Гибель отрара краткое содержание

Обновлено: 27.07.2024

Esquire собрал сведения о гибели древнего города, занимавшего особое место в регионе, который ныне называется Южным Казахстаном.

Тайна гибели Отрара

Давным-давно здесь была столица территории, которая называлась Фараб или Отрар. Это был торговый узел на пути с Запада на Восток. В 1218 году власти Отрара совершили роковой поступок, повлиявший не только на их судьбу, но и на ход истории. Историки до сих пор расходятся как в мотивах, так и в моральной оценке отрарского деяния. В глазах одних это было закономерно для нравов того времени, другие оправданий не находят.

Но насколько катастрофическим был разгром? Что предшествовало осаде? И как родилась легенда об Отрарской библиотеке?

Добавим, что свои версии гибели Отрара также излагали средневековые историки Джувейни и Рашид ад-Дин.

Сегодня нам известно, что в начале 13 века под рукой хорезмшаха Мухаммеда находился огромный конгломерат земель и народов. В подвластном ему городе Отраре столкнулись интересы двух империй – Хорезмской и Монгольской. Произошло это в 1218 году, когда Великий каган отправил ко двору Великого Хорезмшаха караван. Купцы передали Мухаммеду послание: по одной версииэто было предложение о союзе, по другой — обращение кагана к потенциальному вассалу. В ответ посланцев Чингисхана обвинили, как теперь говорят, в шпионаже. И правитель Отрара Кайр-хан по настоянию шаха отдал приказ о казни. Фактически казнили послов.

Шпионская версия сегодня самая популярная, но есть одна деталь — фамилии убитых караванщиков-послов указывают на их происхождение, они были из этих же или соседнихмест. Зачем им высматривать фортификационные сооружения? Купцы хорошо знали караванные пути и, вероятно, как устроены города и крепости в державе Хорезмшаха.

Могли быть у отрарского военачальника другие причины, из-за которых он велел казнить посланцев соседнего государства? Британский историк искусства, специалист по исламской архитектуре Роберт Хилленбрэнд предположил, что большой караван вызвал в мусульманском правителе чувство жадности, и тот решил присвоить себе все богатства. Другая теория основывается на том, что Кайр-хан приходился близким родственником матери Хорезмшаха. Это могло вскружить ему голову, внушило чувство безнаказанности, и он убедил своего императора бросить вызов кочевникам.

Тайна гибели Отрара

Алишер Акишев развенчиваеттакже миф об Отрарской библиотеке, которую в прессе любят сравнивать с древней Александрийской библиотекой, при этом заявляя, что все книги в Отраре не то сгорели при пожаре, не то их куда-то спрятали еще до прихода завоевателей.

Заметим, что вместе с Отраром монголы покарали и Бухару. Существование в этом городе библиотеки и книжного города зафиксировано в письменных источниках. А вот упоминания об Отрарском книгохранилище нигде нет. Так на чем же основывается миф? Эксперты считают, что город такого культурного уровня, как Отрар, центр пересечения торговых путей просто немыслим без соответствующей информационной базы. Археологи бы и рады отыскать древние рукописи, но пока результаты раскопок не обнадеживают. По словам Акишева, миф об Отрарской библиотеке родился в 1970-х на волне интереса к раскопкам Южно-Казахстанской экспедиции, эту версию вбросил один журналист.

Чингисхан создавал великую империю. На примере таких городов, как Отрар, всем стало ясно, на что амбициозный правитель готов идти ради исполнения воли Тенгри и обеспечения безопасности государства, в том числе торговых путей и своих дипломатических представителей.

Много споров вызывает и фигура правителя Отрара. Аргументы в защиту или против Кайр-хана значимы в зависимости от того, чьи интересы в фокусе — империи Хорезмшахов или Чингисхана. Убив мирных, как бы то ни было, посланцев, он преступил законы человеческие и высшие. Конец его был ужасен — ему залили в глотку расплавленное серебро.


Esquire собрал сведения о гибели древнего города, занимавшего особое место в регионе, который ныне называется Южным Казахстаном.

Давным-давно здесь была столица территории, которая называлась Фараб или Отрар. Это был торговый узел на пути с Запада на Восток. В 1218 году власти Отрара совершили роковой поступок, повлиявший не только на их судьбу, но и на ход истории. Историки до сих пор расходятся как в мотивах, так и в моральной оценке отрарского деяния. В глазах одних это было закономерно для нравов того времени, другие оправданий не находят.

Но насколько катастрофическим был разгром? Что предшествовало осаде? И как родилась легенда об Отрарской библиотеке?

Добавим, что свои версии гибели Отрара также излагали средневековые историки Джувейни и Рашид ад-Дин.

Сегодня нам известно, что в начале 13 века под рукой хорезмшаха Мухаммеда находился огромный конгломерат земель и народов. В подвластном ему городе Отраре столкнулись интересы двух империй – Хорезмской и Монгольской. Произошло это в 1218 году, когда Великий каган отправил ко двору Великого Хорезмшаха караван. Купцы передали Мухаммеду послание: по одной версииэто было предложение о союзе, по другой — обращение кагана к потенциальному вассалу. В ответ посланцев Чингисхана обвинили, как теперь говорят, в шпионаже. И правитель Отрара Кайр-хан по настоянию шаха отдал приказ о казни. Фактически казнили послов.

Шпионская версия сегодня самая популярная, но есть одна деталь — фамилии убитых караванщиков-послов указывают на их происхождение, они были из этих же или соседнихмест. Зачем им высматривать фортификационные сооружения? Купцы хорошо знали караванные пути и, вероятно, как устроены города и крепости в державе Хорезмшаха.

Могли быть у отрарского военачальника другие причины, из-за которых он велел казнить посланцев соседнего государства? Британский историк искусства, специалист по исламской архитектуре Роберт Хилленбрэнд предположил, что большой караван вызвал в мусульманском правителе чувство жадности, и тот решил присвоить себе все богатства. Другая теория основывается на том, что Кайр-хан приходился близким родственником матери Хорезмшаха. Это могло вскружить ему голову, внушило чувство безнаказанности, и он убедил своего императора бросить вызов кочевникам.

Тайна гибели Отрара

Алишер Акишев развенчиваеттакже миф об Отрарской библиотеке, которую в прессе любят сравнивать с древней Александрийской библиотекой, при этом заявляя, что все книги в Отраре не то сгорели при пожаре, не то их куда-то спрятали еще до прихода завоевателей.

Заметим, что вместе с Отраром монголы покарали и Бухару. Существование в этом городе библиотеки и книжного города зафиксировано в письменных источниках. А вот упоминания об Отрарском книгохранилище нигде нет. Так на чем же основывается миф? Эксперты считают, что город такого культурного уровня, как Отрар, центр пересечения торговых путей просто немыслим без соответствующей информационной базы. Археологи бы и рады отыскать древние рукописи, но пока результаты раскопок не обнадеживают. По словам Акишева, миф об Отрарской библиотеке родился в 1970-х на волне интереса к раскопкам Южно-Казахстанской экспедиции, эту версию вбросил один журналист.

Чингисхан создавал великую империю. На примере таких городов, как Отрар, всем стало ясно, на что амбициозный правитель готов идти ради исполнения воли Тенгри и обеспечения безопасности государства, в том числе торговых путей и своих дипломатических представителей.

Много споров вызывает и фигура правителя Отрара. Аргументы в защиту или против Кайр-хана значимы в зависимости от того, чьи интересы в фокусе — империи Хорезмшахов или Чингисхана. Убив мирных, как бы то ни было, посланцев, он преступил законы человеческие и высшие. Конец его был ужасен — ему залили в глотку расплавленное серебро.


До монгольского нашествия Отрар или Фараб был одним из крупнейших городов Средней Азии. Убийство послов Чингисхана, произошедшее в этом городе, послужило предлогом для монгольского нашествия. Сейчас от города остались только развалины.

Отрар известен с начала VIII в. под названием Тарбанд (Трабан). Арабский географ VIII в. Якут пишет, что Тарбанд, Турар, Турарбанд и Отрар – это один город. Судя по тому, что арабский историк Табари называл правителя Отрара одним из врагов халифа аль-Мамуна, этот город был достаточно крупным уже в IX в. В хрониках X в. упоминается местность Фараб и ее столица. А Макдиси (X в.) называет Фараб городом. По его словам, свое название он получил от местности.

В V-XV вв. Отрар был важным торговым пунктом на пути из Ирана и Средней Азии в Сибирь, Монголию и Китай. По некоторым данным, в городе имелась одна из крупнейших в мире библиотек, множество мечетей и медресе. Отрарское медресе, основанное в конце VIII в., пользовалось известностью по всему региону. Обучение в нем длилось 10 лет. Днем студенты учились, а вечером выполняли такие работы, как уборка, приготовление еды, уход за огородом и т.п. Здесь преподавали кипчакский тюрки, персидский, арабский языки. Наряду с религиозными предметами, студенты изучали такие науки, как астрономия, геометрия, музыка и т.п. В Отрарском медресе учился знаменитый средневековый ученый-энциклопедист, философ, математик и медик Абу Наср аль-Фараби (872-950). Другим знаменитым уроженцем Отрара является Аббас аль-Джаухари (первая половина IX в.), математик и астроном, который работал в Доме мудрости в Багдаде вместе с аль-Хорезми. Здесь жил и проповедовал легендарный суфий Арыстан-Баб.


В Отраре находился один из монетных дворов династии Караханидов.

Но после этого он все же возродился. В 1255 году армянский путешественник называет Отрар одним из крупных городов вдоль Сырдарьи. Он по-прежнему сохранял свою роль во всемирной торговле. О нем также упоминает в 1320 году флорентийский купец и политик Франческо Пеголотти в своих описаниях торгового пути от Азовского моря до Дальнего Востока.

В конце XIV века Отрар вошел в состав государства Амира Тимура. Сам полководец неоднократно бывал в городе и умер здесь в разгар подготовки к Восточному походу в 1405 г. В период 1465-1718 г. Отрар входил в состав Казахского ханства, а в начале XVIII в. был разрушен джунгарами.

По мере того, как Шелковый путь постепенно утрачивал свое значение, то же самое происходило и с городом. К концу XVIII века в Отраре проживало всего 40 семей, но к началу XIX в. уже никого не осталось.

К настоящему времени от Отрара сохранились только остатки зданий. Городище входит в состав Отырарского района Туркестанской области Казахстана. Раскопки в Отраре начались в 1969 году после организации археологической экспедиции АН Казахстана под руководством К. Акишева. Здесь предполагается создание археологического музея под открытым небом.

Гибель Отрара кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

Ардак Амиркулов

Алексей Герман , Светлана Кармалита

Сапар Койчуманов , Аубакир Сулеев

Куат Шильдебаев

Умирзак Шманов , Александр Ророкин

Дохдурбек Кыдыралиев , Тунгышбай Жаманкулов , Болот Бейшеналиев , Абдурашид Махсудов , Заурбий Зехов , Касым Жакибаев , Сабира Атаева , Петр Морозов , Шаймерден Хакимжанов , Али Тухужев , А. Ашиконов , Сурен Хугаев , И. Арсеньев , К. Заурбеков , Ю. Тую-Тянь , Димаш Ахимов , Абдрашид Абдрахманов , Константин Бутаев , Балтыбай Сейтмамутов , М. Шаканов

Читайте также: