны вот так видели фламандцы.

Иероним Франкен Младший. Интерьер картинной галереи с изображением иконоборческого движения

Иероним Франкен Младший. Интерьер картинной галереи с изображением иконоборческого движения. Начало XVII века. Частная коллекция.

На этой картине Франкен Младший показывает ученых мужей Фландрии в окружении произведений искусства. А справа голландцы представлены в виде ослиноголовых созданий. Один из них разбивает скульптуру, другой – музыкальный инструмент. А третий лезет за факелом с намерением сжечь книги.

Художник описывает вот таким образом иконоборческое восстание протестантов в 1566 году. Когда было сожжено немало произведений искусства в католических церквях.

Итак, раскол произошел. Теперь посмотрим, как это сказалось на живописи.

Трехцветка

Фламандцы использовали трёхцветку, следуя традициям Ренессанса XVI века. На многих картинах предыдущего века мы часто видим яркие пятна желтой, красной и синей краски. Этот прием мы найдем и у фламандца.

Прямо посередине полотна нам бросаются в глаза одежды синего, красного и желтого цветов.

Голландская и фламандская живопись. Как научиться различать

Это и есть та самая трёхцветка.

У голландцев мы таких ярких красок не увидим. Все оттенки приглушённые.

Исаак ван Остаде. Зимний пейзаж с катанием на коньках у городской стены

Исаак ван Остаде. Зимний пейзаж с катанием на коньках у городской стены. 1641. Частная коллекция.

Ещё существует такое понятие, как пейзажная трёхцветка. И опять же фламандцы ее использовали. Это когда передний план изображён с помощью желто-коричневых цветов, средний план с помощью зелёных оттенков, а дальний – синих.

Голландцы же от такой традиции чаще отказывались. Если сравнить ранее рассмотренные работы, это различие хорошо заметно.

Слева: фламандская живопись. Справа: голландская живопись

Слева: фламандская живопись. Справа: голландская живопись

Линия горизонта

Также при сравнении картин мы видим ещё одно существенное различие. Фламандцы использовали довольно высокий горизонт. Голландцы же часто его опускали ближе к нижнему краю картины.

Ян Брейгель Младший и Ян ван Бален. Явление Христа Марии Магдалине (Христос-садовник)

Ян Брейгель Младший и Ян ван Бален. Явление Христа Марии Магдалине (Христос-садовник). 1640-е. Частная коллекция.

Может показаться, что фламандец превращает сюжет из Библии в бытовой жанр. Однако он, наоборот, буквально описывает событие из Евангелия Иоанна. Когда Мария Магдалина обнаружила, что Христа нет в гробнице, она побрела прочь. И встретила воскресшего Христа.

Поначалу она приняла его за садовника. И спросила, не причастен ли он к исчезновению тела Сына Божьего. И только через мгновение узнала его и захотела дотронуться. После чего Иисус попросил ее не делать этого, ибо не взошёл он ещё на небеса к Отцу Своему.

Давайте проанализируем эту работу согласно уже известным нам особенностям фламандской живописи.

Мы видим яркие цветные пятна одежды героев. Это не совсем трёхцветка. Так как синий цвет был цветом Мадонны. И художник не стал добавлять его в одеяние Марии Магдалины. К тому же сюжет о Христе-садовнике предполагает наличие большого количества зеленого.

Но классическую пейзажную трёхцветку мы тут все же наблюдаем. Охристые оттенки земли на переднем плане, много зеленого на среднем и голубой — на дальнем.

Также мы видим довольно высокий горизонт.

И обратите внимание ещё на одну особенность колорита.

Такое цветовое решение называется локальным. Это когда фигуры освещены постановочным идеальным светом. Иллюзия объема создана с помощью светотени. Эта светотень представляет из себя переход от светлых оттенков к темным одного и того же цвета.

Голландская и фламандская живопись. Как научиться различать

Однако голландцы понимали, что свет может быть в реальности очень разным, а значит по-разному влиять на цвет. И одними из первых в мире, вслед за поздним Тицианом и Тинторетто, начали использовать так называемый тональный колорит. Это когда изображается реалистичный свет, особенным образом влияющий на цвет объектов и фигур.

Так, у голландца Моленара мы видим пасмурную погоду и рассеянный слабый свет. Фигуры людей местами очень затемнены. И речь вообще не идёт об идеальном освещении каждой фигуры.

Клас Моленар. Зимний пейзаж с катанием на коньках

Клас Моленар. Зимний пейзаж с катанием на коньках. Середина XVII века. Частная коллекция.

Наоборот, создаётся впечатление, что пространство и фигуры образуют единое целое, как будто все обволокло серо-свинцовым цветом. И даже красные детали одежды в таком освещении выглядят коричневыми.

Сюжет и степень роскоши

Также в самом начале статьи я сказала о самом очевидном различии. Фламандцы остались католиками и продолжили создавать картины с изображением мифологических и религиозных сюжетов.

Именно у фламандцев мы можем найти вот такую работу о Венере и Вулкане.

Ян Брейгель Младший и Абрахам Виллемсен. Аллегория воздуха и огня. Венера в кузнице Вулкана

Ян Брейгель Младший и Абрахам Виллемсен. Аллегория воздуха и огня. Венера в кузнице Вулкана. 1630-е. Частная коллекция.

А вот голландцы сосредоточились на бытовом жанре. И если обращались к библейским сюжетам, то очень завуалированно. Так Симон Кик изобразил человека в таверне. Но вполне возможно, что это аллюзия на евангельскую притчу о Блудном Сыне. Но ничто прямо на это не указывает.

Симон Кик. Курильщик в таверне

Симон Кик. Курильщик в таверне. 1640-е. Частная коллекция.

Также обратите внимание, насколько роскошна картина Брейгеля и Виллемсена.

Ян Брейгель Младший и Абрахам Виллемсен. Венера в кузнице Вулкана (фрагмент)

Ян Брейгель Младший и Абрахам Виллемсен. Венера в кузнице Вулкана (фрагмент). 1630-е. Частная коллекция.

Заказчиками фламандцев были аристократы, которые предпочитали много изысканных деталей.

А вот у голландцев заказчиками часто были обычные горожане. Да, среди них были и бургомистры (мэры городов). Но порой это были и владельцы булочных или мясных лавок. Роскошь им была не нужна. И это неизменно сказывалось на живописи.

Самый простой способ отличить фламандца от голландца

Существует очень простой способ понять, кто перед Вами: фламандец или голландец. Смотрите на таблички у картин. Если на них указан город, в котором родился и умер художник, то задача решена.

Ссылка на бесплатный курс

Фламандские художники работали в Антверпене. Да, именно в этом городе жили почти все великие мастера-фламандцы. Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк (до отъезда в Англию). И те художники, которых мы уже упоминали в этой статье. Братья Франс и Иероним Франкены Младшие, Ян Брейгель Младший (внук Питера Брейгеля Старшего) и другие.

А вот голландцы работали в разных городах. И у них было несколько школ. Ян Вермеер работал в Делфте. А Рембрандт в Амстердаме. Там же жил упомянутый в статье Симон Кик. А вот Остаде и Моленар творили в Харлеме.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Анализируя произведения голландских живописцев, работавших в разные периоды ХVII века и принадлежавших разным стилевым направлениям и школам, мы столкнулись с одной общей для мастеров проблемой – освоение приемов светотени, в основе которой лежит оптическая взаимосвязь грунта и подмалевка.

rembrandt_sketch_old_man_leiden.jpg

Изучив послойную структуру целого ряда картин на тканой основе, можно проследить три закономерные стратиграфические системы:

1-я – живопись на красно-коричневых грунтах,

2-я – на сером грунте,

3-я – на двойном грунте: нижний слой – красно-коричневый, верхний – светло-серый.

Используя тонально-цветовую основу грунта, голландские мастера предпочитали четыре типа подмалевка:

монохромный подмалевок светло-серого тона на темно-красном или коричневом грунтах;

коричневый подмалевок на светло-сером грунте;

цветной подмалевок на темно-коричневом грунте;

смешанный подмалевок, в основе монохромный, с введением цветных акцентов.

Old-Masters-techniques-Rembrandts-Oil-Painting-Techniques-Imprimatura.jpg

Голландцы в своей живописной практике унифицировали уже известные тогда европейским мастерам методы гармоничного построения колорита, обогатив европейский опыт приемами оптического, эстетического и ремесленного характера, что необходимо, как они считали, для реализации одной главной цели – как можно ближе подойти к реальному отображению окружающей действительности. Стремление голландских мастеров точно определить основной полутон в картине связан со спецификой атмосферного эффекта голландской природы с характерным для нее рассеянным светом, так как затуманенная атмосфера намного уменьшала тонально-цветовые контрасты, погружая предметы в сложную полутональную среду. Система полутональных отношений в живой природе устроена таким образом, что там всегда, благодаря общему рефлексу, имеется тональное единство. Этот общий рефлекс от основного источника света, к примеру, от неба, излучающего в природных условиях Голландии бледно-голубой свет, является объединяющим полутоном. Для того, чтобы передать эту тональную гармонию природы, голландские живописцы пытались расширить диапазон малых различий цветного полутона в сторону света и тени, теплого и холодного. Отсюда в пейзаже, интерьере, портрете пятна белого, коричневого, красного, голубого, зеленого объединены общей тональностью серо-голубого, серо-зеленого, серо-золотистого света. Поэтому свет всегда в картине трактовался теплым или холодным, то есть голубоватым или золотистым, без каких-либо частных рефлексов, так как уже есть общий рефлекс холодный от неба и луны или теплый от огня или заходящего солнца.

Еще одно важное обстоятельство, на которое обращали внимание голландские живописцы, в природе цвет находится в постоянном движении, что зависит от освещения, которое ежеминутно меняется. В картине движения света нет, как и нет изменения цвета, так как она замкнута. Поэтому поиск голландского живописца выходит за пределы технических манипуляций, он вникает в специфику оптической организации красочных слоев картины, он ищет возможности передать этот изменчивый природный свет, осваивая приемы моделирующей светотени и законы цветного полутона на основе организации структуры подмалевка.

rembrandt 3.jpg

Обратимся к результатам наших исследований и рассмотрим разные типы подмалевков в практике голландских живописцев ХVII века.

Исследование стратиграфической структуры картины Стомера позволило понять особенности тонально-пластического построения формы и установить характер оптического конструирования цвета. Художник использует систематическую последовательность ведения работы, начиная с монохромного подмалевка, с включением цветовых акцентов и завершает технический процесс корпусным наслоением краски, выражающим динамику света. Тонально-цветовой основой на всех участках живописи является полутон незакрашенного подмалевка.

Серый грунт получил со времени Тициана большое распространение в живописи и, как заключают теоретики искусства, сыграл значительную роль в развитии колорита. Считается, что серая тональность грунта дает одинаковое тональное выражение как светлым и темным участкам, так и холодным и теплым тонам, однако голландские живописцы, как показали наши наблюдения, отдавали предпочтение серому грунту с той целью, чтобы от его монохромности перейти к монохромности подмалевка и к такой же сдержанности колорита.

Таким образом, подмалевок в голландской картине служит не только вспомогательной стадией для конструирования композиции и тонально-цветовых отношений колорита. Главная цель подмалевка – наиболее точно выразить основной полутон, на котором держится вся тонально- колористическая система голландского произведения. Именно тонально-цветовое качество полутона, образованного оптическим соединением цветного грунта с нейтральным подмалевком помогает художнику успешно решать задачу светло-воздушной среды в картине, ибо полутон подмалевка рассматривается уже как тон воздуха. Использование слоев полутонального подмалевка в живописном процессе работы над картиной является спецификой живописного метода голландских мастеров.

Мы надеемся, что наш опыт изучения этапов технического процесса создания картин голландскими мастерами XVII века окажется полезным для экспертной практики нашего времени, особенно в той ее части, когда возникают сложные ситуации в определении методов создания подмалевка в авторской живописи, в интерпретации учеников, последователей и подражателей.

Рембрандт много экспериментировал с основами, начиная от белой грунтовки золотистый коричневой фон на определенных областях, постепенно испробовал сочетание серой основы и темного тонального слоя, затем перешел к прозрачным темным коричневым цветам, которые стали особенностью его работ;

В ранних работах Тициана предпочтение отдавалось белому грунту, но с опытом мастер стал применять красную прозрачную краску, еще позже — темный тон;

Основу из темного шоколадного или густого черного использовал Тинторетто;

Секретом Веронезе является сияющая жемчужная или голубовато-серая тонировка;

Любые тональности имприматуры можно видеть на полотнах Рубенса;

Опыт Эль Греко считается наиболее универсальным в живописи – создавался эскиз на белой грунтовке, который тонировался прозрачным слоем коричневой умбры, белилами моделировались формы полутонов, которые приобретали жемчужный оттенок.

Читайте также: