Герои таганрога краткое содержание
Обновлено: 02.07.2024
Автор: Ковалик Ирина Викторовна
Населенный пункт: Ростовская область, город Таганрог
После ряда лет, когда в нашей стране ослабло внимание к воспитанию подрастающего поколения, вновь встал вопрос о молодежной политике государства, о воспитании достойного гражданина своей страны. Ключевым звеном в этой деятельности становится воспитание патриотизма.
Сегодня патриотизм понимается как важнейшая ценность, для современных граждан России, как духовный ориентир, способствующий сохранению и развитию гордости за героическое прошлое, приобщению к боевым и трудовым традициям, формированию причастности к историческим свершениям российского общества.
Как вырастить патриотов? Эти вопросы всегда стояли перед педагогами и библиотекарями. Сегодня в организации патриотического воспитания активно используются средства музейной педагогики. Она осуществляет связь прошлого с настоящим и будущим, несёт в мир то лучшее, что накопило человечество. Музейная педагогика тесно связана с изучением истории родного края и школьным краеведением, приучает учащихся к исследовательской и проектной деятельности.
Тематика проекта определяется:
- актуальностью постановки проблемы;
- социальной важностью проекта, значимостью гражданского становления учащихся;
- возможностью реализации межпредметных связей (с историей, культурологией и т.д.), а также надпредметных, учитывающих сведения, не входящие в учебные программы;
- наличием исходного материала и людей, желающих работать в данном направлении.
Проект является логическим продолжением многолетних исследований, проводимых в гимназии по сбору, сохранению и использованию в воспитательной работе материалов, связанных с участием преподавателей и учащихся гимназии в Великой Отечественной войне.
Гимназия существует уже полтора века, и среди её выпускников много известных и уважаемых людей, оставивших след в истории страны. Одна из самых тяжелых и героических страниц истории нашего учебного заведения – участие учащихся, выпускников и преподавателей в деятельности подпольной организации Таганрога в период оккупации города немецкими войсками. В одной точке слились в единое целое история страны, история края, города, одной конкретной школы и её учителей и учащихся.
Проект сочетает несколько направлений деятельности: изучение истории Великой Отечественной Войны в целом, Таганрог и гимназия в годы войны, судьбы педагогов и выпускников гимназии, семейные истории гимназистов.
В проекте принимают участие учащиеся, преподаватели, родители, музейные работники.
Главная цель реализации проекта – это объединение в рамках общей продуктивной деятельности по сохранению нравственных, историко-культурных ценностей, укреплению духовного единства детей, школы и семьи.
Таким образом, над проектом работает команда учащихся, педагогов и родителей, которая ведет анализ имеющихся материалов, осуществляет исследовательскую работу, создает на основе полученных материалов оригинальные документальные материалы, в истории гимназии будет исследован, описан и оформлен с использованием новых технологий период истории с 1941 по 1945 гг.
Цели проекта.
- углубить знания гимназистов о Великой Отечественной Войне
- дать представления о таганрогском подполье, его роли в борьбе против фашистских захватчиков, о героизме подпольщиков.
- развивать умение анализировать исторические события, систематизировать исторический материал;
- развивать навыки использования справочной и дополнительной литературы, ИКТ для решения познавательных задач;
- развивать творческие способности учащихся в ходе выполнения самостоятельных заданий.
- на материалах проекта воспитывать интерес к истории и культуре;
- содействовать воспитанию чувств патриотизма, уважения к героям-подпольщикам, гордости за свою страну.
Задачи:
- Патриотическое воспитание учащихся гимназии на героическом примере участников таганрогского подполья, выпускников и преподавателей гимназии;
- Приобщение к чтению учащихся основной школы, обучение серьезной работе с различными источниками информации;
- Изучение истории культуры родного края;
- Организация культурно массовой работы среди подростков;
- Привлечение родительской общественности к участию в совместной деятельности.
Участники проекта:
Структура проекта:
Ожидаемый результат:
- Формирование мировоззрения и активной гражданской позиции гимназистов, воспитание патриотов своей Родины.
- Активизация деятельности музея гимназии.
- Укрепление лучших традиций гимназии.
- Повышение престижа чтения у подростков, привитие культуры чтения.
- Повышение статуса школьной библиотеки.
- Укрепление связи семьи и школы.
Основные направления и формы работы по реализации проекта:
Изучение материалов музея истории гимназии
Просмотр документального фильма Юрия Мароланова «Таганрог 1941-1945 гг.
Встреча с выпускниками и преподавателями школы – участниками создания музея гимназии
Встреча с ветеранами педагогического труда – преподавателями и выпускниками гимназии к 9 мая
Знакомство с документами городского архива
Экспедиция по местам действия таганрогского подполья
Размещение на сайте гимназии информации о ходе работы над проектом и лучших работ учащихся
Презентация творческих работ учащихся
Подготовка презентации итогов проекта
Подведение итогов проекта.
Лучшие работы размещаются на сайте гимназии в рубрике библиотека, выпускается брошюра с отзывами на книгу и Книга памяти класса об участниках войны – родных гимназистов.
Работа с материалами музея истории гимназии.
Экспедиция.
Исследовательская работа.
Цель: Оценка отношения подростков к Великой Отечественной Войне, их взгляда на попытки пересмотреть историю и принизить роль нашей страны в Победе над фашизмом.
Методы:
- тестирование учащихся, не изучавших историю ВОВ в школе (7-8 классы), - анкетирование учащихся (7-11 классы).
На первом этапе в тестировании принимают участие учащихся 7-8 классов. В тесте ребятам предлагается ответить на ряд таких общеизвестных вопросов по истории Отечественной Войны как даты начала и окончания войны, фамилия Верховного Главнокомандующего, продолжительность блокады Ленинграда, назвать Города-Герои и фамилии тех, кто водрузил Знамя Победы, ответить на вопросы по истории города и другие.
Второй этап исследования предусматривает проведение анкетирования учащихся 7-11 классов. Его цель - понять отношение сегодняшних подростков к событиям военного периода, выяснить их мнение о проблеме переписывания истории, замалчивания роли нашего народа в Победе над фашизмом. Как относятся гимназисты к ветеранам войны, помнят ли своих родных – фронтовиков, есть ли у молодых сегодня потребность в знании истории своей Родины?
Результаты исследования позволяют выявить как пробелы в знаниях подростков, так и проблемы в воспитательной работе, обозначить направления дальнейшей деятельности.
Проект успешно реализован в гимназии и дал результаты. Он объединил несколько направлений деятельности: изучение истории Великой Отечественной Войны в целом, Таганрог и гимназия в годы войны, судьбы педагогов и выпускников гимназии, семейные истории гимназистов. В гимназии создана книга памяти выпускников и педагогов, погибших на фронтах Великой Отечественной. Переведены в электронный формат материалы гимназического музея: фотографии, письма, архивные выписки выпускников, участников войны, тюремные записки, письма, подпольщиков, воспоминания их родственников.
Наш опыт может быть транслирован, перенесен на местную почву с использованием своих героев, произведений и событий, стать основой цикла мероприятий по патриотическому воспитанию.
Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте!
Не забудьте ни добрых, ни злых.
Терпеливо собирайте свидетельства
о тех, кто пал за себя и за вас.
Уже несколько дней в этом городе прежний, мирный порядок жизни был нарушен. В спешке эвакуации жители торопливо сновали по улицам — у каждого были свои горькие заботы. Одно хмурое, напряженное выражение лежало на всех лицах и словно роднило, объединяло людей.
В спешке эвакуации одни жители грузили на тележки и тачки свой домашний скарб — вещи, без которых казалась немыслимой жизнь. Другие торопились к заводам и там, в цехах, снимали со своих мест станки и бережно, словно это были живые существа, грузили их на автомашины. Третьи работали на железнодорожной станции, помогая втаскивать на платформы тяжелое заводское оборудование. Некоторые из таганрожцев шли в порт к зернохранилищу и несли с собой пустые мешки. Там по распоряжению горкома партии жителям раздавалось зерно.
По городу с рычанием двигались автомашины, увозя из Таганрога все, что можно было увезти: станки и запасы продовольствия, книги и документы.
Уезжали и уходили все, кто не хотел остаться под немцем. Вереницы людей тянулись из города в сторону Ростова. Рядом со взрослыми шагали притихшие дети, и нигде не слышно было их веселого смеха.
Опавшие в осеннюю грязь листья, растоптанные бесчисленными торопливыми ногами, дополняли безрадостную картину. И одно только холодное небо, как всегда, спокойно сияло над городом.
Секретарь горкома комсомола Николай Морозов, высокий черноволосый парень, руководил в порту на элеваторе раздачей зерна.
Он видел длинную, напряженно молчаливую очередь, видел хмурые лица людей. Все нарушилось в жизни, и город, его любимый Таганрог, где он знал каждый переулок и где его знали почти все, может достаться врагу. И по красивым зеленым улицам, по чисто подметенным мостовым будут ходить гитлеровцы, и под осенними каштанами будет слышна чужая наглая речь.
Думать об этом было нестерпимо. Николай нервничал, торопил людей: пусть разбирают зерно скорее, пусть останется оно у своих, пусть не достанется немцам.
В здании городского комитета партии часто хлопали массивные двери, входили и выходили люди, охваченные лихорадочным беспокойством. В кабинете первого секретаря Решетняка за длинным столом с усталыми от бессонных ночей лицами сидели секретари Ростовского обкома партии Богданов и Ягупьев, начальник артиллерии округа полковник Кариофили. Склонившись над исписанным блокнотом, генерал-майор Гречкин, заместитель командующего Северо-Кавказским военным округом, докладывал:
Дверь кабинета неожиданно распахнулась. Командир Красной Армии с двумя шпалами в петлицах подошел к секретарю горкома и, вручив ему небольшой пакет, вышел. Решетняк привычным движением надорвал конверт, извлек из него лист бумаги и после непродолжительной паузы сказал:
— Командующий обещает удерживать оборону в течение нескольких дней. Быть может, мы и хлеб из порта успели бы вывезти?
— Вряд ли, — ответил Ягупьев, — его там столько, что при наших транспортных возможностях и за месяц всего не отправишь.
— Кто руководит раздачей хлеба населению? — спросил Богданов.
— Этим занимается Морозов. — Ягупьев задумался и неожиданно добавил: — А может, действительно начнем вывозку хлеба? Раздать-то его всегда успеем.
— Действуйте, Григорий Иванович! — Богданов одобрительно кивнул.
Ягупьев вышел из кабинета, попросил секретаршу разыскать в порту Николая Морозова и срочно вызвать его в горком партии.
В приемную торопливо вошел начальник таганрогской милиции.
— Почему вы здесь? Что с эшелоном? — вскинув брови, спросил Ягупьев.
— Дорога на Ростов отрезана. В Вареновке немцы. Эшелон задним ходом пригнали обратно.
Через час, спускаясь по лестнице к выходу, Ягупьев столкнулся с Николаем Морозовым.
— Здравствуйте, Григорий Иванович! Вы меня вызывали?
— Вызывал, вызывал. Иди-ка сюда. — Ягупьев взял Морозова под руку и повел наверх.
Путь им преградил Решетняк.
— Фронт прорван, — сдерживая волнение, произнес он. — Через несколько часов гитлеровцы будут в городе. Работники горкома эвакуируются по утвержденному плану. Так что не теряйте времени.
Они молча взглянули друг на друга. Все трое любили Таганрог — здесь прошла их жизнь. Слова о том, что немцы скоро будут в Таганроге, для каждого из троих звучали одинаково: родной их город, вверенный им Советской властью, будет под сапогом врага. Эта мысль отозвалась в сердце каждого щемящей тоской. Лицо Решетняка выглядело сумрачным и усталым, Ягупьев хмуро сдвинул брови, Морозов был бледен.
Они знали, что теперь им понадобится все их мужество, чтобы принять быстрое и верное решение.
Решетняк пожал руки Ягупьеву и Морозову и усталой походкой направился к выходу.
— Григорий Иванович! Разрешите остаться в городе для подпольной работы, — сказал Морозов, глядя в упор на Ягупьева. — Я же здесь всех знаю.
— И тебя все знают.
— А то, что для подпольной работы это плохо, — сказал Ягупьев. — Отправляйся в порт и продолжай выдачу зерна. Что останется — поджигай. Уходить будем последними, морем. Ясно?
— Ясно, Григорий Иванович. — Морозов ринулся вниз по лестнице.
— Погоди, — окликнул его Ягупьев. Прищурив глаза, он пристально смотрел на Морозова. Конечно, Морозову лучше уйти, но если он не успеет. Нельзя ли использовать его здесь? Может быть, то, что Морозова знали и любили советские люди, наоборот, поможет ему работать против немцев?
И все же Ягупьев медлил. Сумеет ли Морозов организовать людей в невероятно трудных, непривычных для него условиях — среди отчаяния и вражды, под страхом смерти и измены? Сумеет ли он, такой горячий и открытый — вот он, весь на ладони, — быть спокойным, мудрым, осторожным?
И все-таки Ягупьев решился:
— Если не прорвешься в Ростов, оставайся в Таганроге. Собери вокруг себя надежных ребят. Чтобы ни сна, ни отдыха не было немцам в нашем городе. Но помни, Николай, дело это чрезвычайно трудное и опасное. Каждый шаг должен быть продуман самым тщательным образом. Расплата за ошибку одна — жизнь. Немцы — враг сильный, коварный и беспощадный. И промах, даже незначительный, может погубить все дело, может стоить жизни десяткам людей. Понимаешь, какая огромная ответственность ляжет на тебя, если ты останешься здесь? Подумай обо всем этом.
Герои Таганрога — документальная повесть Генриха Гофмана, опубликованная в 1970 году. Посвящена истории героического таганрогского подполья времен оккупации 1941-1943 года.
Содержание
История создания
Сюжет
Основные издания повести
- Гофман Г. Б. Герои Таганрога. Документальная повесть. — М.: Молодая гвардия, 1966. — 368 с.
- Гофман Г. Б. Герои Таганрога. Документальная повесть. — М.: Молодая гвардия, 1970. — 352 с.
- Гофман Г. Б. Герои Таганрога. Документальная повесть. — М.: Молодая гвардия, 1979. — 320 с.
- Гофман Г. Б. Герои Таганрога. Документальная повесть. — Ростов-на-Дону: Ростовское книжное изд., 1983. — 372 с.
- Гофман Г. Б. Герои Таганрога. Документальная повесть. — Ростов-на-Дону: Ростовское книжное изд., 1988. — 284 с.
Напишите отзыв о статье "Герои Таганрога"
Ссылки
Источники
Отрывок, характеризующий Герои Таганрога
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
Герои Таганрога: краткое содержание, описание и аннотация
Генрих Гофман: другие книги автора
Кто написал Герои Таганрога? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.
Герои Таганрога — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Славным подпольщикам Таганрога посвящает автор эту повесть.Тем, кто в грозный для Родины час встал на защиту ее завоеваний.Тем, кто отдал жизнь во имя грядущих поколений.
Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте!
Не забудьте ни добрых, ни злых.
Терпеливо собирайте свидетельства
о тех, кто пал за себя и за вас.
Уже несколько дней в этом городе прежний, мирный порядок жизни был нарушен. В спешке эвакуации жители торопливо сновали по улицам — у каждого были свои горькие заботы. Одно хмурое, напряженное выражение лежало на всех лицах и словно роднило, объединяло людей.
В спешке эвакуации одни жители грузили на тележки и тачки свой домашний скарб — вещи, без которых казалась немыслимой жизнь. Другие торопились к заводам и там, в цехах, снимали со своих мест станки и бережно, словно это были живые существа, грузили их на автомашины. Третьи работали на железнодорожной станции, помогая втаскивать на платформы тяжелое заводское оборудование. Некоторые из таганрожцев шли в порт к зернохранилищу и несли с собой пустые мешки. Там по распоряжению горкома партии жителям раздавалось зерно.
По городу с рычанием двигались автомашины, увозя из Таганрога все, что можно было увезти: станки и запасы продовольствия, книги и документы.
Уезжали и уходили все, кто не хотел остаться под немцем. Вереницы людей тянулись из города в сторону Ростова. Рядом со взрослыми шагали притихшие дети, и нигде не слышно было их веселого смеха.
Опавшие в осеннюю грязь листья, растоптанные бесчисленными торопливыми ногами, дополняли безрадостную картину. И одно только холодное небо, как всегда, спокойно сияло над городом.
Секретарь горкома комсомола Николай Морозов, высокий черноволосый парень, руководил в порту на элеваторе раздачей зерна.
Он видел длинную, напряженно молчаливую очередь, видел хмурые лица людей. Все нарушилось в жизни, и город, его любимый Таганрог, где он знал каждый переулок и где его знали почти все, может достаться врагу. И по красивым зеленым улицам, по чисто подметенным мостовым будут ходить гитлеровцы, и под осенними каштанами будет слышна чужая наглая речь.
Думать об этом было нестерпимо. Николай нервничал, торопил людей: пусть разбирают зерно скорее, пусть останется оно у своих, пусть не достанется немцам.
В здании городского комитета партии часто хлопали массивные двери, входили и выходили люди, охваченные лихорадочным беспокойством. В кабинете первого секретаря Решетняка за длинным столом с усталыми от бессонных ночей лицами сидели секретари Ростовского обкома партии Богданов и Ягупьев, начальник артиллерии округа полковник Кариофили. Склонившись над исписанным блокнотом, генерал-майор Гречкин, заместитель командующего Северо-Кавказским военным округом, докладывал:
Дверь кабинета неожиданно распахнулась. Командир Красной Армии с двумя шпалами в петлицах подошел к секретарю горкома и, вручив ему небольшой пакет, вышел. Решетняк привычным движением надорвал конверт, извлек из него лист бумаги и после непродолжительной паузы сказал:
— Командующий обещает удерживать оборону в течение нескольких дней. Быть может, мы и хлеб из порта успели бы вывезти?
— Вряд ли, — ответил Ягупьев, — его там столько, что при наших транспортных возможностях и за месяц всего не отправишь.
Читайте также: