Готовность к школе беларусь
Обновлено: 07.07.2024
КТО ДОЛЖЕН БЫТЬ ГОТОВ К ШКОЛЕ — ДЕТИ ИЛИ РОДИТЕЛИ?
— Как определить, что уже можно?
— Внимательный родитель наблюдает за развитием ребенка и обычно чувствует: хочет ли, сможет ли? Когда наступает момент школьной зрелости, дети активно познают мир: они задают вопросы, выполняют интеллектуальные задания (не обязательно успешно) и интересуются школой. Пойти туда хотят не только потому, что уже купили красивый портфель, но и чтобы учиться, быть умным и знать математику. У готовых первоклассников сформирована позиция ученика: они хотят учиться, принимают и положительно относятся к правилам поведения школьной жизни — необходимости сидеть, слушать учителя, выполнять его требования и сотрудничать со сверстниками.
Один из самых простых (но и самых приблизительных) способов оценки школьной готовности — Филиппинский тест. Нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. У взрослого это не вызовет затруднений, у школьников — тоже, но, оказывается, не каждый шестилетний ребенок сможет так сделать! Тест показывает степень морфофункциональной зрелости организма: уровень созревания нервной системы и способность мозга воспринимать и перерабатывать информацию.
В 6 ЛЕТ К ШКОЛЕ НЕ ГОТОВ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО 51% ДЕТЕЙ
— А что еще?
От ребенка потребуется умение дружить, ладить, признавать авторитет старших и способность постоять за себя, не причиняя вреда другому. Кстати, о том, чтобы ребенок рос дружелюбным, нужно позаботиться еще с детского сада. Было бы прекрасно, если бы учительница уделяла внимание и время для того, чтобы сдружить детей. К сожалению, массовые походы в театр эту проблему решают не слишком успешно, поэтому проблему дружбы детей могут решать и родители: можно позвать другую маму с ребенком в гости или (я знаю, сейчас такое практикуют) подружиться с другой мамой и вместе забирать детей с продленки. Звать чужих детей в гости полезно: родители видят, с кем дружит (или собирается дружить) их сын или дочь, и будут знать, к кому они его отпускают.
— Можно отправлять, если он очень просит?
— Осознанное желание пойти в школу — важный признак готовности к школе, но недостаточный. Как и к любым просьбам ребенка, к нему нужно относиться критично и учитывать все остальные факторы вплоть до особенностей супружеских взаимоотношений, влияющих на климат семьи и психологическое самочувствие ребенка. Статистика такова: в 6 лет к школе не готов приблизительно 51% детей.
— Если родители решили, что с 1 сентября ребенок пойдет в школу, как нужно его готовить?
Людмила Синявская — практикующий психолог 1-й категории, консультант телефона экстренной психологической помощи для детей, подростков и их родителей. Является сертифицированным специалистом по песочной терапии, сказко- и игротерапии. Стаж работы 19 лет.
Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, в которой отражены уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
- Физиологическая готовность. Этот аспект означает, что ребенку необходимо быть готовым к обучению в школе физически, т.е. состояние его здоровья должно позволять успешно усваивать учебную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие моторики мелких мышц (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку, понимать важность соблюдения основных гигиенических норм (правильная поза за столом, осанка и т.п.) и выполнять их.
- Интеллектуальная готовность. К первому классу ребенок должен иметь запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже); уметь ориентироваться в пространстве, т.е. знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и т.д. Развитие памяти, речи, мышления должно соответствовать возрасту.
- Личностная и социальная готовность.Ребенок должен быть коммуникабельным, т.е. уметь общаться со сверстниками и взрослыми. В общении не должна проявляться агрессия, а при ссоре с другим ребенком, наоборот, должно проявляться умение выйти из проблемной ситуации. Признание авторитета взрослых – основной признак социальной готовности к школе. Ребенок должен понимать, что хорошо, а что плохо, адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников.
- Эмоционально-волевая готовность. Это понимание ребенком, почему он идет в школу, наличие интереса к учению и получению новых знаний; способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
- Познавательная готовность.Будущий первоклассник должен стремиться к получению новых знаний, т.е. быть любознателен.
Итак, что же должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
Конечно, всему этому дети научатся в школе, но стартовыми навыками ребенок должен овладеть еще до прихода в школу.
Информацию подготовила учитель начальных классов Федорович И.А.
Карпинская, Л.А. Психолого-физиологические особенности детей шестилетнего возраста / Л.А.Карпинская // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2015. – №6. – С.64-68.
Психологи считают, что основными параметрами, определяющими готовность ребенка к школе, служат:
1. Желание учиться и общаться
2. Эмоционально-волевое развитие
3. Развитие интеллекта и моторики
Можно ли за оставшееся время быстро подготовить ребенка к школе?
Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя следующие компоненты:
Личностная готовность - принятие ребенком новой социальной позиции — статуса школьника.
Способность произвольно регулировать поведение, иными словами готовность ребенка подчинять свое поведение требованиям взрослых и множеству правил.
Волевая готовность. Важно помнить, что к 6-ти годам у ребенка только происходит формирование компонентов волевого действия, однако эти компоненты недостаточно развиты, а цели и задачи, которые ставят ребенку, бывают им не всегда осознаны. Именно поэтому родителям важно устанавливать перед ребенком четкие цели, проговаривать и прояснять с ним уровень понимания того, чего от него требуется, тогда у ребенка появится достаточно мотивации и желания достигать эту цель.
Уровень развития познавательных возможностей.
Социально-психологический компонент: умение входить в группу и желание общаться со сверстниками.
Для процесса обучения важно чтобы ребенок мог вписаться в школьный коллектив и чувствовал там себя комфортно. Ведь в начальной школе довольно широко используется групповая форма работы, поэтому ребенок, у которого не сформированы навыки взаимодействия, может из-за этого начать испытывать трудности как с социализацией, так и с освоением учебного материала.
Мотивационный компонент: сформированность учебных мотивов.
Со стороны родителей важна поддержка, которая даст ребенку возможность сформировать здоровое и адекватное отношение к школе, к учителям, учебной деятельности и сверстникам. Важно прояснять с ребенком и помочь ему найти личный ответ на вопрос: зачем с его точки зрения, нужно ходить в школу.
Чтобы повысить готовность ребенка к обучению в школе, родителям важно обучать детей следующим вещам:
- выполнению школьного режима;
- способности правильно воспринимать ситуации урока;
- осознавать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль;
- своевременно выполнять учебные задания в школе и дома;
- самостоятельной работе без присутствия взрослого;
- выполняя ту или иную задачу быть ориентированным на достижение результата, а не только избегания наказания;
- проявлять активный познавательный интерес к новым видам деятельности, стремясь к личным достижениям.
Что еще могут сделать родители для гармоничного развития ребенка перед школой?
- Поддерживать детей в выполнении задач развития;
- Способствовать развитию навыков ребенка;
- Оценивать безопасность мира ребенка и учить его навыкам разрешения конфликтов;
- Поддерживать усилия ребенка учиться делать что-либо по-своему;
- Давать много поощрений при обучении новому;
- Быть надежным источником информации о людях, мире и т.д.;
- Быть четким относительно того, кто за что отвечает;
- Поощрять способности ребенка думать логично и творчески;
- Предлагать способы решения проблем;
- Давать понять, что вы продолжаете заботиться о ребенке, даже когда он не согласен с вами;
- Быть самому ответственным и поощрять ребенка быть ответственным за свои решения, мысли и чувства.
Помните, что только обучение в радостной и психологически комфортной обстановке принесет желаемый результат.
Читайте также: