Гласные звуки и буквы обобщение 1 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв.

1)учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова, анализировать модели слов;

2) называть буквы, обозначать звуки на письме.

3) развитие аналитического мышления, памяти, умения обобщать и делать выводы

4) воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?


- Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу.

2. Актуализация знаний.

- Послушайте стихотворение и попытайтесь догадаться, кто какие звуки не выговаривает?

Мимо сада не спеша

Шли четыре малыша.

- Поиграем.что ли, в пятки!

- Луссе мячик на площадке!

Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поиграть!

В пятки, в вунки поиграть!

В пятки, в вунки -что такое?

Ничего не разобрать!

- Какие звуки не выговаривают малыши? (Первый малыш не выговаривает звук (Р), второй – шипящие звуки, а третий звуки (Р) и (Л))

II. Самоопределение к деятельности

Мы – не буквы, мы – звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы – не буквы, мы – звуки речи.

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных – прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.


- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

- Сегодня будем говорить о звуках и буквах. Откройте учебники на стр. 45, прочитайте тему. Чему мы будем учиться при изучении этой темы?

3. Чистописание.

Словарная работа.

На доске: Ваня. Пенал. Собака. Петров. Ученик. Барсик. Сосновка. Море. Москва. Одежда.

- Выпишите в один столбик слова, которые пишутся с большой буквы, в другой столбик слова, которые пишутся с маленькой буквы.

Какие слова напишем с большой буквы? Почему?

4. Изучение нового материала.

В древности, чтобы написать какое-либо слово, человек наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление. Например, воду он показывал волнистыми линиями. Такие упрощённые рисунки называются иероглифами.

Дым на улице стоит,

Дом из труб его валит.

В день весенний у ворот

Наконец растаял мёд.

Пироги пекутся в речке,

Рыбаки сидят у печки.

Я нашёл огромный грипп,

Но простыл – противный гриб.

- Прочитайте. Что вы заметили? Исправьте ошибки.

- Что мы произносим и слышим? (Звуки)

- Что записываем и видим? (Буквы)

Физкультминутка.

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

- Топай правою ногой

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой,

После правою ногой,

После левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

5. Работа по теме урока.

1) Прочитайте загадку

Всегда на двух я берегах,

Повис я, стоя на ногах.

- По каким признакам вы догадались?

- Произнесите звуки. Сколько звуков в этом слове? (Четыре)

- Назовите буквы. Сколько букв в этом слове? (Четыре)

- Что можно сказать? (В этом слове звуков и букв поровну)

- Давайте вспомним, как мы обозначаем звуки, выполняя фонетический разбор? Как показывают в звуковой записи, что звук мягкий?


2) Работа в парах: на карточках.

-Укажите звуковую транскрипцию предложенных слов:

- Почему не всегда количество звуков и букв не совпадает в словах?

Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что:

- Ь и Ъ – звуков не обозначают;

- Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков;

- Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук.

- А для чего нам все это нужно знать? (Ответы детей)

6. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

Прочитайте правило рядом с красной чертой на стр. 24 учебника.

- Что такое звуки?

- Что такое буквы?

- Закройте учебники, перескажите правило соседу. Выучите его дома.

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Возможно получатся разные слова: палка -галка, полка, балка, пилка).

- Назовите буквы, которыми различаются слова. Подчеркните их.

7. Рефлексия.

- Чем отличаются звуки от букв?

- Как обозначаются звуки на письме?

- Оцените свою работу на уроке.


(На столе смайлики с разными выражениями. Выберите и поднимите тот смайлик, который подходит вашей работе на уроке).

Цели урока: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебно-познавательной, учебно- практической деятельности по определению гласных звуков в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями.

Планируемые результаты:

предметные: учить звуковому и сравнительному анализу слов; -способствовать продуктивному формированию навыков сознательного, выразительного, правильного чтения; -расширить знания детей об окружающем мире.

личностные: воспитывать гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностей; ф ормировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

метапредметные: развивать навы ки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах, группах;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Тип урока: урок закрепления .

Оборудование: презентация, учебник.

ВложениеРазмер
obuchenie_gramote.odt 28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы

Содержание урока. Деятельность учителя.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Полина Максимовна и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности

Чтобы начать работать,нам с вами нужно размяться.

Сядьте ровно,выпрямите спинки и подготовьте свои красивые ротики. Сейчас повторяйте за мной.

Откройте рот как можно шире и удерживаете его в таком положение, делайте вместе со мной. (аа)

Давайте улыбнемся, покажите сжатые зубки,постарайтесь удерживать улыбку. Тянуть губки прямо к ушкам очень нравятся лягушкам.(улыбка)

А теперь давайте попробуем изобразить слона,вернее его хобот,для этого крепко сожмите зубки, а губки вытяните как можно дальше вперед, делайте вместе со мной.(поцелуй)

Посмотрите на экран и догадайтесь что хочет сказать нам Маша на первой картинке?

Ребята,чтобы нам было удобнее и интереснее работать, нужно разделиться на команды. Первый ряд будет командой под номером один, второй под номером два и третий под номером три. И так каждая команда отвечающая первая и правильно будет получать очки и в конце урока мы подсчитаем у какой команды больше всего очков и именно эта команда получат первое место и награждение. Я буду давать задания и спрашивать ту команду где больше всего поднято рук.

Выкрикивание не считается за ответ.

Первым заданием будут вопросы.

Что вы видите на экране?

Есть ли различие между буквами и звуками?

Звуки мы слышим и произносим.

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Что вы знаете о гласных звуках?

1)Гласными называются звуки, при образование которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание благоприятных условий для совершенствования фонетических умений и понятий , орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся .

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по закреплению с гласными звуками и буквами, осознанию и осмыслению знаний о гласных звуках и буквах, применению этих знаний в знакомой и новой учебных ситуациях.

Развивающие: способствовать развитию умения применять ранее полученные знания, закреплению изученного материала, речи, мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности ,каллиграфических навыков письма; любознательности, расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову; окружающему миру, бережное отношение к окружающей среде, природе; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственности за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение гимнастики для глаз, для мелкой моторики пальцев кисти руки.

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять интерес к русскому языку, понимать и принимать правила коммуникации, осознавать значимость личной заботы об окружающем мире, осознавать значимость личностных качеств для успешности обучения, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию представленную в разных формах ,находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ ,синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи ,владеть общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий : умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ , анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Предметные: различать в слове гласные звуки по их признакам; правильно произносить гласные звуки; различать гласные звуки и буквы.

Основные образовательные ресурсы: мультимедиа система, презентация,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Гласные звуки и буквы (1класс)

Повторить знания учащихся о гласных звуках и буквах.

Развивать умение распознавать йотированные гласные в начале слова и обозначать их буквами е, ё, ю, я.

Оборудование : интерактивная доска, компьютер, учебник.

1. Организационный момент.

2.Чистописание.

1.Разминка мелкой моторики рук.

Из земли большую репку.

Вот пришла бы наша внучка,

Помогла б собака Жучка.

Где же кошка, мышка-крошка?

Хоть держалась крепко,

2.Работа в тетрадях .

На доске буквы и соединения. Напомнить, как нужно правильно открывать и располагать на столе тетрадь. Вспомнить правило посадки при письме.

Слова на интерактивной доске.

Вставьте пропущенные буквы в словах: д.в.чка, м.льч.к, д.ж.рн.й.

Какие буквы пропущены в словах?

Какие они? (гласные)

Почему буквы и звуки гласные? (их можно петь, тянуть; произносятся с помощью голоса, свободно, не встречая во рту преград)

Выделите ударение, безударную гласную.

Сколько букв в слове мальчик? (7 букв)

А сколько звуков? (6 звуков)

Почему звуков меньше, чем букв

4. Актуализация знаний.

В руки не взять,

Но зато слышно. (Звук)

Что знаете о звуках? ( Звуки мы слышим и произносим)

Отгадайте ещё одну загадку:

На каждой страничке.

Когда их разгадают. (Буквы)

Что знаете о буквах? (Буквы мы видим, пишем, читаем)

Воздух свободно идёт через рот.

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается … (гласный)

О каком звуке последняя загадка?

О чём сегодня будем говорить на уроке?

Сегодня на уроке мы будем говорить о гласных звуках и буквах. Трудно без гласных звуков. Гласные помогают говорить, понимать друг друга и даже петь.

5. Наблюдение над гласными звуками и буквами.

1) Прежде чем мы будем выполнять следующее задание, ещё раз скажите, как отличить гласные звуки от согласных?

Какие гласные звуки вы знаете? ( а, о, э, у, и, ы)

Девочка читает интересную книгу.

Из предложения выпишите гласные буквы, чтобы они не повторялись. (е, о, а, и, у, ю)

Внимательно посмотрите, скажите, каких гласных букв не хватает?

Сосчитайте и скажите, сколько гласных букв? (10)

Какие гласные – хитрые? (е, ё, ю, я)

Почему они – хитрые? (обозначают 2 звука)

Буква ю обозначает йу

В каких случаях (когда) буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? (когда стоят в начале слова; после гласной, после мягкого знака), ( юла, яма, лью, пью, мою, рою.)

Какие гласные буквы обозначают один звук? ( а, у, ы, о, э, и – 6 букв)

Сколько гласных звуков? ( 6 звуков)

Утром стрекоза проснулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела,

У реки остановилась.

Над водою покружилась.

7. Работа с учебником.

1)Чтение вывода с. 71.

Какие буквы обозначают два звука в начале слова?

Когда они обозначают два звука?

Какие звуки обозначает буква е? ё? ю? я?

Чтение вывода с. 32.

Сколько гласных звуков?

Сколько гласных букв?

2) Выполнение упражнения № 117.

Почему слово записано с заглавной буквы?

Какой буквой обозначены звуки на письме?

8.Самостоятельная работа

Задание: допишите слог из одной гласной заглавной буквы, чтобы получилось имя. Подчеркните вставленную заглавную букву.

(А)ня, (О, Ю, У)ля, (И)ра, (И)ванн, (И)горь.

Проверка работы (2-3 человека читают свои работы).

9.Домашнее задание.

10.Итог урока.

О каких звуках и буквах говорили?

Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите.

Сколько гласных букв в русском языке? Назовите.

Какие гласные буквы в начале слова обозначают два звука?

Краткое описание документа:

Конспект урока русского языка в первом классе по теме "Гласные звуки и буквы" поможет учащимся повторить и закрепить знания о гласных звуках и буквах. Урок развивает умение распознавать йотированные гласные в начале слова и обозначать их буквами е, ё, ю, я. Также работа по теме урока развивает речь учащихся.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 591 090 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.01.2019 1975
  • DOCX 17.5 кбайт
  • 102 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ершова Галина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В Курганской области дистанционный режим для школьников продлили до конца февраля

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: