Гоббс о человеке краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Томас Гоббс родился тогда, когда победоносный английский флот потопил испанскую Великую армаду, и Англия стала превращаться во владычицу морей на целые триста лет. И в последующие годы Гоббс был современником крупнейших политических событий XVII века — английской революции, казни короля Стюарта I, гражданской войны, протектората Кромвеля и реставрации Стюартов. После окончания университета, где он изучал в основном теологию и античную философию, Гоббс стал воспитателем в семье графа Кавендиша. Вместе с воспитанником он несколько раз посещает континентальную Европу, в частности Францию, Италию и Швейцарию.

Гоббс видит в окружающем нас мире многообразные взаимодействия физических тел, которые происходят по чисто механическим законам. Мир, с его точки зрения, есть материя, а точнее — материальные тела в движении. И такого рода движение легко научно спрогнозировать. Столь же механистически Гоббс описывает жизнедеятельность живых существ, в том числе и человека, у которого сердце подобно пружине, нервы — нитям, суставы — колесам. И все это сообщает нашему организму, как машине, движение. Что касается психики человека, то ее движущей силой Гоббс считал естественное стремление выжить.

Монарх, по мнению Гоббса, — душа государственной власти, благодаря чему она обретает волевое начало. При этом монарх не связан какими-либо обязательствами по отношению к своим подданным, которые должны подчиняться ему абсолютно и беспрекословно. Ведь люди сами пошли на отчуждение личной свободы в пользу государства в ходе общественного договора. И отказались они от права выбора взамен на безопасность и порядок.. По мнению философа, без общественного договора люди не способны к мирному сосуществованию в силу своей естественной вражды друг к другу, "борьбы всех против всех". А чтобы договор был обязателен для всех, нужна непреклонная власть, которая обеспечила бы следование закону. У Гоббса абсолютная власть сосредотачивалась в руках государства, которое есть "Левиафан - библейское морское чудовище" (название взято Гоббсом из книги Иова). Государство Гоббса по своему характеру - абсолютистская организация, которая обладает такой силой власти, что внушает страх. Гоббс приносит в жертву государству свободу гражданина, делая это как бы в интересах последнего. Худшим из зол, считает Гоббс, является анархия, неизбежная при отсутствии государства.

Большое значение, как и все мыслите­ли XVII в., Гоббс уделяет такому разде­лу философии, как теория познания - гносеология.

И это понятно, ибо запросы практики требовали особого внимания к науке и получаемым ею данным. Гоббса волнуют те же проблемы, что и Ф. Бэкона: как получить истинное зна­ние - через ощущение или разум, интуицию или логику? Ка­кие методы использовать в познавательном процессе?

По мнению Гоббса, главной целью познания является выясне­ние причин того или иного процесса. Начальным этапом по­знания является процесс осознания того, что в нашем мышле­нии отсутствуют знания об интересуемом нас предмете. При этом следует обратить особое внимание на язык, который яв­ляется не только средством познания, но и источником лжи и ошибок.

Гоббс разработал цельное учение о знаках, в котором рас­крывается их гносеологическая роль, структура и классифика­ция (типология).

В процессе познания, подчеркивал Гоббс, используются два противоположных метода: индукция и дедукция. Если ме­ханика чаще всего пользуется логической дедукцией, то эмпи­рическая физика тяготеет к индукции. Внутри самой философии индукция преобладает в познании природы, а де­дукция - в познании государства.

Томас Гоббс

Томас Гоббс (1588 — 1679) – английский философ, приверженец материализма, один из основателей современной политической философии, внесший большой вклад в развитие и становления теории общественного договора и государственного суверенитета.

Для его деятельности характерен необычный формат на тот период времени, это обусловлено тем, что автор выдвигал на первый план погружение в материализм и естественное право, трактуя их прямолинейно. Философ обрел известность после выдвижения идей, которые стали активно использоваться в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия, история.

В этой статье мы рассмотрим ключевые идеи Томаса Гоббса по основным направлениям его исследований, а затем познакомимся с его краткой биографией.

Философские взгляды Т.Гоббса

Гоббс является автором завершенной системы механистического материализма. Философ не признавал существование особой мыслящей субстанции, предложенной Декартом, он был твердо убежден в том, что мыслящая вещь имеет под собой исключительно материальную основу. По мнению Гоббса, в качестве идеальных образцов научного мышления выступает геометрия и механика. Природа, в свою очередь, рассматривается как совокупность тел, каждое из которых имеет свои характеристики. Движение воспринимается в контексте механики, как процесс перемещения. Чувственные качества – это формы восприятия вещей. Гоббс выделял два метода познания: логическую дедукцию и эмпирическую индукцию.

Цитата Т. Гоббса 2

Эмпиризм

Гоббс был твердо убежден в том, что в качестве единственного предмета философии и науки выступают тела, потому что реально существуют те вещи, которые материальны. Данная позиция создает трудности на пути познания Бога. В связи с этим ни одна наука, в том числе философия не могут высказываться о нем. Исходя из этого, божество и душа не воспринимаются как объект познания, их можно отнести только к вере и теологическому учению.

Эмпиризм дополняет теорию познания, приверженцем которой является Гоббс. Логика оперирует данными, которые были получены в результате опыта. Философ считает, что мысли необходимо рассматривать как движение, происходящее внутри человеческого тела. В общем виде речь идет о чем-то возвышенном или идеальном, это просто субстанциональные перемещения.

Познание и воля представляют собой результат взаимодействия человека с окружающей средой. Данные чувства выступают в качестве основы для возникновения удовольствия и неудовольствия, наравне с логическими выводами. Для каждого человека свойственно стремление к удовольствию и минимизация неудовольствия. При этом они оба представляют собой движение внутри сердца. В связи с этим добро приравнивается к удовольствию, а противоположные ощущения воспринимаются в негативном ключе как зло.

По мнению Гоббса, воля – это выбор между действием, приносящим удовольствие и воздержанием от неудовольствий. Также философ считал, что мораль является относительным явлением. Причину он видел в том, что невозможно вообразить поступок, который все люди однозначно воспринимали бы как хороший.

Политические и правовые воззрения

Цитата Т. Гоббса

Философ был убежден в том, что все люди равным между собой, их создателем является Творец. Граждане на добровольной основе оказываются от некоторых прав и свобод в пользу государства, которое ставит своей главной целью обеспечение мира и безопасности. При этом, Гоббс не рассматривал все государства, как возникшие исключительно путем заключения общественного договора. По его мнению, был и ещё один путь — путь завоевания, насильственного захвата власти.

Гоббс ориентируется на принцип правового позитивизма и выдвигает на первый план значимость государства. Философ отдает предпочтение монархии как лучшей форме организации государства. Также он считает, что церковь должна быть ограничена в своих полномочиях, ее деятельность должна регламентироваться и контролироваться государством.

Религия и государство

В своих трудах Гоббс делал акцент на анализе теологических вопросов — это было обусловлено тем, что взаимоотношения церкви и государства выступали в качестве основной проблемы английской революции. Философ сформировал принцип, согласно которому договор между людьми является более приоритетным, по сравнению с соглашением с Богом.

Он считал, что религиозные убеждения представляют собой плод воображения людей. Еще одной причиной возникновение религии является суеверность людей и ограниченность их знаний, поэтому проявляется стремление в поиске объяснений окружающих явления как божественного проявления или предзнаменования. Человек, который хочет обнаружить первопричину всего, пытаясь руководствуется разумом и логикой, приходит к выводу о том, что началом всего сущего может является Бог. Однако сам Гоббс активно продвигал позицию, согласно которой истинная религия – это вера в государство.

Граждане и церковь должны подчиняться монарху, только в таких условиях государство может развиваться. Другими словами церковь и государства являются частью одного целого.

Естественное право

В рамках теории естественного права Гоббс разработал отдельное направление, главной целью которого стало отделение его от морали и религии. В содержании концепции был представлен новый взгляд на античное наследие в совокупности с достижениями естественных наук и прогресса того времени.

Философ был твердо убежден в том, что естественное право необходимо воспринимать как право человека. В общем виде речь идет о самосохранении. При этом из этого права можно выделить дополнительные права – на жизнь, свободу, собственность и доступ к удовольствиям. Практическая реализация основного права требует определенных средств. Их конкретный перечень зависит от самого человека, который определяет их самостоятельно, поэтому потенциально рассматриваемое право может распространяться на все материальные и духовные блага.

Цитата Т. Гоббса 3

Важно отметить, что если один человек имеет доступ к средствам, то другой будет ограничен, это обусловлено наличием несовместимости. Основываясь на этом, можно прийти к выводу о том, что естественное состояние человека подразумевает его участие в войне против других людей. Единственным вариантом разрешения этой проблемы является создание государства.

Биография

Томас Гоббс родился в семье священника. Дата рождения – 1588 год. Страна – Англия. Все обязанности по воспитанию и содержанию ребенка взял на себя его дядя, который имел хорошие материальные возможности для его обеспечения, поэтому племянник смог получить достойное образование. В 14 летнем возрасте мальчик демонстрировал хорошие познания во всех областях, свободно изъяснялся на латыни и греческом языке. Его приняли в один из колледжей Оксфорда, он успешно завершил обучение и был удостоен степени бакалавра. Далее он устроился на должность гувернера и воспитателя, занимался обучением детей высшей знати. Это позволило ему посетить много мест в Европе, где Гоббс знакомился с другими культурами, обществами и мнениями.

Во время второго путешествия в Европу философ начал уделять много внимания изучению геометрии. Было несколько причин, обусловивших его интерес к этой науке. Одной из них являлось наличие особой методики, которая отличалась универсальностью с точки зрения применения к другим наукам. Геометрия давала возможность обозначить взгляды на любой предмет в формате совокупности неопровержимых доказательств. По мнению Гоббса, лечение всех социальных проблем возможно только при детальной переработке структуры и содержания государства за счет тезисов, которые имеют много общего с положениями геометрии.

Позже состоялось еще одно путешествие, в рамках которого философу удалось присоединиться к Парижскому кружку, в нем состояли известные личности того времени. Гоббс посетил Италию, где изучил труды Галилея, полученная информация оказала большое влияние на формирование его собственных философских взглядов. В качестве основной важной идеи того времени, которая активно продвигалась философом, стала попытка объединения и анализа идей физической механики. Такой подход был призван разработать механизм анализа человеческого поведения и его изменений в долгосрочной перспективе.

Гоббс начал уделять много времени философии после возвращения их путешествий. Им была разработана теория политического и общественного устройства государства. Важно отметить, что его идеи не теряют своей актуальности даже на современном этапе.

Философ умер в 1679 году, на его надгробии были высечены слова, согласно которым он был человеком справедливым, внесшим большой вклад в развитие многих наук, заслужившим признание ученых со всего мира.

Библиография

Заключение

Томас Гоббс оставил потомкам большое наследие в виде своих трудов, которые имеют большую ценность и внес большой вклад в развитие европейской науки Нового времени. В рамках своей деятельности он изучал актуальные проблемы того времени, занимался философией, анализировал общественные и политические проблемы. Его идеи были взяты на вооружение последователями и отражены в трудах философов эпохи Просвещения.

Гоббс был приверженцем материализма, что нашло отражение в его работах, особенно это актуально для обозначения сущности и содержания социальных явлений. Работы философа стали фундаментальной основой для развития и становления правовой государственности, он сформулировал понятия верховенства права и обозначил значимость государственного суверенитета. Также он внес вклад в развитие смежных наук, его идеи не теряют своей актуальности.


Краткое содержание "Левиафана" Гоббса поможет вам досконально узнать, что хотел сказать автор в своем произведении. Это знаменитый труд английского философа, который был им написан в XVII веке и впервые опубликован в 1651 году. В основном он посвящен проблемам государства.

Кто такой Левиафан

Прежде чем узнать краткое содержание "Левиафана" Гоббса, стоит разобраться, кто такой этот персонаж, который послужил названием трактата британского философа.

Так звали известное библейское чудовище, которое изображалось как сила природы, способная принизить человека и его значение в окружающем мире. Этот символический образ Гоббс использовал для описания силы и могущества государственной машины.

Разрабатывая свою теорию возникновения и происхождения государства, философ основывался на постулате о естественном состоянии людей, который звучит: "Война всех против всех". В то же время Гоббс развивал идею, согласно которой, каждый человек является волком другому.

Английский философ

Философ Томас Гоббс

Сам Гоббс появился на свет в небольшом местечке Вестпорт, расположенном в южной части Англии. Уже к 1608 году он становится выпускником Оксфордского университета, в котором получает блестящее классическое образование. В то же время философ поступает на службу к герцогам Девонширским, на которой остается на протяжении практически 70 лет, за исключением небольшого перерыва, когда он трудится секретарем у Фрэнсиса Бэкона.

На протяжении 25 лет Гоббс отправляется в три достаточно длительных путешествия, исследовав практически всю континентальную Европу. Он всерьез увлекается так называемой натуральной философией, продолжая при этом заниматься политикой и этикой. На исходе 30-х годов пишет философскую трилогию, которая состоит из книг "О теле", "О человеке" и "О гражданине".

Убежище во Франции

В середине XVII столетия в Англии кипит бурная политическая жизнь, философ вынужден искать временное убежище во Франции. Там он создает неофициальный университет, который состоит из поклонников его идей.

В 1642 году в свет выходит его труд "О гражданине", а в 1651-м самая известная книга Томаса Гоббса "Левиафан", краткое содержание которой приведено в этой статье. В том же году философ возвращается в Англию, где дописывает свой труд под названием "О теле". В 1658 году в свет выходит трактат, озаглавленный "О человеке".

Многие труды философа вызывают критику со стороны других ученых, споры с ними Гоббс ведет практически до самой своей смерти. В 1679 году Гоббс умирает. К тому моменту он служил у внуков первых герцогов Девонширских.

Теория власти

Теория государства Гоббса

Ключевые идеи произведений Гоббса заключались в попытке сформулировать общую теорию власти, он вообще стал первым значимым философом Нового времени, который глубоко интересовался политикой.

Интересно, что практически все свои произведения он публиковал, не придерживаясь логического порядка, при этом они представляли собой составляющие общего замысла, который был тщательно и скрупулезно продуман еще в 1630 году. Практически все сочинения философа можно уложить в единую общую систему, в которой каждое из них занимает строго определенное место.

Через все его произведения проходит тема, посвященная теории власти. Эту проблему он рассматривает под разными углами зрения: антропологии, физики и, естественно, политики.

Определение власти

Причина возникновения войн

Рассуждая о власти в книге "Левиафан", Гоббс пользуется параллельно двумя понятиями. Примечательно, что он употребляет латинские термины potentia и potestas. Между ними есть определенное различие. Первый подразумевает власть как эффективный способ влиять на окружающих и в тоже время подвергаться ему. При этом отмечается, что могущество может проявляться в действии, когда результат зависит исключительно от того, что происходит вокруг.

Термин potestas подразумевает, что власть подчиняется исключительно закону, то есть речь идет о политическом влиянии, которое создается искусственно.

Интересно, что для Гоббса сама власть, как понятие, определяется одновременно в качестве объекта, источника и цели познания.

А вот науку о власти философ считает наукой о человеке, противопоставляя ее науке о Боге. Один из постулатов британского ученого заключается в том, что науку, посвященную власти, возможно создать, только с головой погружаясь в человеческое общество. На данной основе предполагается строить любую политическую антропологию, которая сможет объединить все области науки, преимущественно изучая человека.

Структура трактата

Левиафан Гоббса

"Левиафан" Гоббса, краткое содержание которого приведено в этой статье, это весьма объемный и внушительный труд. Например, в издании на французском языке, которое была весьма популярно в Европе, он занимает 780 страниц.

По структуре книга Томаса Гоббса "Левиафан" разбита на четыре части, которые выпускались как единым изданием, так и отдельно одна от другой. Они назывались "О государстве", "О человеке", "Царство тьмы" и "О христианском государстве".

"О человеке"

Трактат Левиафан

Первая часть "Левиафана" Гоббса, краткое содержание которого поможет вам быстро подготовиться к экзамену или зачету, называется "О человеке". Свой философский трактат автор начинает с исследования ощущений. Он описывает их с физиологической и физической точки зрения, а после уделяет внимание психическим аспектам.

По его оценке, внешний объект вызывает движение в органах чувств, которое непосредственно передается в мозг и сердце. Происходит это, как правило, непосредственно через окружающую среду. После этого движение начинается в обратном направлении. Оно представляется человеку некой внешней реальностью.

Томас Гоббс в "Левиафане" (краткое содержание по главам позволяет хорошо ориентироваться в этом произведении) предпринимает попытку объединить между собой сразу три аспекта этого вопроса. Это субъективное подтверждение чувства, механическое объяснение ощущения, а также объяснение возникающего в этот момент восприятия внешней реальности.

В сознании человека, как утверждает Гоббс, ощущение присутствует в форме мысли, образа и даже призрака. Примечательно, что все эти термины философ использует как синонимы. При этом человеческое благоразумие он объясняет фактом эмпирического ожидания, который укореняется в механизме ассоциаций. Как считает Гоббс, благоразумие не похоже на науку, которая базируется на точном расчете, использовании языка исключительно на уровне терминов и определений.

Гоббс считает, что наука - это и есть построение. В качестве примера приводит геометрию, утверждая, что она истинна по своей сути, так как исследователи строит ее из большого количества всевозможных частей, используя заранее определенные условные обозначения. Если же пользоваться геометрической моделью становится невозможно, наука кончается.

Страсти

Англия в 17 веке

У Гоббса в "Левиафане" (краткое содержание по главам позволяет составить полноценное впечатление о произведении) отдельная глава посвящена человеческим страстям. Автор утверждает, что жизнь, по сути, является постоянным движением органов тела, которое происходит независимо от желания самого человека.

Это движение философ противопоставляет произвольному и даже хаотичному движению, перемещению с места на место. При этом объекты индивид воспринимает как движения сердца, которые могут способствовать или, наоборот, противодействовать движению.

Радость, которую испытывает человек, является чувством, когда воспринимаемые окружающие объекты соответствуют органическому движению. Наоборот, недовольство возникает, когда между отдельными элементами появляется противоречие. Гоббс уверен, что в связи с этим отвращение и влечение являются незаметными для человека чувствами, которые ведут к избежанию и овладеванию.

Отдельно рассуждает о знании Гоббс в "Левиафане" - краткое содержание книги помогает составить полноценное впечатления по основным проблемам, которые затрагивает автор. Например, он различает историю, которую считает знанием факта, и философию, являющуюся последовательной зависимостью одного факта от другого.

В следующей главе он переходит к понятию могущества. Его Гоббс подразделяет на инструментальное и естественное. Отдельно он рассматривает людские манеры во всем их разнообразии. Он демонстрирует в человеке неустанное и непрекращающееся стремление приобретать как много больше власти. Конец этому может положить только смерть.

Такое объяснение Гоббс находит для войн. Он утверждает, что когда человек становится королем, получает абсолютную власть, то ему все равно кажется этого мало, так как появляется риск всего лишиться. Из-за этого король постоянно пытается приумножить свои владения, провоцируя новый войны.

Отдельно Гоббс рассматривает вопросы взаимоотношения человека и религии. После этого философ переходит к вопросам естественных состояний, законов природы, общественных договоров и соглашений. Отсюда он прокладывает своеобразный логический мостик к тематике второй книги.

Гоббс утверждает, что люди постоянно ведут войну, в естественном состоянии он допускает, что человек имеет право забрать жизнь любого другого индивидуума. По мнению философа, самое благоприятное время для заключения такого общественного договора или соглашения наступает, когда этого явно требует разум.

"О государстве"

Политическая жизнь государства

Теория государства Томаса Гоббса в "Левиафане" изложена достаточно подробно. Предполагается, что только на основе общественного договора может появиться государство, организоваться общественная жизнь. Этой теме целиком посвящена вторая часть трактата.

Автор выдвигает идею, согласно которой любая партия стартует с демократии, при этом теоретически допускает, что участники, заключившие общественный договор, могут либо разделять власть, либо передавать ее верховному правителю или суверену. По его мнению, именно монархия является наиболее мудрой формой правления. Таковы основные идеи Томаса Гоббса в "Левиафане".

"О христианском государстве"

В предпоследней части трактата утверждается, что церковники должны обязательно подчиняться политической власти. Гоббс доказывает это на текстах Ветхого и Нового заветов.

Например, философ утверждает, что Иисус Христос не препятствовал созданию Царства Божия.

"Царство тьмы"

Заключительная часть трактата является самой короткой. В ней начинается критика католической церкви, которая, как считает Гоббс, присвоила себе исключительное право вмешиваться в дела земных правительств и государств.

Концепция естественного состояния человека в философии т. Гоббса - Общественно-политические взгляды Гоббса

Первая часть фундаментального закона природы

Второй закон природы приводит к третьему: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения, в противном случае они лишены смысла. Третий закон природы содержит источник и начало правосудия.

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Т. Хоббс построил свою доктрину на изучении человеческой природы и страстей. Мнение Гоббса об этих страстях и природе чрезвычайно пессимистично: людям свойственно соперничество, недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе. Эти страсти делают людей врагами. Поэтому в состоянии природы люди находятся в состоянии войны всех против всех. Но это естественное состояние может быть преодолено наличием естественного разума, естественного закона, который заставляет людей задуматься о последствиях своих действий и регулирует их поведение. Хоббс сводил все законы природы к одному общему правилу, позднее выраженному в категорическом императиве Канта, а именно: отказ делать с другими то, что вы не хотите, чтобы они сделали с вами.

В Гоббе человек предстает в двух ипостасях — как естественная личность и как член общины — гражданин. Человек может находиться в естественном или социальном (гражданском, государственном) состоянии. Гоббс прямо не говорит о существовании двух видов нравственности, но говорит о нравственности и о понятиях добра и зла в контексте природного состояния и гражданского состояния, показывая, что различия между его характеристиками нравственности существенно различаются. Что характеризует состояние природы? — Это состояние, в котором проявляется естественное равенство мужчин. Конечно, Гоббс не может не видеть индивидуальных различий, как физических, так и ментальных; но в общей массе эти различия не настолько велики, чтобы в принципе нельзя было говорить о равенстве людей. От равенства способностей исходит равенство надежды на успех. Однако нехватка ресурсов не позволяет удовлетворять потребности всех в равной степени. Это приводит к соперничеству между людьми. Постоянное соперничество порождает недоверие между людьми. Никто, у кого что-либо есть, не может быть уверен в том, что его имущество и он сам не станет объектом воинственных притязаний со стороны другого. В результате люди испытывают страх и враждебность друг к другу. Для обеспечения собственной безопасности они стремятся к укреплению своей власти и авторитета, а также к тому, чтобы другие ценили их как самих себя. В то же время никто не хочет проявлять уважение к другому, чтобы это не воспринималось как выражение слабости.

Общественный договор между людьми

Естественному состоянию противопоставляется государство (гражданское состояние),переход к которому обусловлен инстинктом самосохранения и разумным стремлением к миру. Стремление к миру, по мнению Гоббса, является главным естественным законом.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Томас Гоббс – английский философ, сторонник материалистического мировоззрения. Единственный предмет философии по Гоббсу – тело, главная проблема – межличностное взаимодействие. Философ известен благодаря своему учению о государстве. Гоббс предложил модель общества, управляемую государством, как единственный вариант мирного и продуктивного взаимодействия людей. Его идеи стали основой для формирования современного государственного строя.

Последовательный эмпиризм Гоббса

фото 730

Гоббс был убежденным материалистом, признающим существование только материальных предметов. Единственным предметом философии он считал физические тела. Изучение души относил исключительно к вопросам веры, а не науки.

Теория познания Гоббса основана на последовательном эмпиризме. Физические движения вызывают впечатления в органах чувств. Впечатления вызывают внутренние движения – мысли. Идея появляется в результате возникновения связи между движениями. Простые идеи путем сравнения, соединения и разделения формируют более сложные.

Наряду с сознанием, воля возникает из впечатлений. Впечатления порождают чувство удовлетворения и неудовлетворения. Критерии удовольствия и неудовольствия субъективны. Они возникают только в сердце человека в виде движений. Он совершает движения, чтобы совершать добро и продлить удовольствие, или не двигается, если тяготеет ко злу. Выбор между добром и злом – волевой процесс. Человек выбирает сильнейшее влечение, поэтому свобода воли относительна.

Происхождение морали

Мораль относительна. В обществе, которое не регулируется внешне, она существовать не может. Природа сделала людей одинаковыми: они обладают равными возможностями и стремлениями. Из-за этого постоянно возникают конфликты, приводят человечество в состояние войны.

Чтобы сохранить мир, люди должны отказаться от своих эгоистических стремлений. Мораль общества состоит из определенных норм поведения, которые регулируют действия людей, и устанавливают общие нормы. Мораль неразрывно связана с правовой системой. Совокупность наград и наказаний позволяет создать единственный допустимый вариант поведения человека в обществе.

Естественные законы гражданского общества

3 основополагающих закона:

  1. Люди должны стремиться к достижению мира. Если это невозможно, они имеют право на самозащиту.
  2. Каждый обязан отказаться от индивидуального права на обладание вещами в пользу создания государства.
  3. Заключенные соглашения должны выполняться – это основа справедливости. Разрешать возникающую несправедливость (нарушение соглашения) должно государство в лице уполномоченных людей.

16 законов, регулирующих взаимоотношения людей внутри гражданского общества:

  1. Человек обязан отвечать благом на благо, чтобы поощрять благодеяния. Ответ злом на благо – проявление неблагодарности.
  2. Каждый должен стремится к поиску компромисса. Компромисс достигается путем коммуникации.
  3. Всякую обиду следует простить, если обидчик искренне раскаялся в поступке.
  4. Месть должна исходить не из желания зла, а из желания сохранения блага. Месть, противоречащая благу – жестокость.
  5. Закон об уважение запрещает оскорбления.
  6. Все люди равны. Вознесение себя над другими людьми – гордыня.
  7. Каждый должен быть скромным и не претендовать на те блага, которые он не готов разделить с другими людьми.
  8. Представители закона должны быть беспристрастны по отношению к жертве и преступнику.
  9. Люди имеют право на получение равных долей имущества.
  10. Использование неделимого имущества определяется жребием либо личной договоренностью.
  11. Посредникам мира должна быть гарантирована неприкосновенность.
  12. Все имеют право на защиту их интересов в суде.
  13. Суд должен быть справедлив и стремиться к возмещению ущерба.
  14. Для беспристрастного судебного разбирательства должны быть предоставлены надлежащие условия. Люди, препятствующие действиям суда – преступники.
  15. Свидетельские показания должны быть получены законным путем.
  16. Общество имеет право избирать представителей власти или сменять их, если они не выполняют своих обязанностей.

Наличия законов для формирования общества недостаточно. Важно, чтобы существовала власть, которая будет заставлять людей соблюдать эти законы.

Природа и время

Для Томаса Гоббса, философия природы взаимосвязана с его представлениями о телесности. Он описывает Вселенную, как совокупность тел. Тела могут находиться в состоянии покоя или двигаться. К телам относится все, что имеет протяженность: физическую форму.

Подобным образом мыслитель рассматривает время. Определить время можно только по образу предмета, который остается в восприятии во время движения. Движение может быть совершено в прошлом, будущем или настоящем времени, а представление о нем – воспроизведено в любой момент.

Особенности познания

Чувственное восприятие – единственный источник познания. Но чувственный опыт не может быть полным и истинное положение вещей можно познать только научно-философским путем.

Виды познания по Гоббсу:

  • первичное – создается восприятием и памятью;
  • вторичное – основано на размышлениях.

В учении философа, речь – орудие мышления и средство общения. Посредством речи человек передает информацию другим людям и может обозначить признаки предмета, определяющие его суть.

Истина содержится в суждениях о вещах, в их описаниях, а не самих предметах. Критерий истинности знания – принадлежность сознанию. Отделять ложь от истины может только человек, поскольку он единственный из всех существ наделен речью. Важны не все истины, а только те, которые будут существовать во все времена.

Соотношение морали и права

Предпосылки возникновения права, как единственного способа урегулирования отношений между людьми, Гоббс видел в человеческой природе. Эгоизм и гедонизм – основные стимулы деятельности. Разногласия, жажда признания, стремление удовлетворить свои потребности подталкивает людей к насилию. Человек нападает или защищается, но в любой ситуации остается врагом для других людей. Состояние вечной войны естественно. Оно существует там, где отсутствует гражданское общество.

Создать нормальные условия для существования людей может только государство. Оно регулирует действия людей и является гарантом мирного сосуществования. Свое поведение, человек обязан соотносить с законом. Следует отличать закон от права. Закон определяет допустимые и недопустимые действия, а право предоставляет свободу выбора действий. Основа создания государства – отказ людей от права на насилие.

Создание государства

фото 731

Существует три вида государственного устройства:

  1. демократия;
  2. аристократия;
  3. монархия.

Согласно Гоббсу, лучшая форма государственного правления – монархия. Только она обеспечивает гражданам безопасность.

Представители верховной власти являются гарантами закона, они формируют законодательную базу и следят за ее исполнением. Граждане государства имеют право на восстание и свержение действующего политического строя, если государство не обеспечивает поддержание мира. После установления новой системы власти гражданин обязан снова отказаться от своих прав в пользу государства.

Государство, как верховная власть, должно управлять не только обществом, но и Церковью. Религиозный культ не отделяют от государства, он обязан подчиняться высшим органам власти.

Роль религии в обществе

Философ выводит религию из сферы философского познания в область государственного законодательства. Предназначение религии – стать законом, которому должно подчиняться гражданское общество.

Существует истинная и неистинная религия. Неистинной религий Гоббс называл язычество. Оно было создано с политической целью – привлечь на сторону язычников как можно больше людей и утвердить их власть. Языческое правительство внушало людям страх перед служителями культа и ложные представления о правах. Истинная религия – христианство, основная концепция которого изложена в Библии и Ветхом завете. Христианство предлагает человечеству свод законов, который позволит создать общество, построенное на принципах безопасности и взаимовыгодны.

Бог – продукт человеческого мышления. Стремясь найти объяснения непонятным явлениям природы и поступкам, люди придумали высшие силы, которые управляют всеми процессами на Земле. Единственная причина возникновения религии – страх перед неизвестным.

Учение Гоббса о человеке

Гоббс называет ощущения отправной точкой познавательного процесса. Мышление – результат ощущений, мыслительный анализ невозможен без первичного впечатления, полученного с помощью органов чувств.

Ощущение вызывает внутреннее движение – представление. Оно равноценно памяти, но оказывает большее влияние, поскольку ощущения, возникающие в памяти, не такие яркие, их воздействие осталось в прошлом. Сновидения – это представления, возникающие во время сна. Во сне люди заново проживают те ощущения, которые накопили за день.

фото 732

Читайте также: