Герцен письма об изучении природы краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Куда и как идем в изучении мозга человека

Куда и как идем в изучении мозга человека С какого времени отсчитывать изучение механизмов мозга человека? Можно ли принять за точку отсчета сеченовские рефлексы головного мозга? Конечно, можно, но в этом случае придется говорить об очень медленном развитии этого

МАНДЕЛЬШТАМ В ВОРОНЕЖЕ (По письмам С. Б. Рудакова)

Пояснения А.В.Рудомино к письмам и документам 1945–1946 годов

Пояснения А.В.Рудомино к письмам и документам 1945–1946 годов Судьба перемещенных во время Второй мировой войны и в первые послевоенные годы российских и германских культурных ценностей, в том числе и книг, очень волновала маму и до сих пор продолжает волновать и россиян и

Глава 24 ЗОВ ПРИРОДЫ

Глава 24 ЗОВ ПРИРОДЫ Как быстро растут сыновья!Давно ли он был озабочен покупкой игрушек, а теперь говорит с сыновьями о выборе жизненного пути, о судьбах России, о науке. Они спорят с ним, не соглашаются. Иногда ему кажется, что он читает в глазах сыновей: «Ты, отец, человек

Глава 5 ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ПРИРОДЫ

Глава 5 ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ПРИРОДЫ С природой одною он жизнью дышал: Ручья разумел лепетанье, И говор древесных листов понимал И чувствовал трав прозябанье; Была ему звездная книга ясна, И с ним говорила морская волна. Евгений

Примечания к Письмам

Физиология и психология при изучении высшей нервной деятельности животных

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПИСЬМАМ П.И. ОРЛОВОЙ-САВИНОЙ

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПИСЬМАМ П.И. ОРЛОВОЙ-САВИНОЙ (Для племянников ее — на будущее время)Милые дети! Сестра моя, а ваша тетушка расковья Ивановна в 1855 году, при закрытии театров по случаю траура, ездила на три месяца в Симферополь, чтобы там ходить за ранеными и больными солдатами;

Н. А. СЕМАШКО ОБ ИЗУЧЕНИИ ЛЕНИНА

Н. А. СЕМАШКО ОБ ИЗУЧЕНИИ ЛЕНИНА Владимир Ильич — такая великая историческая фигура, что нас, его современников, должен неотступно преследовать вопрос: все ли мы сделали, чтобы дать потомству все имеющиеся у нас сведения об этом великом человеке? Каждый из нас должен ясно

Глава 33 Душа природы

Глава 33 Душа природы Искусство и наука – будто двери из мира природы в мир человеческий: через дверь науки природа входит в мир человека, и через дверь искусства человек уходит в природу, и тут себя сам узнает, и называет природу своей матерью.Дети, все дети, и вы, настоящие

Глава восьмая Уроки природы

Глава восьмая Уроки природы Даже сама природа давала Сайхуну множество возможностей учиться. Служки пользовались этой возможностью, объясняя мальчику устройство мира и заодно приучая его к основным даосским понятиям. Сайхун был необычайно любопытен. Многое и внутри

Содержание

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Письма об изучении природы" в других словарях:

“ПИСЬМА ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ” — “ПИСЬМА ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ” одно из основных философских произведений А. И. Герцена. Написаны в 1844 45. Опубликованы в журнале “Отечественные записки” за 1845 и 1846. В 30 томном Собрании сочинений Герцена помещены в т. 3 (M., 1954).… … Философская энциклопедия

"ПИСЬМА ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ" — осн. филос. произведение Герцена 40 х гг., раскрывающее понимание мыслителем проблемы единства бытия и мышления, естествознания и философии, эмпирического и разумного (см. Герцен). Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия.… … Философская энциклопедия

ПИСЬМА ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ — главное философское соч. Герцена, опубликованное в 1845 1846 гг. в журн. Отечественные записки под псевдонимом И р ( Искандер турецкая форма имени Александр; Герцен вынужден был взять псевдоним, ибо осужденным но политическим мотивам… … Русская философия: словарь

Письма об изучении природы — философское соч. Герцена, опубликованное в 1845–1846 гг. в журн. Отечественные записки под псевдонимом И р ( Искандер турецкая форма имени Александр; Герцен вынужден был взять псевдоним, ибо осужденным по политическим мотивам запрещалось… … Русская Философия. Энциклопедия

ГЕРЦЕН — Александр Иванович (псевд. Искандер) (25.3(0.4). 1812, Москва, 9(21).1 .1870, Париж), рус. писатель и публицист, философ материалист, революционер. Из дворян: незаконнорождённый сын богатого помещика И. А. Яковлева. Окончил физико мате… … Философская энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Герцен, Александр Иванович — — родился 25 го марта 1812 г. в Москве. Он был внебрачным сыном родовитого московского помещика Ивана Алексеевича Яковлева. Последний принадлежал к тому поколению, которое Г. впоследствии называл "иностранцами дома, иностранцами в… … Большая биографическая энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Взгляды Херта нельзя отождествлять с классическим материализмом, согласно которому психические процессы пассивны и полностью зависят от материальных процессов:

История мысли и природы «

Грани в природе

«Дело науки — это возведение всех вещей в мысли. Мысль стремится понять внешний объект, присвоить его и с самого начала отрицать то, что делает его внешним, иным, противостоящим мысли; то есть она отрицает непосредственность объекта, обобщает его, рассматривает его уже как общее: она стремится, таким образом, понять его.

Биография Герцена

Педагогические взгляды А.И. Герцена

В наследии Герцена нет специальных работ по теории образования. Однако на протяжении всей жизни Герцен интересовался педагогическими проблемами и был одним из первых русских мыслителей и общественных деятелей, обратившихся в своих произведениях к проблемам образования. Его высказывания на темы воспитания и образования свидетельствуют о продуманной педагогической концепции.

Образовательные взгляды Герцена были обусловлены его философскими (атеизм и материализм), этическими (гуманизм) и политическими (революционный демократизм) убеждениями.

Однако, в отличие от социалистов-утопистов Западной Европы, он считал, что для установления нового общественного строя необходима народная революция. Вместе с Огаревым Герцен основал вольную русскую типографию и печать за границей, распространял нелегальную литературу, призывающую к борьбе с самодержавием.

Герцен указывал на противоречия буржуазной педагогики и системы образования.

  • Герцен высказал очень ценное суждение о педагогических теориях Руссо и Оуэна. Отмечая прогрессивное историческое значение этих теорий, он в то же время ясно показал их недостатки. Он насмехался над сентиментально-романтическими идеалами образования, проповедуемыми Руссо, Песталоцци и другими педагогами, отмечая, что человек, воспитанный в соответствии с их взглядами, не способен к тяжелой, непреклонной борьбе, без которой передовые идеалы не могут быть реализованы. Герцен критиковал Руссо за изоляцию детей от окружающей жизни и игнорирование опыта людей в системе духовного воспитания. «Как будто, — говорил Герцен, — воспитание не есть привитие человеку общей жизни.

Литературно-публицистическая деятельность и философские взгляды Герцена

Его проницательный ум быстро уловил несовершенство и недостатки тех форм западной жизни, к которым Герцен был привлечен из далекой российской действительности 1840-х годов. Герцен отказался от своего увлечения Западом, когда в его глазах он оказался не соответствующим идеалу, о котором он писал ранее.

Как и большинство русских революционных демократов, Герцен прошел сложный путь поисков в своем интеллектуальном развитии — от глубокого увлечения философией Гегеля, которую он считал теоретической основой революционной борьбы, к материализму.

В вопросах познания, которые занимают одно из главных мест в его творчестве, Герцен исходит не только из позиций материализма, но и диалектики. Он пытается преодолеть крайности как эмпиризма, так и рационализма, ошибочно отождествляя эмпиризм с материализмом, а идеализм с рационализмом. В свете этой проблемы Герцен указывает, что эмпиризм, опирающийся на чувственный опыт, правильно описывает факты, но не способен раскрыть единство в многообразии, постичь сущность и внутренний закон природы. Рационалисты, по его мнению, постоянно укоряли эмпириков за то, что те не продвинулись в вопросе ни на шаг, а ушли в пустые, бессмысленные абстракции. Все истинное знание, утверждает Герцен, является результатом диалектического единства чувственного и логического. Источником знаний является опыт, а данные опыта подвергаются рациональному обобщению.

Герцен также посвятил себя вопросу о методе познания. Подлинно научный метод, по его мнению, включает в себя три момента:

(1) Изучение явлений во всех модификациях при всех возможных условиях;

(2) Выведение характера или формы их следствия (закона), связи с другими явлениями и зависимости от более общих явлений (причины);

(3) Спуск от общего начала к явлениям, служащий контролем и показывающий необходимость такого существования явлений.

Философские работы Герцена оказали большое влияние на развитие русской материалистической мысли в 40-60-х годах прошлого века.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Полное собрание сочинений. Том 3. дилетантизм в науке. Письма об изучении природы 1842-1846 годов. Александр Иванович герцен

Но хотя бы она была в одном человеке, она — факт, великое событие не в возможности, а в действительности; отрицать событие нельзя. Такого рода факты никогда не совершаются не в свое время; время для науки настало, она достигла до истинного понятия своего; духу человеческому искусившемуся на всех ступенях лестницы самопознания, начала раскрываться истина в стройном наукообразном организме и притом в живом организме. За будущность науки нечего бояться. Но жаль поколения, которое, имея, если не совершенное освещение дня, то, наверное, утреннюю зарю, — страдает во тьме или тешится пустяками, оттого что стоит спиною к востоку. За что изъяты стремящиеся от блага обоих миров: прошедшего, умершего, вызываемого ими иногда, но являющегося в саване, и настоящего, для них не родившегося?

Массами философия теперь принята быть не может. Философия как наука предполагает известную степень развития самомышления, без которого нельзя подняться в ее сферу. Массам вовсе недоступны бестелесные умозрения; ими принимается имеющее плоть. А для того, чтоб перейти во всеобщее сознание, потеряв свой искусственный язык, и сделаться достоянием площади и семьи, живоначальным источником действования и воззрения всех и каждого, — она слишком юна, она не могла еще иметь такого развития в жизни, ей много дела дома, в сфере абстрактной; кроме философов-мухаммедан, никто не думает, что в науке все совершено, несмотря ни на выработанность формы, ни на полноту развертывающегося в ней содержания, ни на диалектическую методу, ясную и прозрачную для самой себя. Но если массам недоступна наука, то до них не дошли и страдания душного состояния пустоты и натянутого беснующегося пиетизма. Массы не вне истины; они знают ее божественным откровением. В несчастном и безотрадном положении находятся люди, попавшие в промежуток между естественною простотою масс и разумной простотою науки.

На первый случай да будет позволено нам не разрушать на некоторое время спокойствия и квиетизма, в котором почивают формалисты, и заняться исключительно врагами современной науки, — их мы понимаем под общим именем дилетантов и романтиков. Формалисты не страдают, а эти больны — им жить тошно.

Врагов собственно наука в Европе не имеет, разве за исключением каких-нибудь каст, доживающих в бессмыслии свой век, да и те так нелепы, что с ними никто не говорит. Дилетанты вообще тоже друзья науки, nos amis les ennemis2[2], как говорит Беранже, но неприятели современному состоянию ее. Все они чувствуют потребность пофилософствовать, но пофилософствовать между прочим, легко и приятно, в известных границах; сюда принадлежат нежные мечтательные души, оскорбленные положительностью нашего века; они, жаждавшие везде осуществления своих милых, но несбыточных фантазий, не находят их и в науке, отворачиваются от нее и, сосредоточенные в тесных сферах личных упований и надежд, бесплодно выдыхаются в какую-то туманную даль. И, с другой стороны, сюда принадлежат истые поклонники позитивизма, потерявшие дух за подробностями и упорно остающиеся при рассудочных теориях и аналитических трупоразъятиях. Наконец, толпа этого направления составляется из людей, вышедших из детского возраста и вообразивших, что наука легка (в их смысле), что стоит захотеть знать — и узнаешь, а между тем наука им не далась, за это они и рассердились на нее; они не вынесли с собою ни укрепленных дарований, ни постоянного труда, ни желания чем бы то ни было пожертвовать для истины. Они

попробовали плод древа познания и грустно поведали о кислоте и гнилости его, похожие на тех добрых людей, которые со слезами рассказывают о пороках друга — и им верят добрые люди, потому что они друзья.

Возле дилетантов доживают свой век романтики, запоздалые представители прошедшего, глубоко скорбящие об умершем мире, который им казался вечным; они не хотят с новым иметь дела иначе как с копьем в руке: верные преданию средних веков, они похожи на Дон-Кихота и скорбят о глубоком падении людей, завернувшись в одежды печали и сетования. Они, впрочем, готовы признать науку, но для этого требуют, чтобы наука признала за абсолютное, что Дульцинея Тобозская — первая красавица. Пришло время, в которое должно без увлечения и предрассудков смотреть на людей; начинается

совершеннолетие, и потому не одно сладкое должно высказываться, но и горькое. Надобно для того начать речь против дилетантов науки, что они клевещут на нее, и для того, что их жаль; наконец, всего более необходимо говорить о них у нас.

Одно из существеннейших достоинств русского характера — чрезвычайная легкость принимать и усвоивать себе плод чужого труда. И не только легко, но и ловко: в этом состоит одна из гуманнейших сторон нашего характера. Но это достоинство вместе с тем и значительный недостаток: мы редко имеем способность выдержанного, глубокого труда. Нам понравилось загребать жар чужими руками, нам показалось, что это в порядке вещей, чтоб Европа кровью и потом вырабатывала каждую истину и открытие: ей все мучения тяжелой беременности, трудных родов, изнурительного кормления грудью — а дитя нам. Мы проглядели, что ребенок будет у нас — приемыш, что органической связи между нами и им нет… Все шло хорошо. Но когда мы приблизились к современной науке, ее упорство должно было удивить нас. Эта наука везде дома — но только она нигде не дает жатвы, где не посеяна: она должна не только в каждом принимающем народе, но в каждой личности прозябнуть и возрасти. Нам хотелось бы взять результат, поймать его, как ловят мух, и, раскрывая руку, мы или обманываем себя, думая, что абсолютное тут, или с досадой видим, что рука пуста. дело в том, что эта наука существует как наука, и тогда

ленивое и не заслуживающее возражения3[3]. Наука не достается без труда — правда; в науке нет другого способа приобретения, как в поте лица; ни порывы, ни фантазии, ни стремление всем сердцем не заменяют труда. Но трудиться не хотят, а утешаются мыслью, что современная наука есть разработка материалов, что надобно нечеловечьи усилия для того, чтоб понять ее, и что скоро упадет с неба или выйдет из-под земли другая, легкая наука.

Читайте также: