Гербарий лекарственных растений в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Дома, когда я показывала букеты папе, он рассказывал о растениях. Однажды я ему сказала, что что мне трудно запомнить названия всех растений. Тогда он мне предложил собирать гербарий. Так я узнала новое слово.

Гербарий – это коллекция засушенных листьев, трав и цветов.

Мы выдвинули гипотезу (предположили) – гербарий поможет мне узнать о растениях моей малой Родины.

Я поставила перед собой цель – познакомиться с разнообразием растительного мира нашего района и узнать интересные факты о них.

Подобранные растения для гербария мы сушим простым способом под прессом.

Листья, растения укладываем на газету отдельно друг от друга, сверху накрываем газетой и укладываем пресс. Заготовки готовы к использованию через неделю.

Помещая растение в альбом, мы начинаем узнавать о нём: как оно называется? Где растёт? Интересные факты.

Сегодня в моём гербарии собрано более 40 растений. Я вам расскажу о самых интересных на мой взгляд растениях:

Это растение очень распространено на территории нашего края, растёт вдоль дороги, в парках.

Используется в медицинских целях: отвар применяют при кашле с трудноотделяемой мокротой. Свежие листья прикладывают к ранам, ссадинам, они ускоряют процесс заживления. Плоды у него съедобные, в военное время в голодовку из них они делали оладьи, так и спасались в те времена.

Донник бывает двух видов: белый и жёлтый (лекарственный). Различить их можно только во время цветения. Из его названия понятно, что он используется в лечебных целях. Траву донника используют для получения зелёного пластыря (мозольного и нарывного). Так же из него делают мази, настои. А ещё донник - прекрасный корм для животных.

Благодаря полезным свойствам полынь горькую считают одним из лучших средств для аппетита. Полынь полезна при заболеваниях желудка. Эта трава часто встречается на лугах, полях и пастбищах, и несмотря на горький вкус, её очень любят овцы, козы, коровы. И поэтому, горечь из полыни может стать причиной ухудшения вкусовых качеств молока.

В природе растение встречается повсюду: в лесах, на лугах, около рек. Живокость используется как декоративное растение в ландшафтном дизайне. Цветёт с июня и до конца августа. По цвету они бывают разными: фиолетовыми, розовыми или белыми. У живокости красивый внешний вид во время цветения. Поэтому, при помощи цветков раньше окрашивали ткани. Живокость – прекрасный медонос.

  • Тысячелистник, в народе называют порезник, кровавник.

Его используют как кровоостанавливающее средство. Садоводы и огородники используют его для уничтожения вредных насекомых: тлей, паутинных клещей, трипсов. Совет: Не стоит пытаться срывать тысячелистник руками, так как он выдирается с корнём и повреждаются подземные части его корневищ и корней.

Свой гербарий приношу в детский сад, где мы с ребятами рассматриваем коллекцию моих растений и я рассказываю о них всё самое интересное.

В детском саду воспитатели тоже много рассказывают о растениях нашего района.

Мы с воспитателями ходим на экскурсии в парк, где наблюдаем за растениями.

А когда мы посетили музей станицы, нам подарили сборник с народными названиями растений и животных Щербиновского района.

Воспитатель, Валентина Владимировна, сделала презентацию моего гербария, где я ребятам рассказала об интересных фактах растений нашего района.

Я продолжаю собирать свой гербарий, но могу сделать

вывод

Гербарий помогает мне узнать о растительном мире моей малой Родины.

И думаю, эти знания помогут мне в школе!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха

Познавательно-исследовательский проект. Гербарий "Лекарственные растения".

Хакимова Алсу Фенисовна

Цель : расширить представление детей о растительном мире по средствам знакомства детей с разнообразием лекарственных растений города Балашиха и сделать гербарий из собранных растений.

изучить и систематизировать литературу по теме проекта;

освоить методику изготовления гербария;

подвести детей к пониманию особого отношения к лекарственным растениям человека, к осознанию их ценности для жизни и здоровья людей;

научить распознавать лекарственные растения по внешним признакам;

формировать бережное отношение к растениям.

Тип проекта : познавательно - исследовательский

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Объект исследования: Лекарственные растения родного края.

Актуальность исследования : изучение лекарственных растений, их сбор и изготовление гербария - интересное и увлекательное занятие и, пожалуй, самое простое, доступное для большинства юных исследователей, максимально безопасное с точки зрения техники безопасности. Данный проект учит правильно организовывать план своей работы. В современной научной медицине большое значение имеют лекарственные растения. Около 70% препаратов изготавливаются из растений. Большое количество лекарственных растений, входящих в рецепты врачей, используют в домашнем обиходе: например, шалфей для полоскания горла, липовый чай при простуде, валериану при бессоннице. Поэтому эта тема актуальна для современного человека.

Разнообразие лекарственных растений

По состоянию на начало 2010 года по данным Международного союза охраны природы , было описано около 320 тысяч видов растений, из них лишь небольшая часть (21 тысяча видов) активно используется в медицине.

Многие лекарственные растения являются ядовитыми , поэтому относиться к ним надо с особой осторожностью.

К лекарственным растениям относятся не только травянистые растения, но и деревья, и кустарники. Например: береза (для медицинских целей используют почки, листья, сок и берёзовый гриб (чага); сосна (в качестве лекарственного сырья используют сосновые почки, хвою и смолу); шиповник (в народной медицине в Сибири плоды шиповника нашли применение при простуде, а отвар корней – в виде ножных ванночек); дуб (отвар коры оказывает вяжущее, противовоспалительное действие) и т.д

Применение лекарственных растений.

На протяжении многих веков бесценные дары природы используются для исцеления от всех болезней. Наши мудрые предки сами составляли рецепты целебных настоев, отваров, и передавали их из уст в уста – из поколения в поколение. Многие из этих рецептов, конечно же, затерялись во времени, но достаточно большое их число все же дошло до наших дней.

Основные способы применения сырья лекарственных растений: производство лекарственных средств, для внутреннего и наружного применения.

Практическая часть

Какие лекарственные травы растут рядом с нашим садом?

Для своего проекта мы выберем только травянистые лекарственные растения, которые можно найти на нашей площадке детского сада.

Что же такое гербарий?

Как правильно сделать гербарий своими руками.

Сбор гербария делится на три этапа: - поиск и сбор растений;

- систематизация растений, поиск информации и оформление гербария.

Инструменты для сбора растений:

1.Узкая совковая лопатка, если хотите получить растение с целой корневой системой.

2.Маленькие маникюрные ножницы.

4.Контейнер для транспортировки растений (или корзина).

Растения собираются в сухую и солнечную погоду, выбираются не смоченные дождем и росой экземпляры, иначе засушить их будет очень трудно. Растение собирается целиком, со всеми корнями, корневищами, клубнями, луковицами, плодами и цветками.

Как правильно засушить растения.


Что такое гербарий?


Гербарий – это не совсем простая коллекция засушенных растений, заготовленных методом высушивания между листами бумаги (сплющенных) и закрепленных на плотной основе.

Классические гербарии создают на гербарных листах – плотной бумаге. Но сегодня ее меняют на самые разнообразные предметы, которые выступают в качестве основы для украшения сушенными цветами. Зародившись в 16 веке в Италии, гербарии на долгие столетия стали основным средством исследования и хранения данных о растениях, который использовали ученые-ботаники. В качестве частного увлечения и одного из видов рукоделия гербарии распространились значительно позже.

Гербарии бывают очень разными. На них могут быть представлены:

  • растения со всеми частями — от подземных но надземных, включая не только цветки, но и плоды;
  • целые группы различных растений;
  • отдельные части растений (к примеру, листья или цветки, лепестки и плоды).


Зачем нужны гербарии?

Какие бывают гербарии?

  • Специальный. Например, гербарий для начальной школы.
  • Систематический. За основу берется любая система. К примеру, по роду или семейству, одинаковые цвета высушенного растения, или собрание по порядку букв в алфавите.
  • Периодический. Составленный по периодам, когда были собраны материалы.
  • Тематический. Лекарственные, злаковые, сорные или из комнатных цветов и т.д.
  • Морфологический. Когда засушивают материал одного вида с измененными органами.
  • Флористический. Все растения определенного края.

Как используют гербарии?

  • в специальных альбомах и гербарных картотеках;
  • для украшения фотоальбомов, дневников и книг для записей;
  • в декоративных панно в сочетании с кружевами, живописью, декупажированной основой;
  • в украшении декоративных тарелок, подносов и шкатулок (и других техниках декупажа в качестве объемных украшений);
  • в закладках для книг;
  • для создания объемных картин и панно в смешанных техниках, в том числе в коллажах;
  • в открытках и скрапбукинге и пр.

Правила сбора растений для гербария

1. Нельзя собирать растения для гербария ранним утром, когда не высохла роса или сразу после дождя.
2. Не вырывать растение с корнем, брать только несколько листиков и цветков, чтобы не повредить все растение.
3. Не срывать редкие растения, занесенные в Красную книгу.
4. Не рвать больше, чем нужно.
5. Собирать листья и цветы разного размера, чтобы в дальнейшем, при составлении цветочных композиций, был выбор (маленькие, большие, раскрытый цветок, бутон).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители.

Тип проекта: поисковый.

Цель проекта: - закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их многообразии, ценности для здоровья, правил пользования ими. Воспитывать бережное отношение к растениям. Активизировать у детей инициативу, внимание, память, обогащение словарного запаса.

Задачи: 1. Расширить знания детей о лекарственных растениях, их многообразии и пользе для человека.

2. Воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность и любознательность; любовь к природе; бережное отношение к растениям;

3. Развивать коммуникативные навыки, игровое творчество, воображение, мышление, связную речь.

4. Формировать навыки исследовательской деятельности

Предполагаемый результат: Дети научатся различать лекарственные растения. У детей сформируется знания и представления о лекарственных растениях, их многообразии и пользе для человека с медицинской точки зрения. Пополнится словарный запас, научатся называть лекарственные растения и их лечебные свойства. Расширить навыки наблюдения в процессе поисково – познавательной деятельности. Дети познакомятся с новыми для них растениями, научатся находить и различать лекарственные растения друг от друга и от других растений.

1. Поисковая работа по подбору иллюстрированного материала и фотографий по теме лекарственные растения.

2.Сбор художественной литературы: стихи, загадки, рассказы, сказки про лекарственные растения.

3Родителям совместно с ребенком сделать книжку малышку об 1 лекарственном растении.

Реализация проекта

1. Рассматривание растений в книгах, фотоальбоме, гербариях, энциклопедии.Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.

2. Экскурсионная прогулка по территории ДОУ.Цель: знакомство с природным окружением родного края; из рассказа воспитателя узнали о многообразии трав произрастающих в наших лесах, лугах; познакомились с лекарственным растением – подорожником, одуванчиком, ромашкой; с его внешним строением; закрепили знания о том, какую пользу приносит это растение человеку.

5. Чтение и разучивание стихов, загадок, рассказов о лекарственных растениях.Цель: расширять словарный запас, учить строить правильно речь, развивать память.

Читайте также: