Гендель юлий цезарь в египте краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Опера в трех действиях; либретто Н. Хайма по драме Дж. Ф. Буссани. Первая постановка: Лондон, Королевский театр, 20 февраля 1724 года.

Действующие лица:

Юлий Цезарь (контральто), Курион (бас), Корнелия (меццо-сопрано), Секст Помпей (сопрано), Клеопатра (сопрано), Птолемей (контратенор), Акилла (бас), Нирено (контратенор).

Действие первое

В награду за убийство Акилла просит отдать ему в жены Корнелию.

Действие второе

Птолемей стал бы жертвой мести Секста, если бы не приход Акиллы, который объявляет о том, что Цезарь якобы умер, и предостерегает царя: Клеопатра идет на него с войском. Акилла требует в награду Корнелию, но Птолемей отказывает ему.

Действие третье

Ворвавшись во дворец, Цезарь освобождает Клеопатру. Секст убивает Птолемея. У ворот Александрии Клеопатра получает царские скипетр и корону. В Египте воцаряется мир.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ в Египте (Giulio Cesare in Egitto) — опера[-сериа] Г. Ф. Генделя в 3 д., либретто Н. Ф. Хайма. Премьера: Лондон, Хаймаркет-театр, 20 февраля 1724 г., под управлением автора; 2-й редакции — там же, 2 января 1725 г.; 3-й редакции — там же, 17 января 1730 г.

Опера в трех действиях Георга Фридриха Генделя на либретто (по-итальянски) Никола Франческо Хайма.

Действующие лица:

ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ (мужское контральто)
КУРИЙ, его адъютант, римский трибун (тенор)
КОРНЕЛИЯ, вдова Помпея (контральто)
СЕКСТ, ее сын (тенор)
КЛЕОПАТРА, царица Египта (сопрано)
ПТОЛЕМЕЙ, ее брат, царь Египта (бас)
АХИЛЛА, ее советник, египетский военачальник (бас)
НИРЕНО, советник Клеопатры (мужское контральто)

Время действия: 48 год до н.э.
Место действия: Александрия.
Первое исполнение: Лондон, 20 февраля 1724 года.

Тем не менее не удается избавиться от серьезного сомнения в том, что постановки генделевских опер будут когда-нибудь привлекать широкую и заинтересованную аудиторию, такую, какую они когда-то привлекали в Лондоне, где большинство из этих опер впервые увидело свет канделябров. Преград для современных слушателей здесь две — тип певцов для главных ролей, для которых писал Гендель, и природа тех либретто, которые он использовал для своих опер. По крайней мере, одна из главных мужских партий в каждой из опер Генделя (в данном случае партия самого Юлия Цезаря) написана для кастрата, то есть певца-мужчины, который после варварской операции и в результате долгой и изнурительной работы развил у себя сопрановый или альтовый голос такой необычайной виртуозности (судя по современным Генделю свидетельствам), столь волнующие слушателя качества, что его пение становилось совершенно неотразимым. Фаринелли, часто представавший в операх Генделя, добился благодаря своему пению такого влияния на двух, правивших один за другим, королей Испании, что стал одной из самых влиятельных политических фигур в этой стране. В теперешних постановках эти роли отдаются баритонам или тенорам или иногда контртенорам. Но у современных певцов возникают трудности в этих партиях в любом регистре.

ДЕЙСТВИЕ I

Цезарь наголову разбил Помпея, своего прежнего соратника (Первый триумвират — 60 г. до н.э. — Цезарь, Красе, Помпей. — А.М.), а впоследствии противника (сокрушительное поражение Помпея произошло в 48 г. до н.э. в битве при Фарсале; после этого Помпей бежал в Египет, где был предательски убит по приказу царя Египта Птолемея XIII. — A.M.). Теперь перед Цезарем предстают жена и сын Помпея — Корнелия и Секст. Поскольку они знают лишь, что Помпей схвачен, то просят Цезаря (Корнелия со слезами) помиловать мужа. Великодушный Цезарь согласен. Радостная для вдовы и сына Помпея перспектива соединиться с мужем и отцом вдруг в одно мгновение рушится. Оказывается — этого здесь не знал еще никто, в том числе сам Цезарь (впоследствии окажется, что об убийстве Помпея не знала даже Клеопатра!) — Помпея уже нет в живых: сюда явился Ахилла, военачальник и личный советник Птолемея, младшего брата и одновременно мужа Клеопатры; он принес в корзине дар Цезарю — голову Помпея. Все глубоко потрясены этим зрелищем — все, кроме Ахиллы, который, обращаясь в сторону, признается, что первый взгляд на Корнелию, когда ей открылось это ужасное зрелище, доставил ему огромное удовольствие. Цезарь гневно обращается к Ахилле и осуждает его в энергичной арии. Ария Корнелии передает ее глубокую скорбь (она падает в обморок), а Секст уверяет нас, что намерен мстить. Более современная опера воспользовалась бы создавшейся ситуацией, чтобы развить эти страсти в финальной ансамблевой сцене; но такой технический прием еще не получил развития, и Гендель придерживался правила, согласно которому арии должны следовать одна за другой, а между ними непременно должны быть речитативы.

Ахилла застает Птолемея еще в комнате и рассказывает ему о гневе Цезаря. Птолемей в ярости. Ради мести Цезарю он готов на все. Ахилла готов убить римлянина, но наградой за это должна быть Корнелия. Птолемей согласен, он считает это блестящим устройством дел и поет арию, уже торжествуя смерть Цезаря.

Сцена 3. У гробницы Помпея Цезарь (в длинном речитативе) торжественно отдает последние почести бывшему сопернику. Клеопатра, переодевшись одной из ее собственных служанок, Лидией, подходит к Цезарю и обращается к нему, моля о заступничестве против тирана Птолемея, который, как она говорит, ограбил ее. Восхищенный красотой девушки, — как и Курий, — он поднимает с колен просительницу и обещает, что поможет ей. Он поет арию, в которой сравнивает ее с луговым цветком, и уходит.

Клеопатра и Нирено поздравляют друг друга с их удачно сработавшим стратегическим планом. В этот момент сюда же приходят Корнелия и Секст. Вдова берет кинжал из трофеев войны и украшает надгробие, клянясь отомстить убийце. Но Секст выхватывает кинжал, заявляя, что мстить должен он.

Клеопатра завершает сцену блестящей арией, обращаясь к звезде ее будущей фортуны.

Сцена 4. На пиру во дворце Птолемея он сам и Цезарь обмениваются внешне вежливыми приветствиями, но Цезарь слышит в них скрытую ненависть, злобу и коварство. Из арии, которую он поет как бы в сторону, мы понимаем, что он отдает себе отчет в подстерегающей его опасности.

По приказу Клеопатры во дворец приводят Корнелию и Секста. Птолемей и Ахилла встречают их. И когда Секст вызывает Птолемея на поединок, обоих — Корнелию и Секста — хватает стража разъяренного Птолемея. Секста отправляют в тюрьму, а удел Корнелии стать рабыней: она, заявляет Ахилла, будет служить исключительно ему.

Действие завершается полным скорби дуэтом, который поют мать и сын.

ДЕЙСТВИЕ II

Сцена 2. В саду своего гарема Птолемей, несмотря на свое обещание, данное Ахилле, пытается грубо завладеть Корнелией. Она отталкивает его и убегает, после чего он поет арию, в которой угрожает овладеть ею силой.

Сцену затем довольно долго занимает Секст; он поет поразительную арию, в которой извивающаяся мелодия напоминает змею, на которую похожа его месть.

Цезарь: Курий, эти странные приключения парализуют мои чувства.
Курий: Я одурел.

После этого благородного остроумного ответа возвращается Клеопатра; она убеждает Цезаря бежать ради спасения его жизни. Цезарь, после арии, выражающей его решимость мстить, принимает ее совет. Оставшись одна, она поет одну из самых красивых арий из всех генделевских опер — молитву богам сжалиться; ей аккомпанирует особенно выразительная фигурация у скрипок.

ДЕЙСТВИЕ III

Сцена 1. Эта сцена отдана еще одной чудесной арии, написанной Генделем для Клеопатры. Цезарь побежден. Единственное, что знает Клеопатра, так это то, что он умер; и теперь она проливает слезы над тем, что ее может ждать.

Сцена 2. Но Цезарь не был убит. Он ринулся в море и приплыл к безопасному берегу. В своей арии он взывает к богам, чтобы они сжалились над ним. Секст не был даже ранен. Он приходит на берег с оружием в руках, разыскивая Птолемея. Ахилла, однако, был ранен тяжело. Он плетется обессиленный в сопровождении Нирено (не раненого). Значительно ободренный их видом, Цезарь берет Нирено с собой на поиски Клеопатры и Корнелии.

Сцена 3. Клеопатра по-прежнему сокрушается по поводу фортуны войны и тем, как она повернулась по отношению к ней. В этот момент входит Цезарь — победоносно, в сопровождении воинов.

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

Георг Фридрих Гендель (George Frideric Handel)

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

История создания

Юлий Цезарь

Обращение к образу Цезаря не было случайным. В то время как Гендель работал над оперой, в Лондоне была возобновлена одноименная трагедия Шекспира, поставленная, как тогда было принято, в новом варианте — в виде спектакля с музыкой. На протяжении веков Цезарь воспринимался как символ величия античной Римской империи, что, в свою очередь, ассоциировалось с величием Британской империи XVIII столетия. Хайм сохранил как традиционное преклонение перед гениальным полководцем и великодушным правителем — идеалом монарха, так и многие исторические факты, хотя подчас и в измененном виде.

Музыка

Одна из лучших опер Генделя. Русская премьера состоялась в 1979 году (Москва, Большой театр). Партии Цезаря и Птолемея исполнили баритон (П. Зверев) и бас (Н. Низиенко).

Среди современных постановок спектакли в Гранд-Опера (1990, дир. Якобс), в Мюнхене (1994, в главной партии Марри).

Дискография: CD — EMI. Дир. Маккерас, Юлий Цезарь (Бейкер), Клеопатра (Мастерсон), Птолемей (Боуман), Корнелия (Уокер), Секст (Д. Джонс), Акилла (Томлинсон).

Содержание
Действие 1. Первая картина. Юлий Цезарь с триумфом вступает во главе своего войска в Египет. В сражении при Форсале он наголову разбил Помпея, и тот бежал на чужбину, ища убежища у египетского царя Птолемея. К Цезарю со слезами на глазах обращается Корнелия, жена Помпея. Она просит помиловать мужа. Великодушный Цезарь согласен – к побежденному врагу он злобы не питает. Однако Помпея уже нет в живых. Трусливый и жестокий Птолемей, желая угодить римскому полководцу, злодейски умертвил искавшего у него защиты Помпея. Египетский военачальник Акилла вручает Цезарю голову убитого. При виде ее Корнелия испускает крик ужаса и падает в обморок. Цезарь возмущен бесчестным поступком египетского царя и прямо заявляет об этом его полководцу. Оскорбленный Акилла уходит. Очнувшаяся от обморока Корнелия хочет наложить на себя руки, но ее останавливает друг Цезаря – Курион. Сын Корнелии – юный Секст – утешает мать и клянется отомстить коварному Птолемею за смерть отца.

Третья картина. Клеопатра, выдав себя за девушку Лидию, обиженную Птолемеем, проникла в лагерь Цезаря. Униженно и подобострастно молит она римского полководца о защите. Красота Лидии покорила Цезаря, и он обещает ей свою помощь. Находящихся в палатке Цезаря Корнелию и Секста Клеопатра легко склоняет на свою сторону предложением убить Птолемея.

Четвертая картина. Юлий Цезарь прибывает во дворец египетского царя. Птолемей рассыпается перед ним в любезностях. Но проницательного римлянина трудно провести, он ясно видит, что за льстивой предупредительностью египетского царя скрываются ненависть, злоба и коварство. По приказу Клеопатры во дворец вводят Корнелию и Секста. Отважная женщина смело обвиняет царя в убийстве мужа. Взбешенный Птолемей велит страже схватить Корнелию: она станет рабыней. Акилла обещает ей свободу, если она разделит его любовь. Гордая римлянка в негодовании отвергает предложение Акиллы.

Второе действие. Первая картина. В чудесную кедровую рощу к высокой горе пришел Цезарь, чтобы встретиться с очаровавшей его Лидией. Раздаются нежные звуки музыки. Раздвигается гора, и перед римлянином предстает Добродетель в окружении девяти муз. Гора закрывается, к Цезарю приближается прислужник Клеопатры – Нирено и приглашает его следовать за ним.

Третья картина. В саду встретились Цезарь и Клеопатра. Римлянин счастлив, что юная Лидия полюбила его. Свидание прерывает приход Куриона. Он поспешил сюда, чтобы предупредить своего друга об угрожающей ему смертельной опасности. Надо, не теряя времени, бежать. Цезарь и Курион скрываются. С ужасом прислушивается Клеопатра к доносящимся издалека возгласам приспешников Акиллы – Смерть Цезарю!.

Четвертая картина. Птолемей решил упорство Корнели и силой добиться ее любви. Ворвавшийся в дворцовый покой Секст избавляет мать от позора. Обезоружив царя, юноша хочет убить Птолемея его же мечом, но подоспевший Акилла, спасает царя. Акилла прибыл с новостями. Цезарь, пытаясь бежать, утонул в бурной реке; желая отомстить за его смерть, Клеопатра подняла восстание против брата. Цезарь погиб, и Акилла требует от Птолемея награду – Корнелию. Но Птолемей, почувствовавший себя в безопасности, вероломно отказывается от своего обещания.

Третье действие. Первая картина. Негодуя на коварного Птолемея, Акилла решает изменить ему. Чтобы отомстить царю, он присоединяется к восставшей Клеопатре.

Вторая картина. В битве с войсками брата Клеопатра потерпела поражение. Но, даже попав в плен, она не хочет покориться Птолемею. Акилла смертельно ранен в только что закончившемся сражении. Среди убитых и раненых находит его Секст. Перед смертью полководец просит юношу отомстить злодею-царю и передает Сексту перстень – знак власти над войском. К своей великой радости Секст встречает на поле боя Цезаря – известие о его гибели было ложным – и вручает ему перстень Акиллы. С помощью этого перстня Цезарь призовет скрытые за холмом войска и поведет их в бой против Птолемея.

Третья картина. Цезарь во главе войска врывается во дворец египетского царя и освобождает Клеопатру. Птолемей, всецело поглощенный домогательствами любви Корнелии, ничего не подозревает о грозящей ему опасности. Он падает, насмерть сраженный ударом меча Секста.

Четвертая картина. Торжественно передает Цезарь управление государством Клеопатре. Новая царица Египта признает над собой власть Рима и клянется Цезарю в любви. Отныне покончено с раздорами и войнами, в стране воцарятся мир и спокойствие. Ликующий народ славит Цезаря и Клеопатру.

Содержание

История создания



Действующие лица

Партия Голос Исполнитель на премьере
20 февраля 1724
Дирижёр: -
Клеопатра сопрано Франческа Куццони
Секст меццо-сопрано Маргарита Дурастанти
Юлий Цезарь кастрат-альт Сенезино
Птолемей кастрат-альт Гаэтано Беренштадт
Нирено кастрат-альт Джузеппе Бигонци
Корнелия контральто или меццо-сопрано Анастасия Робинсон
Акилла бас Джузеппе Мария Боски
Курио бас Джон Лагард

Содержание оперы

Время: 48 год до Рождества Христова
Место: Египет

Акт I

Юлий Цезарь с триумфом вступает в Египет, преследуя бежавшего туда Помпея, который ищет убежища у царя египтян Птолемея. Корнелия, жена Помпея, просит Цезаря пощадить супруга. Великодушный Цезарь соглашается. Но вероломный Птолемей, желая угодить римскому полководцу, убивает Помпея. Корнелия и её сын Секст клянутся отомстить за смерть мужа и отца. Тем временем сестра Птолемея Клеопатра, мечтающая о египетском престоле, пытается завоевать сердце Цезаря, воспользовавшись его гневом по поводу поступка брата. Тот обещает ей свою помощь. Клеопатра легко склоняет на свою сторону Корнелию и Секста, обещая помощь в убийстве Птолемея. Покушение не удаётся, и Птолемей заковывает Корнелию в цепи. Отныне она будет рабыней. Египетский военачальник Акилла предлагает ей свободу взамен любви, но та отвергает его.

Акт II

Цезарю угрожает опасность. Во время свидания с Клеопатрой его предупреждают, что воины Акиллы бегут сюда с намерением убить его; он вынужден скрыться. Птолемей домогается любви Корнелии. Желая защитить мать, Секст хочет убить Птолемея, но Акилла спасает царя и сообщает ему о гибели пытавшегося бежать Цезаря. В награду он требует Корнелию, но Птолемей, в своё время обещавший ему Корнелию, отказывает полководцу. Акилла взбешён и решает изменить царю, перейдя к восставшей Клеопатре.

Акт III

В битве Птолемей одерживает победу. Акилла смертельно ранен. Перед смертью он вручает Сексту перстень — знак власти над войском. Весть о гибели Цезаря оказывается ложной, и Секст отдаёт ему перстень. Цезарь с войском врывается во дворец Птолемея и освобождает захваченную в плен Клеопатру. Секст убивает ненавистного Птолемея. Цезарь передаёт власть в Египте Клеопатре, которая признаёт господство Рима над Египтом. Отныне закончены распри. Народ ликует.

Известные арии

Известные записи

Высоко оценивается [кем?] запись, выпущенная дирижёром-аутентистом Рене Якобсом на лейбле Harmonia Mundi. Марк Минковски выступил дирижёром другой, более современной по стилю исполнения, записи, где в роли Клеопатры выступала Магдалена Кожена.

Летом 2005 года компанией Opus Arte DVD издана запись постановки Глайндборнского фестиваля, созданной режиссёром Дэвидом Маквикаром и дирижёром Уильям Кристи, с Сарой Коннолли в роли Цезаря и Даниель де Ниезе в роли Клеопатры. Действие было перемещено в британские колониальные времена первой половины XX века, и постановка содержит элементы, отсылающие к Болливудским фильмам.

В 1990 году DEFA-Studio сделана запись постановки Бостонской оперы 1987 года, позднее представленной в театре Ла Монне в Брюсселе (1988), и Le Théâtre Nanterre-Amandiers, в Париже (1990), дирижёр Крэг Смит. Действие перенесено на Ближний Восток в неопределённое будущее. В постановке участвовали: контратенор Джеффри Галл в роли Цезаря, Сьюзен Ларсон в роли Клеопатры и Лорейн Хант Либерсон в роли Секста. Запись была выпущена на DVD Decca.

Ссылки

Литература

Адмет • Амадис Галльский • Агриппина • Александр • Альмира • Альчина • Ариадна на Крите • Ариодант • Арминий • Аталанта • Ацис и Галатея • Аэций • Береника, царица Египта • Верный пастух • Деидамия • Именей • Кир, царь Персидский • Ксеркс • Лотарь • Муций Сцевола • Орландо • Оттон, король Германский • Партенопа • Пор, царь индийский • Птолемей, царь Египта • Радамист • Ринальдо • Ричард I, король Английский • Роделинда, королева лангобардов • Родриго • Созарм, царь мидийский • Сципион • Тамерлан • Тезей • Фарамонд • Флавий • Флоридант • Флориндо • Юлий Цезарь в Египте • Юстин

Читайте также: