Фрол силин карамзин краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Жанровая направленность произведения представляет собой историческую повесть, основной темой которой является рассмотрение вопросов свободолюбия, справедливости, чести в отношении своего народа.

Сюжетная линия произведения разворачивается в период угнетения русским царем вольного города, проявляющего непокорство и свободолюбие.

Главным персонажем повести является сильная и властная русская женщина в лице Марфы Борецкой, отличающаяся мудростью, величественностью, великодушием, смелостью, стремлением к свободе. Внешность героини представляется автором как статная красавица, имеющая бледное лицо, покрытое румянцем.

Композиционная структура повести представляется повествованием, осуществляемым знатным новгородским гражданином, являющимся участником происходящего бесправия, основанного на желании русского царя Ивана Третьего завладеть богатым городом в период его расцвета и могущества.

Отличительной особенностью повести является изображение писателем простой женщины, обладающей чрезвычайным редким характером, сумевшей руководить горожанами, отстаивая их интересы, уверенная, что потеряв свободу народ лишиться собственного благополучия, попав под гнет жестокой власти царского правителя.

На всем протяжении сюжетного действия ощущается авторская симпатия к главной героине и жителям города, подчеркнутая в изображении великолепного и в то же время противоречивого образа Марфы Посадницы.

Своеобразие повести заключается в представлении яркого и героического образа женщины, являющейся защитницей свободы, которое проявляется впервые в русской литературе.

Средствами художественной выразительности в произведении являются речевые характеристики главной героини, выражающиеся в ее ораторских приемах, контраргументах, антитезисах, в которых негласно слышатся личностные мотивы, подчеркивающие душевный эмоциональный порыв повествовательного действия. При этом повесть насыщена историческими примерами в виде упоминания из легенд и предзнаменований о великих древних князьях в лице Олега, Ярослава, Владимира, которые принимают решение о статусе города как вольного поселения, являющегося независимой Новгородской республикой.

Смысловая нагрузка повести заключается в изображении автором различных государственных принципов в виде республики и монархии.

Лидер

Марфу поддерживали богатые землевладельцы, к ним относились Овиновы, Казимировы, Есиповы, Афанасьевы, Коробовы и некоторые другие. Они жили на Софийской стороне. К сторонникам Москвы относились более бедные вотчинники. Марфа владела значительным богатством и поэтому её желания расценивались как приказы. Женщина жестоко распоряжалась со своими врагами, в том числе и с боярами. В конце 15 столетия Борецкая со своими сторонниками, не скрываясь, не хотели стать подданными Московского князя.

В 1471 году она желала поставить архимандритом Пимена. Её поддержали боярыни Ефимия и Анастасия ( тоже вдовы). Однако архиепископом выбрали Феофила. Потом Борецкая послала послов к Московскому князю. Вернувшись обратно, они объявили, что Иван III считает Новгород своей вотчиной. Борецкая с богатыми подругами возглавили партию, боровшуюся против власти Москвы.

Речь Марфы

Дальше еще интереснее закручивает свой сюжет краткое содержание. Марфа-посадница под восклицающие звуки тихо и величаво вошла на железные ступени лобного места. На ее лице читались скорбь и величие. Она спокойно начала свою вдохновенную речь и сказала, что по праву может быть защитницей вольности, так как именно ее отец и супруг положили голову, сражаясь за этот славный город.

Борьбы Борецкой с Москвой

Марфа Борецкая вдохновляла народ на борьбу с московским князем. Она действовала решительно. В своём доме она организовывала шумные политические собрания, убедительно выступала перед собравшимися жителями. Своими горячими призывами она приобрела много сторонников. Жители верили Марфе и готовы были бороться против Москвы вместе с ней, но они не представлял насколько это опасно для них.

Новгородская знать мечтала создать в своём городе православное наместничество во главе с литовским паном. Перед ним было поставлено одно условие – он обязывался стать мужем Марфы. Жители Великого Новгорода согласились жить под покровительством Казимир, надеясь на его милостыни. Марфа интриговала и за гроши подкупала бедноту, чтобы они на вече кричали против Ивана III и призывали послать послов к Казимиру. Хотя смерды действовали вяло, но их набралось достаточно много и послов в Литву послали. Приверженцы же московского князя соглашались и явно не протестовали.

Новгородцы предвидели, что такое противостояние принесет им много горя, но не могли поступиться своею гордынею. И вот вечевой городской колокол созывает всех горожан немедленно собраться на Великой площади.

Народ со всех концов устремился туда, встревоженный гул его заглушал колокольный звон. Люди собрались и стали требовать начать вече.

Напротив белокаменного дома Ярославова собрались посадники с медалями на груди, бояре со знаменами, старосты с серебряными секирами и много другого народа.

Вдруг на лобном, или, иначе, на Вадимовом, месте, где возвышался мраморный образ витязя Вадима, появился посланец – доверенный царя Иоанна князь.

Конец

Боярская владела в 1480 году на реке Сорока 16 земельными участками. Половину из них она подарила монастырю. Деревни на реках Суме, Волги и озере Колдо, рыбные ловли на реке Водла, а так же сёла, уже после кончины Борецкой, тоже передали монастырю.

Через 13 лет после битвы на Шелони, в 1484 году по приказу московского князя схватили Борецкую и её внука от сына Дмитрия. Всё богатство собрал себе московский князь. У небольшого селения Млеве Марфу убили и похоронили.

Есть еще версия, что сначала Марфу с внуком Василием привезли в Москву. Затем она была сослана в Нижний Новгород в Зачатьевский монастырь, где и была пострижена в монахини под именем Мария. Прожила до 1503 года.

Ожидание

На колеснице в город привозят тело Мирослава, раненые воины рассказывают о страшных сражениях. Русские были против русских, воины обеих сторон хотели доказать, что они славяне. Взаимная их злоба и есть самое ужасное! Двое сыновей Марфы тоже погибли.

Но битва продолжалась, Иоанн в прямом столкновении не смог одолеть витязей новгородских, тогда он пошел на длительную осаду. Город начинал голодать, защитники вольности стали гибнуть.

Старец Феодосий, покинув свой затвор, пришел в город и опять стал посадником, однако после победы сам же вручил ключи от города царю Иоанну и попросил у него пощады для народа, взамен пообещав, что эти люди будут служить ему верой и правдой.

Итоги

Судьба новгородской посадницы интересовала писателей и историков. Несомненно, она была сильная женщина, но жестокая и суровая. Она боролась за свободу своего города, но подкупала чернь и призывала на Русь иноземцев. Она была властной и даже жестокой правительницей и имела право наказать любого жителя.

Если верить легенде, то, узнав, что её сыновья погибли в Заонежье, она приказала сжечь несколько деревень вместе со всеми жителями. Василий Своеземцев, спасаясь от расправы Марфы, вместе с семьёй тайно скрылся из Новгорода. Жестоко поступила Борецкая с боярином Мирославским, бросив его в подземелье.

Война

Марфа надеялась, что Псков не останется в стороне, станет им союзником и даст свое войско, однако те отказались поддержать мятеж новгородцев. Вскоре пришло известие, что Иоанн с лучшим войском выдвинулся к великому граду. Полки Мирослава выдвинулись им навстречу.

Эпитафия

Марфа Борецкая еще долго после смерти интересовала русские прогрессивные умы, поэтов, историков и писателей. У нее была невероятная и совсем неприсущая русской женщине того времени сильная и незаурядная личность. Н. М. Карамзин в своих произведениях идеализировал мятежную боярыню, называя ее республиканкой, а Новгород называл Новгородской республикой. А Марфа Семеновна Борецкая была ее последней защитницей от самодержавной власти царей. Карамзин написал о ней историческую повесть, в концовке которой выразил надежду, что ее имя не будет предано забвению, и что она войдет в галерею самых известных российских женщин в стране. Его пожелания в какой-то мере сбылись. Однако сегодня к ней отношение двоякое. С одной стороны, она боролась за независимость своего города и не желала отдавать его во власть Московского князя, а с другой стороны, она помощи искала в иноземном короле.

Коростынский мир

Вскоре был заключен Коростынский мир (11 августа 1471 года). По его условиям, Новгород попадал в еще большую зависимость от Москвы. Так, его правительство должно было подчиняться великому князю в вопросах внешней политики. Это было важным нововведением, так как отнимало у новгородцев возможность иметь какие-либо дипломатические контакты с Польшей и Литвой. Также великому князю Московскому теперь подчинялся городской суд. Кроме того, церковь Новгорода становилась неотъемлемой частью единой митрополии. Главный орган местного самоуправления – Вече – больше не мог выносить решения самостоятельно. Все его грамоты заверялись великим князем, а на бумагах ставились московские печати.

Тем не менее в Новгороде сохранялись декоративные признаки старого порядка, когда здесь еще господствовала республика. Великий князь не тронул Марфу, она осталась на родине. Огромные уступки Москвы не поменяли ее планов. Она все еще мечтала о том, чтобы избавиться от зависимости от Ивана III. Но на некоторое время между сторонами воцарился хрупкий мир.

Ответный ход Ивана III

Когда до Московского Великого князя дошла весть о том, что из Новгорода в Литву послано посольство, он собрал войско и двинулся в сторону мятежного города. На реке Шелони произошла битва, которая закончилась поражением антимосковской группировки. Сын Марфы Дмитрий Борецкий был казнен. Новым посадником был назначен Фома Андреевич. Чтобы помириться с Иваном Третьим, он поднес ему тысячу серебряных рублей, который князь Московский взял, как “пеню за проступок”. Зимой он вновь приехал в Новгород и посетил дома многих знатных бояр, но Марфа Посадница Борецкая не была удостоена этой великой чести. Он решил держать ее на расстоянии, опасаясь ее новых козней.

Подробно и последовательно раскрывает Карамзин душевный мир Лизы, проникновенно описывая развитие в ней любовного чувства. Мы живо представляем героиню, желающую увидеть Эраста после первой встречи и грустящую из-за неосуществленного желания. Видим радостный испуг и волнение ее при неожиданном появлении возлюбленного. Автор передает ее мысли о том, как она могла жить раньше без Эраста, ее тревогу, что аристократ Эраст не может быть ее мужем; описывает ее колебания между страхом потерять любимого человека и надеждой на его возвращение; наконец, ее безутешное отчаяние, приводящее к самоубийству.

Состояние

Марфа Борецкая: величавая республиканка

В этом великий историк, как и во многом другом, оказался прав.

Самостоятельная хозяйка

Знаменитая Новгород ка происходила из знатного рода бояр Лошинских. Ее первым мужем был боярин Филипп, в этом браке родилось двое сыновей, Антон и Феликс. К несчастью, они утонули на Карельском берегу Белого моря.

В памяти новгородцев образ Марфы навсегда остался как образ властной и жестокой правительницы, карающей самодержицы.

Как гласит легенда, узнав о гибели сыновей от первого брака в Заонежье, она приказала сжечь там ряд деревень. Если верить летописям, Борецкая была стяжательницей с мертвой хваткой.

Внимательно просматривая описи ее владений, можно встретить пушнину в тысячах шкурок и хлеб в сотнях коробей, множество мясных туш, масло, кур, лебедей, полотно в сотнях локтей. И, конечно, деньги. Денежный оброк в вотчинах Борецкой составлял не менее 51% владельческого дохода. В Новгороде, на Неревском конце города, на улице Великой ей принадлежали каменные палаты в два этажа. Ее дом резко выделялся даже среди других боярских особняков. Благодаря таким огромным богатствам Марфа и обрела политический вес. В подобных конфликтах она всегда проявляла себя как злейший враг Великого княжества Московского.

Так что терять ей было что, и когда Москва заявила свои права на Новгород, она вступила в борьбу с великим московским князем Иваном III.

Во второй половине 60-х годов XV века Марфа возглавила боярскую группировку, которая открыто выступила против Москвы и ее объединительной политики. В 1471 году Борецкая вместе с рядом влиятельных новгородцев, куда вошли боярыня Анастасия (вдова боярина Ивана Григорьева) и Евфимия (жена посадника Андрея Горшкова), решили выдвинуть своего кандидата на постархиепископа -некоего Пимена.

Плаха вместо трона

Виктор Елисеев

Тройственный женский союз

Три женщины играли главную роль в обороне Новгорода. Первая — Марфа Борецкая, вторая – Анастасия — вдова боярина Ивана Григорьевича, и третья — Евфимия, также вдова посадника Есипа Андреевича Горшкова. Все трое были богаты, обладали властью, обширными земельными угодьями и людьми. Все говорило о том, что женский элемент в Новгороде занимает видное место, особенно во время восстаний и бунтов. Вот почему Иван Третий, победив этот город, взял обет верности, не только от мужчин, но и от их жен, вдов, и даже пожилых женщин. Однако главную опасность для власти Ивана все же представляла Марфа Посадница.

Однажды юноша, повинуясь голосу, отправился в дремучий лес. Там встретил он прекрасную девушку и умирающего старца. Благословил старец молодых жить долго и счастливо на полянке в дремучем лесу.

За минуту

В давние времена простирался на многие сотни километров дремучий лес. В поселеньях на опушке ходила об этом лесе дурная молва. Считалось, что жил там злой колдун, который выпускает огненные шары и калечит лошадей, забежавших в чащу.

Жили в одной деревне старик со старухой. Был у них сын — чистый и кроткий юноша. Все девушки деревни засматривались на красавца, но был он ко всем равнодушен.

Однажды ночью услышал юноша голос, призывающий его в дремучий лес. Не хотели родители его пускать, но сын все же ушел. После долгого пути вышел юноша на светлую полянку с милым домиком. Встретила его девушка с ангельской внешностью и слезами на глазах. У большого дуба лежал древний старик. Передал он в руки юноши свою дочь и благословил молодых. Попросил привести своих родителей на полянку и вместе жить счастливо. Умер старик, похоронили его рядом с могилой жены.

Вернулся юноша домой с невестой, рассказал все обрадованным родителям. И жили они в дремучем лесу долго и счастливо.

Карамзинские повести имели особенно большое значение в развитии русской повествовательной прозы. В них Карамзин оказался крупным новатором, начав писать произведения в основном о современности, об обыкновенных, даже "простых" людях вроде поселянки Лизы или крестьянина Фрола Силина. В большей части этих произведений автор присутствует в качестве рассказчика или действующего лица, что создавало у читателя если не уверенность в том, что ему сообщают о действительном событии, то, по крайней мере, впечатление реальности повествуемых фактов.

Ранние повести Карамзина ("Евгений и Юлия", "Прогулка" и др.) обычно рассматриваются как этюды к его будущей писательской деятельности, некоторые из ("Посвящение кущи", "Ночь", "Деревня") являются своеобразными стихотворениями в прозе.

В чувстве, по Карамзину, проявляется подлинная сущность человека, т.е. его высокое нравственное начало. Проблема любви у Карамзина - прежде всего нравственная проблема. Истинная любовь не только высоконравственна в своей основе, но и является критерием подлинной человечности.

Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки. Трагический финал повести свидетельствовал о творческой смелости Карамзина, не пожелавшего снизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы благополучной развязкой. Там, где большое, сильное чувство вступало в противоречие с устоями крепостнического мира, идиллии быть не могло.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

В книге много философских и нравственно-этических размышлений самого автора, вызванных увиденным и услышанным.

Много внимания уделено описанию природы, которая, по мнению Карамзина, очищает человека и возносит благодарность богу за возможность жить в общении с природой.

Карамзин часто прибегает к словесным повторам, эпитетам, выражающим эмоциональность или созерцательность героев, и другим выразительным поэтическим средствам.

Творчество Каразина сыграло важную роль в истории русской литературы. Личность писателя – человека гуманного, образованного, независимого по отношению к власти, снискала ему уважение в передовой части русского общества.

Значение творчества Карамзина выходит за рамки сентиментализма, за границы XVIII века, поскольку оно оказало сильное влияние на литературу первых трех десятилетий XIX века. Именно это дало основание Белинскому говорить о карамзинском периоде русской литературы. В своих повестях Карамзин выступил тонким психологом. Он обогатил литературу такими художественными средствами, как мимика, жест, внутренний монолог, лирический пейзаж.

Читайте также: