Гальтон наследственность таланта краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Большая медицинская энциклопедия . 1970 .

Полезное

Смотреть что такое "ГАЛЬТОНА ЗАКОНЫ" в других словарях:

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ — НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ, явление передачи потомству материальных факторов, определяющих развитие признаков организма в конкретных условиях среды. Задачей изучения Н. является установление закономерностей в возникновении, свойствах, передаче и… … Большая медицинская энциклопедия

Евреи — I (в антрополог. отнош.) представляют собою один из наиболее характерных и обособленных антропологических типов), удерживающий веками свои особенности, несмотря на различие географических и других условий, при которых ему приходилось и приходится … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ТВОРЧЕСТВО — деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. В современной научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды Т. (в науке, технике, искусстве), его… … Философская энциклопедия

Идиодинамика (idiodynamics) — Разработка концептуальной модели чел. поведения и/или опыта, в которой событие (event) является нередуцируемой сущностью, а идиоверсум (idioverse) замещает понятие личности, датируется 1950 1951 гг. Конечная цель общей психологии, теории личности … Психологическая энциклопедия

Коэффициент корреляции — (Correlation coefficient) Коэффициент корреляции это статистический показатель зависимости двух случайных величин Определение коэффициента корреляции, виды коэффициентов корреляции, свойства коэффициента корреляции, вычисление и применение… … Энциклопедия инвестора

ГАЛЬТОН — (Голтон) (Galton) Фрэнсис (1822 1911), английский психолог и антрополог. Первые научные интересы Гальтона были связаны с географией и метеорологией (открыл и дал теоретическое объяснение антициклонам). Один из создателей биометрии, метода тестов… … Современная энциклопедия

Иогансен Вильгельм Людвиг — Иогансен (Johannsen) Вильгельм Людвиг (3.2.1857, Копенгаген, ‒ 11.11.1927, там же), датский биолог, один из основоположников современной генетики. Профессор Института физиологии растений Копенгагенского университета, член Шведской АН. Своими… … Большая советская энциклопедия

Расово-антропологическая школа — в социологии, течение в буржуазной социологии 2 й половины 19 начале 20 вв. К Р. а. ш. относят Ж. А. Гобино, Ж. Лапужа (Франция), Х. Чемберлена (Великобритания), О. Аммона (Германия), а также Ф. Гальтона и К. Пирсона (Великобритания).… … Большая советская энциклопедия

Методом статистического анализа Гальтон распределил людей на разные классы, населенность которых уменьшалась по мере удаления от средней величины признака. Классификация людей Гальтона по признаку натурального таланта Поскольку 250/1,000,000 = 1/4,000, Гальтон не рассматривает никого ниже класса F. Выдающиеся люди — это не обязательно те, чей коэффициент интеллекта встречается лишь в одном из четырех тысяч случаев (IQ примерно 150), но те, кто обладает настолько редко встречающейся комбинацией интеллекта и трудовой этики. Если три эти черты личности передаются по наследству все вместе, то представляется совершенно логичным, что они наследуются и по отдельности, что полностью соответствует результатам современных психометрических исследований. nГальтон отвергает пороговую теорию человеческого величия, которая предполагает, что для успеха на определенном уровне необходима скорее удача, чем способности.

Человеку с высшим образованием выпускник средней школы покажется простаком, ну а выдающийся врач не заметит между ними никакой разницы. Во введении к собранию статей выдающегося физика, лауреата Нобелевской премии, Вилльяма Шокли, Артур Дженсен написал, что он сам часто бывал иногда устрашен мощью интеллекта Шокли. Сам Дженсен является выдающимся психологом Калифорнийского университета в Беркли, и по праву считается гением в своей области. Очевидно, что разница между замечательными интеллектами в социальных и естественных науках достаточно велика, чтобы быть заметной на каждом уровне.

Френсис Гальтон

Рис. 93. Френсис Гальтон

Гальтон был человеком публичным [1] .

Гальтон относится к числу ученых, влияние которых на развитие психологии в XX в. никак не меньше, а возможно и превосходит влияние Вильгельма Вундта [2] . Его научные интересы не ограничивались психологией, он занимался дерматоглификой, метеорологией, а также был автором путеводителя по Африке.

Для того чтобы определить уровень одаренности, Гальтон разработал специальные задания — тесты (англ, test — проба, задача, задание для проверки), с помощью которых измерял умственные способности. В понимании интеллекта Гальтон исходил из сенсуалистской (эмпирической) позиции, согласно которой в основе умственных способностей лежат хорошо развитые сенсорные способности (тонкий слух, острое зрение, цветовое восприятие). К наследственно обусловленным качествам ума он относил энергию тела и духа, выдержку и постоянство, врожденное влечение к науке, здоровье и независимость суждений. Разработанные Гальтоном тесты преимущественно включали сенсорные пробы, но также измеряли и ассоциативные способности, и способности формирования суждений.

В 1884 г. он основал в Лондоне при Южно-Кенсингтонском музее антропометрическую лабораторию, где и проводил замеры. Любой пришедший мог за небольшую плату измерить свои умственные способности, а также антропометрические характеристики (рост, вес, объем легких, частоту дыхания, предельную силу отдельных групп мышц). Целью этой программы было определение диапазона человеческих возможностей населения Великобритании и выяснение интеллектуального потенциала нации. Гальтон полагал, что эти данные можно использовать при решении государственных задач отбора в промышленности и армии и в связи с задачами колониальной политики. Постепенно выборка Гальтона достигла более девяти тысяч людей. Все результаты тщательно фиксировались и записи архива Гальтона сохранились в полном порядке до наших дней. Это позволило группе психологов из США через 100 лет (1985) сравнить данные, полученные Гальтоном, с современными. Сравнение позволяет сделать выводы о высокой надежности тестов Гальтона, о постоянстве на протяжении века антропометрических характеристик человека и об увеличении темпов психофизиологического развития современных людей [14] .

Дифференциальная психология. Популяционные исследования умственных способностей британцев имели два важных последствия для развития психологии. Первое следствие касалось формирования целого направления исследований — дифференциальной психологии, или психологии индивидуальных различий. Данные Гальтона вскрыли один неочевидный ранее факт — факт наличия большого разнообразия между людьми в абсолютных значениях результатов тестов. Этот эмпирический факт подтверждал эволюционную идею Дарвина, что видовое разнообразие признаков (внешних или поведенческих) — путь, которым идет развитие живой природы в поисках более адаптивных признаков. Таким образом, дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий, — направление, цель которого — изучить основные направления развития психологических признаков, путей, которыми идет природа, совершенствуя человека.

Исследование ассоциаций. Гальтон не мог пройти мимо одной из ключевых тем психологии от античности до наших дней — вопроса об ассоциациях идей в сознании. Но Гальтон не рассуждал о явлении, а предпринял два вида экспериментальных исследований ассоциаций. В первом исследовании его интересовал процесс ассоциирования в ответ на визуальные стимулы естественной городской среды, а именно интенсивность процесса и его содержание. В эксперименте, который Гальтон провел на самом себе, он прошел примерно 400 м по одной из центральных улиц Лондона и обнаружил, что 300 объектов из визуального ряда вызвали необычайное большое количество ассоциации, многие из которых были воспоминаниями детства. Повторение этого эксперимента позволило обнаружить, что ассоциации, вызывающие воспоминания детства, устойчивы и возникают снова при повторной прогулке по этой же улице [15] .

Второе исследование также было проведено Гальтоиом на самом себе, но стимулами были слова, записанные отдельно на полосках бумаги. Список состоял из 75 слов, которые Гальтон придумал произвольно. Через неделю после составления списка, он снова обратился к нему с хронографом и фиксировал время, необходимое на появление первых двух ассоциаций в ответ на слово-стимул. Так он обращался к этому списку четыре раза с интервалом в один месяц. Он обнаружил, что в качестве ответных реакций выступали образы, понятия и целые мыслительные картины. Обобщив свои записи, он обнаружил, что назвал 505 идей за суммарный период времени 660 с. Оказалось, что из 505 идей, которые пришли ему в голову в ответ на слово-стимул, 57 всплывали в сознании дважды, 36 — трижды и 29 — четыре раза. 40% общего количества ответных ассоциаций были ассоциациями из детского и подросткового опыта [16] .

Этот факт стал первым научным доказательством постулата о влиянии детского опыта на личность взрослого. Помимо психоанализа, в котором ассоциативный тест занял почетное место в работах К. Юнга, он также использовался в лаборатории Вундта при исследовании времени родовидовых, видовидовых и других направленных ассоциаций. В современной психологии ассоциативный тест и его модификации (свободный, ограниченный и направленный) используются как метод психолингвистики для исследования ценностных ориентаций, предпочтений, стереотипов, межэтнических и других социальных отношений.

Гальтон был ученым, для которого доказательная числовая база знания имела большое значение. Ему принадлежат необычные исследования, которые характеризуют его острый ум и прекрасное чувство юмора. Так, он пытался проверить, влияет ли молитва на плавучесть корабля во время шторма. С этой целью он собрал в морском архиве статистику по всем утонувшим кораблям. Далее он отделил судна, где в составе команды на борту был священник, от тех, где священника не было. Оказалось, что вероятность потопления не зависела от наличия на борту священника [15] . Ему также принадлежит исследование, проведенное в 1885 г., в котором он измерял степень волнения детей в классе по количеству телодвижений, которые они совершали, сидя на стуле [19] .

Nature versus nurture / Наследственность против воспитания

лозунг Фрэнсис Гальтона

В русском сокращенном переводе 1875 года она называлась: Наследственность таланта, её законы и последствия.

В отличие от назидательных рассказов XVIII-XIX веков, в которых постулировалось, что различие между людьми создаётся трудом, прилежанием и религиозно-нравственными устоями, Фрэнсис Гальтон утверждал, что интеллектуальные способности наследуются так же, как физические: рост, вес и т.п.

В начале книги автор пишет о своём замысле: «В настоящей книге я намереваюсь показать, что природные способности человека являются у него путём унаследования при таких же точно ограничениях, как и внешняя форма и физические признаки во всем органическом мире.

Следовательно, подобно тому как, несмотря на эти ограничения, с помощью тщательного подбора нетрудно получить такую породу лошадей или собак, в которой быстрота бега представляла бы качество не случайное, а постоянное, или добиться какого-либо иного результата в том же роде, - точно так же было бы делом вполне осуществимым произвести высокодаровитую расу людей посредством соответственных браков в течение нескольких поколений.

Читайте также: