Фромм здоровое общество краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Согласно Фромму, который в этом следует за Руссо и Кантом, каждый человек может быть душевно здоровым, если общество будет способно обеспечить каждому полное становление во всем спектре его потенций.
Он пишет:

Разумеется, трудно оспорить нездоровье недоразвитого индивида, но вполне уместно поставить под вопрос здоровье вполне развившегося индивида.
Привязать душевное здоровье к полному развитию способностей каждого значит дополнить марксистскую утопию психиатрическим идеалом. Если бы сказанная утопия полного развития каждого, как условия здоровья, была осуществима, люди давно достигли бы идеального состояния, не дожидаясь рождения Эриха Фромма.

Опять же, трудно оспорить возможное нездоровье индивидуума, лишенного нормальной социализации. Но это не мешает нам поставить под вопрос здоровье индивидуума, прошедшего наилучшую социализацию, возможную в обществе. Каковы основания для сомнения?
Наши основания в том, что мы полагаем недостаточным определение Аристотеля, которое усвоили себе марксисты и Эрих Фромм, в частности. В этом определении – "политическое животное" – отражены две природы человека: биологическая и общественная; но нет третьей природы – божественной.

Мы вправе воспользоваться этой возможностью и, оставляя в стороне эволюционно-экономические подходы Фромма, утверждаем, что в данном контексте речь должна идти прежде всего о МОРАЛЬНОМ ЗДОРОВЬИ общества и личности.

Как обеспечить справедливость? Особенно в условиях, когда тяга к справедливости у населения сочетается с правовым нигилизмом?
Здесь недостаточно только развитого права и умной правоохранительной системы. Нужна большая системная и планомерная творческая работа, основанная на знании и философии. Нужна государственная социология, ассистирующая правоохранительной системе на постоянной основе. Наверное, проблема личного становления – в том числе понятая как развитие способностей индивида – найдёт своё место в этой социологии. Но этого недостаточно. А главное – нужны соответствующие государственные институты, продлевающиеся в свободную общественность.

Следующим важным показателем морального здоровья является актуальная общность; или широкое поле возможностей реализации имяреком своей общественной природы. Не индивидуальная жизнь в конкуренции со всеми за выживание и благополучие, но ЖИЗНЬ СОВМЕСТНАЯ!

А Цицерон, между тем, полагал, что связь между людьми, их взаимная открытость, способность и стремление участвовать в судьбах друг друга – гораздо древнее, нежели приватность и индивидуализм.

Со времён Сократа также известно, и поддержано Декартом, что человек получает удовлетворение от добродетели. Имярек счастлив не тогда, когда он подгребает под себя тёплый навоз, а когда он самоотверженно трудится в составе Общего Дела, и даже отдаёт свою индивидуальную жизнь ради жизни страны и народа. Недаром ведь, римское общество, которому мы наследуем, звалось Делом Народа, или Res Publicas.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

Еще один важный в социальном плане механизм бегства заключается в том, что индивид полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему обществом и перестает быть самим собой.

Таким образом, наблюдения Фромма показали, что сущность любого невроза, равно как и нормального развития, составляет борьба за свободу и независимость. Невротики же, по сути дела, продолжают сопротивляться полному подчинению и представляют собой пример неразрешенного конфликта между внутренней зависимостью и стремлением к свободе. 20

Словом, здоровое общество адекватно потребностям человека.

Фромм считает, что главным критерием здорового общества является его приспособленность к человеческой природе, что позволяет удовлетворительно решать проблемы человеческого существования. Человек может адаптироваться почти к любой социокультурной системе, но если эти системы противоречат его природе, у него развиваются ментальные и эмоциональные нарушения, которые в конечном счете будут побуждать к изменению общества.

Социолог приходит к выводу о неразрывном единстве всех сфер жизнедеятельности человека. По его мнению, путь к здоровому обществу лежит не через самостоятельное развитие экономики или достижение политической свободы, а лишь через одновременные изменения в промышленности и политической организации, в духовной и философской ориентации, в структуре социального характера и культурной деятельности.

Фромм высказывает некоторые практические соображения по движению к здоровому обществу и социальному характеру продуктивной ориентации. Для этого, как минимум, необходимо осознать причины болезни общества и, конечно же, начать практические шаги к изменению ситуации во всех сферах жизни.

По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма – это идеальное состояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности. В то же время Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека. Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом. 25

Главная задача в построении душевно здорового общества - это воспитание в людях продуктивного характера. Продуктивность – это способность человека любить, использовать свои силы, способность к самореализации.

Есть ли реальные шансы движения к здоровому обществу? С точки зрения конформизма, таких возможностей нет. Однако социолог оптимистично смотрит в будущее, отмечая веру в человеческий разум, добрую волю и здравомыслие. Прообразом будущего, по его мнению, может стать здоровое общество, в котором на смену рыночному характеру придет характер продуктивный, а роботизм будет заменен гуманистическим духом.

Социальный мыслитель провозглашает необходимость создания науки о человеке — прикладной науки, предметом которой было бы здоровье общества, подобно тому, как предметом медицинской науки является здоровье индивида. Задача построения здорового общества трудна, соглашается Фромм, но не менее трудной выглядела три столетия назад задача технического развития. И её удалось решить благодаря созданию новой науки о природе. Создание науки о человеке призвано преодолеть патологическое использование достижений цивилизации.

Таким образом, общественный проект Фромма заключается в создании условий для развития наиболее здоровых черт социального характера. Последний, в свою очередь, должен стать мощным фактором развития нового общества.

Тема взаимосвязи между политикой, правом и психикой человека, созданная Фроммом, представляет особый интерес для современной России, стремящейся вступить в ХХI в. с новыми принципами функционирования политической и правовой систем, нуждающихся в изменении.

Весьма распространённое для середины прошлого века представление о возможности преодоления кризиса капиталистического общества через его постепенное реформирование обнаружило в социальной практике множество глубоких противоречий.
Идея неотъемлемых прав человека во многом спровоцировала массовое противостояние реальным общественным потребностям. Требование свободы обернулось зачастую властью узкой группы крупных собственников. Убеждение в несомненной позитивности человеческой природы не смогло противостоять наглядным манифестациям жестокости, деструктивности и иррациональности человеческого поведения.
Надежды на разумность, стойкость, критичность человеческого сознания подверглись серьезной переоценке.
Серьезный удар по классической философской антропологии, какой была философия Эриха Фромма, нанесли общественно-политические процессы начавшегося столетия. Стало очевидным, что авторитарный диктат, тенденции к замене буржуазной демократии открытой диктатурой неожиданным образом проступают именно внутри демократических государств западного мира, которые на протяжении многих столетий рассматривались как надежный оплот человеческой независимости и автономности.

Книгу Здоровое общество - Эрих Фромм читаем онлайн бесплатно полную версию! Чтобы начать читать не надо регистрации. Напомним, что читать онлайн вы можете не только на компьютере, но и на андроид (Android), iPhone и iPad. Приятного чтения!

Здоровое общество - Эрих Фромм

Здоровое общество - Эрих Фромм краткое содержание

Здоровое общество - Эрих Фромм читать онлайн бесплатно

Глава I Нормальны ли мы?

Нет более расхожей мысли, чем та, что мы, обитатели западного мира XX в., совершенно нормальны. Даже при том факте, что многие из нас страдают более или менее тяжелыми формами психических заболеваний, общий уровень душевного здоровья не вызывает у нас особых сомнений. Мы уверены, что, введя более совершенные методы психической гигиены, можем в дальнейшем улучшить положение дел в этой области. Если же речь заходит об индивидуальных психических расстройствах, мы рассматриваем их лишь как абсолютно частные случаи, разве что немного недоумевая, отчего же они так часто встречаются в обществе, считающемся вполне здоровым.

Но можем ли мы быть уверены в том, что не обманываем себя? Известно: многие обитатели психиатрических лечебниц убеждены, что помешанными являются все, кроме них самих. Немало тяжелых невротиков полагают, что их навязчивые идеи или истерические припадки – это нормальная реакция на не совсем обычные обстоятельства. Ну а мы сами?

Тем не менее во время таких вспышек деструктивности и параноидальной[2]подозрительности мы ведем себя точно так же, как это делала цивилизованная часть человечества на протяжении последних трех тысячелетий. По подсчетам Виктора Шербюлье, в период с 1500 г. до н. э. по 1860 г. н. э. подписано по меньшей мере 8 тыс. мирных договоров, каждый из которых, как предполагалось, призван был обеспечить длительный мир: в действительности срок действия каждого из них составлял в среднем всего два года![3]

Мы сократили количество рабочих часов почти вдвое по сравнению с временами столетней давности. О таком количестве свободного времени, как у нас сегодня, наши предки не осмеливались и мечтать. И что же? Мы не знаем, как использовать это недавно приобретенное свободное время: мы стараемся убить его и радуемся, когда заканчивается очередной день.

Стоит ли продолжать описание того, что и так хорошо всем известно? Если бы подобным образом действовал отдельно взятый человек, то, безусловно, возникли бы серьезные сомнения – в своем ли он уме. Если бы тем не менее он стал настаивать на том, что все в порядке и что он действует вполне разумно, то диагноз не вызывал бы никаких сомнений.

Насколько широко распространены психические заболевания в различных странах западного мира? Самое удивительное, что данных, отвечающих на этот вопрос, вообще не существует. Имея точные сравнительные статистические показатели о материальных ресурсах, занятости, о рождаемости и смертности, мы не располагаем соответствующей информацией о психических заболеваниях. В лучшем случае у нас есть некоторые сведения по ряду стран, таких, как США и Швеция. Но они дают представление только о числе пациентов в психиатрических лечебницах и не могут помочь в определении сравнительной частоты психических расстройств. В действительности же эти данные указывают не столько на увеличение количества психических заболеваний, сколько на расширение возможностей психиатрических лечебных заведений и улучшение медицинского обслуживания в них[4]. Тот факт, что больше половины всех больничных коек в США занято пациентами с психическими расстройствами, на которых мы ежегодно расходуем свыше миллиарда долларов, может, скорее, свидетельствовать не о росте числа душевнобольных, а лишь о развитии медицинского обслуживания. Однако есть другие цифры, с большей определенностью указывающие на распространение довольно тяжелых случаев нарушений психики. Если во время последней войны 17,7 % всех призывников были признаны негодными к военной службе из-за психических заболеваний, то это, несомненно, свидетельствует о высокой степени психического неблагополучия, даже если у нас нет аналогичных показателей для сравнения с прошлым или с другими странами.

Фромм, если кто не знает, психолог-гуманист-социолог середины ХХ века. В свое время меня очень просветила его "Иметь или Быть" – про отношение индивида к себе и к окружающему миру. Потом была еще "Искусство любить", полная гуманистического пафоса, а вот теперь – "Здоровое общество".
В работе Фромм задается вопросом – "здорово ли современное общество" – причем под здоровьем он понимает не адекватность с точки зрения самого общества, а адекватность с гуманистической точки зрения – здоровое общество – это такое, которое максимально способствует развитию в людях творческих начал, душевных и духовных качеств, помогает им ощутить жизнь во всей ее прелести и красоте.

Рассматривая западное общество, он приходит к выводу, что оно – тяжело больно. Люди превращаются в придатков процесса производства, реклама общества потребления стимулирует у них потребительские инстинкты, и люди заняты трудом ради приобретения ненужных вещей, производя при этом столь же ненужные вещи (которые становятся нужными лишь благодаря стимулированию рекламой). В капиталистическом обществе во главу угла ставится прибыль – даже если эта прибыль идет в противовес интересам общества (снимаются отупляющие фильмы, играющие на самых низменных инстинктах и потому популярные, и т.д.), конкуренция вредит чувству братства между людьми.
В общем, не буду пересказывать книгу – обвинения в адрес как капитализма во всех его вариантах у Фромма серьезные, с цитатами других мыслителей. Осуждает он и советский вариант марксизма – за то, что в СССР-де нет уважения к человеку, без которого отмена частной собственности – это только полумера, не способная достичь главного результата (построения гуманистического общества). Здесь с ним можно не соглашаться, но вот его мысль, что главная опасность капитализма – не в экономической эксплуатации (как это пропагандировалось в СССР), а в духовной деградации – считаю, правильная. Впрочем, эта же мысль была близка и Марксу, и Бакунину, и Луначарскому.
Далее, Фромм пытается давать "рецепты лечения" общества – сначала удаляясь в теорию, достаточно утопическую. А потом – переходит к практическим предложениям – обязательные социальные гарантии, запрет рекламы, цензура на пошлость, образование для взрослых (Фромм справедливо пишет, что многие дисциплины – философию, социологию уместно преподавать только в зрелом возрасте), создание на рабочих местах спортивных секций, кружков самодеятельности, пропаганда уважения к труду (журналы должны с гордостью рассказывать о простых рабочих людях – шахтерах, хлебопашцах, а не о тупых артистах), человек труда должен считаться подлинным хозяевам жизни. Фромм пишет, что жажда творчества, любовь к прекрасному – заложены в человеке. И если СМИ будут поощрять и пропагандировать их также, как сегодня пропагандируют новые машины и жажду наживы – у людей сменятся стимулы. Грубо говоря, если сегодня в уважухе чувак на крутой тачке, то завтра уважением будет пользоваться парень со значком "Нормативы ГТО сданы на отлично". Кстати – по-моему все предложения (уважение к рабочему человеку, вечерние школы, разностороннее образование, спортивные секции и поощрение самодеятельности были как раз в СССР – Фромм, очевидно, этого просто не знает, и впечатление от СССР у него установилось по западной пропаганде).
По-моему, идеи вполне реалистичны, хотя путь к здоровому обществу ох как долог. Придется бороться на всех фронтах – экономическом (против власти Капитала, порабощающего людей), политическом (смена курса) и, главное, культурно – духовном. Медленно-медленно, как улитка ползет по склону Фудзи.
Книга читается немного занудно – Фромм любит все разжевать, или пофантазировать, или дать пространные цитаты. Но, тем не менее, это лучшая апология утопии, попытка доказать, что общество, основанное на идеалах добра, равенства, братства и свободы – возможно. Разбирает Фромм и набор стандартной критики (например что люди-де изначально ленивы и не захотят работать в отсутствие острого экономического стимула) и т.д.

Я бы порекомендовал этот классический труд всем, кто любит порассуждать о лучшем устройстве мира – как "правым" так и "левым". Очень познавательно (мнения и цытаты разных людей), есть оригинальные и вкусные мысли, необычный взгляд на многие проблемы. Только читать надо не залпом, а кусками, обдумывая каждый.

Читайте также: