Гнев богиня воспой краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Все заканчивается похоронами Патрокла и духовным обновлением Ахиллеса. Чувство вины в смерти друга так потрясло Ахиллеса, что сердце его смягчилось и он согласился выдать тело Гектора его отцу Приаму для почетного погребения.

Дион Златоуст жил во времена Римской империи. Он был странствующим философом-софистом и оратором: разъезжал по греческим городам и произносил речи на самые разнообразные темы. Одну из своих речей он произнес перед жителями Трои – на месте легендарной столицы царя Приама через несколько веков был построен греческий городок, который хоть и был маленьким и захудалым, но гордился своим славным именем.

Наконец, посмотрим, как вели себя греки и троянцы после войны. Греки отплыли от Трои в спешке, в сезон бурь, не все вместе, а каждый порознь: так бывает после поражений и раздоров. А что ждало их на родине? Агамемнон был убит, Диомед – изгнан, у Одиссея женихи Пенелопы разграбили все имущество – так встречают не победителей, а побежденных. Недаром Менелай на обратном пути так долго находился в Египте, а Одиссей странствовал по всему морю: они просто боялись показаться дома после бесславного поражения. А троянцы? Проходит совсем немного времени после мнимого падения Трои, и мы видим, как троянец Эней с друзьями завоевывает Италию, троянец Гелен – Эпир: право же, они совсем не похожи на побежденных, а скорее на победителей. В этих местах до сих пор стоят города, основанные, по преданию, троянскими героями, и среди этих городов – основанный потомками Энея великий Рим.

Казалось бы, раскопки Шлимана поставили точку в многолетних спорах о местонахождении Трои и историчности гомеровского эпоса. Но на самом деле и по сей день многое в этой истории не ясно. Как было выяснено в результате многолетних раскопок, начатых в 1870 году Генрихом Шлиманом и законченных перед Второй мировой войной американским археологом Блегеном, примерно пять тысяч лет назад, около 3000 года до н. э., на небольшом холме, расположенном в 5–6 километрах от южного берега пролива Дарданеллы, недалеко от входа в пролив из Эгейского моря, впервые поселились люди и построили тут крепость. Этот холм сейчас носит турецкое название Гиссарлык. Обитатели крепости контролировали торговлю между Азией и Европой, держа в своих руках переправу через пролив. Постепенно развивавшееся мореплавание из Эгейского в Черное море также оказалось под контролем обитателей поселения-крепости. Множество золотых изделий, найденных при раскопках Шлимана, говорит об огромных по тем временам богатствах, накопленных в городе.

Около 1900 года до н. э. холм и его окрестности захватило новое племя, выращивавшее лошадей, которых не знали их предшественники. Новые пришельцы также построили крепость, большую по размерам и более могущественную, чем прежняя. Около 1250 года до н. э., если судить по археологическим данным, поселение снова было захвачено, разрушено и сожжено, а через некоторое время на холме поселились пришельцы из центральной Европы. Около 1100 года до н. э. в городе произошел еще один пожар, и холм сделался необитаемым на несколько сот лет.

В середине II тысячелетия до н. э. земли на восток от Гиссарлыкского холма принадлежали могущественной хеттской державе. В анналах хеттского царя Тутхалийи IV, правившего примерно с 1250 по 1220 год до н. э., упоминаются две местности, очевидно, находившиеся на северо-западе Малой Азии, – Вилусия и Труиса: одно из этих названий (скорее всего Вилусия), вероятно, носил город на Гиссар-лыкском холме, который греки впоследствии называли Илионом (в более древние времена Вилионом) или Троей. Из тех же хеттских анналов мы узнаем, что Вилусия входила в воевавшую против хеттов коалицию.

Захватить столь мощно укрепленное поселение могла либо регулярная армия, либо переселяющееся с женами и детьми воинственное племя, могущее обосноваться вокруг города и предпринять длительную осаду. Так как, согласно данным археологов, пришельцы поселились здесь лишь через некоторое время после разрушения города, вероятнее всего то предположение, что его взяло хеттское войско царя Тутхалийи IV: анналы дошли до нас не полностью, и о захвате Вилусии могло говориться в утраченной их части.

Пытаться извлечь из гомеровских поэм подробности исторических событий бесполезно – эпос так трансформирует историческую реальность, что никакая реконструкция реальных событий на основе одного эпоса невозможна: мы не могли бы восстановить по русским былинам события истории Киевской Руси даже в общих чертах, если бы не знали о них и из летописей. Лишь упоминание в хеттских текстах Труисы дает нам основание предполагать, что в греческий эпос о войне и взятии Илиона проникли также и какие-то отголоски военных событий, связанных с городом Труисой, сколько-нибудь отчетливо заметные лишь в не объяснимом иначе двойном названии осаждавшегося греками города – Троя-Илион.

Конечно, и после этих разоблачений Шлиман остается выдающимся археологом. Его самоотверженный труд подарил миру Илион и Микены, что обеспечило первооткрывателю признательность многих поколений. Но выявленное плутовство подорвало доверие к его материалам и концепциям.

С тех пор появилось немало свидетельств того, что раскопан именно Илион, но другой – более поздний, греческий. Об имени города говорят монеты и надписи. Города переносились, строились заново на новом месте. Как доказать, что город и раньше назывался именно так, то есть что крепость, на руинах которой вырос этот греческий город, тоже была Илионом и что именно здесь велась Троянская война?

Обнаруженный город не очень подходит под величественное гомеровское описание: крепость – всего 200 метров в поперечнике, а вне крепостных стен нет вообще никаких построек, никаких следов обитания человека. Величие города уже сам Шлиман считал поэтическим преувеличением. Но идентифицировать надо еще и лагерь ахейцев, что очень непросто. Дело не только в отсутствии следов каких-либо ахейских укреплений вне города – они тоже могли быть поэтическим домыслом, – однако само место, где высадились ахейцы и откуда они наступали на город, должно же соответствовать описаниям Гомера! А такого места не находилось.

Но этот вывод совсем не дает оснований отрицать сам факт войны. Совпадение различных расчетов – по генеалогиям знатных греческих родов, спискам царей Спарты, спискам фараонов Египта – давно позволило отнести эпоху Троянской войны ко времени между концом XIV века и серединой XII века до нашей эры, и наиболее вероятным принято считать XIII век до н. э. Эту датировку Троянской войны подтвердил тот факт, что именно на этот век и в Гиссарлыке пришелся слой, где обнаружены остатки осаждавшегося, сожженного и разрушенного штурмом города, имевшего связи с Микенами.

Блеген – археолог-профессионал, методичный и добросовестный. Многотомное издание результатов его раскопок Гиссарлыка было выполнено безупречно. Пересмотр его выводов грянул как гром среди ясного неба.

Александр в свое время действительно царствовал в Илионе, и некоторые его данные (имя, принадлежность к царской семье, связь с Илионом и др.) действительно совпадают с характеристиками греческого эпического героя. Правда, говорили его подданные не на греческом языке, а на лувийском. Греческое имя царя может свидетельствовать об ахейском происхождении династии (иноземные династии – дело нередкое). Одна из ипостасей Аполлона – действительно малоазийская. Таким образом, сочетание образов Александра Илионского и Аполлона действительно восходит к XIII веку, но трудно назвать царя Алаксандуса историческим прототипом Александра-Париса, поскольку его образ (если это его образ) в поэмах изменился почти до неузнаваемости. Может быть, вернее будет сказать, что существовавшему издревле фольклорному образу мифического похитителя красавицы были приписаны имя и некоторые другие данные реального илионского царя. Во всяком случае, в греческом эпосе это один из древнейших образов: он более других (за исключением Елены) снабжен постоянными эпитетами, характерными для фольклора.

Вторые же исходят из того, что маршрут гомеровского героя реален. Разве в поэме не упомянуты названия многочисленных островов и городов? Ведь легендарная Троя, откуда начинает свое странствие Одиссей, простояла вплоть до времен Римской империи, а родина хитроумного героя – остров Итака в Ионическом море – и поныне носит это название.

Что же касается таких мест, как страна лотофагов – пожирателей лотоса, или остров бога ветров Эола, то еще греческие историки Геродот и Фукидид в V веке до н. э. поместили первую на побережье Северной Африки, а второй на один из Липарских островов возле Сицилии – в древности их называли Эолийскими. За бога ветров и его сыновей, как утверждал Фукидид, Одиссей принял древних правителей архипелага. С тех пор не прекращаются попытки нанести на карту все промежуточные остановки долгого кружного пути Одиссея из Трои до Итаки.

Порой можно прочитать, что Одиссей выходил в Атлантический океан и даже плавал по Балтийскому морю. В пестром ворохе этих надуманных предположений теряются серьезные, заслуживающие внимания исследования, проведенные в ходе научных экспедиций по Средиземному морю. Первую такую экспедицию организовал французский знаток античности и переводчик Гомера Виктор Берар в 1930-х годах.

Берар утверждал, что миссия рапсода – поэта времен Гомера (VIII–VII века до н. э.) – состояла не столько в том, чтобы услаждать слух и бередить душу публики. Нужно было еще и просвещать – передавать слушателям знания. А что более всего интересовало древних эллинов, только-только начинавших осваивать мир за пределами своих городов-государств? Конечно, географические сведения! Ведь они помогали расширить торговлю, вести войны и прокладывать новые пути в заморские страны.

Но что для нас фантазия, то для эллинов – реальность. Древние мореходы, отваживаясь идти на край света вслед за Одиссеем, умели извлечь рациональное зерно из мифов. Первопроходцы времен Гомера в большинстве своем были торговцами и пиратами. Слушая описания страны циклопов, они подмечали, что там есть пещеры, где удобно прятать награбленное добро, а баранов, которых пасли одноглазые пастухи, можно погрузить на корабль. Чем не провиант? Даже иносказания и гиперболы Гомера могли служить инструкциями для моряков.

Путь по этим морям описан точно, его можно прочертить по карте. Описания берегов достоверны, галеры царя Итаки держались удобного курса. Даже количество дней, за

которые совершали переходы парусные суда, указано верно. Острова, бухты, пляжи, места остановок, мысы, опасности – все здесь выдерживает сравнение с современными навигационными инструкциями.

Некоторые исследователи считают, что им удалось расшифровать скупые намеки Гомера в отношении мест, где Одиссей встречался со всеми этими фантастическими персонажами. Одни из них явно символизируют опасности в море (ветры бога Эола), трудности перехода через пролив (Сцилла и Харибда), другие – отличные условия для жизни, которые имелись на открытых Одиссеем берегах, – сады во владениях волшебницы Цирцеи и красоты острова нимфы Калипсо. Не для того ли, чтобы созерцать их, Одиссей отложил возвращение домой на целых семь лет?

Конечно, однозначно сказать, куда заносило Одиссея в скитаниях по Западному Средиземноморью, в ряде случаев невозможно. Например, это касается страны циклопов, которые издревле ассоциировались с вулканами. Одиссей мог встретиться с ними и на Сицилии, и на Эгадских островах, и севернее – в гавани Неаполитанского залива. Описание страны пожирателей лотоса одинаково применимо к двум островам близ Туниса. Берег Калипсо может лежать на крайнем западе Средиземноморья – в Испании, но описания Гомера вполне позволяют поместить обитель нимфы и на мальтийский остров Гоцо. Оттуда он с большей долей вероятности добрался бы на своем плоту до греческих островов живым и невредимым.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

16. Гнев Иоанна Крестителя и гнев Аполлония

16. Гнев Иоанна Крестителя и гнев Аполлония Согласно Евангелиям, Иисуса Христа в Иордане крестит Иоанн Креститель, см. рис. 1.47. У Филострата в данном месте его книги нет упоминания о человеке, который крестит, омывает, Аполлона-Аполлония. Однако след Иоанна Крестителя

2.14. Меч Зигфрида, оружие Святослава и доспехи Ахиллеса

2.14. Меч Зигфрида, оружие Святослава и доспехи Ахиллеса Напомним, что обнаруженное нами выше соответствие между Святославом и Ахиллесом вошло изготовление (или подарок) оружия. Ахиллесу перед битвой боги изготавливают и дарят новое оружие. Святославу, осадившему

16. Гнев Иоанна Крестителя и гнев Аполлония

16. Гнев Иоанна Крестителя и гнев Аполлония Согласно Евангелиям, Иисуса Христа в Иордане крестит Иоанн Креститель, см. рис. 1.47. У Филострата в данном месте его книги нет упоминания о человеке, который крестит, омывает, Аполлона-Аполлония. Однако след Иоанна Крестителя

2.14. Меч Зигфрида, оружие Святослава и доспехи Ахиллеса

2.14. Меч Зигфрида, оружие Святослава и доспехи Ахиллеса Напомним, что в обнаруженное нами соответствие между Святославом и Ахиллесом вошло изготовление, или подарок, оружия. Ахиллесу перед битвой боги изготавливают и преподносят новое оружие. Святославу, осадившему

Гнев стихий

Гнев стихий Жесткая система потому и бывает крепка, что она при создании своем приноровлена к локальным условиям наилучшим образом. Когда же окружение меняется, перестройка системы трудна.И наоборот, дискретная система эластична, но не позволяет полностью

Гнев Ивана Грозного на сына

Гнев Ивана Грозного на сына Как когда была столица в Новогороде,Тогда царствовал Грозный царь Иван Васильевиць.Соберал-то он да на поцесный перСильных могучиих да он богатырейИ купцей-то, людишек да все богатыих.Набралосе да дорогих гостей полный стол,Как тут-то на перу

Потомок Ахиллеса

Потомок Ахиллеса Александр Македонский, он же Великий, он же сын Аммона, Искандер Двурогий и прочая, прочая, прочая, родился 21 июля 356 г. до н. э. в столице Македонии Пелле. В наши дни от былого великолепия осталось немного, лишь жалкие руины царского дворца, агоры и

Гнев обделенных

Гнев обделенных Тот факт, что лишь незначительная часть мирового населения имеет доступ к современным средствам связи, негативно отражается на благоприятных геополитических последствиях информационной революции. Электронная эра может привести к появлению

9. Гибель мальчика Друза, сына Клавдия, — это гибель царевича Дмитрия, сына Грозного

9. Гибель мальчика Друза, сына Клавдия, — это гибель царевича Дмитрия, сына Грозного Стоит обратить внимание на одну многозначительную фразу Светония, проскользнувшую в жизнеописании Клавдия. Рассказывая о мальчике Друзе, сыне Клавдия, Светоний говорит: «Друз у него

Гнев венчаный

ЦАРСТВОВАНИЕ НЕХТОНА, СЫНА ДЕРИЛЕ, И ПРИХОД К ВЛАСТИ ЭНГУСА, СЫНА ФЕРГУСА

ЦАРСТВОВАНИЕ НЕХТОНА, СЫНА ДЕРИЛЕ, И ПРИХОД К ВЛАСТИ ЭНГУСА, СЫНА ФЕРГУСА Бриде умер в 706 году, и ему наследовал его брат Нехтон. Нехтон, сын Дериле, — важная фигура в пиктской истории, поскольку именно он был ответствен за изменение в пиктской церкви даты Пасхи с кельтской

Гнев богов

Гнев богов Недаром говорят: кого боги хотят наказать, того лишают разума, — именно это и произошло с понтийским царем. Потому что, вместо того чтобы продолжать победоносное наступление и начать освобождать города Малой Азии, где его с нетерпением ждали, а также

§ 20. Гнев небес

§ 20. Гнев небес Глава первой западной миссии к монголам францисканец Иоанн де Плано Карпини (1247) отметил в своем отчете особенности климата Монголии: «Климат в ней удивительно переменчив. Ведь в середине лета, когда в других странах обыкновенно в изобилии наибольшая

Гнев Птолемея

Гнев Птолемея Клеопатра с ужасом наблюдала, как Габиний и Постум бесстыдно грабят страну. Неужели отец не видит того, что творят эти проклятые римляне? Рабирий пользовался малейшей возможностью, чтобы вывезти из страны в Италию ценности: папирус, льняное полотно, изделия


Место и время действия

События поэмы происходят на рубеже XIII–XII вв. до н. э., во время Троянской войны, в Древней Греции.

Главные герои

  • Агамемнон – царь Микен, предводитель ахейцев.
  • Ахиллес – отважный предводитель греков, герой, полубог-получеловек.
  • Гектор – бесстрашный троянский воин, сын Приама.

Другие персонажи

  • Одиссей, Аякс, Менелай, Диомед – отважные ахейские воины, соратники Ахиллеса.
  • Патрокл – лучший друг Ахиллеса.
  • Приам – правитель Трои.
  • Эней, Парис, Долон – отважные представители троянского войска.
  • Елена – жена Менелая, похищенная Парисом и ставшая причиной Троянской войны.
  • Андромаха – супруга Гектора.
  • Зевс – великий бог Олимпа, пообещавший отомстить троянцам за Ахилла.
  • Фетида – нимфа, мать Ахиллеса.
  • Гера, Афина, Посейдон, Гефест – боги, которые поддерживали ахейцев.
  • Артемида, Аполлон, Афродита, Арес – боги-соратники троянцев.

Краткое содержание

Песнь 1. Мор. Гнев

Отважный Ахиллес разгневан, и причиной его гнева стало нежелание ахейского вождя Агамемнона вернуть за вознаграждение украденную дочь жреца. В результате Аполлон наслал на ахейцев страшный мор.

Песнь 2. Сон. Испытание. Беотия, или перечень кораблей

Тем временем в Трое царь Приам узнал о предстоящем сражении и выдвинул собственную армию навстречу ахейцам.

Песнь 3. Клятвы. Обозрение ахейского войска со стены. Единоборство Париса и Менелая

Началось сражение между Парисом и Менелаем – настоящим и бывшим супругами Елены. Парис потерпел поражение, и богиня Афродита спасла его от неминуемой смерти. Агамемнон напомнил об условии этой битвы и потребовал выдать Елену.

Песнь 4. Нарушение клятв. Агамемнонов обход

Агамемнон, возмущенный столь дерзким нарушением клятвы, поднял свое войско. Началась страшная битва, в ходе которой погибло немало отважных воинов с обеих сторон.

Песнь 5. Подвиги Диомеда

В этом бою особенно отличился ахейский герой Диомед, которому всячески помогала Афина. Он убил немало троянцев, был ранен стрелой в плечо, но благодаря Афине исцелился и вновь оказался в самой гуще сражения. Преследуя Энея, Диомед ранил в руку богиню Афродиту, а затем и Ареса. Боги отправились к Зевсу, чтобы пожаловаться на дерзость простого смертного.

Песнь 6. Встреча Гектора с Андромахой

Песнь 7. Единоборство Гектора и Аякса. Погребение мертвых

Тем временем троянцы организовали собрание, где предложили вернуть ахейцам Елену и ее богатства. Парис высказал свою волю – оставить Елену, но вернуть все ее сокровища. Приам передал это решение ахейцам, а также просьбу временного перемирия для погребения убитых воинов.

Песнь 8. Прерванная битва

Песнь 9. Посольство к Ахиллесу. Просьбы

Песнь 10. Долония

Песнь 11. Подвиги Агамемнона

С восходом солнца Зевс послал на поле брани Вражду, и началось очередное сражение ахейцев и троянцев. Силы противников были равны, но к полудню ахейцам удалось разорвать вражеские ряды. Особым мужеством отличился Агамемнон, погубивший немало троянских воинов.

Песнь 12. Бой у стены

Ахейцы надежно укрепились за стеной, в то время как троянцы решили разделиться на пять отрядов и атаковать ее с разных сторон. В очередной раз показав себя бесстрашным воином, Гектор пробил ворота камнем, чем вызвал бегство ахейцев.

Песнь 13. Бой у судов

Песнь 14. Обманутый Зевс

Песнь 15. Обратный напор от судов

Пробудившись ото сна, Зевс с удивлением обнаружил бегство троянцев и поверженного Гектора. Он потребовал объяснений от Геры, а после предсказал участь Троянской битвы, если не будет смыто оскорбление с Ахиллеса, как он ранее пообещал Фетиде. Зевс отозвал с поля брани Посейдона и направил Аполлона в качестве помощника Гектору. Отважному воину вновь удалось оттеснить ахейцев к своим кораблям.

Песнь 16. Патроклия

Песнь 17. Подвиги Менелая

Гектор хотел было забрать тело Патрокла на всеобщее поругание, но Менелай принялся рьяно защищать его. Разгорелась страшная битва. Гектору удалось снять доспехи Патрокла, принадлежавшие Ахиллесу, прежде чем ахейцы отвоевали его тело. Менелай отправил гонца к Ахиллесу, чтобы сообщить о смерти Патрокла.

Песнь 18. Изготовление оружия

Песнь 19. Отречение от гнева

Песнь 20. Битва богов

Когда троянцы и ахейцы схлестнулись в страшной битве, Зевс призвал богов принять участие в ней и помогать той или иной стороне по собственному усмотрению. Приближение богов к полю брани ознаменовалось громом, молниями и сотрясением земли. Из-за явного участия богов в сражении долгожданный поединок Ахиллеса и Гектора так и не состоялся, поскольку их всячески оберегали небесные покровители – Афина и Аполлон.

Песнь 21. Битва у реки

Песнь 22. Убийство Гектора

Песнь 23. Игры в честь Патрокла

Вернувшись в стан, Ахиллес отдал все возможные почести Патроклу, после чего устроил похоронный пир. Во сне к нему явилась душа усопшего Патрокла, которая потребовала скорейшего захоронения, поскольку ее не принимали в царство Аида. С восходом солнца Ахиллес завершил обряд погребения и в честь друга устроил различные воинские и спортивные состязания.

Песнь 24. Выкуп Гектора

И что в итоге?

Ахиллес — убивает Гектора во время боя, возвращает его тело троянцам.

Гектор — погибает в бою с Ахиллесом, смертельно раненный копьём.

Агамемнон — принимает примирение, которое предложил Ахиллес.

Патрокл — убит Гектором, является во сне Ахиллесу и требует своего скорейшего захоронения.

Приам — привозит домой тело Гектора.

Парис — убит метким выстрелом из лука Филоктета.

Елена — скорбит по умершему Гектору.

Заключение

В основе произведения Гомера лежит древнегреческая мифология, и битву троянцев и ахейцев невозможно представить без прямого участия богов. Красной нитью в поэме проходит тема ненависти, которая привела к многочисленным потерям с обеих сторон.

Далее идёт пояснение, как возник этот гнев. Всё войско ахейцев (они же данайцы и аргивцы) гибнет от мора, кругом гниют горы трупов. Мор возник от стрел Аполлона, который был разгневан за своего жреца Хриза. При очередном разделе добычи верховному царю и вождю ахейцев Агамемнону досталась дочь Хриза. Старик пришёл к войску с большим выкупом и просил вернуть дочь. Агамемнон грубо отказал. Жрец со слезами умолил Аполлона отомстить за него. Тогда Аполлон и наслал мор.

Ахиллес на собрании предложил отдать дочь жреца Хризеиду. Агамемнон был против, но согласился лишь с тем условием, что взамен возьмёт у Ахилла его любимую пленницу Брисеиду. Так Ахилл и Агамемнон рассорились. Агамемнон решил забрать пленницу Ахиллеса себе, а свою пленницу вернуть жрецу.

Ахиллес в гневе хотел убить Агамемнона, но посланная Герой Афина остановила его. Обижненный Ахиллес отказался участвовать в войне и ушёл в свой стан возле своих кораблей.

Агамемнон послал к Ахиллу своих людей забрать Брисеиду. Ахилл отдал. Потом пошёл к берегу моря и в слезах просил свою мать Фетиду, чтобы она уговорила Зевса отомстить ахейцам и Агамемному за его позор. Мать обещала упросить Зевса, когда он вернётся от эфиопов: так как накануне тот улетел к ним на пир.

Прошло двенадцать дней, во главе с Зевсом боги вернулись на Олимп, и Фетида упросила Зевса помочь Ахиллесу Пелиду отомстить Агамемнону за оскорбление. Зевс обещал, так как раньше Фетида спасла его от заговора богов против него. Гера подслушала их разговор.

Показан пир богов. На пиру Гера пыталась язвить Зевсу за то, что он секретничал с Фетидой, но он пригрозил ей наказанием, и она покорилась. Потом боги легли спать. Зевс лёг с Герой.

Спят боги и люди, но Зевс не может уснуть. Его тревожит обещание Фетиде. Он думает, как отомстить за Ахиллеса. Потом он призывает к себе Сон, велит ему лететь к Агамемнону и внушить, чтобы тот сам вёл в бой полчища ахейцев. Обманчивый Сон внушает Агамемнону, что он и без Ахиллеса может завоевать Трою. Так Зевс хотел дать понять Агамемнону, что без Пелида ему не обойтись. Агамемнон поверил Сну.

Утром Атрид Агамемнон собрал всех вождей на совет и рассказал свой сон. Он понимает, что после 10-ти лет войны его армия слаба и хочет домой. Он решает испытать армию, и говорит об этом вождям. Решают, что Агамемнон предложит всем возвращаться домой, а если армия согласится, то полководцы удержат её, выбрав войну до победы. Собрали войско. Конечно, все решили скорей вернуться домой. Тогда вмешивается Одиссей и бьёт главного зачинщика и крикуна, призывая всех сражаться с врагом, чтобы не вернуться с позором домой. Тогда все соглашаются на войну. На собрании Нестор предлагает всё войско разделить на кланы (полки, ополчения) по землячествам.

Далее следует длинный перечень кораблей ахеян, где говорится: какой царь, из каких земель и сколько привёл кораблей под Трою, сколько взял с собой воинов. Армия данайцев, построившись, выступила в битву.

В Трое в это время идёт собрание у дома царя Приама. Вестница Зевса Ирида в образе дозорного Полита, говорит о том, что ахейцы уже идут. Троянцы тоже решают выступить из города навстречу врагу каждый со своей дружиной.

Армия выходит из ворот Трои. Первым шёл Гектор с дружиной троянцев. Далее следует перечень троянского войска и их союзных войск, которые идут на сражение с ахейцами.

И ахейская, и троянская армии готовятся к бою. От троянцев вышел вперёд Парис-Александр и предложил храбрейшему из данайцев сразиться с ним. Мненлай, увидев его, бросился на него, но Александр тут же скрылся в толпе троянцев. Гектор стал упрекать брата. Тогда Парис согласился на поединок и попросил Гектора успокоить войска. Гектор устраивает поединок. Сходятся Парис и Менелай, настоящий и бывший мужья Елены.

Вестница Ирида оповещает Елену, приняв облик её золовки Лаодики. Елена в это время вышивала на ткани подвиги героев войны. Ирида призывает Елену смотреть поединок. Елена идёт к Скейским воротам стены Трои. Там уже собрались троянские старцы. Елену подзывает к себе старец Приам. Он спрашивает её имена ахейских героев, указывая на них со стены, а Елена называет ему их имена и рассказывает о них.

Перед битвой решили принести жертвы богам и клятву, что победитель забирает Елену и её богатство, а война прекращается.

Начинается битва между Менелаем и Парисом. Менелай побеждает Париса и тащит его за шлем к ахейскому войску. Но Афродита вдруг уносит Париса домой. Богиня зовёт Елену и оставляет Париса с Еленой в спальне.

Тем временем Агамемнон приказывает, ввиду поражения Париса, выполнить условия поединка и вернуть Елену ахейцам.

На золотом крыльце у дома Зевса боги устроили совет. Пили нектар. Зевс подсмеивается над Герой, которая покровительствует Менелаю, так как Афродита спасает Париса, хотя победа Менелая была очевидной. Гера просит Зевса, чтобы он позволил продолжить войну. Зевс соглашается и посылает Афину, чтобы она сделала так, чтобы троянцы нарушили перемирие.

Афина падает с Олимпа звездой между войск и подстрекает Пандара выстелить из лука в Менелая. Пандар лишь ранит Менелая. Видя кровь Менелая, Агамемнон приходит в ужас, но Менелай говорит, что рана не серьёзна. Агамемнон велел позвать врача Махаона.

Пока вокруг Менелая столпились вожди ахейцев, трояне пошли в наступление. Агамемнон принимает командование. Он обходит войска, ругает нерадивых вождей, а готовых к бою хвалит. Поощряет Идоменея, двух Аяксов, Нестора и некоторых других вождей за дисциплину в их ратях.

В пятой песне в основном описываются подвиги героя Диомеда, которому помогает Афина. Но не только его. Погибли многие герои и многие проявили себя. Так Диомед убил Фегеса, Агамемнон убил Одия, Идоменей убил Феста, Менелай убил Скамандрия, Мерион убил Ферекла, Мегес убил Педея, Эврипил убил Гипсенора и так далее.

Пандар ранит Диомеда стрелой в плечо. Афина вылечивает рану герою, придаёт ему силы и велит ему бить всех врагов, кроме бессмертных богов, но если попадётся Афродита, то её разрешает разить оружием.

Пандар с Энеем встали в колесницу и помчались на Диомеда. Произошла схватка, в результате которой Диомед убил Пандара, а Энея сильно ранил камнем в бедро. Он убил бы Энея, если бы его не спасла его мать Афродита. Но Диомед ранит богиню в руку.

Афродита передаёт Энея Аполлону для защиты, а сама летит и жалуется Зевсу, что её ранил смертный. Зевс жалеет дочь, но говорит, что война – не её дело и лучше ей в войну не мешаться.

Диомед всё ещё наседает на Энея, но Аполлон защищает его и уносит в Пергамский храм, там Энея лечат боги.

Эней возвращается на поле битвы, он убивает ахейцев Орсилоха и Крефона. Гектор убивает Менесфа и Анхиала. Гектор и Эней убивают многих ахейцев. Гибнут герои с обеих сторон.

Гера и Афина приходят на помощь ахейцам. С помощью Афины, Диомед ранит Ареса, который затем со стоном уносится на Олимп и жалуется Зевсу. Зевс велит ему замолчать и не реветь. Потом велел вылечить его богу Пеану.

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:

Многие души могучие славных героев низринул

В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным

Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), ‑

С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою

Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.

Гомер. Илиада. Песнь 1. Язва. Гнев, 5‑10. Пер. Н. Гнедича

В это время ночью Одиссей и Диомед тайно отправились в стан троянцев, чтобы увидеть все там происходящее. Одновременно с ними троянский лазутчик по имени Долон отправился с той же целью в греческий лагерь. Герои захватили его в плен и заставили выдать им позиции троянского войска. По его совету они завершили ночную вылазку нападением на лагерь Реса, царя Фракии и союзника троянцев; с его прекрасными лошадьми они и вернулись назад. Несмотря на успех этой смелой вылазки, в целом греки терпели неудачи, так что в результате были отброшены троянцами к своим судам. Тогда друг Ахилла Патрокл попросил у него разрешения возглавить в сражении войско храбрых мирмидонян – Ахиллово войско. Он также попросил у Ахилла его доспехи[19], чтобы повергнуть троянцев в ужас, ведь они приняли бы его за самого Ахилла. Тот согласился, и Патрокл вышел на битву. Сражался он долго и славно. Во время отступления троянцев Аполлон раскрыл Гектору, сыну Приама, одному из лучших троянских воинов, кто скрывается под доспехами Ахилла, и тот поразил Патрокла насмерть.


Горе Ахилла было безутешным. Его мать, морская нимфа Фетида, прибыла к нему и обещала ему новые доспехи взамен тех, что были на Патрокле. Среди новых доспехов, сделанных богом‑кузнецом Гефестом, был прекрасный щит с изображением сцен из жизни горожан во время войны и мира и жизни земледельцев – со стадами, пастухами и местными гуляньями, по ободу щита бежал Океан[20]. Ахилл и Агамемнон помирились, и Ахилл вернулся на поле битвы, где от его копья пало великое множество троянцев. Но герой не успокаивался, он стремился отомстить Гектору, убийце любимого друга. Ахилл одержал множество побед, даже над рекой Скамандр, пытавшейся утопить его в своих огромных волнах, прежде чем наконец встретил того, кого все время искал.

При виде разгневанного Ахилла троянцы бежали, укрывшись за стенами города. Гектор же остался у крепостных ворот, показывая, что готов к поединку. Однако при виде Ахилла и его охватил такой ужас, что он тоже попытался бежать. Три раза они обогнули стены Трои, прежде чем Гектор остановился и повернулся лицом к великому сопернику. Копье Ахилла попало в горло троянца, и тот, поверженный, упал на землю. Еще способный говорить, Гектор попросил Ахилла позволить его родным выкупить его мертвое тело, но Ахилл, одержимый ненавистью, отверг эту просьбу. Более того, он жестоко надругался над телом Гектора: привязал его за ноги к колеснице и погнал коней вдоль стен Трои, чтобы все враги видели это. Затем он направился с мертвым Гектором в греческий лагерь и бросил его в своем шатре.

Патроклу же Ахилл устроил пышные похороны. Для него сложили огромный костер, рядом с которым положили множество туш овец и рогатого скота, фляги с медом и маслом, умерщвленных четырех коней и двух собак Патрокла, а также тела двенадцати троянских пленников. После этого костер был подожжен. Он горел всю ночь, и всю ночь Ахилл поминал друга, громко по нему скорбя. На следующий день прах героя был собран и помещен в золотую урну, а на месте погребального костра возведен высокий курган. В честь погибшего друга Ахилл устроил погребальные игры: это были гонки на колесницах, кулачные бои, борьба, бег, метание диска, стрельба из лука. Победители награждались великолепными призами. И все это время, в течение двенадцати дней, Ахилл на рассвете протаскивал вокруг погребального кургана привязанное к колеснице тело Гектора. Даже боги, предсказавшие такое развитие событий, более того, помогавшие им свершиться, были потрясены ненавистью Ахилла, и Зевс послал Ириду, вестницу богов, в Трою, к Приаму, чтобы научить его, как выкупить у ахейцев тело сына.


Когда стемнело, Приам в сопровождении одного лишь предсказателя прошел в лагерь ахейцев. Около греческих судов он был замечен Гермесом, но, будучи переодетым под ахейца, остался неузнанным. Гермес провел его через весь лагерь к шатру Ахилла, таким образом невольно обеспечив троянцу надежное прикрытие. Приам решительно вошел в шатер и бросился к ногам греческого вождя. Он умолял того подумать о своем собственном отце Пелее и проявить милосердие к другому отцу, потерявшему в этой войне так много своих прекрасных сыновей. Он просил позволения забрать тело Гектора, своего старшего сына, в Трою, чтобы родные получили возможность оплакать его и похоронить. Ахилл, глубоко тронутый этим обращением, так, что на его глазах выступили ответные слезы, выполнил просьбу. Так тело Гектора было возвращено в Трою, где он с соответствующими почестями был предан земле.

Читайте также: