Гибкие компетенции в доу
Обновлено: 07.07.2024
Нам достаточно часто приходится слышать о soft skills применительно к вопросам саморазвития, карьеры, жизненного и профессионального успеха. Это составляющие взрослой жизни человека, поэтому вполне закономерно может возникнуть вопрос: а какие такие soft skills могут быть нужны детям! Им, вроде как, рановато думать про карьеру, а развитием детей занимаются школы, гимназии, спортивные секции, творческие студии и так далее.
Вот в том-то и дело, что дошкольные учреждения, школы, гимназии и спортивные секции развивают как раз hard skills, т. е. те навыки, которые нужны для успешной учебы, победы в спортивных соревнованиях, олимпиадах по различным предметам и прочих состязаниях. Действительно, чтобы перейти в 6-й класс, нужно освоить программу за 5-й класс и написать все контрольные. Чтобы получить 3-й, 2-й или 1-й спортивный разряд, нужно сдать нормативы и принять участие в соревнованиях соответствующего уровня.
С некоторой натяжкой можно сказать, что отдельные soft skills – креатив, творческое мышление, умение доводить начатое до конца – развивают занятия в творческих студиях: художественных, вокальных, танцевальных. Но и тут есть отчетные концерты, районные конкурсы, выставки рисунков с присуждением призовых мест, поэтому для участия во всем вышеперечисленном нужны hard skills, т. е. конкретные и вполне профессиональные навыки.
Soft skills — коммуникабельность, навыки взаимодействия в команде, умение слушать, говорить и договариваться — приобретаются благодаря социальному окружению, увлечениям и дополнительному образованию. Успех человека в профессии на 85% зависит от soft skills. Попробуем разобраться, что это и как развивать их у детей младшего возраста.
*Итак, что такое soft skills и почему они важны для ребенка.
Ученые разделяют навыки человека на две условные группы: профессиональные (hard skills) и надпрофессиональные (soft skills).
Согласно результатам совместного исследования ученых из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги, soft skills определяют успех человека в профессии на 85%, как мы уже упоминали, и только 15% зависит от узкоспециализированных навыков.
*Какие soft skills развивать у детей
Как и у взрослых, у детей самые важные навыки — коммуникативные, при этом нужно обратить внимание на лидерство и работу в группе.
Ребенок должен научиться общаться: представляться, знакомиться, договариваться вместе играть. Если нужно, просить о помощи взрослых или сверстников, предлагать оказать ее самому. Объяснять, что именно им нужно и зачем. Развивая коммуникативные навыки, ребенок учится принимать разные точки зрения и аргументировать свою.
Лидерство — это уверенность в себе и своих силах. Ребенок учится брать ответственность за принятые решения и людей вокруг. Если никто не хочет играть, он сам предложит начать. Малыш может ощущать себя невидимым и ненастоящим, если постоянно будет ждать, пока кто-то организует игру за него или решит все проблемы. Дети должны ощущать себя полноценными людьми, которые умеют добиваться своего и принимать для этого верные решения.
-Работа в группе.
Умение работать и быть в группе с другими детьми помогает достигать больших целей, конкурировать и договариваться, развивает лидерство и коммуникацию. Работая в группе, ребенок не боится принимать правила игры, выдерживать свою роль и получать от нее удовольствие.
Эмоциональный интеллект – это умение воспринимать чувства других людей и контролировать свои собственные эмоции. Если с умением воспринимать эмоции других людей дети разбираются достаточно быстро – маленькие манипуляторы моментально чувствуют чужую слабость, то вот взять под контроль свои эмоции детям сложно.
Во-первых, в детском возрасте еще не полностью сформирована физиологическая возможность управлять своими чувствами – страхом, гневом, радостью. Во-вторых, дети еще не осознают необходимость держать эмоции под контролем.
Однако, объяснять ребенку правила поведения в общественном месте, учить адекватно выражать свои эмоции – это системная работа, и выполнять ее должны взрослые. Разумеется, взрослые в этом случае должны быть сами образцом поведения, вежливости, культуры общения
И еще насчет обучения адекватным реакциям. Тут важно начать с развития наблюдательности, объяснения взаимосвязей между эмоциями и способами их выражения, как на примере окружающих людей, так и на примерах из жизни самого ребенка. Например, пояснить, что когда ребенку больно – он плачет и ему сочувствуют, а если плачет кто-то другой – значит, тому другому сейчас плохо и больно, и он тоже нуждается в сочувствии. Таким образом, развитие эмоционального интеллекта поможет ребенку не только взаимодействовать с окружающим миром, но и сохранить его психику, защитить его от насмешек, буллинга, неудач в общении.
Правильная речь – это залог того, что ребенок в будущем сможет правильно доносить свои мысли до окружающих, будет услышан и верно понят.
Разберем по порядку. Умение логично и последовательно формулировать свои мысли – это, прежде всего, умение логически мыслить. Мыслительные и речевые способности напрямую связаны с развитием мелкой моторики пальцев. Школьников следует всячески стимулировать к чтению, в том числе личным примером. Если ребенок ни разу не видел, как папа или мама читают, сложно рассчитывать, что он вырастет книгочеем и вообще разносторонне развитой личностью. Случается и так, что невнятная речь обусловлена отсутствием понимания важности культуры речи как таковой, а может быть, ребенок просто не натренирован делать вдох нужной глубины, чтобы воздуха хватило на всю фразу. И, наконец, умение контролировать громкость и темп речи, координировать слух и голос формируется лишь ближе к школьному возрасту, а то и в младших классах, поэтому не нужно требовать от детей слишком много. Здорово, если ребенок хочет и любит петь – тогда его можно записать на индивидуальные занятия вокалом, где ему в легкой ненавязчивой форме помогут освоить координацию между слухом и голосом, научат контролировать громкость и темп произнесения звуков.
-Креатив и творческое мышление.
И, наконец, креатив и творческое мышление. Захочет ли ребенок в будущем стать веб-дизайнером или пожелает быть мастером по ремонту бытовой техники, будет ли он адвокатом или автомехаником – креатив и творческий подход ему всегда пригодятся.
Тут рецепты известны: творческие студии, театральные кружки, музыкальные школы – естественно, с учетом пожеланий и способностей ребенка. И, конечно же, наглядная демонстрация творческого подхода и вариативности решения разных задач в повседневной жизни.
Эксперты Global Education Futures и WorldSkills Russia рекомендуют развивать десять главных навыков, которые потребуются людям в будущем (многие из них мы подробнее разобрали выше) :
2. Творческое мышление. В будущем рутинные задачи автоматизируют, поэтому навыки творческого мышления и создания креативных идей помогут оставаться востребованным специалистом на рынке труда.
3. Логику. Логика развивает вычислительное мышление. Помогает решать сложные проблемы и принимать взвешенные решения.
4. Пространственное мышление и воображение. Помогает соотносить себя с окружающим пространством, представлять новые объекты и ориентироваться в нем.
5. Навыки работы с информацией. Цифровая грамотность и умение программировать также важно как умение читать. Это базовые навыки, необходимые каждому в новом сложном мире.
6. Самоорганизация и тайм-менеджмент. Зумеры и миллениалы чаще выбирают свободный график и меняют работу. Удаленная работа становится нормой и задает новую эпоху — самоорганизации. Навыки помогут управлять временем, проектами и жизнью.
7. Эмоциональный интеллект. Через эмоции мы реагируем на происходящее вокруг. Навык помогает управлять своим эмоциональным состоянием, избегать неврозов, депрессии и апатии.
8. Межкультурную коммуникацию. Глобальные изменения заставляют экономики, корпорации и сообщества объединятся для решения общих проблем. Навыки межкультурной коммуникации помогают строить отношения с людьми из других сфер и стран.
9. Умение учиться, разучиваться и переучиваться. Самообучаемость помогает самостоятельно осваивать навыки в быстро меняющимся мире и адаптироваться к изменениям.
10. Критическое мышление. Навык помогает мыслить ясно и рационально, искать логическую связь между фактами и формулировать сильные аргументы.
Кружки и секции развивают, но надеяться только на дополнительное образование не стоит. Soft skills формируются с рождения, поэтому лучше подавать ребенку личный пример и серьезно к нему относиться.
-Личный пример. Ребенок перенимает модели поведения, подражая взрослым. Родители задают образцы коммуникации, если открыто общаются с людьми, выражают чувства, просят о помощи, решают проблемы. Например, хотите, чтобы ребенок здоровался — здоровайтесь сами.
-Отношение. Ребенок — это не маленький взрослый, который начнет жить после 18 лет, а полноценный человек. Относитесь к ребенку серьезно, спрашивайте его мнение. Если даете выбор, он должен быть настоящим. Например, предложение выбрать чашку под молоко — мнимое, потому что ребенку все равно придется пить молоко. Лучше спросите, что он хочет выпить: чай, воду, молоко или сок.
-Ближнее окружение. Родственники, друзья и знакомые — ближнее окружение ребенка. Они задают образцы всех форм общения, которые развивают гибкие навыки. Если ребенок придет в группу развития с атмосферой взаимоуважения и возможностью самовыражения, soft skills будут развиваться. При этом отдавать застенчивого ребенка в группу развития и ждать, что он станет в ней лидером — не стоит. Лучше дайте ребенку ответственную задачу с правом на ошибку. Если на первом этаже дома находится булочная, назначьте ребенка ответственного за хлеб в доме. Это задача с реальными действиями: взять деньги, сходить в магазин, выбрать хлеб и принести его домой.
Чтобы вовремя увидеть трудности с развитием soft skills у ребенка, смотрите за его поведением. Например, если ребенок приходит в группу детей, но не может найти себе друга для игры за 5—10 минут, значит, у него трудности. Ребенок может не здороваться, прятаться или долго стоять в сторонке и наблюдать за игрой других детей. Попробуйте с ним поговорить и выяснить причины такого поведения, обратитесь к детскому психологу.
Soft skills развиваются постепенно в течение всей жизни. Одни навыки формируют другие. Например, коммуникация развивает эмоциональный интеллект и умение управлять людьми. Определенного возраста, когда ребенок вырастет и поменяет один набор гибких навыков на другие, нет.
Чтобы ребенок понимал свои потребности и мог их удовлетворить, мать должна правильно реагировать на эмоции и запросы ребенка в детстве и своевременно давать правильную обратную связь. Тогда, если ребенок сломает игрушку и заплачет, он поймет, что плачет из-за сломанной игрушки, а не плохой мамы.
Самое важное, это верить в своего ребенка, любить его и давать возможность жить, а не готовиться к жизни в будущем.
Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.
Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит очень остро. Прививать детям любовь к природе необходимо.
Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.
Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.
Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.
Отчет о проделанной работе за 4 месяца по развитию soft skills у детей 5–6 лет В настоящее время актуально быть успешным. Для этого недостаточно только знаний и опыта, необходимы особые навыки. Hard skills – «твердые.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муз.руководитель Торшина Е.Ю
Воспитатели: Сизонова Л.Ф.
Актуальность.
В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь
глубоких знаний и опыта. Необходимы особые навыки, которые сегодня
Сегодня чаще всего используется англоязычный термин soft skills — в
русском языке пока нет столь емкого понятия, обозначающего и коммуникативные навыки, и навыки ведения самопрезентации, владения речью.
Если все навыки, формируемые системой образования, разделить на две
большие категории, то мы получим: (hard skills) - твёрдые навыки и (soft skills)
Твёрдые навыки – это те, которые легко наблюдать, измерить и
продемонстрировать, например, умение решать математические задачи,
умение читать, владение иностранным языком, умение ездить на
велосипеде. Твёрдые навыки необходимы, чтобы эффективно заниматься
определенным видом деятельности.
Мягкие навыки – это социальные навыки. Они не столь очевидно
измеряемы, как твёрдые, но именно они наиболее эффективно помогают
продемонстрировать и применить твёрдые навыки. Мягкие навыки
необходимы в любом виде деятельности. К ним относятся умение общаться,
работать в команде, убеждать, решать проблемы, принимать решения,
управлять своим временем, мотивировать себя и других.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный
Продолжительность: краткосрочный (1 месяц)
Цель проекта: формирование основы для дальнейшего самосовершенствования. Педагоги
создают фундамент, на котором потом будет строиться профессиональный
успех ребенка. Поэтому важно задуматься о том, что может лечь в основу
развития этих навыков?
Задачи проекта:
- предоставление разнообразной интеллектуальной и практической
деятельности (однообразие информации и способов действия быстро
вызывают скуку и снижение активности);
- чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом
дошкольников, тем интереснее он для них;
- содержание должно быть трудным, но посильным: слишком простой
или сложный материал не вызывает интереса, не создает радость
к содержанию деятельности стимулирует познавательную активность детей .
Ожидаемый результат: возможность на успех каждому ребенку в близком только ему виде деятельности.
Принципы и подходы, структура проекта
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер Программы реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- принцип психологической комфортности – создается образовательная среда, обеспечивающая отсутствие стрессообразующих факторов обучения ;
- принцип индивидуально-личностного воспитания и обучения обеспечивает создание условий для развития навыков каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
- принцип критического мышления, основа которого состоит в поиске проблем и выборе способа их решения .
Для знакомства детей с миром современных профессий, среди детей группы были распределены профессии и
их функциональные обязанности
Менеджер по гигиене
Следит за порядком в группе и на столах во время занятий. Следит за порядком в туалетной комнате, во время умывания и посещения туалета.
Следит за порядком в шкафчиках детей и в приемной
Проверяет полки с играми и следит за порядком на них.
Организует и проводит спортивные игры с детьми на участке. Проводит утреннюю гимнастику.
Следит за порядком на полке с книгами, за состоянием книг. Иногда приносит книги из дома, рассказывает о них. Просит детей принести книгу и рассказать о ней
Разучивает и проводит с детьми игры
Раздает родителям пригласительные, объявления и следит за росписью родителей в журнале. Делает объявления
Объясняет значение слов и явлений, если на данный момент ответа нет, то готовит ответ дома.
Выходит на прогулку с медицинской сумочой, в которой набор для оказания первой помощи
Следит за работой дежурных. За правильной сервировкой столов
Планируемые результаты проекта:
В течение 2020-2021 учебного года в МБДОУ № 192 реализовывался проект "Воспитание гибких компетенций у дошкольников", цель которого – создать в детском саду условия, способствующие позитивной социализации дошкольников. В современном мире для достижения профессионального успеха недостаточно определенных знаний, умений и навыков. Необходимо развитие гибких компетенций. В связи с этим сегодня очевидна необходимость трансформации дошкольного образования в пользу развития гибких навыков у детей дошкольного возраста.
Ценность таких навыков и компетенций заключается в том, что они позволяют лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире, в разных новых направлениях, дисциплинах и технологиях и разбираться в потоках новой информации. Педагоги нашего детского сада в течение года успешно обучали детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, а также понимать эмоциональные состояния других людей и взаимодействовать с ними; совершенствовали стили общения с детьми, придерживаясь психологически корректного стиля и добиваясь уважения и доверия детей; формировали у детей основы личности будущего гражданина; осуществляли профилактику и коррекцию имеющихся у детей социально-личностных проблем. Фото
Наименование проекта
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.
- Изучить проблемы формирования понятия о пространственной ориентации детей дошкольного возраста;
- Провести исследования развития пространственных представлений дошкольников;
- 3. Развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела;
- 4. Развивать у детей высшие психические функции
- Развивать у детей умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
- Разработать систему занятий, направленных на развитие ориентации в пространстве
- Учить пользоваться пространственным словарем (предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражающими знания о предметно-пространственном окружении).
Изучение теоретического опыта по развитию у дошкольников пространственных представлений по Семаго Н.Я
Создать соответствующую развивающую среду
Составить картотеку дидактических, развивающих игр на формирование пространственных отношений
Основной этап:
Работа с детьми:
Анализ расположения частей лица
Анализ строения частей тела
Развитие право- левой ориентировки
Игры на поверхностную чувствительность
Игры на локализацию ощущений в теле
Игры с материалами
Игры на перемещение тела в пространстве
Рисование на вертикальных поверхностях
Игры на определение взаимоотношений между внешними объектами
Игры на формирование схематического пространства
Дидактические игры на развитие квазипространственных представлений
Работа с родителями:
Консультация для родителей:
Читайте также: