Где должен сидеть левша в школе по санпину

Обновлено: 04.07.2024

В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточное освещение.

Располагая детей в классе, учителю целесообразно посадить левшу таком образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок зрительного восприятия, которые обусловлены левосторонним игнорированием пространства, характерным для леворуких.

При постановке техники письма следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма.

При обучении и воспитании левши необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса. Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и в тоже время, испытывая присущие левшам затруднения, ребенок чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии. Задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни.

Постоянно напоминать правила поведения в коллективе, правила работы на уроке. Быть жестким к соблюдению правил, касающихся безопасности.

Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у левшей, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся.

С целью снижения утомляемости леворуких детей эффективным является поочередное включение в разнообразную деятельность. Это достигается путем использования учителем наглядных пособий, звукозаписи, контроля и проверки знаний и т.п.

С целью снижения отвлекаемости левшей – не сажать рядом с непоседливым, подвижным, легко возбудимым сверстником.

Способы и приемы, с помощью которых леворукие дети усваивают знания

1. Необходимо использовать пошаговую подачу материала. Т.е. для обучения левшей идеально подходит разбивка всей системы действий на последовательные операции. Левша должен все воспринимать строго последовательно. Поэтому при объяснении способа действия необходимо выделять этапы выполнения в их четкой последовательности.

2. Обучение леворуких детей должно быть более ярким и красочным. Необходимо использовать их визуальное восприятие и пространственное мышление.

3. Довольно часто, леворукие дети, несмотря на проводимую педагогическую работу, затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях может быть рекомендована маркировка левой руки, браслетом, часами или чем-либо другим.

4. Как показывают эксперименты, формирование вербальных и невербальных рядов, а также пространственно-временных отношений у левшей часто задерживается по сравнению со сверстниками правшами.

Левшам рекомендуется заниматься декоративным рисованием, аппликацией, которое основано на ряде и чередовании элементов. Можно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности, это может быть картон, или банки, бутылки, украшая их семечками овощей и фруктов.

Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда.

Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п. Он проводится следующим образом: ребенок рассматривает образец: ряд фигур или изображение предметов; перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность; образец закрывается, и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала; образец открывается и проверяется правильность выполнения. По мере тренированности детей протяженность ряда постепенно растет.

Левша усваивает все, что он потрогал руками, понюхал, зарисовал. Расскажите об этом родителям, разрешите ему на отдельном листочке, когда вы рассказываете устно, рисовать что-либо связанное с темой вашего объяснения.

7. При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки. Дополнительной тренировки требуют задания на списывание текста, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте.

8. Целесообразно уделить внимание развитию фонематического анализа, несформированность звуко-буквенного анализа, присущая леворуким детям, может стать причиной стойких дисграфических ошибок.

10. Словарные слова можно запоминать также с помощью забавных рисунков, прорисовывая в них проблемные буквы. Например, корову можно нарисовать с огромными глазами в виде букв о, а пальто может иметь фасон в форме той самой а, в написании которой чаще всего и ошибаются.

13. При чтении левши нередко теряют строку и делают попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины текста. Во избежание таких проявлений внимание ребенка необходимо обратить на место начала чтения, можно ориентироваться на маркированную руку. Если это оказывается неэффективно, то следует закрыть текст и открывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем ребенок самостоятельно приучается выполнять такое вспомогательное действие. Ребенок читает таким способом до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой. Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Потом малышу нужен отдых. А, восстановив силы, можно продолжить занятие еще на 15–20 минут.

16. Не торопите левшу. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать ему индивидуальные задания на карточке.

Когда я только начала работать в школе, обнаружила, что детки-левши встречаются не так уж и редко. (В этой статье я буду употреблять два термина - левши и леворукие - в одном значении, хотя для специалистов они означают разное, но нам с вами это не так важно).

Оказалось, что в обычном классе может быть около 3-4 деток, которые пишут левой рукой.

Но что еще больше меня удивило, так это то, что большинство учителей имеют довольно смутные представления о том, что с этими леворукими детками делать.

То, что левшей нельзя переучивать - знают, конечно, все. А вот о том, какие именно есть различиях в обучении детей, которые пишут правой рукой и левой, знают не многие.

А между тем, отличия очень даже разительные. Сегодня обсудим правильную посадку леворуких детей в классе.

Постепенно в процессе своей работы я оформила краткие рекомендации для учителей, в которых были указаны основные моменты посадки ребенка-левши в классе. Эти рекомендации я разносила учителям в самом начале учебного года и просила следить за посадкой левшей.

Не уверена, что всем школьным психологам хватает времени на подобную работу, поэтому эти рекомендации я сейчас напишу здесь. И очень советую родителям деток-левшей их распечатать и, по возможности, поросить учителя им следовать.

Итак, рекомендации по посадке леворукого ребенка в классе.

1. В классе за партой левша должен всегда сидеть слева от соседа так, чтобы правая рука соседа (которой тот пишет), не помешала при письме леворукому ребенку. Если посадить левшу справа, то праворукий сосед постоянно будет толкать его локтем своей правой, рабочей, руки.

2. Рабочее место леворукого ребенка должно быть освещено справа. Но так как школьные классы спроектированы для праворуких детей (и окна в них всегда находятся слева), то леворуким деткам всегда не хватает света. Поэтому таких детей категорически рекомендуется сажать в крайний ряд у окна, там, где лучше освещенность.

3. Руки маленького левши должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз. Правая рука должна при этом лежать на столе и поддерживать тетрадь.

4. Тетрадь должна лежать с наклоном так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к его груди.

5. Так как у леворуких деток часто нарушено пространственное восприятие, они могут перепутать ту сторону листа, с которой нужно начинать писать. В таких случаях левую сторону листа можно помечать цветным карандашом.

Если выполнять эти нехитрые условия, жизнь ребенка-левши в наших праворуких школах станет немного легче!


Вот такое чудо у нас при праворуких папе и маме. Как дети правильно ручку держать должны, с пальцами понятно, а вот кончик ручки куда смотрит? Кисть ведь не должна перегибаться, но не видно написанное в этом случае.

И где должен ребенок за партой сидеть в каком ряду? нас пересадили с первого на третий, а сегодня учительница сказала что леворукие вроде всегда на первом (у окна) сидеть должны - это правда?


Я конкретная левша. :P В школе сидела на разных рядах, только всегда слева. Меня никто специально не учил ничему. Сама смотрела как учитель делает правой рукой, все тоже самое делала левой. Само собой получалась. В школе никто на мою "леворукость" внимание не обращал, поэтому я была "как все", не чувствовала себя "другой". Так и научилась писать, рисовать, шить, вязать, вышивать, ножницами в руках держать. Ну, вот как-то, так.


как удобно, так и держит пусть. Меня всегда удивляли эти правила с "кончиком" ручки, сами так и держите? ;) Левши приспосабливаться писать, как кому удобнее.
Сидят на 1 варианте или тоже с левшой.
Дочь левша.




В прописях учительница должна ему на полях дублировать образец, потому что когда такой ребенок пишет, он себе с левой стороны образец заслоняет.



Да ничего не надо. Руку уберет, да посмотрит, как писать дальше. Нужна ручка хорошая, чтобы не мазала. ;)




В прописях учительница должна ему на полях дублировать образец, потому что когда такой ребенок пишет, он себе с левой стороны образец заслоняет.

подивилась: в наших прописях нет полей :gy:


действительно, лучше.
но мы завели тетрадку-черновик, где я пишу образец справа, и дочь сначала тренируется. вот после такой тренировки получается лучше, в пропись пишет уже совсем хорошо. Но во-первых, это в общем, ее инициатива (т.е. готова сидеть дольше, чем предполагается), а во-вторых, время выполнения Д/з увеличивается.
а на кончик ручки внимание не обратила.
тяжело дается наклон вправо. я особо не требую, читала, что для левшей нормально писать с левым наклоном, или вообще без наклона. но учитель исправляет.


По статистике, каждый пятый российский школьник — левша. Но такие дети по-прежнему сталкиваются с субъективным отношением к себе и с проблемами в обучении. Почему? Об этом очень подробно рассказала наш блогер, левша Алеся Лонская.

Я пошла в школу левшой в 1996 году в первом счастливом поколении тех, кого не переучивали. Тогда никто не знал, будут ли у леворуких детей специфические проблемы или нет, но все верили, что из нас что-то выйдет. В 2020-м моя дочь-левша идёт в школу, и я не волнуюсь. Она справится в мире правшей.

1. А он точно левша? Может, переучить будет нелишним?

Но применительно к школе мы можем называть левшой ребенка, который уверенно держит ручку только в левой руке, и если это так, то да: он левша. Значит, ему действительно важно, чтобы письменные принадлежности находились в левой руке и все основные операции выполнялись ей. Ему это удобно, и это не подлежит переучиванию.

Да и вряд ли у вас получится сделать это без угроз и манипуляций, от чего современная педагогика отказалась

Поймите: есть блондины, а есть брюнеты. Есть высокие, а есть низкие. Есть праворукие, а есть леворукие. И чем меньше вы суетитесь с тем, что он — левша, тем лучше.

Меня пытались переучить в детском садике. Успели переучить есть правой, а писать — то ли не смогли, то ли мама запретила, не помню. В школе учителя уже были в курсе, что переучивать левшей нельзя. В средней школе я пыталась переучить сама себя на правую руку, ради интереса. Это совсем другое, это — свободное решение: попробовать.

Переучить мне себя не удалось. Было очень неудобно писать правой рукой, хотя в медленном темпе и возможно. Я ощутила неприятное чувство, как будто совершаю над собой насилие.

2. Сажать ребенка слева можно, но не на 11 лет

При этом проблема с тем, что левша не может сидеть справа от правши, преувеличена. В университете я много раз садилась справа от правши так, чтобы мы не мешали друг другу. Достаточно широкая парта или рассадка могла бы решить этот вопрос и с правшой.

3. Вы сможете помочь ребёнку, взяв руку в руку. Хороший учитель — тоже

По необходимости взять левую руку ребенка в свою левую руку и помочь писать правильно. Так просто и так сложно. Не помню, делал ли кто-то так со мной. Скорее всего, нет: и учительница была правша, и моя мама. Однако, писать я научилась успешно, вместе со всеми и даже быстрее некоторых.

Моему сыну-правше, например, нужна моя помощь. У него плохая мелкая моторика, обводить даже контуры простых фигур он пока не может. Да, наши ведущие руки конфликтуют. Но, невзирая на это, я пишу в его правой руке своей правой рукой. Для этого я специально разрабатываю свою правую руку.

4. Левше не нужны специальные прописи


Почему прописи до школы бесполезны (а иногда даже вредны)

5. Левша — не значит неаккуратный почерк

В начальной школе у меня в классе было три левши, в средней школе присоединился четвёртый, да и потом на факультете журналистики были две студентки-левши помимо меня. Ради интереса, конечно, заглядывала в чужие тетради и сравнивала. Все девочки-левши писали разборчиво. Мальчики, правда, враскоряку. Думаю, всё зависит от человека, а не от того, какой рукой он пишет.


8 признаков правильного почерка

6. Левши пишут по написанному, от этого сильно пачкается ребро ладони

Это так. Но мы не нарочно. Издержки того, что пишем слева направо. Это действительно неудобно: к концу дня и ладонь испачкана в чернилах, и тетрадь бывает грязной. Эта проблема отчасти решается подбором удачной ручки, чернила которой достаточно быстро засыхают.

Но есть хорошая новость: в первом классе проблема не актуальна, так как дети пишут медленно и мало, и чернила успевают подсыхать. А вот в старших классах, где быстро конспектируют, это неудобно.

Единственное — после особо сложных уроков, где много писали, я ходила отмывать с мылом ребро ладони в школьном туалете. Но лишний раз руки помыть — это даже неплохо.


7. Дети-левши — не будущие гении, а обычные дети

По одной из гипотез, для проявления гениальности необходимы препятствия. Если их нет, если человеку всё легко даётся — одарённый станет середнячком в сотне других неплохих середнячков.У левшей же на протяжении истории было препятствий хоть отбавляй: многие религии и народы считали их связанными с нечистой силой и подвергали изоляции или насильственному переучиванию.

Не ждите, пожалуйста, от ребенка-левши одарённости по умолчанию. И тем более не настраивайте его на то, что он чем-то лучше правшей.

Читайте также: