Функциональное чтение в начальной школе курсовая

Обновлено: 05.07.2024

Цель: формирование правильной читательской деятельности младших школьников посредством технологии продуктивного чтения.
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования правильной читательской деятельности младших школьников.
Изучить особенности технологии продуктивного чтения.
Разработать критерии сформированности правильной читательской деятельности младших школьников.
Выявить уровень сформированности правильной читательской деятельности младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3
Глава 1. Теоретико-методологические вопросы технологии продуктивного чтения как средства формирования правильной читательской деятельности младших школьников……………………..

1.1
Методологические особенности правильной читательской деятельности младших школьников в педагогической литературе…………………………………………………….

1.2
Понятие технология продуктивного чтения в педагогической литературе начальной школы……………………………………

1.3
Методы и приемы технологии продуктивного чтения у младших школьников……………………………………………

15
Глава 2. Практико-ориентированное исследование технологии продуктивного чтения как средства формирования правильной читательской деятельности младших школьников…………………….

2.1
Методика исследования технологии продуктивного чтения на уроках у младших школьников………………………………….

2.2
Выявление уровня сформированности правильной читательской деятельности младших школьников…………….

2.3
Разработка комплекса уроков по продуктивному чтению в младших классах…………………………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

целиком.doc

Министерство образования и науки Самарской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Тольяттинский социально-педагогический колледж

Технология продуктивного чтения

как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников

Специальность 050709 Преподавание в начальных классах

Студентка: Александра Александровна Судникова

Руководитель: Л.З. Мастерова

Руководитель: Л.З. Мастерова ________________

Тольятти, 2012 г.

Глава 1. Теоретико-методологические вопросы технологии продуктивного чтения как средства формирования правильной читательской деятельности младших школьников……………………..

Методологические особенности правильной читательской деятельности младших школьников в педагогической литературе…………………………………………………… .

Понятие технология продуктивного чтения в педагогической литературе начальной школы……………………………………

Методы и приемы технологии продуктивного чтения у младших школьников………………………… …………………

Глава 2. Практико-ориентированное исследование технологии продуктивного чтения как средства формирования правильной читательской деятельности младших школьников…………………….

Методика исследования технологии продуктивного чтения на уроках у младших школьников………………………… ……….

Выявление уровня сформированности правильной читательской деятельности младших школьников…………….

Разработка комплекса уроков по продуктивному чтению в младших классах………………………………… ………………

Актуальность выбранной нами темы связана с тем, что сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Недавние исследования социологов "Левада-центра" свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы "кризиса чтения". Как их преодолеть в школе, на начальной стадии обучения читательской деятельности? Результаты международного педагогического исследования PISA -2000 и PISA -2003 (ПИЗА-2000, ПИЗА-2003) говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране. Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?

Проблемой, которую нам предстоит решать в нашем исследовании, является поиск эффективных способов формирования правильной читательской деятельности младших школьников на уроках чтения. К одним из них относится технология продуктивного чтения. Наблюдения за работой педагогов школ города, анализ их деятельности показали, что работа в данном направлении ведется, но фрагментарно, эпизодически, не в системе. Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

Объектом исследования является формирование правильной читательской деятельности младших школьников.

Предметом исследования является технология продуктивного чтения, направленная на формирование правильной читательской деятельности младших школьников.

Цель: формирование правильной читательской деятельности младших школьников посредством технологии продуктивного чтения.

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования правильной читательской деятельности младших школьников.
  2. Изучить особенности технологии продуктивного чтения.
  3. Разработать критерии сформированности правильной читательской деятельности младших школьников.
  4. Выявить уровень сформированности правильной читательской деятельности младших школьников.
  5. Разработать комплекс уроков по продуктивному чтению в младших классах для формирования правильной читательской деятельности младших школьников.
  6. Обобщить и анализировать результаты исследования.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что правильная читательская деятельность младших школьников будет сформирована посредством технологии продуктивного чтения.

Методологической основой исследования является учение об особенностях становления и развития личности младших школьников посредством становления правильной читательской деятельности, комплексный подход к анализу технологии продуктивного чтения у младших школьников, методологический принцип объективности, принцип альтернативности научного поиска.

Теоретической основой исследования являются: Психолого-педагогические труды Н. Н. Светловской, М.С. Васильевой, М.И. Омороковой.

В процессе исследования используются следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, нормативной программы и учебно-планирующей документации; моделирование, проектирование, систематизирующий анализ, синтез; наблюдение и постановка педагогического практико-ориентированного исследования; статическая обработка полученных результатов, табличные и графические методы.

На первом этапе (сентябрь 2012 г.) осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической литературы, были сформулированы рабочие гипотеза, цель, задачи.

На втором этапе (октябрь 2012 г.) проводилась практико-ориентированное исследование, рассматривалось состояние проблемы в теории и практике общеобразовательных школ г.Тольятти; изучался опыт использования технологии продуктивного чтения в начальных классах ; разрабатывались основные положения практико-ориентированного исследования.

На третьем этапе (ноябрь 2012 г.) проведено практико-ориентированное исследование по изучению технологии продуктивного чтения в начальной школе.

На четвертом этапе (декабрь 2012 г.) уточнены материалы исследования, обобщены его результаты, сделаны выводы, велось оформление курсовой работы.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что был разработан комплекс уроков по продуктивному чтению в младших классах для формирования правильной читательской деятельности младших школьников. Он может быть использован учителями начальной школы и может способствовать приобщению учащихся к чтению, а также их воспитанию.

Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из двадцати источников, пяти таблиц, двух рисунков, четырех приложений.

Глава 1. Теоретико-методологические вопросы технологии продуктивного чтения как средства формирования правильной читательской деятельности младших школьников

1.1 Методологические особенности правильной читательской деятельности младших школьников в педагогической литературе

Современное литературоведение рассматривает художественное произведение как сложное системное единство, познать которое можно лишь с помощью целостного анализа. Умение анализировать художественное произведение следует рассматривать как сложное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого.

Читательские умения – это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения. [5, с. 29].

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. [11, с. 25].

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно- этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

ФГОС нового поколения в начальном образовании выдвигает следующие требования к уровню литературного чтения. Учащийся должен понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; также он должен осознавать значимость чтения для личного развития; на уроках чтения должны формироваться представления учащихся о мире, российской истории и культуре, первоначальные этические представления, понятия о добре и зле, нравственности. Кроме этого, должны быть сформированы потребности младших школьников в систематическом чтении.

Каждая образовательная область (в начальной школе их 7) участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная, грамотность в вопросах семейной жизни, здоровья, юридическая грамотность).

Компонентами функциональной грамотности являются :

• знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

• умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

• готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Поэтому актуальны важнейшие задачи, стоящие перед педагогом:

- научить осознанно, правильно, выразительно читать;

- извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

- самостоятельно выбирать книги для чтения;

- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

- развивать читательскую компетентность учащихся через уроки литературы и организацию внеклассной деятельности

Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью следующих логических приемов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

1 уровень – знание. Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

2 уровень – понимание. Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

3 уровень – использование. Применить, проиллюстрировать, решить

4 уровень – анализ. Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5 уровень – синтез. Создать, придумать дизайн, разработать, составить план (перессказа)

6 уровень – оценка. Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать.

Самый высокий уровень – это оценка. Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить ребёнка. Что значит развить мышление? Из наглядно-действенного перевести в абстрактно-логическое: развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, развить фантазию и воображение, пространственное восприятие, моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику, так как развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность.

Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.

В процессе работы обнаруживается, что многие дети

а) после прочтения того или иного научного текста требуют личного разъяснения учителем того, что написано;

б) не вычитывают все необходимое в этом тексте, выхватывая из него отдельные слова или фразы.

Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается.

Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

В программе по русскому языку и литературе на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач:

1. осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);

2. уметь извлекать информацию из разных источников;

3. учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;

4. уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;

5. уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов;

6. реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.

Одним из главных путей формирования функционально – грамотной личности, является введение детей через литературное чтение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.

Цель уроков литературного чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.

Для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого будущего школьника. С этой целью в 1 классе я провожу диагностику детей, которая помогает выявить уровень речевой культуры, развитие речевого слуха. Диагностика проводится по следующим показателям компетентностного развития учащихся:

- Творческая речевая деятельность;

- Использование в речи элементарных формул речевого этикета.

На начальном этапе основное внимание уделяю технике чтения. По мере ее совершенствования все больше места начинает занимать работа с текстом.

Как показывает опыт, большое значение в формировании функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения, развитию их творческо-поисковых способностей является проведение нестандартных уроков, литературных гостиных, уроков-сказок, уроков-исследований, уроков-путешествий, уроков-праздников, ролевых игр и т. д.

На уроках литературного чтения я использую различные технологии:

I.Технология критического мышления

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов.

Здесь предлагаю использовать следующие приёмы работы :

8. Приём «Создание викторины

II. Игровая технология. Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды.

3. «Древо мудрости

III. Информационные технологии. В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.

Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации. Но здесь важно не увлекаться. Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы (при необходимости).

Считаю, что уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание - аудио средства. Научив детей слушать, предлагаю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

На уроках литературного чтения используется иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Также дети под руководством учителя создают диафильм по заданной теме.

IV. В рамках работы по формированию читательской грамотности также актуальна личностно-ориентированная технология. На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

Особенностями этой технологии являются:

• Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

• Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.

• Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.

Один из приемов работы – вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.

Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Продуманные творческо–аналитические задания на уроках литературного чтения позволяют развивать творческие способности и исследовательские умения учащихся, их воображение и речь, формировать эмоциональную и эстетическую культуру, способствуют процессу формирования функциональной грамотности : умение сформулировать вывод, обосновать свои рассуждения, сформулировать свою точку зрения, дать ответ на проблемный вопрос.

Образовательные достижения по повышению читательской грамотности школьников представляют собой:

1) личностные результаты –

сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения;

2) метапредметные результаты –

умение эффективно использовать различные источникам; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности;

3) предметные результаты -

уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах и др.

В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы с текстом. Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале учащиеся под руководством учителя приобретают опыт целеполагания на уроках. Затем организуется их мотивация, знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ постановки учебной цели на предметных уроках и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, основываясь на согласованном общем способе, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять самоконтроль. Здесь, собственно, у учащихся и формируется функциональная грамотность, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности данного УД контролирует учитель.

Например, метод дискуссий, дебатов я начинаю вводить в практику работы уже с учащимися 3 класса. В младшем школьном возрасте предложенный метод наиболее интересен, так как способствует формированию умений вступать в контакт с любым типом собеседника и поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила, слушать собеседника, стимулировать собеседника к продолжению общения, изменять при необходимости речевое поведение.

Такой метод позволяет учащимся свободно излагать свои мысли, свое мнение, точку зрения, а также проводить связь с жизнью. На уроках я также использую метод проектов, защита презентаций, создание и демонстрация компьютерных презентаций, которые помогают преодолеть трудности, связанные с личностными переживаниями, чувством неловкости, неуверенности. Данные методы помогают учащимся интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы.

Начальная школа ориентирована на достижение элементарной функциональной грамотности как ведущего уровня образованности ученика начальной школы.

Модель формирования и развития функциональной грамотности представлена в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции, т. е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т. е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников. При условии успешности решения выше изложенных задач, мы выполним главную цель формирования функционально-грамотной личности, т. е. формирования в организациях образования интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина. Сегодня, как никогда, обществу нужна личность, способная сделать свой выбор и нести за него ответственность. Специально подобранные задания, тесты, используемые на уроках литературного образования, способствуют формированию функционально-грамотной личности, нравственно и духовно богатой, которая способна к самоанализу, к самореализации, творчески и правильно подойти к решению задач, которые ставит перед каждым жизнь. Работа эта очень сложная, но очень важная, и её нужно проводить систематически. От этого зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова Сесиль Лупан: “Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.

Моя главная цель научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях. А также воспитать человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, формировать личность, которая не боится мыслить. Чтобы достигнуть цели, я пытаюсь создать такие условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы ему раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения.

2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М. Просвещение, 1994.-400с.

5. Пинская М. А., Тимкова Т. В., Обухова О. В. Может ли школа повлиять на уровень читательской грамотности младших школьников? //


как способность использовать все знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности и общения.

Основы функциональной читательской грамотности

закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности

— чтению и письму, говорению и слушанию.

Базовым навыком функциональной грамотности

является читательская грамотность.

В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Чтение – это основной источник социального опыта прошлого и настоящего, важнейший способ освоения информации.

Что значит функционально грамотно читать?

понимать что читаешь
размышлять над прочитанным
оценивать поступки героев
фиксировать последовательность событий
излагать и аргументировать свою точку зрения

Т.е читать осознанно.

Чем же отличается функциональное чтение от просто чтения?

Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.

Его цель – получить самое общее представление о содержании текста,т о теме и круге вопросов.

Для этого достаточно прочитать заголовки, отдельные абзацы или предложения.

Аналитическое чтение опирается на сюжет произведения.

Читая, учащиеся комментируют текст, рассуждают, высказывают свои соображения, доказывают и аргументируют

Каковы же приемы и техники, позволяющие сформировать функциональное, смысловое чтение.

Умение думать над прочитанными понимать произведение помогает приём "толстых” и "тонких” вопросов.

Тонкие вопросы –требуют однословного ответа. Толстые - размышления, привлечения и извлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Группы вопросов вы видите на экране.

Таблица "толстых” и "тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока:

на стадии вызова — это вопросы до изучения темы,

на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания,

при размышлении — демонстрация понимания прочитанного.

Домашним заданием было: составить вопросы к сказке.

Вы видите, что толстые вопросы значительно отличаются своей широтой и глубиной размышлений и последующих выводов.

Следующий не менее интересный прием – Логическая цепочка.

Данный приём помогает при пересказе большого по объему произведения. При знакомстве с биографией Пушкина последующий текст высвечивается на экране .

После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Выстраивается следующая логическая цепочка ( ее вы видите на экране)

Не менее эффективен прием – Древо мудрости.

Как он работает?

Дети Читают текст.

Каждый пишет записку, в которой задается вопрос по текст.

Прикрепляет ее к нарисованному дереву (на доске). Обычно это листочки из блокнота на клейкой основе.

По очереди каждый подходит к дереву, “снимает” записку и отвечает на вопрос вслух

Остальные оценивают и вопрос и ответ.

В конце определяют лучших знатоков произведения.

Приём Синквейна известен многим.

Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко их сформулировать.

Правила составления синквейна:

1 строка- название 1 слово

2 строка – описание 2 прилаг

3 строка – действие 3 глагола

4 строка – чувство- 1 фраза

5 строка – синоним заголовка, резюме 1 слово

Белая шляпа – факты. Вопрос -

Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни льва и собачки.

Далее шляпа красная. Вопрос - Проанализируйте какие чувства испытывает герой( используя слова из текста).

Следующая шляпа желтого цвета – с позитивным мышлением. Каждая группа находит ответ на вопрос - Найдите положительные моменты в критических ситуациях, в которые попадают лев, собачка

При использовании на уроках чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия


-75%

Гост

ГОСТ

Понятие и значение функциональной грамотности

Функциональная грамотность – это способность личности взаимодействовать с обществом, строить в нем свою жизнедеятельность, приспосабливаться к его условиям и нормально функционировать в нем.

Функциональная грамотность является одним из средств формирования социальной адаптации.

Если индивид наделен функциональной грамотностью, то он может строить свои социальные отношения в соответствии с нравственными принципами и моральными нормами поведения, с учетом ожиданий и интересов других людей, уважительного отношения к их взглядам и ценностным ориентациям.

Развитие функциональной грамотности необходимо начинать с младшего школьного возраста. Это позволит упростить процесс социальной адаптации к новым жизненным условиям ребенка и подготовит его к дальнейшей жизнедеятельности, связанной с непрерывным развитием и переходом на его новые ступени.

Рисунок 1. Функциональная грамотность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Функционально грамотная личность обладает следующими свойствами:

  • Навыки самостоятельной деятельности;
  • Навыки построения коммуникативных связей;
  • Стремление к познанию, саморазвитию и самосовершенствованию;
  • Навыки социального взаимодействие;
  • Определенные компетенции для жизнедеятельности в социуме;
  • Терпение, ответственность, трудолюбие, уважительность, милосердие, сострадание, воля.

Функциональная грамотность проявляется в чтении и письме, естественных науках, математике, экономике, юриспруденции, бытовых взаимоотношениях, вопросах здоровья и взаимодействия с техническими ресурсами.

Основу функциональной грамотности составляет грамотность в чтении и письме.

Готовые работы на аналогичную тему

Формирование функциональной грамотности чтения

Обучение чтению в начальной школе направлено не просто на освоение образовательной программы и развитие навыков чтения. Оно затрагивает функционирование ребенка в современном обществе и его операционную деятельность в бытовом и трудовом направлениях.

Рисунок 2. Формирование функциональной грамотности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Заложение основ функциональной грамотности чтения происходит в начальной школе. Именно на этом этапе развития, дети развивают читательские компетентности и обучаются:

Также в это время происходит развитие потребности в чтении за счет специально организованных уроков чтения и дополнительных внеклассных занятий: литературные вечера, клубы, кружки, мероприятия литературного чтения.

Посредством формирования функциональной грамотности чтения происходит формирование у ребенка знаний и принципов решения разнообразных задач во всех направлениях и сферах деятельности. Ребенок начинает приспосабливаться к условиям непрерывно изменяющейся социальной реальности, взаимодействовать с информационными ресурсами, разрешать конфликты, ориентируется в ценностях и нормах современной действительности.

Функциональная грамотность формируется, прежде всего, за счет развития навыков работы с информацией т.е. умений читать и находить в тексте что-то важное и полезное. Это обуславливает ориентацию начального школьного обучения на работу с литературными текстами: обучение чтению, анализ прочитанного, развитие навыков осознанного восприятия текста и понимания того, что написано.

Необходимо обучить детей именно осознанному восприятию текстовой информации, поскольку, оно лежит в основе личностного развития и саморазвития подрастающего поколения. Если ребенок владеет грамотным чтением, понимает смысл текста и его содержание, то он становится способным к выражению своих мыслей, а значит и сможет свободно общаться, строить социальные контакты.

Формирование грамотности чтения реализуется в несколько стадий:

  1. Развитие техники чтения. Первоначально необходимо обучить ребенка правильному чтению. Технику чтения требуется довести до автоматизма.
  2. Работа над текстом. Ребенок обучается осознанному восприятию текстовой информации. После прочтения текста учащийся должен уметь ответить на вопросы по его содержанию. Для этого, применяются разнообразные приемы работы со словарем, которые ориентированы на развитие осознания прочитанной информации. В ходе этой работы, выявляются слова, значение которых требует пояснения педагогом. Педагог выбирает из текста слова – эмоции, слова – чувства, слова- настроения. Это развивает интерес учащихся к тексту. Дети учатся вчитываться в текст и постигать его суть.
  3. Контроль осознания и осмысления содержания текста каждым учащимся. Проверка производится с помощью выполнения различных упражнений, как правило, в тестовой форме. Они нацелены на проверку верного восприятия содержания текста. В тест включаются вопросы, касающиеся имен героев, сюжетной линии, отдельных терминов и литературных понятий. Необходимо, также, в качестве контрольных заданий использовать такие, которые требуют повторного обращения к тексту. Это позволит закрепить его понимание. Например, необходимо что-то пояснить словами героев текста или сформулировать свое мнение, по конкретной ситуации с ее детализацией из текста. Это позволяет развить чтение в направлении формирования желания не просто прочесть текст, а разобраться в том, что в нем написано, провести анализ текстовой информации, идеи автора текста.
  4. Подведение итогов проведенного занятия. Здесь, педагог может дать пояснение проделанной работе и освоенным навыкам, еще раз подчеркнуть важность осмысленного чтения.

Формирование функциональной грамотности чтения в младшем школьном возрасте реализуется за счет проведения занятий в игровой форме, организации исследовательской деятельности, чтения сказок, проведения ролевых игр, уроков-путешествий, применения современных информационных ресурсов и технологий.

Читайте также: