Функционально неграмотные это люди учившиеся ряд лет в школе

Обновлено: 08.07.2024

46. Интерпретация идеала человека, перевод его в плоскость стратегической цели образовательной деятельности — это:
• парадигма педагогическая

47. К пониманию проблемы экономической эффективности образования в конце XIX в. приближался русский педагог-компаративист:
• П.Г. Мижуев

48. Какая-либо целостная система или широкое многогранное явление, на которое направлено исследование, выполняет в нем функцию
• объекта

49. Кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система, лежит в основе __________________ обучения.
• программированного

51. Крайнее леворадикальное направление, считающее существующую школу вредным архаизмом, приносящим только вред обществу и детям; ведущее поиск принципиально новых форм взаимодействия с подрастающим поколением, часть которых имеет анархистский характер называется:
• антипедагогическим направлением реформирования

52. Крупный международный проект, цель которого заключается в том, чтобы обеспечить мобильность студентов Европейского Совета, — это:
• ЭРАЗМУС

53. Люди, абсолютно не умеющие читать и писать, относятся к:
• элементарно неграмотным

54. Люди, учившиеся ряд лет в школе, но не сумевшие приобрести или утратившие навыки беглого чтения и элементарно грамотного письма; не могут разобраться в инструкциях, касающихся обращения с механизмами, химическими реактивами, излагающих правила безопасности на производстве, относятся к:
• функционально неграмотным

55. Междисциплинарная область знаний, направление научной деятельности, важнейшей целью которой является переориентация мировых достижений в области образования и воспитания в соответствии с целями развития региональной (европейский регион) педагогической науки и практики, — это:
• международное педагогическое науковедение

56. Междисциплинарная область знаний, развивающаяся на стыке педагогики и лингвистики, призванная систематизировать понятийный аппарат современной международной педагогической науки, — это:
• международная педагогическая лексикография

57. Междисциплинарные учебные формы, укорененные в идеях объединения и синтеза, согласно общей теории конвергенции и базирующиеся на понимании того, что поиск знания является лучшим способом междисциплинарного исследования, которое обобщает традиционно разделенные дисциплины, переструктурирует установленные дисциплины, вносит коррективы в проблемы специализации, называются:
• интегративными учебными программами

58. Международная исследовательская организация, концепция которой строится на фундаментальных положениях, включающих понимание того, что решение глобальных проблем — долгосрочная перспектива, — это:
• Римский клуб

59. Международная исследовательская организация, миссия которой — проводить сравнительные исследования школьной политики и практики в целях повышения эффективности обучения, — это:
• ИЕА

60. Международная исследовательская организация, призванная описать и проанализировать межнациональные и лонгитюдные пути внедрения компьютеров в школах и их использования учителями и учащимися, — это:
• КОМПЕД

На прием к психологу приходит мама с сыном, которому 11 лет. Он довольно развитый физически мальчик, любит заниматься спортом. Врачи не находят у него отклонений умственного развития. Однако в школе он учится плохо. Вместе с мамой он вслух читает параграфы из учебника по несколько часов в день, однако ответить на вопросы по содержанию не может, смысл прочитанного не понимает.

В данном конкретном случае было установлено, что у ребенка — функциональная неграмотность.


Под функциональной неграмотностью принято понимать неспособность ребёнка или даже взрослого использовать чтение или письмо в социальном контексте. Функционально неграмотный человек, умея читать и писать, не может применить свои умения на практике. Например, он не может прочитать, понять и воспользоваться инструкцией по пользованию бытовой техникой, не может заполнить квитанцию или другой подобный документ, не способен написать заявление с просьбой.

После ряда проведённых исследований оказалось, что функционально неграмотных людей — несколько десятков процентов, по некоторым исследованиям — до 50%.

Функционально неграмотный человек при чтении узнаёт слова, но не может найти ни художественного смысла, ни утилитарной пользы в том тексте, что он прочитал. Читать такие люди не любят категорически. Некоторые исследователи, имеющие медицинское образование, полагают, что функциональная неграмотность свидетельствует о более серьёзных нарушениях механизмов внимания и памяти, чем те, что имеются при обычной общей неграмотности.

Насколько серьёзна ситуация?


Сформулировать выводы на основе текста и предложить свои гипотезы оказалось способно лишь 2% из принявших участие в исследовании. Россия — не исключение: примерно такая же статистика у школьников Италии, Финляндии, Англии, США.

Конечно, в общем случае, уровень функциональной неграмотности варьируется в разных культурах и странах. Связано это с тем, что в более развитом обществе требуются и более продвинутые навыки. Так, уровень чтения и понимания текста, достаточный для сельской местности развивающейся страны, может быть оценен как функциональная неграмотность в технологически развитом мегаполисе.

Основные признаки функциональной неграмотности школьника:

  1. налицо явная нелюбовь к чтению;
  2. избегание интеллектуальных задач любого рода, отсутствие мотивации к их решению;
  3. обращение с просьбами объяснить текст или способ решения задачи к другим людям;
  4. неумение следовать простым инструкциям;
  5. попытки чтения вызывают физические трудности в виде головной боли, боли в глазах, усталости;
  6. намного легче понимают материал на слух, чем после самостоятельного чтения текста;
  7. во время чтения дети часто пытаются артикулировать, а то и проговаривать текст.

Причины функциональной неграмотности

Одно из наиболее популярных объяснений — резкое возрастание информационных потоков. Научных доказательств этому нет, но увеличение числа функционально неграмотных детей действительно совпало с развитием телевидения. Существует ряд исследований, в которых доказывается, что дети раннего возраста (1-3 года), проводящие перед экраном телевизора несколько часов каждый день, утрачивали часть познавательных навыков.


Однако причина этого может быть просто в том, что ребёнком, который несколько часов в день сидит перед телевизором, просто никто не занимается?

Нельзя не признать, что функциональная неграмотность и дислексия были впервые описаны ещё в XIX веке, задолго до развития информационных технологий. Тогда это пытались объяснить наследственностью и генетикой. Сегодня генетический фактор тоже нельзя сбрасывать со счетов.

Можно ли бороться?

Отмечают, функциональная неграмотность — это не проблема педагогической науки, а последствия некорректного обучения в начальных классах школы. И устранять проблему следует именно там и именно в 6-8 лет. Для устранения функциональной неграмотности не требуется ни дополнительных финансовых вложений, ни отдельных научных разработок. Всё, что требуется — включить обучение функциональной грамотности в каждый урок, будь то чтение, родной язык, или информатика. Методики известны, овладение ими доступно любому современному педагогу.

Функциона́льная негра́мотность — неспособность человека читать и писать на уровне, необходимом для выполнения простейших общественных задач; в частности, это выражается в неумении читать инструкции, в неумении находить нужную в деятельности информацию. Понятие появилось в 90е годы XX века. По мнению Татьяны Дмитриевны Жуковой, президента Ассоциации школьных библиотек России, именно функциональная неграмотность является причиной многих техногенных катастроф [1] .

Функционально неграмотные люди культурно ограничены (в той или иной степени), характеризуются слабой учёбой в школе, негативным отношением к культурным учреждениям, вытекающим из неумения понимать их репертуар и боязни быть осмеянными в связи с этим [2] .

Существующие системы решения проблемы

Для решения проблемы в Великобритании сформулировали национальную идею поддержки чтения, о которой объявили во время показа популярного сериала, в то время, как у экранов собралась огромная аудитория. При реализации государственной идеи были задействованы как государственные ресурсы, так и деньги частного бизнеса [1] .

В Японии с 1958 года действует закон о школьных библиотеках, существует закон о поощрении детского чтения [2] .

Примечания

  1. 12Татьяна Дмитриевна Жукова — президент Ассоциации школьных библиотек РоссииФункциональная неграмотность — чума XXI века. Независимая газета (10 марта 2006). Архивировано из первоисточника 18 февраля 2011.Проверено 22 декабря 2008.
  2. 12Добреньков В. И., Кравченко А. И.Социология: Социальные институты и процессы. — Т. 3.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Функциональная неграмотность" в других словарях:

Функциональная неграмотность — (лат. – направление) – степень неподготовленности человека к выполнению возложенных на него функций или добровольно взятых на себя. Функциональная неграмотность проявляется в: недостаточной сформированности речевых умений, ведущих к неправильному … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Функциональная грамотность — (лат. – направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций. Функциональную грамотность составляют: элементы лексической грамотности; умения человека понимать различного рода… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Грамотность — Уровень грамотности по странам мира (отчёт о развитии человечества 2011) Грамотность степень владения человеком навыками письма и … Википедия

Инструкция по эксплуатации — Инструкция по эксплуатации описание изделия и правил пользования им. Большинство производителей включают буклеты с инструкцией по эксплуатации в комплект доставки. Такие буклеты содержат описание частей изделия, если необходимо,… … Википедия

ГРАМОТНОСТЬ — определённая степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматич. нормами родного языка. Применительно к характеристике населения один из базовых показателей его социально культурного развития. Конкретное содержание… … Российская педагогическая энциклопедия

Украинская Советская Социалистическая Республика — УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… … Большая советская энциклопедия

Латвийская Советская Социалистическая Республика — (Латвияс Падомью Социалистиска Република) Латвия (Latvija). I. Общие сведения Латвийская ССР образована 21 июля 1940. С 5 августа 1940 в составе СССР. Республика находится на С. З. Европейской части СССР, с З.… … Большая советская энциклопедия

Финляндия — (Finland) История и география Финляндии, население и административно территориальное деление Финляндии Географическое положение и климат Финляндии, Языки и религии Финляндии, экономика и внешняя политика Финляндии, Хельсинки Содержание Содержание … Энциклопедия инвестора

Факты

Российские школьники – лучшие в мире, если верить результатам PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). Этот мониторинг изучения качества чтения и понимания текста проводится раз в пять лет IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement - Международная ассоциация по оценке учебных достижений). В 2006 году у четвероклассников из России в нем были самые высокие показатели среди учеников из 35 других стран.

Однако с девятиклассниками картина выглядит далеко не так радужно. В декабре 2010 года были объявлены итоги четвертого цикла международной программы по оценке образовательных достижений 15-летних учащихся PISA-2009 (Programme for International Student Assessment - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). Российские подростки почти замкнули список – их читательская, математическая и естественнонаучная грамотность оказалась значительно ниже, чем у участников из 65 других стран.

Почувствуйте разницу

В связи с этим выделяют три уровня читательской грамотности: сначала ребенок просто учится читать, затем использует полученное умение для обучения и, наконец, для удовольствия и решения собственных задач. Первый этап, как считают в Международном сообществе специалистов по чтению, заканчивается в 10 лет, как раз к концу 4 класса – когда проводится PIRLS. Второй этап – к 15 годам, на момент участия в PISA. Оба теста, таким образом, измеряют готовность перехода ученика на новый уровень грамотности.

Их тест состоял из 4 текстов и 51 вопроса (два текста были подобны тем, что в PIRLS, а вопросы - PISA, и два – из PISA с вопросами PIRLS). С его помощью они измерили уровень грамотности детей в 4, 6 и 9 классах. Оказалось, что за 2 года – между 4 и 6 классами – в технике чтения детей не меняется почти ничего, а к 9 классу она улучшается – но лишь по отдельным показателям и максимум на 15%.

Далее исследователи попробовали разобраться: на каком этапе образования происходят сбои.

Где начало читательской безграмотности?

Им бы те учебники взять и отменить

В тесте PISA есть группа вопросов, где российские девятиклассники все же оказались на высоте – это вопросы, в которых содержатся те же ключевые слова, что и в ответах, которые нужно найти в тексте учебника. Но в этом и заключается другая проблема формирования читательской грамотности.

Грамотность – лакмусовая бумажка образования

Мониторинги читательской грамотности, как отметил в заключение Виктор Болотов, помогают понять – что не так с обучением в основной школе. По его словам, в России уже проводились исследования, в ходе которых было выявлено, почему дети не решают сложные задачи на ЕГЭ по математике: не могут правильно интерпретировать задания. Все дело в том, что они не понимают вопрос. Поэтому уметь работать с текстами школьнику необходимо.

Читайте также: