Гарун саидов лудильщики краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Гарун Саидович Саидов (8 мая 1891 — 13 августа 1919) — лакский писатель, публицист, революционер.

Содержание

Биография

Произведения

Память

Литература

Исрапилов А., Гарун Саидов, Махачкала, 1964.

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 8 мая
  • Родившиеся в 1891 году
  • Родившиеся в Дагестане
  • Умершие 13 августа
  • Умершие в 1919 году
  • Писатели России
  • Лакские писатели
  • Революционеры Дагестана
  • Участники Гражданской войны в России
  • Казнённые революционеры
  • Погибшие в Гражданскую войну в России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Саидов, Гарун Саидович" в других словарях:

Саидов Гарун Саидович — (8.5.1891, аул Вачи, ныне Кулинского района Дагестанской АССР, ‒ август 1919), лакский писатель, публицист, революционер. Учился в Московском коммерческом институте. В мае 1917 вместе с У. Д. Буйнакским основал в Темир Хан Шуре Дагестанское… … Большая советская энциклопедия

Саидов — Гарун Саидович (8.5.1891, аул Вачи, ныне Кулинского района Дагестанской АССР, август 1919), лакский писатель, публицист, революционер. Учился в Московском коммерческом институте. В мае 1917 вместе с У. Д. Буйнакским (См. Буйнакский)… … Большая советская энциклопедия

Лакцы — Лакцы … Википедия

Лакская литература — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. В развитии лакской литературы можно наметить две основных эпохи: литературу феодального периода и эпохи русского завоевания, и литерату … Википедия

Вачи — Село Вачи лакск. Ваччи Страна РоссияРоссия … Википедия

История всегда ставила перед людьми сложные проблемы, решать которые непросто. Она же свидетель и тому, как много мужественных людей пожертвовало собой ради идеи, ради счастья народа, ради улучшения жизни на земле. В водоворот истории бывали втянуты целые народы, нации, отдельные семьи. Немало случаев в истории, когда ради идеи брат шел против брата, сын против отца. Сложные противоречия, порожденные революцией, сказывались на судьбах многих семей, одной из которых является семья Саидовых, где родные братья были идейно отчуждены временем. Гаруну Саидову – одному из четырех сыновей чиновника царской службы Дибира Саидова, который являлся тем избранником судьбы, в ком сконцентрировалась боль времени, суждено было испытать все это на себе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока по ФГОС: Урок развивающего контроля.

Вид смешанный (тестирование и защита мини-проектов).

Личностные: развитие способности и готовности учащихся к позитивной самооценке и самоуважению, развитие критичности к результатам своей деятельности; развитие готовности к преодолению трудностей ;

Регулятивные: развитие способности учащихся осуществлять контроль способа действия и его результата по предлагаемому эталону;

развитие способности осуществлять коррекцию (внесение дополнений и изменений в способ действия при расхождении эталона с реальным действием и полученным результатом);

развитие способности осуществлять целеполагание и планирование при решении учебной задачи;

Метапредметные: познавательные – создание условий для применения полученных знаний учащихся индивидуально; самостоятельное выделение и формулирование учащимися познавательной цели; поиск необходимой информации для применения способа действия;

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками и учителем (обращение за помощью и оказание консультативной помощи); постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Межпредметные связи: русский язык.

Форма: контроль, самоконтроль и педагогический контроль.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки, тесты.

Этап о рганизационный. Вхождение в урок.

Этап актуализации знаний.

Работа в группах (парами) с карточками.

(Слева высказывание, а справа герой, которому оно принадлежит)

Какое высказывание является пословицей?

Засохшая трава от слов не станет зелёной.

Лучше по-человечески умереть, чем так подло поступить с людьми.

Кому душой доверяешь, тот и есть твой родственник.

Чем жить без чести, лучше с честью умереть.

Ради аллаха, поподробней расскажи, сын мой, не обжигай мою душу.

Выделенные слова в предложении:

В каких предложениях есть антонимы:

1) Ты ласково, тёплым словом, умело говори, пускай ещё подождёт.

2) Чёрт побери, что мне делать, выйду из лап одной беды, попадаю в другую.

3) Если не в эту сторону, так в другую склоняется.

4) По возможности, я постараюсь, чтобы душа моя не переменилась, чтоб в ней не появились чёрные пятна.

Найдите предложение с однородными членами предложения:

А за работу в этом чаду, дыму и пыли ты не хочешь, хотя бы два раза в неделю накормить горячей едой.

Мне самому они десять раз нужней!

Найдите предложение с фразеологизмом:

Я ему вместе с домом свинцовую пулю врачу.

Голодный волк скорее ягнёнка пожалеет, чем он – человека.

Индивидуальная работа с тестами

Где и когда происходит действие в пьесе:

1) В одном из российских городов в советское время.

2) В одном из российских городов в дореволюционное время.

3) В дагестанском селе в советское время.

4) В дагестанском городе в дореволюционное время.

Действующие лица пьесы:

Ахмед, Максуд, Али, Курбан, Камиль.

Ильяс, Ахмед, Курбан, Магомед.

Муртуз, Ахмед, Курбан, Ильяс.

Почтальон, Ахмед, Курбан, Муртуз.

С чего начинается пьеса?

С приезда Максуда.

С жалобы Ахмеда.

С диалога Ильяса и Камиля.

С убийства Максуда.

Кто такой Ахмед?

Как относится Ахмед к своим подмастерьям?

Уважительно и заботливо.

Плохо, с оскорблениями.

С любовью и пониманием.

Кем приходятся Ахмеду Курбан и Али?

Какая проблема у Ахмеда?

3) Должен земляку.

4) Смертельно болен

2.8. Продолжите фразу: Максуд

1) бывший студент медресе, приехал отдыхать.

2) приехал заработать деньги, чтобы отдать сестру замуж.

3) бывший студент медресе, приехал заработать деньги на свадьбу.

4) пастух, приехал заработать деньги на свадьбу.

2.9. Какие вести привёз Максуд?

1) Гаджи собирается подать в суд и забрать дом Ахмеда.

2) Гаджи простил Ахмеду долг.

3) Жена Ахмеда с детьми приедет в город.

4) Сын Ахмеда выходит замуж.

2.10. Что Ахмеду советуют земляки?

2) Поехать на заработки.

4) Выплатить часть долга, остальное – потом.

2.11. Какую весть принёс почтальон Ахмеду?

1) Через неделю торги.

2) Через три дня Ахмед приедет за долгом.

3) Через три дня Али поможет Ахмеду.

4)Через три дня торги.

2.12. Почему Ахмед убил Максуда?

1) Максуд украл его деньги.

2) Максуд нагрубил ему.

3) Ахмед решил, что Максуд украл его деньги.

4) Максуд пригрозил Ахмеду.

2.13. Кто украл деньги Ахмеда?

2.14. Чем закончилась пьеса?

1) Ахмед разбогател.

2) Ахмед расплатился с долгом.

3) Ахмед сошёл с ума.

2.15. Какое из суждений верное?

1) Ахмед давал своим выходной в пятницу.

2) Максуд – благородный, честный.

3) Курбан бессовестный и наглый.

4) Али – глупый и жадный.

3. Слушание проектов (докладов)

Доклад ученика 8 б класса Умалатова Расула.

Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.

Проблема жестокости актуальна во все времена. В досоветское время жестокость власть имущих, в советское время жестокость власти в период репрессий (был репрессирован и А. Кадиев, чьим именем названа наша школа), жестокость фашистов во время войны с немецкими захватчиками, в наше время, когда убивают и взрывают из-за религиозных убеждений.

Ахмед – хозяин мастерской, с проседью в бороде, худой и нервный. У него проблема: должен крупную сумму денег своему земляку Гаджи. Называя Гаджи «собачим сыном, сам поступает хуже: издевается над своими работниками, не платит им денег, не даёт горячей еды, не даёт пятничный выходной, заставляет работать с утра до ночи в нечеловеческих условиях. Ахмед, не разобрав, кто украл деньги, убивает Максуда. Понятно, что доведён до отчаяния, что он в долговой яме, из-за чего страдает не только Ахмед сам, но и его семья, да и его работники. Он собирался платить им после решения своей проблемы, но поступок Камиля разрушает его планы. Бесчувственно его отношение к Максуду, доброму (пока не узнал истинного лица Ахмеда, Максуд готов помочь ему расплатиться с долгом, будь у него деньги), благородному, честному (Даже умирая, Максуд просит Ильяса сообщить родным, что он не брал денег) и справедливому человеку (Максуд выдвигает Ахмеду требования, защищающие интересы всех лудильщиков). Ахмед наказан за его жестокость: сходит с ума.

Нет оправданий поступку Ахмеда, а Максуд и остальные лудильщики вызывают чувство сострадания. Нет оправданий поступку Камиля, который в отчаянии крадёт деньги. Это безответственно с его стороны. Он тоже вкладывает свою долю жестокости, которая идёт от безответственности. Ведь из-за его поступка пострадал Максуд.

Оценка экспертной группы:

Речь Умалатова Расула грамотная. Материал подобран хорошо, есть эпиграф, объяснена актуальность, но своего мнения мало. Чувствуется книжная речь. Информация полезная. Спасибо.

Речь Гаджимирзаевой Саиды грамотная, эпиграф подобран верно, сделаны правильные выводы, приведены точные аргументы, подчёркнута актуальность поднятой проблемы. Спасибо.

III . Этап локализации индивидуальных затруднений

Этап сверки с эталоном выполнения заданий, вызвавших затруднения. Работа с алгоритмами выполнения заданий. (Смотреть приложения).

Установление причины затруднений. Фиксация затруднений при овладении способом действия. Заполнение карты успешности.

IV . Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Постановка целей и способов их реализации.

V . Этап реализации построенного проекта

Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок.

формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

VI . Этап обобщения затруднений во внешней речи

З акрепление способов действий, вызвавших затруднение.
VII . Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Проверка заданий по эталону. Самопроверка и взаимопроверка. Отметка результатов.

VIII . Этап решения заданий творческого уровня (работа в группах: успешные – в одной, менее успешные – в другой).

Творческие задания выполняют только учащиеся, которые успешно справились с заданиями и тестами. Даётся задание на составление синквейна.

Работая, мучаясь, забывая.

Жизнь лудильщиков тяжёлая.

Лудят, трудятся, мучаются.

Тяжёлая жизнь у лудильщиков.

Учащиеся, которые справились с затруднениями, продолжают работать над теми вопросами, с которыми не справились. При необходимости консультируются с педагогом.

IX . Этап рефлексии контрольно- коррекционной деятельности

Самооценка учащихся и оценка педагога. Соотнесение оценок: соответствие и несоответствие, аргументация.

Мне было интересно…

X . Домашнее задание. Поставьте себе оценки по критериям.

Эталон для проверки.

(В скобках правильные ответы)

Задания по карточкам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметные: познавательные – создание условий для применения полученных знаний учащихся индивидуально; самостоятельное выделение и формулирование учащимися познавательной цели; поиск необходимой информации для применения способа действия;

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками и учителем (обращение за помощью и оказание консультативной помощи); постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Межпредметные связи: русский язык. Форма: контроль, самоконтроль и педагогический контроль.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки, тесты.

Этап организационный. Вхождение в урок.

Этап актуализации знаний.

Работа в группах (парами) с карточками.

Установить соответствие:

(Слева высказывание, а справа герой, которому оно принадлежит)

Какое высказывание является пословицей?

Засохшая трава от слов не станет зелёной.

Лучше по-человечески умереть, чем так подло поступить с людьми.

Кому душой доверяешь, тот и есть твой родственник.

Чем жить без чести, лучше с честью умереть.

Ради аллаха, поподробней расскажи, сын мой, не обжигай мою душу.

Выделенные слова в предложении:

В каких предложениях есть антонимы:

1) Ты ласково, тёплым словом, умело говори, пускай ещё подождёт.

2) Чёрт побери, что мне делать, выйду из лап одной беды, попадаю в другую.

3) Если не в эту сторону, так в другую склоняется.

4) По возможности, я постараюсь, чтобы душа моя не переменилась, чтоб в ней не появились чёрные пятна.

Найдите предложение с однородными членами предложения:

А за работу в этом чаду, дыму и пыли ты не хочешь, хотя бы два раза в неделю накормить горячей едой.

Мне самому они десять раз нужней!

Найдите предложение с фразеологизмом:

Я ему вместе с домом свинцовую пулю врачу.

Голодный волк скорее ягнёнка пожалеет, чем он – человека.

Индивидуальная работа с тестами

Где и когда происходит действие в пьесе:

1) В одном из российских городов в советское время.

2) В одном из российских городов в дореволюционное время.

3) В дагестанском селе в советское время.

4) В дагестанском городе в дореволюционное время.

Действующие лица пьесы:

Ахмед, Максуд, Али, Курбан, Камиль.

Ильяс, Ахмед, Курбан, Магомед.

Муртуз, Ахмед, Курбан, Ильяс.

Почтальон, Ахмед, Курбан, Муртуз.

С чего начинается пьеса?

С приезда Максуда.

С жалобы Ахмеда.

С диалога Ильяса и Камиля.

С убийства Максуда.

Кто такой Ахмед?

Как относится Ахмед к своим подмастерьям?

Уважительно и заботливо.

Плохо, с оскорблениями.

С любовью и пониманием.

Кем приходятся Ахмеду Курбан и Али?

Какая проблема у Ахмеда?

3) Должен земляку.

4) Смертельно болен

2.8. Продолжите фразу: Максуд

1) бывший студент медресе, приехал отдыхать.

2) приехал заработать деньги, чтобы отдать сестру замуж.

3) бывший студент медресе, приехал заработать деньги на свадьбу.

4) пастух, приехал заработать деньги на свадьбу.

2.9. Какие вести привёз Максуд?

1) Гаджи собирается подать в суд и забрать дом Ахмеда.

2) Гаджи простил Ахмеду долг.

3) Жена Ахмеда с детьми приедет в город.

4) Сын Ахмеда выходит замуж.

2.10. Что Ахмеду советуют земляки?

2) Поехать на заработки.

4) Выплатить часть долга, остальное – потом.

2.11. Какую весть принёс почтальон Ахмеду?

1) Через неделю торги.

2) Через три дня Ахмед приедет за долгом.

3) Через три дня Али поможет Ахмеду.

4)Через три дня торги.

2.12. Почему Ахмед убил Максуда?

1) Максуд украл его деньги.

2) Максуд нагрубил ему.

3) Ахмед решил, что Максуд украл его деньги.

4) Максуд пригрозил Ахмеду.

2.13. Кто украл деньги Ахмеда?

2.14. Чем закончилась пьеса?

1) Ахмед разбогател.

2) Ахмед расплатился с долгом.

3) Ахмед сошёл с ума.

2.15. Какое из суждений верное?

1) Ахмед давал своим выходной в пятницу.

2) Максуд – благородный, честный.

3) Курбан бессовестный и наглый.

4) Али – глупый и жадный.

3. Слушание проектов (докладов)

Доклад ученика 8б класса Умалатова Расула.

Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.

Ахмед – хозяин мастерской, с проседью в бороде, худой и нервный. У него проблема: должен крупную сумму денег своему земляку Гаджи. Называя Гаджи «собачим сыном, сам поступает хуже: издевается над своими работниками, не платит им денег, не даёт горячей еды, не даёт пятничный выходной, заставляет работать с утра до ночи в нечеловеческих условиях. Ахмед, не разобрав, кто украл деньги, убивает Максуда. Понятно, что доведён до отчаяния, что он в долговой яме, из-за чего страдает не только Ахмед сам, но и его семья, да и его работники. Он собирался платить им после решения своей проблемы, но поступок Камиля разрушает его планы. Бесчувственно его отношение к Максуду, доброму (пока не узнал истинного лица Ахмеда, Максуд готов помочь ему расплатиться с долгом, будь у него деньги), благородному, честному (Даже умирая, Максуд просит Ильяса сообщить родным, что он не брал денег) и справедливому человеку (Максуд выдвигает Ахмеду требования, защищающие интересы всех лудильщиков). Ахмед наказан за его жестокость: сходит с ума.

Нет оправданий поступку Ахмеда, а Максуд и остальные лудильщики вызывают чувство сострадания. Нет оправданий поступку Камиля, который в отчаянии крадёт деньги. Это безответственно с его стороны. Он тоже вкладывает свою долю жестокости, которая идёт от безответственности. Ведь из-за его поступка пострадал Максуд.

Оценка экспертной группы:

Речь Умаева Марата грамотная. Материал подобран хорошо, есть эпиграф, объяснена актуальность, но своего мнения мало. Чувствуется книжная речь. Информация полезная. Спасибо.

Речь Юнусовой Роксаны грамотная, эпиграф подобран верно, сделаны правильные выводы, приведены точные аргументы, подчёркнута актуальность поднятой проблемы. Спасибо.

III. Этап локализации индивидуальных затруднений

Этап сверки с эталоном выполнения заданий, вызвавших затруднения. Работа с алгоритмами выполнения заданий. (Смотреть приложения).

Установление причины затруднений. Фиксация затруднений при овладении способом действия. Заполнение карты успешности.

IV. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Постановка целей и способов их реализации.

V. Этап реализации построенного проекта

Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок.

формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

VI. Этап обобщения затруднений во внешней речи

Закрепление способов действий, вызвавших затруднение.VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Проверка заданий по эталону. Самопроверка и взаимопроверка. Отметка результатов.

VIII. Этап решения заданий творческого уровня (работа в группах: успешные – в одной, менее успешные – в другой).

Творческие задания выполняют только учащиеся, которые успешно справились с заданиями и тестами. Даётся задание на составление синквейна.

Приведу примеры:

Работая, мучаясь, забывая.

Жизнь лудильщиков тяжёлая.

Лудят, трудятся, мучаются.

Тяжёлая жизнь у лудильщиков.

Учащиеся, которые справились с затруднениями, продолжают работать над теми вопросами, с которыми не справились. При необходимости консультируются с педагогом.

IX. Этап рефлексии контрольно- коррекционной деятельности

Самооценка учащихся и оценка педагога. Соотнесение оценок: соответствие и несоответствие, аргументация.

Мне было интересно…

X. Домашнее задание. Поставьте себе оценки по критериям.

Эталон для проверки.

(В скобках правильные ответы)

Задания по карточкам

Читайте также: