Геракл в плену у омфалы краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

Окончив свою службу у царя Еврисфея, совершив двенадцать подвигов, Геракл вернулся домой. Здесь его ждали новые испытания.

Прямодушный и добрый, Геракл часто бывал нетерпелив, вспыльчив и в припадке гнева не помнил себя.

Однажды мальчик-слуга подал ему напиться воды, приготовленной для умывания. Геракл рассердился, ударил его и убил нечаянно. Тогда, чтобы научить героя терпению, Зевс наслал на него долгую, мучительную болезнь. Отважный герой, не боявшийся ни диких зверей, ни чудовищ, ни вражеского войска, не мог терпеливо переносить боль. Он не выдержал, обратился к Аполлону и потребовал, чтобы бог света, которому известно будущее людей, сказал ему, когда прекратится болезнь и придёт избавление. Аполлон не захотел открыть герою эту тайну. Геракл пришёл в ярость и поднял руку на бога света. Громовержец разгневался, послал тучу разнять дерущихся и приказал Гермесу наказать непокорного героя.

Лукавый бог торговли продал Геракла лидийской царице Омфале за три медные монеты на три года в рабство.

Весёлая царица Омфала не посылала Геракла в дальние походы и не требовала от него героических дел и побед. Она отняла у героя оружие - его меч и лук со стрелами, сняла с плеч его львиную шкуру, нарядила Геракла в женское платье и забавлялась, заставляя его, как служанку, прислуживать ей.

Она сажала его за прялку вместе с женщинами и развлекалась, слушая, как сказки, его рассказы о далёких странствиях, трудных походах и грозных битвах.

Этот плен у Омфалы был для героя труднее самых хитроумных поручений Еврисфея. И часто Геракл так тосковал и томился, что, наскучив его мрачным видом, царица отдавала ему лук и стрелы и отпускала погулять по окрестностям.

Однажды, уйдя от Омфалы, Геракл зашёл далеко, в соседнюю с Лидией страну, усталый лёг под дерево и уснул. Сквозь сон он почувствовал какую-то возню вокруг себя, словно маленькие зверьки бегали по его телу. Он проснулся, протянул руку, поймал одного. Это был не зверёк, а смешной карлик - кекроп.

Много их возилось около героя на земле - им понравился лук Геракла, и они собирались утащить его. Геракл стал ловить их, связывая за руки, за ноги, потом нанизал на длинную палку и понёс в Лидию.

Кекропы не испугались: они прыгали на палке, стараясь освободиться, громко пищали и так грозили Гераклу и бранили его, что он смеялся всю дорогу.

Глядя на этот маленький смелый народец, Геракл развеселился.

Дойдя до границы их царства, он развязал своих крошечных пленников и отпустил на волю, а сам вернулся к Омфале и стал требовать и себе свободы. И Омфала наконец отпустила его.

Литература:
Смирнова В. Геракл//Герои эллады,- М.:"Детская литература", 1971 - c.165-166

Если уж речь зашла о Геракле, то именно с ним связывается большое количество историй по установлению справедливых порядков – как на греческих территориях, так и в окрестных странах. Как известно, значительная часть жизни героя была потрачена на выполнение сложнейших заданий, которые ему поручал правитель Микен Эврисфей. Эти задания Геракл выполнял по приказу оракула в искупление страшного преступления – во время приступа безумия, который наслала на него богиня Гера, он убил собственных детей. Но Геракл не ограничивался одним лишь выполнением заданий Эврисфея. По ходу дела он расправлялся с разбойниками, заключал политические союзы, разрешал династические споры, участвовал в войнах и экспедициях, помогал друзьям, сражался с врагами и фактически был самостоятельной военно-политической силой, с которой все были вынуждены считаться.

С Гераклом картина совершенно иная. Что бы он ни натворил, на его репутации это не сказывалось никоим образом. Возьмем, к примеру, совершенно уж немыслимую для героя ситуацию, когда добровольно отдав себя в рабство лидийской царице Омфале, Геракл передаёт ей свою дубину и львиную шкуру, а сам, нарядившись в женскую одежду, покорно прядёт шерсть (так, по крайней мере, утверждала молва). Для любого уважающего себя мужчины, тем более героя национального масштаба даже малейший слух о подобном унижении уничтожил бы его репутацию раз и навсегда. А с Геракла всё как с гуся вода.

Всё началось с того, что Эврит, царь городка Эхалия, расположенного в Фессалии решил выдать замуж свою дочь Иолу. Сам Эврит и его четыре сына славились как непревзойденные мастера стрельбы из лука. Говорят, что этому искусству Эврита обучал сам Аполлон, и даже подарил ему свой лук в награду за успехи. Как бы то ни было, Эврит решил, что его будущий зять тоже должен быть отменным лучником и устроил в Эхалии состязания стрелков, пообещав победителю руку своей прекрасной дочери. Как водится в таких случаях, в Эхалию съехались знатные холостяки со всей Эллады. Греки всегда отличались любовью к спортивным состязаниям, которые были главным развлечением того времени.

Прибыл в Эхалию и Геракл, который заделался холостяком после того, как отдал собственную супругу Мегару в жёны своему племяннику Иолаю (заметим, что Мегаре было тридцать три года, а Иолаю шестнадцать). Видимо герой, достигнув зрелых лет, решил попытать семейного счастья заново. Многие мужчины наивно полагают, что второй брак будет чем-то лучше первого, и Геракл не был исключением. Иола была юна и привлекательна, знатного рода, с хорошим приданным – так почему бы не рискнуть?

Взять хотя бы Трою, которую он занял, потратив на осаду менее недели или до неприличия богатый морской порт Пилос, который сам свалился к его ногам, после того, как Геракл убил царя Нелея и всех его сыновей (кроме Нестора). Так нет же, этот бродяга-полубог, которого иначе как первым в истории дауншифтером не назовёшь, раздаёт занятые города всякого рода проходимцам, а сам не имеет ни кола, ни двора и скитается по всей Ойкумене, выполняя приказы безумного Эврисфея!

В связи со всеми этими событиями в Эхалии воцарилась изрядная суматоха. В городе было полно приезжих героев-женихов и спортивных болельщиков, которые шумно обсуждали столь непредсказуемый финал соревнований. Естественно не обошлось без погромов, устроенных разбушевавшимися фанатами Геракла. Пока разгорячённые неразбавленным вином болельщики дрались между собой, а заодно переворачивали и поджигали колесницы мирных горожан, один из туристов решил воспользоваться суматохой в собственных интересах. Это был бывший учитель Геракла по борьбе и кулачному бою сын Гермеса Автолик.

Этот герой удивительным образом сочетал в себе воинскую доблесть с отменным чувством юмора. Он обладал множеством достоинств и всего лишь одним недостатком – Автолик просто не мог пройти мимо того, что плохо лежит. Пока городская стража пыталась навести в городе подобие порядка, Автолик пробрался в царские конюшни и увёл оттуда двенадцать племенных кобылиц и двенадцать молодых мулов. Обладая волшебной способностью изменять облик любого живого существа, он без проблем покинул город со своей добычей. На обратном пути он догнал злого и оскорблённого до глубины души Геракла, который направлялся в Тиринф, где проживал в промежутках между свершением подвигов. Старые друзья отметили встречу в ближайшей таверне, и Автолик предложил Гераклу приобрести у него замечательный табун по сходной цене. Геракл немного поразмыслил и согласился. Видимо он решил, что негоже возвращаться домой с пустыми руками. Кобылы и мулы неважная замена молодой жене, но все же лучше чем ничего.

Рассказывают, что по дороге Ифит повстречал Одиссея, и неведомо по какой причине подарил ему тот самый знаменитый лук Аполлона, из которого хитроумный царь Итаки впоследствии перестрелял женихов Пенелопы. Однако, всё это досужие выдумки. Одиссей в те времена либо ещё не родился, либо пребывал в нежном младенческом возрасте – ведь все эти события происходили минимум за тридцать лет до Троянской войны. Скорее всего, лук у Ифита украл, всё тот же пройдоха Автолик, бывший по совместительству ни кем иным, как дедом Одиссея. Ифит, следуя за лошадьми, никак не мог пройти мимо Автолика. А Автолик, в свою очередь, никак не мог пройти мимо такого замечательного лука. А потом щедрый дедушка вполне мог порадовать любимого внука царским подарком. Но не будем отвлекаться.

Слегка успокоившись, Геракл горько пожалел о содеянном. Убийство, пусть даже случайное, само по себе является тяжким грехом, требующим проведения специального обряда очищения, но гость (а Ифит, как ни крути, был принят Гераклом именно как гость) находится под покровительством самого Зевса. Удручённый Геракл отправился в Дельфы, чтобы выслушать приговор богов, и оракул приказал ему в искупление греха продать самого себя в рабство на три года. Геракл так и поступил.

Не желая позориться в Элладе, он переправился через море в Лидию и выставил сам себя не продажу. Цену он назначил немалую – три таланта серебром (во времена Геракла один талант серебра весил 67,2 кг). Желающих приобрести раба за столь внушительную сумму долго не находилось, пока Геракла не купила сама лидийская царица Омфала. Геракл переправил полученное серебро вдове и детям Ифита, а сам поступил на службу царице. И вот тут то и начинается самое интересное. Слухи о рабстве Геракла мгновенно достигают Греции, но вот содержание этих противоречивых слухов всех изрядно озадачило.

Некие очевидцы утверждали, что Геракл расстался со своей львиной шкурой и венком из белого тополя, а вместо них носит ожерелья, золотые браслеты и женский тюрбан. А ещё он, дескать, поселился на женской половине дворца и вместе с распутными ионийскими рабынями, расчесывает и прядёт шерсть, вздрагивая при каждом окрике грозной Омфалы, которая надев его львиную шкуру, дубину и лук бесстыдно разгуливает в этом наряде. А ещё говорили, что если Геракл своими неловкими пальцами случайно запутывал шерсть или ломал прялку, то его царственная хозяйка отвешивала бывшему герою звонкие оплеухи. В общем, Геракл, сын Зевса, гордость и слава Эллады стал жалким рабом лидийской царицы и по совместительству звездой постыдного травести-шоу. Тут надо заметить, что в большинстве полисов Эллады женщины вели жизнь домашних затворниц, которым не позволялось без разрешения мужа даже начинать разговор. Поэтому самые невинные вольности в отношениях супругов воспринимались как ужасный разврат. А тут такое…

Когда Геракл наконец-то вернулся на родину, то при виде его некоторые начинали ухмыляться и отводить глаза. Ещё бы! Ведь глядя на Геракла волей-неволей, а попытаешься представить себе, как он выглядит в женском платье. Однако открыто насмехаться никто себе не позволял – как известно герои шутников не жалуют. Поначалу Геракл не обращал никакого внимания на эти мелочи. По поручению Эврисфея он отправился в Аид, за Цербером и там, в царстве мёртвых, повстречал тень своего погибшего приятеля Мелеагра. Герои поболтали о том о сём, и Мелеагр предложил Гераклу жениться на его сестре Деянире. Выполнив задание, Геракл отправился в Калидон, где проживала Деянира, и взял её в жёны.

Молодая супруга тот час же пересказала Гераклу все слухи, которые о нём распространялись. Геракл естественно рассвирепел и решил провести небольшую акцию устрашения, дабы восстановить свой, как ему показалось, пошатнувшийся авторитет. Припомнив то унижение, которому его подверг Эврит, Геракл собрал воинский отряд и напал на Эхалию. Он разрушил до основания сам город, убил Эврита и его сыновей, а красавицу Иолу захватил в плен, сделал рабыней и отправил Деянире в подарок. После этого при виде Геракла уже никто не ухмылялся.

Однако этот на первый взгляд естественный для настоящего героя поступок привёл к совершенно непредвиденным последствиям. Простодушная Деянира опасаясь, что красавица Иола займёт в сердце Геракла её место, по наущению злобного и хитрого кентавра Несса изготовила приворотное зелье, от которого герой и погиб в страшных мучениях. Увы, герои редко умирают от старости, но трагическая смерть Геракла потрясла всю Элладу. Прошло время и расставило всё на свои места. В народной памяти масштаб личности Геракла возвысился над досужими сплетнями, и он по праву занял законное первое место в списке великих героев.

Самое замечательное в рассматривании древних фресок - это момент узнавания. Вы смотрите на картину, которой 2000 лет, и узнаете сюжет, который увлек художника.

Мы предлагаем вам на созерцание еще одну фреску из Помпей (любим Помпеи, ага). Давайте рассмотрим ее поближе и узнаем миф, который изображен на этой картине.

Что же мы тут видим? Мужчин и женщину. Они могли бы быть кем угодно, но существует такая вещь, как иконография. Это когда художники используют узнаваемые образы или предметы, чтобы их присутствием на картине сразу нарисовать в воображении созерцателя некий бэкграунд сюжета. Ну, конечно, мы знаем, как иконография объясняется в словарях, но пересказали вам суть этого термина короче.

Как было известно всем древним грекам, пролитая кровь пятнает убийцу вне зависимости от того, имел он умысел или нет. Следовало очиститься от скверны и по возможности искупить убийство.

Иногда царица отпускала Геракла побродить по лесам и полям по-мужски – в одной львиной шкуре и с дубиной. Именно на одну из таких прогулок приходится и знакомство Геракла с керкопами.

Керкопы - мерзкие хвостатые карлики, занимавшиеся разбоем, совершенно случайно напоролись на Геракла и не придумали ничего умнее, чем напасть на богатыря. Поскольку мифов с упоминанием керкопов не один и не два, трудно однозначно рассказывать о них. То их было два близнеца, то десять. У разных авторов они вытворяют разные гадости - то пытаются обмануть Зевса, то клятвопреступничают, то убивают путешественников.

В мифе о Геракле кого-то из них герой убил, кого-то связал, повесил, как добычу, на палку и отнес своей Омфале для забавы.

Интересно, что в Помпеях были найдены бронзовые статуэтки и на эту тему. Причем одна из них, теперь находящаяся в коллекции Государственного Эрмитажа, "внезапно" нашлась во время "раскопок" в присутствии нашего царя Николая I в Помпеях. Да-да, в Неаполитанском королевстве тоже занимались показухой для высоких гостей короля.

Но вернемся к нашей картине. Итак, Омфала на фреске опирается на знаменитую Гераклову дубину из ствола ясеня. Истории появления у Геракла этой дубины посвящена известная песня "Я спросил у ясеня" (шутка).

Трудно сказать, во что обряжен герой на нашей фреске. Он, скорее, разоблачен практически полностью, только у ног его мы видим какие-то свободные одеяния, как и на стоящей рядом Омфале.

Геракл, кстати, кажется слегка подшофе. И, снова кстати, нам известны изображения и скульптуры из Помпей и Геркуланума пьяного Геракла. Несмотря на греческое происхождение мифов о нем, этот герой был хорошо известен в Римской республике, а потом и империи, и очень популярен на Неаполитанском побережье. Потому что – снова лезем в мифологию – именно по этой местности он гнал коров Гериона в Грецию и по пути основал несколько городов здесь. Кроме того, он был связан с древнеримским праздником Сигилларии .

Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены" ! У нас много интересных материалов по истории и археологии.

За убийство Ифита продан был Геракл в рабство царице Лидии Омфале. Никогда еще не испытывал Геракл таких невзгод, как на службе у гордой лидийской царицы. Величайший из героев терпел от нее постоянные унижения. Казалось, что Омфала находит наслаждение в издевательствах над сыном Зевса. Нарядив Геракла в женские одежды, она заставляла его прясть и ткать со своими служанками. Герой, который поразил своей тяжкой палицей лернейскую гидру, герой, приведший из царства Аида ужасного Кербера, задушивший руками немейского льва и державший на плечах своих тяжесть небесного свода, герой, при одном имени которого трепетали его враги, должен был сидеть, согнувшись, за ткацким станком или прясть шерсть руками, привыкшими владеть острым мечом, натягивать тетиву тугого лука и разить врагов тяжкой палицей. А Омфала, надев на себя львиную шкуру Геракла, которая покрывала ее всю и волочилась за ней по земле, в его золотом панцире, опоясанная его мечом и с трудом взвалив себе на плечо тяжкую палицу героя, становилась перед сыном Зевса и издевалась над ним — своим рабом. Омфала как бы задалась целью угасить в Геракле всю его непоборимую силу. Должен был все сносить Геракл, ведь он был в полном рабстве у Омфалы, и это должно было длиться долгих три года.

Лишь изредка отпускала героя из своего дворца Омфала. Однажды, покинув дворец Омфалы, Геракл уснул в тени рощи, в окрестностях Эфеса. Во время сна подкрались к нему карлики-керкопы и хотели похитить у него его оружие, но проснулся Геракл как раз в то время, когда керкопы схватили его лук и стрелы. Переловил их герой и связал им руки и ноги. Геракл продел керкопам между связанных ног большой шест и понес их к Эфесу. Но керкопы так рассмешили Геракла своим кривляньем, что великий герой отпустил их.

Во время рабства у Омфалы пришел Геракл в Авлиду, к царю Силею, который заставлял всех чужестранцев, приходивших к нему, работать, словно рабов, в виноградниках. Заставил он работать и Геракла. Рассерженный герой вырвал все лозы у Силея и убил самого царя, который не чтил священного обычая гостеприимства. Во время рабства у Омфалы принял Геракл участие в походе аргонавтов. Но, наконец, кончился срок наказания, и снова был свободен великий сын Зевса.

В рабстве у царицы Омфалы

В рабстве у царицы Омфалы – древнегреческий миф о наказании Геракла за убийство Ифита. Властительница Лидии была невероятно горда, постоянно унижала героя: наряжала в женскую одежду, заставляла прясть, ткать вместе со своими служанками на протяжении всех трех лет заточения. Царица наряжалась во львиную шкуру, золотой панцирь, вооружалась палицей и мечом героя, постоянно насмехалась над ним. Иногда жестокая Омфала все же отпускала Геракла. В эти дни он переловил карликов керкопов, пытавшихся выкрасть его оружие, отомстил царю Силею за нарушение священного обычая гостеприимства, поучаствовал в походе аргонавтов. За свое страшное преступление – убийство друга - Геракл понес заслуженное наказание.

Освободившись от службы царю Эврисфею, Геракл вернулся в Фивы. Здесь он отдал свою жену Мегару верному другу Иолаю, объяснив свой поступок тем, что его браку с Мегарой сопутствовали неблагоприятные предзнаменования. На самом деле причина, побудившая Геракла расстаться с Мегарой, была иной: между супругами стояли тени их общих детей, которых Геракл убил много лет назад в припадке умопомрачения.

В надежде обрести семейное счастье, стал Геракл подыскивать себе новую жену. Услыхал он, что Эврит, тот самый, который учил молодого Геракла искусству владения луком, предлагает в жены свою дочь Иолу тому, кто превзойдет его самого в меткости.

Отправился Геракл к Эвриту и без труда победил его в состязании. Такой исход безмерно раздосадовал Эврита. Выпив для большей уверенности изрядное количество вина, он сказал Гераклу: "Свою дочь такому злодею, как ты, я не доверю. Или не ты убил своих детей от Мегары? Кроме того, ты раб Эврисфея и заслуживаешь лишь побоев от свободного человека".

Ушел Геракл от Эврита, не стал мстить ему за обидные слова: так или иначе, а были они все-таки правдой.

Вскоре после этого у Эврита пропали двенадцать крепконогих кобылиц. Украл их известный вор и мошенник Автолик, но подозрение пало на Геракла. Старший сын Эврита по имени Ифит догнал Геракла у города Тиринфа и стал требовать возвращения похищенного. Обидно стало герою за то, что обозвали его злодеем, рабом, а теперь называют еще и вором. Он поднялся с Ифитом на высокую скалу и спросил: "Посмотри вокруг и скажи, видишь ли ты, чтобы где-нибудь паслись твои кобылы?" Признался Ифит: "Я их не вижу". Взревел вне себя от гнева Геракл и со словами "тогда поищи их в Аиде!" столкнул Ифита с кручи.

Так снова сын Зевса обагрил свои руки человеческой кровью. Что оставалось ему делать? Отправился Геракл к царю Пилоса Нелею и попросил свершить над ним обряд очищения. Но Нелей отказался выполнить просьбу Геракла.

Опечалился Геракл. В родной стране он стал чуть ли не изгоем! Тогда решил Геракл идти к Дельфийскому оракулу, чтобы испросить совета у Пифии, как ему жить дальше. Но здесь его ждал новый удар: Пифия отказалась отвечать на его вопрос. "У меня нет благих советов для таких, как ты. Уйди, не оскверняй своим присутствием святилище Аполлона",— сказала она Гераклу. "Тогда я должен основать свое собственное святилище!" — крикнул он. Столкнув Пифию с золотого треножника, на котором она восседала, Геракл взвалил его себе на плечи и направился к выходу.

Но дорогу Гераклу преградил сам златокудрый бог Аполлон. Завязалась борьба между сыновьями Громовержца — бессмертным Аполлоном и смертным Гераклом.

Борьба между богом и героем продолжалась до тех пор, пока Зевс, бросив между ними молнию, не заставил их пожать друг другу руки в знак примирения.

Геракл вернул треножник, и Пифия, вновь воссев на нем, дала такое прорицание: "Тремя годами унизительного рабства ты искупишь свою вину, Геракл".

"Чьим рабом я должен стать?"— смиренно спросил Геракл.

"Лидийская царица Омфала купит тебя",— ответила Пифия.

Опять пришлось Гераклу лишиться свободы. Как и предсказала Пифия, Геракла купила царица Омфала. Она унаследовала царство от своего мужа Тмола, случайно погибшего под копытами свирепого быка.

Веселая царица Омфала не посылала Геракла в дальние походы и не требовала от него героических дел и побед. Она отняла у Геракла его лук со стрелами, сняла с плеч львиную шкуру, нарядила в женское платье и забавлялась, нарумянивая ему щеки, подводя брови и подкрашивая губы.

По всей Элладе рассказывали о том, что Геракл расстался со своим оружием, вместо него он теперь носит женский тюрбан и расшитый цветочками пояс, что на его руках звенят золотые браслеты, а на шее блестит жемчужное ожерелье. Говорили, что все время Геракл проводит в кругу ионийских красавиц, расчесывает шерсть или прядет ее, вздрагивая при каждом окрике хозяйки, и что Омфала нередко наказывает своего раба золоченой туфелькой, когда его неловкие пальцы ломают веретено.

Так оно и было в действительности. Этот плен у Омфалы был для Геракла труднее самых хитроумных поручений Эврифея. Часто Геракл так тосковал и томился, что, тронутая его мрачным видом, царица отдавала ему лук и стрелы и отпускала погулять по окрестностям. Однажды, отпросившись у Омфалы, Геракл зашел так далеко, что забрел в соседнюю страну. Уставший, он лег под деревом и заснул. Сквозь сон он почувствовал, словно множество муравьев или надоедливых осенних мух ползают по его телу.

Геракл открыл глаза и увидел, что сон его прервали не муравьи и не мухи — то были крохотные человечки керкопы, проказливые порождения Океана и титаниды Тефии. Они слыли самыми отъявленными лгунами и обманщиками на свете. Керкопы издавна бродили по миру и придумывали все новые и новые каверзы только для того, чтобы этими каверзами позлить людей.

Не долго думая, Геракл переловил всех керкопов, связал их за руки и за ноги, нанизал на длинную палку и, положив ее на плечо, пошел назад во дворец Омфалы.

По дороге керкопы громко пищали, но не от страха, а от злости. Они бранили Геракла, угрожали ему и при этом так грозно таращили свои крохотные глазки, что Геракл рассмеялся.

"Ох, какого же страху нагнал на меня этот маленький народец,— сказал Геракл, давясь смехом,— лучше отпустить их с миром!"

Он развязал своих крошечных пленников и отпустил их на волю, а сам вернулся к Омфале и стал требовать и себе свободы.

Но Омфала не отпустила Геракла. "Я купила тебя на три года,— сказала она,— отслужишь их и только тогда уйдешь".

Читайте также: